Детская школа искусств как экспериментальная площадка

406
Детская школа искусств города Новочебоксарска дважды становилась площадкой для проведения экспериментальных мероприятий – на федеральном и региональном уровнях. В обоих случаях результаты экспериментальной работы шли на пользу и самой ДШИ, и ее учащимся. Рассмотрим подробнее суть подобной работы и ее последствия...

Иванова С.П.

заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ ДОД “Детская школа искусств” г. Новочебоксарска Чувашской Республики 

Детская школа искусств города Новочебоксарска дважды становилась площадкой для проведения экспериментальных мероприятий – на федеральном и региональном уровнях. В обоих случаях результаты экспериментальной работы шли на пользу и самой ДШИ, и ее учащимся. Рассмотрим подробнее суть подобной работы и ее последствия. 

Одним из приоритетных направлений развития российского образования в последние годы стало совершенствование условий для выявления и поддержки талантливых детей. Важная роль в развитии таких детей отведена системе художественного образования. В региональном законодательстве значительное внимание уделено поддержке этой системы. В настоящее время реализуется подпрограмма “Развитие художественного образования и поддержка молодых дарований в Чувашской Республике” республиканской целевой программы “Культура Чувашии 2010–2020 гг.”.

При Министерстве культуры Чувашии создан республиканский банк данных “Одаренные дети”.

Реализацией программы и подпрограммы “на местах” занимаются детские школы искусств. ДШИ города Новочебоксарска является победителем Всероссийского конкурса “Детские школы искусств – достояние Российского государства”. Она занимает прочные позиции в системе дополнительного образования Российской Федерации, представляя модель современной инновационной школы развития.

В целом в Новочебоксарске созданы условия для развития творчески одаренных детей: имеются хорошая материально-техническая база и педагогические кадры, проводятся творческие конкурсы и фестивали различных уровней, а также разнообразные выставки, олимпиады, концертные программы и конференции.

Специфика работы с творчески одаренными детьми требует от преподавателя полной отдачи, самоотверженности, необыкновенного сочетания умений направлять и сопереживать, быть одновременно требовательным и чутким, способным выбирать творческий маршрут для каждого ребенка. Впрочем, такие вложения в учеников окупаются: они занимают призовые места, повышают собственный уровень знаний, а также престиж и узнаваемость ДШИ.

Табл. 1. Участие воспитанников ДШИ г. Новочебоксарска в конкурсах

Конкурсы

2008-2009 учебный год

2009-2010 учебный год

2010-2011 учебный год

Количество конкурсов

Количество призовых мест

Количество конкурсов

Количество призовых мест

Количество конкурсов

Количество призовых мест

Международные

3

8

3

6

8

23

Всероссийские

4

15

7

17

5

15

Межрегиональные

3

3

2

20

3

8

Республиканские

14

50

11

42

15

39

Школьные

13

84

14

115

14

134

Всего:

37

160

37

200

45

219

Список конкурсов, в которых в 2011 г. приняли участие учащиеся ДШИ г. Новочебоксарска, приведен в Приложении 1.

Исходя из такой активности ДШИ, ее руководство решило заявить школу на участие в конкурсе Министерства культуры РФ на право быть площадкой для тестирования новых методик Минкультуры.

Экспериментальная деятельность в условиях детской школы искусств

Экспериментальные площадки

Федеральная программа. В январе 2007 г. ФГУ “Научно-методический центр по художественному образованию” Министерства культуры РФ (далее – НМЦ по художественному образованию) объявил о проведении эксперимента по апробации мультимедийного арт-проекта “Music Puzzle”. Информационное письмо об этом было разослано руководителям методических служб образовательных учреждений культуры и искусства регионов России. Руководство научно-методического отдела при Министерстве культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики предложило Новочебоксарской ДШИ принять участие в федеральном эксперименте: школа является одной из самых крупных и многофункциональных в республике, активно проводит модернизацию образования, внедряет новации для обновления образовательного процесса, а в 2007 г. стала победителем Всероссийского конкурса “Детские школы искусств – достояние Российского государства”.

Школа искусств приняла предложение участвовать в экспериментальной работе, подав заявку и представив полную информацию об учреждении, своей материально-технической базе, оснащенности современным мультимедийным оборудованием, кадровом потенциале, прошла конкурсный отбор и в числе 22 российских ДШИ была включена в эксперимент по апробации мультимедийного арт-проекта. В 2007-2010 гг. ДШИ служила экспериментальной площадкой для проведения “Music Puzzle”.

ДШИ г. Новочебоксарска служила экспериментальной площадкой для проведения федеральной программы “Music Puzzle” в 2007-2010 гг.

Проект “Music Puzzle” – это инновационная мультимедийная обучающая программа, целью которой является развитие музыкально-слуховых способностей учащихся детских школ искусств с помощью компьютерных технологий. В ее основу положен принцип стимулирования творческого начала средствами музыкально-компьютерной игры. “Music Puzzle” стал первым подобным проектом в России, использующим возможности компьютерных технологий в комплексе с возможностями интерактивной практики взаимодействия с живой музыкой.

Эксперимент, проводимый одновременно в 22 ДШИ, включая Новочебоксарскую, заключался в построении и апробации учебного курса на основе предложенной программы и анализе полученных результатов.

В ДШИ были созданы необходимые условия для проведения эксперимента:

1) оборудован класс компьютерной музыки;

2) кабинеты музыкально-теоретических дисциплин оборудованы компьютерами и синтезаторами;

3) в одном из кабинетов установлены интерактивная доска и видеопроектор;

4) в учебный план были введены дополнительные часы на проведение эксперимента.

Методика проведения интерактивных занятий с применением мультимедиа сочетала в себе преимущества традиционного способа обучения под руководством педагога и индивидуального компьютерного обучения.

Программа музыкально-слухового развития учащихся апробировалась на предметах сольфеджио, музыкальная литература, творческое музицирование и клавишный синтезатор. Преподаватели проводили занятия по инновационному пособию “Music Puzzle” с детьми среднего и старшего школьного возраста по двум формам обучения: групповой (в рамках предмета сольфеджио – музыкальный компьютер) и индивидуальной (на предметах “Основы творческого музицирования” и “Клавишный синтезатор”).

Было выявлено, что предлагаемая программа позволяет развить практически все виды музыкального слуха. В основу положен принцип воссоздания первоначального звучания произведения из различных фрагментов (мотивов, фраз, предложений) – пазлов.

В основу программы положен принцип воссоздания первоначального звучания произведения из различных фрагментов – пазлов.

Главной целью данного эксперимента была оптимизация образовательного процесса: было необходимо сделать его информационно насыщенным и интерактивным, видоизменить традиционные формы по­дачи информации, обеспе­чить легкость и удобство в обучении.

Региональная программа сохранения здоровья учащихся. В 2006-2011 гг. на хореографическом отделении проводилась экспериментальная работа по оздоровительному направлению.

Понимая необходимость оптимизации учебного процесса для укрепления здоровья школьников и воспитания у них культуры здорового образа жизни, Новочебоксарская ДШИ в 2006 г. заключила договор о совместной деятельности по проведению профилактической работы и оздоровлению детей школы искусств с государственным учреждением здравоохранения “Республиканский центр лечебной физкультуры и спортивной медицины” Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.

После заключения договора еще более пристальное внимание руководства ДШИ стало уделяться организации учебно-воспитательного процесса в ДШИ. Было сформулировано необходимое условие реализации программы – она должна была осуществляться с включением здоровьесберегающих технологий. В ее ходе:

1) обеспечивалась безопасность жизнедеятельности в ДШИ;

2) создавалась оздоровительная инфраструктура;

3) расписание занятий составлялось рационально, с перерывами для отдыха;

4) проводились внеклассные мероприятия по воспитанию культуры здоровья, пропаганде здорового образа жизни.

