Роль социального партнерства в подготовке художников-реставраторов

226
Статья посвящена вопросам практико-направленного обучения, подходам к подготовке специалистов среднего звена в условиях развития научно-технического прогресса и повышенных требований работодателя, роли социального партнерства в системе среднего профессионального образования...

Виткина М.П.

директор федерального государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования “Суздальское художественно-реставрационное училище” 

Роль социального партнерства в подготовке художников-реставраторов

Статья посвящена вопросам практико-направленного обучения, подходам к подготовке специалистов среднего звена в условиях развития научно-технического прогресса и повышенных требований работодателя, роли социального партнерства в системе среднего профессионального образования. 

В условиях быстро меняющейся экономики и при нынешних темпах развития науки невозможно подготовить высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста в отрыве от реального производства, не обеспечивая ему возможность осваивать современные технологии, без использования новейшего оборудования и материалов, с которыми ему придется работать после окончания учебного заведения. При этом под конкурентоспособностью следует понимать соответствие профессиональной подготовки выпускника требованиям, предъявляемым работодателем.

Для начала отвечу на два важнейших вопроса:

■ Какого специалиста желает получить работодатель? Владеющего новейшими технологиями, способного применять свои знания на практике, активного, способного постоянно учиться, что обеспечит высокий уровень функционирования и развития производства.

■ Каким образом образовательное учреждение может подготовить конкурентоспособного выпускника? Кроме наличия современно оснащенной материально-технической базы, постоянного развития профессиональной компетентности педагогов и обновления содержания образовательных программ, потребуются, в т. ч., и различные формы социального партнерства.

В рамках данной статьи под социальным партнерством будет пониматься особый тип научно-методического, педагогического и экономического взаимодействия образовательного учреждения с институтами рынка труда (работодателями), позволяющий включать работодателей в процесс профессиональной подготовки специалистов, что помогает образовательному учреждению максимально удовлетворять запросы потребителей образовательных услуг.

Социальное партнерство позволяет включать работодателей в процесс профподготовки специалистов.

Таким образом, качество подготовки специалиста и его конкурентоспособность напрямую зависят от успешности социально-образовательного партнерства.

Социальными партнерами Суздальского художественно-реставрационного училища (далее – СХРУ) являются Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И. Э. Грабаря и Государственный научно-исследовательский институт реставрации (ГосНИИР).

Понимание важности использования накопленного практического опыта, научного потенциала и материально-технической базы ведущих реставрационных центров страны легло в основу подготовки в СХРУ специалистов редкой профессии – художников-реставраторов.

Как проводится подготовка художников-реставраторов

В настоящее время на реставрационном отделении СХРУ производится подготовка по семи специализациям: реставрация станковой живописи, графики и книги, полихромной скульптуры и мебели, музейного металла, текстиля, архитектурного металла, скульптуры из камня. Многие специальности не имеют аналогов в других учебных заведениях, уникально и само их разнообразие. Каждой реставрационной специальности назначается куратор из числа специалистов Государственного научно-исследовательского института реставрации и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Художники-реставраторы из ведущих реставрационных центров являются руководителями стажировок и проводят производственные и преддипломные практики для студентов училища в реставрационных мастерских своих организаций.

Сотрудники ГосНИИР и Центра Грабаря являются руководителями практик в СХРУ.

Ежегодно между сотрудниками реставрационных организаций и образовательным учреждением заключается договор о взаимном сотрудничестве с перечислением обязательств сторон.

Суздальское художественно-реставрационное училище, организовавшее подготовку специалистов среднего звена по реставрационным специальностям, не имеющим аналогов в других учебных заведениях страны, фактически стало экспериментальной площадкой по объединению усилий образовательного учреждения и работодателей, обеспечивающих единство теоретического и научно-практического обучения.

“Цеховой” принцип. Профессию реставратора можно получить только в рамках постоянной совместной работы мастера и ученика. Основная заповедь реставратора – “не навреди!”. Неверное решение может привести к порче или гибели памятника. Поэтому без передачи навыков ремесла из одних рук в другие, без непосредственного общения на объекте с мастерами, только по книгам и учебникам, профессию реставратора получить невозможно.

