Внедрение инноваций в сфере культуры

2032
В последнее время в профессиональной среде все чаще и настойчивее звучит мысль о переходе учреждений культуры от концепции 1.0 к концепции 2.0.

В последнее время в профессиональной среде все чаще и настойчивее звучит мысль о переходе учреждений культуры от концепции 1.0 к концепции 2.0, то есть о необходимости внедрения инноваций в сфере культуры. Данное понятие заимствовано из сферы Интернет-технологий. Термин “Web 2.0” был введен Тимом О’Рейлли, главой издательства “O’Reilly Media”.

Согласно его определению, Web 2.0 – это методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. 

Свежий номер журнала в подарок!

СКАЧАТЬ НОМЕР

Внедрение инноваций в сфере культуры

Согласно определению Тима О’Рейлли, Web 2.0 – это методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются. В своей статье “Что такое Web 2.0” Тим О’Рейлли представил различие Web 1.0 и Web 2.0 следующим образом. 

Таблица 1. Различия идей Web 1.0 и Web 2.0 на примерах

Web 1.0

Web 2.0

Энциклопедия Britannica Online: толковый словарь в Интернете

Энциклопедия Wikipedia, наполняемая и проверяемая самими пользователями

Реклама в Интернете

Контекстная реклама

Персональные страницы (сайты)

Блоги (онлайн-дневники)

Создание директорий и разделов на сайтах

Проставление тэгов

Размещение фотографий в закрытых персональных альбомах

Размещение фотографий пользователей на открытых ресурсах, с возможностью комментирования и оценки снимков

Продажа доменных имен

Поисковая оптимизация сайтов (SEO)

Другими словами, в отличие от традиционного Web 1.0, в котором созданием сайтов и их информационным наполнением занимались профессионалы, в Web 2.0 сами пользователи принимают непосредственное участие в формировании и проверке контента.

Web 2.0 – это методика проектирования систем, которые путем учета сетевых взаимодействий становятся тем лучше, чем больше людей ими пользуются.

Как концепция 2.0 может быть применена к сфере культуры

Внедрение инноваций в сфере культурыЕсли говорить об отечественных учреждениях культуры, то большинство из них в настоящее время функционируют по принципам, характерным для Web 1.0. Библиотеки обслуживают читателей на основе имеющихся в их распоряжении фондов, музеи показывают посетителям свои постоянные экспозиции, клубы и дома культуры проводят мероприятия для населения по заранее заготовленным сценариям (которые зачастую повторяются из года в год).

Справедливости ради, следует отметить, что учреждения культуры все же используют отдельные элементы принципов 2.0: существуют музейные интерактивные экскурсии, “гостевые книги” на музейных и библиотечных сайтах, где пользователи могут оставить свои комментарии, отзывы о проведенных мероприятиях, рецензии на прочитанные книги, задать вопросы и т. д. Но все это лишь капля в море.

Большинство учреждений культуры функционирует по принципам, характерным для Web 1.0.

Внедрение инноваций в сфере культурыДля полноценного перехода к новой концепции музеям и библиотекам необходимо в первую очередь поставить во главу угла не свои фонды, а пользователя (читателя), т. е. от “фондоцентричной” модели деятельности перейти к “пользователецентричной”.

“Пользователецентричная” модель предполагает налаживание постоянной и полноценной обратной связи между учреждением культуры и потребителями его услуг, создание безбарьерной среды и свободного доступа ко всем имеющимся ресурсам. Кроме того, использование сервисов 2.0 может привлечь в музей или библиотеку тех людей, которые мало или совсем не посещают данные учреждения, но активно используют современные информационные технологии, в первую очередь Интернет.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Как осуществить внедрение инноваций в сфере культуры

Переход к “пользователецентричной” модели деятельности должен основываться на применении принципов инновационного менеджмента. Стремительное развитие технологий и формирование высококонкурентной среды со стороны глобальной информационной системы и множества частных структур требуют от учреждений культуры корректировать свои перспективные планы и стратегии развития с учетом современных реалий. Для того чтобы оставаться востребованными, необходимо постоянно совершенствоваться, внедрять в работу современные технологии, новые услуги и новые формы обслуживания.

Инновационная деятельность – это одно из ведущих направлений работы любой организации, имеющее своей целью поиск, оценку, разработку и внедрение новшеств.

Следует разграничивать такие понятия как “новшество” и “инновация”:

  • новшество – оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности;
  • инновация – конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого эффекта. Другими словами, инновация – это внедренное новшество.

Инновация – это внедренное новшество.

Основные принципы инновационной деятельности

  1. Принцип научного обоснования

Данный принцип заключается в предварительном тщательном анализе, детальной проработке и мониторинге нововведений; их правовом, информационном, методическом и технологическом обеспечении. Его применение поможет минимизировать так называемые инновационные риски (внешние и внутренние факторы опасности);

  1. Принцип единообразия

Заключается в установлении единых (унифицированных) требований и норм регламентации, позволяющих оценивать результаты инновационной деятельности и ее эффективность по единым параметрам;

  1. Принцип соответствия

Состоит в учете уровня развития современного общества и тенденций всех сфер общественной жизни (в первую очередь экономики и культуры);

  1. Принцип непрерывности и преемственности

Основан на необходимости постоянного (а не от случая к случаю) инновационного развития учреждений культуры.

Этапы внедрения инновационных процессов в сфере культуры

  1. Выявление новшеств

Включает изучение различных информационных материалов (профессиональной периодики, сборников конференций, авторефератов диссертаций, электронных ресурсов и пр.), а также ознакомление с передовым опытом других учреждений.

  1. Оценка новшеств

На данном этапе вырабатывается система критериев, по которым и будут оцениваться предполагаемые нововведения. Критериями оценки являются степень важности того или иного новшества, его доступность, соответствие целям и задачам учреждения и пр.

  1. Отбор новшеств для внедрения

Осуществляется на основе предварительной оценки и заключения о предполагаемой выгоде для организации.

  1. Испытание новшеств (апробация)

Проводится на отдельном участке работы (в отдельном структурном подразделении) с целью выявления возможных проблем, недочетов и последующей корректировки программ.

  1. Внедрение новшеств

Заключается в постепенном или одномоментном введении новшества в повседневную практику работы учреждения, распространение его по сети филиалов.

  1. Разработка новшеств

Если необходимость в переменах существует, а готовых рецептов решения проблем не найдено, необходимо самостоятельно (силами организации) разрабатывать и внедрять новшества, способствующие повышению эффективности и качества работы.

  1. Освоение новшеств

Процесс перехода новшества из разряда инноваций в разряд обычной практики.

  1. Анализ эффективности нововведений

Проводится по заранее разработанной системе показателей на основе комплексной проверки и выявления экономического и социального эффекта от внедрения новшества.

  1. Распространение инноваций

Включает в себя представление новшеств широкой общественности, обмен опытом с другими учреждениями культуры либо коммерческое использование (продажа ноу-хау и пр.).

Теперь рассмотрим вышеперечисленные этапы более подробно.

Внедрение инноваций в сфере культурыПервый этап должен начинаться, прежде всего, со сбора новых идей и рационализаторских предложений непосредственно от персонала того учреждения, где решено заниматься инновационной деятельностью. Ведь никто не знает организацию так хорошо, как ее сотрудники.

Причем при сборе информации должны учитываться предложения всех работников, а не только руководящего состава. Для оптимизации данного процесса необходимо разработать форму (шаблон), по которому сотрудники будут представлять свои идеи, способствующие, на их взгляд, модернизации отдельных направлений работы и деятельности организации в целом (пример приведен в Приложении 1).

При этом шаблон нужно раздать всем сотрудникам, включая обслуживающий и технический персонал (необходимо дать всем возможность высказаться), но требовать инициативы от каждого нельзя ни в коем случае, т. к. это может вызвать в коллективе невольное сопротивление инновационному процессу. Пусть идеи выдвигают те, у кого они действительно есть.

Пусть идеи выдвигают те, у кого они действительно есть

После сбора все заявки анализируются специально созданной для этого группой (экспертным советом), который и принимает решения о целесообразности внедрения в практику тех или иных предложений.