Наряду с основным (традиционным, профориентационным) направлением, на хореографическом отделении ДШИ началась работа по оздоровительному направлению. Была разработана программа “Здоровье”. Цель этой программы была обозначена как оздоровление детей с использованием элементов танцевальной терапии. Поставлена главная задача – сохранить здоровье и научить быть здоровыми. Такое направление работы с учениками хореографического отделения было введено в учебный процесс впервые в Чувашской Республике.

Главная задача региональной программы “Здоровье” – сохранить здоровье учащихся и научить их быть здоровыми.

Реализация экспериментов и их итоги  

Экспериментальная работа позволяет учреждению в естественных условиях выявить развивающие и образовательные возможности инновационных программ, пособий, повысить исследовательские навыки педагогов, изменить образовательные технологии для участников образовательного процесса.

Федеральный эксперимент. Уровень развития современного информационного общества коренным образом изменил традиционные представления о методиках обучения. Возникла необходимость в дополнении музыкальной педагогики новыми подходами формирования музыкальной культуры через использование новых технологий. Мультимедийный арт-проект “Music Puzzle” стал первым шагом в области музыкального образования для учащихся ДШИ.

Применение цифровых образовательных ресурсов позволило существенно сни­зить затраты времени на пре­поднесение нового материала, дало возможность развить интерес к предме­ту, получить большую отдачу от работы детей в учебное время, орга­низовать внеклассную рабо­ту, проектную деятельность.

Экспериментальную работу по программе “Music Puzzle” организовал и проводил НМЦ по художественному образованию. В учреждении руководителями экспериментальной площадки являлись директор и заместитель директора. Преподаватели осуществляли образовательный процесс на основе первичных разработанных учебно-методических материалов.

Программа одного занятия по программе “Music Puzzle” приведена в Приложении 2.

Один раз в полугодие ДШИ направляло отчет о ходе и результатах эксперимента в НМЦ по художественному образованию. В отчет включались данные по следующим пунктам:

■ цели и задачи эксперимента;

■ сроки и этапы проведения эксперимента;

■ формы проведения эксперимента;

■ возраст и количество участников эксперимента;

■ содержание апробации;

■ календарно-тематический план;

■ формы и методы контроля;

■ сравнительные результаты экспериментальной и контрольной групп;

■ результаты завершенного этапа эксперимента;

■ подведение итогов экспериментальной работы.

Педагогические работники представляли отчеты о ходе и результатах эксперимента руководителю образовательного учреждения.

В результате, благодаря использованию компьютерных программ проекта “Music Puzzle”, в ДШИ активизировался образовательный процесс. Знакомство с произведениями различных жанров, стилей и эпох расширило кругозор учащихся, повысилась их заинтересованность в изучении музыкально-теоретических дисциплин.

Республиканский эксперимент. В последнее время все чаще звучит мысль о том, что культура здорового образа жизни является неотъемлемой частью общей культуры личности. Возникла необходимость оптимизации учебного процесса с целью укрепления и развития здоровья школьников, воспитания у учащихся культуры здоровья.

Культура здорового образа жизни является неотъемлемой частью общей культуры личности.

В настоящий момент здоровьесберегающие технологии в школе используются на основе личностно-ориентированного подхода. Они направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Экспериментальная работа по оздоровительному направлению проводилась совместно с ГУЗ “Республиканский центр лечебной физкультуры и спортивной медицины” Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики. Обязанность координирования работы по оздоровительному направлению была возложена на заслуженного врача Чувашской Республики, заведующую отделением восстановительного лечения, врача высшей квалификационной категории по лечебной физкультуре ГУЗ “Республиканский центр лечебной физкультуры и спортивной медицины”, ассистента кафедры травматологии медицинского института ФГОУ ВПО “Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова” Наталью Михайловну Степанову. В соответствии с реализацией программы проводится постоянный мониторинг состояния здоровья обучающихся в ДШИ.

Специалисты Республиканского центра лечебной физкультуры и спортивной медицины ежегодно проводили медосмотр учащихся группы “Здоровье”. Была отмечена положительная динамика здоровья детей в группе.

Учащиеся группы “Здоровье” занимались и продолжают заниматься по образовательной программе «Хореография. Группа “Здоровье”». Ее авторами стали заслуженный врач Чувашской Республики, заведующая отделением восстановительного лечения, врач высшей квалификационной категории по лечебной физкультуре ГУЗ “Республиканский центр лечебной физкультуры и спортивной медицины”, ассистент кафедры травматологии медицинского института ФГОУ ВПО “Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова” Н.М. Степанова и преподаватель МБОУ ДОД “Детская школа искусств” г. Новочебоксарска Чувашской Республики М.Н. Лихотникова. В программу наряду с основами хореографии были введены элементы танцевальной терапии, оздоровительной гимнастики, лечебной физкультуры. В последние годы наблюдается повышенный интерес медицинских работников, хореографов, специалистов по физической культуре к танцетерапии. Преподаватель-хореограф М.Н. Лихотникова прошла обучение на курсах специализации по лечебной физкультуре.

Экспериментальная группа “Здоровье” функционировала в рамках образовательной программы «Хореография. Группа “Здоровье”» по оказанию образовательных услуг населению по хозрасчетной деятельности.

С программой занятий по образовательной программе «Хореография. Группа “Здоровье”» (1 класс) можно ознакомиться в Приложении 3.

Особенностью программы является внедрение через танец элементов оздоровительной физкультуры.

Работники ДШИ пришли к выводу, что танцевальные упражнения помогают учащимся улучшить здоровье, снимают мышечную закрепощенность, избавляют от нервных перегрузок, решают проблемы гиподинамии. Оздоровительная гимнастика помогает детям формировать правильную осанку, оздоровить позвоночник, укрепить тонус мышц. В урок включены следующие разделы:

1) различные комплексы оздоровительной гимнастики;

2) основы хореографии;

3) танец.

В начале года учащиеся проходят диагностический осмотр. Измеряется рост, вес, динамометрия кисти, спирометрия, силовая выносливость мышц спины, силовая выносливость мышц брюшного пресса. В конце учебного года выполняются те же самые исследования, по которым дается оценка состояния мышечного корсета. На основании этих данных изначально делался вывод об эффективности экспериментальной программы.

Согласно данным наблюдений, благодаря применению оздоровительной гимнастики и танцевальной терапии улучшается общее самочувствие учащихся, повышается их активность, формируется правильная осанка, повышается тонус мышц (подтянутость). Поскольку в урок включены комплексы упражнений, направленные на нормализацию мышечного тонуса, происходит оздоровление позвоночника, исправляется осанка и корректируется плоскостопие.

В оздоровительной работе прослеживаются принципы непрерывности, систематичности, комплексности, этапности. В отличие от кратковременных лечебно-профилактических занятий, проводимых на базе лечебных учреждений, оздоровительная работа на базе школы проводится длительно в течение всего срока обучения.

Составляющими успешности также являются положительные эмоции от необходимого для растущего организма движения, музыкального сопровождения упражнений. И, конечно же, очень важно, что оздоровительная программа, проводимая специально обученным преподавателем, проводится под контролем врачей.

Оздоровительная программа, проводимая специально обученным преподавателем ДШИ, проводится под контролем врачей.

Физические упражнения способны дать гармоничное развитие, обеспечить в дальнейшем здоровый образ жизни, эффективно влиять на физическое и двигательное совершенствование, способствовать коррекции формы тела, формировать культуру движений. Занятия танцетерапией позволяют снизить негативные факторы возрастающей учебной нагрузки.

Раз в полугодие проводились показательные занятия, уроки-отчеты и уроки-концерты для родителей учащихся. Учащиеся выступали не только в ДШИ – концертные номера регулярно представлялись на различных площадках города, на предприятиях и в школах.

“Танцевальная терапия” приносила ученикам отличное настроение, бодрость, хорошее самочувствие и положительные эмоции. Специальные упражнения способствовали исправлению осанки, развитию гибкости тела. Но самое главное – республиканская программа позволила сбыться мечте учащихся о танце.

Эксперимент успешно завершился в 2011 г. Апробация была сочтена успешной, и все нововведения были внедрены в постоянную практику работы.

Организация экспериментальной работы 

Для организации экспериментальной работы нужно подать заявку на участие в заявленном проекте, создать необходимые условия для проведения экспериментальной работы.

Например, Министерство культуры РФ в лице НМЦ по художественному образованию выдвигало следующие требования к ДШИ, желающим стать экспериментальными площадками для проекта “Music Puzzle”:

1) хорошая материально-техническая база учреждения;

2) оснащенность современным мультимедийным оборудованием;

3) высокопрофессиональный кадровый состав, способный работать на более высоком качественном уровне в инновационном режиме;

4) творческая устремленность педагогического коллектива.

ДШИ г. Новочебоксарска отвечала поставленным условиям и уже имела следующее:

■ к 2007 г. в школе были реализованы крупные проекты по укреплению материально-технической базы: открыта модельная библиотека по искусству, оснащенная современным оборудованием и информационным доступом в Интернет; открыты классы компьютерной графики и дизайна, компьютерной музыки и музыкальной информатики;

■ ДШИ была оснащена современным мультимедийным оборудованием;

■ в ДШИ сложился высокопрофессиональный кадровый состав, способный работать на более высоком качественном уровне и в инновационном режиме.

Для проведения эксперимента ДШИ получила от Министерства культуры РФ комплект учебно-методических материалов. В их состав входили Положение о порядке проведения эксперимента по апробации мультимедийного арт-проекта “Music Puzzle” и 10 мультимедийных CD-дисков с приложением по использованию программы.

Дополнительно требовалось:

■ провести модернизацию и оснащение учебных классов современным техническим оборудованием (компьютеризация, выход в Интернет), позволяющим вести учебный процесс на современном уровне (это производится с 2007 г.);

■ оснащение кабинетов оргтехникой;

■ приобретение видеопроектора, интерактивной доски, компьютерного оборудования, телевизоров, синтезаторов.

Приобретение современного технического оборудования и оснащение кабинетов происходило за счет внебюджетных и спонсорских средств.

Для создания необходимых условий потребовались финансовые, материальные, кадровые и временные ресурсы. Несомненно, был важен и творческий потенциал педагогов школы.

Выгоды от участия в эксперименте

Федеральный эксперимент. По мнению представителей Министерства культуры РФ и руководства школы искусств города Новочебоксарска, эксперимент по апробации арт-проекта “Music Puzzle” в ДШИ показал эффективность компьютерных технологий в развитии музыкально-слуховых способностей детей, формировании у них музыкальной и информационной культуры. Вывод об эффективности эксперимента был зафиксирован в итоговом отчете о проведении экспериментальной работы по апробации мультимедийного арт-проекта “Music Puzzle”. Он активизировал поиск новых методических подходов и новых форм организации занятий с учащимися, содействовал творческому и профессиональному развитию педагогов, работающих в инновационном режиме, совершенствовал образовательный процесс.

Вывод об эффективности эксперимента был зафиксирован в итоговом отчете о проведении экспериментальной работы по апробации мультимедийного арт-проекта “Music Puzzle”.

По итогам реализации федерального эксперимента для обмена практическим и методическим опытом работы, создания среды творческого профессионального общения, содействия творческому профессиональному развитию педагогов, работающих в инновационном режиме, в 2009 г. в ДШИ города Новочебоксарска проводилась Межрегиональная конференция-фестиваль “Искусство. Образование. Инновации” по теме «Апробация Мультимедийного арт-проекта “Music Puzzle”», а в 2010 г. – аналогичная Всероссийская конференция. Подведение итогов экспериментальной работы» с участием директора ФГУ “Научно-методический центр по художественному образованию” Софьи Федоровны Максимовой. В конференциях-фестивалях принимали участие руководители и преподаватели учебных заведений художественного образования (ДШИ, ДМШ) Красноярского и Пермского краев, Республики Татарстан, Тамбовской и Ульяновской областей, г. Благовещенска, Магадана, Новокуйбышевска, Норильска, Самары, Сызрани, Рязани, Твери. Общение с коллегами вдохновило педагогов на рождение новых творческих идей.

Республиканский эксперимент. На республиканском уровне достигнуто понимание того, что включение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс является необходимой составляющей в современной образовательной системе, фактором эффективного образования.

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

Программа решает одну из важнейших задач современной школы – сохранение здоровья школьников, обеспечение выпускникам школы высокого уровня реального здоровья, а также привитие знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитание у подрастающего поколения культуры здоровья.

Для обмена практическим и методическим опытом работы в ДШИ г. Новочебоксарска проводится Республиканский семинар-практикум “Культура. Образование. Здоровье”. Это мероприятие собирает педагогов и представителей лечебных и оздоровительных учреждений для обсуждения актуальных вопросов здоровьесбережения.

Результаты экспериментов 

 “Music Puzzle”. Практика показала, что эффективно использовать компьютерные программы на уроках теоретических дисциплин в ДШИ можно во всех классах с учетом возрастного интереса учеников, их подготовленности к восприятию излагаемого материала и уровня освоения ими компьютера. В результате анализа данных, полученных в ходе эксперимента, можно сделать вывод, что включение программы арт-проекта “Music Puzzle” повлияло на развитие музыкальных способностей учащихся, повысило их творческую активность.

Работа учащихся с материалами программы способствовала активизации музыкального слуха, памяти, воображения, фантазии, мыслительных процессов, связанных с получением информации, так как информация, добытая путем активного поиска, подкрепленного положительными эмоциями осознания достижимости цели и элементами соревновательности, надолго остается в памяти.

Кроме того, подобная форма занятий поспособствовала творческому развитию учащихся, выработала у них стремление к самостоятельному мышлению, проявлению инициативы, сняла тревожность и неуверенность в своих силах. Открытость подачи материала, использование мультимедийных технологий помогли создать благоприятную, доброжелательную атмосферу на занятиях, сделало уроки привлекательными и по-настоящему современными.

Проанализировав опыт применения интерактивных образовательных технологий, работники ДШИ заключили, что детские музыкальные мультимедийные программы располагают потенциальными возможностями для профессиональной подготовки юных музыкантов.

Музыкальную педагогику, оснащенную компьютеризированными инструментами, можно охарактеризовать как модель творчески ориентированной музыкальной педагогики. Ее сущность можно определить как интеграцию и интенсификацию в учебном процессе всех предоставляемых видов интонационной (музыкально-творческой) деятельности при поддержке ее теоретическими знаниями с целью эффективного развития музыкальности у самых широких масс обучающихся. Помимо всех этих неоспоримых преимуществ, применение в музыкальной педагогике мультимедийных проектов, таких как арт-проект “Music Puzzle”, способно усовершенствовать процесс обучения и представить музыкальный материал в новом виде. Можно заключить, что будущее художественного образования в России за подобными образовательными программами.

Программа “Здоровье”. Образовательный процесс при реализации республиканской программы был построен с учетом применения здоровьесберегающих технологий.

Здоровьесбережение в образовательном учреждении включает:

■ обеспечение условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье учащихся (т. е. охрана здоровья учащихся);

■ рациональную организацию образовательного процесса (адекватность методик обучения и воспитания, рационально-организованный двигательный режим, отсутствие стресса);

■ формирование, укрепление здоровья обучающихся, воспитание у учащихся культуры здоровья;

■ охрану здоровья педагогов и содействие им в стремлении грамотно заботиться о своем здоровье.

Проект по включению здоровьесберегающих технологий – долгосрочный. Он направлен на оздоровление подрастающего поколения, формирование культуры здорового образа жизни. Эксперимент по программе “Здоровье” показал свою жизнеспособность по всем поставленным перед ним задачам и был успешен по направлениям, обозначенным выше. Он успешно завершился в 2011 г., а результаты экспериментальной работы были внедрены в практику.

По итогам программы улучшилось состояние здоровья учащихся, они стали активными, выносливыми, подтянутыми, гибкими. Наблюдения показали увеличение динамометрии и спирометрии, повышение тонуса мышц спины и брюшного пресса. Это характеризует улучшение мышечного корсета, двигательной активности и состояния здоровья детей. А значит, улучшаются физические и умственные возможности, и, самое главное, появляется привычка заботиться о своем здоровье. 

Приложение 1

Участие учеников ДШИ г. Новочебоксарска в конкурсах в 2011 г.

■ Международный уровень:

- Третий международный конкурс творчества “Музыка и электроника”, г. Москва;

- Международный фестиваль-конкурс “Молодые голоса России”, г. Новочебоксарск;

- фестиваль детского творчества “Парижская сюита”, проходивший в рамках международного культурного проекта, г. Париж, Франция;

- Международный инструментальный конкурс-фестиваль “Созвездие талантов – 2011”, г. Чебоксары;

- XI Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества “Праздник детства”, г. Санкт-Петербург;

- Международный конкурс-фестиваль детско-юношеского и молодежного творчества “Виктория”, посвященный 66-летию победы Великой Отечественной Войны, г. Казань;

- Международный вокально-хореографический конкурс “Созвездие талантов”, г. Чебоксары;

- VII Уральский международный конкурс юных пианистов им. С. С. Прокофьева, г. Екатеринбург;

- III Международный фестиваль-конкурс эстрадного творчества “Содружество талантов”, г. Казань;

- Международный вокально-хореографический фестиваль-конкурс “Национальное достояние – 2011”, г. Чебоксары.

■ Межрегиональный, всероссийский уровни:

- Всероссийский конкурс детских рисунков “Кузнечик”;

- Всероссийский конкурс детского творчества “Гамаюн – Птица вещая”;

- Всероссийский хоровой фестиваль-конкурс “Жаворонок”, посвященный творчеству Ф.М. Лукина;

- Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности;

- III Всероссийский фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества “Золотая осень”, г. Чебоксары;

- Всероссийский вокальный фестиваль конкурс “Молодые голоса России – 2011”, г. Новочебоксарск;

- II Всероссийский фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества “Виктория”, г. Нижний Новгород;

- III Межрегиональный фестиваль-конкурс электроакустической музыки “Атăл-Идель”;

- VI Межрегиональный фестиваль-конкурс детского творчества “Солнечный круг” имени Аркадия Островского, г. Сызрань;

- Межрегиональный конкурс-фестиваль хореографического искусства “Радуга танца – 2011”;

- I Межрегиональный конкурс-фестиваль исполнителей на гитаре “Гитара многоликая”, г. Новочебоксарск.

■ Региональный уровень:

- III Открытый Республиканский конкурс детских творческих коллективов “Услышать музыку…”;

- Республиканский концерт, посвященный юбилейным датам со дня рождения Ф. Шопена, Р. Шумана;

- Зональный конкурс юных исполнителей на струнных инструментах “Созвездие струн”;

- V Республиканский конкурс юных исполнителей на струнных народных инструментах им. С.М. Максимова и Ф.П. Павлова;

- Республиканская олимпиада по музыкально-теоретическим дисциплинам для учащихся старших классов ДМШ и ДШИ;

- X Республиканский конкурс детского рисунка на приз им. Э. Юрьева;

- VII Республиканский конкурс-фестиваль детского хореографического творчества “Веселый башмачок”;

- IV Республиканский конкурс юных пианистов им. Д.С. и В.А. Ходяшевых;

- VI Республиканский конкурс-фестиваль чтецов “Театр – мир моей души”;

- Республиканский конкурс ансамблей народных инструментов (баян, аккордеон);

- III Республиканский конкурс “Звездный дождь”;

- Республиканский конкурс юных исполнителей на народных инструментах (баян, аккордеон) “Озорные кнопочки”;

- III детский фестиваль электронной музыки “Музыка и электроника”;

- Телевизионный конкурс детского творчества имени Народного поэта Чувашии Стихвана Шавлы “СТАРТ – REG”;

- Республиканский православный фестиваль “Пасхальная радость”;

- Республиканский смотр-конкурс коллективов бального и эстрадного танца “Движение и вдохновение”;

- IV Республиканский конкурс современной фортепианной музыки “Piano fantasy”, г. Чебоксары;

- Республиканская дистанционная олимпиада “Г.Я. Хирбю: личность, биография, творчество”, г. Чебоксары. 

Приложение 2

Программа занятия по программе “Music Puzzle”

Тема урока: “Формообразующая роль гармонии”

Длительность урока: 0,5 часа.

Предмет: “Сольфеджио” – “Музыкальный компьютер”.

Преподаватель: Карасева И.Н.

Экспериментальная группа: 6 класс фортепианного отделения.

Использование технических средств на уроке: интерактивная доска, проектор, компьютерное оборудование, мультимедийный диск “Music Puzzle”.

Цель урока: развитие музыкального слуха, мышления и развитие практических навыков в работе над произведением с помощью современных компьютерных технологий.

Задачи урока: обучение, закрепление и развитие теоретических знаний и практических навыков в работе над музыкальным произведением, моделирование музыкальной формы, развитие чувства музыкальной формы, музыкального слуха и памяти, развитие творческой инициативы.

План урока:

На уроке используется музыкальный материал пособия “Music Puzzle” - “Танго”.

Анализ музыкального произведения.

Определение тональности произведения, количества частей в музыкальном произведении, соответствующих цвету пазлов каждой части.

Прослушивание гармонического аккомпанемента (обращаем внимание учащихся на строение произведения: экспозиционный, развивающий, завершающий разделы).

Определение тонального плана и гармонических функций (гармонический анализ) первой части “Танго” на слух.

После анализа гармонической фактуры – собирание пазлов музыкального произведения совместно с разбором синтаксической структуры мелодии (фразы, предложения). Собирая пазлы, учащиеся определяют, к какой гармонической функции подходят данные звуки мелодии, устанавливают ритмическое соответствие мелодии и аккомпанемента – прослушивают фрагменты “Танго”. Определяют каденцию.

Конечный результат: дети научились более свободно владеть навыками работы с музыкальным материалом, опираясь на законы развития гармонии и композиционной формы. 

Приложение 3

Программа занятий с учащимися 1 класса по образовательной программе «Хореография. Группа “Здоровье”»

Лечебная физкультура при нарушенной осанке

1. Упражнение на стопы: вниз, вверх, в стороны, круговой вращение.

2. Подъем колена до груди поочередно.

3. Упражнения на мышцы живота: подъем спины, подъем ног.

4. Упражнения на мышцы спины: руки под грудь, поднимаем спину лежа на животе.

5. Упражнение “Птичка”.

6. Упражнение для позвоночника “Кошечка”.

7. Упражнение для гибкости позвоночника “Цветочек”.

8. Упражнение на мышцы бедра “Стеночка”.

9. Упражнение на внутренние мышцы бедра.

10. Упражнение на внешние мышцы бедра

11. Упражнение против косых плеч и лопаток.

12. “Растяжка” - упражнение на развитие шага.

13. Шпагат.

14. Прыжки sotte по IV позиции.

15. Из китайской гимнастики: “Птица” - упражнение на руки, “Крокодил” - упражнение на расслабление организма.

Ритмика

1. Ознакомление с музыкальным размером 2/4, ¾.

2. Марш.

3. Подготовка к подскоку.

4. Подскоки.

5. Галоп.

6. Бег.

Танцы

1. Полька.

2. Хоровод.

3. Вальс.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×