Профессию реставратора невозможно получить только по учебникам. Для овладения ею необходимы занятия с опытными мастерами.

Совместная методическая и техническая работа с партнерами. При работе с объектами культурного наследия реставратор несет ответственность перед государством, обществом и историей. В основу концепции подготовки специалистов-профессионалов, разработанную училищем совместно с вышеназванными реставрационными организациями и с учетом государственных образовательных стандартов, легло формирование научного подхода к реставрации и хранению памятников.

При участии сотрудников ГосНИИР и Центра Грабаря осуществляется анализ квалификационных требований, предъявляемых к художнику-реставратору, определяется содержание образовательных дисциплин, разрабатываются учебные планы и программы, рецензируются рабочие планы и учебно-методические материалы, программы практик, проводятся Реставрационные советы, консультации по применению вновь разработанных методик, составляются рекомендации по обновлению материально-технической базы. Например, под научным руководством и при участии специалистов отдела научной реставрации деревянной скульптуры ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря, реставраторов высшей квалификации В. Г. Симонова, Л. П. Синициной и сотрудника Государственного исторического музея Л. А. Кологривовой, было сформировано программное обеспечение специализации “Реставрация полихромной скульптуры из дерева”.

Преподаватели и студенты специализации “Реставрация текстиля” работают в тесном контакте с реставраторами отдела тканей ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря, Государственного музея искусств народов Востока, Государственного музея театрального искусства им. А. А. Бахрушина.

Тесные профессиональные контакты связывают преподавателей и студентов специализации “Реставрация графики и книги” со специалистами отдела произведений графики ВХНРЦ имени академика И. Э. Грабаря Л. Л. Метлицкой, Н. А. Костеревой, Н. С. Ульяновой, И. С. Беляковой, а также со специалистами научно-исследовательского отдела реставрации и консервации книг и документов Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы имени М. А. Рудомино И. А. Шиловой, И. Н. Луневым, Д. М. Борзовым, Н. К. Николаевой, заведующей научно-исследовательским отделом консервации и реставрации книг Р. М. Сальниковой.

Партнеры помогают училищу тем, что:

■ делятся многолетним опытом научной реставрации, разрабатываемыми ими методиками, новейшими материалами;

■ снабжают студентов и преподавателей училища информацией о проводимых научных конференциях, симпозиумах, семинарах по проблемам реставрации и консервации;

■ создают условия для проведения производственных и преддипломных практик;

■ проводят стажировки и консультации для преподавателей и студентов;

■ участвуют в Государственных комиссиях по защите дипломных работ;

■ содействуют совершенствованию учебно-материальной и информационно-технической базы;

■ участвуют в аттестации педагогических кадров, а также в лицензировании и государственной аккредитации учебного заведения.

Практикоориентированное обучение. Начиная со второго года обучения студенты под руководством опытных преподавателей и при участии специалистов из ведущих реставрационных организаций страны проводят сложные реставрационные и консервационные работы на музейных экспонатах. При этом по каждому вновь поступившему на реставрацию из музея памятнику необходимо провести кропотливую научную работу, связанную с тщательными историко-архивными и технологическими исследованиями. Результатом серьезного подхода к реставрации стало постоянное и долговременное сотрудничество с Государственным центральным театральным музеем им. А. Д. Бахрушина, Государственным музеем искусств народов Востока, а также региональными учреждениями культуры: Вологодским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, Владимиро-Суздальским музеем-заповедником, музеями Костромы, Иванова, Ярославля, Углича и других городов.

Ежегодно на реставрационном отделении в ходе учебного процесса восстанавливается более 100 памятников из фондов столичных из региональных музеев нашей страны, а также предметов, принадлежащих Русской православной церкви. Среди отреставрированных таким образом экспонатов – костюмы Ф. М. Шаляпина, Собинова, Ермоловой; плащаница и воздухи XVII в. из Вологодского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника; кольчуга XVII в. (диплом I степени на реставрационной выставке Триеннале 2006 г.), двойной венец с корунами и цатой XVI в. (Сольвычегодский историко-художественный музей); реставрация серии рукописных лубков XVIII в. из Вологодских музеев; десятки памятников кованого архитектурного металла (кресты и ворота церквей, ворота городских усадеб, козырьки, навесы, предметы быта); образцы темперной и масляной живописи.

Особенности обучения

Особенностью учебного процесса на реставрационном отделении является соединение в единое целое четырех компонентов:

1) изучение научно-реставрационных процессов и методик;

2) получение практического опыта по реставрации и исследованиям объектов культурного наследия реставрации;

3) изучение аутентичных художественных технологий обработки материалов;

4) общая художественная подготовка.

Изучение научно-реставрационных процессов и методик включает в себя следующие междисциплинарные курсы: материаловедение, технико-технологические исследования в реставрации, спецбиология, спецхимия, музейное хранение, цикл предметов историко-искусствоведческого направления (определяются характером специализации).

В течение всего срока обучения студента на базе действующей лаборатории технико-технологических исследований проводится изучение памятников искусства (в рамках курсовых и дипломных проектов) под руководством преподавателей и заведующего лабораторией.

Получение практического опыта по реставрации и исследованиям объектов традиционно проводится по следующей схеме:

1) описание сохранности;

2) фотофиксация;

3) проведение лабораторных исследований;

4) составление проекта реставрационных мероприятий (реставрационное задание);

5) утверждение реставрационного задания на Реставрационном совете;

6) практическая работа над объектом, фотофиксация в процессе и после реставрации;

7) принятие работы Реставрационным советом.

Работа ведется под контролем преподавателей училища, а также кураторов из ГосНИИР и Центра Грабаря. При необходимости проводятся промежуточные Реставрационные советы и дополнительные консультации. Все проводимые операции студент записывает в Дневник реставратора с указанием даты, используемых реставрационных материалов и рецептов.

Практическое обучение реставрации и консервации проводится по принципу “от простого к сложному”, “от теории к практике”. Реставрационные методики отрабатываются на образцах и объектах из методического фонда училища. Затем студенты под руководством опытных преподавателей и при внимательном участии кураторов реставрируют музейные памятники из музеев различных регионов Российской Федерации. Практика сотрудничества с музеями имеет еще один очень важный результат: соприкосновение с истинными историко-культурными ценностями заставляет студентов более глубоко и серьезно осознать нормы профессиональной этики реставратора, воспитывает патриотизм.

Работа с подлинными историко-культурными ценностями воспитывает в студентах серьезное отношение к вопросам профессиональной этики реставратора.

Изучение аутентичных художественных технологий обработки материалов (мастерство) направлено на приобретение знаний и практического опыта по технологиям обработки материалов, присущих памятникам различных эпох и школ. Эти знания и навыки дают возможность студентам под руководством преподавателей создавать реконструкции объектов реставрации, глубоко понимать сущность происходящих временных изменений.Общая художественная подготовка проводится традиционным образом и направлена на изучение основных изобразительных техник материалов, специфику выразительных средств различных видов изобразительного искусства.

Такая организация учебного процесса приближает студентов к производственной деятельности, обеспечивает единство теоретического и практического обучения и способствует формированию у студентов профессиональных компетенций, соответствующих требованиям современного уровня реставрации, деликатности и осмотрительности по отношению к наследию прошлого.

Результат партнерства

Социально-образовательное партнерство, выстроенное с момента становления и развития Суздальского художественно-реставрационного училища, стало естественной формой существования учебного заведения, позволило ему сформировать практико-направленное содержание образования и создать условия для подготовки конкурентоспособного специалиста.

Существующая система подготовки художника-реставратора обеспечивает стабильно высокие показатели востребованности выпускников реставрационного отделения. Это подтверждают данные организованного в училище мониторинга трудоустройства бывших студентов. Помимо этого, изучаются и анализируются отзывы работодателей о качестве подготовки специалистов, вышедших из стен училища.

Многие выпускники продолжают обучение в высших учебных заведениях (как правило, в заочной форме), что позволяет поддерживать кадровый потенциал реставрационной отрасли.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль