О проблемах и перспективах государственно-частного партнерства на объектах культурного наследия

748
Федеральные, региональные и муниципальные власти неоднократно говорили о необходимости развития государственно-частного партнерства в сфере культуры, ряд учреждений культуры практикует такую форму деятельности, некоторые инвесторы заинтересованы вкладывать деньги в объекты культурного наследия… Но полноценное развитие ГЧП пока удается немногим. Почему? Данный материал посвящен разбору сложившейся ситуации...

Горушкина С.Н.

заместитель министра культуры Московской области

Федеральные, региональные и муниципальные власти неоднократно говорили о необходимости развития государственно-частного партнерства в сфере культуры, ряд учреждений культуры практикует такую форму деятельности, некоторые инвесторы заинтересованы вкладывать деньги в объекты культурного наследия… Но полноценное развитие ГЧП пока удается немногим. Почему? Данный материал посвящен разбору сложившейся ситуации. 

Дискуссии между представителями власти и организациями культуры, науки, бизнес-сообщества по проблемам государственного и частного партнерства в существующем правовом пространстве показывают, что в стране наметился переход от понимания сферы культуры как “затратной части бюджета” к признанию эффективности инновационных моделей, в которых культура выступает ресурсом регионального и муниципального развития. Эта тема получила дополнительный импульс в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Налаживание механизмов государственно-частного партнерства, содействие развитию культурно-познавательного туризма, обеспечение комплексного подхода к сохранению историко-культурного наследия названы в данном документе в числе направлений грядущей модернизации.

Проект государственно-частного партнерства, касающийся объектов культурного наследия (далее – ГЧП) предполагает частные инвестиции в объекты культуры государственной (или муниципальной) собственности на условиях распределения доходов в зависимости от вклада (или доли) участников. Территория, на которой развивается проект ГЧП на объектах культурного наследия, получает мультипликативный эффект в виде создания дополнительных рабочих мест, обслуживающих транспорт, гостиницы и сферу питания. При этом предпринимательские риски перераспределяются в сторону бизнеса, а общество и государство получают преимущества в виде развития инфраструктуры, создания рабочих мест, предоставления более качественных услуг и снижения объемов бюджетных затрат на содержание объектов культурного наследия.

При ГЧП предпринимательские риски развития проекта принимает бизнес, государство снижает объемы бюджетных затрат на содержание объектов культурного наследия, а территория, на которой развивается проект, получает мультипликативный эффект.

С точки зрения экономического потенциала имеющихся ресурсов, наибольший интерес сегодня представляют имущественные комплексы, а именно усадьбы и фамильные поместья.

Однако примеров превращения усадеб и особняков в доходный бизнес даже в масштабах страны сегодня, к сожалению, немного. Подобные проекты реализуются в Тверской и Рязанской областях и республике Татарстан. Наибольший объем и устойчивость имеют проекты ГЧП в Санкт- Петербурге.

Вопрос инновационного использования объектов культурного наследия является исключительно актуальным для Подмосковья.

Вопрос инновационного использования объектов культурного наследия является весьма актуальным для Подмосковья, на территории которого сосредоточены выдающиеся образцы национальной культуры: уникальные музейные фонды, старинные усадьбы, великолепные ландшафты, представляющие исключительный интерес для развития туризма, являясь тем самым привлекательными объектами для инвестирования в инфраструктурные проекты и развитие культурных индустрий.

Практика ГЧП

В Московской области на государственном учете находится более 6000 тысяч объектов культурного наследия – это памятники истории, архитектуры, археологии. В том числе в их состав входит 1194 имущественных комплекса.

Объекты регионального значения используются государственными и муниципальными музеями, а также юридическими и физическими лицами на условиях аренды в качестве санаториев, домов отдыха и объектов инфраструктуры.

Форма аренды имеет для собственника ряд преимуществ:

■ объект остается в собственности государства;

■ за использование объекта культурного наследия арендатор уплачивает собственнику арендную плату;

■ создаются рабочие места и поступают налоговые платежи в бюджет;

■ арендатор, в соответствии с охранным обязательством, проводит работы по реставрации (ремонту) объекта и поддержанию его архитектурного облика.