Одним из эффективных способов разработки новшеств в учреждениях культуры является метод мозгового штурма. Суть его заключается в следующем: участникам обсуждения какой-либо проблемы предлагается высказывать как можно больше вариантов ее решения, даже самых фантастичных, и затем из общего числа предложенных идей выбирают самые удачные, которые могут быть реализованы на практике. Данный метод помогает стимулировать и выявлять творческую активность сотрудников. Главные правила при проведении мозгового штурма − четко поставить цель обсуждения (проблему) и не ограничивать участников ни по количеству, ни по качеству предлагаемых идей (один человек может высказывать сколько угодно идей, к рассмотрению принимаются любые, даже абсурдные на первый взгляд предложения). 

Главные правила проведения мозгового штурма − четко обозначить проблему и предоставить участникам полную свободу в предложении любых идей.

В оценке предложенных новшеств неоценимую помощь может оказать применение матрицы SWOT-анализа. SWOT-анализ – это метод стратегического планирования, используемый для выявления факторов и явлений, способствующих достижению той или иной цели или препятствующих ей. При этом все факторы делятся на четыре категории: strengths (сильные стороны), weaknesses (слабые стороны), opportunities (возможности) и threats (угрозы). Визуально их можно представить в виде таблицы. 

Таблица 2. Матрица SWOT-анализа

Среда

Положительное влияние

Отрицательное влияние

  • Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

  • Внешняя среда

Возможности

Угрозы

Поскольку данный метод не содержит экономических категорий, его можно применять к любым организациям в самых разных сферах деятельности. Пример оценки новшества с использованием SWOT-анализа представлен в Приложении 2.

SWOT-анализ поможет выявить сильные и слабые стороны новшества, возможности его развития и риски.

Кто и как внедряет и распространяет инновации

Пожалуй, основной проблемой в ходе внедрения и освоения новшеств являются не технические, материальные или финансовые трудности, а преодоление сопротивления инновационному процессу со стороны консервативно настроенной части коллектива.

Функции общего управления и контроля над инновационной деятельностью в крупных учреждениях культуры обычно возлагаются на отдел развития или отдел маркетинга, а в небольших – на методическую службу. Чаще всего вышеназванные структурные подразделения выступают в роли главных инициаторов, разработчиков и проводников различных нововведений. И именно они должны способствовать формированию в коллективе благоприятного инновационного климата – обстановки готовности всего персонала к положительным изменениям в работе организации.

Задача разработчиков инноваций – способствовать формированию в коллективе благоприятного инновационного климата.

Для преодоления предубеждения некоторых сотрудников против введения того или иного новшества необходимо доходчиво объяснить его суть, преимущества по сравнению с традиционными формами работы, выгоду для учреждения и пользу для его посетителей.

Иногда дело не в недовольстве конкретным новшеством, а в психологическом сопротивлении переменам, особенно у пожилых работников, чувствующих свою несопричастность новым веяниям. В этих случаях важно по возможности привлекать их к разработке новшеств, спрашивать совета, апеллируя к их знаниям и опыту.

Даже при позитивном настрое сотрудников и их адекватном восприятии неизбежности перемен, далеко не все готовы сразу же перестроить свой привычный рабочий ритм под конкретное нововведение. Вот почему так важно сначала апробировать новшество на каком-нибудь одном участке работы. Во время апробации (испытания) необходимо проводить наблюдение за ходом процесса и фиксировать все его особенности. Собранный материал поможет в дальнейшем при составлении рекомендаций по освоению нововведения. А работники отдела, на базе которого проходило испытание новшества, по желанию смогут обучать методике его применения своих коллег из других отделов.

По прошествии определенного времени после внедрения (примерно от полугода до года в зависимости от конкретной ситуации) следует провести комплексный анализ эффективности инновации (пример приведен в Приложении 3). Для этого разрабатывается система показателей эффективности, единая для всех внедряемых в данной организации новшеств. Анализ проводится специально созданным для этой цели экспертным советом (комиссией).

Примерный состав экспертной комиссии: разработчик новшества (методист или другое лицо), заместитель директора по развитию и/или заведующий отделом маркетинга, экономист, начальник и один-два сотрудника из того отдела, на базе которого внедрялось новшество и др.

Можно привлечь к участию в комиссии независимого эксперта (компетентного, но незаинтересованного лица из другой организации). По результатам анализа комиссия делает выводы, на основании которых она дает заключение об экономическом и социальном эффекте того или иного нововведения, целесообразности его дальнейшего использования в учреждении и перспективах распространения.

Анализ проводится специально созданным для этой цели экспертным советом (комиссией).

Распространение инноваций

Распространение инноваций можно проводить двумя путями:

  • Безвозмездно

Этот путь предполагает широкое информирование профессионального сообщества о тех или иных нововведениях посредством выступления сотрудников организации на различных форумах, конференциях, съездах, семинарах и т. п.; опубликование их докладов в сборниках материалов научных конференций; обмен практическим опытом работы с другими учреждениями через школы передового опыта, стажировки и пр.;

  • На коммерческой основе

Здесь подразумевается продажа оригинальных (ранее нигде и никем не использовавшихся) идей, сценариев мероприятий, технологий, методических разработок и пр. Этот вариант целесообразен, если при разработке и внедрении новшества были задействованы значимые по меркам организации материальные и финансовые ресурсы, и продажа результатов этих разработок может полностью или частично возместить понесенные затраты. Важно помнить, что при определении стоимости разработок обязательно нужна консультация экономиста, а при составлении лицензионных (сублицензионных) договоров – юриста.

Теперь определим, какие же виды инноваций наиболее распространены в учреждениях культуры (Таблица 3).

Таблица 3. Классификация инноваций

Признак классификации

Вид

инноваций

Описание

Примеры

  1. Уровень новизны

1.1. оригинальный (абсолютная новизна)

создание совершенно нового товара (услуги) либо технологии (методики)

авторская разработка оригинального сценария массового мероприятия

1.2. усовершенствованный (относительная новизна)

модернизации уже имеющихся товаров и услуг

адаптированный вариант сценария массового мероприятия

1.3. заимствованный

внедрение новшества, применяемого в других учреждениях

копирование сценария массового мероприятия, проведенного в другом учреждении

  1. Частота применения

2.1. разовая

применение новшества единожды

проведение выставки к юбилейному событию

2.2. повторяющаяся (циклическая)

применение через определенные промежутки времени

проведение циклов мероприятий по календарным датам (празднование Масленицы, Дня Победы т. д.)

2.3. постоянная

внедрение в практику работы учреждения на постоянной основе

разработка интерактивной экскурсии по экспозиции музея

  1. Сфера применения

3.1. внутренняя среда организации

оптимизация производственных и управленческих процессов, улучшение материально-технической базы, повышение квалификации персонала

внедрение автоматизированной каталогизации, организация курсов по обучению сотрудников работе с автоматизированными информационными системами

3.2. внешняя среда

совершенствование взаимодействия с окружающей средой, разработка новых форм и методов обслуживания пользователей

дистанционное выполнение библиографических справок через виртуальную справочную службу

  1. Форма инновации

4.1. товар (продукт труда)

материальный объект, предназначенный для распространения и использования

каталог Интернет-ресурсов по краеведению (правоведению или любой другой теме) на CD-ROM

4.2. услуга

неосязаемые действия, совершаемые одним лицом (организацией) по отношению к другому лицу (группе лиц)

проведение тематического Дня рождения в музее (в пиратском, индейском, космическом и других стилях)

4.3. методическая разработка

документ, раскрывающий методику (совокупность средств и методов) исполнения того или иного задания

инструкция по составлению краеведческого библиографического пособия для школьников средних классов

4.4. технология (ноу-хау)

способ (комплекс операций и приемов) для практического выполнения какого-либо вида деятельности

автоматизация процессов обработки новой литературы на основе применения передовых технологий

  1. Вид эффекта

5.1. экономический

чистая прибыль в денежном эквиваленте, выгода от экономии расходов и пр.

доход от продажи дисков с оцифрованными редкими изданиями

5.2. социальный

участие в реализации социокультурных проектов, работа с незащищенными слоями населения, увеличение числа пользователей

организация и проведение выставки макетов шедевров мировой архитектуры для незрячих и слабовидящих людей

5.3. имиджевый

создание положительного образа организации в глазах широкой общественности и у представителей СМИ

проведение пресс-конференции по итогам работы организации (публичный годовой отчет) с представителями местных СМИ, членами попечительского совета учреждения

5.4. смешанный

наличие нескольких видов эффекта

проведение акции “Ночь в музее” (экономический, имиджевый и социальный эффект)

  1.  Источники финансирования

6.1. бюджет

средства, выделяемые учреждению государством из бюджетов разных уровней (федерального, областного, муниципального)

мероприятия в рамках основной (уставной) деятельности организации

6.2. предпринимательская деятельность организации

доходы от приносящей доход деятельности (не запрещенной учредительными документами)

разработка и внедрение дополнительных (сервисных) услуг

6.3. фандрайзинг (привлечение средств партнеров по проекту, спонсоров и т. д.)

привлечение внебюджетных средств на основе установления взаимовыгодного сотрудничества с коммерческими и некоммерческими организациями

проведение мероприятия, требующего привлечения дополнительных ресурсов

6.4. получение гранта

получение целевого гранта на реализацию инновационного проекта

реализация социально значимого проекта

6.5. смешанные

использование нескольких источников финансирования

разработка и реализация масштабного проекта, требующего значительных финансовых вливаний из всех возможных источников

При внедрении инноваций в сфере культуры важно учесть

Внедрение инноваций в сфере культурыПрежде чем приступать к воплощению того или иного инновационного проекта, необходимо разработать его детальный бизнес-план. Бизнес-план – это краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого проекта. Он является важнейшим инструментом при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющим выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения. Бизнес-план помогает подготовить обоснование проекта, определить его конкретную цель, предполагаемые (ожидаемые) результаты, стратегию и тактику их достижения, необходимые ресурсы (финансовые, материальные, человеческие, временные), оценить степень выполнимости проекта и его юридической чистоты, а также еще на этапе подготовки минимизировать все возможные риски и издержки, связанные с реализацией проекта. Содержание и структура бизнес-плана могут варьироваться в зависимости от целей составления и области применения. Образец бизнес-плана для инновационного проекта (как один из возможных вариантов) представлен в Приложении 4.

Таким образом, совершенно ясно, что для сохранения и укрепления своих позиций, повышения конкурентоспособности и, собственно говоря, выживания в современном мире учреждениям культуры необходимо сделать инновационное развитие одним из ключевых направлений своей деятельности, постоянно наращивать свой инновационный потенциал (меру готовности к внедрению инноваций) и усиливать инновационную активность (реальное воплощение имеющегося потенциала в практику работы).

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Приложение 1

Сбор идей и предложений от сотрудников учреждения 

Представьте, пожалуйста, новую форму или метод работы, способствующий, на ваш взгляд, оптимизации деятельности отдела, в котором ы работаете (либо любого другого отдела нашего учреждения), заполнив нижеприведенный шаблон.

Пример
  1. Название новшества
Совершенствование комплектования библиотечного фонда на основе выявления читательских потребностей.
  1. Характеристика новшества (описать суть идеи)
 Нужно регистрировать все отказы на литературу в читальных залах и на абонементах библиотеки, а затем подавать заявку на наиболее востребованные (часто спрашиваемые) книги в отдел комплектования.
  1. Алгоритм выполнения
Разработка формы журнала отказов и бланка заявок à регистрация отказов à отбор литературы для включения в заявку à составление заявки à подача заявки в отдел комплектования à оформление заказа, приобретение изданий в отделе комплектования à обработка полученной литературы, доведение до отделов обслуживания.
  1. Предполагаемая (ожидаемая) выгода
пополнение фонда новыми популярными у читателей изданиями, уменьшение количества отказов и, как следствие, увеличение числа пользователей библиотеки.
  1. Необходимые ресурсы (что потребуется для внедрения новшества в практику работы)
материальные ресурсы – журнал отказов, бланки заявок; финансовые ресурсы – деньги на закупку литературы; человеческие ресурсы – работники отделов обслуживания (регистрируют отказы), старший библиотекарь (составляет и подает заявки на литературу), сотрудники отдела комплектования (оформляют заказ, приобретают литературу), методист (разрабатывает форму журнала регистрации отказов и бланка заявок, проводит анализ эффективности нововведения).

Спасибо за идею! Ваше предложение будет обязательно рассмотрено в ближайшее время. 

Приложение 2

Применение метода SWOT-анализа в оценке инноваций 

  • Суть новшества: установка сенсорных киосков перед входом в музей для информирования потенциальных посетителей (проходящих мимо людей) о продуктах и услугах музея, действующих и планируемых выставках и т. д.
  • Цель новшества: привлечение новых пользователей, повышение имиджа музея в глазах общественности (прежде всего молодежи) за счет использования новых технологий.

Положительное влияние

Отрицательное влияние

  1. Внутренняя среда

Возможность творческой самореализации для передовой части коллектива

Сопротивление со стороны консервативно настроенной части коллектива, особенно не владеющих навыками работы с применением новых технологий

  1. Внешняя среда

Возможность привлечения большого числа новых посетителей (в первую очередь среди подростков и молодежи); экономия средств на рекламе в СМИ (эту статью расходов можно сократить, особенно если музей располагается в людном месте); повышение престижа учреждения (применение в работе информационных технологий вызывает интерес и уважение у современных людей)

Использование сенсорных киосков может заменить обращение к подлинникам; есть вероятность потерять определенную часть потенциальных пользователей (получат информацию в киоске и не захотят посещать сам музей)

Способы усиления положительных факторов

  • следует объявить конкурс среди сотрудников на разработку лучшей виртуальной экскурсии по экспозиции музея (идея-победитель будет передана в отдел информационных технологий либо фирме-партнеру, которая будет заниматься осуществлением данного проекта);
  • сенсорный киоск следует установить на видном и удобном месте недалеко от входа, его внешний вид должен ассоциироваться у проходящих людей с музеем (оформлен в едином стиле, иметь логотип музея);
  • сенсорный киоск должен иметь привлекательный и понятный интерфейс и удобную систему навигации.

Способы минимизации отрицательных факторов

  • привлечь к разработке виртуальных экскурсий негативно настроенную часть коллектива;
  • провести курсы компьютерной грамотности для сотрудников, не владеющих навыками работы на персональном компьютере;
  • при выборе информационного наполнения для сенсорного киоска ввести элемент интриги (заинтересовать каким-нибудь необычным фактом, историей, не показывать “эксклюзивные” экспонаты коллекции и т. п.), чтобы вызвать у потенциальных посетителей желание зайти в музей и посмотреть на все своими глазами. 

Приложение 3

Анализ эффективности инноваций

  • Наименование инновации (суть). Создание электронной библиотеки раритетных изданий (в формате CD-ROM) на основе оцифровки материалов из фонда редких книг и рукописей.
  • Разработчик. Методический отдел.
  • Цель внедрения. Ознакомление широких слоев населения с ценными и редкими изданиями (печатными и рукописными), физический доступ к которым закрыт или ограничен в связи с их состоянием и степенью сохранности.
  • Место внедрения. Создание электронной библиотеки проводилось на базе отдела редких книг и рукописей, распространение результатов работы (дисков) – через отделы обслуживания и PR-отдел.
  • Ответственный за внедрение (координатор). Методист, заведующий отделом редких книг и рукописей, заведующий PR?отделом.
  • Сроки внедрения. Начало (дата начало работ). Окончание (дата окончания работ).

Затраты

Польза (выгода)*

Материальные

Финансовые

Кадровые

Экономическая

Социальная и прочая

Персональные компьютеры, сканеры для редких изданий и рукописей и т. д. (указать точное количество необходимой техники)

Смета на выполнение работ (затраты на закупку оборудования, оплата труда исполнителей – сотрудников самой организации и сторонних специалистов и пр.)

Подробное описание, кто из сотрудников организации и в каком объеме участвовал в реализации данного проекта

Для организации

Для

пользователей

Для организации

Для пользователей

1. Получение гранта на выполнение проекта.

2. Обновление технопарка на средства гранта.

3. Экономия на реставрационных работах за счет сокращения доступа к раритетным изданиям.

4. Получение прибыли от продажи дисков

1. Возможность приобрести за умеренную плату полнотекстовую электронную библиотеку с редкими и рукописными изданиями.

2. Экономия средств на ксерокопировании вышеперечисленных материалов

1. Популяризация фонда редких книг и рукописей.

2. Сокращение выдачи оригиналов редких изданий и, как следствие, уменьшение их физического износа.

3. Рост лояльности персонала организации за счет повышения заработной платы (оплата работ по реализации проекта, доплаты и премии за счет прибыли от продажи дисков)

1. Экономия времени за счет возможности работать с редкими изданиями вне стен библиотеки.

2. Получение доступа к ценнейшим рукописным материалам

* Данный пункт можно разделить на два раздела: ожидаемая польза (то, что планировалось получить в конечном итоге еще до начала реализации проекта) и фактическая польза (то, что получилось в реальности после внедрения новшества). В нашем примере приведена фактическая польза. 

Результаты внедрения инноваций в сфере культуры

  1. Проект по созданию электронной библиотеки на основе оцифровки редких изданий выиграл грант, в результате чего были получены дополнительные средства на его реализацию (указать точную сумму).
  2. В ходе реализации была закуплена компьютерная, копировально-множительная и прочая техника, необходимая библиотеке и после завершения проекта (приложить подробный список наименований и количество штук).
  3. У сотрудников учреждения, занятых в создании электронной библиотеки, появилась возможность дополнительного заработка.
  4. Сократилось число обращений к оригиналам редких изданий, что благоприятным образом сказалось на их состоянии и уменьшило физический износ.
  5. Появилась возможность популяризации особо ценных материалов (старопечатных и рукописных книг), доступ к которым до этого был закрыт или существенно ограничен.
  6. Чистая прибыль учреждения от продажи готового продукта (дисков с электронной библиотекой) за анализируемый период (указать точную дату: с … по …) составила … тысяч рублей.

Заключение

О целесообразности дальнейшего использования

При успешных продажах дисков с электронной библиотекой (востребованности данного продукта на рынке) следует организовать выпуск дополнительных тиражей. В дальнейшем, после проведения соответствующего маркетингового исследования, возможно создание электронной библиотеки других востребованных читателями изданий.

О возможностях распространения

Необходимо выступить с докладами о проделанной работе перед широкими кругами профессионального сообщества и продемонстрировать результаты реализации проекта (CD-ROM с электронной библиотекой) на очередном ежегодном съезде Российской библиотечной ассоциации, различных научных конференциях и т. д. Сделать коммерческие предложения заинтересованным организациям о продаже дисков и возможности создания подобных продуктов на базе нашей библиотеки. 

Приложение 4

Структура бизнес-планаинновационного проекта 

  1. Обоснование проекта (постановка проблемы)

Почему возникла необходимость в реализацииданного проекта.

  1. Идея (сущность) проекта

Что необходимо предпринять для решения имеющейся проблемы.

  1. Цель проекта

Что организация хочет получить после выполнения проекта.

  1. Задачи проекта(ожидаемые результаты)
Сформулированные задачи должны отвечать критериям SMART: быть конкретными (specific), измеримыми (measurable), ориентированнымина действие (action oriented),реалистичными (realistic),ограниченными по времени (time-limited).
  1. Методы (путирешения поставленных задач и достижения желаемых результатов)

Перечисляются иописываются конкретные действия, выполняемые в ходе реализации проекта суказанием исполнителей и ответственных лиц.

  1. Календарный план (график исполнения намеченных задач)

Наиболее удобно оформлять его в видетаблицы. Помогает равномерно распределить нагрузку, определитьпоследовательность мероприятий и контролировать процесс реализации проекта.

  1. Смета проекта (бюджет)

 Расчет предстоящих расходов и требуемых ресурсов (финансовых,материальных, кадровых и пр.).

  1. Источники финансирования
Перечисляются имеющиеся у организации средства дляреализации проекта и требуемые (недостающие) средства с указанием источников ихполучения (подача заявки на участие в конкурсе проектов с целью выигрышацелевого гранта, привлечение денег от спонсоров и др.).
  1. Возможные риски
На основе SWOT-анализаопределяются потенциальные риски, связанные с реализацией проекта, и способы ихминимизации.
  1. Мониторинг выполнения проекта
Описывается процедура наблюдения и контроля за каждымэтапом проекта.
  1. Отчетность
Указываетсяформа, сроки предоставления и ответственные за составление всей отчетной документациипо проекту.
  1. Оценка проекта (анализ эффективности)
Определяются критерии, механизмы и порядок проведенияоценки, а также состав оценочной (экспертной) комиссии.

Автор: О.В. Ветчанова, зав. научной библиотекой Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль