Как и зачем создаются региональные программ развития культуры

1126
Учреждение культуры сталкивается с федеральными, государственными, региональными и ведомственными программами развития на этапе их реализации. Чаще и активнее всего учреждения оказываются задействованы именно в региональных программах. И руководителям учреждений, и сотрудникам органов управления культуры ...

Зайцева Г.А.,

разработчик программ и концепций развития, эксперт ЗАО МЦФЭР, канд. биол. наук

Учреждение культуры сталкивается с федеральными, государственными, региональными и ведомственными программами развития на этапе их реализации. Чаще и активнее всего учреждения оказываются задействованы именно в региональных программах. И руководителям учреждений, и сотрудникам органов управления культуры полезно понимать, как создаются эти документы и что полезного они могут почерпнуть из них. Прислушаемся к опыту автора материала, на счету у которой участие в разработке более чем тридцати подобных документов.

К чему мы движемся 

В последнее время в Росси и за рубежом был проведен ряд исследований, позволяющих выявить основные характеристики «сильного», конкурентоспособного государства. К ним отнесены уровень его технологи, экономики и организации его общества.

Было установлено, что для развития стабильного общества, устремленного в будущее, необходимо следующее:

1) целенаправленная поддержка со стороны государства стремления к инновациям и технологическому развитию;

2) поддержание на высоком уровне накопленных обществом знаний;

3) активность институтов гражданского общества.

Отсутствие трех этих факторов в государственной политике приводит к тому, что государство неизбежно попадает в зависимость от сторонних сил и быстро приходит в упадок.

Одной из доминирующих тенденций развития мирового сообщества в течение ближайших десятилетий признается усиление роли индивидов. Общемировой рост среднего класса, доступность образования и широкое распространение новых средств электронной коммуникации, транспорта и производства будут подкреплять этот тренд.

Ключевым фактором нового технологического уклада станут нано- и информационные технологии и, как их следствие, – новые социальные и экономические сети. Индекс KEI (Knowledge Economy Index) характеризует способность страны создавать, усваивать и распространять знания, способность трансформировать государство в сторону экономики знаний. По этому индексу, Россия находится на 55-ой позиции, между Вьетнамом и Пакистаном. Такое положение авторы исследования связывают с особыми проблемами России: истощением человеческих ресурсов, связанным с неблагоприятными условиями последних двадцати лет, снижением интеллектуального, нравственного и творческого потенциала населения. Эти данные ориентируют на преодоление отставания России в мировом технологическом развитии путем повышения качество образования, роли культуры в общественных процессах, развития разнообразных сетевых структур, поддерживающих целостность российской общности.

Для преодоления опасностей ближайших десятилетий предложен ряд механизмов, среди которых «осознанное формирование региональных кластеров, изначально ориентированных на создание уникального продукта и занятие им доминирующего положения на мировом рынке».

Учитывая то, что сильной стороной России исторически считается мощный ресурс культуры, речь может идти о культурных кластерах (например, кластерах регионального культурного туризма). Это – одна из немногих наших возможностей влиять и формировать мировое культурное пространство.

Культурные кластеры должны обеспечивать эксклюзивное предложение, а значит – открывать новые возможности и обеспечивать новое качество жизни для тех, кто воспользуется их услугами.

Под кластером регионального культурного туризма понимается географическая концентрация в пределах региона взаимосвязанных организаций и дополнительных сервисов в этой области. В случае культурного туризма это учреждения культуры и не только (в первую очередь музеи, музеи-заповедники, национальные парки, организации народных художественных промыслов и др.), организации, обеспечивающие современную туристскую инфраструктуру, создающие и реализующие программы для разных целевых аудиторий посетителей и др. Кластеры возникают и создаются из-за того, что они увеличивают конкурентоспособность входящих в них организаций и эффективность их деятельности.

Кластеры возникают и создаются из-за того, что они увеличивают конкурентоспособность входящих в них организаций и эффективность их деятельности.

Важные принципы построения регионального культурного кластера: 

региональная политика, объединение региональных талантов и возможностей, объединение целей в единую систему.

Запуская процесс перспективного планирования, следует учесть, что среди 12 наиболее влиятельных технологий 2025 г., напрямую связанных с культурой, названы мобильный Интернет, автоматизация обработки знаний, облачные технологии.

Развитие аналитических центров, осуществляющих качественный, научно обоснованный прогноз может стать ключевым звеном в создании эффективных культурных кластеров.

В проекте Основ государственной культурной политики, вынесенной на общественное обсуждение, в задачи государственной культурной политики входит изменение подходов к региональному развитию и территориальному планированию с целью существенного повышения роли объектов культурного наследия, исторической среды городов и поселений, деятельности музеев-заповедников по восстановлению традиционных для конкретного региона форм хозяйственной деятельности, землепользования, обычаев и промыслов. Это позволит повысить эффективность мер, принимаемых для сохранения российских малых городов, создать условия для развития культурно-познавательного туризма. Для чего нужна Концепция?

Программы (концепции) развития культуры регионов являются частью системы государственного планирования социально-экономического развития в Российской Федерации. Их необходимость проистекает из потребностей развития культуры общества и обусловлена требованиями к эффективности управления на основе применения программно-целевого подхода. Программно-целевой подход в культуре означает определение приоритетов и целей с учетом социально-экономического развития Российской Федерации, разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ, определение объемов и источников их финансирования. Этот документ отражает особенности программно-целевого управления социально-экономическим развитием Российской Федерации. Одним из важнейших законодательных актов в этой связи становится Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Он устанавливает «правовые основы стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и порядок их взаимодействия с общественными, научными и иными организациями в сфере стратегического планирования». Этим законом вводятся три уровня стратегического планирования в Российской Федерации: федеральный, уровень субъектов Российской Федерации и уровень муниципальных образований.

В РФ существует три уровня стратегического планирования: федеральный, уровень субъектов Федерации и уровень муниципальных образований.

Под стратегическим планированием понимается деятельность его участников по целеполаганию, прогнозированию, планированию и программированию социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, направленная на решение задач их устойчивого социально-экономического развития. Закон определяет общие положения процедур и полномочия различных органов власти по подготовке и утверждению документов стратегического планирования, сроки действия некоторых из них. Комплексная оценка хода и итогов реализации документов стратегического планирования оценка рассматривается как часть документа и как часть процесса реализации стратегии и осуществляется посредством мониторинга реализации этих документов.

В рамках данной статьи будут рассмотрены вопросы стратегического планирования культуры на региональном уровне.

В практике государственного управления получает все большее распространение принцип федерализма, который состоит в том, чтобы наиболее эффективно использовать региональные возможности, разграничивая предметы ведения между федеральным центром и субъектами Федерации.

Принцип федерализма состоит в наиболее эффективном разграничении полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации. 

Подразделение задач по уровням 

Целевые программы являются инструментом регулирования и управления стратегий экономического, социального и научно-технического развития, формой хозяйственной деятельности, способом концентрации ресурсов для решения неотложных первоочередных проблем. Реализация программ обеспечивает достижение поставленной цели и задач наиболее эффективными путями и в установленные сроки.

В настоящее время действуют государственные, федеральные, региональные и ведомственные целевые программы.

Четкое определение государственной программы дано в постановлении Правительства РФ от 02.08.2010 № 588 «Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации». Согласно п. 2 этого постановления, государственная программа представляет собой систему мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам, и инструментов государственной политики, обеспечивающих в рамках реализации ключевых государственных функций достижение приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и безопасности. Государственная программа (далее – ГЦП) включает в себя федеральные целевые программы (ФЦП) и подпрограммы, содержащие в т. ч. ведомственные целевые программы и основные мероприятия органов государственной власти.

Для достижения целей, поставленных в государственной программе, используются такие инструменты государственного управления, как бюджетное финансирование, меры государственного регулирования, механизмы взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями, организациями иных организационно-правовых форм, гражданами. Федеральные целевые программы, в нашем случае – ФЦП «Культура России (2012-2018 годы» обеспечивают эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, а также инновационное развитие экономики.

Целевые программы экономического, социального и иного развития регионов являются важнейшим прямым регулятором территориальных процессов.

Государственная программа субъекта Российской Федерации – документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Ведомственная целевая программа – утвержденный субъектом бюджетного планирования либо выделяемый им в аналитических целях комплекс мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи.

Учреждение культуры сталкивается с целевыми программами на этапе их исполнения: на базе учреждений проходят важные мероприятия, включенные в программы, сотрудники учреждения организуют или принимают участие в таких мероприятиях. Поэтому руководителю учреждения полезно знать о наиболее значимых программах и их содержании заранее, чтобы распределить свои усилия и подготовить коллектив к грядущим событиям: рассчитать нагрузку, не планировать собственных крупных мероприятий на этот же период и т. д.Полезно также понимать логику процесса: как создается программа, какие разделы в нее включаются, какие количественные и качественные характеристики предусматриваются.

Как создается программа

Основа документа 

Все региональные документы стратегического планирования опираются на стратегию социально-экономического развития Российской Федерации и прогноз социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и разрабатываются с учетом Стратегии пространственного развития РФ.

Программа развития культуры в регионе может рассматриваться как отраслевой документ стратегического планирования Российской Федерации, в котором определены приоритеты, цели и задачи государственного и муниципального управления региона в культуре.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере стратегического планирования развития культуры относятся:

1) определение приоритетов социально-экономической политики, долгосрочных целей и задач развития культуры субъектов Российской Федерации. Иными словами, региональный орган управления культуры определяет, какие задачи являются принципиально важными в долгосрочном периоде, на чем он собирается сконцентрировать свое внимание и в какие процессы намерен включить подведомственные учреждения;

2) установление требований к содержанию документов стратегического планирования, порядку их разработки, рассмотрению и утверждению (одобрению) с учетом положений;

3) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования (планов, программ и пр.);

4) обеспечение согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования.

Система стратегического планирования развития культуры строится на следующих принципах:

■ преемственности и непрерывности – под ними подразумевается, что цели и задачи развития культурной политики на уровне региона подчиняются имеют общую логику развития, и все мероприятия, проводимые в рамках реализации программы, служат достижению одних и тех же глобальных целей. Итоги одного мероприятия могут давать старт другому (так, например, проведение серии флэш-мобов в разных населенных пунктах может завершаться проведение единого культурно-массового мероприятия, а концерты в муниципальных учреждениях – вести к общему сводному мероприятию в центральном учреждении региона);

■ сбалансированности – развитие должно идти равномерно по всем направлениям культурной политики, включать в себя учреждения всех типов и видов (без перекосов в сторону одних направлений за счет полной невключенности других);

■ реалистичности – планы должны быть выполнимыми;

■ ресурсной обеспеченности – у исполнителей должен быть доступ к необходимым ресурсам, и их должно хватать;

■ измеряемости целей – определить, достигнута или не достигнута цель, должно быть легко («провести сто выставок в год», «открыть для зрителей новое здание филармонии» и другие однозначные измеряемые показатели и факты);

■ ответственности участников – у каждого мероприятия в рамках программы и стратегии определяется ответственный, которые отчитывается за его организацию и проведение;

■ открытости процесса стратегического планирования – процесс должен быть понятным, информация о нем – доступной всем его участникам и интересующимся.

Структура программы 

Типовая структура региональной целевой программы развития культуры включает в себя:

1) анализ ситуации и характеристику существующих проблем;

2) стратегическую цель (миссию) программы, основные цели и задачи, направленные на решение выявленных проблем;

3) систему мероприятий (характеристика, сроки и порядок реализации), расчет затрат, необходимых для их осуществления);

4) ресурсное обеспечение (финансовое, организационное, кадровое, материально-техническое и технологическое);

5) механизм реализации;

6) способы управления и контроля за ходом ее реализации;

7) оценку ожидаемой эффективности и социально-экономических последствий от реализации программы.

Уже на этом уровне региональная целевая программа представляет интерес не только для сотрудника органа управления, но и для руководителя учреждения культуры: из программы они получат полную картину происходящего в регионе, смогут оценить роль и место определенного типа учреждения в региональной культурной карте.

Для региональных программ, как и для ФЦП, разрабатываются паспорт программы и технико-экономическое обоснование. Нередко для принятия управленческого решения по разработке полноценной программы рассматриваются концепции развития, которые охватывают позиции, поименнованные выше в пунктах 1, 2, 4 и 7.

Разработка программы по шагам Построение любой программы как организационно-функциональной структуры управления начинается с определения ее целей. Общая цель системы государственного управления – создание оптимальных условий достижения определенного уровня состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития.

Важно сформировать структуру целей, расположить их в строго иерархическом порядке, проследить взаимосвязь между целями разного содержания, их логику и взаимную увязку при достижении основной цели.

Цель должна ориентироваться на конечный результат, а не на критику существующей системы.

Цель должна ориентироваться на конечный результат, а не на критику существующей системы.

Распоряжением Правительства РФ от 14.06.2001 № 800-р был одобрен Типовой макет программы экономического и социального развития субъекта РФ, который носит рекомендательный характер. И хотя само распоряжение утратило силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 30.06.2010 № 484, Типовым макетом продолжают пользоваться. Его главное его назначение – обеспечить определенное методологическое единство региональных программ и взаимоувязанность их с целями государственной стратегии экономического и социального развития.

Можно выделить десять основных этапов разработки целевых программ с учетом вышеназванного документа и существующих передовых практик ряда регионов:

1) выбор объекта программы, исходя из стратегических приоритетов развития региона;

2) проведение ситуационного анализа и выявление проблем развития; оценка ресурсного потенциала развития;

3) определение приоритетов, целей, задач и направлений соответствующей целевой программы;

4) выбор путей и способов достижения целей и решения задач, обоснование направлений развития. На этом этапе разрабатывается концепция решения программных проблем, определяются варианты решения основных задач, обосновываются этапы и выявляются наиболее эффективные направлений реализации целевой программы. Разрабатывается структура программы, с определением подпрограмм, блоков проектов (мегапроектов) и отдельных проектов;

5) обоснование системы мероприятий, необходимых для достижения целей программы, выстраивание их по срокам и порядку реализации;

6) оценка ресурсов (прежде всего на НИОКР и инвестиций), необходимых для выполнения проектов, подпрограмм и программы в целом, их научно-технического и информационного обеспечения, а также возможных источников финансирования и условий их поступления (собственные средства, кредиты, выпуск акций, бюджетная поддержка и т. п.). Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для реализации программы. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы;

7) проведение маркетинговых исследований, определение возможного объема выпуска, цен и эффективности программных продуктов, сроков окупаемости проектов, подсистем и программы в целом;

8) определение показателей достижения целей социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, сроков и этапов реализации стратегии;

9) определение механизма реализации программы. Механизм включает в себя перечень мер по организации управления реализацией программы, контроль за ходом ее выполнения, увязку сроков поступления средств на финансирование программы из различных источников (бюджетных и внебюджетных), оценку рисков – ожидаемых социально-экономических и экологических последствий задержки хода реализации программы и выработку своевременных рекомендаций по предотвращению нарушения сроков решения проблемы. Контроль и приемка работ включают в себя контроль за ходом и результатом выполнения программы, необходимые для того, чтобы своевременно внести в нее коррективы, что усилит ответственность исполнителей за эффективность использования выделенных на программу ресурсов;

10) создание целевых организационных структур, подготовка кадров для выполнения программ.

Обычно для реализации программ создается целевая организационная структура (консорциум, холдинг, финансово-промышленная группа и т. п.). По каждой подпрограмме, а также по каждому проекту определяются заказчик, научный руководитель (генеральный конструктор) и директор. Целесообразно организовать обучение менеджеров проектов, подпрограмм и программы.

Разработка и реализация региональных целевых программ осуществляется с учетом «Порядка разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация», утвержденного постановлением Правительством РФ от 26.06.1995 № 594 с дополнениями и изменениями.

Государственный заказчик несет ответственность за своевременную, качественную подготовку и реализацию целевой программы, подготавливает исходное задание на ее формирование, управляет действиями разработчиков, осуществляет управление исполнителями программы после ее утверждения, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию программы.

Разработка региональных комплексных целевых программ направлена на обеспечение тесного взаимодействия и сочетание отраслевого и территориального аспектов, преодоление ведомственных барьеров при обеспечении развития территорий региона.

К документам стратегического планирования, разрабатываемым на уровне субъекта Российской Федерации, относятся: 

■ план мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации;

■ государственные программы субъекта Российской Федерации;

■ схема территориального планирования субъекта Российской Федерации.

К разработке документов стратегического планирования могут привлекаться общественные, научные и иные организации с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой, служебной и иной охраняемой законом тайне. С 2017 г. документы стратегического планирования подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре.

С 2017 г. документы стратегического планирования подлежат обязательной государственной регистрации в федеральном государственном реестре.

