Как организовать и провести телемост в музее

356
Если учреждение культуры хочет провести “круглый стол”, посоветоваться с коллегами из удаленных регионов и обсудить с ними насущные проблемы, то ему не обязательно отправлять своих сотрудников в командировку или организовывать полноценную выездную программу для коллег. Телемост поможет сэкономить средства и добиться желаемого результата. Ознакомимся с опытом Саратовского государственного художественного музея им. Радищева по проведению подобного мероприятия....

Калинина Л.Л.,

первый заместитель генерального директора Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева

Мельников О.Г.,

начальник отдела информационно-технического обеспечения Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева

Шпак М.Е.,

заведующий отделом по развитию Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева

В октябре 2011 г. Саратовский государственный художественный музей имени А. Н. Радищева отметил десятилетие информатизации. Из года в год музей внедряет новые технологии во все сферы своей деятельности, инициирует и реализует проекты, которые находят отклик не только у российских коллег, но и за рубежом, и получают высокую экспертную оценку грантодателей. Среди таких проектов можно назвать “Музейный ресурсный центр”, “Интернет-стратегия музея”, “Интернет и интранет как новые средства профессиональной коммуникации для музейных специалистов”, “Концепция работы со СМИ”, “Выставка как проект”, “Электронный музейный депозитарий”.

В 2011 г., в связи с организацией и развитием дополнительных услуг, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева (далее – Радищевский музей) выдвинул идею о проведении телемоста, на который предполагалось пригласить российских коллег, занимающихся проблемами музейной педагогики, и преподавателей учреждений дополнительного образования.

Радищевский музей решил провести телемост с коллегами в связи с организацией и развитием в музее дополнительных образовательных услуг.

По определению специалистов, телемост – это “совокупность технических и организационных мер, направленных на обеспечение двусторонней аудио- и видеосвязи между двумя и более удаленными объектами средствами телевизионной техники, спутниковой или какой-либо другой связи. Один из видов групповой телекоммуникации”.

Центр эстетических и образовательных программ для детей и юношества Радищевского музея много лет находится в постоянном партнерстве с Центром эстетического воспитания “Мусейон” Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Во время организации совместной выставки “Детство. Отрочество. Юность” сотрудники двух центров провели переговоры и обозначили сферу общих интересов двух музеев, которая и определила тему телемоста “Инновационные формы и методы работы с детьми на основе музейных коллекций”.

Центр эстетических и образовательных программ для детей и юношества Радищевского музея является многолетним партнером Центра эстетического воспитания “Мусейон” ГМИИ имени А.С. Пушкина.

В рамках программы телемоста специалисты саратовского и московского центров должны были представить опыт совершенствования традиционных музейных методик, а также инновационные, интегративные формы и методы работы с детьми на основе музейных коллекций.

Поскольку телемост, посвященный проблемам музейной деятельности, проходил в Саратове впервые, он стал одним из ключевых новаторских мероприятий долгосрочного масштабного проекта “Мир детства”. Партнерами этого проекта стали: Радищевский музей и его филиалы, ГМИИ имени А.С. Пушкина (г. Москва), учреждения культуры и образования города Саратова и области, региональные общества инвалидов, а также коммерческие организации Саратова, Балакова и Москвы.

В целом, проект “Мир детства” состоял из следующих элементов:

■ серии конкурсов и выставок детского художественного творчества;

■ выставки “Детство. Отрочество. Юность” из собрания ГМИИ имени А.С. Пушкина (г. Москва), Радищевского музея и его филиалов (г. Саратов, г. Хвалынск), Краеведческого музея г. Вольск;

■ фестивалей для людей с различными социальными и физическими возможностями;

■ семинаров, конференций, мастер-классов, круглых столов;

■ телемоста “Инновационные формы и методы работы с детьми на основе музейных коллекций”.

Все мероприятия проходили как в залах Радищевского музея, так и на площадках других музеев и учебных заведений-партнеров.

Телемост: пошаговая инструкция

После того, как идея о проведении телемоста была согласована с руководством музея, началась поэтапная подготовка реализации проекта.

На первом, организационном этапе была определена цель проекта – использовать телемост как современное средство коммуникации для обмена опытом со специалистами музеев России, которое позволит обсуждать и оперативно решать выявленные в ходе диалога проблемы.

Задачи проекта:

1) внедрение и пропаганда новых инструментов информационно-коммуникационных технологий;

2) освоение новых форм общения и подачи информации;

3) знакомство с деятельностью Радищевского музея в сфере музейной педагогики;

4) достижение высокой эффективности в работе по заданному направлению;

5) установление новых контактов;

6) создание в музее технической и ресурсной базы для развития межмузейных коммуникаций.

Формат телемоста был определен как “круглый стол” в режиме on-line.

Телемост должен был пройти как “круглый стол” в режиме on-line.

Подготовительный этап

В ходе дальнейшей работы был назначен руководитель проекта, определен состав организаторской и исполнительной групп, состоящих из специалистов Радищевского музея: в них вошли сотрудники Центра художественных и эстетических программ (музейные педагоги, методисты, экскурсоводы), отдела информационно-технического обеспечения (инженеры-программисты), отдела по развитию (специалисты по связям с общественностью и PR-технологиям, интернет-технологиям, дизайнеры компьютерной графики). Каждый из специалистов определил свой круг функций и задач и установил контакты с организациями-партнерами по своему направлению.

Руководитель проекта подготовил ряд писем в администрацию ГМИИ имени А.С. Пушкина с предложением принять участие в организации и проведении телемоста. Московские коллеги рассмотрели предложение и ответили на него согласием.

В это же время была обозначена дата проведения телемоста – 26 октября 2011 г. – и намечен предварительный сценарный план:

14:00 – представление программы работы на выставке “Детство. Отрочество. Юность” в Радищевском музее;

14:15 – театрализованное интерактивное занятие “Новые друзья Акварельки” на выставке “Детство. Отрочество. Юность” (Музей имени А.Н. Радищева, г. Саратов);

15:00 – музейно-педагогические программы Центра эстетического воспитания “Мусейон” (ГМИИ имени А.С. Пушкина, г. Москва);

16:00 – обсуждение представленных программ участниками круглого стола.

Одновременно инженеры-программисты со своими коллегами из Москвы решили вопросы, касающиеся технической поддержки проекта: выяснили, какое оборудование и программное обеспечение потребуются для проведения телемоста, какую скорость интернет-соединения нужно будет обеспечить.

Специалисты отдела развития провели переговоры с компаниями-спонсорами проекта по вопросам финансовой и технической поддержки, определили условия участия каждого из партнеров.

Итоги организационного этапа:

■ ГМИИ имени А.С. Пушкина принял решение об участие в телемосте и взял на себя подготовку фильма о работе Центра “Мусейон”;

■ Радищевский музей подготовил помещение, в котором возможно собрать более 50 участников. Оно было оснащено новейшей технической демонстрационной аппаратурой и высокоскоростным интернетом;

■ одна из организаций-партнеров предоставила музею на время проведения телемоста специализированное техническое оборудование и программное обеспечение;

■ другая организация-партнер профинансировала создание ресурсов (презентационного фильма о театрализованных экскурсиях на выставках для детей) для демонстрации во время телемоста.

Один из спонсоров финансировал проект “Мир детства”, другого нашли специально под проект “телемост”.

Ресурсный этап

На втором, ресурсном этапе музеи создали презентационные фильмы: ГМИИ имени А. С. Пушкина представил программы о работе с детьми на своей экспозиции, Радищевский музей – театрализованную экскурсию “Новые друзья Акварельки” по выставке “Детство. Отрочество. Юность” из собраниий ГМИИ имени А.С. Пушкина, Саратовского Радищевского музея и Вольского краеведческого музея.

В работе над фильмами были задействованы методисты, экскурсоводы Центра эстетических и образовательных программ для детей и юношества, дизайнер компьютерной графики отдела по развитию музея, который выступил в качестве оператора и специалиста по видеомонтажу. С помощью технических специалистов музея и компании-партнера фильмы были размещены на специальном web-ресурсе музея (FTP), где их можно было просмотреть.

В российские музеи были разосланы информационные письма с приглашением принять участие в круглом столе в режиме on-line, где приводилась программа мероприятия и были указаны технические требования к оборудованию участников телемоста. Требования были описаны максимально доступно и не предполагали выполнения каких-либо сложных настроек.

Специалисты Радищевского музея по рекламе и PR-технологиям подготовили пресс-релиз и разместили его как на интернет-портале “Новости Радищевского музея”, так и на других информационных и музейных порталах России. Кроме этого, осветить работу телемоста были приглашены региональные и российские средства массовой информации, для которых был разработан информационный пакет о проекте, его значении, участниках.

Помещение, предназначенное для проведения телемоста, было оснащено дополнительным специальным техническим оборудованием.

Так, для проведения телемоста понадобились:

1) компьютер или ноутбук:

■ с видеовыходом под аппаратуру (в порядке ухудшения качества – HDMI, DVI, VGA, S-Video), в зависимости от интерфейсов на демонстрационном оборудовании;

■ звуковая плата (практически везде есть) с входом для микрофона;

■ разъемы USB или IEEE 1394 для подключения видеокамеры;

■ сетевой интерфейс (Ethernet или Wi-Fi) для соединения с сетью (например, Интернет).

Аппаратная “начинка” компьютера зависела от используемой операционной системы и программного обеспечения для связи (например, для комфортной связи по Skype в Windows7 достаточно было двухъядерного процессора и 2 Гб ОЗУ);

2) демонстрационное оборудование:

■ телевизор или проектор с экраном и входами для соединения с соответствующими интерфейсами видеоадаптера – HDMI, DVI, VGA, S-Video;

■ колонки с усилителем (стерео динамики часто имеют встроенный усилитель сигнала), вполне достаточным оказалось динамиков телевизора (они зависят от размера помещения);

3) камера:

■ WEB-камера или камера для обычной видеосъемки с возможностью передачи видеосигнала на компьютер по USB или IEEE 1394 интерфейсам (большой плюс, если на камере есть функция удаленного управления поворотом и фокусом, например с пульта ДУ, которая была использована специалистами ГМИИ имени А. С. Пушкина);

4) микрофон.

В зависимости от размеров помещения и акустики можно воспользоваться микрофоном, встроенным в камеру, проводным или беспроводным микрофоном (разъем для подключения к компьютеру mini-jack). Некоторым микрофонам также необходим внешний усилитель сигнала;

5) Интернет.

Ширина канала выбирается в зависимости от программного обеспечения, качества вещания и количества участников конференции (для соединения двух участников – 2 Мбит/с было вполне достаточно).

Для проведения телемоста понадобятся: компьютер или ноутбук, демонстрационное оборудование, WEB-камера, микрофон и подключение к сети Интернет.

Большая часть оборудования, как и высокоскоростной Интернет, была в наличии в Радищевском музее. Остальную технику и программное обеспечение предоставили спонсоры.

Заключительный этап, проведение телемоста

На третьем, заключительном этапе, 26 октября 2011 г., в 14.00 в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева начался телемост “Инновационные формы и методы работы с детьми на основе музейных коллекций”.

Телемост открыла генеральный директор Радищевского музея Т.В. Гродскова. Она обозначила задачи по воспитанию подрастающего поколения посредством приобщения к искусству, стоящие перед музейными педагогами. Из Москвы музейных работников Саратова приветствовали заведующая отделом эстетического воспитания детей и юношества, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования Н.Н. Фомина, заместитель заведующего отделом эстетического воспитания, кандидат искусствоведения А.Г. Степина и другие сотрудники Центра “Мусейон” ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Вел телемост специально подготовленный модератор, который ставил вопросы, регламентировал ответы на них и направлял диалог в необходимое русло.

Телемост проводил модератор, который следил за регламентом мероприятия и направлял диалог в необходимое русло.

Согласно программе, в первой части был показан презентационный фильм, посвященный различным видам деятельности сотрудников Центра “Мусейон”, а московским коллегам была продемонстрирована театрализованная экскурсия “Новые друзья Акварельки” на выставке “Детство. Отрочество. Юность”.

Во второй части телемоста состоялась дискуссия, посвященная разнообразным методам работы с детьми в музеях. Основные вопросы, поставленные на обсуждение, касались организации и деятельности художественно-эстетических студий и центров, возможностям работы с людьми с различными социальными и физическими возможностями, разработка и внедрение новых методик и услуг для посетителей, коллекционирование и содержание архивов детских рисунков.

Телемост длился три часа. По его окончании участники высказали мнение о том, насколько плодотворно прошла их работа, поблагодарили организаторов и выразили надежду на продолжение межмузейного общения с помощью новых форм коммуникации.

Работу телемоста освещали несколько местных средств массовой информации. В своих репортажах они уделили особое внимание развитию инновационных форм в деятельности Радищевского музея.

Организация и проведение телемоста не повлекли для музея никаких материальных затрат.

В процессе подготовки и проведения телемоста были задействованы:

■ генеральный директор музея;

■ два сотрудника администрации музея;

■ пять сотрудников Центра художественных и эстетических программ для детей и юношества;

■ три специалиста отдела информационно-технического обеспечения;

■ три работника отдела по развитию музея;

■ два представителя спонсоров.

Общее время подготовки к телемосту составило четыре месяца.

По итогам телемоста

Проанализировав работу, проведенную во время реализации проекта, организаторы подвели итоги и сделали следующие выводы.

Цель, поставленная в начале реализации проекта, была достигнута, информационно-коммуникационные технологии настолько логично и плотно вошли в жизнь музея, что их новые формы была легко освоены как на техническом, так и на ресурсном уровне.

Слаженные действия специалистов различных служб и партнеров музея помогли наладить обмен различными видами информации между участниками телемоста, установить новые контакты для дальнейшего сотрудничества.

Телемост не требует высоких материальных затрат.

Таким образом, Радищевский музей движется к тому, чтобы ввести в свою повседневную работу подобные мероприятия для профессионального обмена. Если музейное сообщество воспримет телемост и вебинар как необходимые и удобные формы профессиональной коммуникации, то в перспективе оказание услуг и по дистанционному образованию станет намного проще.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×