Частные случаи возникновения правоотношений в области интеллектуальной собственности в связи с созданием служебных произведений

236
Правоотношения, возникающие у различных заинтересованных сторон в отношении объекта интеллектуальной собственности, далеко не всегда “линейно” описаны гражданским законом. Зачастую в практике организаций встречаются ситуации, когда требуется предварительно детально разобраться, кому именно переходит право на объект. Это становится особенно важным, когда речь идет об исключительном праве и возможности ...

Т.В. Климова,

эксперт ЗАО “МЦФЭФ”, руководитель службы по связям с общественностью и СМИ 

Правоотношения, возникающие у различных заинтересованных сторон в отношении объекта интеллектуальной собственности, далеко не всегда “линейно” описаны гражданским законом. Зачастую в практике организаций встречаются ситуации, когда требуется предварительно детально разобраться, кому именно переходит право на объект. Это становится особенно важным, когда речь идет об исключительном праве и возможности дальнейшего использования объекта. Рассмотрим, как распределяются права на произведение при заключении договора авторского заказа, после передачи автором служебного произведения работодателю, а также в случае, если автор работает на основе аутсорсинга. 

Аутсорсинг в значении “предоставление персонала сторонним организациям для участия в производственном процессе либо для иных функций, связанных с производством этих организаций…” − явление, широко известное в современных трудовых правоотношениях.

Пример 1

Бюро переводов на определенный срок предоставило двух специалистов музею для перевода и адаптации музейной экскурсионной программы. Специалисты создали произведение на иностранном языке (перевели с иностранного языка) на материальном носителе – бумаге, CD. В соответствии с п. 1 ст. 1260 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), именно они, переводчики, становятся авторами такого – производного – произведения. Им и принадлежат авторские права на осуществленный перевод, причем эти права охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав (в частности, независимо от охраны прав авторов произведений, на которых основано производное произведение, – согласно п. 4 ст. 1260 ГК РФ). Авторы в данном случае сохраняют свои права на имя, право авторства, право на неприкосновенность произведения (ст. 1265, 1266 ГК РФ).

В этой ситуации временному работодателю – музею – важно правильно понимать, кто же станет правообладателем в отношении исключительных прав на созданные произведения – сам музей или переводческое бюро.

Напомним, что мы рассматриваем ситуацию применительно к так называемым “служебным произведениям” − произведениям, созданным в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (ст. 1295 ГК РФ). Исключительное право на такие произведения принадлежит работодателю. Работодателем переводчиков является переводческое бюро, значит бюро и будут принадлежать исключительные права на производное произведение?

Практикующие юристы, оценивая принадлежность прав в данном случае, рекомендуют принимающей стороне «заключить с организацией-“донором” договор о передаче исключительных прав на созданные произведения». Это поможет самой организации не допустить нарушения своих имущественных прав, но как процедура окажется для инициаторов хлопотной.

Гораздо проще заключить с работниками на аутсорсинге договоры авторского заказа. Ведь, в сущности, их приглашение подразумевает весьма определенный в творческом смысле результат – создание нового произведения. А значит, договор авторского заказа (ст. 1288 ГК РФ) окажется уместной формой передачи права от первоначального его обладателя – к последующему. По этому договору автор обязуется по заказу (музея) создать “обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме”.

Особое внимание заказчика (в нашем гипотетическом случае – музея) стоит обратить на то обстоятельство, что договор авторского заказа является возмездным: музей должен быть готов помимо расходов на заработную плату привлеченных сотрудников планировать выплаты авторам по договору авторского заказа. С другой стороны, музей в дальнейшем, по всей видимости, предполагает активное и эффективное использование вновь созданного произведения “в любой форме и любым не противоречащим закону способом” (ст. 1270 ГК РФ), а значит стоит соблюсти все правовые основания для законного отчуждения заказчиком исключительного права на произведение.

Договор авторского заказа является возмездным.

