Малые музеи: мифы, реальные проблемы и способы их разрешения

2086
Уникальные преимущества малых музеев и как их использовать. Проектная деятельность малых музеев как способ их самоидентификации в культурном поле: обзор возможностей, разбор примеров, возможности и рекомендации...

Ильина Е.В.,

заместитель директора по науке Нижнетагильского муниципального музея изобразительных искусств

Л.Л. Смирных,

главный хранитель Нижнетагильского музея изобразительных искусств 

Малые музеи: мифы, реальные проблемы и способы их разрешения

Уникальные преимущества малых музеев и как их использовать. Проектная деятельность малых музеев как способ их самоидентификации в культурном поле: обзор возможностей, разбор примеров, возможности и рекомендации 

Музеи – знаковые учреждения, которые составляют неизменную культурную доминанту и определяют привлекательность региона. В культурной политике любого региона наличие и развитие малых музеев рассматривается как яркое явление «раскрепощения процесса культурного строительства в России». Малыми музеями в основном принято считать музеи малых городов численностью населения не более 50 тысяч человек и сельских поселений. Отметим, что только в малых городах живут 20 млн россиян, а это – 15% населения нашей страны. С сельской территорией этот процент будет еще выше.

За последние двадцать лет количество российских музейных организаций значительно выросло. Только в Уральском Федеральном округе сегодня насчитывается около тысячи музейных организаций. Лидирует Свердловская область, где в настоящее время существует 111 государственных и муниципальных музеев (вместе с филиалами). Начиная с 1990-х гг. музейная сеть Урала выросла почти в три раза, в которой более половины приходится именно на музеи малых городов и сел. Большинство музеев находятся в депрессивных территориях.

Появление значительного числа музеев выявило многие трудности, ключевой из которых стал низкий уровень профессионализма кадров, способных к реализации основных направлений деятельности музеев.

В целом, в последние двадцать лет малые музеи значительно активизировались, начался процесс их включения в общее социокультурное пространство страны. Приоритеты направления развития музеев в разные годы менялись. В 1990-е гг. наиболее актуальной была деятельность, связанная с образовательными программами и обеспечением общедоступности музеев. В 2000-х гг. была широко развернута работа по активному использованию и интерпретации музейных коллекций. В настоящее время ведущая стратегия переосмысление роли музеев в обществе и активация их участия в решении социальных проблем, в поддержке позитивных изменений в жизни общества, а значит в развитии территорий.

В последние годы работа малых музеев претерпела качественные изменения, в т. ч. вырос их интерес к участию в грантовых конкурсах, пришло понимание, что проектная деятельность – порой единственное средство ответить на вопрос, «каково твое “лицо”», в чем заключается твоя миссия в обществе, т. е. самоидентифицироваться в социокультурном пространстве.

Руководству малых музеев необходимо четко осознать и показать их роль в жизни общества, и проектная деятельность здесь – единственный путь. Главное – как позиционирует себя музей в обществе, сфокусирована ли его деятельность на населении, на каждом конкретном человеке, готовы ли музеи давать ответы на вопросы, волнующие людей, которые, по сути, являются единственными адвокатами нашей деятельности. И от того, насколько успешно музей встроится в сегодняшнюю ситуацию, обратится к участию в решении проблем общества, а значит, выявит новую модель своей деятельности, зависит его бытование в будущем.

Руководству малых музеев необходимо четко осознать и показать их роль в жизни общества, и проектная деятельность здесь – единственный путь.

Участие в грантовых конкурсах как способ развития малого музея

Значительную роль в формировании и развитии нового музейного кластера малых музеев за рубежом и сегодня уже и в России играют различные фонды, способствующие осуществлению самых смелых и, зачастую, весьма дорогостоящих проектов. В России с музеями активно работает Благотоворительный фонд Владимира Потанина, с грантовым конкурсом «Меняющийся музей в меняющемся мире». С 2004 г. в рамках этого конкурса были поддержаны более 200 музейных проектов. Фонд Потанина предоставил равные возможности всем музеям – и крупным, и малым. Это было новое и своевременное слово в смене музейной парадигмы.

Малым музеям все же сложнее завоевать грант из-за слабой развитости уровня профессиональной подготовленности, партнерских связей и малых ресурсов.

В 2013 г. на арену музейной проектной деятельности вышел Благотоворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, с грантовым конкурсом «Культурная мозаика малых городов и сел». В рамках первого конкурса 123 проекта получили грантовую поддержку, из них приблизительно 30% ̶ музейные проекты. Один из главных вопросов, решаемых Фондом Тимченко с помощью этого конкурса, – «…поиск решений для создания комфортной и интересной культурной среды для жителей малых городов и сел, поддержки культурного многообразия и появления возможностей для творческого развития». С помощью инновационных проектов у музея вряд ли получится сразу получить существенные денежные суммы, но они тот накопительный потенциал, за счет которого организация может приобрести вес в обществе. Проектная деятельность в данном случае становится инструментом получения доступа к этому потенциалу.

Инновационные проекты скорее не гарантированный и регулярный источник средств, а способ приобрести вес в обществе.

С 2006 г. в России работает также Благотворительный фонд «Династия», создателем которого стал Д. Зимин. В рамках деятельности фонда существует конкурс «Научный музей в XXI веке», поддерживающий проекты естественно-научных и технических музеев. В общей сложности за восемь лет фондом было поддержано около ста проектов. Поскольку конкурс поддерживает развитие и популяризацию науки, музеям малых городов и сел сложно отвечать требованиям конкурса. И потому конкурсом за эти годы поддержано всего одиннадцать подобных музейных проектов.Формирование качественной среды обитания с помощью проектов лежит в основе деятельности многих благотворительных фондов, работающих на территории Российской Федерации. В больших городах для того, чтобы изменить судьбу города, требуется создавать специальные условия, которые сделают общественные пространства привлекательными для посетителей: жителей и гостей города. Перед малыми городами и селами стоят те же задачи, но пространства этих жилых мест обладают тем, что трудно найти в мегаполисе: внутренней открытостью, ясностью, позволяющей человеку не чувствовать себя «чужаком». Невольно это проецируется и на малые музеи этих мест, где все соразмерно человеку и комфортно для него и в области восприятия информации.

Небольшой объем и компактность информации в малом музее – его сильная сторона.

Малый музей крайне привлекателен для человека, поскольку здесь мерилом всего служит сам человек.

Потому что в малых масштабах так легко сделать обращение лично к человеку и рассказать ему о глобальных проблемах просто и ясно, через близкие вещи. Конечно, при условии, что в музее все сделано, как надо, от подачи материала до перечня услуг, предлагаемых посетителям.

Мифы, мешающие развитию музея

В музейной среде существует много мифов и предрассудков, которые бытуют в организациях любого уровня. Вот лишь некоторые из них.

Миф 1. Хороший музей – это традиционный музей. И даже шаг в сторону от этой концепции порождает опасения, что музей потеряет свою научную основу. Исходя из реальной практики музейных экспериментов, музейные функции не изменятся, музей всегда будет изучать коллекции, чтобы на этой основе создавать научные экспозиции. Большинство малых музеев традиционно идет по этому пути.

Приоритом должно стать создание таких новых форм во всех направлениях музейной деятельности, которые позволят малому музею выделиться из общего ряда.

Но именно малым музеям часто крайне трудно выйти на эти позиции. В этом только «не леность душевная» может помочь. А еще – хорошие образовательные программы для повышения уровня квалификации со стороны методических центров. Только неординарная работа, создание сугубо индивидуальных проектов сделает малые музеи заметными и обратит на них внимание властей.

Неординарная работа и создание уникальных проектов сделают малые музеи заметными и обратят на них внимание властей.

Миф 2. Главное – побольше показать зрителю. Этого требует от деятельности музеев и пресловутый процент оборота коллекции, когда одним из главных критериев успешности музея являются цифры: не только число посетителей, финансов и пр., но и количество музейных предметов, предъявленных зрителю (работа музея на показатели). При этом работники музея упускают из внимания технологию образного раскрытия темы и идеи эмоционального воздействия на зрителя - представление информации, пространства, предметов коллекции через специальные программы, инерактив, прямые, косвенные и ассоциативные сравнения, грамотно поставленные вопросы… Иначе говоря, через то, что называется «под другим углом». Работникам музеев в малых горолах и селах сегодня очень трудно соблюсти эти критерии.

Миф 3. Все нужно делать самим. Многие российские музеи нехотя идут на эксперименты, их представители очень традиционны в своих высказываниях. Малому музею трудно выйти из традиционных рамоко чем свидетельствует и зарубежная практика, где привлечение внешних профессиональных кураторов и партнеров помогает взглянуть на собственные проблемы «внешним взглядом», разобраться в них и разработать проекты даже в достаточно депрессивных районах. Думается, этот опыт должен в самом скором времени прийти в российские перефирийные музеи.

Привлечение внешних профессиональных кураторов и партнеров помогает разработать действительно новые проекты даже в особо сложных услвоиях.

В поисках нетрадиционных методов в работе с посетителями и в развитии музея главным становится творческий подход – игры с формамами подачи информации, которые могут быть реализованы прежде всего через проектную деятельность, способную изменить и сам интерфейс музея.

Единственный ход – начинать делать многие маленькие, но гибкие проекты, предлагающих что-то новое, динамичное. И тогда посетитель уже никогда не задаст себе вопрос: «Зачем я должен снова идти в этот музей? Я там уже был и все видел».

Малые музеи – это не значимые коллекции, а значимые истории

Коллекции музеев малых городов, тем более музеев сельских, не обладает предметами первого ряда, и обладать ими никогда не будет. Общее для них – бытовой ряд типологически подобных вещей крайне среднего уровня. Но такие музеи нужны. Если учесть, что «музеи, театры и филармонии – индикатор экономического и морального здоровья общества» и что в небольших населенных пунктах музеи – единственное оставшееся возможное от этой триады, то наличие музея или его отсутствие – своеобразный барометр состояния данного общества в данном месте.

Но что делать музею, не имеющему ни значимых коллекций, ни специальных площадей, ни достойного финансирования? С конца семидесятых годов и до сегодняшних дней в России очень популярен фильм «Ирония судьбы или с легким паром». Причина проста: как сказал режиссер Вадим Абдрашидов, «…семидесятые доказали – частные истории могут быть не менее, а может быть и более интересны, чем история страны или целого процесса». Процесс открытия личных историй был общим в мире, и потому, видимо, вполне объяснима резкость писателя Орхана Памука во фразе «Надоели музеи, которые пытаются поведать историю какого-нибудь сообщества, организации, команды, общины, нации, государства, народа, фирмы или какого-нибудь предмета, объекта. Мы устали от них. И мы все сознаем, что истории обычных людей будут намного богаче, важнее и подарят нам больше радости, чем история всех народов, вместе взятых».

Частные истории могут быть не менее, а может быть и более интересны, чем история страны или целого процесса.

Малые музеи должны заняться конструированием социальной памяти через личные истории.

Краеведческий жанр коллективной памяти сегодня невероятно актуален, но подавать ее надо через память отдельного человека, которую стоит рассматривать как вместилище общей памяти. По сути, для малого музея это реальный путь развития, и неважно, о чем он будет говорить в глобальном масштабе. Личная память – единственное связующее звено между памятью о прошлом и гуманными ценностями, а в сегодняшнем обществе отсутствует консенсус о том, «что было?» и общие установки на настоящее и будущее. И здесь сотрудники малых музеев имеют мощный карт-бланш: личная история их места, замешанная на корневой (родовой) основе или истории, есть единственная возможность для музея обозначить свое пространство, стать заметными, принять на себя значимую роль в культурном и социальном пространстве территории. Проектная деятельность дает возможность в краткие сроки сгладить недостаток средств, нехватку профессионализма сотрудников и недостаточную широту партнерских связей. И именно малые музеи, по сути свободные от музейной догматики в трактовке процессов, могут противопоставить личную память «официальным» нарративам.

Пример 1

В Коптеловском музее истории земледелия и быта отказались от абстрактного обобщения истории села и рассказали о земледелии и быте XVII-XX вв. через конкретные истории жителей села, будь то частные истории или отзвуки истории: старинную крестьянскую утварь, сельскохозяйственные машины, солдатские письма и др. Все подано через очеловечивание. Все заставляет переживать. Через личные истории происходит и глубокое проникновение в историю страны. В результате, выстроив целый ряд программ для разных возрастов, музей стал своеобразной территорией общения, которая крайне популярна, интересна и востребована горожанами.

Малые музеи способны менять судьбу своей территории

В крупных городах мира процесс включения различных социальных групп в формирование городской среды происходит вполне активно. В городах меньшего масштаба дела обстоят хуже. При этом в последнее десятилетие можно заметить активизацию деятельности музеев малых городов и сел, возрастание их роли в развитии своей территории. Практика показала, что только проектная инициатива может создать условия для изменения состояния жизни в данной местности, при этом «служа своего рода “противовесом” явлению глобализации».

Сегодня активно развивается внутренний туризм, россиянам и правда стало интересно узнать свою страну. А значит, на малые музеи ложится серьезная ответственность по работе с местным сообществом и осознанию своей значимости в собственном пространстве.

Но многие не только малые, но и крупные музеи замкнуты на самих себе и очень трудно осуществляют выход в окружающее пространство. В действительности, музею очень важно жить вместе с местным сообществом, делать все для него и отвечать за него. Это тот самый инструмент, который позволяет работать с территорией, делать ее интересной. Это самая действенная модель для развития малых городов и сел.

Но чтобы стать заметным, значимым для территории явлением, музею надо быть повышено внимательным к каждой детали.

В существующих ресурсах нужно суметь найти то главное «нечто», что позволит малому музею отказаться от привычных знаков или брендов, увидеть то, что позволит создать уникальное для этого места явление.

Здесь важно осознать аутентичность собственного пространства, перевести ее в ресурс, способный стать если не поводом для развития всей территории, то важной составляющей. И только логика проектной деятельности позволит «замахнуться» на крупные преобразования, выявив весь спектр проблем – выстроить стретегии, привлечь партнеров, власть и финансовые ресурсы, и в краткие сроки реализовать идею.

Судьбы малых музеев в большинстве случаев зависимы от экономического развития самого места. Но существуют и другие примеры, когда музеи становились инициаторами развития территорий, в т. ч. и экономического. Самый звонкий, упоминаемый всеми – Коломенский проект про калач и пастилу. На территории Свердловской области это уже упомянутый музей в Коптелово и краеведческий музей в Арамашево. 

Пример 2

Краеведческие музеи в Алапаевском районе Свердловской области были открыты в 1960-х гг. Сегодня, благодаря деятельности знаковых личностей, они практически стали многофункциональными историко-культурными объектами. Главное в этих примерах – работа с территориями и с самим фоном жизни, когда создано единое пространство, а сотрудники принимают на себя ответственность за него. В результате в обоих селах в конце 2000-х гг. вернули к жизни родники, буквально на общественных началах и с привлечением спонсоров восстанавили церкви, восстановили и музеефицировали заброшенные избы, и в результате открыли и представили всем заинтересованным невероятной крастоты истории. Отметим, что во многом изменения в селе Арамашево произошли благодаря реализации программы «Уральских изб душа живая» ̶ победителя конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Благотворительного фонда В. Потанина в 2009 г. Проект стал своеобразным катализатором изменений.

Еще один мощный и свежий пример в малонаселенном пункте – история Сузунского краеведческого музея, которая связана с привлечением внешнего кураторства. Это поселок городского типа в Новосибирской области с населением чуть более 15 тысяч человек.

Пример 3

В 2011 г. музей, осознав что его главный ресурс – единственный за Уралом Монетный двор –Сузунский, также известный нумизматам как «Колыванский» заслуживает внимания, обратился к авторитетным внешним экспертам, разработавшими стратегический проект развития музея, связанный с продвижением территории. Грамотно составленный проект заинтересовал муниципалитет и позволил выйти на областные и частные инвестиции. Областные власти, а за ними и частный капитал, усмотрели в проекте серьезный экономический потенциал и возможность важных социальных изменений. В общей сложности за три года в проект было вложено из разных источников около1 млрд руб. За это время были проведены раскопы на Монетном заводе (вот она – сугубо музейная деятельность, и дальше можно было не идти!), отреставрированы памятники архитектуры (площадь музея увеличилась в три раза, коллекции пополнилась новыми предметами). Также были решены и важные социальные проблемы: расчищен пруд, построен мост, сокративший путь до Новосибирска на 50 км, гостиница, изменился фасад завода, появились новые рабочие места и пр. В связи с произошедшими изменениями музей превратился в музейно-туристический комплекс с новыми образовательными программами.. Реальные преобразования стали возможны благодаря грамотной оценке ресурса и стратегически правильно выстроенным стратегическим ходам, но главное – професииональным действиям приглашенных внешних кураторов. Это хороший пример того, как музей может быть включен в систему управления изменениями на конкретной территории. Подобные изменения улучшают экономические и социальные условия, а значит, и условия жизни людей.

Отметим, что ключевой фактор в развитии музейной деятельности, влияющей на изменение территории в лучшую сторону – это люди и знания, неравнодушие, инициативность.

Путь малых музеев – просветительское «развлечение»

Казалось бы, термин парадоксален в своей основе: музей не может одновременно просвещать и развлекать. Но он должен образовывать и давать ощущения, воспитывать чувства. Проблема «развлечения в музее» сегодня активно обсуждается в профессиональной среде. Но для малых музеев, где существует серьезная проблема с их посешаемостью и самоидентификацией, это важный момент. Эта форма не более чем инструмент для привлечения посетителей. Предположительно она может стать началом пути для серьезного «вхождения» зрителей в музей, развития самой организации. Потом, когда зрители привыкнут посещать и научатся смотреть и видеть, музеи, вероятно, будут искать другие способы воздействия.

Использование обучения с высоким уровнем интерактивно-развлекательных форм – один из наиболее эффективных путей развития малых музеев.

Неординарное, «облегченное» (понятное, доступное каждому) предъявление информации кажется единственно возможный ход привлечения в малые музеи неискушенного зрителя и форма работы с жителями ближнего круга. Сегодня практически нет музеев, в структуру деятельности которых не вошли бы элементы сценографии. Вопрос в другом – в уровне культуры предъявления того материала, который мы хотим, чтобы был воспринят зрителями. Для малых музеев это часто болевая точка. В стремлении «догнать и обогнать» теряется исконность места, деятельность музея переходит в уровень самодеятельности, клишированности, стереотипности. Именно проектная деятельность поможет удержать высокую планку и искать нетривиальные ходы. В малых городах и селах в настоящее время это, пожалуй, единственный вербальный путь к актуализации своего пространства.

Пример 4

Один из недавних и интересных примеров – проект «Виштынецкие сокровища гномов», где в эколого-историческим музее экскурсоводами «служат» сказочные существа – гномы, помогающие посетителям рассмотреть то, что находится у них под ногами. Особая музейная образовательная программа для детей и семейных групп позволяет участникам экскурсии, руководствуясь подсказками старого гнома, исследовать улицы поселка и его окрестности. Площадкой стала сама природная среда, погружающая в мир сказки о подземных жителях – гномах, а экспонатами –обыкновенные камни, оказываются настоящими сокровищами под ногами участников, пытающихся разгадать тайны. В старом карьере гостей ждет приключение: здесь нужно найти и взять с собой понравившийся камень, который гости самостоятельно отшлифуют в сказочной подземной мастерской гномов в музее и исследуют с помощью микроскопа, забирают себе на память, становясь его хранителем…

По мнению Орахана Памука, ведущей линией в местных сообществах должно стать «создание малых и дешевых музеев». Малый музей не значит непрофессиональный. Это – устойчивый музей. Это музей, куда может позволить себе прийти каждый. Это музей, когда можно сделать экспозицию буквально из самой идеи, но при этом рассказать о чем-то важном и глобальном. Это музей, который отвечает на вызовы общества, который изменяет сознание сообщества. Это музей, комфортный для человека, гибкий в решениях. В малых музеях есть время на проникновение в суть, на вникание и запоминание. Малому музею проще быть индивидуальным, имеет право выводить собственную линию, иметь «своего героя», оригинальную концепцию, уходя от клишированности. Оценка успешности музеев должна измениться. Они должен оцениваться не по количеству заработанных денег, а с точки зрения практического резонанса, который музей имеет в обществе: помогает ли его деятельность улучшению качества жизни людей? решает ли межэтнические конфликты? улучшает ли уровень образования, снимает ли агрессию? Есть надежда, что у малых музеев – большое будущее.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль