Особенности размещения заказов в сфере культуры

627
Размещение заказов в любой узконаправленной сфере имеет ряд особенностей, обусловленных как спецификой закупаемых товаров, работ, услуг, так и спецификой самой отрасли в целом. Автор статьи на практических примерах разбирает сложные моменты, с которыми сталкивается заказчик учреждения культуры...

О.К. Лисовенко,

начальник службы по правовым и имущественным вопросам Государственной Третьяковской галереи 

Размещение заказов в любой узконаправленной сфере имеет ряд особенностей, обусловленных как спецификой закупаемых товаров, работ, услуг, так и спецификой самой отрасли в целом. Автор статьи на практических примерах разбирает сложные моменты, с которыми сталкивается заказчик учреждения культуры.

Все заказы, размещаемые в сфере культуры, можно условно разделить на два блока

■ заказы на товары, работы, услуги, необходимые для повседневного функционирования учреждений культуры. Среди них – заказы на поставки канцелярских товаров, офисной техники, мебели, гардеробное обслуживание и др.;

■ заказы, которые можно обозначить как заказы в области культуры. К ним можно отнести заказы на любые товары, работы, услуги, которые имеют непосредственное отношение к культурным ценностям и объектам культурного наследия. В частности, к этому блоку относятся заказы на поставку товаров, представляющих собой культурные ценности, ремонт, реставрацию, консервацию объектов культурного наследия, культурных ценностей, охрану культурных ценностей, объектов культурного наследия, перевозку культурных ценностей, страхование культурных ценностей, объектов культурного наследия, организацию выставок, гастролей, изготовление сценических костюмов и декораций, приведение в экспозиционный вид музейных экспонатов, уборку помещений, в которых располагаются культурные ценности, работу в запасниках и фондохранилищах, изготовление оборудования для хранения и экспонирования музейных предметов и музейных коллекций, разработку программного обеспечения для учета культурных ценностей, музейных экспонатов и др.

Именно вторая группа заказов имеет свою специфику и особенности в размещении, обусловленные тем, что культурные ценности, объекты культурного наследия являются особой формой исторического и культурного наследия. Их значимость для общества и государства характеризуется не только экономическими критериями, но и их историческим, художественным и научным значением.

Утрата культурных ценностей объектов культурного наследия невосполнима и необратима, любые потери не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием копий утраченных произведений.

Утрата культурных ценностей объектов культурного наследия невосполнима и необратима.

Данная специфика выражена в следующих особенностях заказов в области культуры:

■ культурные ценности, объекты культурного наследия требуют особо бережного обращения, что необходимо учитывать при их ремонте, реставрации, приведении в экспозиционный вид (чистке, покраске), перевозке. При этом недостаточно бережное обращение может привести к порче и безвозвратной утрате объектов культуры. Как правило, надлежащее обращение могут обеспечить лишь специалисты, обладающие необходимыми навыками и опытом;

Надлежащее обращение с культурными ценностями могут обеспечить лишь специалисты, обладающие необходимыми навыками и опытом.

■ культурные ценности, объекты культурного наследия требуют особой охраны, что влечет за собой:

– необходимость привлечения специализированных охранных организаций (в ряде случаев – органов МВД), обладающих достаточной квалификацией и навыками для обеспечения надлежащей охраны культурных ценностей, объектов культурного наследия;

– необходимость обеспечения объектов культуры многоступенчатыми системами пожарно-охранной сигнализации, отдельно учитывающими специфику охраняемых объектов. Причем сигнализация должна устанавливаться специалистами, способными обеспечить надлежащее обращение с непосредственно охраняемыми культурными ценностями, объектами культурного наследия. При этом подход законодателя, согласно которому в обязательном порядке подлежит размещать в открытом доступе детальную информацию о заказах на работы и услуги, связанные с установкой и обслуживанием средств охранной и пожарной сигнализации, другие работы и услуги, связанные с охраной и противопожарной деятельностью в помещениях музеев, архивов, библиотек, представляется принципиально неверным;

Сигнализацию должны устанавливать специалисты, способные обеспечить надлежащее обращение с непосредственно охраняемыми культурными ценностями, объектами культурного наследия.

