Как создать “Страну Гайдарику”

96
Музей политической истории России не побоялся вынести на обсуждение с детьми и подростками противоречивый период отечественной истории – 1930-е гг. Проект “Страна Гайдарика” показал это время глазами детей. Реализация проекта потребовала достаточно скромных ресурсов, но результат превзошел ожидания команды проекта. Рассмотрим пошаговую схему работы над этим проектом...

Мацкевич Ю.Ю.,

Зав. отделом “Детский музейный центр исторического воспитания” Музея политической истории России (Санкт-Петербург), руководитель проекта “Страна Гайдарика”

Музей политической истории России не побоялся вынести на обсуждение с детьми и подростками противоречивый период отечественной истории – 1930-е гг. Проект “Страна Гайдарика” показал это время глазами детей. Реализация проекта потребовала достаточно скромных ресурсов, но результат превзошел ожидания команды проекта. Рассмотрим пошаговую схему работы над этим проектом. 

В основе проектного замысла, родившегося в музее на рубеже 2009-2010 гг., было желание создать интерактивную экспозицию, адресованную младшим подросткам (детям 9-13 лет) и стремящуюся к воссозданию картины исторической эпохи советских “тридцатых” со всеми ее противоречиями.

Музеи часто избегают говорить с детьми и подростками о сложных, “неудобных” периодах отечественной истории – таких, например, как эпоха сталинизма, где историческая проблематика многомерна.

Воссоздать объемную и понятную детям картину того времени музейными средствами возможно, только включая в экспозицию объекты нематериального культурного наследия.

Для экспозиции “Страна Гайдарика” таким нематериальным объектом является внутренний мир довоенного советского ребенка. В любую эпоху он обособлен от мира взрослых и является своего рода “секретным миром”.

Для авторов было принципиально важно построить экспозицию на материале, близком детям, так, чтобы их проводниками в прошлое стали ровесники – мальчики и девочки, чье взросление пришлось на предвоенные годы. Иначе говоря, была сформулирована задача: рассказать детям о детях. Для ее решения был разработан проект “Страна Гайдарика”. В 2010 г. он стал победителем в номинации “Технологии музейной экспозиции” VII-го грантового конкурса музейных проектов “Меняющийся музей в меняющемся мире” Благотворительного фонда В. Потанина.

Задача проекта – рассказать детям о детях.

Проблемы и задачи

Детский музейный центр исторического воспитания (далее – ДМЦИВ), являющийся отделом Музея политической истории России (далее – МПИР), расположен в на севере Петербурга, в одном из так называемых “спальных” районов, в столетнем деревянном доме – бывшей даче. Для экспозиции было выбрано самое необычное в доме и любимое юными посетителями место – музейный чердак. Здесь было решено выстроить игровую интерактивную модель штаба Тимура и его команды – “секретный мир довоенного детства”.

Собрав устные свидетельства пожилых петербуржцев, чье детство пришлось на 1930-е гг., музей решил представить аудиозаписи этих рассказов в экспозиции наряду с игровыми модулями, вещами, документами и фотографиями для того, чтобы максимально правдиво рассказать о том, как в счастливую страну детства вторгалась реальность. И тем самым осуществить намерение развернуть вектор привычной музейной коммуникации с посетителем на 180 градусов: ввести представителей местного сообщества в число музейных экспертов – реализовать идею “культуры участия”.

Проект реализует идею “культуры участия”.

Авторам проекта был очевиден существующий в России дефицит публичных пространств, в которых сочетаются возможности просвещения, деятельности, игры, коммуникации, развивающие у посетителей самостоятельность и гибкость мышления. Ввиду этого авторы стремились построить такую экспозицию, которая не только отвечала бы требованию времени, но и предоставляла посетителю возможность выбора объектов интереса, персонифицируя экспозицию “под него” и при этом готовя ребенка к будущей взрослой жизни в условиях чрезвычайной подвижности современного мира. По мнению авторов проекта, современный музей должен работать над формированием в российском обществе нового поколения, которое было бы способно давать самостоятельные оценки фактам, воспринимать и создавать новое.

Проект решает проблему несформированности в российском обществе поколения, способного давать самостоятельные оценки фактам, воспринимать и создавать новое.

Цель проекта – способствовать развитию у детей полезных для жизни в современном изменчивом мире умений извлекать и анализировать информацию, делать из нее практические выводы и создавать на их основе инновации.

Для достижения цели был сформулирован ряд задач:

■ найти адекватные целевой аудитории экспозиционные решения, представляющие внутренний мир довоенного советского ребенка.

■ восполнить картину жизни советских детей 1930-х гг. посредством фиксации и экспонирования живых устных свидетельств пожилых петербуржцев.

■ использовать интерактивность как основную методику самостоятельного собирания и исследования детьми полученной различными способами из различных источников (визуально, на слух, в процессе активной деятельности) информации, не только для интеллектуального, но и для эмоционального ее освоения.

■ выстроить “диалоги” между соприкасающимися в новой экспозиции:

- традиционными материальными историческими источниками и инновационными нематериальными объектами музейного экспонирования;

- поколениями пожилых горожан (в роли музейных экспертов) и юных петербуржцев (в роли исследователей).

Конкурентная среда проекта

В Петербурге работают более 200 музеев, большое количество кинотеатров и торгово-развлекательных комплексов, существует развитая сеть учреждений дополнительного образования. Все они предлагают немало возможностей организации детского досуга. Тем не менее, количество площадок, на которых соединялись бы возможности познания, коммуникации (с друзьями или родителями) и игровой деятельности, очень мало. Их востребованность в мегаполисе, население которого по официальным данным составляет 4,5 миллиона человек, чрезвычайно велика. Иллюстрацией тому служит успех у целевой аудитории появившихся в последние годы коммерческих развлекательно-образовательных комплексов “Океанариум”, “Ужасы Петербурга”, “Сказкин дом”, “Лабиринтум”, “Кидсбург”. Косвенным подтверждением тому же тезису является популярность программ празднования в музее детских дней рождения, сочетающих развлекательный, коммуникативный и познавательный компоненты.

В Санкт-Петербурге есть два музея, в которых рассказывают о детстве 1930-х гг., но не предоставляют возможности увидеть историю глазами частного человека (ребенка).

Если говорить о том, как затронута тема советского довоенного детства на петербургских музейных площадках, то следует упомянуть два музея. В МПИР, расположенном в центре города, в особняке Матильды Кшесинской, о 1930-х гг. рассказывают на экспозиции “Советская эпоха: между утопией и реальностью”, адресованной взрослому и хорошо подготовленному посетителю. В музее-квартире С.М. Кирова (филиале Музея истории Санкт-Петербурга) с начала 2000-х гг. работает выставка “За детство счастливое наше…”, дающая общий срез жизни ленинградских детей в 1920-1930-е гг.

Важная отличительная черта проекта “Страна Гайдарика”, основанного на судьбах конкретных детей 1930-х гг., в том, что он позволяет посетителю увидеть историю глазами частного человека (ребенка).

Наряду с просветительским, коммуникативным и развивающим аспектами, данный проект имеет выраженный социальный аспект, рассматривая подростков не только как объект воспитания, но и как активный субъект переустройства общественной жизни.

Ход реализации проекта

Команда

В первую очередь был определен состав команды, которой предстояло заняться созданием и развитием проекта. В нее вошел ряд штатных сотрудников музея и привлеченные специалисты.

Руководитель и автор проекта (заведующий ДМЦИВ) – ответственный за общее руководство реализацией проекта, в т. ч. взаимодействие с организацией-грантодателем, партнерами по проекту, подготовку договоров с подрядчиками, взаимодействие с консультантами и художниками, координацию работы по продвижению проекта.

Руководитель исследовательской и методической работой в рамках проекта (заведующий научным сектором ДМЦИВ) – ответственный за содержание экспозиции, разработку сценария музейно-педагогической игры и методики ее проведения на экспозиции.

Участники команды (научные сотрудники ДМЦИВ) – ответственные за проведение исследований и подготовку методических материалов, координаторы интервьюирования представителей местного сообщества.

Бухгалтер проекта – ответственный за ведение бухгалтерии и подготовку финансовой отчетности.

Консультанты: канд. ист. наук А.П. Смирнов, канд. пед. наук Т.С. Позднякова, действительный член Русского Географического общества Р.Ч. Валеев, канд. психол. наук М.В. Осорина.

Чрезвычайно плодотворным было сотрудничество с художниками – начиная с этапа разработки концепции экспозиции и до окончания реализации проекта:

■ ведущим художником проекта стал Никита Сазонов при участии Марии Пиир, Елизаветы Гезенцвей и Евгении Фякинской;

■ реализация дизайн-проекта экспозиции была поручена бюро “АртТерра” (генеральный директор – М.Н. Коростелева).

В работе над проектом также принимали участие различные подразделения МПИР (наибольший вклад в реализацию проекта внесли члены научно-методического совета МПИР, сотрудники отдела продвижения музейных услуг и отдела электрооборудования).

В реализации проекта принимали участие как штатные сотрудники музея, так и привлеченные специалисты и партнерские организации.

Схема работы

Общую координацию деятельности всех участников и партнеров проекта осуществлял руководитель проекта при поддержке генерального директора МПИР. Периодически, в начале новых этапов реализации проекта, на площадке ДМЦИВ проводились рабочие встречи команды проекта с партнерами, консультантами и художниками.

Концепция и дизайн-проект экспозиции, а также сценарий музейно-педагогической программы обсуждались на заседании научно-методического совета МПИР и на совещаниях с участием генерального директора и его заместителей.

Мониторинг реализации проекта осуществлялся Ассоциацией менеджеров культуры (в качестве оперативного управляющего конкурса “Меняющийся музей в меняющемся мире”), экспертами конкурса, администрацией МПИР, руководителем проекта и сотрудниками отдела продвижения музейных услуг МПИР.

Партнеры проекта

При реализации проекта музей заключил договоренности о партнерских отношениях с рядом физических лиц:

■ пятнадцатью петербуржцами 1924-1930-х гг. рождения, которые записали видео- и аудио-интервью для проекта и передали в дар музею свои личные детские вещи;

■ педагогом и пятиклассниками петербургской гимназии № 148 им Сервантеса (о подготовке вопросов для интервью с пожилыми участниками проекта);

■ руководителями и преподавателями кафедры аэронавигации и кафедры авиационной метеорологии и экологии Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (о предоставлении образцов летных карт, помощи при разработке игровых модулей летной тематики);

■ администрацией и сотрудниками Юношеской библиотеки им. А.П. Гайдара (о подборке художественных и мультипликационных фильмов, созданных в разные годы по произведениям А. Гайдара, а также о передаче в дар изданий А. Гайдара);

■ сотрудниками Военно-медицинского музея (о предоставлении соответствующих периоду 1930-х гг. медицинских брошюр со схемами перевязок раненых – для создания игрового модуля);

■ сотрудниками Музея истории Аничкова дворца Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных (о предоставлении фотографий конца 1930-х гг. из жизни ленинградского Дворца пионеров).

Ресурсы, задействованные в проекте

Категория ресурсов

Составляющие ресурсов

Люди

Авторский междисциплинарный коллектив, объединяющий высококвалифицированных специалистов в области музейной педагогики, историков, филологов – специалистов по детской литературе советского периода, психологов, художников-дизайнеров, имеющих опыт создания интерактивных экспозиций, адресованных детской и подростковой аудитории (10 человек).

Партнеры проекта (см. выше)

Знания

Исследования, посвященные советской истории 1930-х гг. и советской детской литературе изучаемого периода.

Научные публикации по детской психологии.

Материалы по “детдомовским” страницам истории здания ДМЦИВ.

Биографические материалы и воспоминания пожилых петербуржцев, чье детство пришлось на 1930-е гг.

Исследования коллекций Музея политической истории России и периодических изданий 1930-х гг.

Материально-техническая база

Отведенные под экспозицию чердачные помещения ДМЦИВ общей площадью 56 кв. м., оснащенные системой пожарной безопасности.

Игровые модули, видео- и аудиоаппаратура, подлинные вещи 1930-х гг. и муляжи вещей того периода

Финансы

Средства гранта Благотворительного фонда В. Потанина. (57%) и средства из бюджета Музея политической истории России (43%)

Информационные ресурсы

Собственные ресурсы (сайт музея www.polithistory.ru, отлаженная информационная рассылка по партнерским учреждениям основного и дополнительного образования), а также:

■ страница проекта на сайте конкурса “Меняющийся музей в меняющемся мире”;

■ информационная поддержка PR-службы грантодателя;

■ ресурсы Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (трансляция информации педагогам, повышающим квалификацию);

■ поддержка партнерских СМИ;

■ публикация информации о проекте на интернет-порталах, посвященных детскому досугу;

■ представление проекта в социальных сетях;

■ участие команды проекта в Профессиональном форуме VII фестиваля детских музейных программ “Детские дни в Петербурге”

Символические ресурсы

Основным символическим ресурсом данного проекта является само здание старинной дачи, где расположен ДМЦИВ, с его “памятью места” – воспоминаниями о “мире детства” воспитанников находившегося здесь детского дома, в котором в 1930-е гг. жили ровесники гайдаровских героев

Реализация и продвижение проекта

Реализация проекта заняла полтора года – с лета 2010 г. до конца осени 2011 г.

Продвижение проекта началось вскоре после начала его реализации. Еще задолго до окончания проекта, осенью-зимой 2010 г., о нем подробно рассказывалось в одной из крупных городских газет – “Санкт-Петербургских ведомостях”, а также в передаче “Радио России”, посвященной “устной истории” в музее.

На заключительном этапе реализации проекта его освещение в региональных и федеральных СМИ была достаточно интенсивным. На сегодняшний день подготовлено более 40 публикаций и репортажей.

Помимо СМИ, важным ресурсом продвижения “Страны Гайдарики” для музейного сообщества стал Всероссийский профессиональный форум VII фестиваля детских музейных программ “Детские дни в Петербурге” на тему “Музей и детская культура: активное участие, игра и удовольствие”, который прошел 23-27 ноября 2011 г. В рамках программы форума новую экспозицию посетило более 30 сотрудников российских музеев и 30 российских и зарубежных экспертов. Коллеги высоко оценили проект.

Результат реализации проекта

Новая интерактивная экспозиция “Страна Гайдарика”, расположенная на чердаке и в башенке здания ДМЦИВ, открылась в ноябре 2011 г. Спроектированные музейными педагогами и художниками игровые модули в “штабе Тимура и его команды” помогают воссоздать атмосферу времени и увидеть историю глазами ребенка.

Мир детей советских 30-х гг. XX в. воссоздан в экспозиции через детские мечты того времени. Музейно-педагогическая игра предлагает юным посетителям совершить вместе с Чкаловым перелет через Арктику, ликвидировать аварию на Кировском заводе, посадить на льдину самолет, чтобы спасти папанинцев, и помочь раненым на Гражданской войне в Испании (алгоритм выполнения одного из заданий см. на рис. 1). Выполнив все задания, они получают части пазла, сложив которые, сообща смогут открыть “тайник Тимура”. В нем спрятаны ключи – по одному для каждого участника игры. Ключи помогут подросткам открыть адресованное лично каждому послание от героев книг Аркадия Гайдара.

Мир детей советских 30-х гг. XX в. воссоздан в экспозиции через детские мечты того времени. 

Принципиально важным является тот факт, что созданная экспозиция сталкивает две реальности – художественную, сконструированную ведущим детским писателем того поколения, и реальность читательского бытия, представленную в драматических и противоречивых судьбах, зачастую совсем не похожих на судьбы гайдаровских героев.

Познакомиться с жизненными историями своих ровесников из далеких 1930-х гг. современные дети могут в “архиве детства”. Это небольшая комната, где за дверцами и в ящичках старых шкафов спрятаны подлинные вещи – свидетельства того времени. Здесь можно увидеть фотографии их хозяев и услышать их рассказы о времени и о себе, записанные в 2011 г. специально для проекта.

“Страна Гайдарика” совсем не соответствует традиционному пониманию термина “экспозиция”. Это интерактивное музейно-педагогическое пространство, которое провоцирует детей на познание, коммуникацию, игру, размышление и выводит на разговор о нашей истории, о том, что такое добро и зло, что такое добрый поступок сегодня и почему такие поступки часто совершаются втайне.

В первые месяцы своей работы экспозиция привлекла как семейную аудиторию, так и организованных посетителей (небольшие группы школьников 9-12 лет). Неожиданно проект оказался интересен и молодежной аудитории, которую авторы проекта не рассматривали как целевую.

Проект оказался интересен и молодежной аудитории, которую авторы проекта не рассматривали как целевую.

Оказалось, что молодежь студенческого возраста испытывает дефицит исторических знаний и возможностей интерактивного взаимодействия с музейными экспозициями, поэтому “Страна Гайдарика” также привлекла и ее внимание.

Решением жюри грантового конкурса “Меняющийся музей в меняющемся мире” проект “Страна Гайдарика” вошел в число лучших реализованных проектов конкурсного сезона 2010–2011 гг.

Перспективы развития проекта

■ Создание и продвижение ряда музейно-педагогических программ для индивидуальных и организованных посетителей новой экспозиции.

■ Разработка партнерского проекта по развитию детского чтения с петербургскими детскими и юношескими библиотеками.

■ Проведение консультаций с психологами, специалистами по возрастной психологии и детской субкультуре с целью разработки механизма организации социальной деятельности подростков на основе идеи добрых поступков, заложенной в проекте.

Вы можете задать вопрос автору проекта.

Для этого достаточно написать письмо на адрес culture@mcfr,ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль