Серенады Выборгского замка

83
В каждом государстве есть календарь традиционных знаменательных дат. Есть такой и на небольшом островке в Финском заливе, где расположен государственный музей “Выборгский замок”. Годовая афиша этого музея имеет четыре раздела: “выставки”, “деловые встречи”, “мероприятия для детей” и “театральный сезон” (в этом году уже двадцатый). Выставочный раздел сродни планам...

В каждом государстве есть календарь традиционных знаменательных дат. Есть такой и на небольшом островке в Финском заливе, где расположен государственный музей “Выборгский замок”. Годовая афиша этого музея имеет четыре раздела: “выставки”, “деловые встречи”, “мероприятия для детей” и “театральный сезон” (в этом году уже двадцатый). Выставочный раздел сродни планам солидной художественной галереи (более 30 привозных выставок в год). Ежемесячно по 5-6 семинаров “круглых столов”, конференций по вопросам истории, этнографии, археологии, экологии, международных отношений, словесности, искусству. Это ли не деловой центр? Программы для детей и молодежи, не помещаясь в общей музейной афише, продолжаются в отдельных абонементах для разных возрастов от трех лет до студенчества.

Не в каждом Дворце культуры работа с местными посетителями и туристами ведется по стольким творческим направлениям. Придумав однажды яркий сценарий эксклюзивного праздника, здесь его проводят ежегодно, превращая его в своеобразный бренд города.

В программе нынешнего года ежемесячно звучит тема 200-летия победы России в Отечественной войне 1812 г. Уже порадовали юных посетителей январские приключения с приведениями, февральские утренники “Не играйте, мальчики, в войну”, мартовские праздники народных традиций, конкурс театрализованной экологической сказки с участием более 20 школ района. В конце мая на Замковом дворе распускается “Майское дерево” − ХV фольклорный фестиваль средневековой музыки и танцев (с утра и до утра). В первую субботу июля проводится ХVII джазовый фестиваль “Серенады Выборгского замка”, в последние выходные июля – ХVII “Рыцарский фестиваль”, 30 дней сентября – VIII музейный фестиваль “Стартуй учебный марафон” с ежедневными событиями, а в декабре – VIII средневековый праздник “День Святой Люсии”. И это еще далеко не все проекты, которые проводятся на базе единственного в России феодального средневекового замка. С трудом верится, что со всем этим способен справиться творческий коллектив, состоящий меньше чем из десяти человек (около 20 – смотрителей залов). Один только рыцарский турнир в прошлом году собрал более 4000 тыс. зрителей. На нем побывала редактор “Справочника руководителя учреждения культуры” и побеседовала с директором музея Светланой Александровной Абдулиной. 

Светлана Александровна, давайте сначала поговорим о джазе. Кому пришла идея провести джазовый фестиваль здесь, в Выборгском замке?

Однажды после международной регаты, на собрании капитанов яхт в замке, я высказала упрек: “Ветер, парус, море!.. Но как скучно у вас после гонок. Обещаю на следующий год культурную программу”.

И это удалось?

Да, в 1996 году состоялся I Международный джазовый фестиваль “Серенады Выборгского замка”. На мою просьбу откликнулись Ленинградский диксиленд Олега Кувайцева, оркестр саксофонистов Геннадия Гольштейна, Гатчинский джаз-ансамбль и несколько молодежных групп. Мэрия финского города Лаппеенранты делегировала муниципальный биг бенд. В порядке шутки уговорила “протрубить” об этом событии с башни Святого Олафа. Но этот сигнал стал ежегодной традицией. Чести открытия Х фестиваля были удостоены 10 саксофонистов петербургского оркестра “Белые ночи”.

Сейчас готовим XVII фестиваль. Он состоится 7 июля 2012 года. Обычно я придерживалась классического джаза. Но вот узнала, что кому-то – блюз, а кому-то – диксиленд подавай. И решила подарить всем сестрам по серьгам. В прошлом году на фестивале были представлены практически все направления джаза. Кроме того, удалось познакомить публику с джазовыми школами разных регионов. В 2010 году исполнилось 300 лет взятия Выборга Петром I, потому пригласила на фестиваль коллективы петровских городов России. Присутствие же финнов в этой российской программе – добрососедская традиция.

 За эти годы перед нашими зрителями выступило более 160 коллективов из Дании, Швеции, Финляндии, Германии, Литвы, Польши, США, Норвегии, Северо-Запада России, Поволжья и Подмосковья. Известный теоретик джаза, музыковед, заслуженный деятель искусств России Владимир Борисович Фейертаг ежегодно любезно откликается на наш внебюджетный зов и проводит познавательные экскурсы.

Что же привлекает титулованного музыканта на такой неформальный фестиваль?

Наверно, моя шляпа много лет не дает ему покоя, но это вещь знаковая. Если она на месте, значит “дело в шляпе”.

Когда начинается подготовка к новому фестивалю?

Здесь нет начала и конца. Это активно текущий, “непредсказуемый” процесс! Главное – результат: на каждом фестивале 10 коллективов. И где бы я ни была, впереди меня идет вопрос: “А у вас есть джаз-клуб?” – и только потом: “Здравствуйте”. Так или иначе, эта тема присутствует в любом разговоре в неожиданном месте, в разных ситуациях и, что удивительно, очень часто срабатывает. А потому “на ловца и зверь бежит”. В 2009 году уважаемый В.Б. Фейертаг вручил мне солидный том энциклопедии “Джаз в России”, а там – наши “Серенады”.

Чего еще не было на замковой сцене?

Хороший вопрос. Что касается музыки – было все. К Х фестивалю я издала книжицу “Живая музыка в замке”, где, как мне казалось, представила все музыкальные жанры. Порадовалась. Позвонила как-то коллеге в Каунас по делам Ассоциации балтийских замков, а у него проходил фестиваль “Оперетта в замках Европы”. Вот чего у нас не было! В скором времени солисты 28 европейских театров выступили на замковой сцене, “притормозив” по дороге в Финляндию.

И уже в 2011 году, в День музеев, в Выборгском замке состоялся концерт оркестра роговой музыки. Вот теперь уж точно все музыкальные жанры были! Сейчас в поздние вечера, а чаще ночи, идут прозвоны джазменов по программе, репертуару, условиям на новый, XVII джазовый фестиваль.

Какие еще проекты проводятся регулярно?

Являясь по сути краеведческим музеем, мы тем не менее выходим за географические рамки и культивируем проекты, рассчитанные на условия приграничья. Удобный въезд в Россию из Европы через Финляндию формирует большой поток представителей различных стран мира. Отсюда наши поправки к краеведческой тематике – многолетние проекты “Культура народов мира”, “Мы – россияне”, “Выборгский замок – окно в Россию”. Наверно, не надо объяснять, с какой целью мы это проводим.

Но тогда объясните, пожалуйста, как и на какие средства вы провели более 20 ярких дней национальных культур разных государств.

Более 20 стран – это дальнее зарубежье, причем не только соседи по Балтике и Скандинавии. В замке были дни культуры Франции, Греции, Китая, Индии. Живя по соседству с известным мегаполисом, всегда найдешь партнеров. Иногда помогают Генеральные Консульства, расположенные в Санкт-Петербурге. В рамках этих праздников обычно проводится несколько выставок в разных залах замка, представляются музыка, театр, выступления творческих коллективов, рассказы об исторических корнях межгосударственных отношений.

Проект “Мы – россияне” тоже безбюджетный, но многолетний и познавательный, рассчитанный на школьников и студентов. Многие землячества и национальные представительства Петербурга всегда готовы помочь самобытными творческими коллективами, которые на фоне презентаций своих субъектов Российской Федерации знакомят посетителей с национальными танцами, костюмами, музыкой, прикладным искусством и даже национальной пищей. Это не затратное дело, но если знаешь культуру народа, то понимаешь и уважаешь ее. Это наш скромный музейный вклад в развитие толерантности и добрососедства.

Вы сказали – “Окно в Россию”. Не оговорились? Наверно, окно в Европу?

Это сказано до нас. В августе состоится XX кинофестиваль “Окно в Европу”. В замке обычно проходит церемония закрытия и награждения по номинациям. Но это не наша заслуга (правда, на сутки выходим из музейного ритма).

Наше “Окно в Россию” часто помогает зарубежным гостям, прибывающим в Выборг на переговоры, деловые встречи и совершающим другие кратковременные визиты, не углубляясь в Россию, а только побывав в нашем музее, познакомиться с разнообразием российской культуры, искусства, народных промыслов и традиций. Гости видят большие залы, заполненные вологодскими кружевными настенными панно или “Павловопасадской платочной мануфактурой”, золотой хохломой или бело-голубой гжелью, жостовскими подносами или архангельскими прялками и другими выставками из российских регионов. Ищем и, главное, – находим по всей России.

Обычно на наши письма, звонки, просьбы откликаются еще и потому, что и сам замок привлекателен своей необычной историей, архитектурой, и выставиться в нем тоже интересно.

На джазовом фестивале и в многочисленных детских программах с маленькими гостями замка общается Замовенок. Кто это?

Это самый важный персонаж. Ему 719 годиков. В этом году отмечаем десятилетие его “легализации” и выхода их подполья. Он веками прятался, но вот уже десять лет активно сотрудничает с музеем.

До этого я долго мучила своих коллег – придумайте образ персонажа, который будет работать с детьми! Дайте ему имя! Но однажды вдруг осенило: да Замовенок он! По фамилии Выборгский. Придумалось – и через день в газете “Выборг” вышло обращение Замовенка к детям города. В статье он просил нарисовать его портрет. Получилось 100 акварелей и 28 скульптурок. Все представляли гнома – старого дедульку с бородой. Мне же виделся мальчонка, хорошо сохранившийся под влиянием лечебного воздействия выборгского гранита, замуровавшего его на семь веков в основание замка. Когда я сшила костюмчик на дошкольника, Замовенок обрел окончательную внешность и теперь присутствует на многих музейных праздниках. А еще он издал книгу приключений. Прочитав ее, дети должны достать из нее “загадочную тетрадку”, заполнить ее ответами и опустить в персональный ящик “Замовенку от детей” на дверях музейного детского центра. Победители этой викторины получают титулы “Маленький принц” и “Маленькая принцесса” и весь год они могут бесплатно водить своих родителей в музей.

