Особенности работы театра в статусе автономного учреждения

654
В статье выявлены преимущества и недостатки перевода театра в статус автономного учреждения, поэтапно рассмотрен процесс финансирования деятельности учреждения из бюджета соответствующего уровня и отмечены другие возможные источники получения доходов...

Борзова Е.И.,

юрист, консультант юридической клиники ФГБОУ ВПО “Государственный университет – УНПК” 

В статье выявлены преимущества и недостатки перевода театра в статус автономного учреждения, поэтапно рассмотрен процесс финансирования деятельности учреждения из бюджета соответствующего уровня и отмечены другие возможные источники получения доходов.

Последствия перехода театра в статус автономного учреждения 

Согласно Комплексным рекомендациям органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений” (далее – Закон № 83-ФЗ), подготовленным Минфином России в июне 2011 г., в результате преобразования театрально-концертные организации могли приобрести статус автономных либо бюджетных учреждений нового типа. Как справедливо отмечено в приложении 1.2 к этим рекомендациям, для театрально-концертных организаций предпочтителен бюджетный статус. Но если за учреждением закреплено недвижимое имущество в полном объеме, необходимом для ведения основных видов деятельности, то оптимальным для него будет работа в автономном статусе. В этом случае театр сможет получать достаточно серьезный объем средств от приносящей доход деятельности и поступлений благотворительных взносов. Некоторые театры стали автономными еще до 2012 г., на основании Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” (далее – Закон № 174-ФЗ). Пробные переходы учреждений в новый статус позволили понять, что у него есть как преимущества, так и недостатки.

Преимущества нового статуса

Финансовая свобода, возможность оперативно и эффективно управлять денежными средствами. Деятельность автономного учреждения финансируется из бюджета соответствующего уровня не на основании сметы, а путем выделения субсидий. В этом несомненное преимущество автономных учреждений перед ранее существовавшими бюджетными, в чем многие успели убедиться на собственной практике.

Органы государственной власти признали, что детально задокументированный алгоритм расходования бюджетных средств и казначейский контроль несовместимы с творческим процессом.

Прежде учреждения не были вправе отступить от заранее составленной и утвержденной сметы доходов и расходов на год, тогда как постановка спектаклей, творческий процесс и труд режиссеров требовали существенной гибкости системы финансирования. Показателен пример с декорациями: согласно смете для нового спектакля должны быть закуплены диваны, но в процессе работы (хорошо, если не на генеральной репетиции) режиссер пересмотрел проект и решил, что в качестве реквизита более уместны кровати. Несмотря на это, театру придется закупить диваны, иначе действия руководства учреждения будут классифицированы как нецелевое использование бюджетных средств.

Автономный статус позволяет театрам самостоятельно распоряжаться прибылью от приносящей доход деятельности.

Кроме того, автономный статус позволяет осуществлять приносящую доход деятельность и самостоятельного распоряжаться полученным доходом. Это значит, что порядок расходования самостоятельно заработанных средств (их распределение на заработную плату работникам, приобретение оборудования, новые постановки и т. д.) театр определяет сам исходя из своих потребностей, без учета мнения учредителя.

Денежные средства автономного учреждения не содержатся на лицевых счетах казначейства. Казначейство не контролирует их использование.

Освобождение от действия Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 94-ФЗ). В отличие от автономных, бюджетные театры продолжают действовать в рамках этого закона и сохраняют обязанности по проведению конкурсов, аукционов и котировок. В соответствии с первой редакцией Закона, театры были обязаны размещать заказ, даже когда им требовалось пригласить режиссера-постановщика, если стоимость его услуг превышала 100 тыс. руб. Эта проблема была решена введением и трехкратным редактированием пункта 23 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ. Театрам, учреждениям, осуществляющим концертную деятельность, телерадиовещательным учреждениям, циркам, музеям, домам и дворцам культуры, клубам и государственным образовательным учреждениям было позволено размещать заказ на создание произведений литературы или искусства, указанных в п. 1-5 ч. 2 ст. 31.1 Закона № 94-ФЗ, у конкретного физического лица или конкретных физических лиц, в числе которых был указан и режиссер. Однако, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, режиссер является не создателем, а исполнителем этих произведений. В продолжении текста ст. 23 Закона № 94-ФЗ указано, что правило распространяется и на исполнение, и на изготовление декораций, костюмов и пр., необходимых для исполнения обозначенных выше произведений. А значит, п. 23 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ в своей нынешней редакции полностью решает эту проблему.

Этот шаг законодателей навстречу сфере культуры решил одну конкретную проблему системы государственного заказа, но не изменил ситуацию в целом. Контракты не всегда заключаются оперативно, а разнообразные мошенники успели найти в процедурах проведения торгов массу лазеек. Например, они могут предложить нереально низкую цену или заявить свое участие в тендере на осуществление деятельности, для которой у них заведомо недостает квалификации, а после открыто предлагать руководителю учреждения “обсудить условия отказа компании от участия в торгах”.

Нормы Закона № 94-ФЗ о порядке проведения закупок подходят для обеспечения административно-хозяйственной деятельности театра, но тормозят творческий процесс.

Вследствие несовершенства Закона № 94-ФЗ некоторые театры остановили свой выбор на автономном управлении, которое позволяет им не участвовать в аукционах. Например, если нужно отреставрировать здание театра, то по новым правилам руководство театра самостоятельно ищет специалистов, контролирует процесс и договаривается об оплате. Указанное преимущество, в частности, отмечено директором театра “Ленком” М. Варшавером.

Стоит отметить, что c 1 января 2014 г. (если более ранний срок не будет предусмотрен представительным органом муниципального образования) на автономные учреждения будут распространяться правила о закупках, предусмотренные Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”.

Документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчика и содержащим требования к закупке, а также порядок заключения и исполнения договоров, будет положение о закупке. В автономных учреждениях оно подлежит утверждению наблюдательным советом учреждения. По данному закону, закупка осуществляется путем проведения конкурса, аукциона или иными способами, предусмотренными положением о закупке.

Расширение управленческих функций руководства учреждения. Театр, работающий в автономном статусе, получает следующие возможности: иметь собственный расчетный счет в банке, при необходимости брать банковские кредиты, использовать временно свободные денежные средства в коммерческих целях (например, положить деньги на банковский депозит, чтобы сохранить их ценность в условиях инфляции), самостоятельно формировать штатное расписание (к примеру, увеличить штат сотрудников для повышения уровня обслуживания в буфете, гардеробе и т. п.). Казенные и бюджетные учреждения лишены таких возможностей.

Автономное учреждение может иметь собственный расчетный счет в коммерческом банке.

Несомненно, расширение прав театров призвано улучшить качество предоставляемых населению услуг, увеличить их разнообразие, сделать систему получения и распределения средств более гибкой и учитывающей специфику данных учреждений.

Недостатки автономного статуса для театров

Успешно действовать в статусе автономных смогут только коммерчески успешные учреждения. Например, автономный статус полностью обоснован для театров, сдающих собственные помещения в аренду, привлекающих средства спонсоров, имеющих обширную приносящую доход деятельность. Проблема заключается в том, что спонсоры, как правило, интересуются только театрами, широко известными в России и за рубежом.

Небольшие провинциальные театры зачастую занимают скромные по площади, недостаточно технически оснащенные помещения, которые не представляют интереса для гастролеров и организаторов всевозможных фестивалей, концертов, творческих вечеров.

 Перейдя в статус автономных учреждений, такие театры не смогут воспользоваться полученными правами, но потеряют существенную часть государственной поддержки. Налицо неравенство положения широко известных и “рядовых” учреждений культуры.

“Раскрученные” и “рядовые” театры оказались в неравном положении.

Подобные проблемы актуальны и для театров, расположенных в дотационных регионах, где государственное финансирование является основным источником – в основном это республики Сибири (Алтай, Бурятия, Хакасия). Учреждениям культуры в этих субъектах РФ крайне проблематично “выживать” самостоятельно.

Впрочем, угроза сокращения финансирования существует для театров всех типов. Она связана с объемом средств, выделяемых на культуру и искусство в бюджете субъекта РФ или муниципального образования.

Недостаточная информированность руководителей театров о правилах работы в новом статусе. Несмотря на массу профильных семинаров, проведенных в 2010-2011 гг. Министерством культуры и коммерческими компаниями, руководители и главные бухгалтеры муниципальных театров по-прежнему мало знают о сути автономного статуса.

Поскольку органы власти субъекта РФ и муниципальные власти могут сократить ассигнования, ссылаясь на нехватку средств в бюджете, многие руководители склонны думать, что автономный статус – это своего рода ловушка для учреждений культуры, с помощью которой государство рассчитывает снять с себя ответственность за их судьбу. То, что театр так или иначе нуждается в государственной дотации, не вызывает сомнений, ведь “даже у автономного учреждения бюджет в среднем складывается из соотношения 70% к 30%: большую часть составляет государственная поддержка, и лишь треть – заработанные учреждением средства”.

Контроль за деятельностью автономных учреждений. К сожалению, даже после внесения в действующее законодательство соответствующих поправок, оно остается бессистемным в части регулирования осуществления финансового и имущественного контроля деятельности автономных учреждений. Стоит выделить несколько направлений контроля.

Поскольку учреждение обладает закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом и получает средства из бюджета, контрольно-счетный орган соответствующего уровня может проверить расходование выделенных средств и порядок использования закрепленного имущества.

Контрольно-счетный орган соответствующего уровня может проверить расходование выделенных автономному учреждению средств и порядок использования закрепленного имущества.

Очевидно, что основное бремя осуществления контроля ложится на учредителя, которого, в первую очередь, интересует выполнение автономным учреждением государственного (муниципального) задания, а также использование закрепленного за учреждением имущества. Скорее всего, подобный контроль будет осуществляться в виде камеральных и выездных проверок, поскольку именно такой метод контроля рекомендуют использовать Минфин РФ и Минэкономразвития РФ.

Кроме того, предусмотрено, что орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе установить, кто будет утверждать план финансово-хозяйственной деятельности: учредитель или руководитель учреждения. Учреждение формирует план на этапе составления проекта бюджета исходя из представленной учредителем информации о планируемых объемах расходных обязательств по различным показателям. Для обеспечения открытости и доступности документов учреждение предоставляет соответствующую информацию в Федеральное казначейство либо в его территориальные органы, и далее Казначейство России публикует сведения на своем официальном сайте в сети Интернет.

Федеральное Казначейство публикует отчетность автономного учреждения на своем сайте.

Основным способом последующего контроля является получение учредителем отчета о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества.

Подводя итог сказанному, можно сделать вывод о том, что государство не должно вмешиваться в творческий процесс, но без его финансовой поддержки учреждениям культуры, и в частности театрам, не выжить. И статус автономного учреждения в этом случае – самый подходящий вариант для успешного существования.

Новые принципы финансирования работы театра в автономном статусе 

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона № 174-ФЗ автономные учреждения создаются Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществ­ления полномочий соответствующих органов власти. В связи с этим в первую очередь учредитель осуществляет финансовое обеспечение деятельности учреждения путем формирования государственного задания и выделения субсидии на его выполнение. Исходя из Комплексных рекомендаций Минфина России, применительно к театру в статусе автономного учреждения этот процесс проходит несколько стадий:

Процесс формирования госзадания и выделения субсидии на его исполнение театрами – автономными учреждениями проходит в несколько стадий.

1 стадия. Соответствующий субъект РФ разрабатывает перечень государственных (муниципальных) услуг (работ), которые должны осуществлять учреждения. Для театров это создание и показ спектаклей, концертов и концертных программ, иных зрелищных программ.

2 стадия. Для каждой государственной (муниципальной) услуги устанавливаются показатели объема и качества. Для театров показателями объема оказания услуг являются:

■ количество новых (капитально-возобновленных) постановок;

■ количество публичных показов спектаклей, выступлений, представлений на стационаре;

■ количество публичных показов спектаклей, выступлений, представлений на гастролях.

Показателями качества оказания услуг театров являются:

1) для работ по созданию спектаклей, концертов и концертных программ, цирковых номеров и программ, иных зрелищных программ:

а) экспертная оценка в соответствии с утвержденными методиками;

б) доля новых (капитально-возобновленных) постановок художественных продуктов в текущем репертуаре;

2) для услуг по показу спектаклей, концертов и концертных программ, цирковых номеров и программ, иных зрелищных программ:

а) экспертная оценка в соответствии с утвержденными методиками;

б) средняя заполняемость зала на стационаре;

в) средняя стоимость посещения на одного зрителя (от числа зрителей, по государственному (муниципальному) заданию);

3) для работ по сохранению нематериального культурного наследия народов Российской Федерации в области традиционной народной культуры:

а) динамика количества проведенных координационно-учебных мероприятий к предыдущему отчетному периоду;

б) динамика количества участников координационно-учебных мероприятий к предыдущему отчетному периоду.

3 стадия. Производится расчет нормативных затрат для государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений в соответствии с выбранным вариантом распределения (затраты на оказание услуг и затраты на содержание имущества, либо прямые и косвенные затраты).

4 стадия. Высший орган исполнительной власти субъекта РФ либо местная администрация муниципального образования формирует государственное задание.

5 стадия. Соответствующий орган финансирует выполнение государственных (муниципальных) заданий.

Таким образом, государственное (муниципальное) задание – это ключевой управленческий и мотивирующий инструмент учредителя и основа для финансового обеспечения деятельности учреждений. Стоит отметить, что его объем зависит не от исторически сложившихся объемов сметного финансирования, а от планируемых результатов деятельности учреждений, качества оказываемых ими услуг (выполнения работ) и иных факторов по решению учредителя.

Поскольку размер субсидии непосредственно связан с объемом оказываемых услуг, автономное учреждение заинтересовано в увеличении объема оказываемых услуг, а также спроса на услуги за счет повышения их качества.

Объем госзадания зависит от планируемых результатов деятельности учреждений, качества оказываемых ими услуг (выполнения работ) и иных факторов по решению учредителя.

Кроме того, твердое бюджетное задание – это своего рода гарантия от сокращения финансирования, так как уменьшение субсидии неизбежно приведет к корректировке задания, т. е. сокращению показателей оказываемых учреждением услуг (количество театральных постановок на стационаре и на гастролях, посещаемость учреждения культуры и др.). А эти показатели постоянно проверяет Администрация президента РФ при оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации.

С целью создания дополнительных гарантий учреждение может заключить со своим учредителем государственный контракт о том, что учредитель будет финансировать выполнение театром государственного задания на определенную сумму, которая не поддается резервированию.

Как уже было отмечено, автономные театры получают право самостоятельно распоряжаться полученными доходами от предоставления в аренду реквизита, помещений для проведения фестивалей, творческих вечеров, концертов и других подобных мероприятий, от продажи брошюр, программок к спектаклям, фото- и видеопродукции, от буфетного обслуживания и других предоставляемых платных услуг. Более того, они могут использовать различные каналы привлечения внебюджетных средств: получение грантов, привлечение инвесторов, спонсоров и меценатов, формирование или активизация работы наблюдательного совета театра и т. д. Все эти способы предусмотрены Законами № 83-ФЗ и № 174-ФЗ.

Условия специального регулирования сферы культуры содержатся в Основах законодательства РФ о культуре. В ст. 46 этого документа описаны финансовые ресурсы организации культуры. В соответствии с указанной нормой организация культуры покрывает свои расходы за счет средств учредителя (учредителей), доходов от собственной деятельности и иных доходов и поступлений. Учредитель организации культуры, созданной в форме автономного учреждения, осуществляет финансовое обеспечение его деятельности, связанной с выполнением работ, оказанием услуг для потребителя в соответствии с заданиями учредителя бесплатно или частично за плату. Право организации культуры на получение безвозмездных пожертвований (даров, субсидий) от российских и зарубежных юридических и физических лиц, международных организаций не ограничивается.

Таким образом, несмотря на ряд шероховатостей в нормативной базе, статус автономного учреждения очень перспективен и способен вывести театры на новый путь развития. Автономные театры получают максимальную финансовую и хозяйственную свободу. А это значит, что реформа, изначально направленная на уменьшение бюджетных расходов и повышение эффективности работы учреждений вследствие улучшения качества и разнообразия предоставляемых услуг, должна на практике привести к достижению поставленных целей.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×