Справочник руководителя учреждения культуры

Роль социального партнерства в подготовке художников-реставраторов

  • 1 января 2012
  • 247

Статья посвящена вопросам практико-направленного обучения, подходам к подготовке специалистов среднего звена в условиях развития научно-технического прогресса и повышенных требований работодателя, роли социального партнерства в системе среднего профессионального образования...

Виткина М.П.

директор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования “Суздальское художественно-реставрационное училище” 

Внимание! Для скачивания доступны новые образцы: Пример устава федерального музея, Заявка на регистрацию музея в ФГИС, Форма отчетности 8-НК "Сведения о деятельности музея"

Роль социального партнерства в подготовке художников-реставраторов

Статья посвящена вопросам практико-направленного обучения, подходам к подготовке специалистов среднего звена в условиях развития научно-технического прогресса и повышенных требований работодателя, роли социального партнерства в системе среднего профессионального образования. 

В условиях быстро меняющейся экономики и при нынешних темпах развития науки невозможно подготовить высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста в отрыве от реального производства, не обеспечивая ему возможность осваивать современные технологии, без использования новейшего оборудования и материалов, с которыми ему придется работать после окончания учебного заведения. При этом под конкурентоспособностью следует понимать соответствие профессиональной подготовки выпускника требованиям, предъявляемым работодателем.

Для начала отвечу на два важнейших вопроса:

■ Какого специалиста желает получить работодатель? Владеющего новейшими технологиями, способного применять свои знания на практике, активного, способного постоянно учиться, что обеспечит высокий уровень функционирования и развития производства.

■ Каким образом образовательное учреждение может подготовить конкурентоспособного выпускника? Кроме наличия современно оснащенной материально-технической базы, постоянного развития профессиональной компетентности педагогов и обновления содержания образовательных программ, потребуются, в т. ч., и различные формы социального партнерства.

В рамках данной статьи под социальным партнерством будет пониматься особый тип научно-методического, педагогического и экономического взаимодействия образовательного учреждения с институтами рынка труда (работодателями), позволяющий включать работодателей в процесс профессиональной подготовки специалистов, что помогает образовательному учреждению максимально удовлетворять запросы потребителей образовательных услуг.

Социальное партнерство позволяет включать работодателей в процесс профподготовки специалистов.

Таким образом, качество подготовки специалиста и его конкурентоспособность напрямую зависят от успешности социально-образовательного партнерства.

Социальными партнерами Суздальского художественно-реставрационного училища (далее – СХРУ) являются Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря и Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР).

Понимание важности использования накопленного практического опыта, научного потенциала и материально-технической базы ведущих реставрационных центров страны легло в основу подготовки в СХРУ специалистов редкой профессии – художников-реставраторов.

Как проводится подготовка художников-реставраторов

В настоящее время на реставрационном отделении СХРУ производится подготовка по семи специализациям: реставрация станковой живописи, графики и книги, полихромной скульптуры и мебели, музейного металла, текстиля, архитектурного металла, скульптуры из камня. Многие специальности не имеют аналогов в других учебных заведениях, уникально и само их разнообразие. Каждой реставрационной специальности назначается куратор из числа специалистов Государственного научно-исследовательского института реставрации и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Художники-реставраторы из ведущих реставрационных центров являются руководителями стажировок и проводят производственные и преддипломные практики для студентов училища в реставрационных мастерских своих организаций.

Сотрудники ГосНИИР и Центра Грабаря являются руководителями практик в СХРУ.

Ежегодно между сотрудниками реставрационных организаций и образовательным учреждением заключается договор о взаимном сотрудничестве с перечислением обязательств сторон.

Суздальское художественно-реставрационное училище, организовавшее подготовку специалистов среднего звена по реставрационным специальностям, не имеющим аналогов в других учебных заведениях страны, фактически стало экспериментальной площадкой по объединению усилий образовательного учреждения и работодателей, обеспечивающих единство теоретического и научно-практического обучения.

“Цеховой” принцип. Профессию реставратора можно получить только в рамках постоянной совместной работы мастера и ученика. Основная заповедь реставратора – “не навреди!”. Неверное решение может привести к порче или гибели памятника. Поэтому без передачи навыков ремесла из одних рук в другие, без непосредственного общения на объекте с мастерами, только по книгам и учебникам, профессию реставратора получить невозможно.

Профессию реставратора невозможно получить только по учебникам. Для овладения ею необходимы занятия с опытными мастерами.

Совместная методическая и техническая работа с партнерами. При работе с объектами культурного наследия реставратор несет ответственность перед государством, обществом и историей. В основу концепции подготовки специалистов-профессионалов, разработанную училищем совместно с вышеназванными реставрационными организациями и с учетом государственных образовательных стандартов, легло формирование научного подхода к реставрации и хранению памятников.

При участии сотрудников ГосНИИР и Центра Грабаря осуществляется анализ квалификационных требований, предъявляемых к художнику-реставратору, определяется содержание образовательных дисциплин, разрабатываются учебные планы и программы, рецензируются рабочие планы и учебно-методические материалы, программы практик, проводятся Реставрационные советы, консультации по применению вновь разработанных методик, составляются рекомендации по обновлению материально-технической базы. Например, под научным руководством и при участии специалистов отдела научной реставрации деревянной скульптуры ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря, реставраторов высшей квалификации В. Г. Симонова, Л. П. Синициной и сотрудника Государственного исторического музея Л. А. Кологривовой, было сформировано программное обеспечение специализации “Реставрация полихромной скульптуры из дерева”.

Преподаватели и студенты специализации “Реставрация текстиля” работают в тесном контакте с реставраторами отдела тканей ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря, Государственного музея искусств народов Востока, Государственного музея театрального искусства им. А. А. Бахрушина.

Тесные профессиональные контакты связывают преподавателей и студентов специализации “Реставрация графики и книги” со специалистами отдела произведений графики ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря Л. Л. Метлицкой, Н. А. Костеревой, Н. С. Ульяновой, И. С. Беляковой, а также со специалистами научно-исследовательского отдела реставрации и консервации книг и документов Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. А. Рудомино И. А. Шиловой, И. Н. Луневым, Д. М. Борзовым, Н. К. Николаевой, заведующей научно-исследовательским отделом консервации и реставрации книг Р. М. Сальниковой.

Партнеры помогают училищу тем, что:

■ делятся многолетним опытом научной реставрации, разрабатываемыми ими методиками, новейшими материалами;

■ снабжают студентов и преподавателей училища информацией о проводимых научных конференциях, симпозиумах, семинарах по проблемам реставрации и консервации;

■ создают условия для проведения производственных и преддипломных практик;

■ проводят стажировки и консультации для преподавателей и студентов;

■ участвуют в Государственных комиссиях по защите дипломных работ;

■ содействуют совершенствованию учебно-материальной и информационно-технической базы;

■ участвуют в аттестации педагогических кадров, а также в лицензировании и государственной аккредитации учебного заведения.

Практикоориентированное обучение. Начиная со второго года обучения студенты под руководством опытных преподавателей и при участии специалистов из ведущих реставрационных организаций страны проводят сложные реставрационные и консервационные работы на музейных экспонатах. При этом по каждому вновь поступившему на реставрацию из музея памятнику необходимо провести кропотливую научную работу, связанную с тщательными историко-архивными и технологическими исследованиями. Результатом серьезного подхода к реставрации стало постоянное и долговременное сотрудничество с Государственным центральным театральным музеем им. А. Д. Бахрушина, Государственным музеем искусств народов Востока, а также региональными учреждениями культуры: Вологодским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, музеями Костромы, Иванова, Ярославля, Углича и других городов.

Ежегодно на реставрационном отделении в ходе учебного процесса восстанавливается более 100 памятников из фондов столичных из региональных музеев нашей страны, а также предметов, принадлежащих Русской православной церкви. Среди отреставрированных таким образом экспонатов – костюмы Ф. М. Шаляпина, Собинова, Ермоловой; плащаница и воздухи XVII в. из Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника; кольчуга XVII в. (диплом I степени на реставрационной выставке Триеннале 2006 г.), двойной венец с корунами и цатой XVI в. (Сольвычегодский историко-художественный музей); реставрация серии рукописных лубков XVIII в. из Вологодских музеев; десятки памятников кованого архитектурного металла (кресты и ворота церквей, ворота городских усадеб, козырьки, навесы, предметы быта); образцы темперной и масляной живописи.

Особенности обучения

Особенностью учебного процесса на реставрационном отделении является соединение в единое целое четырех компонентов:

1) изучение научно-реставрационных процессов и методик;

2) получение практического опыта по реставрации и исследованиям объектов культурного наследия реставрации;

3) изучение аутентичных художественных технологий обработки материалов;

4) общая художественная подготовка.

Изучение научно-реставрационных процессов и методик включает в себя следующие междисциплинарные курсы: материаловедение, технико-технологические исследования в реставрации, спецбиология, спецхимия, музейное хранение, цикл предметов историко-искусствоведческого направления (определяются характером специализации).

В течение всего срока обучения студента на базе действующей лаборатории технико-технологических исследований проводится изучение памятников искусства (в рамках курсовых и дипломных проектов) под руководством преподавателей и заведующего лабораторией.

Получение практического опыта по реставрации и исследованиям объектов традиционно проводится по следующей схеме:

1) описание сохранности;

2) фотофиксация;

3) проведение лабораторных исследований;

4) составление проекта реставрационных мероприятий (реставрационное задание);

5) утверждение реставрационного задания на Реставрационном совете;

6) практическая работа над объектом, фотофиксация в процессе и после реставрации;

7) принятие работы Реставрационным советом.

Работа ведется под контролем преподавателей училища, а также кураторов из ГосНИИР и Центра Грабаря. При необходимости проводятся промежуточные Реставрационные советы и дополнительные консультации. Все проводимые операции студент записывает в Дневник реставратора с указанием даты, используемых реставрационных материалов и рецептов.

Практическое обучение реставрации и консервации проводится по принципу “от простого к сложному”, “от теории к практике”. Реставрационные методики отрабатываются на образцах и объектах из методического фонда училища. Затем студенты под руководством опытных преподавателей и при внимательном участии кураторов реставрируют музейные памятники из музеев различных регионов Российской Федерации. Практика сотрудничества с музеями имеет еще один очень важный результат: соприкосновение с истинными историко-культурными ценностями заставляет студентов более глубоко и серьезно осознать нормы профессиональной этики реставратора, воспитывает патриотизм.

Работа с подлинными историко-культурными ценностями воспитывает в студентах серьезное отношение к вопросам профессиональной этики реставратора.

Изучение аутентичных художественных технологий обработки материалов (мастерство) направлено на приобретение знаний и практического опыта по технологиям обработки материалов, присущих памятникам различных эпох и школ. Эти знания и навыки дают возможность студентам под руководством преподавателей создавать реконструкции объектов реставрации, глубоко понимать сущность происходящих временных изменений.Общая художественная подготовка проводится традиционным образом и направлена на изучение основных изобразительных техник материалов, специфику выразительных средств различных видов изобразительного искусства.

Такая организация учебного процесса приближает студентов к производственной деятельности, обеспечивает единство теоретического и практического обучения и способствует формированию у студентов профессиональных компетенций, соответствующих требованиям современного уровня реставрации, деликатности и осмотрительности по отношению к наследию прошлого.

Результат партнерства

Социально-образовательное партнерство, выстроенное с момента становления и развития Суздальского художественно-реставрационного училища, стало естественной формой существования учебного заведения, позволило ему сформировать практико-направленное содержание образования и создать условия для подготовки конкурентоспособного специалиста.

Существующая система подготовки художника-реставратора обеспечивает стабильно высокие показатели востребованности выпускников реставрационного отделения. Это подтверждают данные организованного в училище мониторинга трудоустройства бывших студентов. Помимо этого, изучаются и анализируются отзывы работодателей о качестве подготовки специалистов, вышедших из стен училища.

Многие выпускники продолжают обучение в высших учебных заведениях (как правило, в заочной форме), что позволяет поддерживать кадровый потенциал реставрационной отрасли.

×
Хотите скачать файл?


Чтобы скачать этот файл и получить доступ к другим документам, зарегистрируйтесь. Это займет 1 минуту:)

В подарок - инструкция, как составить заявку на грант и выиграть!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Сайт для работников культуры!


Сultmanager.ru - профессиональный сайт, статьи здесь закрыты. Для работника культуры регистрация займет 1 минуту.

В подарок - инструкция, как составить заявку на грант и выиграть!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
×

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к системе «Культура»

Гость,
заберите Ваш подарок!

Активировать

Доступ к журналу «Справочник руководителя учреждения культуры»

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.