Формирование государственного задания в учреждениях культуры клубного типа

635
Нормативные затраты могут быть рассчитаны несколькими методами, но применяя каждый из них и следуя логике, изложенной в законодательстве, руководитель учреждения рискует попасть в одну из “нормативных ловушек”. Разберем эти спорные ситуации подробнее и опишем возможные способы их разрешения...

Е.Х. Мельвиль,

исполнительный директор ГБУК города Москвы «Культурный центр “ДК АМО ЗИЛ”, директор по правовым и финансовым вопросам агентства “Творческие индустрии”, преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук и Школы-студии МХАТ

Нормативные затраты могут быть рассчитаны несколькими методами, но применяя каждый из них и следуя логике, изложенной в законодательстве, руководитель учреждения рискует попасть в одну из “нормативных ловушек”. Разберем эти спорные ситуации подробнее и опишем возможные способы их разрешения. 

Поднимая тему государственного задания и затрагивая проблемы его формирования в учреждениях клубного типа, хотелось бы начать с анализа хода реализации основных положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” (далее – Закон № 83-ФЗ).

Одно из основных положений этого Закона: создание правовых условий для повышения финансовой устойчивости учреждений, стимулирование их хозяйственной самостоятельности – уже реализовано на практике, поскольку переходные положения Закона № 83-ФЗ прекратили свои действия еще в конце 2011 г., и все бюджетные учреждения получили право самостоятельного распоряжения всеми поступлениями от деятельности, приносящей доход.

По-иному обстоит дело с другим важным положением закона – изменением механизмов финансового обеспечения основной деятельности бюджетных учреждений через предоставление субсидий из соответствующего бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием услуг (выполнением работ) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием. На практике эта законодательная норма во многих случаях привела лишь к формальному изменению документального оформления движения денежных средств со стороны учредителей, но не к появлению реальных механизмов формирования и обеспечения государственного задания, основанных на продуманном перечне услуг (работ) и точном экономическом расчете стоимости услуг (работ). Причины заключаются в наличии некоторых “нормативных ловушках”, заложенных в законе. Рассмотрим эти “ловушки” по порядку.

На практике норма о переводе работы учреждений на субсидиарное финансирование вызвала только формальные, а не принципиальные изменения.

“Нормативная ловушка” № 1

Согласно постановлению Правительства РФ от 02.09.2010 № 671 “О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания” государственное задание формируется на основе утвержденного главным распорядителем средств бюджета перечня услуг (работ), оказываемых (выполняемых) учреждениями в качестве основных видов деятельности. Формируются два вида перечней:

базовый (отраслевой) перечень государственных (муниципальных) услуг (работ) – его формирует орган исполнительной власти с учетом типов, видов и групп учреждений в соответствующей сфере деятельности;

ведомственный перечень государственных (муниципальных) услуг (работ) формируется учредителем. Он не может противоречить базовому перечню.

Во многих регионах, в т. ч. в Москве, при формировании ведомственного перечня услуг пошли по пути разделения услуг (работ) по типам учреждений. Таким образом, вне зависимости от того, есть ли в учреждении клубного типа библиотека, театр, музей, существующие как структурные подразделения, для формирования своего государственного задания клубы, например, могли выбрать только строго определенный набор услуг, а именно:

■ услуга по прокату кино и видеофильмов, фильмокопий детского, юношеского и патриотического репертуара;

■ работа по организации деятельности творческих коллективов, студий, кружков, секций, др.;

■ работа по обеспечению сохранности и комплектованию фильмофонда;

■ работа по проведению фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций и иных мероприятий.

Это привело к тому, что стоимость услуг (работ), не вошедших в заветный перечень, просто распределялась между утвержденными для каждого учреждения услугами и работами, что привело к завышению их стоимости.

Стоимость услуг (работ), не вошедших в перечень, распределялась между утвержденными услугами (работами), что привело к ее завышению.

Де-факто, практически все учреждения сформировали государственное задание путем увеличения своего бюджета за предыдущий год на коэффициент-дефлятор, распределив затраты на виды услуг (работ), обозначенные в утвержденном перечне, ориентируясь на показатели (посещаемость, количество клубных формирований, количество мероприятий), указанные в отчетной форме 7-НК, и не полагаясь на экономические расчеты по каждому конкретному виду услуг (например, по отдельным клубным формированиям). 

Такие расчеты никто не требовал и не проверял, особенно в условиях форсированного исполнения законодательных положений. Поэтому учредитель получил информацию только о фактически сложившихся затратах учреждения, но не о реальной стоимости услуг и работ.

Например, в Культурном центре ЗИЛ стоимость работы по организации деятельности кружков и студий в расчете на одного потребителя в соответствии с государственным заданием на 2012 г. составила 94,2 тыс. руб. (не включая расходы на содержание имущества), а стоимость работы по проведению фестивалей, выставок и прочих программных мероприятий в расчете на одно событие – почти 110 тыс. руб. Это объясняется тем, что расходы на содержании библиотеки (более 120 тыс. ед. хранения и штат 17 человек), музея и театра были распределены между указанными работами.

Формальный подход к формированию государственного задания приводит к невозможности формирования единых нормативов затрат на оказание единицы государственной услуги или работы.

В соответствии с Методическими рекомендациями нормативные затраты могут определяться отдельно по каждому государственному бюджетному учреждению, по группе государственных бюджетных учреждений (средние значения нормативов затрат по группе) и с использованием корректирующих коэффициентов. При отсутствии достоверных расчетов нормативы не могут считаться действительными и справедливыми для всех. Как следствие, возникает недофинансирование отрасли или неэффективность расходования бюджетных средств, а в результате основные идеи, на которые направлено введение Закона № 83-ФЗ, – сокращение бюджетных расходов в государственном секторе и одновременное повышение его эффективности – на практике не находят своего воплощения.

Зачастую элементарный анализ затрат на оказание услуг или производство работ показывает, что их стоимость в расчете на одного потребителя в разы превышает стоимость аналогичных услуг на рынке, или содержание одного коллектива неоправданно высоко.

Конечно, стоимость работы или услуги можно снизить, увеличив количество занимающихся в клубных формированиях, но это не всегда возможно (например, в ситуации, когда возникает необходимость проведения индивидуальных занятий). Но чаще такое направление просто не пользуется спросом, поскольку деятельность “устарела” и не отвечает запросам современных горожан, и даже на бесплатные бюджетные места трудно найти потребителя. Может оказаться, что в клубном формировании нет достаточного количества участников в соответствии с рекомендованной наполняемостью на бюджетные места исходя из выделенных бюджетных ставок. Выполнить государственное задание в соответствии с утвержденными показателями в этом случае будет сложно. Так, руководство Культурного центра ЗИЛ было вынуждено закрыть бюджетный детский фольклорный ансамбль, поскольку только три человека изъявили желание поступить в него.

Кроме того, при прекращении трудовых отношений с руководителем такого клубного формирования нагрузка на выходное пособие по его сокращению полностью ложится на бюджет, а это увеличивает стоимость услуг (работ) учреждения в целом.

Отдельный вопрос, относящийся больше к политике учреждения, но также связанный с эффективность расходования бюджетных средств, – кто имеет право на получение бесплатной государственной услуги?

Зачастую в бюджетных кружках занимаются взрослые работающие люди, не относящиеся ни к социально незащищенным, ни к каким-либо другим льготным категориям, в то время, когда кружки с востребованными услугами для детей работают только на платной основе. По сути, занятия в таких кружках превратились для их членов в хобби и полупрофессиональную деятельность. Содержание этих бюджетных кружков, например, в Культурном центре ЗИЛ обходится государству примерно в 1 млн руб. в год. Численность некоторых кружков составляет только 6−8 взрослых людей, которые репетируют 3−4 раза в месяц, чтобы 6−10 раз в год выступить на Дне города или на другом массовом мероприятии. Занятий с детьми в таких кружках не ведется, т. е. реальной трансляции народных традиций не происходит.

Часто в бюджетных кружках занимаются люди, не относящиеся к льготным категориям граждан, а кружки с востребованными услугами для детей работают только на платной основе.

На взгляд автора, из описанного выше можно заключить, что задуманный реальный механизм обеспечения финансирования бюджетных учреждений через субсидию на выполнение государственного задания на сегодняшний момент не реализован в полной мере. Ситуацию могут исправить только полный и достоверный анализ реальной стоимости услуг в отрасли и формирование приоритетов государственной культурной политики исходя из определения линий поддержки того или иного вида деятельности или тех или иных организаций вне зависимости от их собственности (частной или государственной) и ее организационно-правовой формы (бюджетное учреждение или автономная некоммерческая организация).

В настоящий момент вопрос адекватного формирования государственных заданий подведомственными учреждениями стоит наиболее остро не только для учредителя, который ориентирован на эффективное расходование бюджетных средств, но и для самих учреждений.

