Образовательная программа “Советская эпоха: вдоль и поперек”

272
Прошло двадцать лет с момента распада Советского Союза. Отвергаемая, оплакиваемая, критикуемая, превозносимая, мифологизируемая, музеефицируемая советская эпоха завершилась, но ее наследие – экономическое, историческое, культурологическое, идеологическое – продолжает существовать. Очевидно, что память о Стране Советов не изжита, интерес к ней в обществе по-прежнему велик...

Кураева Л.К.,

руководитель проекта, заместитель директора Музея политической истории России,

Чекоданова К.К.,

автор проекта, методист Музея политической истории России 

Прошло двадцать лет с момента распада Советского Союза. Отвергаемая, оплакиваемая, критикуемая, превозносимая, мифологизируемая, музеефицируемая советская эпоха завершилась, но ее наследие – экономическое, историческое, культурологическое, идеологическое – продолжает существовать. Очевидно, что память о Стране Советов не изжита, интерес к ней в обществе по-прежнему велик. Что же делать с советским наследием? Что из прошлого можно интегрировать в современную жизнь, а что отвергнуть как неконвертируемый опыт? Такие вопросы ставит и пытается на них ответить новая образовательная программа Музея политической истории России “Советская эпоха: вдоль и поперек. Игры-тренинги для студентов гуманитарных вузов”. В 2011 г. эта программа стала победителем VIII грантового конкурса музейных проектов “Меняющийся музей в меняющемся мире”.

Многочисленные дискуссии на темы советской истории показывают, что Страна Советов по-прежнему являет собой поле идеологических битв.

Часто спор ведется вокруг проблем, которые являются предметом пристального внимания Музея политической истории России. Важнейшая из них связана с извечной российской альтернативой: человек для государства или государство для человека.

В советское время из двух идеологических позиций выбиралась первая. Что же выберет современная Россия, удастся ли ей прийти к общественному согласию, правовому государству, демократии, т. е. выбрать вторую позицию? Тут есть о чем подумать и что обсудить.

Выбор метода анализа

Очевидно, что изучение той или иной эпохи только в аудитории недостаточно для образовательных стандартов нашего времени. Необходимы навыки, как сказали бы археологи, полевой работы. Где копать тем, кто изучает советский период? Конечно, в музее, который хранит и выставляет материалы по его истории и культуре. Знакомство в музейных условиях с советской эпохой представляется не менее важным, чем знакомство книжное или аудиторное. В музее прошлое предстает в визуальных образах. Зачастую образ воздействует убедительнее слов, поскольку способен передавать информацию, с трудом поддающуюся вербализации. В музейном пространстве хитросплетения причин и следствий, событий и обстоятельств представляются наглядно и предметно, в виде фактов и артефактов, историй и судеб конкретных людей.

Образ способен передавать информацию, с трудом поддающуюся вербализации.

Не конкурируя с вузами в области изучения советской истории, авторы определили жанр музейной программы “Советская эпоха: вдоль и поперек” как обучение в игре. Программа предлагает студентам посмотреть на советскую историю со стороны (отстранение) и как на особенную, т. е. странную (остранение).

Прием отстранение/остранение впервые описал Виктор Шкловский, считавший, что художник обращается к нему, желая пробудить в воспринимающем сознании эмоции, переживание которых лишает ум праздности. Авторы программы “Советская эпоха: вдоль и поперек” попытались расширить сферу применения этого приема, решив, что его использование будет побуждать участников программы к соучастию, даст им возможность судить о советской эпохе, исходя из собственных знаний, наблюдений и впечатлений.

Фиксация внимания участников на странностях советской эпохи призвана возбудить их любопытство.

Ресурсная база

Грантовая поддержка образовательной программы “Советская эпоха: вдоль и поперек” составила 250 тыс. руб. Рабочая группа состояла из трех человек: руководителя проекта, автора и разработчика программ и бухгалтера. Финансовая поддержка трех сотрудников проекта составила 60 тыс. руб. Деньги были распределены с учетом вклада участников в исполнение проекта (15 + 30 + 15 тыс. руб.). 

Автор и разработчик программ К.К. Чекодаева разработала восемь образовательных игр-тренингов для будущих культурологов, филологов (лингвистов и литературоведов), политологов, философов, журналистов, историков, менеджеров в различных областях социальной и культурной деятельности. Для осуществления игр-тренингов был собран, изготовлен, закуплен разнообразный реквизит, подготовлены видеоматериалы (на это ушло 100 тыс. руб.). В рамках проекта были изданы информационные буклеты для преподавателей и студентов вузов, подготовлен ролик для сайта музея. Также был издан буклет, содержащий информацию о методике и опыте проведения игр-тренингов. Буклет адресован коллегам – сотрудникам музеев, в которых есть экспозиции по истории советского периода. Кроме того, в рамках проекта для награждения участников и победителей игры-тренинга было подготовлено еще одно издание – буклет “Человек человеку… Политический анекдот в контексте неформальной советской истории”. Совокупно на разработку сценария ролика и его изготовление, предпечатную подготовку 10 буклетов и их печать было затрачено 90 тыс. руб. Музей взял на себя все организационные расходы и расходы по продвижению проекта.

Продвижение проекта

Для продвижения проекта активно использовался сайт музея, на котором осенью 2011 г. появилась информация о новом образовательном проекте и включенных в него программах. В первую очередь необходимо было найти энтузиастов – преподавателей, готовых прийти со студентами в музей. Мы благодарны Ю.З. Кантор (РГПУ), Т.Б. Ильинской (СПбГУ), Ю.Н. Богдановой (СПбГУСЭ), которые помогли музею в апробации программы.

Во время встреч и обсуждения с преподавателями итогов игры-тренинга выяснилось, что далеко не все преподаватели спешат покинуть аудитории. Они не могут обязать студентов участвовать в игре-тренинге, если он не заявлен в учебном плане.

PR-служба музея взялась помочь авторам проекта. Была осуществлена рассылка писем с информацией о проекте весной 2012 г., такая же рассылка будет сделана осенью. Запланированы презентации проекта, обращения в Комитет по образованию городского правительства и Совет ректоров с предложением о включении игр-тренигов в учебный план.

Общая характеристика образовательной программы

Участие в игре-тренинге означает активное присутствие, свободную и креативную форму музейного общения. Участники включаются в диалог, спор. Предмет обсуждения – музейные материалы, документальные источники. Сценарии игр-тренингов предполагают состязательный характер, что придает им живость и азарт. В основу каждой игры заложены принципы коллективного действия, спонтанной импровизации, театрализации.

Правила игры. В игре участвуют 2-3 команды, в каждой – от 7 до 10 человек. Команды маркируются специальной атрибутикой. Длительность игры-тренинга – три академических часа. Игру-тренинг ведет опытный музейный сотрудник, освоивший ее правила и условия, готовый к импровизации и неожиданным поворотам сюжета, поскольку игра – это живое действие, а не стандартная схема.

Игра – это живое действие, а не стандартная схема.

Игра предполагает: 

■ прохождение тематического музейного маршрута в сопровождении музейного сотрудника;

■ командную работу над выполнением заданий;

■ защиту результатов, проходящую в виде интеллектуально-творческого поединка;

■ подведение итогов.

Защита сопровождается презентацией, включающей вопросы заданий и дополнительные видеоматериалы, которые выводятся на большой экран. В финале проходит обсуждение тех основных проблем, которые легли в основу сценария игры-тренинга. Эти проблемы максимально конкретно обозначили лозунги советской эпохи – например, такие:

■ “Незаменимых людей нет” (проблема ценности личности);

■ “Все вокруг народное, все вокруг мое” (проблема отношения к собственности);

■ “Труд – дело чести, доблести и геройства” (проблема организации труда и его оплаты);

■ “Голосуем за блок коммунистов и беспартийных” (проблема выборов без выбора) и т. д.

В заключение участникам вручается наградной буклет “Человек человеку… Политический анекдот в контексте неформальной советской истории”.

Рассмотрим подробнее каждую из восьми игр-тренингов.

Культурные коды Страны Советов

Игра-тренинг адресована будущим культурологам. В центре внимания – знаки и символы советской эпохи, стереотипы поведения советского человека, предметы и приметы его быта. Тренинг учит разгадывать смыслы, закодированные в вещах. Он адресован тем, кто занимается историей повседневности. Темы музейного маршрута посвящены музыкальному и поведенческому кодам, а также дресс-коду советской эпохи. Темы заданий тренинга связаны с интерпретацией музейных предметов и тематических комплексов. В завершении тренинга его участники вживаются в роли типических героев советской эпохи и представляют их своим “коллегам”.

Как известно, одежда маркирует ту или иную эпоху не меньше, чем другая символика. Кроме того, одежда или ее детали часто становятся знаком известного политического персонажа, по которому он узнается.

Френчи, галифе, рубахи-сталинки, кирзачи, ватники, шинели, гимнастерки, ратиновые пальто, шапки-пирожки, пыжиковые шапки создают образы типических героев советского времени. Для осуществления игры-тренинга были изготовлены копии наиболее характерных головных уборов, среди которых ленинская кепка, сталинский картуз, “номенклатурные” шляпы и шапки. К игре-тренингу подобраны литературные тексты, цитация которых помогает объяснить ту или иную ситуацию, касающуюся истории повседневности.

Для осуществления игры-тренинга были изготовлены копии наиболее характерных головных уборов советского периода.

Новояз Страны Советов

Игра-тренинг адресована филологам-русистам, лингвистам и языковедам. Многие странности и особенности Страны Советов можно объяснить, прибегнув к анализу лексики, законсервировавшей политические, общественные, бытовые реалии жизни советского человека.

Язык порой отражает эпоху адекватнее, чем статистические данные и исторические факты – их нужно толковать, а язык говорит сам за себя.

Слова нельзя просто вычеркнуть, нельзя запретить называть вещи своими именами. Слова всегда выболтают тайны, которые хотелось бы скрыть. Темы заданий тренинга связаны с лексическими и этимологическими упражнениями. Студенты пишут словарные статьи к таким, например, словам, как: котловка, непрерывка, перековка, жировка, смычка, обезличка; расшифровывают некоторые советские омонимы, эвфемизмы, аббревиатуры, канцеляризмы; раскрывают содержание советских лозунгов, фразеологизмов, бюрократизмов. Завершает тренинг игровая идентификация героев эпохи по особенностям речи. Студенты сочиняют тексты на заданную тему в стиле эпохи и прочитывают их в образе, т. е. в костюме своего персонажа с соблюдением особенностей речи и жестов. Специально для этого занятия был подобран реквизит, который помогает вжиться в эпоху.

Тренинг завершается игровой идентификацией героев эпохи по особенностям речи.

Автора сюда!

Игра-тренинг адресована филологам-русистам, литературоведам и историкам литературы. В центре внимания – история Страны Советов в стихах советских и антисоветских поэтов. Поэты выступают свидетелями жизни в Стране Советов, они были очевидцами важных событий ее истории. Тренинг обнаруживает уровень начитанности студентов, их умение вести дискуссию и защищать свою точку зрения.

Темы заданий тренинга предполагают работу по интерпретации поэтического текста, анализу исторического контекста, выявлению подтекста. От участников требуется определить авторов тех или иных строк, назвать отразившиеся в них события.

Имеющиеся музейные комплексы “Коммунальная кухня”, “Барак”, “Переезд на новую квартиру” дают возможность обратиться к текстам не только поэтов, но и прозаиков и определить характер их отношения к реалиям советской жизни. Материалы экспозиции позволяют вспомнить также народное творчество – политическую частушку, которая, как и политический анекдот, рисует далеко не безоблачные отношения государства и общества, народа и власти. Многие политические анекдоты построены на основе диалогов, в них есть несколько действующих лиц. Их сюжеты легко превращаются в скетчи, которые предлагается разыграть команде. Такие задания воспринимаются участниками с особым энтузиазмом.

Команде предлагается разыграть сценку на основе политического анекдота.

Эффективный менеджер. Кто он?

Игра-тренинг адресована менеджерам в различных областях социальной и культурной деятельности. Цель игры – расшифровать лозунг “Кадры решают все!”. Какие кадры все решают? Что необходимо решать? 

Тренинг обнаруживает лидерские качества участников, их способность работать в команде, нестандартно решать задачи различного уровня сложности. Темы музейного маршрута раскрывают особенности стилей руководства в Стране Советов, объясняют систему поощрения за труд и т. д. Темы задания тренинга связаны с работой по ревизии и конверсии советского опыта руководства.

Почитатели И.В. Сталина считают его, выражаясь современным языком, эффективным менеджером. Во время тематического экскурсионного маршрута подробно излагается сталинская концепция управления, базировавшаяся на насилии, корпоративности, секретности, сепаратности, тотальном страхе. Неограниченную власть Сталин добывал силой, хитростью, прямым обманом, умением подобрать кадры, которые улавливали настроение вождя и послушно выполняли его волю. Партийной верхушке, принудительно мобилизовавшей население на форсированное решение задач, стоящих перед страной, уничтожившей своих противников и конкурентов, милитаризировавшей все стороны жизни, вставшей на путь изоляционизма, удалось добиться реализации своих планов. Но какой ценой! Да, в стране были выстроены металлургические гиганты, построены заводы тяжелого машиностроения, перекрыты плотинами реки, но экономического чуда не произошло. Стали ли в результате советские люди жить счастливее, богаче, свободнее?

