Строим Покровский собор вместе

316
Привлечение в музей учащихся младшего школьного возраста решает не только культурно-просветительные задачи, но и способствует увеличению посещаемости, что является немаловажным фактором развития музейной отрасли. Однако для детей не подходят обычные формы экскурсионной работы: из-за особенностей восприятия юные гости быстро теряют интерес к происходящему. Проект, представленный в статье, предлагает выход из этой ситуации...

Сарачева Т.Г.,

заведующая филиалом Государственного исторического музея “Покровский собор”

Привлечение в музей учащихся младшего школьного возраста решает не только культурно-просветительные задачи, но и способствует увеличению посещаемости, что является немаловажным фактором развития музейной отрасли. Однако для детей не подходят обычные формы экскурсионной работы: из-за особенностей восприятия юные гости быстро теряют интерес к происходящему. Проект, представленный в статье, предлагает выход из этой ситуации. 

Покровский собор, который чаще именуют храмом Василия Блаженного, узнаваем во всем мире благодаря своему необычному силуэту и многоцветным куполам. Венчающий ансамбль Красной площади храм снаружи кажется величественным, монументальным, а внутри посетитель оказывается в крохотных пространствах, замысловато объединенных в “город-лабиринт”. Только там становится понятно, что собор двухъярусный. Дробные помещения подклета имеют разную планировку и расположены таким образом, что приходится постоянно возвращаться, чтобы их осмотреть. На второй ярус ведет узкая винтовая лестница, скрытая в толще стены. Наверху девять самостоятельных церквей образуют центрическую композицию; их окружают две галереи с низкими сводами и узкими переходами. Снизу доверху “кружат хороводы” бесконечные виноградные лозы и цветочные орнаменты, с иконостасов и стен строго взирают лики святых… Все это настолько завораживает и впечатляет, что определить направление движения в одном из чудес России становится сложно даже взрослым.

А теперь давайте представим ощущения юных посетителей, пришедших впервые на экскурсию в Покровский собор. Архитектура окружает человека с детства, однако в начальной школе ребенок не имеет возможности постигнуть даже азы этой науки. Ребенок попадает в незнакомый мир, и от избытка эмоций, большого объема новой информации и потока неизвестных терминов быстро утомляется и перестает воспринимать словесную информацию задолго до конца экскурсии. Вследствие этого в музее сложилась специфическая система работы со школьниками: самыми частыми экскурсантами являются учащиеся 6-9 классов, изредка в группы принимают пятиклассников, и в виде исключения – младших школьников. Известно, что музейные экскурсии организуются чаще всего именно в начальной школе. Начиная с пятого класса усложняется школьная программа, дети серьезно занимаются в секциях и кружках, и времени на внеклассные коллективные мероприятия остается все меньше и меньше.

В школе ребенок не имеет возможности постигнуть азы архитектурной науки, и, оказавшись в музее формата Покровского собора, он оказывается в незнакомом мире.

Как же изменить сложившиеся стереотипы музейной работы и сделать так, чтобы путешествие младших школьников по древнему храму превратилось в увлекательную прогулку? Размышления над этим непростым вопросом привели к пониманию того, что музею необходимо новое творческое занятие с элементами привычной для детей деятельности. Привлечение в музей учащихся младшего школьного возраста решает не только культурно-просветительные задачи, но и способствует увеличению посещаемости, что является немаловажным фактором развития отечественных музеев после экономического кризиса 2008−2009 гг.

Для того чтобы сделать присутствие младших школьников в музее увлекательным, музею необходимо новое творческое занятие с элементами привычной для детей деятельности.

В качестве основной идеи занятия было избрано организованное в игровой форме совместное конструирование модели Покровского собора как средство познания архитектурного своеобразия и художественного содержания этого памятника и древнерусского зодчества в целом.

Подготовка к проекту

Проведение эксперимента

Во время школьных каникул 2010 г. мы провели экспериментальный арт-проект по сборке и росписи картонной модели храма высотой около 2 м. Партнерами музея выступили дизайнеры московской студии “Тимплим-академия”, создающей разнообразные художественные объекты из бумаги и картона. На протяжении пяти дней “строителями” становились ребята, пришедшие в музей с родителями.

Эксперимент продемонстрировал заинтересованность детей в таком виде творчества (некоторые проводили целый день на “строительной площадке”).

У музея появилась идея преобразовать разовое мероприятие в постоянное занятие – интерактивную игру, которая позволила бы в доступной форме донести до ребенка информацию об объемно-пространственной структуре древнего храма.

В то же время, стала очевидной необходимость более тщательной проработки идеи, ее адаптации в музейном пространстве. Бесспорно, без помощи партнеров музей не смог бы самостоятельно разработать конструкцию модели, создать упрощенную систему передачи росписи фасадов, понять, какие материалы окажутся оптимальными с точки зрения прочности и доступности. Все это требовало не только времени, но и финансовых затрат.

Поиск ресурсов

Необходимо было учитывать то, что 12 июля 2011 г. исполнилось 450 лет завершения строительства Покровского собора. Подготовка к юбилейным торжествам предполагала обширную программу мероприятий, первоочередными из которых были проведение архитектурно-живописной реставрации и создание новой экспозиции по истории памятника во вновь отреставрированных помещениях. Государственному историческому музею, филиалом которого с 1928 г. является музей “Покровский собор”, было крайне трудно изыскать дополнительные средства на реализацию детского проекта, несмотря на поддержку идеи и понимание необходимости ее внедрения. Финансовые ресурсы, требуемые для создания детского занятия, было решено привлекать из внешних источников.

Финансовые ресурсы для создания детского занятия было решено привлекать из внешних источников.

Так в 2011 г. музей “Покровский собор” стал участником, а впоследствии победителем VIII грантового конкурса проектов “Меняющийся музей в меняющемся мире” в номинации “Музей и новые образовательные программы”. Конкурс проводит Благотворительный фонд В. Потанина при поддержке Министерства культуры РФ и оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры. Фонд выделил необходимые средства для разработки познавательной интерактивной игры “Строим Покровский собор вместе”. Сумма гранта составила 632 тыс. руб.

Помимо финансовых средств, для реализации проекта требовались следующие ресурсы:

■ кадровые: методисты, имеющие опыт работы с детской аудиторией, координатор совместной работы сотрудников музея и партнеров, бухгалтер, помогающий правильно оформить всю финансовую и отчетную документацию, PR-менеджер;

■ символические: знания об архитектуре и живописи Покровского собора, опыт работы с посетителями в музее – культовом памятнике;

■ информационные: освещением проекта занимается руководитель проекта и PR-менеджер. Информация о мероприятиях (презентации, играх, круглом столе) распространяется по каналам СМИ, на сайте Государственного исторического музея, на сайте музея “Покровский собор” (создана отдельная страница, посвященная проекту) и на странице в социальной сети Facebook. Кроме того, информация о проекте представлялась в докладах на музейных конференциях.

Изучение аудитории

Наблюдения за участниками сборки первой модели показали, что такой вид деятельности интересен преимущественно детям младшего школьного возраста. Это помогло определить целевую аудиторию проекта, которую составили учащиеся 1-6 классов. С введением в сентябре 2011 г. новых государственных образовательных стандартов начальной школы музейные проекты, адресованные младшим школьникам, становятся особенно актуальными. Совместно с педагогами музей может активно участвовать в формировании у детей мотивации к обучению, активизации их самоорганизации и саморазвития, в создании системы дополнительных внеклассных занятий. 

Сегодня проектная деятельность учащихся начинается с раннего возраста, и музеи выступают оптимальной культурно-образовательной средой для продуцирования и воплощения идей первых самостоятельных исследований.

Целевую аудиторию проекта составили учащиеся 1-6 классов.

Психолого-возрастные особенности первоклассников и шестиклассников существенно различаются, и поэтому основной целью проекта явилась разработка методики трансляции специфической информации для учащихся 1-2, 3-4 и 5-6 классов. С учетом возраста участников был избран предполагаемый и зарекомендовавший себя впоследствии формат познавательной игры “Строим Покровский собор вместе”: знакомство с внешним обликом собора, экскурсия в интерьерах и работа по созданию модели.

Реализация проекта

Подготовительный этап оказался самым длительным. С сентября 2011 г. по февраль 2012 г. работа велась по трем направлениям:

■ разработка конструкции картонной модели памятника в масштабе 1:50 (высотой около 125 см) сопровождалась совместными обсуждениями формы и количества необходимых деталей; стало очевидным, что для правильной организации “строительства”, которое должно укладываться в определенные временные рамки, необходимо соединение нескольких деталей в неразъемные узлы;

■ создание подробного сценария “строительства” с точным распределением обязанностей между членами команды, определением объема индивидуальных и совместных заданий для юных “строителей”;

■ работа методистов проектной команды над маршрутом и содержанием экскурсионной составляющей игры. Костяк команды проекта составляют семь сотрудников музея “Покровский собор” и Государственного исторического музея. Для разработки конструкции и изготовления картонной модели храма были привлечены внешние партнеры.

В рамках первого этапа в ноябре 2011 г. в Историческом музее была проведена презентация проекта. На ней был представлен первый вариант модели. Участники презентации смогли сами стать “строителями”, оценить достоинства и уязвимые стороны модели. Благодаря активной работе координатора по информационному обеспечению проекта на презентации присутствовали педагоги и музейные сотрудники, в т. ч. представители музеев-памятников архитектуры, предложения и замечания которых были крайне полезные в дальнейшем воплощении идеи.

Пробные и итоговые игры были проведены в марте – начале мая 2012 г. Важно отметить, что все дети впервые знакомились с Покровским собором. Ученики каждой возрастной категории стали участниками 2-3 игр. Кроме того, методисты дополнительно отрабатывали экскурсионные маршруты с другими группами детей соответствующего возраста. Это был период апробации методики игры и организации творческого процесса, период ошибок и удачных находок, период окончательного осознания того, что подобная форма работы эффективна, востребована детьми, одобрена педагогами, а значит, она должна быть в ассортименте постоянных услуг музея.

В процессе подготовки и проведения первых игр появились интересные дополнения к первоначальным замыслам:

■ экскурсию для самых маленьких “помогает” проводить перчаточная кукла-сверстник, благодаря которой легко устанавливается эмоциональный контакт экскурсовода с детьми;

■ дети знакомятся с подлинными строительными материалами – фрагментами белокаменных деталей и разными типами кирпичей, которые могут подержать в руках;

■ юные участники игры награждаются именными грамотами.

Практика показала, что такой формат занятия не подходит для учеников 6 класса. Шестиклассники отреагировали на предложение собрать и раскрасить детали модели по-разному: мальчики проявили интерес, а девочки отнеслись с недоумением к самому слову “игра” и предложению выполнять “детскую” на их взгляд работу, всячески пытаясь продемонстрировать, что они уже вышли из возраста “игр”. Оживление происходило лишь при сборке конструкции модели. Таким образом, была скорректирована целевая аудитория проекта, и принято решение проводить в будущем игры по выработанной методике для учащихся 1-5 классов.

Практика показала, что такой игровой формат занятия не подходит для учеников 6 класса.

Как построить собор

“Строительство” модели включает в себя несколько этапов:

■ сборка подклета и частично второго яруса храма;

■ подготовка деталей трех церквей, передача на них фасадного декора с помощью красок;

■ сборка из раскрашенных деталей объемов церквей;

■ установка собранных церквей; дополнение модели пристройками, появившимися в Покровском соборе с течением времени (церковь Василия Блаженного, два крыльца, колокольня).

Так как дети работают с заготовками только нескольких деталей, один макет пригоден для проведения не менее 20 игр.

Работа над моделями церквей проводится тремя командами, на которые делится группа. Для того чтобы познакомить детей со всем многообразием архитектурных форм собора, были выбраны основные типы церквей: центральная шатровая, большая и малая. Число детей в командах варьируется в зависимости от того, какую церковь им надлежит собрать. Каждый участник получает отдельное задание, что содействует развитию индивидуальных творческих способностей (см. Приложение 1).

В ходе строительства общей модели каждый участник выполняет собственное задание.

Достижение успеха – важнейший стимул любой деятельности. В конце занятия дети видят завершенную модель собора, которая служит своеобразной наградой за труд и становится источником удовлетворения каждого “строителя”. 

Проведение занятия внутри подлинных кирпичных стен собора способствует погружению в историю, позволяет почувствовать свою сопричастность к событиям далекого прошлого.

Примерившие на себя роль средневековых мастеров говорили, что им было сложно строить собор из картона, и они поняли, сколько труда потребовалось древним зодчим и художникам, чтобы создать это неповторимое архитектурное чудо. Важен и воспитательный момент: дети понимают, что только совместно можно построить и модель, и подлинный собор. В своих отзывах они отмечали, что им понравилось строить собор из картона всем классом. Не случайно ключевое слово в названии проекта – “вместе”.

Оценка эффективности проекта

Чтобы оценить эффективность предложенной формы знакомства с архитектурой памятника, для участников игр была разработана анкета. По мнению педагогов, проверка полученных знаний должна осуществляться через несколько дней, и поэтому дети заполняли анкеты в школе или дома. На изображении собора им предлагалось указать наименования архитектурных и декоративных деталей, а также написать, что они запомнили после посещения музея. Анализ полученных 44 анкет показал, что 50% участников ответили на все вопросы, а 16% не допустили ни одной ошибки. Более половины учеников правильно указали 5-8 наименований. 

Кроме того, анкетирование показало, что дети лучше помнят те детали, с которыми работали во время “строительства” (Приложение 2).

В конце мая состоялся круглый стол “Методика проведения интерактивной познавательной игры для школьников 1-6 классов в музее”. Команда проекта, педагоги, чьи дети участвовали в играх, и музейные сотрудники обсудили предварительные итоги выполнения проекта. Среди присутствующих были участники ноябрьской презентации, которые смогли оценить работу проектной команды и убедиться в огромных возможностях познавательной игры внутри музейного пространства. Круглый стол проходил на “строительной площадке”. Это позволило продемонстрировать практически все этапы работы с моделью собора. Разработанная методика игры применима для организации просветительной работы и в других музеях-памятниках архитектуры. Обсуждение актуальных проблем музейной педагогики позволило наметить дальнейшее пути развития проекта в музее “Покровский собор”.

На заключительном этапе выполнения проекта (июнь-август 2012 г.) предполагается изготовление лекал из твердых материалов каждой детали модели собора, а также создание макета сувенирного обучающего продукта – сборной модели из картона в масштабе 1:100. Лекала позволят музею самостоятельно заменять пришедшие со временем в негодность детали модели. Сувенирный продукт предназначен для тех детей, которые не смогут поучаствовать в играх. Возможно, и юные участники игр пожелают еще раз пережить восторг от “строительства”, созидания собственными руками модели храма вместе с друзьями или родителями.

Конечно, было бы наивным ожидать, что с появлением в музее нового предложения – интерактивной игры для детской аудитории – многие московские (и не только) школы обязательно побывают в этом необычном памятнике истории и архитектуры. Однако мы надеемся, что те, кто заинтересуется необычной экскурсией и придет на нее, не пожалеют об этом, получат новые знания и впечатления и будут рассказывать о путешествии не только родителям, но и сверстникам, друзьям, одноклассникам, которые также захотят стать участниками игры “Строим Покровский собор вместе”.

Приложение 1

Перечень заданий по изготовлению моделей церквей

Число детей

Наименование церквей и деталей

Задание

Команда № 1

Центральная церковь Покрова Пресвятой Богородицы

2

Развертка нижнего восьмерика

Нарисовать “ширинки”

3

Развертки трех рядов кокошников

Нарисовать на них декор

1

Шатер

Нарисовать изразцы, кольца и спирали

Выполняется командой

1) Согнуть и скрепить развертку нижнего восьмерика, прикрепить к нему перекрытие;

2) согнуть и скрепить развертки трех рядов кокошников;

3) соединить детали церкви: на нижний восьмерик поставить верхний восьмерик, кокошники, шатер, крест

Команда № 2

Большая церковь Киприана и Иустины

2

Нижний восьмерик, развертка одного ряда стрел

Нарисовать квадратные картуши и декор на стрелах

1

Развертка верхнего восьмерика

Нарисовать щелевидные окна

1

Глава

Нарисовать полосы

Выполняется командой

1) Согнуть и скрепить развертку верхнего восьмерика, прикрепить к нему перекрытие;

2) согнуть и скрепить развертку ряда стрел;

3) соединить детали церкви: на нижний восьмерик поставить верхний восьмерик, стрелы, главу, крест

Команда № 3

Малая церковь Александра Свирского

1

Развертка барабана

Нарисовать щелевидные окна и декор над ними

3

Развертки трех рядов кокошников

Нарисовать на них декор

1

Глава

Нарисовать полосы

Выполняется командой

1) Согнуть и скрепить развертку барабана, прикрепить к нему перекрытие;

2) согнуть и скрепить развертки трех рядов кокошников;

3) соединить детали церкви: на нижний восьмерик поставить барабан, кокошники, главу, крест


Приложение 2

Результаты анкетирования участников игр

Название архитектурной детали

Число детей, давших правильный ответ (в %)

Другие названия архитектурных деталей

шатер

36

пирамида, шатровая церковь, центральная башня, башня, восьмерик

купол

68

глава, южная башня

стрелы

59

окно, восьмерик

барабан/ щелевидное окно на барабане

2/

59

оконце

галерея

55

гульбище, балкон, узор, символ вечности, узорчатые цветы, “райский сад”

подклет

25

кирпичная стена, кирпичный рисунок

крыльцо

25

гирька, грушка, главный вход, вход, портал, ворота

кокошник

93

полукруг

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×