В соответствии с положениями Закона 83-ФЗ, для повышения эффективности использования бюджетных средств в государственном секторе экономики был выбран путь расширения числа получателей бюджетных средств за счет негосударственных некоммерческих организаций (НКО). Следование этому пути рано или поздно приведет к оптимизации существующей сети бюджетных учреждений, и тот, кто сможет доказать свою социальную и экономическую эффективность расчетами, будет получать государственную поддержку.

Тот, кто сможет доказать свою социальную и экономическую эффективность расчетами, будет получать государственную поддержку.

Предпосылки для оптимизации сети уже существуют. В качестве примера можно привести данные исследования, проведенного в 2011 г. агентством “Творческие индустрии” совместно с Гуманитарным институтом СФУ (Красноярск). Так, например, доля государственного сектора в сфере культуры и творческих индустрий в Красноярске еще в 2008 г. составляла не более 10%, а по данным на начало 2011 г. она снизилась до 8%. Даже в “традиционном” или “отраслевом” секторах культуры были представлены не только государственные и муниципальные учреждения (см. Приложение). Это говорит о существовании реальной конкуренции за потребителя среди разных производителей услуг в сфере культуры, и не только в Красноярске, но и во многих крупных городах, не говоря уже о Москве и Санкт-Петербурге. В такой ситуации у государства появляется реальный выбор, кому и сколько выделять средств на выполнение государственных услуг.

О тенденции “перенаправления” государственных финансовых потоков свидетельствует и появление отдельной строки в федеральном бюджете на развитие и популяризация современного искусства в рамках проекта “Платформа” (реализуется на площадках Центра современного искусства “Винзавод”) – по 70 млн руб. ежегодно в 2012−2014 гг. Субсидии по этой строке выделяются негосударственным организациям.

Опыт Культурного центра ЗИЛ

Дворец Культуры завода АМО ЗИЛ в конце 2011 г. перешел в подчинение Департамента культуры города Москвы и стал культурным центром городского масштаба. Одной из задач менеджмента в 2012 г. была обозначена оценка экономической эффективности деятельности учреждения, как в рамках выполнения государственного задания, так и в рамках деятельности по оказанию платных услуг, которая позволила бы выработать основные направления развития, учитывая все особенности государственного бюджетного учреждения и сохранения статуса социального культурного центра. Для проведения такой оценки применить только одну рекомендованную методику по расчету стоимости услуг не представлялось возможным из-за сложности расчетов. Она, в свою очередь, была связана с отличительными особенностями культурного центра: общая площадь здания составляет 23 096 кв. м. и подразделяется на площадь театральной и клубной частей. Театральная часть представлена большим залом на 888 мест. В клубную часть входят малый зал для театральных представлений (50 мест), кинозал (220 мест), лекторий, библиотека, музей; в культурном центре действует более 120 клубных формирований.

При этом из всего возможного перечня услуг и работ в государственное задание вошли:

■ работа по организации деятельности творческих коллективов, студий, кружков, секций и др.;

■ работа по проведению фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций и иных мероприятий.

При определении расчетно-нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) в соответствии с федеральными и региональными методическими рекомендациями могут использоваться нормативный, структурный и экспертный методы расчета норматива затрат на оказание единицы государственной услуги (работы). Выбор метода определения нормативных затрат для каждой группы затрат осуществляется в зависимости от отраслевых, территориальных и иных особенностей оказания государственной услуги.

Проанализируем каждый из методов на примере методических рекомендаций, действующих в г. Москве.

Нормативный метод

При использовании этого метода нормативные затраты определяются путем умножения стоимости единицы группы затрат (рабочее время персонала, расходные материалы) на количество единиц группы затрат, необходимых для оказания единицы государственной услуги. Норматив – это объем затрат / количество услуг (работ), сложившийся в учреждении (а в перспективе – по наиболее эффективному учреждению).

Zi = (Zот + Zрм+ zус+Zин), где:

Zот – норматив затрат на оплату труда и начисления на выплаты (в т. ч. вспомогательного, технического и административно-управленческого персонала, КОГСУ 211 + 213) – произведение средней стоимости ед. рабочего времени занятого персонала на количество ед. времени, необходимых для оказания единицы услуги; 

Zрм – норматив затрат на приобретение расходных материалов (КОСГУ 340, 310) – произведение стоимости расходных материалов на их количество, необходимое для оказания единицы услуги. На практике затраты на приобретение расходных материалов в следующем отчетном году рассчитываются как произведение затрат в текущем году на индекс-дефлятор на следующий год;

Zус – услуги связи, транспорта и прочих услуг (КОГСУ 221, 222, из КОГСУ 226 реклама, подписка и др. Включаются по решению органов исполнительной власти);

Zин – иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги (КОСГУ 212, 262, 290 и др. Включаются по решению органов исполнительной власти по согласованию с департаментом финансов и департаментом экономического развития).