– в ряде случаев существует необходимость страхования культурных ценностей, причем такое страхование также имеет ряд особенностей, связанных как с условиями страхования, так и со специальными требованиями, предъявляемыми к страховым компаниям;

■ функционирование ряда учреждений культуры связано с закупкой так называемых “авторских” (творческих) товаров или услуг, таких как изображения произведений искусства и права на их воспроизведение, услуги экскурсоводов, декорации, аудиовизуальные инсталляции, сценические костюмы, экспозиционные решения выставок, которые сами зачастую являются произведениями искусства и для изготовления/оказания которых необходимы не только специальные навыки, но и совершенно особенный подход.

“Авторские” (творческие) товары или услуги сами зачастую являются произведениями искусства. Для их изготовления или оказания необходимы не только специальные навыки, но и особенный подход.

Законодательное регулирование

Специфика сферы культуры частично учтена в действующем законодательстве о размещении заказов. В частности, Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ) содержит главу 2.1 “Особенности размещения заказа путем проведения открытого конкурса на право заключить контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма”, устанавливающую специальный порядок для размещения ряда “творческих” заказов.

Произведения литературы искусства, при размещении заказов на создание которых применяется специальный порядок, определенный в гл. 2.1 Закона № 94-ФЗ

■ литературные произведения, за исключением программ для ЭВМ;

■ драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

■ хореографические произведения и пантомимы;

■ музыкальные произведения с текстом или без текста;

■ аудиовизуальные произведения;

■ произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

■ произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

■ архитектурные проекты, проекты произведений градостроительства, садово-паркового искусства;

■ фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

■ производные произведения;

■ составные произведения (за исключением баз данных), представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Необходимо отметить, что на практике нормы гл. 2.1 Закона № 94-ФЗ применяются крайне редко, наиболее применимой при размещении заказов в сфере культуры с практической точки зрения является ст. 55 Закона № 94-ФЗ.

При размещении заказов в сфере культуры наиболее применимой с практической точки зрения является ст. 55 Закона № 94-ФЗ.

Особенности размещения некоторых заказов в области культуры у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) без проведения каких-либо специальных процедур регулирует ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ, содержащая п. 3, 14.1, 18, 19, 23, 25. В частности, ее правила применяются в следующих случаях:

■ если осуществляются поставки культурных ценностей, в т. ч. музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов, включая копии, имеющие историческое, художественное или иное культурное значение, предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и иных аналогичных фондов;

■ если осуществляется размещение заказов на приобретение произведений литературы и искусства определенных авторов (за исключением случаев приобретения кинопроектов в целях проката), исполнений конкретных исполнителей, фонограмм конкретных изготовителей для государственных или муниципальных нужд в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на такие произведения, исполнения, фонограммы;

■ если осуществляется размещение заказов на поставки печатных и электронных изданий определенных авторов, оказание услуг по предоставлению доступа к электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций у издателей таких печатных и электронных изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права на использование таких изданий;

■ если театр, учреждение, осуществляющее концертную деятельность, в т. ч. концертный коллектив, телерадиовещательное учреждение, цирк, музей, дом или дворец культуры, клуб осуществляет размещение заказа на создание произведений литературы или искусства, указанных в п. 1-5 ч. 2 ст. 31.1 Закона № 94-ФЗ, у конкретного физического лица или конкретных физических лиц – автора сценария, артиста-исполнителя, балетмейстера, ведущего теле- или радиопрограммы, дизайнера, дирижера, драматурга, дрессировщика, инженера цирковых номеров, композитора, концертмейстера, либреттиста, оператора кино-, видео-, звукозаписи, писателя, поэта, режиссера, репетитора, скульптора, хореографа, хормейстера, художника, художника-постановщика, художника по костюмам, художника-декоратора, художника-бутафора, художника-гримера либо на исполнения, а также на изготовление и поставки декораций, сценических мебели, костюмов (в т. ч. головных уборов и обуви) и необходимых для создания декораций и костюмов материалов, театрального реквизита, бутафории, грима, постижерских изделий, театральных кукол, необходимых для создания произведений;

■ если осуществляется размещение заказа на проведение технического и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации авторами проекта.

С 8 декабря 2011 г. вступили в действие поправки в Закон № 94-ФЗ, согласно которым без проведения конкурентных процедур ежеквартально допускается заключение договоров до 400 тыс. руб. на одноименную продукцию в случае осуществления поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для нужд театров, учреждений, осуществляющих концертную деятельность, государственных образовательных учреждений, телерадиовещательных учреждений, цирков, музеев, домов культуры, клубов, библиотек, архивов.

Однако несмотря на то, что ст. 55 Закона 94-ФЗ содержит целый ряд положений, позволяющих размещать заказы в сфере культуры без конкурентных процедур, данный перечень является неполным. Представляется, что ч. 2 ст. 55 Закона 94-ФЗ необходимо, в частности, дополнить положением о возможности заключения контрактов с единственным источником о предоставлении/получении во временное пользование произведений искусства на период проведения выставок (сейчас Законом № 94-ФЗ регламентировано исключительно приобретение у единственного поставщика произведений искусства).

Кроме того, Федеральным законом от 21.04.2011 № 79-ФЗ в Закон № 94-ФЗ внесен ряд существенных изменений, затрагивающих размещение заказов в сфере культуры: 

1) в часть 2 ст. 20 и в ч. 2 ст. 32 Закона № 94-ФЗ. Эти изменения дают учреждениям культуры право проводить закрытые конкурсы, закрытые аукционы в случаях размещения заказов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное и иное культурное значение и передаваемых заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование физическим и юридическим лицам, в т. ч. в связи с проведением выставок на территории РФ или территориях иностранных государств;

2) в часть 6 ст. 28 Закона № 94-ФЗ. Это изменение позволяет включать в один предмет контракта (один лот) работы по реконструкции и ремонту объектов и проводить размещение такого заказа путем проведения открытого конкурса, в случае если без выполнения работ по реконструкции и ремонту невозможно проведение реставрации таких объектов;

3) в ст. 18 Закона № 94-ФЗ. Теперь в реестр контрактов не вносятся сведения о физическом лице – поставщике культурных ценностей, в том числе музейных предметов и музейных коллекций, а также редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное и иное культурное значение и предназначенных для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов.

Тем не менее, законодательно установленные механизмы, регламентирующие особенности размещения заказов в области культуры, представляются не полными. В настоящий момент на всей территории Российской Федерации для заказчиков всех уровней действует единый порядок размещения заказов и никаких исключений специально для учреждений культуры, кроме указанных выше, в нем не предусмотрено.

Последние внесенные изменения, к сожалению, также не учитывают в полной мере специфику закупок в сфере культуры.

Пробелы нормативно-правового регулирования

Вопрос о способе размещения заказов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное и иное культурное значение, в случае если страхование, транспортировка охрана осуществляются в рамках международных выставок (речь идет не о передаваемых, а о принимаемых музейных предметах и музейных коллекциях), остается открытым.

Также существенную практическую проблему составляет само согласование закрытой процедуры

так как приказ Минэкономразвития РФ от 03.05.2006 № 124 “Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)” не приведен в соответствие с последними изменениями в Закон № 94-ФЗ и фактически не регулирует вопросы проведения закрытых торгов в случаях размещения заказов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное и иное культурное значение и передаваемых заказчиками во временное владение и пользование либо во временное пользование физическим и юридическим лицам.

Названные проблемы нормативно-правового регулирования проведения закрытых торгов учреждениями культуры на практике явились причиной следующей тупиковой ситуации: 

В октябре 2011 г. в соответствии с планом выставок, утвержденным Минкультуры России, Государственная Третьяковская галерея открывала временные выставки «“Что есть истина”. Николай Ге. К 180-летию со дня рождения художника» и “Борис Григорьев. Живопись. Графика”, в связи с чем возникла необходимость проведения закрытого аукциона на транспортировку музейных экспонатов для указанных выставок.

7 июля 2011 г. Галерея подала в УФАС по г. Москве обращение о согласовании закрытого аукциона на транспортировку музейных предметов.

