Театр начинается с …плана

649
Одним из основных документов автономных и бюджетных учреждений является план финансово-хозяйственной деятельности (подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”). Рассмотрим общие требования к структуре и особенности составления такого плана на примере концертно-театральных организаций...

Н.В. Романцова,

заместитель директора Московского музыкально-драматического цыганского театра “Ромэн”

Одним из основных документов автономных и бюджетных учреждений является план финансово-хозяйственной деятельности (подп. 6 п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”). Рассмотрим общие требования к структуре и особенности составления такого плана на примере концертно-театральных организаций.

Зачем нужен план? 

План финансово-хозяйственной деятельности (далее – план ФХД) – важнейший инструмент управления деятельностью учреждения, основная информационная база для формирования стратегии его развития.

Главная цель при составлении плана ФХД – снижение уровня неопределенности, связанной с принятием управленческих решений. Основными задачами его формирования являются:

■ планирование общих объемов поступлений и выплат;

■ достижение сбалансированности финансовых показателей;

■ планирование мероприятий по повышению эффективности деятельности учреждения;

■ определение направлений использования средств, поступающих в распоряжение учреждения;

■ планирование мероприятий по предотвращению возникновения просроченной кредиторской задолженности;

■ управление доходами и расходами учреждения.

Порядок составления и утверждения плана ФХД государственного (муниципального) учреждения определяется органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в соответствии с требованиями, установленными приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н (далее – Приказ № 81н).

При установлении порядка учредитель вправе предусмотреть дополнительную детализацию показателей плана, в т. ч. по временному интервалу (поквартально, помесячно).

Пример 1

Департамент культуры г. Москвы ввел два дополнительных раздела в план финансово-хозяйственной деятельности: раздел 4 “План оказания услуг, выполнения работ в соответствии с государственным заданием” и раздел 5 “План оказания услуг, выполнения работ сверх государственного задания, оказание которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату”. Разделы заполняются по каждой услуге (работе); указываются такие показатели, как количество услуг (работ), количество их получателей, а также объем средств от предоставления платных услуг.

Структура плана

Согласно требованиям Приказа № 81н план ФХД должен содержать следующие части: заголовочную, содержательную и оформляющую.

В заголовочной части указываются

■ гриф утверждения документа, содержащий наименование должности и подпись лица, уполномоченного утверждать план, ее расшифровку, а также дату утверждения;

■ наименование и дата составления документа;

■ наименование учреждения и учредителя;

■ дополнительные реквизиты, идентифицирующие учреждение (адрес фактического местонахождения, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и значение кода причины постановки на учет (КПП) учреждения);

■ финансовый год, на который представлены содержащиеся в документе сведения;

■ единицы измерения показателей, включаемых в план.

Содержательная часть состоит из текстовой (описательной) и табличной части.

В текстовой (описательной) части указываются:

■ цели деятельности учреждения в соответствии с федеральными законами, иными нормативными (муниципальными) правовыми актами и его уставом;

■ виды деятельности учреждения, относящиеся к основным;

■ перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом к основным видам деятельности учреждения, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется за плату;

■ общая балансовая стоимость недвижимого и движимого, в том числе особо ценного движимого, имущества на дату составления плана;

■ иная информация по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

При планировании общей балансовой стоимости имущества необходимо учитывать имущество, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, приобретенное за счет средств, выделенных собственником, и за счет доходов, полученных от иной приносящей доход деятельности.

В табличной части плана указываются показатели финансового состояния учреждения (данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах на последнюю отчетную дату, предшествующую дате составления плана). Кроме того, табличная часть содержит плановые показатели по поступлениям и выплатам учреждения, а также иную информацию по решению органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя.

Оформляющая часть должна содержать подписи должностных лиц, ответственных за содержащиеся в плане данные: руководителя учреждения (уполномоченного им лица), руководителя финансово-экономической службы или иного уполномоченного им лица, исполнителя.

Показатели поступлений и выплат 

Плановые показатели по поступлениям формируются учреждением в разрезе:

■ субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания;

■ целевых субсидий;

■ бюджетных инвестиций;

■ поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется на платной основе;

■ поступлений от иной приносящей доход деятельности;

■ поступлений от реализации ценных бумаг (для государственных (муниципальных) автономных учреждений, а также государственных (муниципальных) бюджетных учреждений в случаях, установленных федеральными законами). 

Выплаты, источником финансового обеспечения которых являются целевые субсидии, осуществляются в соответствии с нормативным правовым актом, устанавливающим порядок предоставления целевых субсидий из соответствующего бюджета.

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат на: 

■ оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда;

■ услуги связи;

■ транспортные услуги;

■ коммунальные услуги;

■ арендную плату за пользование имуществом;

■ услуги по содержанию имущества;

■ прочие услуги;

■ пособия по социальной помощи населению;

■ приобретение основных средств, нематериальных активов, материальных запасов, ценных бумаг;

■ прочие расходы.

Кто утверждает план ФХД?

План государственного (муниципального) автономного учреждения (план с учетом изменений) утверждается руководителем этого учреждения на основании заключения наблюдательного совета.

План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (план с учетом изменений) утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. При этом учредитель вправе в установленном порядке предоставить право утверждать план (план с учетом изменений) руководителю государственного (муниципального) бюджетного учреждения.

Планирование в театре 

Проект плана ФХД формируется планово-финансовой службой театра и бухгалтерией при участии руководителя учреждения и начальников основных структурных подразделений.

Показатели плана ФХД должны быть согласованы с показателями государственного (муниципального) задания, установленного для театра учредителем.

Основной вид деятельности театра – создание и прокат спектаклей. Большую часть в структуре доходов учреждения занимают доходы от реализации театральных билетов. При планировании поступлений от этого вида деятельности учитываются следующие показатели:

1) коммерческая вместимость зала;

2) количество спектаклей, запланированное на год;

3) средний процент загрузки зрительного зала (рассчитывается по показателям трех лет, предшествующих планируемому году);

4) средняя цена одного посещения (данный показатель рассчитывается за предшествующий год путем деления доходов, полученных от реализации билетов, на количество зрителей).

Пример 2

Коммерческая вместимость зала муниципального театра (бюджетного учреждения) – 350 мест.

На 2012 г. муниципальным заданием установлен план – 250 спектаклей.

Средний процент загрузки зрительного зала – 70%.

Средняя цена одного посещения в 2011 г. составила 211,5 руб.

Рассчитаем планируемый на 2012 г. доход от реализации театральных билетов:

350 мест ´ 250 спектаклей ´ 70% ´ 211,5 руб. = 12 954 375 руб. 

У каждого театра есть такой вид поступлений, как доход от продажи театральных программок и буклетов. Планирование данного вида доходов должно быть основано на анализе данных за предшествующие периоды (по показателям трех лет, предшествующих планируемому году). Планировать доход целесообразно отдельно по каждому виду готовой продукции.

Пример 3

Муниципальный театр реализует театральные программки и буклеты.

На печатную продукцию установлены следующие цены:

■ на театральные программки – 30 руб. за шт.;

■ на буклет – 100 руб. за шт.

Проведенный анализ продаж за предыдущие периоды показал, что в среднем на одном спектакле продается 130 театральных программок (около 50% от числа всех зрителей на спектакле) и 45 буклетов (около 20% от числа зрителей на одном спектакле).

Рассчитаем планируемый доход:

■ от театральных программок: 250 спектаклей ´ 130 программок ´ 30 руб. = 975 000 руб.;

■ от буклетов: 250 спектаклей ´ 45 буклетов ´ 100 руб. = 1 125 000 руб. 

Кроме того, театры могут иметь поступления от оказания и других видов платных услуг:

■ предоставления помещений учреждений для проведения гастрольных и выездных спектаклей (концертов) других театров и организаций, сдачи в аренду основных фондов. Данные поступления должны планироваться исходя из заключенных контрактов на предстоящий год либо на основе данных за три года, предшествующих планируемому периоду;

■ изготовления, проката и реализации сценическо-постановочных средств (костюмов, реквизита, бутафории, декораций, гримерных, постижерных принадлежностей и пр.);

■ предоставления права на фото, видео и киносъемки.

Поступления от этих видов деятельности планируются на основе прогнозирования и на основе анализа данных за три года, предшествующих планируемому периоду.

Планирование финансово-хозяйственной деятельности должно осуществляться на основе перспективных и текущих (годовых, квартальных, месячных) планов. Перспективное планирование подразумевает разработку целевых программ и стратегии развития театра; в идеале оно должно осуществляться на срок не менее трех, а лучше пяти лет.

Четкое планирование финансово-хозяйственной деятельности позволяет обеспечить текущую платежеспособность и мобильность в управлении финансовыми потоками.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×