Если следовать данной методике, то мы неизбежно попадаем в “Нормативную ловушку” № 1, а именно: как распределить расходы на услуги (работы), не вошедшие в ведомственный перечень (затраты на основной персонал, например, связанный с деятельностью библиотеки, музея или созданием и прокатом спектаклей)?. К тому же, принцип распределения расходов на административно-управленческий персонал между услугами (работами), выполняющийся при структурном и экспертном методах (распределение расходов пропорционально выбранному основанию или на основании субъективных оценок), в данном случае не может быть корректно применен.

Нормативная ловушка №1 – как распределить расходы на услуги (работы), не вошедшие в ведомственный перечень?

Выход из этой ловушки – коррекция ведомственного перечня в части искусственного распределения, основанного на типе учреждения.

В соответствии с методическими рекомендациями по формированию государственного задания на московском уровне, затраты на коммунальные услуги и затраты, связанные с содержанием имущества, были исключены из затрат на оказание услуги или на выполнении работы, что, в принципе, было очень правильным решением, т. к. позволило оценить реальную стоимость услуг (работ), вне зависимости от размера здания, в котором они оказываются.

Исключение затрат на коммунальные услуги и затрат, связанных с содержанием имущества, из затрат на оказание услуги (выполнение работы) позволило оценить реальную стоимость услуг (работ), вне зависимости от размера здания, в котором они оказываются.

Размер субсидии на выполнение государственного задания рассчитывается по формуле:

Pгз = ∑Ргу + ∑Рр + Рн, где:

Pгз – объем субсидии на выполнение задания

∑Ргу – затраты на оказание услуг;

∑Рр – затраты на выполнение работ;

Рн – затраты на содержание имущества.

Фактически содержание имущества включается в государственное задание.

Нормативные затраты на содержание имущества рассчитываются по следующей формуле:

Zни =(Q + Nналоги + Oпб и ох + Yпр) / Sобщ

Z – расчетно-нормативные расходы на содержание недвижимого имущества в расчете на 1 кв. м.;

Q – затраты на оплату соответствующей коммунальной услуги;

N – затраты на прочие расходы: налоги, связанные с содержанием недвижимого имущества;

О – затраты на прочие расходы: охрана, пожарная безопасность;

Yпр – затраты на прочие расходы: содержание недвижимого имущества (из КОСГУ 225): уборка помещения, дезинфекция, техническое обслуживание различных систем, лифтов и т. д.; содержание особо ценного движимого имущества (из КОСГУ 225): техническое обслуживание, ремонт оборудования, настройка инструментов и т. д.

При этом нормативные затраты на содержание недвижимого имущества рассчитываются без учета имущества, сданного в аренду с согласия учредителя.

Именно здесь мы и попадаем в “нормативную ловушку” № 2. 

“Нормативная ловушка” № 2

Как видно из формулы расчета нормативных затрат на содержание имущества, в расчет на содержание недвижимого имущества не включены расходы на оплату труда административно-управленческого, вспомогательного и технического персонала, которые, то по логике, должны быть учтены именно в этой статье. Это особенно очевидно в случае, когда учреждение имеет в управлении большой объект недвижимости, который к тому же является памятником культурного наследия, и к его обслуживанию применяются дополнительные требования. Например, здание Культурного центра ЗИЛ имеет большую площадь и является памятником архитектурного наследия регионального значения. Почти четверть от общего количества сотрудников учреждения занимается только техническим обслуживанием здания и поддержания его в удовлетворительном состоянии, а если включить в этот перечень уборщиц и пожарных, то цифра станет равной 37%. Это означает, что услуги и работы, связанные с основной деятельностью, которые оказываются или выполняются в этом здании, будут как минимум на 20−37% дороже, чем в любом другом учреждении. Здесь нельзя применить усредненные нормативы. Для подобных учреждений было бы логичным ввести в ведомственные перечни дополнительную работу по содержанию здания и помещений со следующими характеристиками:

работа: организация досуга населения на базе культурно-досуговых центров (в т. ч. находящихся в объектах культурного наследия);

описание работы: содержание здания и помещений как мест для проведения досуга в соответствие с нормативами по техническому состоянию и эксплуатации (или требованиями по охране памятников культурного наследия);

виды расходов: содержание недвижимого имущества, оплата труда административно-управленческого и обслуживающего персонала, оплата общехозяйственных расходов;

показатели качества:

- количество предписаний со стороны органов, проверяющих техническое и эксплуатационное состояние здания;

- доля площадей, занятых в осуществлении основной деятельности;

- общие показатели (число проведенных мероприятий и их посещаемость, число клубных формирований и количество участников в них). 

Принятие решения о выделении отдельной работы по содержанию здания помогло бы преодолеть “нормативную ловушку” № 2 и уменьшить стоимость непосредственно услуг и работ учреждения, связанных с основной деятельностью – деятельностью в сфере культуры.

Такое решение позволит учредителю оценить реальную (чистую) стоимость услуги или работы, вне зависимости от здания, где она оказывается, и на этом основании выработать единые нормативы по конкурсному финансированию государственных услуг или работ, которые оказывают и выполняют не только подведомственные, но и любые другие учреждения. Это позволит повысить эффективность расходования бюджетных средств и, наконец, внедрить принцип финансирования, ориентированного на результат (БОР) – основной принцип, заложенный в Законе № 83-ФЗ.

Выделение отдельной работы по содержанию здания позволит внедрить принцип финансирования, ориентированного на результат.

При таком подходе финансирование основной деятельности учредителем (по профилю учреждения) могло бы осуществляться через целевые субсидии на конкурсной основе. В конкурсе принимают участие как подведомственные учреждения, так и другие негосударственные некоммерческие организации, оказывающие услуги в сфере культуры. Помимо содержательного описания и обоснования в заявку на целевую субсидию включается стоимость услуг или работ, рассчитанных по существующим методикам с применением единых нормативов. Гарантированное финансирование обеспечивает только работу по содержанию объекта недвижимости, в котором оказываются государственные услуги или выполняются работы. Объем этого финансирования включается в государственное задание-минимум и является обязательным. Показателями качества являются количество посещений, объем привлечения дополнительных средств, доля в этом объеме на финансирования профильной деятельности и т. п. Если учреждение не будет отвечать заданным параметрам, можно будет ставить вопрос о ликвидации этого учреждения и передаче его имущества другим организациям.

Остается вопрос: как при использовании нормативного метода определить, какую часть времени административно-управленческий персонал тратит непосредственно управление зданием? Заставить директора ходить с хронометром – нереально. Поэтому в чистом виде нормативный метод не может быть применен.

В чистом виде нормативный метод определения затрат не может быть применен.

Структурный метод

Распределение расходов на обеспечение деятельности по видам затрат между услугами определяется пропорционально (в т. ч. с применением поправочных коэффициентов) выбранному основанию: затратам на оплату труда (включая начисления) по каждой услуге, по численности персонала, непосредственно занятого в оказании государственной услуги; по площади помещения, используемого для оказания государственной услуги и др.). В качестве основания для расчетов были приняты затраты на оплату труда персонала, непосредственно занятого в оказании услуги. В принципе, для упрощения, можно принять за основание площадь помещения, используемого для оказания услуг (выполнения работ). Дальнейшие расчеты показали, что их стоимость при этом была бы только на 5−6% выше. Однако в этом случае трудно определить путь по повышению эффективности: уменьшать площади (реально – время пребывания на них) или снижать затраты на содержание персонала (убрать, к примеру, стимулирующие выплаты или сократить численность персонала).

Структурный метод хорошо работает, если персонал занят в выполнении только одной услуги или одного вида работ.

Данный метод хорошо работает, если персонал занят в выполнении только одной услуги или одного вида работ. В клубных учреждениях это сложно себе представить. Может возникнуть “нормативная ловушка № 3”. Например, сотрудник учреждения занимается организацией деятельности непосредственно своего клубного формирования, организацией фестивалей и отчетных концертов и участвует в массовых мероприятиях всего учреждения. Это разные виды работ и финансирование выделяется на каждый из них. Как избежать “двойного учета”? Как распределить время и трудозатраты? Если определить временные затраты еще представляется возможным (например, суммировав количество репетиций и подсчитав общее время выступлений), то подсчитать реальные трудозатраты – сложно. Поэтому при расчете стоимости работ на данном этапе элементы экспертного метода не применялись.

“Нормативная ловушка № 3”: как распределить время и трудозатраты работника, занятого в разных видах работ, и избежать при этом “двойного учета”?

Экспертный метод

Норматив затрат определяется исходя из экспертной оценки доли расходов на определенные государственные услуги в общих расходах на обеспечение деятельности.

Этот метод носит слишком субъективный характер и может иметь недопустимые погрешности, поэтому его применение носит ограниченный характер.

Экспертный метод носит субъективный характер, и поэтому расчетные данные могут содержать недопустимые погрешности.

Расчет государственного задания в Культурном центре ЗИЛ

В основе расчета объемов финансирования государственного задания использовались Методические рекомендации для государственных учреждений города Москвы.

Для расчета затрат на оплату персонала, непосредственно занятого в оказании услуги, использовались показатели месячных затрат в соответствие с действующим штатным расписанием (Таблица 1 “Исходные данные”). 

Таблица 1. Исходные данные для расчетов.

Здание

Стоимость содержания в год, руб.

Площадь, кв. м.

Содержание имущества

17 250 000

23 097

Доля площадей

Площадь театральной части

Площадь клубной части

Площадь лектория

Площадь библиотеки

Содержание имущества

6 428

15 402

247

1 020

Доля площадей

27,83%

66,69%

1,07%

4,42%

Персонал

 В год, руб.

 В месяц, руб.

 Доля, в %

Содержание персонала (ФОТ с начислениями),

в т. ч.:

 74 018 565

 6 168 214

100%

ФОТ основного персонала

 30 441 873

 2 536 823

41%

АУП и ВТП, т. ч.

 43 576 692

 3 631 391

59%

АУП и ВП

 26 887 746

 2 240 645

36%

ТП

 16 688 946

 1 390 745

23%

Затраты на расходные материалы

630 000

52 500

Чтобы избежать “нормативных ловушек”, были введены работы, не вошедшие в ведомственный перечень для клубных учреждений. Затраты на административный, вспомогательных и технический персонал были частично отнесены на отдельную работу, которой пока в принципе нет в ведомственном перечне государственных работ (см. Таблицу 2 “Расчет стоимости услуг и работ”). Если перечень не будет скорректирован (утвержден учредителем), то стоимость работ возрастет почти на треть за счет библиотечных работ (6%) и работ, связанных с содержанием здания (23%).

Работа № 1 “Работа по организации деятельности творческих коллективов, студий, кружков, секций, и пр.”: расходы на работу составляют 38% всех затрат по учреждению (не считая затрат на коммунальное обслуживание здания и другие расходы по его содержанию).

Работа № 2 “Работа по проведению фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций и иных мероприятий”: расходы на работу составляют 28% всех затрат по учреждению (не считая затрат на коммунальное обслуживание здания и другие расходы по его содержанию).

Услуга № 1 “Услуга по организации библиотечного, библиографического и информационного обслуживания пользователей библиотеки”: расходы на нее составляют 12% всех затрат по учреждению (не считая затрат на коммунальное обслуживание здания и другие расходы по его содержанию).

Работа № 3 “Работа по организация досуга населения на базе культурно-досуговых центров”: эти расходы на работу составляют 59% всех затрат по учреждению (не считая затрат на коммунальное обслуживание здания и другие расходы по его содержанию). Часть этих затрат связана с основной деятельностью, т. е. непосредственным оказанием услуг (выполнением работ) – 36%, и их стоимость включена в общую стоимость работ и услуг. Но если использовать существующий перечень и утвержденные методики, то часть расходов (23%) просто “выпадает”– они связана исключительно с содержанием здания.

Для расчета доли расходов на административно-управленческий персонал (АУП), вспомогательный персонал (ВП) и технический персонал (ТП), которые относятся на каждый конкретный вид работ, использовались показания доли затрат на оплату труда (с начислениями) сотрудников, непосредственно оказывающих услуги, в общем объеме затрат на основной персонал учреждения. Например, если ежемесячная заработная плата сотрудников клубного формирования составляет 30 тыс. руб. (включая начисления: выплаты в Пенсионный фонд, ФОМС, ФСС, которые составляют 30,2% от заработной платы), а доля фонда оплаты труда (ФОТ) этого клубного формирования в общем объеме ФОТ основного персонала составляет 5%, то затраты, связанные с содержанием АУП, вспомогательного и технического персонала, включаемые в государственное задание по этому клубному формированию, составляют 5% от общего объема ФОТ на АУП, ВП и ТП по всему учреждению.

Затраты на приобретение расходных материалов и прочих услуг на данное клубное формирование рассчитываются с учетом коэффициента К2 (доля ФОТ кружка/подразделения в ФОТ всего персонала) в пропорции от общих предполагаемых затрат. 

Таблица 2. “Расчет стоимости услуги работ”

№ п/п

Кружки,студии, подразделения

Среднемесячныезатраты на оплату персонала кружка, руб.

К 1 = Доля ФОТкружка/подразделения в ФОТ основного персонала, %

К 2 = Доля ФОТкружка/подразделения в ФОТ всего персонала, %

Среднемесячныезатраты на оплату АУП, ВП и ТП (К1*ФОТ ауп, вп и тп) руб., в т. ч.

На АУП и ВТ

На ТП

Затраты нарасходные материалы (К2*Расходные материалы), руб.

Общие затратыбез содержания имущества, руб.

Доля затрат, вобщих затратах по государственному заданию), %

Кол-вобюджетных мест, шт.

Стоимость на1-го (бюджет), руб.

Стоимостьзанятия (бюджет), при абонементе на 8 занятий, руб.

Работа поорганизации деятельности творческих коллективов, студий, кружков, секций, др.

ДОМ ТАНЦА

1

Эстрадно-спортивный танец (народный коллектив)

123 380

5,00

2,00

108 975

0

108 975

1 050

233 405

3,80

60

3 890

486

2

Народный танец (народный коллектив)

136 098

5,36

2,20

120 208

0

120 208

1 158

257 464

4,10

45

5 721

715

3

Современный танец

26 524

1,05

0,40

23 428

0

23 428

226

50 178

0,80

18

2 788

348

4

Современный балет

50 657

2,00

0,80

44 743

0

44 743

1 048

96 448

1,60

19

5 076

635

5

Балет

147 221

5,80

2,40

130 033

0

130 033

1 253

278 507

4,50

72

3 868

484

6

Бальный танец (народный коллектив)

83 248

3,28

1,30

73 529

0

73 529

709

157 486

2,50

16

9 843

1 230

7

Спортивные танцы

26 524

1,05

0,40

23 428

0

23 428

226

50 178

0,80

8

6 272

784

ИТОГО

593 652

23,00

10,00

524 343

0

524 343

5 670

1 123 665

18,00

238

ЦЕНТРТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

1

Хор русской песни

84 573

3,33

1,40

74 699

0

74 699

720

159 992

2,60

45

3 555

444

2

Ансамбль народных инструментов

81 825

3,23

1,30

72 272

0

72 272

696

154 794

2,50

12

12 899

1 612

3

Фольклорный ансамбль

58 048

2,29

0,90

51 271

0

51 271

494

109 814

1,80

12

9 151

1 144

4

Детский фольклорный ансамбль

48 483

1,91

0,80

42 822

0

42 822

413

91 718

1,50

12

7 643

955

5

Вокально-эстрадный коллектив

28 936

1,14

0,50

25 557

0

25 557

246

54 739

0,90

14

3 910

489

6

Вокальный центр

26 524

1,05

0,40

23 428

0

23 428

226

50 178

0,80

14

3 584

448

7

Детский музыкальный театр

74 434

2,93

1,20

65 744

0

65 744

634

140 811

2,30

24

5 867

733

8

Народный Драматический театр

151 147

5,96

2,50

133 501

0

133 501

1 286

285 935

4,60

40

7 148

894

9

Мастерские художественного проектирования

73 049

2,88

1,20

64 521

0

64 521

622

138 192

2,20

24

5 758

720

10

ИЗО

29 132

1,15

0,50

25 731

0

25 731

603

55 466

0,90

24

2 311

289

ИТОГО

656 153

26,00

11,00

579 546

0

579 546

5 940

1 241 638

20,00

221

ВСЕГО по работе:

1 249 805

49,00

20,00

1 103 888

0

1 103 888

11 610

2 365 303

38,00

459

0

0

Работа попроведению фестивалей, выставок, смотров, конкурсов, конференций и иныхмероприятий

РЕАЛИЗАЦИЯПРОЕКТОВ И ПРОГРАММ

№ п/п

Подразделения

Среднемесячныезатраты на оплату персонала , руб.

К 1 = Доля ФОТкружка/подразделения в ФОТ основного персонала, %

К 2 = Доля ФОТкружка/подразделения в ФОТ всего персонала, %

Среднемесячныезатраты на оплату АУП, ВП и ТП (К1*ФОТ ауп, вп и тп), руб, в т. ч.

На АУП и ВТ

На ТП

Затраты нарасходные материалы (К2*Расходные материалы), руб.

Общие затратыбез содержания имущества, руб.

Доля затрат, вобщих затратах по государственному заданию), %

Среднее числоучастников массовых мероприятий, шт.