Так, например, на условиях аренды используются следующие объекты:

1) усадьба Середниково Московской области;

2) усадьба Покровское-Засекино в одноименном селе Одинцовского района. Она была передана в долгосрочную аренду ООО “Эктон” в аварийном состоянии после пожара. В настоящее время главный дом усадьбы восстановлен за счет средств арендатора и используется в качестве спортивно-культурного центра, что позволило создать дополнительные рабочие места для местного населения;

3) усадьба Дедешино в пос. Алабушево Солнечногорского района. Передана в долгосрочную аренду ООО “Хоккейно-футбольный клуб России”. Усадьба полностью восстановлена за счет средств арендатора и используется под гостиницу;

4) усадьба Горенки, г. Балашиха. Усадьба используется областным санаторием внелегочных форм туберкулеза. Один из объектов (часть здания оранжереи) передан в долгосрочную аренду ООО “Агрофирма Флос”. Он полностью отреставрирован арендатором и используется по первоначальному назначению: для выращивания саженцев растений;

5) усадьба Городище в пос. Свердловский Щелковского района. Передана в долгосрочную аренду НГОУ “Школа Лексис” и используется в качестве образовательного учреждения;

6) торговые ряды в г. Верея. Единственное сохранившееся из четырех корпусов здание, было передано в долгосрочную аренду ИП “Н.А. Морозова” по трехстороннему договору с участием Администрации города Верея. За счет средств арендатора здание было отреставрировано и приспособлено под торговые помещения.

Как правило, при использовании объектов культурного наследия имеют место определенные обременения, влекущие за собой удорожание проекта. Поэтому особенно актуальным является введение специальных норм, которые поднимут заинтересованность собственников (пользователей) объектов культурного наследия во вложении средств в их сохранение.

Мы надеемся, что готовящиеся поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие право налогоплательщика на получение ряда имущественных налоговых вычетов, послужат стимулом к более интенсивному взаимодействию государства и инвесторов.

В июне 2011 г. был принят Закон № 80/2011-ОЗ “Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве”, что, несомненно, будет способствовать созданию еще более привлекательного инвестиционного климата в Подмосковье, в т. ч. и на объектах культурного наследия.

Принятие Закона № 80/2011-ОЗ “Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве” будет способствовать росту привлекательности объектов культурного наследия.

Куда инвестировать?

Для выявления инвестиционно привлекательных ресурсов Министерством культуры Московской области была проведена инвентаризация имеющихся усадеб, в результате которой было установлено около 100 потенциально выгодных объектов, не используемых в гражданском обороте.

Министерство культуры Московской области установило около 100 потенциально выгодных объектов инвестирования, не используемых в гражданском обороте.

К таким объектам относится усадебный комплекс “Пущино на Наре”, созданный в стиле классицизма предположительно архитектором Львовым в 1790-х гг. Это потомственное владение князей Вяземских имеет охранный статус объекта культурного наследия регионального значения. Общая площадь его 5,2 га с хозяйственными постройками, липовым каскадным парком и небольшим прудом.

По своей планировочной схеме здание наиболее благоприятно для использования как пансионат или дом отдыха.

Объект расположен на юге Московской области в двух километрах от города Серпухова и имеет обременения по сохранению в соответствии с условиями охранного обязательства.

Усадьба “Константиново” расположена на территории городского округа Домодедово, с садом и небольшой пейзажной частью вдоль копаного пруда.

Охранные обязательства, устанавливающие условия сохранения и обременения по использованию этих объектов, уже подготовлены. Условия, на которых может быть использован объект, в т. ч. форма государственно-частного партнерства, рассматриваются Правительством Московской области в соответствии с порядком, установленным Законом Московской области “Об участии Московской области в государственно-частном партнерстве”.

С учетом вышесказанного, Министерство культуры Московской области готово вести диалог с заинтересованными инвесторами, в связи с чем нами подготовлено проектное предложение “Новая жизнь старой усадьбы”, которое размещено на сайте Министерства культуры Московской области.

Для решения этих сложных и многоплановых задач в структуре Министерства культуры Московской области создано специализированное управление использования объектов культурного наследия, которое проводит тщательный анализ по каждому объекту культурного наследия, оформленному в собственность Московской области, с учетом его технического состояния, возможностей его функционального использования, развитости инфраструктуры и других ключевых характеристик, в зависимости от которых избирается один из следующих способов управления:

1) рекомендовать Минмособлимуществу передать объект в хозяйственное ведение или оперативное управление организации Московской области с заключением будущим правообладателем соответствующего охранного обязательства;

2) передать объект в аренду или в безвозмездное пользование с оформлением пользователем договора аренды объекта культурного наследия или договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия;

3) организовать привлечение средств физического или юридического лица (инвестора) для реставрации и воссоздания объекта культурного наследия, приспособления его к современному использованию и регенерации его исторической и природной среды с оформлением инвестором соответствующего инвестиционного договора.

Порядок реализации выбранного способа управления объектом культурного наследия определяется Министерством культуры Московской области в соответствии с федеральным законодательством и законом Московской области “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Московской области”.

Критерии эффективности управления объектом культурного наследия, находящимся в собственности Московской области, предусматривают:

историко-культурные факторы факторы – техническое состояние объекта, полнота и актуальность госучетной, охранной, научно-исследовательской и научно-проектной документации на объект, наличие утвержденных в установленном порядке границ территории объекта, зон его охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон; зарегистрированные ограничения (обременения) использования объекта;

социальные факторы – релевантность для общества текущего и предполагаемого функционального использования объекта, наличие и развитость инфраструктуры объекта, его общественная доступность, реализация мероприятий по популяризации объекта и их эффективность;

экономические факторы – сумма годовых поступлений от арендной платы за пользование объектом, годовой объем работ, товаров, услуг, выполненных (оказанных) физическими и юридическими лицами с использованием объекта и (или) его территории, иные показатели деловой активности, связанной с объектом культурного наследия (туризм, количество проведенных общественных мероприятий, связанных с объектом культурного наследия и т. д.).

В структуре Министерства культуры Московской области создано специализированное управление использования объектов культурного наследия.

С чего начать?

При рассмотрении вопроса об использовании объектов культурного наследия в экономическом обороте региона следует отметить один аспект, который оказывает непосредственное влияние на интенсивность реализации проектов ГЧП, – это отсутствие средств на концептуальную и финансово-экономическую проработку вопроса, на разработку самого проекта, включая оформление документов БТИ, регистрацию имущественных прав и “продвижение” проекта на инвестиционном рынке. Сегодня, в лучшем случае, мы можем представить только проектное предложение, поскольку планирование бюджетных средств органу исполнительной власти осуществляется по госзаданию, “под сеть”.

Бюджетные средства выделяются органу исполнительной власти по госзаданию, “под сеть”.

Особенно важно, чтобы строка “на разработку проектов ГЧП” появилась на федеральном уровне, возможно в формате Федеральной целевой программы (или разрабатываемой государственной программы).

Такая нормативная поддержка позволила бы регионам в значительной степени ускорить работу в направлении разработки проектов ГЧП, что было бы вполне оправдано в контексте стратегических задач, определенных в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. и в Основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2012 г.

В нынешней ситуации Министерство культуры Московской области сотрудничает по вопросу разработки концептуальных подходов с Внешэкономбанком и с банковским холдингом “Республиканская финансовая корпорация”. Наш партнерский проект касается развития мемориальных музеев, расположенных на территории Московской области.

Речь идет о создании музейно-рекреационного комплекса, предполагающего строительство туристской инфраструктуры на базе объектов культурного наследия Подмосковья, расположенных на основных транспортных магистралях:

■ по Симферопольскому шоссе – вблизи мемориального музея-заповедника А.П. Чехова в Мелихове, вокруг которого расположена группа архитектурных, литературных и исторических объектов;

■ по Ленинградскому шоссе – вблизи усадеб, относящихся к музейному комплексу Государственного дома-музея П.И. Чайковского, вокруг которого находятся музей А. Блока в Шахматово и Д.И. Менделеева в Боблово;

■ по Ярославскому шоссе – на территории, прилегающей к музею – усадьбе Мураново им. Ф.М. Тютчева, находящемуся в непосредственной близости к Троице-Сергиевой Лавре.

Сегодня поток туристов в государственные музеи составляет около 1 млн чел. в год. Понятно, что создание туристкой инфраструктуры позволит в значительной степени увеличить его, дав возможность инвестору окупить вложения за счет оказания сервисных услуг гарантированному количеству посетителей объектов культуры. Создание туристской инфраструктуры возле объектов культуры позволит инвестору окупить вложения за счет оказания сервисных услуг.

Обозначенные мемориальные музеи были отреставрированы за счет средств долгосрочной целевой программы Московской области “Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Московской области” при долевом участии федерального бюджета.

Реализация партнерского проекта позволит принимать выдающихся деятелей мирового музыкального и театрального искусства и организовывать уникальные мероприятия.

Начало этому процессу уже положено: среди таких уникальных мероприятий можно упомянуть набирающий широкую популярность международный театральный фестиваль “Мелиховская весна”, музыкальные программы в концертном зале мемориального музея П.И. Чайковского, в т. ч. международный фестиваль молодых исполнителей “Именины Петра”. Масштабное развертывание этих проектов во многом зависит от инвестиционных предложений по строительству туристкой инфраструктуры, которую предполагается разместить на землях регулируемой застройки, прилегающих к мемориальным усадебным комплексам.

Как инвестировать?

Условия, на которых Московская область может предоставить земельные участки под строительство, должны быть определены в Концепции по реализации проекта, предоставляемой инвестором.

Условия предоставления земельных участков под строительство должны быть определены в Концепции по реализации проекта.

По нашему мнению, одним из таких условий, гарантирующих сохранение интересов Московской области, может стать передача земельного участка в концессию. Современное российское законодательство определяет отрасли использования концессионных соглашений, среди которых выделены объекты образования, культуры и объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма.

Сущность концессионного механизма состоит в том, что концедент (государство) предоставляет концессионеру (частному сектору) на временной и возмездной основе право владения и пользования государственным имуществом с обязательным условием инвестирования последним в целях создания нового имущества или качественного улучшения предоставляемого в концессию имущества.

Думается, что своеобразное “конкурентное преимущество” концессий перед другими формами ГЧП заключается в том, что в процессе реализации концессионных соглашений (договоров) частный сектор имеет наиболее полную степень свободы в принятии управленческих и административных решений. Плюсы данной схемы для государства заключаются в следующем:

■ объект, в данном случае земельный участок, остается в собственности государства;

■ концессионер уплачивает государству концессионную плату;

■ создаются рабочие места;

■ в казну поступают налоговые платежи.

Однако названные преимущества нивелируются имеющимися проблемами в законодательстве: концессионер будет платить все налоги и сборы, а также еще и концессионную плату, которая в данном случае станет для него дополнительным платежом. При такой ситуации теряется стимул для дальнейшей деятельности концессионера.

В качестве преференций для инвестора можно рассмотреть компенсацию затрат по оформлению документов БТИ и регистрацию прав в государственном кадастре недвижимости.

Другой аспект, способный оказать влияние на стимулирование проектов ГЧП на объектах культурного наследия, – это предоставление бюджетных субсидий собственникам объектов культурного наследия. К примеру, 20-30% затрат могут составлять бюджетные средства, а остальные деньги могут выплачивать частные собственники. Также не стоит забывать о налоговых льготах на имущество собственника объекта культурного наследия (ОКН) – эта совокупность льгот может позволить перевести участие государства в субсидиарную форму. Причем государство, конечно же, должно предоставлять льготы только после того как средства уже будут вложены инвестором.

Следует отметить и еще один, быть может, субъективный, но существенный фактор – это ожидания партнеров, участвующих в проекте. Государство надеется, что бизнес вложит свои средства, а бизнес, со своей стороны, готов заплатить за недвижимость и получить ее в собственность, поскольку не доверяет государству, которое, в свою очередь, не верит в намерения бизнеса исполнить охранные обязательства. В результате стороны не могут прийти к соглашению и не спешат сдвинуться с места, а заложником этой ситуации на долгие годы стали объекты культурного наследия.

Думается, что партнеры должны научиться уважительно относиться друг к другу.

Как одна сторона должна понимать, что сотрудничество в рамках ГЧП – это не просто “латание дыр” и “подарок от бизнеса”, так и другая сторона должна осознавать, что берет на себя ответственность за объект культурного наследия, цена которого определяется не столько его балансовой стоимостью, сколько исторической и культурной значимостью.

И, конечно же, необходимо упомянуть о необходимости методологической и информационной поддержки работы по внедрению проектов ГЧП в сфере культуры. Поэтому обобщение практики ГЧП в России и создание информационного ресурса по этим вопросам в отраслевых периодических и электронных СМИ сегодня весьма актуально.

Для выявления моделей сотрудничества в формате ГЧП в сфере культуры Министерство культуры Московской области при поддержке Министерства культуры РФ, Комитета по культуре Государственной думы, подкомитета по государственно-частному партнерству Государственной думы РФ и совместно с Центром государственно-частного партнерства Внешэкономбанка провели серию конференций по проблеме внедрения механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры (2009 г. – усадьба Середниково, 2010 г. – усадьба Лопасня-Зачатьевское).

Необходимо отметить, что участники конференции, в числе которых представители органов исполнительной власти и бизнес-сообщества, деятели науки и культуры, были единодушны во мнении о том, что сегодня сфера культуры, в особенности ее историко-культурное наследие, является фактором регионального и муниципального развития, поскольку позволяет получать экономические выгоды от внеэкономических благ – символических атрибутов и преимуществ, культурных традиций, элементов репутации, легенд и мифов, связанных с данной территорией или объектом.

Бренд становится символом доверия аудитории к качеству культурного предложения, гарантией подлинности культурного продукта.

Бренд становится символом доверия аудитории к качеству культурного предложения, гарантией подлинности культурного продукта. Таким образом, формируется устойчивый интерес к культурному наследию и спрос на культурные услуги. Мы надеемся, что они помогут обеспечить приток финансовых ресурсов из разных источников для развития территорий.

В заключение необходимо отметить, что эффективное управление объектами культурного наследия – это сложнейшая задача и большая ответственность перед государством и обществом, перед будущими поколениями. Поэтому обсуждение столь сложного и многопланового вопроса на страницах профессиональной периодической печати является весьма актуальным, ведь уникальный опыт коллег и профессиональное мнение специалистов позволяют строить работу на данном направлении с учетом сложившейся правоприменительной и организационной практики.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×