Мониторинг музейной аудитории

2224
Анкетирование является одним из наиболее эффективных методов получения информации о вкусах и предпочтениях аудитории. Сотрудники Уральского государственного военно-исторического музея делятся своим опытом исследования состава посетителей музея и проведения мониторинга их мнения относительно качества музейных услуг...

Сосновская Е.В.,

главный хранитель отдела фондов Уральского государственного военно-исторического музея,

Лепаловская В.А.,

главный научный сотрудник отдела военной истории Урала Уральского государственного военно-исторического музея

Анкетирование является одним из наиболее эффективных методов получения информации о вкусах и предпочтениях аудитории. Сотрудники Уральского государственного военно-исторического музея делятся своим опытом исследования состава посетителей музея и проведения мониторинга их мнения относительно качества музейных услуг. 

Главными целями любого музея является сохранение, изучение и демонстрация культурных ценностей обществу, а одна из важнейших задач современной музейной деятельности – привлечение широкого круга публики с разнообразными интересами. Поэтому сегодня одним из важнейших направлений работы во всех музеях в нашей стране и за рубежом становится изучение мнения посетителей, их потребностей и особенностей восприятия. Наиболее эффективным и универсальным методом такого исследования является анкетирование. Этот социологический метод применяется в музее воздушно-десантных войск “Крылатая гвардия” (г. Екатеринбург) с 2009 г. научно-методическим центром по военно-патриотическому воспитанию (далее – НМЦ).

Для определения целей и задач работы НМЦ были разработаны несколько анкет: “Являюсь ли я патриотом своего Отечества?”, “Студент. Музей. Патриотизм” и “Музей глазами посетителя”. В ходе работы было опрошено около 1000 респондентов. Анкетирование проводилось среди школьников и студентов, а также среди посетителей музея. После проведенного исследования сотрудники НМЦ получили сведения, позволившие лучше представить ту аудиторию, с которой центр выстраивает свою работу, и в дальнейшем сделать деятельность центра более целенаправленной.

Продолжая изучение музейной аудитории, ее предпочтений и ожиданий, для установления обратной связи с посетителем в 2011 г. научные сотрудники музея разработали анкеты для индивидуальных посетителей и экскурсионных групп.

Были разработаны анкеты для индивидуальных посетителей и экскурсионных групп.

Цель исследования – изучить мнение посетителей о музее воздушно-десантных войск “Крылатая гвардия”.

 Для этого был определен круг задач:

■ определить социально-демографический портрет посетителя (для индивидуальных посетителей);

■ выявить зависимость посещения музея от прохождения службы в Вооруженных Силах (для индивидуальных посетителей);

■ установить способ получения информации о музее и цели его посещения (для индивидуальных посетителей);

■ узнать мнение посетителя о работе экскурсовода (для экскурсионных групп);

■ узнать, что явилось наиболее привлекательным (в экспозиции; в материально-техническом оснащении);

■ понять, что вызвало отрицательные эмоции;

■ выяснить ожидания и предпочтения посетителя. 

Ход мониторинга мнения посетителей

1. Составление анкеты. На данном этапе задача музея заключается в создании анкеты, которая позволит подробнее изучить деятельность музея по каждому направлению его работы.

Составление опросного листа началось с определения основных блоков вопросов:

1) “паспортичка”: базовая информация респондента (пол, возраст, род занятий);

2) вопросы, выражающие оценочное суждение по качеству оказываемых услуг;

3) рекомендации респондентов.

Для посетителей, выбравших осмотр музея без экскурсовода, использовался индивидуальный вид анкетирования, а для экскурсантов применялось аудиторное анкетирование.

Вопросы опросного листа подразделялись на три блока.

Вопросы посетителям с экскурсионным обслуживанием были разработаны для нескольких возрастных групп:

■ 7−10 лет;

■ 11−14 лет;

■ 15−17 лет;

■ от 18 лет и старше.

Такое деление обусловлено возрастными особенностями. Например, для детей младшего школьного возраста, как правило, еще не знакомых с основными музейными понятиями и не имеющих опыта посещения музеев, вопросы были составлены максимально простым языком. Для старшей возрастной группы упрощенная лексика была неприемлемой, так как могла оттолкнуть анкетируемого.

Респонденты были разделены на четыре возрастные группы.

При конструировании анкеты применялись вопросы закрытого типа, где для каждого вопроса предлагалось несколько вариантов ответа.

При разработке макета анкетного бланка использовались два вида шрифтов, позволяющие зрительно отделить вопросы от вариантов ответов и вопросы друг от друга, учитывалось удобство расположения текста для восприятия и читаемость шрифта.

Обязательным условием при составлении анкеты является включение в текст строки со словами благодарности за участие в опросе.

Материальные ресурсы. Следует сказать, что организация анкетирования не потребовала значительных затрат, кроме набора стандартной бумаги формата А4, комплекта простых карандашей и принтера. Сотрудники заранее распечатали бланки анкет.

Временные затраты на проведение анкетирования составили:

■ на подготовку опросных бланков – 7 дней;

■ на проведение анкетирования – 6 месяцев;

■ на обработку результатов – 14 дней.

Организацией и проведением мониторинга занималась команда из трех человек.

Сроки анкетирования. Анкетирование проводилось с сентября 2011 г. по февраль 2012 г.

Организация процесса. Участие экскурсантов в исследовании согласовывалось с руководителями групп перед посещением экспозиции, а сразу после него проводилось анкетирование. Немаловажным условием успеха опроса является создание комфортных условий для его проведения. В музее ВДВ для этих целей использовался кино-лекционный зал, где посетители могли удобно разместиться для заполнения анкет. Анкетер представлялся собравшимся, объяснял цель своего визита, цель исследования, рассказывал, где будут использованы результаты анкетирования, а также подробно разъяснял правила заполнения анкеты и предупреждал анкетируемых, что в случае возникновения любых затруднений следует обращаться к нему. Также анкетер объяснял технику заполнения анкет: сколько вариантов можно отметить – один или несколько, каким образом это следует делать.  

Сотрудник музея заверял аудиторию в том, что их участие крайне важно для получения полной и достоверной информации, которая будет использована для оптимизации работы музея и создания более комфортной и дружелюбной атмосферы.

Участие группы в опросе согласовывается с руководителем группы перед началом экскурсии. Опрос проводится сразу после ее окончания.

Бланк анкеты для групп посетителей приведен в Приложении 1.

Работа с индивидуальными посетителями была организована иначе. Для них подготовленные бланки анкет и карандаши были размещены в экспозиционных залах. Музейные смотрители предлагали гостям ответить на вопросы анкеты после осмотра экспозиции.  

Сотрудники не ставили перед собой задачу провести сплошной опрос, поэтому за основу был принят выборочный метод.

Было опрошено 250 человек из числа посетителей стационарной экспозиции за 6 месяцев. При определении количественного состава выборки организаторы ориентировались на многолетний опыт социологов, который свидетельствует, что при проведении пробных опросов достаточна выборка численностью 200 человек.

Выборка репрезентирует посетителей музея по типу посещений (индивидуальные/групповые). В социологии принято считать, что опроса 30-50 представителей конкретной, “узкой” социально-демографической группы населения вполне достаточно, поэтому из категории индивидуальных посетителей и каждой возрастной группы, приходящей на экскурсию, было решено опросить по 50 человек.

Бланк анкеты для индивидуальных посетителей приведен в Приложении 2.

Было опрошено 250 человек от общего числа посетителей за изучаемый период.

2. Обработка результатов мониторинга. Эта работа проводилась в рамках вероятностных представлений и осуществлялась по следующей схеме:

1) по каждому из вариантов ответов был посчитан процент выбравших его респондентов, который определялся по формуле:

b=(а/n) х 100%,

где b – процент выбравших данный вариант ответа;

а – число респондентов, выбравших данный вариант ответа;

n – общее число анкетируемых;

2) результаты в процентах представлены в диаграммах, где по вертикали – процентный показатель, а по горизонтали – варианты ответов на вопрос;

3) погрешность (σ) при построении диаграмм определялась по следующей формуле:

σ = ± √[r(1-r)/n],

где n – число респондентов, ответивших на вопросы;

r – частота реализации того либо иного ответа на вопрос анкеты, рассчитываемая следующим образом:

r = а/n,

где а – число положительных ответов на один из вопросов анкеты;

n – общее число анкетируемых. 

Пример

В анкете, на которую отвечало 48 человек, на вопрос “Чем Вы занимаетесь?” ответ “работаю” встречается 24 раза. В этом случае:

r = 24/48 = 0,50;

 σ = ± √[0,50(1-0,50)/48] = 0,07.

Таким образом, в процентах: σ = 0,07×100% = 7%. В нашем исследовании погрешность варьировалось от 2 до 7%.

Анализ результатов мониторинга

Переходя к конкретным результатам исследования, проведенного в музее ВДВ, следует отметить, что среди экскурсионных групп каждая возрастная категория представлена в приблизительно равном количественном составе, что подтверждают данные ежегодных отчетов о посещаемости музея. Эти же сведения показывают, что среди возрастной группы от 18 лет и старше основную часть составляют военнослужащие срочной службы и курсанты военных училищ Свердловской области. 

Наименее изученной оказалась категория индивидуальных посетителей, поэтому для создания полного образа “типичного” посетителя музея ВДВ было необходимо подробнее рассмотреть именно ее. 

Анализ ответов индивидуальных посетителей показал, что большинство опрошенных составляют люди в возрасте от 30 до 37 лет. Следующими по численному составу стали школьники в возрасте 11−14 лет (рис. 1).

Анализ ответов индивидуальных посетителей показал, что большинство опрошенных составляют люди в возрасте от 30 до 37 лет. 

Варианты ответов на вопрос “Ваш возраст?”:

а) 7-10 – 2%;

б) 11-14 – 20%;

в) 15-18 – 10%;

г) 19-23 – 15%;

д) 24-29 – 6%;

е) 30-37 – 31%;

ж) 38-45 – 4%;

з) 45-60 – 10%;

и) старше 60 – 0.

Большинство опрашиваемых на вопрос “Чем Вы занимаетесь?” ответило “работаю”. Следующим по популярности вариантом стал ответ “учусь в школе”. 

Варианты ответа на вопрос “Чем Вы занимаетесь?”:

а) учусь в школе – 31%;

б) учусь в университете – 8%;

в) учусь в колледже/техникуме – 2%;

г) учусь в военном училище – 2%;

д) работаю – 50%;

е) пенсионер – 6%;

ж) пока ничем – 0.

Стоит отметить, что среди категории “работающие” наибольшую группу – 46% – составили посетители, которые проходили службу в Вооруженных Силах рядовыми или офицерами. Однако среди всей группы опрошенных посетителей-“одиночек”, имеющих отношение к армии, оказалось всего 33%. 

На вопрос, имеют ли они отношение к Вооруженным Силам, положительно отвечали не только те, кто прошел службу в рядах ВС, но близкие родственники кадровых офицеров, т. е. люди, всю жизнь непосредственно связанные с военной средой. Многие из них указывали и род войск. Конечно, это в основном те, кто проходил или проходит службу в воздушно-десантных войсках.  

Варианты ответов на вопрос “Имеете ли Вы отношение к Вооруженным Силам?”:

а) да – 33%;

б) нет – 67%.

Особенно приятно то, что на вопрос “Что Вас привело в музей?” одним из наиболее популярных был ответ “всегда хотел побывать”. Неудивительно, что многие из выбравших данный вариант ответа являются десантниками или связаны с этим родом войск иным образом.

Наибольший процент респондентов выбрал вариант “интересуюсь военной историей”, и такой результат был предсказуем. Воздушно-десантные войска, созданные в 1930-е гг., сыграли большую роль в военной истории СССР и России.

Следующими по популярности оказались варианты “привел детей” и “проходил мимо”. 

Варианты ответов на вопрос “Что Вас привело в музей?”:

а) всегда хотел побывать – 42%;

б) интересуюсь военной историей – 44%;

в) пришел в ОВИР – 4%;

г) привел детей – 19%;

д) проходил мимо – 10%;

е) люблю музеи – 8%;

з) осматривал достопримечательности – 6%.

Интересны результаты ответов на вопрос “Откуда Вы узнали о музее?”. Показательно, что большая часть респондентов ответили, что узнали о “Крылатой гвардии” от знакомых и друзей. Это говорит том, что людям, побывавшим в музее, понравилось, и они рекомендуют своим знакомым посетить его.

Высокий процент опрошенных выбрали ответ “случайно”, что свидетельствует о недостатке рекламы музея. Положительным моментом является то, что 27% посетителей узнали о музее через Интернет. 

Варианты ответов на вопрос “Откуда Вы узнали о музее?”:

а) через Интернет – 27%;

б) от знакомых, друзей – 44%;

в) из СМИ – 0;

г) связано со сферой моей деятельности – 6%;

д) случайно – 29%

Таким образом, можно говорить о том, что обобщенный портрет индивидуального посетителя выглядит так: человек среднего возраста (30-37 лет), работающий, имеющий отношение к воинской службе и стремящийся познакомить своих детей с этой частью своей жизни. Такой посетитель интересуется военной историей и всегда хотел побывать в музее “Крылатая гвардия”, а узнал он о нем от знакомых или посредством Интернета.

Анализ положительных впечатлений

Следующим шагом после определения основных групп посетителей стало исследование их мнения по поводу качества оказываемых услуг. Весьма актуально для сотрудников музея было получить ответ на вопрос “Что Вам больше всего понравилось в музее?”. Самый большой процент одиночных посетителей ответило – “экспонаты”. Безусловно, люди приходят в музей, чтобы увидеть подлинные памятники истории. Высокий процент опрошенных выбрал вариант “художественное оформление”, больше трети отметили музыкальное сопровождение. 

Варианты ответов на вопрос “Что Вам понравилось в музее?”:

а) музыкальное сопровождение – 40%;

б) экспонаты – 77%;

в) художественное оформление – 63%;

г) кинофильм – 13%;

д) современный интерьер – 6%;

е) внимательные смотрители – 27%;

ж) другое – 0.

Например, для половины респондентов-младших школьников самым интересным оказался мультфильм, показанный им после экскурсии. В одном ряду с мультфильмом стоят экспонаты, расположенные во дворе музея – боевая машина десанта (БМД-1) и спускаемая капсула космического аппарата “Космос-772”, всегда вызывающие большой интерес у гостей. 

Варианты ответов на вопрос “Что тебе понравилось в музее?”:

а) боевая машина десанта и капсула – 45%;

б) экскурсовод – 21,6 %;

в) экспонаты – 23,3%;

г) мультфильм – 50 %;

д) интересные истории экскурсовода – 22 %;

е) что все это быстро закончилось – 8,3%

е) узнал что-то новое – 30%;

ж) красивая обстановка – 17%

з) с одноклассниками поболтал(а) – 3%;

и) музыкальное сопровождение – 5%;

й) оружие – 30%.

Анализ отрицательного опыта

Важно проанализировать и те факторы, которые вызвали отрицательные эмоции у посетителей, ведь принято считать, что один недовольный клиент расскажет о своем негативном опыте примерно десяти знакомым.

Принято считать, что один недовольный посетитель расскажет о своем негативном опыте примерно десяти знакомым. 

Варианты ответов на вопрос “Что Вам не понравилось в музее?”:

а) смотрители – 6%;

б) плохое освещение – 13%;

в) нелогичное оформление экспозиции – 0;

г) плохое художественное оформление – 0;

д) холодно/душно/влажно – 13%;

е) другое – 0.

Так, при ответе на вопрос “Что Вам не понравилось в музее?” наибольшее число анкетируемых из числа одиночных посетителей (13%) ответило “плохое освещение”. Действительно, музейная экспозиция пока не полностью оснащена специализированными витринами с местным освещением экспонатов.

Популярным ответом стал вариант “холодно/душно/влажно” (13%). Музей находится в перестроенном здании ХIХ в., и, несмотря на оснащение современными приборами вентиляции и обогрева, не всегда удается поддерживать в нем комфортный микроклимат.

Для аудитории 15−17 лет самым неинтересным в музее оказалась экскурсия (16%), в то время как подавляющий процент людей от 18 лет (81%), наоборот, назвали экскурсию наиболее привлекательной в музее.

Стремясь понять причину недовольства молодых людей экскурсией, научные сотрудники особенно внимательно проанализировали ответы на вопрос “В какой форме экскурсия была бы тебе интереснее?”. Большинство молодых людей в возрасте 15−17 лет ответили: «Театрализованная, где о событиях рассказывали бы их “участники”». Это говорит о том, что подросткам хотелось бы увидеть в музее что-то необычное и нестандартное. 

Варианты ответов на вопрос “Как бы ты описал экскурсию?”:

а) интересная – 76%;

б) длинная – 14%;

в) скучная – 10%;

г) необычная – 24%;

д) обыкновенная – 2%;

е) познавательная – 32%;

е) веселая – 6%;

ж) не оставила впечатлений – 0;

з) другое – 0.

Важно понять, что музей может предложить своему посетителю кроме традиционного просмотра экскурсии, чтобы сделать посещение музея из случайного постоянным.

Именно такой вопрос: “Что бы Вы еще хотели увидеть в военно-историческом музее?” – и прозвучал в анкете. Представители почти всех возрастных групп, пришедших на экскурсию, хотели бы увидеть больше военной техники (от 18 и старше – 75%; 15-17 лет – 59%; 11-14 лет – 52%). Респонденты также выразили желание принять участие в конкурсах и викторинах (43% – 7-10 лет), во встрече с участниками различных вооруженных конфликтов (54% – 15-17 лет), побывать на концерте авторской песни (46% – от 18 и старше). 

Варианты ответов на вопрос “В каких мероприятиях музея кроме экскурсий тебе было бы интересно поучаствовать?”:

а) встреча с участниками войн – 54%;

б) концерт авторской песни – 13%;

в) военно-спортивная игра “Зарница” и новогодняя программа “Спасти Деда Мороза” – 22%;

г) “День рождения в музее ВДВ” – 16%;

д) тематические мероприятия (“Военная форма”, “Афганская война”, “Гений разведки”, “Если очень захотеть, можно в космос полететь”) – 17%.

Результаты мониторинга

После проведения полного анализа результатов мониторинга мнений посетителей музея ВДВ “Крылатая гвардия” была составлена аналитическая записка со сводными данными, представленными в схемах и диаграммах. Полученные результаты было решено обсудить на научно-методическом совете, где в режиме свободного диалога сотрудниками были высказаны предположения и мнения о положительных и отрицательных сторонах деятельности музея и о путях создания его благоприятного имиджа.

После проведения полного анализа результатов мониторинга мнений посетителей музея была составлена аналитическая записка со сводными данными.

По итогам совещания было решено внедрить комплекс мер по совершенствованию работы и повышению эффективности использования потенциала музея. 

Так, например, было решено включить в проект годовой сметы увеличение финансирования на организацию и проведение рекламной кампании, приобретение оборудования для поддержания комфортных климатических условий в музейных залах. Поступило предложение разработать методические рекомендации для проведения экскурсий с учетом детских психологических и возрастных особенностей.

Следующим пунктом стало решение обратиться к командованию Центрального военного округа о выделении образцов военной техники для установки их на территории музея.

Обсуждался вопрос о дальнейшей разработке и внедрении интерактивных программ для взрослых и детей. Было выбрано несколько интерактивных проектов:

■ пешеходная игра-квест “Танки в городе”;

■ образовательная программа “В двубортном нынче не воюют”;

■ видеофильм для старшеклассников “Армия: мифы и реальность”

■ и др.

Эти интерактивные проекты было решено представить на конкурс “Перспективный музейный проект”, организованный Министерством культуры и туризма Свердловской области, для получения финансирования на их реализацию.

Коллектив музея надеется, что применение такого исследовательского механизма, как анкетирование, будет способствовать формированию устойчивой и постоянно растущей музейной аудитории. 

Приложение 1

Бланк анкеты для экскурсионной группы детей 7-10 лет

Привет! Тебе понравилось в музее или не очень? Расскажи нам, что ты думаешь, подчеркни те слова, которые выразят ТВОЕ мнение.

1. Нравится ли тебе ходить в музей? Нравится с родителями – нравится с друзьями – мне все равно – не был никогда раньше – вообще не нравится – это интересно – заставляют в школе.

2. Какими словами ты бы описал экскурсию? Скучная – интересная – длинная – веселая – узнал много нового – было много непонятного – прикольная.

3. Что тебе понравилось в музее: боевая машина десанта и капсула во дворе – экскурсовод – экспонаты – мультфильм – интересные истории экскурсовода – что все это быстро закончилось – узнал что-то новое – красивая обстановка – с одноклассниками поболтал(а) – музыка и песни – оружие.

4. Что бы ты хотел увидеть в музее в следующий раз: конкурсы – викторина – чтобы можно было потрогать предметы руками – концерт – игры – чтобы экскурсия была короче – новые мультфильмы – кино про войну – чтобы экскурсию вели герои в костюмах – пофотографироваться с экспонатами.

5. Тебе хочется еще раз прийти сюда?   Да – нет – не знаю – все равно заставят.

6. Я – мальчик / Я – девочка, мне …………………. лет

Спасибо за помощь, нам важно твое мнение

Приложение 2

Бланк анкеты для индивидуальных посетителей

Здравствуйте! Мы рады, что Вы решили посетить наш музей. Помогите сделать наш музей лучше! Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

1. Возраст, лет:

 а) 7-10;

 б) 11- 14;

 в) 15-18;

г) 19-23;

д) 24-29;

е) 30-37;

ж) 38-45;

з) 45-60;

и) старше 60.

2. Пол: м / ж.

3. Чем Вы занимаетесь:

а) учусь в школе;

б) учусь в университете;

в) учусь в колледже/техникуме;

г) учусь в военном училище;

д) работаю;

е) пенсионер;

ж) пока ничем.

4. Имеете ли Вы отношение к Вооруженным Силам?_________________________________________________________________

5. Что Вас привело в музей?

а) всегда хотел побывать;

б) интересуюсь военной историей;

в) пришел в ОВИР;

г) привел детей;

д) проходил мимо;

е) люблю музеи;

з) осматривал достопримечательности.

6. Откуда Вы узнали о музее?

а) через Интернет;

б) от знакомых, друзей;

в) из СМИ;

г) связано с моей сферой деятельности;

д) случайно.

7. Что Вам понравилось?

а) музыкальное сопровождение;

б) экспонаты;

в) художественное оформление;

г) фильм;

д) современный интерьер;

е) внимательные смотрители;

ж) другое_____________

8. Что Вам не понравилось в музее?

а) смотрители;

б) плохое освещение;

в) нелогичное оформление экспозиции;

г) плохое художественное оформление;

д) холодно/душно/влажно;

е) другое____________________

9. Что бы Вы хотели увидеть в музее?

а) аудиогид;

б) возможность потрогать экспонаты руками;

в) компьютерные технологии;

г) сопроводительные тексты к разделам экспозиции;

д) новые выставки;

е) игровые программы для детей;

ж) киноклуб;

з) клуб любителей военной истории;

к) клуб авторской песни;

л) тематические вечера;

м) мастер-классы;

н) другое___________________

Спасибо за помощь, нам важно Ваше мнение!

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×