В конце июля 2011 г. Минкультуры России на основании обращения Третьяковской галереи направило руководителю ФАС России письма с просьбой разобраться в ситуации и рассмотреть в кратчайшие сроки обращение Галереи о согласовании проведения закрытого аукциона.

27 сентября 2011 г. галерея получила ответ УФАС по г. Москве о направлении пакета документов, поданного галереей, в ФАС России по подведомственности.

8 ноября 2011 г. был получен ответ ФАС России о необходимости при проведении учреждениями культуры закрытых торгов руководствоваться требованиями законодательства о государственной тайне.

Таким образом, проведение данного аукциона оказалось невозможным по причине отсутствия в законодательстве и подзаконных актах указания на орган, уполномоченный согласовывать проведение перечисленных в законе процедур (обращение галереи о согласовании закрытого аукциона из УФАС по г. Москве было перенаправлено в ФАС России, на неоднократные обращения в ФАС был получен ответ, что согласование закрытых торгов на транспортировку музейных предметов относится к полномочиям Рособоронзаказа России. Рособоронзаказ разъяснил, что к его полномочиям относятся только согласование торгов, предмет которых относится к сведениям, составляющим государственную тайну). Таким образом, более трех месяцев ФАС России, его территориальный орган и Рособоронзаказ определяли, к чьей компетенции относится согласование проведения закрытых торгов для нужд учреждений культуры.

Отсутствие порядка согласования проведения закрытых торгов учреждениями культуры ведет к фактической невозможности воспользоваться правом на проведение закрытых торгов, предоставленным законом. После того как галерея, не получив официального ответа уполномоченных органов ни на обращения о согласовании, ни на многочисленные письма, на свой риск объявила закрытый аукцион в связи с угрозой срыва выставки, посвященной творчеству Николая Ге, провела рассмотрение заявок и саму процедуру аукциона, в установленные сроки направила все предусмотренные законодательством уведомления и протоколы в антимонопольную службу, из ФАС России был получен ответ (исх. от 31.10.2011 № АЦ/4057), в соответствии с которым обращение о согласовании закрытого аукциона направляется с учетом требований законодательства о защите государственной тайны, при этом данная позиция ФАС России не имеет под собой юридических оснований.

Следует особо отметить, что, несмотря на то, что все документы, предусмотренные законом, своевременно направлялись в ФАС России, из письма ФАС России от 31.10.2011 № АЦ/4057 следует, что при проведении плановой проверки на галерею, как на заказчика, может быть наложен штраф за нарушение законодательства о размещении заказов.

Отсутствие порядка согласования проведения закрытых торгов учреждениями культуры ведет к фактической невозможности воспользоваться законным правом на проведение закрытых торгов.

Еще одной проблемой, связанной с проведением закрытых торгов, является регистрация заключенного по их итогам контракта в едином государственном реестре контрактов. В соответствии с Законом № 94-ФЗ для контрактов, включающих сведения, касающиеся государственной тайны, предусмотрен отдельный реестр, таким образом, сведения обо всех остальных контрактах, в т. ч. заключенных по итогам проведения закрытых процедур должны быть опубликованы на официальном сайте zakupki.gov.ru.

Однако в настоящее время при регистрации контракта официальный сайт не предусматривает такого вида процедур, как закрытые торги, что влечет внесение заказчиком в реестр контрактов недостоверной информации, а размещение в открытом доступе информации о заключенном контракте обессмысливает всю процедуру закрытых торгов.

В настоящее время при регистрации контракта официальный сайт не предусматривает такого вида процедур, как закрытые торги. Это влечет внесение заказчиком в реестр контрактов недостоверной информации, а размещение в открытом доступе информации о заключенном контракте делает бессмысленной всю процедуру закрытых торгов.

Отсутствие возможности фактического согласования и проведения закрытых торгов учреждениями культуры привела к тому, что с момента вступления в силу соответствующих поправок в Закон № 94-ФЗ до сегодняшнего дня, по информации Третьяковской галереи, ни одним музеем России закрытые торги в рамках соответствующих статей Закона № 94-ФЗ так и не проведены.

Еще одной проблемой, связанной с проведением закрытых торгов учреждениями культуры, является необходимость в соответствии с приказом Минэкономразвития России № 761, Казначейства России № 20н от 27.12.2011 с 1 апреля 2012 г. размещать на официальном сайте планы-графики размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков. При этом п. 2 указанного приказа содержит закрытый перечень случаев, когда планируемые закупки в план-график не включаются. При этом закупки, проводимые на основании ч. 2 ст. 20 и ч. 2 ст. 32 Закона № 94-ФЗ, исключением не являются, а следовательно, должны быть отражены в плане-графике, в т. ч. план должен содержать информацию о наименовании предмета контракта, заключаемого по итогам закрытых торгов, минимально необходимые требования, предъявляемые к предмету контракта, объем закупаемых услуг, ориентировочную начальную (максимальную) цену, срок размещения заказа, а также иные условия, анонсирование которых полностью обессмысливает суть закрытых торгов.

Составление технического задания

Для надлежащего обеспечения нужд в сфере культуры необходимо с особым вниманием подходить к вопросу разработки технических заданий на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Приводим несколько рекомендаций, которыми необходимо руководствоваться заказчику.

1. В техническое задание необходимо включать ссылки на конкретные нормы законодательства о культуре, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан соблюдать в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта.

Пример 1

Учитывая международные требования к условиям музейного хранения, при разработке проектной документации на комплексную реконструкцию, реставрацию, техническое перевооружение и новое строительство объектов имущественного комплекса Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина необходимо руководствоваться:

■ требованиями по хранению и экспонированию коллекций мирового искусства;

■ требованиями федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”;

■ “Рекомендациями по проведению научно-исследовательских, изыскательских, проектных и производственных работ, направленных на сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)” СПР-2007.

Проектирование вести в соответствии с действующей нормативно-технической документацией для памятников истории и культуры с согласованием проекта в Росохранкультуре, а также в соответствии с действующими на территории Российской Федерации строительными и санитарными нормами. 

2. Детально описывать в техническом задании специфику размещаемого заказа, объем необходимых работ, услуг и результаты исполнения государственного (муниципального) контракта, требуемые заказчику, с целью изначального полного информирования участников размещения заказа об издержках и сложностях, связанных с исполнением контракта. Такой подход позволяет потенциальным участникам уже на начальной стадии размещения заказа сопоставить свои возможности с реально существующей ситуацией при принятии решения об участии либо неучастии в таком заказе. Таким образом, изначально отсекаются участники размещения, не имеющие достаточной квалификации для исполнения контракта и неспособные обеспечить требуемые заказчику результаты и последствия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. 

Пример 2

Предмет контракта – выполнение работ по реставрации экспонатов из фондов Государственного музея-заповедника С.А. Есенина.

Описание специфики размещаемого заказа, объема работ и их результатов

“Накидка Айседоры Дункан” (шелк, парча, лебяжий пух), Зап. Европа, 1920-е гг.

Длина по борту: 88 см.

S поверхности лицевой парчи = 17132 см 2.

Предлагаемая к реставрации накидка принадлежала Айседоре Дункан, известной американской танцовщице, жене С.А. Есенина. В 1922 г. Айседора Дункан подарила накидку сестре поэта Екатерине Александровне. Десятилетия накидка хранилась в семье Е.А. Есениной. В 1983 г. ее дочь, Н.В. Есенина-Наседкина, передала накидку в музей С.А. Есенина в селе Константиново.

Данный раритет, представленный в литературной экспозиции музея, имеет большую историческую ценность и вызывает неизменный интерес у посетителей. Накидка Дункан по праву является частью постоянной экспозиции музея.

За годы хранения и экспонирования музейный предмет частично утратил свою исключительную красоту, так как шелковые ткани обветшали, выцвели и потускнели. Проведение реставрации позволит остановить разрушение уникального памятника, вернет парчовой накидке былую привлекательность и приведет ее в экспозиционное состояние.

Состояние сохранности: общее пылевое загрязнение, потертость и деформация (в отдельных частях накидка провисла и помята).

Парча: ткань обветшала, потерта, неравномерно выцвела, в отдельных местах посечена и деструктирована. Обвисание золотых и шелковых нитей. Ткань утратила гигроскопичность (пересушена). В отдельных местах имеются пятна различного происхождения. Значительные загрязнения по подолу, горловине и в прорезях для рук. В местах подгибов (монтировочные швы всех деталей одежды и в местах отделки лебяжьим пухом по воротнику, подолу, сквозным прорезям для рук, переду) ткань ветхая. Разрушения монтировочных швов на отдельных участках накидки.

Подкладка: сшита из шелковой ткани голубого цвета. Ткань пересушена, потерта, со следами неравномерного выцветания. Монтировочные швы разрушены в отдельных местах прикрепа к основе накидки. Пятна органического происхождения.

Отделка: лебяжий пух потерт, запылен, с утратами, более значительными в нижней части переда (с обеих сторон по подолу). Основа отделки пухом пересушена.

Виды работ, которые должны быть выполнены:

■ Составление дефектной ведомости объемов работ.

■ Полный демонтаж экспоната.

■ Механическая очистка (обеспыливание) демонтированного лебяжьего пуха.

■ Снятие калек, изготовление чертежей выкройки всех размонтированных деталей лицевой части и подкладки.

■ Механическая очистка (обеспыливание) оборотной стороны лицевой парчовой ткани и оборотной стороны подкладочной ткани после демонтажа.

■ Проведение проб на текучесть, выбор способа очистки тканей.

■ Ослабление и, по возможности, выведение пятен органического происхождения.

■ Общая водная очистка лицевой парчовой ткани.

■ Общая водная очистка шелковой ткани подкладки.

■ Механическая очистка демонтированного лебяжьего пуха специальными органическими растворителями.

■ Пластификация ветхой пересушенной лицевой парчовой ткани.

■ Пластификация ветхой шелковой ткани подкладки.

■ Устранение деформации всех деталей, включая подкладку, с применением калек.

■ Устранение деформации основы отделки пухом.

■ Аппретирование разреженных шелковых нитей парчи.

■ Аппретирование разреженных нитей ветхой шелковой подкладки.

■ Выбор способа окрашивания дублировочных тканей и нитей.

■ Крашение дублировочного материала.

■ Укрепление основы лебяжьего пуха методом дублирования на клей А-45-К и методом “взятия в конверт”.

■ Фрагментарное дублирование лицевой и подкладочной шелковой ткани по местам мелких утрат и сквозных сечений.

■ Дублирование обветшавших краев рукавов и ворота на клей А-45-К.

■ Фотофиксация экспоната в цвете до и в процессе реставрации.

Показатели достижения результатов: полная реставрация экспонатов и приведение их в экспозиционный вид. 

3. Максимально подробно описывать меры по обеспечению сохранности культурных ценностей, объектов культурного наследия, которые затрагиваются в ходе исполнения государственного (муниципального) контракта. 

Пример 3

Предмет контракта – оказание услуг по поиску, подъему и доставке фрагментов корпуса тяжелого танка КВ-1 (КВ-1С) в Центральный музей Великой Отечественной войны.

Меры по обеспечению сохранности культурных ценностей, которые затрагиваются в ходе исполнения контракта:

■ производство подъемных работ осуществляется с безусловным сохранением целостности обнаруженных фрагментов. Для производства работ исполнитель обязан за свой счет привлечь необходимые технические средства и специалистов;

■ в случае обнаружения больших по весу фрагментов бронекорпуса или целого бронекорпуса, имеющих значительные деформации в результате взрывов или других боевых повреждений, только по согласованию с заказчиком исполнитель работ может произвести их частичную разделку на месте подъема. 

4. В качестве общей рекомендации при размещении заказов в области культуры при выборе способа размещения заказа в случае, если товары, работы, услуги не включены в Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р, можно предложить отдавать предпочтение такому способу размещения заказов как открытый конкурс вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта.

Именно открытый конкурс позволяет сравнивать товары, работы, услуги не только по цене, но и по качеству, по квалификации поставщиков, исполнителей, подрядчиков, что особенно важно ввиду описанной специфики заказов в области культуры.