То, что было создано в период социалистического строительства, часто не находит применения в современном мире. Так какой же менеджмент нам нужен?

Участникам игры-тренинга дается задание – реконструировать разорившиеся заводы-первенцы социалистической индустрии: “Красный гвоздильщик” и “Красный текстильщик”. Готовя бизнес-план своего проекта, они не только проводят ревизию советского экономического наследия и решают его судьбу, но и определяют свои методы руководства.

Работая над бизнес-планом своего проекта, участники тренинга определяют собственные методы руководства.

Что утопило утопию: мифы Страны Советов

Игра-тренинг адресована будущим философам. В центре внимания – парадоксы жизни между утопией и реальностью. Советские люди видели одно, слышали другое, думали третье. Говорили не то, что думали, поступали не так, как говорили. Почему утопия не стала реальностью? Тренинг создает поле для дискуссий и способствует выработке оценочных суждений у студентов в отношении конкретных явлений советской эпохи. Темы музейного маршрута знакомят с наиболее известными литературными утопиями, так или иначе отразившими историю Страны Советов. Сюжеты художественных произведений на фоне музейных комплексов раскрывают суть утопических идей “кремлевских мечтателей”.

В число дисциплин, изучаемых в советских вузах в обязательном порядке, входил “научный коммунизм” – наука о будущем. Какое же будущее обещало марксистско-ленинское учение своим последователям? В течение игры-тренинга участники находят ответ на этот вопрос.

Темы заданий связаны с участием в подготовке и обсуждении программы виртуальной научно-практической конференции “Мифы советской эпохи”. Участникам игры-тренинга предлагается объяснить, почему коммунистические учителя и вожди, неоднократно утверждавшие, что критерий истины – практика, не хотели видеть очевидного: на их глазах идеология превращалась в мифологию, коммунистическая утопия – в антиутопию. Игра-тренинг призвана убедить участников в том, что социальное прожектерство опасно.

Игра-тренинг призвана убедить участников в том, что социальное прожектерство опасно.

Подумай: советская политическая система

Игра-тренинг адресована будущим политологам. В центре внимания – особенности политической системы Страны Советов. Тренинг учит видеть то, что находится “за фасадом, под ковром и за кулисами” политических событий, явлений, поступков. Темы музейного маршрута раскрывают истоки и уроки внутрипартийной борьбы, объясняют суть номенклатурных принципов и партийной дисциплины, особенности устройства советского государства.

Темы музейного маршрута раскрывают истоки внутрипартийной борьбы, особенности устройства советского государства.

В Стране Советов было принято называть исторические периоды по имени руководителя государства: сталинский, хрущевский, брежневский периоды. Вождь, его внешность, биография идеализировались. Особенности характера, привычки, пристрастия, вкусы, манеры, увлечения определяли во многом стиль эпохи. Вождей беспрерывно цитировали, на них равнялись, следовали их советам и заветам. Все это – проявления вождизма, культа личности, застарелых болезней советского общества.

Профилактика вождизма предполагает десакрализацию и демистификацию процессов власти.

В экспозиции представлен материал, который дает возможность не только остановиться на особенностях советской политической системы, но и выявить черты ее преемственности в современной России. Темы задания тренинга связаны с определением модели эффективного государственного устройства. Участники игры предлагают модель государства на тех принципах и основах, которые кажутся им разумными и эффективными.

Кто есть кто в Стране Советов

Игра-тренинг адресована студентам-историкам. Темы музейного маршрута связаны с представлением социального среза общества в разные периоды истории Страны Советов. В центре внимания – человек, общество, власть.

Тренинг учит работать с причинами и следствиями, частностями и деталями. В экспозиции представлены “скудные вещи” советского времени: одежда, обувь, посуда, бытовые предметы.

Эти вещи, а также те, которые мы собрали в игровой фонд: жестяные кружки, побитые временем кастрюли, котелки, алюминиевые тазы, самодельные ложки и ножи, гнутые вилки, сношенные до дыр сапоги, перелицованные юбки, старые пластинки – все это призвано разбудить творческую фантазию участников. О чем могут рассказать эти “видавшие виды манатки”? Участникам игры предстоит помочь им “заговорить”.

Задание заключается в исследовании вещи, попытках ее атрибуции и интерпретации. Исследование типовых вещей из советской эпохи поддерживается анализом художественных текстов, авторы которых описывали предметный ряд эпохи. За поэтическими строчками встают реалии быта. Участникам игры-тренинга предстоит расшифровать эти реалии.

Задание заключается в исследовании вещи, попытках ее атрибуции и интерпретации.

Боевое перо: идеологические клише Страны Советов

Игра-тренинг адресована будущим журналистам. В центре внимания – деятельность советского АГИТПРОПа – отделов, отвечающих за идеологию, агитацию и пропаганду в партийных и советских органах власти. АГИТПРОП обслуживала многочисленная армия политработников, деятелей культуры и искусства, журналистов. Их уделом был сервилизм, иногда добровольный, иногда по принуждению. В экспозиции представлены газетные передовицы, заголовки статей, лозунги, плакаты, написанные в лучших традициях идеологических клише советского времени.

Тренинг провоцирует спор о том, насколько свободным и независимым может быть журналист.

Зачем студентам, которые постигают азы профессии совсем в другое время, погружаться в эпоху тотального идеологического контроля над печатным и устным словом? Наверное, чтобы учиться отстаивать свое мнение. У профессионала должен быть собственный взгляд на то, о чем он пишет или говорит. Задание, предполагающее коллективный процесс создания макета газеты, в которой участники хотели бы работать, показывает, насколько будущие журналисты понимают степень своей ответственности перед обществом.

Итоги апробации

Таковы восемь игр-тренингов, вошедших в поддержанную фондом В. Потанина образовательную программу “Советская эпоха: вдоль и поперек”. В течение учебного года проходила апробация игр-тренингов, в которой участвовали студенты Санкт-Петербургского и Педагогического университетов, Университета сервиса и туризма. В восьми пробных играх-тренингах приняло участие около 100 человек.

В восьми пробных играх-тренингах приняло участие около 100 человек.

Этот опыт был чрезвычайно полезен, так как помог улучшить сценарные планы, отсечь боковые линии, сориентироваться по времени и месту игрового действия. Выяснилось, что ряд заданий сложен для студентов. Они не узнавали многих персонажей советской истории, не знали событий, которые определили специфику эпохи. Привыкшие к аудиторным формам работы, студенты с трудом ориентировались в музейном пространстве: не могли найти необходимые документы и их интерпретировать. В результате пришлось отказаться он ряда заданий. С другой стороны, выяснилось, что творческие задания, равно как и задания, рассчитанные на применение анализа, выполнялись студентами с энтузиазмом. Их количество пришлось увеличить. 

Студентам, привыкшим к аудиторным формам работы, оказалось трудно ориентироваться в музейном пространстве.

27 июня 2012 г. состоялась презентация программы для музейной и педагогической общественности Санкт-Петербурга и средств массовой информации. Присутствующие познакомились с методикой проведения игр-тренингов. Им были показаны некоторые сюжеты, на которых держатся сценарные планы. На презентации присутствовали представители вузов. Игры-тренинги были предложены им для включения в учебный процесс в качестве:

■ внеаудиторного занятия;

■ занятия в рамках музейной практики;

■ промежуточной аттестации;

■ бонуса к зачету.

На презентации программы ее авторы высказали надежду, что игры-тренинги станут специализированным музейным предложением вузам, с которыми у музея возникнут договорные отношения. В настоящее время они существуют с Университетом культуры и искусств (СПбГУКИ). Музей принимает на практику обучающихся в этом вузе студентов, будущих культурологов и музееведов, но заинтересован в налаживании долговременных договорных отношений и с другими вузами Санкт-Петербурга. Причина очевидна: одиночное посещение Музея политической истории для студентов бесплатно, а экскурсии и игры-тренинги проводятся платно. В связи с эти понятно желание музея найти возможность вместе с администрацией вузов решить вопрос о включении игр-тренингов в учебные планы. В этом случае будет решен вопрос финансирования игр-тренингов. Заказчиком будет вуз, исполнителем – музей, которому не придется искать энтузиастов из преподавательской среды, готовых тратить личное время на организацию похода в учреждение культуры.

Пока такие договорные отношения с вузами, готовящими студентов по гуманитарным специальностям, у музея не налажены, игры-тренинги войдут в обычный перечень программ, занятий, экскурсий, предлагаемых студенческой аудитории.

Попасть на игру-тренинг со своими студентами сможет любой преподаватель, заказав ее в обычном порядке.

Накануне визита в музей ведущий игры свяжется с преподавателем, выяснит, на какие моменты истории советской эпохи необходимо обратить внимание, обсудит с ним задания, узнав в каком объеме они могут быть предложены и какая степень сложности может быть допущена. Музеи и вузы нужны друг другу. Если они соединят свои усилия, студенты от этого только выиграют.

Студенты только выиграют от соединения усилий музеев и вузов.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×