Музей уделяет много внимания детским программам, воспитывая и готовя себе будущего посетителя, для которого встреча с нами станет потребностью.

Помимо рыцарских турниров, у вас еще есть средневековые забавы для детей и взрослых.

Да, их много. Но, извините, не вводим ли мы читателей в заблуждение? Ваши вопросы касаются наших “приманок для посетителей”. Вот и вы сами заинтересовались. А мы все-таки – музей, с большим стандартным набором обязанностей и проблем: более ста тысяч единиц хранения государственного музейного фонда, стационарные экспозиции в 20 залах замка и Комендантского дома; методическая лекционная, экскурсионная работа. К концу года ожидаем восьмимиллионного посетителя. В 2010 году торжественно чествовали семимиллионного. Научная и издательская деятельность тоже имеет свои результаты.

В одной из книг о Выборгском замке Вы рассказали историю о спасении Райской башни. Почему ее понадобилось спасать?

В начале 1990-х годов в Выборгском заливе велись дноуглубительные работы по расширению фарватера, в том числе взрывным методом. От одного из взрывов в ближайших домах вылетели стекла, а угловая Райская башня замка треснула и стала отходить от стены. С интервалом в неделю я проводила фотофиксацию процессов. Были видны катастрофические изменения.

Обращаться за помощью было не к кому – страна развалилась. А башня падала, буквально на глазах отторгалась от материнского тела под углом и “складывалась гармошкой”. Тогда через местную газету я пригласила на “консилиум” по сохранению башни специалистов в области архитектуры и сейсмологии. На призыв откликнулись 12 человек. Из Финляндии пригласила профессора Германа Парланда – того самого, отец которого строил храм Спаса на Крови, из Таллина – искусствоведа и археолога Е. А. Кальюнди. Парланд изучил ситуацию и вынес вердикт: в трещины попадет вода, зимой вода замерзнет, а потом, по законам физики, разорвет кладку стены, и как раз к 700-летнему юбилею замка башня “поспеет”. Чудесная перспектива! И только я успела через Министерство культуры заказать проект аварийных работ, как приходит телеграмма с командой расторгать договор с подрядчиком по причине отсутствия финансирования.

Снова помогла пресса. Утром в газетах “Выборг” и “Выборгские ведомости” вышла информация о предъюбилейном марафоне “Поможем Выборгскому замку!”, с указанием населенных пунктов наших заездов по Выборгскому району. Марафон проводился только в выходные дни: в пятницу вечером мы грузили 300 экспонатов, а в воскресенье к ночи все привозили обратно. Каждый сотрудник отвечал за свою тематическую коллекцию на импровизированных выставках.

18 апреля мы начали марафон. 18 мая, в День музеев, – закончили. В каждом доме культуры я показывала слайды, рассказывала о беде с Райской башней. Потом гости могли пройти в светлый зал и посмотреть, потрогать экспонаты (если эти экспонаты – не основной фонд). Затем на сцене проходило дефиле старших научных сотрудников в исторических нарядах. Там же стояла опечатанная посудина для сбора средств – каждый мог оставить столько, сколько не жалко. Местная счетная комиссия из числа гостей объявляла результат – точную сумму, а затем перечисляла ее на счет подрядчика. А я отправляла в газеты и на радио информацию о результатах марафона на данном этапе, и мы ехали дальше. Своей машины у музея не было, и самое тяжелое было раздобыть средства передвижения. Энергетический кризис поставил “на прикол” ведомственный транспорт. Заправлялись только скорая помощь и пожарные машины, но нас поддерживали обыкновенные россияне, и каждый раз, с десятого захода, что-нибудь находилось.

За 8 выходных дней мы “накрутили” 1500 км по району и дали 24 двухчасовых представления. Люди, потерявшие работу на закрывшихся предприятиях и в совхозах, делали свои взносы. Шведская корреспондентка случайно увидела объявление – и зашла из интереса. Подивилась, как реагируют зрители. Ее слова: “Райская башня Выборгского замка – гранитный памятник женскому коллективу Выборгского музея” нас вовсе не радовали. Позорище: горсточка (6 человек) университетских барышень во главе с директором спасают единственный в России средневековый замок! Так ведь и спасли: подрядчик – петербургский кооператив “Старт” – поверил, что мы найдем народные средства, и не ушел.

Как сейчас себя чувствует Райская башня?

Как в раю. В одной светской беседе человек при мне проговорился, что имеет серьезную космическую аппаратуру. Он был обречен “просветить” весь замок, выдав компьютерный отчет по основным объектам, показав болевые точки, и отметил, что самое крепкое место в замке – Райская башня. Если случится конец света, то на отдельном его куске будет гордо стоять наша красавица XVI века.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×