Ресурсный центр творческого развития детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями

122
Современные музеи постоянно ищут новые формы взаимодействия с потенциальной аудиторией. Свыше 50% их посетителей сегодня составляют дети в возрасте от 5 до 12 лет. Музей изобразительных искусств Республики Карелия ежегодно принимает более 33 тысяч детей, что не может не мотивировать создание новых уникальных культурных продуктов и актуальных форм взаимодействия с этой группой населения...

Н.В. Козловская,

заведующая отделом развития БУ “Музей изобразительных искусств Республики Карелия”

Н.В. Макарова,

заведующая Ресурсным центром творческого развития детей и подростков БУ “Музей изобразительных искусств Республики Карелия” 

Современные музеи постоянно ищут новые формы взаимодействия с потенциальной аудиторией. Свыше 50% их посетителей сегодня составляют дети в возрасте от 5 до 12 лет. Музей изобразительных искусств Республики Карелия ежегодно принимает более 33 тысяч детей, что не может не мотивировать создание новых уникальных культурных продуктов и актуальных форм взаимодействия с этой группой населения.

Объединив опыт научно-просветительской и образовательно-досуговой деятельности, специалисты музея при поддержке Союза музеев России, Фонда первого президента России Б.Н. Ельцина, Российского центра музейной педагогики и детского творчества, а также Министерства культуры Республики Карелия в 2011 г. создали Ресурсный центр творческого развития детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями.

Создание Ресурсного центра в МИИ РК

Созданию центра предшествовала долгая история. Во-первых, работа по проекту “Музей. Музыка. Дети” (2006 г.), в рамках которой дети из детских домов Карелии посещали музей, знакомились с выставкой “Русский пейзаж”, слушали классическую музыку и писали сочинения на эту тему. Во-вторых, работа по проекту “И мир станет звучным и радостным” (2007−2008 гг.) при поддержке немецкого фонда В.П. Шмитца. Деятельность была направлена на раскрытие творческого потенциала детей-инвалидов по слуху, в дальнейшем эта идея продолжила свое развитие в проектах “С миром на равных” (2009−2012 гг.) при финансировании фонда Форда и фонда Шмитца. В-третьих, на создание центра повлияло долгое сотрудничество с Государственным Русским музеем (далее – ГРМ), который в 2004 г. подарил Музею изобразительных искусств РК возможность создать виртуальный филиал, состоящий из кинотеатра на 30 мест с обширной медиатекой обучающих программ и фильмов, а также информационно-образовательный класс на 8 клиентских мест.

 Главным поводом для создания Ресурсного центра стала реализация музейно-образовательной программы “Здравствуй, музей!”, разработанной специалистами ГРМ и Российского центра музейной педагогики и детского творчества (научный руководитель программы – Б.А. Столяров, доктор педагогических наук, профессор). Программа рассчитана на посетителей разных возрастов и имеет различные уровни. В Музее изобразительных искусств РК реализуются два первых уровня: “Мы входим в мир прекрасного” для дошкольников и “Мир музея” для учащихся начальных классов. К 2011 г. в этот курс было вовлечено более 1500 детей, 10 школ и 10 детских садов из Петрозаводска. В сложившейся ситуации нужна была новая организационная форма по работе с данной аудиторией. Такой формой стал Ресурсный центр, идея которого была предложена директором музея – Н.И. Вавиловой.

В музее уже существовали специальные программы для дошкольников и учащихся начальных классов. Была необходима новая организационная форма для работы с этой аудиторией.

Главная цель деятельности Ресурсного центра – способствовать духовно-нравственному развитию и формированию творческого потенциала подрастающего поколения на основе музейных коллекций и креативных технологий, а также интегрировать культуру в образовательный процесс. 

 Ресурсный центр творческого развития детей и подростков с различными социальными и физическими возможностями был открыт на базе МИИ РК накануне начала учебного года, в августе 2011 г. На торжественной церемонии присутствовали заведующий Российским центром музейной педагогики и творческого развития детей Б.А. Столяров, исполнительный директор Союза музеев России Л.К. Александрова, официальные лица республики Карелия: заместитель Главы РК, министр здравоохранения и социального развития Карелии В.В. Улич, министр культуры Карелии Е.В. Богданова, министр образования РК И.Б. Кувшинова, заместитель Главы администрации Петрозаводского городского округа Л.А. Подсадник – а также педагоги, успешно работающие по программе “Здравствуй, музей!”. На презентации Ресурсного центра было подписано соглашение о сотрудничестве между Музеем изобразительных искусств РК и Министерством образования РК (Приложение 1). Такое взаимодействие позволяет двум сторонам более эффективно развивать партнерство в музейно-образовательной деятельности.

В Музее изобразительных искусств РК Ресурсный центр был создан одним из первых – в 2011 г. Центр был организован на базе научно-просветительного отдела, который по штатному расписанию состоит из четырех человек. Отдел имеет своего руководителя, научного сотрудника, а также инженера-программиста на ставке неполного рабочего дня. Работу ресурсного центра курирует второй штатный научный сотрудник научно-просветительного отдела. В течение 2011-2012 гг. музейные Ресурсные центры творческого развития детей и подростков были открыты в нескольких региональных художественных музеях Калининграда, Казани, Йошкар-Олы, Тулы и Костромы. В каждом из музеев деятельность центров имеет свои особенности, несмотря на то, что это общероссийский проект.

Техническое оснащение Ресурсного центра включает в себя 10 мощных современных компьютеров, мультимедийное оборудование для проведения видео-конференций и курсов дистанционного обучения. Покупка и установка этого оборудования стала возможна благодаря поддержке Фонда первого президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина и Союза музеев России. Общая сумма гранта составила более 700 тыс. руб. Музей привлек софинансирование со стороны Министерства культуры Республики Карелия (около 150 тыс. руб.) и использовал свои технические и финансовые ресурсы на проведение интернет-линии для всех рабочих мест и заказа новой мебели.

Сегодня Ресурсный центр стал полноценным подразделением музея, которое имеет несколько направлений работы с детской аудиторией:

■ абонементы;

■ студии;

■ образовательные программы;

■ работа с детьми с ограниченными возможностями;

■ дистанционное обучение.

Рассмотрим каждое из этих направлений более детально. 

Абонементы

Абонементы стали наиболее востребованной и популярной формой посещения музея среди детских групп. Традиционно абонемент состоит из 5-8 занятий, которые группа посещает раз в месяц в течение учебного года. Если в начале 2000-х гг. популярностью пользовались абонементы, состоящие из экскурсий на разные темы, то сегодня востребованной стала форма – экскурсия + мастер-класс. Дети стремятся не только получить теоретические знания, но и закрепить их на практике, создавая что-то своими руками.

Тема мастер-класса всегда перекликается с темой теоретического занятия: например, если экскурсовод рассказывает о народном искусстве Карелии, то во время мастер-класса дети изготавливают куклу-оберег, а если они посещают художественную выставку, то на практике – рисуют.

Самая востребованная форма абонемента – экскурсия + мастер-класс.

Специалисты научно-просветительного отдела разработали ряд абонементов:

■ по постоянной экспозиции музея (“Впервые в музее”, “Язык живописи”, “Жанры живописи”). Например, абонемент “Впервые в музее” рассчитан на группу, которая только начинает посещать музей и еще не знакома с его коллекциями. Занятия абонемента выстроены по тематическим разделам постоянной экспозиции и имеют адаптированную под определенный возраст методику подачи информации. В такую программу входят занятия “Неземная красота иконы” по экспозиции древнерусского искусства XV-XIX вв., “Красна девица да добрый молодец” по народному искусству Карелии XIX-XX вв., “Королева живопись” по русскому искусству XVIII-XX в.в., “Искусство скульптуры” по разделу Западно-Европейского искусства и др.; 

■ по новым временным выставкам (“Мы входим в мир прекрасного”, “Музейная шкатулка” и др.). Они проводятся на первом этаже музея, где размещены залы для временных экспозиций. Выставки могут быть очень разнообразными: они знакомят детей не только с живописью и декоративно-прикладным искусством, но и с современным (в т. ч. зарубежным) искусством, искусством фотографии. В таких абонементных программах есть возможность расширить кругозор юных зрителей, ввести новые понятия – объект, инсталляция, фотография, коллаж и др.

В рамках занятий по новым абонементным программам есть возможность разъяснить юным зрителям новые понятия: инсталляция, коллаж и др.

Если абонемент по постоянной экспозиции музея остается неизменным из года в год, то абонементы по временным выставкам позволяют одним и тем же детям каждый год приходить на новые программы, что обеспечивает музею постоянную заинтересованность аудитории и стабильный доход.

Организация работы. Безусловно, силами четырех научных сотрудников невозможно удовлетворить все потребности посетителей: ежедневно проводится от 6 до 8 экскурсий и столько же мастер-классов. В годовом выражении эти цифры складываются в тысячи культурно-досуговых мероприятий, которые перевыполняют план государственного задания минимум на 20%. В чем же секрет успешной работы? Ответ кроется в эффективной организации труда. Для экскурсионной нагрузки привлекаются сотрудники других отделов – экспозиционно-выставочного, научной библиотеки и отдела фондов, а все мастер-классы проводят привлеченные специалисты по договору сдельной оплаты труда. Они получают деньги за количество фактически проведенных мастер-классов. “Внутренний аутсорсинг” позволяет достигать высокой эффективности работы, не раздувая штат.

“Внутренний аутсорсинг” позволяет достигать высокой эффективности работы, не раздувая штат.

Количество желающих посетить абонементные программы музея растет на 20% в год, нагрузка увеличивается, не хватает площадей для размещения детских групп. Если три года назад музей принимал только одну группу в конкретное время, то сегодня нормальной практикой становится принимать две-три группы параллельно на разные программы. Из-за нехватки помещений для мастер-классов часто приходится размещать детей прямо на экспозициях, что создает определенную атмосферу и настрой на творчество.

Для слаженной работы ведется четкая запись групп в журнал заявок. Абонементные программы расписываются на год вперед, что обеспечивает максимальную загрузку музея. Для этого годовой план выставочной работы формируется минимум за полгода до начала нового учебного сезона, чтобы была возможность разработать новые программы абонементов.

Для слаженной работы ведется четкая запись групп в журнал заявок.

Годовой план выставочной работы формируется минимум за полгода до начала нового учебного сезона, чтобы была возможность разработать новые программы абонементов.

Одной из проблем является контроль тематики мастер-классов: важно, чтобы ни одна тема не повторялась год от года при посещении новых абонементов. Клиент должен каждый раз получать новые знания и навыки.

Музей предлагает различные техники: акварель, пастель, гуашь. Дети пробуют освоить кисти, губку, пальчиковую живопись, монотипию, коллаж, делают народную куклу, печатают на ткани, изготавливают поделки. Такое разнообразие мастер-классов создает проблему материальных запасов. На этом этапе к процессу подключается хозяйственная часть, которая обеспечивает прием заявок на материалы, а затем занимается их оптовой закупкой.

Хозяйственная часть музея принимает заявки на материалы, а затем занимается их оптовой закупкой.

Цена на абонемент формируется из расчета входной стоимости детского билета, экскурсионного обслуживания на группу и стоимости мастер-класса. Получившаяся цена одного занятия умножается на количество занятий по абонементу в году. От общей суммы делается скидка до 40% с учетом “опта” в зависимости от вида программы. В итоге, клиенту становится намного выгоднее купить абонемент, чем платить за разовые занятия.

Ценовая политика музея становится еще более гибкой в случае, когда гостям предлагается платить за абонемент не разом, а равными частями при каждом посещении. Чаще всего выбор формы оплаты зависит от педагога, который приводит группу детей в музей. Иногда ему удобнее собрать сумму стоимости абонемента единоразово в начале года, иногда – платить за каждое занятие отдельно раз в месяц. Финансовый контроль остается за бухгалтерией и кассой музея.

Посетитель самостоятельно выбирает наиболее удобную форму оплаты.

Суммируя вышесказанное, можно сделать вывод, что работа по абонементам является единым процессом, в который вовлечены все основные подразделения музея.

Студии

Классическим примером проведения занятий по творческому развитию для любого художественного музея является студия. Музей изобразительных искусств РК не исключение. Одним из направлений деятельности Ресурсного центра стало курирование и развитие различных студий:

■ традиционной стала сезонная художественная студия для детей под руководством Маргариты Юфа (Член Союза художников России), которая проводится два раза в год – осенью и весной. Студия начинала свою работу семь лет назад и была семейной. Сегодня спрос на эти занятия настолько высок, что в каждом цикле открывается по две группы выходного дня и предпочтение отдается посещению детей. Важными преимуществом для посетителей является то, что музей предоставляет все необходимые материалы для рисования (краски, кисти, бумага, карандаши, фломастеры, ручки). Билет на студию можно приобретать как разово, так и абонементом, что дает возможность выбрать наиболее подходящую форму каждому клиенту;

Билет на студию можно приобретать как разово, так и абонементом.

■ создание в 2007 г. летнего лагеря-студии “мультфильмы про музей” (руководитель Н.В. Санина) было новаторством. Дети на каникулах приходили знакомиться с музеем и одновременно создавали анимационные фильмы на компьютерах с помощью программы Movie Maker. Сюжеты разворачивались в разных жанрах: приключение, путешествие и даже детектив. Сегодня существование такой студии создает ряд проблем, связанных с приобретением дорогостоящего лицензионного программного обеспечения. Этот вопрос решается планомерно при помощи Министерства культуры РК и различных грантовых средств;

■ успех детских студии подтолкнул музей к созданию творческих студий для взрослых:

- витражная студия под руководством Ирины Кулаевой – сотрудника Фондов музея – проводит занятия циклично в течение года. На них участники работают как с плоским, так и с объемным стеклом;

- студия художественного текстиля под руководством методиста музея Марины Коршаковой пользуется устойчивой популярностью. Посетители студии – женщины, которые неравнодушны к шитью. На занятиях они учатся шить лоскутное одеяло за 24 часа. Сотрудников музея удивил тот факт, что участниц не смущала перспектива приносить в музей свою швейную машинку. Итогом работы стали роскошные одеяла;

- этот же педагог дает уроки мокрого валяния в преддверии разных праздников. Например, на День влюбленных гости создавали валеночки для любимого, на 8 марта дамы делали себе брошки в виде цветов, а в канун Нового года создавали шерстяную елочку.

Особенно приятно то, что инициаторами появления студий выступают сами педагоги. Они разрабатывают специальную программу, расписывают время занятий в журнале заявок, формируют группу. На этом этапе подключается отдел развития, который организует рекламную кампанию на город с помощью размещения объявлений в бумажной прессе, на сайте, интернет-порталах и в социальных сетях.

Ценовая политика на занятия складывается из стоимости необходимых материалов, а также затрат на оплату работы педагога в час. Чаще всего материалы закупаются оптом, как и для детских мастер-классов. В этих случаях педагог составляет заявку заблаговременно, еще до начала курса. Иногда (как, например, в случае пошива одеял) участникам хочется иметь свои уникальные ткани и расцветки, поэтому необходимый материал они приобретают самостоятельно. Чаще всего занятия проводятся по выходным, а билет на них можно приобрести разово или абонементом.

Фантазии нет предела, когда дело касается творческих студий. Это успешная и востребованная форма работы с индивидуальным посетителем в выходные и праздничные дни.

Образовательные программы

Процессы интеграции образования в культуру набирают новую силу с каждым годом. Музей изобразительных искусств РК давно позиционирует себя не только как культурно-досуговый, но и образовательный центр. На базе Ресурсного центра реализуются несколько образовательных программ: 

Музей изобразительных искусств РК давно позиционирует себя не только как культурно-досуговый, но и образовательный центр.

■ программа “Здравствуй, музей!” разработана специалистами ГРМ и Российского центра музейной педагогики и детского творчества (научный руководитель программы – Б.А. Столяров, доктор педагогических наук, профессор). На основе этой программы в 2012-2013 учебном году будут заниматься более 1800 дошкольников и школьников из 25 образовательных заведений Петрозаводска. Курс рассчитан как на преподавание предмета “музейная педагогика” в учебных заведениях – участниках, так и на ежемесячное посещение музея детьми;

■ музей гордится и своими собственными мультимедийными образовательными проектами – “Мультиполотенце” и “33 Николы от Холмогор до Колы”:

- программа “Мультиполотенце” была реализована при поддержке Благотворительного фонда В. Потанина в 2009 г., став победителем конкурса “Меняющийся музей в меняющемся мире”. Результатом проекта явилось создание на базе постоянной экспозиции уникального образовательного ресурса, знакомящего с помощью средств мультимедиа с народным искусством Карелии XIX-XX вв. Центральным звеном программы было выбрано традиционное карельское рукотворное полотенце käspaikka.

Мультимедийная программа выстроена в виде интерактивной игры. В ней есть оригинальные видео, звук, анимация, но главное – эффект мистического проникновения в неведомый мир “космоса” народной культуры Карелии. Каждое занятие построено в форме “полета” на одну из планет “Галактики народного искусства”. Высаживаясь на поверхность планеты, дети узнают о сюжетах, обрядах и техниках карельской вышивки, а также учатся создавать авторское полотенце в техниках шелкографии (печати на ткани), рисунка или граттажа (процарапывания по воску) на мастер-классах. Детские работы, сделанные во время занятий, отправляются на четвертую планету “Мое любимое полотенце” и показываются в виртуальной галерее программы. Пример представления программы см. в Приложении 2.

За три года работы программу посетили десятки тысяч детей и взрослых, была создана ее англоязычная версия и выпущен одноименный диск для продажи в сувенирном киоске. Практика показала, что такие инновационные формы взаимодействия со зрителем приносят хороший результат как в денежном выражении, так и в натуральных показателях.

Проект в 2011 г. вошел в шестерку лучших проектов России по версии Благотворительного фонда В. Потанина, а на музейном форуме “Детские дни в Петербурге” получил номинацию за “Мультиуспешность”;

- другой образовательной мультимедийной программой, которая начала свою работу в июне 2012 г., является проект “33 Николы от Холмогор до Колы”. Он тоже стал победителем конкурса “Меняющийся музей в меняющемся мире” в 2011 г. Программа рассчитана на семейного посетителя, как при индивидуальном, так и групповом посещении.

Идея проекта заключается в создании мультимедийной образовательной программы по основам понимания иконописи современным зрителем, который хотел бы познакомиться со знаменитыми “северными письмами”, открыть для себя художественный и символический язык памятников православной культуры XV–XIX вв. Информационная составляющая проекта связана с интернет-технологиями и QR-кодами, которые становятся все более популярны в мире. Специалисты музея разработали ряд занятий, которые можно будет посещать как единоразово, так и по абонементу. Первые итоги реализации проекта можно будет подвести летом 2013 г., после того, как программа будет апробирована в течение учебного года.

Оба проекта были реализованы под руководством заведующей экспозиционного-выставочного отдела Е.А. Рычковой. Ей удалось собрать сильную команду, состоящую из сотрудников музея и привлеченных специалистов: дизайнеров, программистов, видеооператоров, режиссеров, артистов, переводчиков и др. В рамках каждого проекта закупалось дополнительное оборудование, создавался особый фирменный стиль, выпускались сувениры. Безусловно, организовать такую сложную работу без дополнительных грантовых средств, только силами работников музея, было бы невозможно.

Цена на занятия и абонементы по этим уникальным программам не отличается от цен на традиционные абонементы, а порой разовые занятия становятся частью абонементов. Такая политика не создает внутренней конкуренции между продуктами музея и позволяет равномерно распределять потоки посетителей на разные занятия.

Для детей с ограниченными физическими и социальными возможностями абонементные и разовые занятия возможны на бесплатной основе.

Работа с детьми с ограниченными возможностями

Ресурсный центр творческого развития детей и подростков уделяет особое внимание детям с ограниченными социальными и физическими возможностями. В 2010 г. Музей изобразительных искусств РК был включен в программы ЮНИСЕФ. В настоящее время на первом этаже музея создана безбарьерная среда для инвалидов-колясочников: убраны все пороги, расширены дверные проемы и построен специализированный санузел.

На первом этаже музея создана безбарьерная среда для инвалидов-колясочников: убраны все пороги, расширены дверные проемы и построен специализированный санузел.

В силу технических особенностей здания конца XVIII в., на второй этаж, где располагается постоянная экспозиция, ведет крутая лестница, а установление подъемников невозможно. Специалистами музея при поддержке ОАО “Северсталь” и CAF Россия в начале 2012 г. был реализован новый проект “Отражение вечности”, который носит ярко выраженный социальный характер. В рамках проекта была создана мультимедийная программа-экскурсия по постоянной экспозиции музея (для создания ее видеоряда впервые в Республике Карелия была использована технология сферических панорам), стала доступна демонстрационная версия панорам нескольких залов.

Проект предоставляет людям с ограниченными возможностями уникальную возможность “походить” по залам второго этажа музея с помощью программы виртуальной экскурсии с использованием сферических 3D панорам (технологии такого рода впервые применяются в учреждениях культуры Республики Карелия), которые создадут для посетителя эффект реального присутствия.

Идея проекта принадлежала заместителю директора по науке И.И. Куспак. В эпоху развития Google Art Project ей захотелось создать что-то подобное и в МИИ РК, но не просто для представления музея в интернете для широкой публики, а с более глубокой социальной целью – сделать музей востребованным для людей с ограниченными возможностями, которые смогут ознакомиться с программой в небольшом кинотеатре музея бесплатно по предварительной записи. С других групп населения взимается небольшая плата в размере 70 руб. с человека за просмотр. Туристы могут купить диск с панорамами музея на память в сувенирном киоске.

Очевидно, что техники для создания 3D нет ни в музее, ни в Петрозаводске, поэтому были привлечены специалисты из Санкт-Петербурга. Текст виртуальной экскурсии создавали научные сотрудники музея, а озвучка с музыкой велась в профессиональной студии с актерами. Таким образом, залогом успеха любого проекта становится правильно сформированная команда специалистов.

Также одним из успешных проектов для детей инвалидов по слуху стал проект “С миром на равных”, который успешно реализовывался на протяжении трех лет при поддержке фондов Форда и Шмитца. В его рамках была создана компьютерная и художественная студия “Сурдодиалог”. Дети осваивали большое разнообразие техник: акварель, пастель, коллаж, печать на ткани и т. д., а также посещали познавательные экскурсии. Цикл занятий по рисованию на компьютерах в Ресурсном центре музея помог детям освоить новые инструменты графической программы Paint и создать множество шедевров в жанрах портрета, пейзажа, натюрморта и др.

Желание творить преодолевает болезненное состояние невостребованности и агрессии.

Главной целью проекта было создание условий для полноценного духовного развития детей с нарушением слуха и их интеграция в общество посредством культуры и искусства. По итогам каждого года проводились выставки работ студийцев, выпускались информационные буклеты и организовывались праздничные программы. По словам родителей, только в музее их дети смогли раскрыться и получить массу впечатлений, ведь такой вид досуга, как театр, кино и городская новогодняя елка им просто недоступен.

Куратором проекта на протяжении всех лет была заведующая сектором хранения Русского искусства XVIII−XX вв. Е.Е. Никулина. Команда музейных педагогов, художников, сурдопереводчика и других специалистов разработала программу занятий, экскурсий, мастер-классов, курс рисования на компьютере, ими были написаны сценарии праздников, запланированы выставки.

Все занятия для детей были абсолютно бесплатными. Модель проекта зарекомендовала себя так, что может быть реализована еще не раз на базе музея.

Дистанционное обучение

Развитие музея не стоит на месте. Курсы дистанционного обучения давно стали чем-то обыденным и стандартным в университетах и учреждениях дополнительного образования. Почему же музей не может оказывать услуги дистанционно?

Компьютерное оборудование Ресурсного центра (компьютер, проектор, экран, камера с возможностью трансляции видеоконференций) и наличие выделенной линии Интернет позволяет общаться с клиентом удаленно. Сегодня стали востребованы видеоконференции, так называемые вебинары, по обмену опытом реализации образовательной программы “Здравствуй, музей!”, которые музей проводит с коллегами из Казани, Санкт-Петербурга, Костромы, Калининграда и Йошкар-Олы. Для педагогов-участников программы вебинары, так же как рабочие встречи и семинары со специалистами ГРМ проводятся на бесплатной основе за счет финансовых ресурсов МИИ РК.

Следующим шагом для музея стала возможность проведения курсов дистанционного обучения с педагогами по изобразительному искусству из разных районов Республики Карелия. Участники проекта выполняли все задания онлайн, отвечали на вопросы, писали эссе и высылали домашнее задание куратору (тьютору) по электронной почте. Таким образом, 12 педагогов смогли дистанционно изучить курс “Язык изобразительного искусства” и получить сертификат повышения квалификации. Курс показал, что потребность людей из удаленных уголков Карелии в получении новых знаний высока, а занятия могут распространяться не только на педагогов, но и на детей в зависимости от сложности программы. В настоящее время используются курсы дистанционного обучения по изобразительному искусству, разработанные специалистами Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея. Первый экспериментальный опыт осуществлялся на бесплатной основе для участников курса. Рабочее время тьютора оплачивалось согласно заработной плате штатного расписания научного сотрудника МИИ РК.

Участие в данном проекте дает возможность в будущем создавать обучающие курсы на основе коллекции и специалистам Музея изобразительных искусств РК. Музей намерен развивать это направление деятельности в дальнейшем.

Работа Ресурсного центра по основным ключевым направлениям ведется достаточно активно. Главное – легко обнаружить востребованность Центра и его программ со стороны посетителей. 

Приложение 1

СОГЛАШЕНИЕ 

Бюджетное учреждение “Музей изобразительных искусств Республики Карелия”, в лице директора Вавиловой Н.И., действующего на основании Устава, и Министерство образования Республики Карелия, в лице министра образования Республики Карелия Кувшиновой И.Б., действующего на основании Положения о Министерстве образования Республики Карелия, в дальнейшем именуемые “Стороны”, заключили настоящее Соглашение о нижеследующем. 

1. Предмет соглашения 

Стороны, обладая самостоятельностью в реализации собственных задач и функций, учитывая взаимную заинтересованность в повышении эффективности своей деятельности, считают целесообразным взаимодействовать для достижения следующих целей:

- совершенствование преподавания предметов “Основы духовно-нравственной культуры народов России” и “Искусство” в государственных образовательных учреждениях Республики Карелия и муниципальных образовательных учреждениях;

- совершенствование внеурочной деятельности духовно-нравственной и общекультурной направленности в государственных образовательных учреждениях Республики Карелия и муниципальных образовательных учреждениях;

- организация мероприятий, направленных на привлечение обучающихся государственных образовательных учреждений Республики Карелия и муниципальных образовательных учреждений к занятиям, развивающим способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, духовно-нравственному самосовершенствованию. 

2. Обязательства сторон 

В целях реализации настоящего Соглашения Стороны:

- обмениваются имеющимися информационными и аналитическими материалами, представляющими взаимный интерес для Сторон (конкретные перечни информационных, аналитических и других материалов, а также порядок их предоставления, определяются и согласуются Сторонами в оперативном порядке);

- проводят консультации, совместные совещания, семинары и другие организационные мероприятия по вопросам, относящимся к настоящему Соглашению;

- организуют совместные мероприятия, направленные на достижение целей, составляющих предмет настоящего соглашения. 

3. Заключительные положения 

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты его подписания Сторонами. Дополнения и изменения к настоящему Соглашению, принимаемые по предложению Сторон, оформляются в письменном виде и становятся его неотъемлемыми частями со дня их подписания.

Каждая из Сторон вправе прекратить действие настоящего Соглашения в целом или в какой-либо его части. Соглашение или его часть прекращает свое действие по истечении 1 месяца с момента письменного уведомления одной из Сторон.

Настоящее Соглашение составлено в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу. 

Адреса и подписи сторон:

Бюджетное учреждение “Музей изобразительных искусств Республики Карелия”

г. Петрозаводск, пр. Карла Маркса, 8

1805035

Министерство образования Республики Карелия

185610 г. Петрозаводск, пр. Ленина, 24

Директор бюджетного учреждения “Музей изобразительных искусств Республики Карелия”

_________________Н.И. Вавилова

«____» ____________ 2011 г.

Министр образования Республики Карелия

_____________И.Б. Кувшинова

«___» _____________ 2011 г.

Приложение 2

Музей изобразительных искусств РК предлагает абонемент для детей (2011/2012)

 “Мультиполотенце или käspaikka”

(Путешествие по “галактике” народного искусства Карелии XIX−XX вв.) 

3 занятия и 3 мастер-класса 

Мультимедийная программа выстроена в виде интерактивной игры – настоящего космического путешествия! В ней есть оригинальные видео, звук, анимация, но главное – эффект мистического проникновения в неведомый мир “космоса” народной культуры Карелии. В полной темноте, на светящемся экране оживают рисунки полотенец, и мы высаживаемся на их поверхность…

_______________________________________________________

Планета № 1 “Рождение образа”

Основные орнаментальные мотивы карельских вышивок. 

Мы познакомимся с самыми популярными мотивами и сюжетами вышивок в Карелии, узнаем, что такое “дерево жизни”, “солярный знак”, что обозначали на полотенцах фигуры птицы или человека…

Практическое занятие – шелкография (печать на ткани)

_______________________________________________________

Планета № 2 “От образа к воплощению”

Основные техники карельской вышивки. 

На этом занятии мы узнаем, откуда появляется льняная нитка и холст для вышивания, как выполняются различные виды швов в карельской вышивке: роспись, набор, тамбур, крест, строчка по сетке…

Практическое занятие – роспись цветной тушью (имитация швов на бумаге)

_______________________________________________________

Планета № 3 “Полотенце в обрядах”

Особенности применения полотенца в разных обрядах Карелии.

Мы узнаем, сколько полотенец должна была приготовить невеста к своей свадьбе, увидим свадебный обряд XIX века (реконструкция), а также познакомимся с тем, как использовалось полотенце в момент рождения или смерти человека.

Практическое занятие – граттаж (процарапывание по воску)

_______________________________________________________

Продолжительность путешествия на каждую планету – от 20 минут.

Продолжительность каждого практического занятия – 40 минут.

Стоимость абонемента: 400 руб./чел. (150 руб./чел. − разовое посещение).

Занятия проводятся для организованных групп (более 10 человек).

Занятия проходят по выбранному группой расписанию.

Мастер-классы проводят художники и научные сотрудники МИИ РК.

Все материалы для мастер-классов включены в стоимость абонементов. 

Дополнительная информация по телефону: <…>

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×