Формы обучения информационно-коммуникационным технологиям

195
Мы продолжаем тему обучения информационно-коммуникационным технологиям. В настоящем материале рассмотрены существующие формы обучения, в т. ч. те, которые только становятся популярными...

Якушина Е.В.,

старший научный сотрудник лаборатории медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО (ИСМО РАО), канд. пед. наук

Мы продолжаем тему обучения информационно-коммуникационным технологиям. В настоящем материале рассмотрены существующие формы обучения, в т. ч. те, которые только становятся популярными. Дистанционное обучение
Дистанционное обучение (далее – ДО) – это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность. Информационные технологии являются ведущим средством реализации ДО. 

Информационные технологии являются ведущим средством реализации дистанционного обучения.

Дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации образования. Согласно приказу Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 № 137 “Об использовании дистанционных образовательных технологий”, итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как очно, так и дистанционно. 11 марта 2012 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.02.2012 № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании” в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий», который придал электронным программам официальный статус.

При дистанционном обучении важным аспектом является общение между участниками учебного процесса, обязательные консультации преподавателя.

С развитием дистанционного обучения, когда общение между учащимся и преподавателем происходит не лицом к лицу в учебной аудитории, а преимущественно за компьютерным терминалом на разных концах сетевого кабеля, о синхронных и асинхронных методиках дистанционного обучения заговорили с точки зрения применимости их для повышения эффективности обучения и обучаемости. При этом разные методики обучения предполагают различную нагрузку на каждого из участников учебного процесса дистанционного обучения.

Разные методики обучения предполагают различную нагрузку на каждого из участников учебного процесса дистанционного обучения.

Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает онлайн-общение учащегося и преподавателя. Такое обучение очень похоже на классическое: все занятия проходят хотя и виртуально, но в режиме реального времени. Иными словами, устанавливается время (например, 18:00), когда все учащиеся должны быть готовыми заниматься. При этом “рабочим местом” может быть любое место, оборудованное компьютером, имеющим доступ в Интернет. Благодаря самым разным видам передачи информации посредством Интернета студенты в назначенное время общаются с преподавателем (тьютором) и друг с другом.

Синхронная методика дистанционного обучения предполагает активное взаимодействие преподавателя и учащегося и, таким образом, большую нагрузку на них. Преподаватель выступает своего рода “тягачом”, вовлекающим и “тянущим” за собой своих учащихся. 

Методика асинхронного дистанционного обучения применяется в тех случаях, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени (т. наз. оффлайн-общение).

В асинхронном дистанционном обучении график более гибок. В этом случае не нужно в определенное время выходить на онлайн-связь со своими преподавателями. Задания находятся на обучающем портале, высылаются по электронной почте и т. д. Асинхронное обучение позволяет пользователю самостоятельно выбирать время для обучения.

Асинхронное обучение позволяет пользователю самому выбирать время для обучения.

При асинхронной методике дистанционного обучения на учащегося возлагается больше ответственности за прохождение обучения.

На первый план выдвигается самообучение, учащийся занимается в индивидуальном темпе и сам его регулирует. Преподаватель (тьютор) при асинхронной методике дистанционного обучения выступает консультантом, но в меньшей степени, чем при синхронной методике дистанционного обучения.

В последнее время большинство специалистов пришли к выводу, что наибольшей эффективности можно достичь при использовании  концепции смешанного дистанционного обучения. Программа смешанного дистанционного обучения подразумевает сочетание элементов как синхронной, так и асинхронной методик. 

Персональное обучение

Формат персонального обучения хорошо известен и уже давно используется на Западе.

Персональное обучение существенно отличается от уже известных и широко распространенных на образовательном рынке продуктов: во-первых, обучение можно начать в любой день, не дожидаясь набора группы, а также выбрать наиболее удобные часы для посещения учебного центра. Во-вторых, новый формат объединяет в себе некоторые элементы дистанционного обучения и видеокурсов, но при этом все занятия проходят в учебном центре под контролем преподавателя. Слушатель в любой момент может задать вопрос инструктору, не отвлекая при этом всю группу.

Кроме того, при разработке персонального обучения учитываются интересы корпоративных клиентов. Многие компании не готовы на длительный срок отрывать своих сотрудников от основных обязанностей − большинство организаций предпочитает, чтобы образовательные программы отнимали не больше 2–3 часов в день и проходили после работы.

С появлением нового формата стало возможно учитывать все требования работодателей − персональное обучение позволяет создавать индивидуальное расписание для каждого сотрудника и сокращать ежедневное количество учебных часов, растягивая обучение на более длительный срок.

При разработке персонального обучения учитываются интересы корпоративных клиентов.

Благодаря персональному обучению, слушатели гораздо эффективнее усваивают материал за счет комбинаций новых технологий – например, видеолекций и промежуточного тестирования. Эффективность формата подтверждают и результаты итоговых экзаменов и тестов.

Преимущества персонального обучения:

■ личное общение с преподавателем;

■ гарантия проведения курса;

■ возможность перераспределять время на важные модули;

■ составление личного расписания для каждого обучающегося;

■ обучающийся может посещать учебный центр и пользоваться его ресурсами;

■ наличие мотивации к обучению и контроля за его результатами со стороны преподавателя;

■ наличие в курсе дополнительного вида информации (видеокурсы);

■ отсутствие проблем со связью (в отличие от дистанционного метода, проблемы с Интернетом в данном случае не являются причиной временного прекращения обучения).

Персональная среда обучения

Под PLE – Personal Learning Environment, персональными средами обучения – понимаются инструменты, сообщества и службы, на которых основываются индивидуальные образовательные платформы, предназначенные для использования учащимися, которым предоставляется самостоятельное управление своим обучением и самостоятельная постановка учебных целей.  

Часто термин PLE употребляется как антоним к LMS – системам управления обучением, в том смысле, что первые концентрируются на обучающихся, а вторые – на учебных курсах. В то же время персональные среды обучения вполне могут пересекаться с системами управления обучением, а учащиеся могут пользоваться теми или иными компонентами LMS, конструируя собственную среду обучения.

Типичная PLE может представлять собой учебные блоги (в т. ч. микроблог Twitter), в которых учащиеся рассказывают о ходе своего обучения, YouTube и подобные ему сайты, RSS-ленты. Иными словами, PLE – это совокупность ресурсов, нужных учащемуся для того, чтобы найти ответы на его вопросы, создать нужный контекст для обучения и проиллюстрировать изучаемые процессы. Таким образом, персональная среда обучения – это не конкретное приложение или служба, а особый подход к реализации обучения.

Персональная среда – это не конкретное приложение или служба, а особый подход к реализации обучения.

Примерами персональных сред обучения может служить опыт некоторых британских и американских университетов. В Болтонском университете (Англия) было разработано приложение PLEX – платформа, с помощью которой студенты получают доступ к целой сети учебных ресурсов. В Университете Мэри Вашингтон (США, штат Виргиния) и студенты, и преподаватели охотно пользуются блогами, рассказывая о своей работе, обмениваясь идеями и совместно работая над различными учебными и исследовательскими проектами.

Идея PLE состоит в том, что учащиеся должны не просто пассивно потреблять информацию, получаемую из ограниченного числа предлагаемых им источников, а пользоваться сразу множеством информационных ресурсов, систематизировать и сравнивать полученные знания, и даже, в конечном итоге, самостоятельно создавать новые источники знаний.

При таком подходе ответственность за обучение ложится на плечи самих учащихся, и они сами направляют его ход – что, в идеале, делает обучение более значимым, приятным и интересным.

Очное обучение

Очная форма обучения предполагает системную учебную программу, при которой слушатели регулярно посещают занятия. Программа очного обучения предполагает большой объем теоретического материала, лекций и семинаров, контрольных, лабораторных и практических работ.

Очная форма обучения также носит название дневной. Однако привязка организации процесса обучения ко времени суток достаточно условна, поскольку студенты дневной формы посещают лекции и семинары в разное время суток в зависимости от расписания. Основной акцент при этом делается на аудиторные занятия, в ходе которых студенты непосредственно контактируют с преподавателями, а также между собой.

Очное обучение проводится с отрывом от трудовой деятельности.

Достоинство данной формы обучения заключается в том, что участники образовательного процесса находятся в постоянном контакте. Это позволяет более глубоко усваивать материал благодаря возможности дискуссировать, задавать вопросы, участвовать в различных видах учебной деятельности.

С другой стороны, очная форма обучения позволяет преподавателям максимально использовать все виды контроля, реализовывать на практике различные виды обучения и давать максимальный объем учебного материала.

Недостаток данной формы обучения состоит в том, что, будучи занятыми в обучении, учащиеся редко имеют возможность работать. Следовательно, такую форму обучения может позволить себе далеко не каждый. 

Смешанное обучение

Поиск более совершенных образовательных систем, использующих достоинства электронного обучения и компенсирующих его недостатки, привел к созданию смешанного обучения. Термин “смешанное обучение” используется для описания решений, в которых комбинируются различные способы доставки учебного контента и методики управления знаниями.

Этот же термин используется для описания обучения, сочетающего различные виды учебных мероприятий, включая очное обучение в классе, дистанционный формат, электронное онлайн-обучение и самообучение на рабочем месте.

Смешанное обучение можно разделить на следующие модели

■ обучение, нацеленное на получение определенных знаний и выработку навыков, сочетающее самообучение с обучением при поддержке инструктора или посредника;

■ обучение, нацеленное на подготовку специалиста для конкретной должности, с использованием сочетания различных учебных мероприятий и методов доставки контента;

■ обучение, нацеленное на развитие профессиональных компетенций, при котором смешиваются преимущества средств поддержки обучения с ресурсами и методами управления знаниями.

Смешанное обучение дает возможность сократить время отвлечения человека от рабочего процесса, а также обеспечивает доступ к образованию сотрудникам организаций из удаленных городов и регионов.

Введение смешанной формы обучения в организации способствует снижению прямых затрат на образовательные услуги, позволяет снизить издержки и повысить производительность сотрудников учебного подразделения.

При смешанном обучении учитываются индивидуальные особенности восприятия человеком информации, существует возможность выбрать удобные темп, время и место для обучения.

При смешанном обучении учитываются индивидуальные особенности восприятия информации.

Смешанная форма обучения дает возможность за счет дистанционного изучения материала уравновесить уровень базовых знаний участников, позволяет слушателям практиковаться, осваивать новые умения, закреплять полученные знания.

Соответственно, достоинства смешанного обучения заключаются в том, что оно позволяет внести разнообразие в выбор форм организации обучения, предполагает гибкость программы, стимулирует выработку навыков самообучения и поиска информации, имеет больше интересных возможностей для обучения, дает возможность получения обратной связи от коллег, преподавателя, повышает активность обучающегося.

Специалисты указывают на такой недостаток смешанного обучения, как возрастающая сложность администрирования смешанных учебных программ по сравнению с дистанционными или очными. Тем не менее, смешанное обучение имеет больше преимуществ, чем недостатков, превосходя другие формы обучения. 

Итак, обучение использованию информационно-коммуникационных технологий может проходить в любой из традиционных форм, но особый интерес представляет использование современных образовательных технологий, так как они способствуют повышению эффективности получения и усвоения знаний.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×