Количествомероприятий, шт.

Средняястоимость посещения, руб.

1

Центр исполнительских искусств

906 734

35,74

15,00

800 872

0

800 872

7 718

1 715 323

28,00

260

252

26

ИТОГО

906 734

36,00

15,00

800 872

0

800 872

7 718

1 715 323

28,00

260

252

26

ВСЕГО по работе:

906 734

36,00

15,00

800 872

0

800 872

7 718

1 715 323

28,00

260

252

26

Услуга поорганизации библиотечного, библиографического и информационного обслуживанияпользователей библиотеки

БИБЛИОТЕКА

№ п/п

Подразделения

Среднемесячныезатраты на оплату персонала , руб.

К 1 = Доля ФОТбиблиотеки в ФОТ основного персонала, %

К 2 = Доля ФОТкружка/подразделения в ФОТ всего персонала, %

Среднемесячныезатраты на оплату АУП, ВП и ТП (К1*ФОТ ауп, вп и тп) руб, в т. ч.

На АУП и ВТ

На ТП

Затраты нарасходные материалы (К2*Расходные материалы) руб.

Общие затратыбез содержания имущества, руб.

Доля затрат, вобщих затратах по государственному заданию), %

Числопосещений, шт.

Средняястоимость посещения, руб.

1

Библиотека

380 284

14,99

6,00

335 885

0

335 885

3 237

719 406

12,00

19 000

38

ИТОГО

380 284

15,00

6,00

335 885

0

335 885

3 237

719 406

12,00

19 000

38

ВСЕГО по основным работам:

2 536 823

100,00

41,00

2 240 645

0

2 240 645

22 564

4 800 032

12,00

Работа поорганизации досуга населения на базе культурно-досуговых центров

Содержаниездания как мест проведения досуга в соответствие с требованиями посохранности и содержанию здания

№ п/п

Содержаниездания

Среднемесячныезатраты на оплату АУП, ВП (вспомогательного персонала) и ТП (техническогоперсонала), руб., в т. ч.:

К2 - Долязатрат на оплату АУП, ВП и ТП, связанных с содержанием и функционированиемздания, в общих расходах на оплату труда в учреждении, %

Среднемесячныезатраты на оплату АУП, ВП и ТП, связанные с выполнением работ по основнойдеятельности, руб., в т. ч.:

Среднемесячныезатраты на оплату АУП и ВП, связанные с выполнением работ по основнойдеятельности, руб.

Среднемесячныезатраты на оплату ТП, связанные с выполнением работ по основной деятельности(функционирование здания), руб.

Доля затрат наоплату АУП, ВП и ТП, связанных с содержанием здания в общих расходах наоплату труда АУП, ВП и ТП, %

Среднемесячныезатраты на оплату ТП, связанные с содержанием здания, руб., в т. ч.:

Доля затрат наоплату ТП, связанные с содержанием здания в общих расходах на оплату труда,руб.

Затраты нарасходные материалы (К2*Расходные материалы), руб.

Общие затратыбез содержания имущества, руб.

Доля затрат вобщих затратах по государственному заданию), %

1

Затраты на содержание АУП и ВТП, связанные ссодержанием функционированием здания

3 631 391

59,00

2 240 645

0

2 240 645

36,00

 1 390 745

23,00

30 908

3 662 299

59,00

ИТОГО

3 631 391

59,00

2 240 645

0

2 240 645

36,00

1 390 745

23,00

30 908

 3 662 299

ВСЕГО:

6 168 214

100,00

Суммируярасчетные данные по каждому конкретному клубному формированию, мы получаемзатраты на работу, связанную с организацией деятельности кружков и студий,включенной в государственное задание.

Приведенныерасчеты показывают, что стоимость большинства работ превышают их стоимость нарынке, а значит, руководству Культурного центра ЗИЛ предстоит много работы пооптимизации этих расходов, выработке основных направлений деятельности,расширению наиболее востребованных услуг и привлечению дополнительных средствблаготворителей и спонсоров. Без такой работы Культурный центр ЗИЛ не будетудовлетворять новым условиям, продиктованным Законом № 83-ФЗ, не сможет статьсовременным и эффективным и в тоже время оставаться социальным культурнымцентром. 

Приложение

<Объекты см. в отдельном файле> 

Важнейший вывод по итогамисследования: зона действия культурных институций, чья деятельностьфинансируется из бюджетов разных уровней, ограниченна, что делает насущнонеобходимым расширение границ культурно-политического действия.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль