Услуги учреждений культуры как инструмент государственной культурной политики

456
В общественном сознании, особенно в понимании деятелей культуры и искусства, понятие услуг в сфере культуры ассоциируется с переводом традиционных культурных институций на рыночные рельсы и вызывает понятную негативную реакцию...

Горушкина С.Н.,

заместитель министра культуры Московской области, канд. социол. наук 

В общественном сознании, особенно в понимании деятелей культуры и искусства, понятие услуг в сфере культуры ассоциируется с переводом традиционных культурных институций на рыночные рельсы и вызывает понятную негативную реакцию. Вместе с тем практика зачастую опережает теорию, и учреждения культуры уже строят свою работу на основе перечня услуг. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть подходы к определению сущности понятия “услуги учреждения культуры”.

Нормативная база

Поскольку услуги в сфере культуры оказываются разными поставщиками и имеют различные группы потребителей, проблему понимания сущности услуг в сфере культуры имеет смысл рассматривать в конкретном сегменте, имеющем сходные характеристики по условиям создания и распределения услуг, – в сегменте учреждений культуры, которые представляют собой мощную инфраструктуру, обладающую материальным и кадровым ресурсом. Объем потребления этих услуг составляет 6 276 232 посещений в год. Это тем более важно, что сеть учреждений культуры является институциональной средой, которая создает разнообразные услуги культуры в штатном режиме более равномерно, чем другие поставщики и является основой обеспечения доступности к культурным ценностям и благам.

В концептуальных документах государства, определяющих вектор развития общества, выделяются задачи, связанные с оказанием государственных услуг. В этом контексте просматриваются и полномочия органов местного самоуправления, которые располагают самой большой сетью учреждений культуры: 51,17% против 0,28% региональной и 0,12% федеральной сети.

Органы местного самоуправления располагают несравнимо большей сетью учреждений культуры, чем региональные и федеральные власти.

Следует отметить, что в нормативных правовых актах нет единого подхода к трактовке понятия “услуги учреждений культуры”. Наиболее глубоко это понятие раскрыто в работах Е.Л. Игнатьевой, которая рассматривает “услуги культуры” как интеграцию свойств самого продукта и условий его потребления. Думается, что именно выявление “интеграционного качества услуг” представляет не только сложную теоретическую задачу, но и вносит разночтения в нормативные акты, затрудняет разработку управленческих документов, регулирующих процессы создания и предоставления услуг в сфере культуры.

В нормативных правовых актах нет единого подхода к трактовке понятия “услуги учреждений культуры”.

По совокупности исходных нормативно-правовых актов услуги учреждений культуры в нормативных правовых документах рассматриваются как функции государства по реализации установленных полномочий на основе государственных и муниципальных материальных и финансовых ресурсов.

Из этого следует, что услуги в сфере культуры сохраняют в условиях рыночной экономики основные характеристики общественного блага, поскольку связаны с удовлетворением культурных потребностей населения и предоставляются всем гражданам за счет государственных и муниципальных материальных и финансовых ресурсов с целью реализации установленных полномочий органов исполнительной власти в сфере культуры.

Таким образом, услуги в сфере культуры нужно понимать как конкретное бюджетное обязательство государства по предоставлению общественных благ культурного содержания.

Соответственно, услуги в сфере культуры являются инструментом регулирования и распределения результатов культурной деятельности для всего общества и конкретного индивидуума, а следовательно, их можно отнести к категории общественных благ.

Получатели услуг

Анализируя базовый перечень услуг Минкультуры России и региональные перечни услуг, можно сделать вывод о том, что 80% услуг оказываются в интересах общества, а 20% адресно – физическим и юридическим лицам. Причем баланс между объемом услуг, оказываемых в общественных интересах, и объемом услуг для физических и юридических лиц на уровне региона или муниципального образования практически не отличается.

80% услуг оказываются в интересах общества, 20% − адресно, физическим и юридическим лицам.

Автор придерживается мнения А.Я. Рубинштейна о том, что услуги учреждений культуры можно отнести к группе опекаемых благ, потребителем которых является исключительно государство, поскольку индивидуумы (посетители учреждений культуры) не участвуют в формировании музейных коллекций или фондов библиотек. Эта услуга оказывается в интересах всего общества, поскольку связана с сохранением наследия либо обработкой фондов, в т. ч. для их последующего представления непосредственным пользователям.

Тем не менее, не имея индивидуальной полезности, эти блага способны удовлетворять несводимые потребности общества, а потому принадлежат к группе социальных полезных благ. По мнению А.Я. Рубинштейна, вопрос о социальной полезности услуг интегрируется с вопросом о “смешанной экономике”, в границах которой совокупный спрос включает в себя как индивидуальные предпочтения, так и нормативные интересы общества в виде общественных благ, значение которых заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения в целом. Общественные блага оплачиваются за счет бюджетных средств, и тем самым государство реализует социальные интересы.

Даже если у конкретного человека не развиты культурные потребности, все население в целом нуждается в общественных благах.

Вместе с тем, творческую деятельность в сфере культуры, в отличие от услуг учреждений культуры, можно рассматривать как частное благо, поскольку она является сферой самореализации личности, служит гарантией профессионального успеха и средством социальной защиты от колебаний конъюнктуры рынка труда. Исходя из этого, исследователи предлагают выделять две группы услуг – личного характера и социально-общественные.

Исследователи предлагают выделять две группы услуг – личного характера и социально-общественные.

В профессиональном сообществе существует устойчивое мнение о том, что по отношению к культуре невозможно использовать такие термины, как “товары” и “услуги”. Звучат однозначно отрицательные суждения: “Как раз товарами и услугами творческие работники точно совершенно не занимаются”.

Вероятно, здесь происходит смешение понятий: “услуга учреждений культуры” и “творческая деятельность”. Впрочем, их очевидная нетождественность не учитывается. Так, согласно ст. 3 Основ законодательства РФ о культуре, творческая деятельность – это создание культурных ценностей и их интерпретация, она является результатом интеллектуального труда.

По мнению Дж. Хокинса, творчество – это способность порождать что-то новое. Это означает создание одним человеком или группой людей изобретений или идей, которые являются индивидуальными, оригинальными и осмысленными.

Творчество существует вне зависимости от того, приводит ли сам процесс к конкретному результату.

Во время работы над литературным произведением писатель находится в творческом процессе, независимо от того, будет ли это произведение когда-нибудь опубликовано; изобретения создаются независимо от того, будут ли они использованы.

Услуга учреждения культуры, в свою очередь, позволяет осуществить переход от абстрактной творческой идеи к ее практическому воплощению с помощью артистов, музыкантов, обслуживающего персонала, с использованием реквизита и оборудования.

Таким образом, услуга учреждения культуры является результатом совокупности интеллектуальных, материальных, финансовых и административных ресурсов организации культуры. Поэтому услуги учреждений культуры имеют признаки инструментального воздействия, которые выражаются в наличии материальных, финансовых, кадровых, информационных и методических ресурсов, направленных на обеспечение доступа населения к культурным ценностям и благам. В этом проявляется общественно значимая сущность услуг учреждений культуры, их отличие от услуг, которые создаются негосударственными субъектами рыночной системы, которые оказывают услуги, пользующиеся потребительским спросом.  

Услуга учреждения культуры выполняет функцию инструмента, с помощью которого осуществляется доставка в социум культурных ценностей и смыслов, способствующих удовлетворению культурных потребностей. В этом и заключается отличительный признак услуг учреждений культуры от собственно творческой деятельности. 

Вместе с тем, более глобально услуги в сфере культуры могут быть рассмотрены в качестве универсального инструмента культурной политики, поскольку оказываются поставщиками всех форм собственности, деятельность которых по созданию услуги может быть поддержана и за счет государственных инвестиций, а услуга может быть приобретена непосредственно покупателем. 

Адекватность услуг культуры политике государства

Рассматривая услуги учреждений культуры в качестве инструмента реализации культурной политики, необходимо исходить из того, что их социальная полезность, направленность на обеспечение и доставку информации и знания до потребителя с использованием различных ресурсов должны отвечать приоритетам культурной политики государства, которые, в свою очередь, должны выстраиваться на основании глубокого изучения тенденций спроса и предложения на рынке услуг культуры.  

Вопрос изучения культурных потребностей населения образует проблемную зону, поскольку инициативные исследования ВЦИОМ и других институтов отличаются фрагментарностью по времени и выборке культурных зон и слоев населения.

Анализ раздела “Проведение НИОКР в сфере культуры” федеральных целевых программ “Культура России (2001–2005 годы)”, “Культура России (2006–2011 годы)” свидетельствует о том, что о системном мониторинге тенденций запросов населения можно говорить только в части, касающейся книгоиздания и чтения (исследования Роспечати), а также посещения кинотеатров. Исследование этих сегментов потребительского спроса обусловлено, прежде всего, необходимостью регулирования рыночных процессов. Однако они, как и исследования социологических институтов, не имели масштабного и системного характера. Цели и задачи ФЦП “Культура России” связаны с наращиванием количества культурных проектов. В проблемной части программы описаны тенденции экономических преобразований и отсутствует анализ тренда запросов и предпочтений населения в сфере культуры. Впрочем, это вполне понятно исходя из целей ФЦП, сконцентрировавшей свое внимание на традиционных культурных институтах – “реализация указанной цели предполагает: увеличение количества фестивалей, поддержку профессионального искусства, литературы и творчества, обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности; развитие инфраструктуры отрасли, укрепление ее материально-технической базы”.

В ФЦП “Культура России” нет анализа тренда запросов и предпочтений населения в сфере культуры.

Вместе с тем, на уровне субъектов Российской Федерации наблюдается интерес к исследованию тенденций культурных потребностей населения. Но это скорее исключение из правил, которое также характеризуется фрагментарностью выборки по времени и культурным сегментам. Отсутствие системного подхода говорит, в свою очередь, об отсутствии государственного заказа на изучение культурных потребностей населения.

Оценка объема и качества услуг

Показатели государственного статистического наблюдения со всей очевидностью свидетельствуют, что государственные институты направляют свои усилия, прежде всего, на поддержку инфраструктуры, а доля потребительских характеристик в общем объеме показателей деятельности учреждений культуры незначительна и составляет в среднем 10–20% от исходной информации.

В свою очередь, потребительские характеристики связаны в основном с охватом аудитории (читатели, зрители, посетители мероприятий), который учитывается, опять же, с целью определения эффективности использования материальных и финансовых ресурсов собственника и учредителя (наполняемость залов, количество пользователей). Существенной проблемой является и то, что потребительские характеристики результатов деятельности государственной и муниципальной сети учреждений культуры далеко не всегда оказывают влияние на ее финансовые результаты.

Между тем, обобщение информации по сетевым единицам откровенно устарело, поскольку произошел перевод с обеспечения учреждений культуры по смете на обеспечение по услугам.

На сегодняшний день не представляется возможным определить источник, который позволил бы выявить объективную информацию об объемах потребления услуг культуры, отсутствует консолидированная информация по культуре в классификаторе ОКВЭД, группировки в классификаторе ОКУН не синхронизированы с базовым перечнем услуг культуры, порой носят неоправданно дробный характер и вовсе не синхронизированы с ОКВЭД, на основании данных которого можно было бы осуществлять анализ тенденций потребления услуг культуры.

Кроме того, нет источника информации по товарному предложению негосударственных поставщиков услуг культуры. Следовательно, объективный анализ культурных потребностей весьма затруднен.

 Хочется надеяться, что культурные потребности общества станут предметом пристального внимания со стороны всех органов, на которые возложена обязанность осуществления государственной культурной политики.

Развивается конкуренция за ресурсы и потребителя, поэтому выявление объема и качества услуг, которые организации культуры предоставляют населению, становится исключительно актуальным для целей государственной культурной политики, достижение которых осуществляется сегодня с помощью таких инструментов, как долгосрочные и ведомственные программы, нормативно-правовые документы, гранты и премии. В этом ряду одно из основных мест принадлежит услугам учреждений культуры, осуществляемым в рамках государственных (муниципальных) заданий.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×