5. Кроме того, при размещении заказов в области культуры рекомендуется использовать такую меру, как обеспечение исполнения контракта. Подобный подход позволит воспрепятствовать участию в размещении заказов недобросовестных поставщиков и тем самым повысит эффективность размещаемых заказов.

Согласование закрытой процедуры размещения заказа составляет практическую проблему. 

Приложение

“Культурные закупки”: специфика оформления

Практика размещения заказов в сфере культуры нарабатывается очень медленно: закупка и реставрация художественных ценностей не может быть поставлена на поток и каждый конкурс проводится на условиях, которые вряд ли могут быть впоследствии тиражированы. Тем не менее, некоторое обобщение практики вполне возможно. В частности, при проведении реставрационных работ художественных произведений, имеющих историческую ценность, в техническое задание и проект контракта рекомендуется включать некоторые типовые условия.

О гарантии качества работ

Рекомендуется включать следующие пункты:

■ подрядчик гарантирует выполнение объемов и качества работ, указанных в реставрационном и техническом заданиях, а также возможность экспонирования объекта в течение 10 лет, если иной более длительный срок не предусмотрен действующими нормативными правовыми актами. Данная гарантия распространяется на все, составляющее результат работы;

■ течение гарантийного срока прерывается в день выявления недостатков, дефектов и т. д., за которые отвечает подрядчик, и продолжает течь со дня, следующего за днем устранения указанных недостатков;

■ подрядчик отвечает за все обнаруженные заказчиком в пределах гарантийного срока недостатки, если не докажет, что они произошли вследствие ненадлежащего хранения и/или экспонирования объекта;

■ подрядчик обязуется за свой счет устранять выявленные в течение гарантийного срока недостатки, дефекты и т. д. в выполненных работах либо переделывать работы, устранение недостатков (изъянов, дефектов) в которых не представляется возможным (неустранимые недостатки), либо если после устранения таких недостатков (изъянов, дефектов) они появляются вновь.

О правах заказчика

Заказчик вправе осуществлять научно-методический контроль за качеством реставрационных работ через реставрационный совет, а также путем привлечения высококвалифицированных специалистов других реставрационных организаций и музеев, производить контрольные замеры, осуществлять контроль за качеством предоставляемых подрядчиком материалов, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

В процессе выполнения работ давать составленные в письменной форме и обязательные для подрядчика распоряжения с требованием:

■ заменить некачественные материалы, реактивы, изделия, и/или оборудование, применяемое при производстве работ;

■ отстранить от производства работ реставратора, квалификационная категория которого не предусматривает выполнение данным реставратором работ, являющихся предметом.

Уполномоченный представитель заказчика, а также лица, осуществляющие научно-методический контроль за производством работ, имеют право беспрепятственно присутствовать при осуществлении всех видов работ, соблюдая при этом правила техники безопасности.

О порядке сдачи-приемки выполненных работ

Заказчик осуществляет приемку результата выполненных работ с привлечением реставрационного совета на территории подрядчика. Подрядчик самостоятельно и за свой счет обеспечивает необходимые для функционирования реставрационного совета и приемки результата работ условия.

После выполнения реставрационных работ подрядчик предоставляет заказчику два экземпляра подписанного подрядчиком акта приемки выполненных работ и справки о стоимости выполненных работ и затрат (формы КС-2, КС-3 утверждены постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 № 100).

Заказчик обязан в течение 10 (десяти) рабочих дней осуществить приемку результата выполненных работ и подписать полученные акты приемки либо представить подрядчику мотивированный отказ от приемки работ. В последнем случае сторонами составляется дефектный акт с перечнем выявленных недостатков, изъянов, дефектов и согласовываются сроки их устранения.

О требованиях к выполнению работ

Исполнитель за свой счет обеспечивает упаковку и транспортировку музейного предмета от места хранения Заказчика к месту проведения реставрации и обратно специализированным транспортом в сопровождении вооруженной охраны.

Передача музейного предмета на реставрацию исполнителю производится заказчиком по актам о приеме-передаче на территории заказчика. Передача предмета в реставрационную мастерскую исполнителя осуществляется под гарантийные обязательства исполнителя. За сохранность, переданных музейных предметов исполнитель несет полную ответственность (имущественную и финансовую) согласно действующему законодательству РФ. Требования установлены пп. 50, 51, 73, 74 Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1985 № 290, а также пп. 1 и 2 ст. 61 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

Исполнитель предоставляет помещения для реставрации соответствующим требованиям “Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1985:

■ по температурно-влажностному режиму;

■ световому режиму;

■ противопожарной системе;

■ круглосуточной охране и сигнализации, гарантирующих непрерывную охрану музейных предметов заказчика и исключающих возможность проникновения в помещения реставрационных мастерских исполнителя посторонних лиц.

Об ответственности исполнителя

Исполнитель обязан вести паспорт реставрации и проводить фотофиксацию процессов реставрации.

Исполнитель предоставляет возможность заказчику контролировать процесс реставрационных работ в течение всего периода нахождения музейного предмета у исполнителя.

Исполнитель передает заказчику 2 (два) экземпляра следующих реставрационных документов:

■ паспорт реставрации;

■ фотодокументацию реставрационных процессов;

■ протоколы заседаний реставрационного совета исполнителя;

■ заключения привлеченных специализированных научно-реставрационных организаций о физических и химических методах исследования музейного предмета заказчика;

■ фотодокументацию реставрационных процессов в электронном виде на электронном носителе – 1 (один) экз.

При производстве работ исполнитель обязан руководствоваться положениями и требованиями, установленными законодательством Российской Федерации: Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”, разделом V пп. 74, 75 и разделом VI пп. 77, 79 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16.09.82 № 865.

О квалификации исполнителя

Исполнитель обязан обеспечить выполнение реставрационных работ специалистами-реставраторами соответствующего профиля и категорий, предоставить Заказчику копии подтверждающих документов. Требование установлено пп. 52, 53, 54, 60 Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1985 № 290, а также в соответствии со ст. 25 п. 3 пп. “г” Федерального закона № 94-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 20.04.2007 № 53-ФЗ, от 24.07.2007 № 218-ФЗ); ст. 45 п. 3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ (п. 3 в ред. Федерального закона от 08.11.2007 № 258-ФЗ).

Заказчик не имеет право передавать музейный предмет на реставрацию частным лицам. Требование установлено п. 73 Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, утвержденной приказом Министерства культуры СССР от 17.07.1985 № 290.

Требования к техническим характеристикам работ

Подрядчик обязуется производить работы в полном соответствии с Техническим заданием, сметной документацией, плановым заданием, реставрационными нормами и правилами, технологией и утвержденными методиками по реставрации предметов графики. При производстве работ подрядчик должен руководствоваться положениями и требованиями, установленными законодательством Российской Федерации: Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”, Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16.09.82 № 865, Инструкцией о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры СССР от 13.05.86 № 203, Федеральным законом от 27.12.2002 № 184-ФЗ “О техническом регулировании”.

Требования к материалам

Реставрация музейных предметов производится только на основе зарекомендовавших себя методов и реставрационных материалов, прошедших опытную проверку в течение длительного времени в одном из специализированных реставрационных учреждений системы Министерства культуры РФ. Для каждого музейного предмета должна быть разработана индивидуальная технология реставрации на основании общепринятых научных методик.

В случае обнаружения ранее неизвестных фрагментов вопросы реставрации подрядчик обязан решать в каждом отдельном случае с представителем заказчика. В процессе реставрации технического задания, может быть уточнено и дополнено.

Подрядчик обязан проводить реставрационные работы в соответствии с Техническим заданием, утвержденным реставрационным советом заказчика. Каждый этап выполненной работы по реставрации музейных предметов подрядчик обязан принимать на реставрационном совете с участием заказчика.

Подрядчик обязан проводить необходимые технико-технологические и биологические исследования перед началом работы либо в процессе реставрации.

Риски при выполнении работ

На подрядчике лежит риск случайного уничтожения или повреждения результата работ до момента сдачи его заказчику, кроме случаев, связанных с обстоятельствами непреодолимой силы. В этом случае подрядчик обязан немедленно известить заказчика и до получения от него указаний приостановить работы при обнаружении:

■ возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;

■ иных обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы либо создающих невозможность ее завершения в срок.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×