Правоотношения по договору авторского заказа

Приступая к краткому анализу правоотношений, возникающих между заказчиком и автором (исполнителем) по договору авторского заказа, стоит сразу же отметить, что такое причудливое сочетание прав на служебное произведение и прав на произведение, выполненное по договору авторского заказа, как описанное выше, все же редкость. Чаще всего договор авторского заказа не предполагает, что между заказчиком и автором существуют трудовые правоотношения на постоянной основе.

Причина правовой привлекательности таких отношений заключается в их простоте: автор обязуется создать для заказчика произведение, обусловленное договором. Автору для этого может не потребоваться ни постоянное рабочее место, ни ежедневное присутствие на службе. Он, как правило, готов использовать собственные технические возможности для создания произведения на каком-либо материальном носителе. Перед заказчиком не стоит задача создать для такого автора особые условия, например, организовать новое рабочее место, оснащенное компьютером и периферийными устройствами. В последнее время широко распространяются “электронные правоотношения”: о нюансах и деталях автор и заказчик договариваются посредством электронной переписки, а итоговое подписание обеими сторонами договора и актов приема-передачи произведения лишь подтверждает, что такой способ предварительного обсуждения и взаимодействия удобен обеим сторонам.

Однако и в таком договоре есть детали, необходимость обсуждения и отчетливого понимания которых не отменит никакая электронная переписка.

Заключая договор авторского заказа, стороны должны предусмотреть в нем отчуждение исключительного права на произведение, создаваемое автором, либо предоставление права использования произведения в определенных пределах.

Если в договоре авторского заказа предусмотрено отчуждение исключительного права в пользу заказчика, то, поставив финальную точку в произведении, автор, работающий по договору авторского заказа, уже должен понимать, что, несмотря на безусловное сохранение за ним так называемых “моральных прав” − права на имя, права авторства, права на неприкосновенность и защиту от искажений, он более не является обладателем исключительного права на произведение (ст. 1234 ГК РФ) и не может использовать свое творение для извлечения прибыли или достижения иного результата.

 Внимание потенциального заказчика в этом случае следует обратить на особенности договора, подразумевающего отчуждение исключительного права на произведение: 

■ такой договор заключается только в письменной форме и подлежит государственной регистрации, в случае, если сам результат интеллектуальной деятельности подлежит регистрации в соответствии с требованиями ГК РФ (п. 2 ст. 1232 ГК РФ);

■ договор является возмездным для приобретателя исключительного права. В случае же, если приобретатель нарушил обязанность по выплате правообладателю вознаграждения за приобретаемое право на результат интеллектуальной деятельности, прежний правообладатель может потребовать перевода на себя прав приобретателя исключительного права и возмещения убытков (п. 5 ст. 1234 ГК РФ).

Если договор авторского заказа предоставляет заказчику право использования произведения лишь в определенных пределах, то у сторон возникают несколько иные перспективы управления исключительным правом на произведение. В данном случае мы имеем дело с одной из разновидностей лицензионного договора – договором временной уступки исключительного права с рядом ограничений. При заключении такого договора стороны должны четко определить в договоре

■ территорию, на которой допускается использование произведения (а если территория не указана, лицензиат вправе использовать произведение на всей территории РФ (п. 3 ст. 1235 ГК РФ);

■ срок действия прав по договору (если срок не определен, договор считается заключенным на пять лет (п. 4 ст. 1235 ГК РФ);

■ способы использования результата интеллектуальной деятельности (воспроизведение, распространение, публичный показ, сообщение в эфир или по кабелю, перевод, доведение до всеобщего сведения (ст. 1270 ГК РФ)), причем права на использование, не поименованные в договоре, не передаются лицензиату;

Права на использование, не поименованные в договоре временной уступки исключительного права, не передаются лицензиату.

■ исключительный или неисключительный характер передачи права. Автор может сохранить за собой право заключения таких же договоров об использовании произведения с другими лицами (неисключительная лицензия), а может отказаться от этой возможности. Тогда на весь период действия договора лишь один лицензиат сможет использовать произведение оговоренными способами.

Использование служебных произведений, созданных до 1 января 2008 г. (даты введения в действие гл. IV ГК РФ и современных норм регулирования правоотношений в области интеллектуальной собственности) обусловлено правовым комментарием “закон обратной силы не имеет” и подразумевает следующее. 

По нормам ст. 1295 ГК РФ, исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю (если трудовым или иным договором между работником и работодателем не предусмотрено иное), − но лишь на три года. Если в течение трех лет с момента, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, работодатель не начал использование произведения сам, не передал исключительное право на него другому лицу и официально не уведомил автора о сохранении произведения в тайне, то исключительное право на него “принадлежит к автору”. Причем в проекте изменений, предлагаемых в действующую редакцию ГК РФ, законодатель уже уточняет формулировку: не “принадлежит автору”, а “возвращается к автору”.

Пример 2

Автор создал свое произведение (написал статью) в феврале 2006 г. и тогда же официально передал ее работодателю. Статья была подготовлена в пределах установленных для автора должностных обязанностей и является служебной, а исключительное право на нее перешло к работодателю (стороны не заключали отдельного договора, в котором могли бы договориться об ином порядке перехода авторского права) на период до февраля 2009 г.

Дальнейшие правоотношения автора и работодателя мы будем оценивать исключительно с точки зрения современного закона. Предположим, что автору в течение этих лет ничего не было известно об опубликовании или ином использовании статьи, и к 1 марта 2009 г. он не был уведомлен ни о начале использования произведения, ни о передаче исключительного права на него другому лицу (кстати, это значит, что автор не получает и права на вознаграждение), ни о решении работодателя сохранить произведение в тайне. По действующим нормам, исключительные права на статью возвращаются автору, и далее никто не может ограничить его в намерении использовать свою статью способом, обусловленным или не обусловленным целью служебного задания. Скажем, автор может отнести свою статью в интересующий его журнал, представить ее в качестве доклада для выступления на семинаре – словом, ограничение в использовании обусловлено лишь актуальностью самого произведения и задачами автора.

Однако действующее законодательство сохраняет и за работодателем, лишившимся исключительного права, возможность использовать произведение способами, обусловленными целью служебного задания и в вытекающих из задания пределах (п. 3 ст. 1295 ГК РФ). Например, указанная статья была подготовлена по заданию работодателя и содержала анализ выполнения организацией крупного комплексного проекта. Имея целью обнародовать информацию о проекте, работодатель может счесть необходимым опубликование статьи и тем самым не нарушит закона.

Нормы, описанные в примере 2, можно отнести и к произведениям, созданным и 10, и 20 лет назад. Неопределенность, связанная с тем, сколько лет и на каком основании произведение использовалось работодателем, и кто теперь владелец исключительных прав на него, может быть обусловлена одним обстоятельством – отсутствием каких-либо передаточных документов, позволяющих зафиксировать дату создания и передачи автором произведения работодателю. 

Самая важная особенность процессов, описанных выше, заключается в том, что их логичность (и доказуемость в судебном порядке) сохраняется лишь тогда, когда стороны следят за сроками и способами передачи прав на произведение: первоначально работодатель принимает произведение у автора, например, по служебной записке, в которой зафиксирована дата передачи; затем и автор, и работодатель помнят о трехлетнем сроке, на которой исключительное право переходит к последнему; работодатель готов отчитаться в использовании произведения либо лицензионной передаче его третьему лицу; а по истечении трех лет автор твердо уверен в конкретной дате, когда исключительное право на произведение вновь возвращается к нему.

В известной степени, такая цивилизованность – свидетельство обоюдного уважения сторонами и норм гражданского закона, и прав друг друга. 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль