Комплексный подход к обеспечению безопасности музея: теория и практика

1607
Проблемы охраны и безопасности являются важнейшими в системе функционирования и развития любого хозяйствующего субъекта независимо от организационно-правовой формы предприятия и характера его деятельности...

И.Г. Кузнецова,

руководитель службы безопасности Государственного Русского музея, секретарь Международного Совета музейной безопасности (ICMS) Международного Совета музеев (ICOM)

Проблемы охраны и безопасности являются важнейшими в системе функционирования и развития любого хозяйствующего субъекта независимо от организационно-правовой формы предприятия и характера его деятельности.

Существуют следующие основные угрозы для музейных зданий и коллекций:

■ природные (пожары, наводнения, землетрясения);

■ криминогенные (кражи и грабежи, акты вандализма, утрата коллекций в результате террористических и военных действий);

■ техногенные (радиационные, химические и иные загрязнения, связанные с авариями и катастрофами техногенного характера). 

Комплекс безопасности музея (далее – Комплекс безопасности) формируется с учетом множественных угроз, важнейшими из которых являются пожары, хулиганство и вандализм, хищения, терроризм, наводнения и затопления, метеорологические явления и критические изменения микроклимата, неудовлетворительное техническое состояние и неисправность средств и систем, вызывающие нарушения в подаче электроэнергии, тепло- и водоснабжении. Такой Комплекс должен быть увязан со сложной организационной структурой учреждения, в т. ч. с межведомственным взаимодействием музея со службами МЧС и МВД. 

Задачи и структура музейной службы безопасности

Основой для формирования задач и определения структуры музейной службы безопасности (далее – Службы безопасности) является детальный анализ наиболее вероятных угроз и уязвимых мест с учетом специфических условий каждого конкретного объекта. Поэтому создание Комплекса безопасности крайне актуальны для музеев и выставочных комплексов в части сохранения музейных коллекций.

Достижения науки и техники, всеобщая компьютеризация привели к возникновению новых направлений в развитии систем безопасности, способствовали модернизации традиционных областей охраны (Рисунок 1). 

политические,

социальные

факторы

ОБЩАЯ СРЕДА

экономические

факторы

труд

РАБОЧАЯ СРЕДА

поставщик

услуг

контактные и конкурентные аудитории и

организации;

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА

государственные

правовые,

экономические,

общественные и

 другие структуры

кадры, информация, культурные, материальные ценности, интеллектуальная собственность маркетинг, финансы

клиент-

посредник-

партнер

экологические, технологические, техногенные,

террористические, диверсионные факторы

Рис. 1. Роль среды в формировании угроз безопасности

Основная проблема заключается в привлечении внимания руководителей государственных учреждений культуры к научно-практическим проблемам обеспечения музейной безопасности общего характера, а также к защите и сохранению культурных ценностей – музейных предметов, находящихся у них в доверительном управлении.

Решение этих задач связано с необходимостью системного и комплексного подхода при планировании и организации работ по обеспечению безопасности музеев и выставочных комплексов. Этим и занимается Служба безопасности.

Основные тактические задачи этой службы определяют порядок охраны для всего музейного комплекса при следующих режимах работы:

■ объект открыт для посещения экспозиции в рабочие дни недели;

■ объект открыт для посещения экспозиции в воскресные и праздничные дни, когда все служебные кабинеты и фондохранилища закрыты и находятся под охраной;

■ объект закрыт для посещения экспозиций, но открыт для сотрудников и посетителей, приходящих по служебным делам. Сотрудники находятся на рабочих местах;

■ проведение мероприятий (лекции, концерты, праздничные вечера и т. д.) в вечернее время для ограниченного круга лиц с проходом в экспозиционные залы;

■ объект полностью закрыт для сотрудников (кроме дежурной смены) и посетителей (в ночное время, выходные дни) – нерабочее время.

 Основные тактические задачи Службы безопасности определяют порядок охраны всего музейного комплекса при различных режимах работы музея. 

Исходя из функциональных особенностей объекта, с учетом опыта создания систем музейной безопасности в Русском музее и управления ими, можно составить примерную структуру Службы безопасности

Название отдела

Основные задачи

Информационно-аналитический отдел

Систематизация и анализ информации в области сохранения и охраны музейных ценностей, безопасности персонала и посетителей

Отдел автоматизированной пропускной системы

Делопроизводство и организационные меры по вопросам обеспечения контрольно-пропускного режима на территории комплекса с применением автоматизированной системы

Отдел контроля экспозиции

Организация режима безопасности для материальных и художественных ценностей, а также для посетителей и персонала, находящихся в залах с постоянной экспозицией и на временных выставках

Пульты централизованного наблюдения (ПЦН)

Организация постоянного контроля обстановки на территории комплекса с помощью систем видеонаблюдения и технических средств охраны, а также оперативное оповещение по соответствующим схемам дежурных служб, ответственных сотрудников и правоохранительных органов при обнаружении нештатных ситуаций

Отдел технических средств службы безопасности

Организация оснащения комплекса техническими средствами охраны; организация и приемка работ, обучение правилам эксплуатации, организация работ по обеспечению работоспособности указанных технических средств

Отдел информационных систем службы безопасности

Обеспечение приемки в эксплуатацию и бесперебойного функционирования, организация технического обслуживания программного обеспечения и аппаратного оборудования службы безопасности.

Мониторинг и администрирование аппаратно-программных комплексов единой информационной системы службы безопасности и системы охранно-тревожной сигнализации

К сожалению, отсутствие необходимого и достаточного бюджетного финансирования этой сферы деятельности, четкой структуры Службы безопасности и укомплектования ее квалифицированными кадрами тормозят построение и внедрение системы безопасности для государственных учреждений. Кроме того, у некоторых руководителей учреждений культуры пока не сложилось понимание важности и приоритетности Службы безопасности в деятельности учреждения, отсутствует четкое знание целей и задач применительно к особенностям организаций, нет элементарных знаний о правилах и принципах обеспечения безопасности в условиях рыночных отношений. В целом это приводит к ошибкам и просчетам в принятии управленческих решений. Зачастую функции Службы безопасности сводятся только к физической (ведомственной или вневедомственной) охране. Организационно-административные мероприятия не рассматриваются как приоритеты музейной безопасности. Например, из-за отсутствия комплекта инструкций и положений не определена ответственность за внутриобъектовый и контрольно-пропускной режим, за ведение ключевого хозяйства – следовательно, не налажен контроль перемещения предметов коллекции и учет контроля доступа в музейные помещения.

Организационно-административные мероприятия не рассматриваются как приоритеты музейной безопасности. Это приводит к просчетам в принятии управленческих решений.

Отсутствие в музее или галерее собственной Службы безопасности резко снижает уровень защищенности материальных и культурных ценностей от разного рода внутренних и внешних посягательств и угроз. 

Как гарантировать безопасность

Определить общие положения тактики охраны

Тактические принципы построения комплексной системы безопасности должны быть четко обозначены и определены сочетанием продуманного использования технических средств с организационными особенностями и спецификой функционирования музейного комплекса.

Наиболее эффективная последовательность действий: планировать меры безопасности на этапе проектирования, а на этапе строительства объектов культуры реализовывать правила и требования, сформированные действующими законами, нормативными документами и инструкциями.

Организация физической охраны и контроля экспозиционно-выставочных площадей может быть комбинированной (штатная Служба безопасности, пожарная охрана, посты профессиональной охраны и группы реагирования) и состоять из постов профессиональной охраны (полицейской или специализированной), а также штатных сотрудников музейного комплекса. При этом необходимо учитывать, что периметр здания, входы и выходы в него в обязательном порядке должны быть укомплектованы профессиональными охранниками, независимо от технического решения контроля и управления доступом в помещения комплекса. Расчет штатной численности постов производится исходя из функционального назначения входов и выходов.  

Пример

Эвакуационные выходы из здания можно контролировать только техническими средствами без привлечения персонала, а на служебных входах и в зоне погрузки и разгрузки экспонатов необходимо поставить посты охраны, работающие в круглосуточном режиме (в погрузо-разгрузочной зоне в свободное время эти посты могут выполнять функцию групп быстрого реагирования). В местах входов и выходов посетителей целесообразно ввести полуторасменные посты с режимом работы, аналогичным музейному режиму.

Важнейшая часть программы подготовки должна предусматривать порядок действия охраны в случае возможных инцидентов: хищений, разбойных нападений, возгораний, в т. ч. охрану места происшествия до прибытия представителей правоохранительных органов. В качестве первого шага на пути создания такого порядка нужно рассматривать создание Концепции безопасности. Для этого необходимо произвести анализ уязвимости объекта с учетом нижеприведенных рекомендаций.

Первым шагом на пути создания порядка действий охраны в случае возможных инцидентов должно стать создание Концепции безопасности.

Порядок составления рекомендаций по формированию планов мероприятий для укрепления системы безопасности

■ тактика охраны;

■ организационные задачи Службы безопасности;

■ структура Службы безопасности;

■ структура физической охраны;

■ структура пожарной охраны;

■ пропускной режим;

■ ключевое хозяйство;

■ мероприятия по обеспечению технической укрепленности;

■ структура комплекса технических средств охраны;

■ система охранно-тревожной сигнализации;

■ система управления доступом;

■ система телевизионного наблюдения;

■ система маркирования экспонатов;

■ система поддержания и контроля климатических параметров;

■ система оповещения и связи;

■ система бесперебойного электропитания;

■ система пожарной сигнализации и пожаротушения.

Важно отметить, что системный подход к обеспечению гарантий безопасности позволяет комплексно рассматривать (изучить, предотвратить, локализовать, уменьшить негативное воздействие и последствия и т. п.) проблемную ситуацию применительно к конкретной области занятий.

Состав системы обеспечения безопасности

Система обеспечения безопасности культурных ценностей музеев базируется на множестве составляющих элементов, в т. ч. особенностях организационно-правовой формы, уставных целях, задачах, направлениях работы. Работа ведется по разным аспектам безопасности в соответствии с видами деятельности учреждения. Вот некоторые из них.

1. Создание и поддержка функционирования комплексной системы обеспечения безопасности – совокупность мероприятий, технических и программных средств и систем, а также организационных структур и сил, управляющих и участвующих в обеспечении безопасности, включая все множество конкретных процессов и процедур.

Этот вид деятельности включает в себя “Автоматизированную систему” и “Автоматизированную информационную систему” как проектные разработки, в т. ч. концепцию безопасности, так и нормативно-правовые документы (инструкции, положения и др.).

В свою очередь, в состав этих элементов входят “Телекоммуникационная сеть безопасности” – унифицированная сетевая инфраструктура на базе IP-технологий, обеспечивающая возможность подключения и обмена информацией всех лиц, сил, структур и технических систем безопасности – и “Информационное пространство безопасности” – унифицированная информационная среда. 

2. Обеспечение процессного подхода к управлению – современная альтернатива административно-структурному подходу. Его реализация позволяет радикально повышать управляемость и эффективность деятельности организации, ее подразделений, снижать негативные влияния человеческого фактора, снижать затраты на эксплуатацию и поддержание системы в работоспособном состоянии. При решении задач в этом направлении важно следующее:

■ интеграция – процесс разработки и/или деятельности IT-специалистов, и/или состояние совокупности технических и программных средств и систем, при которых обеспечивается возможность взаимного обмена информацией между различными техническими и программными средствами и системами;

■ интероперабельность (полная информационная совместимость и готовность к совместной работе технических, программных средств и систем, людей, сил и подразделений).

3. Система обеспечения безопасности музея должна носить комплексный характер. Комплексный характер системы обеспечения безопасности музея характеризуется следующими признаками:

■ объектами обеспечения безопасности являются все, кто имеет отношение к музею (посетители и сотрудники музея), и всё, что в нем находится (здание, экспонаты, территория и имущество музея);

■ учитываются все технологические процессы музея, его организационная структура (замыкающаяся на межведомственные взаимодействия со службами МЧС и МВД) и множественные угрозы безопасности.

Цели создания комплексной системы обеспечения безопасности:

1) обеспечение полноты оснащения равнопрочной системой безопасности всех объектов, территорий и технологических процессов музея;

2) радикальное повышение количества, качества, скорости получения и адекватности информации обо всех ситуациях и процессах, имеющих прямое или косвенное отношение к безопасности музея;

3) радикальное повышение эффективности действий персонала, служб и структур за счет скорости, точности и полноты информационного обеспечения, интерактивного контроля всех действий и оперативного взаимодействия в условиях реального времени;

4) создание условий и фундамента непрерывного развития и совершенствования комплексной системы безопасности музея в условиях роста и модификации угроз;

5) внедрение современных архитектурных, системных и технических принципов модернизации и развития системы, обеспечивающих максимизацию соотношения эффективности и совокупной стоимости владения.

Основные задачи, которые необходимо реализовать в этом направлении:

■ создание технической базы комплексной системы безопасности и безопасного информационного пространства как фундамента комплексной системы обеспечения безопасности;

■ создание Единого диспетчерского центра комплексной системы безопасности музея;

■ модернизация комплексной системы безопасности музея является одной из приоритетных задач.

Можно выделить следующие этапы модернизации:

1) создание технических и организационных (финансовых и административных) условий многофункционального информационного контроля объектов охраны. Примером “идеальной ситуации” может служить создание современного технического охранного комплекса, способного обеспечить мониторинг состояния технических систем безопасности и администрирования действий персонала при чрезвычайных ситуациях;

2) создание структуры оповещения и выработка методики реагирования на нештатные ситуации на техническом и организационном уровнях. 

Необходимо обеспечить многоадресную доставку максимально полной информации всем заинтересованным структурам и ответственным лицам как от технических средств и систем, так и по системе оповещения.

В частности, важно:

■ унифицировать интерфейсы, коммуникационные протоколы и информационные модели комплексной системы обеспечения безопасности;

■ использовать процессный подход при создании, модернизации и функционировании системы безопасности.

Создание системы безопасности

Для того чтобы создать на базе учреждения полноценную систему безопасности, необходимо:

1) иметь нормативно-правовые документы для разработки Концепции безопасности объекта культуры и проекта создания Комплекса технических систем безопасности по разделам (проектно-сметная документация);

2) иметь финансирование на текущий год и на перспективу в рамках проекта;

3) быть уверенным в том, что квалификации персонала учреждения хватит для реализации проекта по разделам и поддержания комплекса технических средств охраны в работоспособном состоянии;

4) иметь организационно-административную структуру, обеспечивающую взаимодействие служб музея по вопросам безопасности.

Конечной целью таких сложных проектов является обеспечение сохранности коллекционного собрания музея. Реализация этих проектов тесно связана с вопросами защиты коллекции от воздействия различных факторов угроз.

Безопасность на практике

Методы обеспечения сохранности музейных предметов

В обеспечении сохранности музейных предметов можно выделить несколько аспектов: 

■ реставрация и консервация;

■ экспозиционно-выставочная деятельность;

■ транспортировка;

■ система учета музейных ценностей.

В области сохранения музейных коллекций первоочередной задачей является защита от краж и подделок. В настоящее время ведется большая работа по изучению и внедрению в музейную практику современных методов защиты и идентификации музейных предметов. Одним из приоритетных направлений в этой области является маркирование. Под маркированием музейных экспонатов следует понимать комплекс организационных мероприятий, включающих и технические средства. Его удобно применять для инвентаризации музейных экспонатов, идентификации подлинности музейных экспонатов, обеспечения сохранности и безопасности от криминальных рисков.

Требования к метке:

■ универсальность для различных материалов, размеров, типов предметов (метка должна одинаково хорошо читаться на материале органического и неорганического происхождения: бумаге, стекле, металле, холсте, картоне, фарфоре, фотопленке, коже, дереве, камне и т. д.);

■ безопасность для музейного экспоната (маркирование не должно вредить экспонату, въедаться в него, искажать его внешний вид);

■ однозначная идентификация музейного экспоната (наличие признаков, подтверждающих подлинность музейного предмета);

■ хранение информации о предмете в зашифрованном виде (автор, название предмета, дата его создания, материал, размеры и т. д.);

■ контроль параметров безопасного состояния музейного экспоната (состояния сохранности);

■ сложность фальсификации (защита от подделок по зашифрованным идентификационным признакам или с помощью маркеров);

■ срок службы, неотделимость марки от предмета (имеется в виду физический износ или возможность удалить метку механическим или химическим путем);

■ невидимость маркировки (маркировка должна быть невидимой невооруженному глазу и определяться только с помощью специальных приборов).

При использовании разных типов меток или разной технологии маркирования возникают различные проблемы, связанные со старением материала метки, сложностью ее нанесения, негативным химическим воздействием на поверхность или структуру произведения. 

Главной причиной редкого применения технологии логистического или охранного маркирования в музеях является морально-правовой аспект при работе с произведением искусства. Первичным по-прежнему остается музейный предмет и его эстетическое восприятие без дополнительных “меток” и “маркеров”.

Однако опыт наших коллег по музейной сфере, компаний-разработчиков меток и собственный опыт Русского музея в использовании различных технологий маркирования музейных предметов позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день невозможно создать универсальную метку, отвечающую всем принципиальным требованиям к ней. А значит, для решения учетно-хранительских задач необходимо использовать сочетания различных технологий. Эти задачи, в свою очередь, являются приоритетными при построении комплексной системы обеспечения безопасности музея.

Опыт Русского музея

В Русском музее проводится работа по созданию автоматизированной системы технико-технологического исследования, идентификации и контроля хранения музейных предметов.

Основные задачи, стоящие перед автоматизированной системой:

■ обеспечить аппаратными и программными средствами условия безопасного хранения предметов фонда и контроля доступа к ним;

■ иметь аппаратные и программные средства для получения первичного описания предметов фонда, т. е. для создания и ведения соответствующей электронной базы данных;

■ предоставить возможность для быстрой и точной сверки наличия предметов фонда;

■ помочь эксперту сделать правильные выводы при идентификации предметов хранения;

■ взаимодействовать с комплексной автоматизированной музейной информационной системой “КАМИС”.

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

1) метод радиочастотной идентификации ячейки хранения предметов фонда в упаковке с разовой электронной пломбой (штрих-кодом) и верификацией персонала доступа к ним;

2) метод радиочастотной идентификации упаковки с разовой электронной пломбой (штрих-кодом) для сверки наличия предметов фонда;

3) методы фотофиксации предмета хранения фотокамерой (сканером) или части предмета (с электронного микроскопа), получения данных со спектрометра и линейно-весовых характеристик с электронных весов. Эти методы используются при первичном описании предмета хранения и его идентификации.

Важной составляющей при решении поставленных задач является интеграция системы технико-технологических исследований, идентификации и контроля хранения с внешними информационными системами. Главными элементами этой цепочки является сервер комплексной системы безопасности музея на базе интегрирующей среды “Итриум” в части управления контролем доступа, видеонаблюдения и контроля хранения предметов и использование необходимых данных в общей системе “КАМИС”. Структура описанной выше системы включает в себя автоматизированные рабочие места экспертов в необходимом для обработки предметов фонда объеме, сервер автоматизированной системы технико-технологического исследования, идентификации и контроля хранения предметов и внешние источники. Таким внешним источником в настоящее время является “КАМИС”. 

Технология идентификации предметов

Основные процедуры описания технологии идентификации предметов:

1) получение первичного описания предмета;

2) проверка идентичности предмета;

3) изменение описания после проверки идентичности;

4) изменение описания предмета.

Основной тезис “От безопасности к учету предметов фонда” наиболее точно определяет степень взаимосвязи двух, казалось бы, различных направлений в деятельности музея.

Вопросы обеспечения безопасности (физическая охрана, маркировка, контроль перемещения, а также оценка и страхование) решаются, как правило, изолированно и, как следствие, не всегда эффективно.

Для повышения сохранности и безопасности хранения коллекций предлагается использовать комплексный подход, сочетающий единую идентификацию и централизованный учет хранимых ценностей в электронных учетных системах с автоматизацией основных процедур обеспечения безопасности хранения.

Основные этапы:

1) разработка Концепции безопасности – основного руководящего документа для формирования безопасности музейного комплекса;

2) создание прототипа электронного документа (этикетки) и ввод его в опытную эксплуатацию;

3) отработка в ходе опытной эксплуатации основных технологических (бизнес-) процессов.

Необходимо учитывать, что культурные ценности, входящие в состав музейного фонда, неограниченно разнообразны и различаются размерами, формами, сохранностью, материалами, из которых они изготовлены или при помощи которых отреставрированы. Каждый предмет индивидуален и обладает только ему присущим набором качественных и количественных признаков, а также физико-химических свойств. При маркировке невозможно внесение каких-либо изменений в структуру предмета, его деформация, а также плохо прогнозируемые последствия воздействия технологии маркировки. Важно знать, что во время реставрации предмета маркировка может быть уничтожена, и ее необходимо будет наносить повторно. Поэтому необходимо поэтапное исследование и внедрение различных технологий маркирования и идентификации для учета музейных коллекций.

Для обработки предметов коллекции сейчас используются технические средства:

■ в фонде;

■ в отделе технологических исследований;

■ в отделе реставрации музейных ценностей.

В Русском музее по окончании всех описанных действий были достигнуты следующие результаты

1) разработана и внедрена автоматизированная система технико-технологических исследований, идентификации и контроля хранения предметов коллекции фонда нумизматики Государственного Русского музея (далее – Система);

2) выработаны и согласованы методики технико-технологического исследования, идентификации и контроля хранения предметов коллекции фонда нумизматики;

3) организовано информационное взаимодействие между Системой и комплексной автоматизированной музейной информационной системой “КАМИС” (это проявляется в том, что на программном уровне отлажено взаимодействие сервера службы безопасности с сервером “КАМИС” для документооборота в разрешенных к общему пользованию пределах);

4) организовано информационное взаимодействие между Системой и комплексной автоматизированной системой безопасности “Итриум”, выполнено технико-технологическое исследование и произведена идентификация предметов коллекции основного фонда нумизматики.

По итогам проведенных работ были созданы собственная (детальная) электронная база данных предметов и внутренняя информационная система для хранения и обработки получаемых высокоточных изображений.

Определение процедуры организационно-технических мероприятий для передачи из внутренней системы хранения в “КАМИС” и далее в базу Государственного каталога РФ. Автоматизированная система технико-технологического исследования, идентификации и контроля хранения предметов фонда нумизматики должна: 

1) обеспечить аппаратными и программными средствами условия безопасного хранения предметов фонда и контроля доступа к ним;

2) иметь аппаратные и программные средства для получения первичного описания предметов фонда, т. е. для создания и ведения соответствующей электронной базы данных;

3) предоставить возможность для быстрой и точной сверки наличия предметов фонда;

4) помочь эксперту сделать правильные выводы при идентификации предметов хранения;

5) взаимодействовать с комплексной автоматизированной музейной информационной системой “КАМИС”.

Для решения поставленных задач используются следующие методы:

1) метод радиочастотной идентификации ячейки хранения предметов фонда в упаковке с разовой электронной пломбой (штрих-кодом) и верификацией персонала доступа к ним;

2) метод радиочастотной идентификации упаковки с разовой электронной пломбой (штрих-кодом) для сверки наличия предметов фонда;

3) методы фотофиксации изображения фотокамерой (сканером) предмета хранения, с электронного микроскопа части предмета, получения данных со спектрометра и линейно-весовых характеристик с электронных весов используются при первичном описании предмета хранения, а также при идентификации.

Важной составляющей при решении поставленных задач является интеграция системы технико-технологических исследований, идентификации и контроля хранения с внешними информационными системами. Главными элементами этой цепочки является сервер комплексной системы безопасности музея на базе интегрирующей среды “Итриум” в части управления контролем доступа, видеонаблюдения и контроля хранения предметов и использование необходимых данных в общей системе “КАМИС”. Структура описанной выше системы включает в себя автоматизированные рабочие места экспертов в необходимом для обработки предметов фонда объеме, сервер автоматизированной системы технико-технологического исследования, идентификации и контроля хранения предметов и внешние источники. Таким внешним источником в настоящее время является “КАМИС”.

Технология идентификации предметов

В ходе процесса идентификации музейный предмет подвергается следующим процедурам:

1. Получение первичного описания предмета.

2. Проверка идентичности предмета.

3. Изменение описания после проверки идентичности.

4. Изменение описания предмета.

Основные этапы создания автоматизированной системы технико-технологического исследования, идентификации и контроля хранения музейных предметов:

■ создание прототипа электронного документа (этикетки) и ввод его в опытную эксплуатацию.

■ отработка в ходе опытной эксплуатации основных технологических (бизнес-) процессов: высокоточной фотофиксации, в том числе исследований под микроскопом, взвешивания, определения идентификационных признаков.

В результате работы осуществляется:

1) создание собственной (детальной) электронной базы данных предметов;

2) создание внутренней информационной системы для хранения и обработки получаемых высокоточных изображений;

3) определение процедуры организационно-технических мероприятий для передачи из внутренней системы хранения в “КАМИС” и далее в государственный каталог.

Маркировка предметов

Необходимо учитывать, что культурные ценности, входящие в состав музейного фонда, неограниченно разнообразны и различаются размерами, формами, сохранностью, материалами, из которых они изготовлены или при помощи которых отреставрированы. Каждый предмет индивидуален и обладает только ему присущим набором качественных и количественных признаков, а также физико-химических свойств. 

При маркировке абсолютно недопустимо внесение каких-либо изменений в структуру предмета, его деформация. Если последствия воздействия технологии маркировки плохо прогнозируемы, от нее стоит отказаться.

Важно знать, что во время реставрации предмета маркировка может быть уничтожена, и ее необходимо будет наносить повторно. Поэтому необходимо поэтапное исследование и внедрение различных технологий маркирования и идентификации для учета музейных коллекций.

Основной тезис “От безопасности к учету предметов фонда” наиболее точно определяет степень взаимосвязи двух, казалось бы, различных направлений в деятельности музея. Вопросы обеспечения музейной безопасности, включающие в себя такие направления, как физическая охрана, маркировка, контроль перемещения, оценка, страхование и т. д., являются элементами комплексной системы обеспечения безопасности. Как правило, они решаются изолированно и поэтому не всегда эффективно.

Для повышения сохранности и безопасности хранения коллекций предлагается использовать комплексный подход, сочетающий единую идентификацию и централизованный учет хранимых ценностей в электронных учетных системах с автоматизацией основных процедур обеспечения безопасности хранения.

Как построить систему безопасности своими силами

Обеспечение гарантий безопасности культурных ценностей зависит от мобильности и качества внедрения инновационных технологий и средств защиты с учетом специфики музеев, галерей, выставочных залов, а также результативности работы персонала, особенно службы безопасности.

Современный рынок предлагает чрезвычайно широкий спектр отечественных и зарубежных технических охранных систем. Новинки постоянно экспонируются на отраслевых и специализированных выставках, посвященных системам охраны и безопасности, пожарного дела в целом, а также системам для прикладного использования в конкретных областях (банковское дело, машиностроение, музейное дело и др.). Многие руководители учреждений, в штатах которых отсутствуют специалисты по безопасности, испытывают определенные трудности при решении вопроса о выборе и, соответственно, приобретении технических средств защиты. Тем не менее, эту задачу можно переформулировать таким образом, что решить ее станет гораздо проще.

Систему технических средств обеспечения безопасности музея можно подразделить на несколько групп. Каждая них, в свою очередь, будет содержать более детальную рубрикацию видового и функционального свойств. Охарактеризовав каждый пункт и определившись, что конкретно необходимо учреждению, его руководитель получит картину желаемого состава системы безопасности.

Комплекс инженерно-технических средств охраны состоит из двух частей:

■ комплекса заградительных сооружений (барьеры, заборы, препятствия) и инженерных средств охраны территории, зданий, помещений;

■ комплекса технических средств охраны.

Практика применения технических средств в музее определяет оптимальную конфигурацию, представленную в таблице.  

Технические средства на службе музейной безопасности

Локальный путь управления системами безопасности

Центральный
путь управления системами безопасности

Комплекс инженерно- ограждений

Комплекс противопожарных средств

Системы телевизионного наблюдения

Системно-охранные сигнализации

Комплекс технических средств охраны

Системы оперативной связи, электропитания, оповещения

Таблица 2. Комплексный подход в построении структуры технических средств охраны

Данные анкетирования 100% посетителей на различных специализированных выставках свидетельствуют о том, что решения о закупках технических систем защиты принимаются руководителями предприятий следующим образом:

■ 32% респондентов для выработки решения руководствуются коллегиальным мнением сотрудников;

■ 30% пользуются подготовленными решениями;

■ 6% непосредственно участвуют в подготовке решений;

■ 10% не принимают участия в обсуждении вообще;

■ 22% самостоятельно принимают решения.

В этой ситуации становится очевидным, что только профессиональные эксперты в области безопасности могут предложить объективные рекомендации руководителям предприятий для использования в музейной практике. Проблема заключается в том, что консультанты по безопасности одновременно должны быть компетентны и в экономике, и музейном деле, и в технических науках, и юриспруденции, обладать высоким уровнем универсальности и отраслевой специализации (в т. ч. музейно-выставочной работы).

Только междисциплинарный подход при консультировании может гарантировать качественное оказание помощи в решении проблемных ситуаций в сфере безопасности музея.

Выводы

Рассмотренные выше проблемы безопасности музеев в целом имеют универсальный характер для современного общества, характеризующегося высокой степенью информатизации и развитием передовых технологий, рыночные законы которого связывают в единое пространство экономику, науку и культуру.

В тесном взаимодействии комплексных интегрированных систем задействован огромный потенциал, реалии современных достижений науки, промышленного производства, человеческих (кадровых) ресурсов, различного уровня административно-управленческих структур. Поэтому системы безопасности необходимы и в социально-культурной сфере. Тема безопасности актуальна и чрезвычайно обширна, но разработана недостаточно, прежде всего, применительно к такой группе организаций, как музеи.

Музейные организации имеют целый ряд особенностей, которые и позволяют выделить их в особую группу учреждений. Одним из главных условий существования музеев является их безопасность и охрана культурных ценностей.

Проблемы безопасности музеев можно решить, изучая опыт работы отечественных музеев в этом направлении, транслируя его другим музеям посредством публикаций научных исследований, сборников нормативно-правовых документов, методических рекомендаций, организуя научно-практические конференции и семинары, используя информационные возможности специального сайта в сети Интернет и т. д. При совместных усилиях музейных работников, поддержке со стороны государственных структур и участии всего сообщества можно успешно решать проблемы охраны и безопасности культурных ценностей в музеях России.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×