В целях обеспечения открытости и доступности информации об основных положениях документов стратегического планирования их проекты выносятся на общественное обсуждение и размещаются на официальном сайте органа, ответственного за разработку документа.

Возможными результатами работы региона по созданной программе является ресурсное обеспечение программы и достижение в той или иной мере планируемых ожидаемых результатов.

Инструментом осуществления стратегических и оперативных мер по реализации основных направлений развития учреждений культуры, достижения конкретных и перспективных целей являются Программы комплексного развития учреждений культуры – среднесрочный стратегический план, состоящий из Концепции программы, Системы мероприятий и Технико-экономического обоснования. Их структурное соответствие региональным целевым программам и ФЦП позволяет осуществлять их встраивание в программы более высокого порядка в виде разделов, проектов и отдельных мероприятий. В качестве примера можно привести Программу комплексного развития музея-заповедника, которая, как и федеральные целевые программы, представляет собой комплекс поэтапно разрабатываемых взаимоувязанных частей: 

1) системный анализ комплекса музея-заповедника в динамике его исторического развития, обоснование возможных параметров развития территорий и объектов музея-заповедника с точки зрения их культурообразующего содержания, выявление и формализация социально-культурной миссии музея-заповедника на современном этапе и на перспективу, анализ основных проблем, стоящих перед музеем-заповедником, и описание оптимальных путей их решения («Концепция Программы»);

2) совокупность программных мероприятий по развитию музея-заповедника, а также их финансовых и поэтапных временных характеристик (Система мероприятий программы);

3) технико-экономическое обоснование (ТЭО) системы программных мероприятий с оценкой их ожидаемой эффективности.

Разработка Программы комплексного развития учреждения и/или региональной целевой программы развития культуры дает возможность получить инструмент, позволяющий обосновано и эффективно решить задачи сохранения, восстановления и использования ресурсного потенциала, и выйти на качественно новый уровень его функционирования.

С примером паспорта государственной программы города Москвы «Культура Москвы 2012 – 2018 гг.» можно ознакомиться в приложении к постановлению Правительства Москвы от 20.09.2011 № 431-ПП. В приложении 1 дан паспорт Региональной Программы развитие культуры Калининградской области, в разработке которой принимала участие автор материала. А в приложении 2 приведены основные структурные разделы Программы комплексного развития музея-заповедника, обобщающие практику разработки программ для более чем 30 музеев-заповедников России. 

Приложение 1

Целевая комплексная программа «Культура Калининградской области» (2007 – 2011 гг.)»

Паспорт целевой комплексной программы «Культура Калининградской области (2007 – 2011 гг.)»

Наименование

Программы

Целевая комплексная программа «Культура Калининградской области (2007–2011 гг.)» (далее – Программа)

Заказчик Программы

 Правительство Калининградской области

Основной

разработчик

программы

Министерство культуры Калининградской области

Основания для разработки Программы

Закон Калининградской области от 05.05.1998 № 64 «О регулировании отношений субъектов культурной деятельности», Федеральная целевая программа «Культура России (2006 – 2010 гг.)», решение Совета по культуре при Губернаторе Калининградской области

Основные исполнители Программы

Министерство культуры Калининградской области, Министерство образования, Министерство промышленности, Министерство финансов, Конкурсное агентство, Агентство главного распорядителя кредитов, Совет по культуре при Губернаторе Калининградской области, администрации муниципальных образований области, учреждения культуры области, творческие союзы и общественные организации культуры, национально-культурные общества и автономии

Цели Программы

1. Развитие культуры области как важного ресурса социально-экономического обновления региона.

2. Обеспечение широкого доступа граждан к культурным ценностям, знаниям и информации.

3. Сохранение и рациональное использование культурного наследия Калининградской области.

4. Обеспечение свободы творчества и прав граждан на участие в культурной жизни.

5. Сохранение единого культурного пространства России и интеграция культуры региона в мировой культурный процесс.

Задачи Программы

1. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала населения, повышения экологической, эстетической и правовой культуры граждан.

2. Развитие форм культурной деятельности и расширение круга потребителей услуг культуры.

 3. Обеспечение сохранности и рациональное использование культурного и исторического наследия, музейных, библиотечных и архивных фондов.

 4. Сохранение и развитие национальных культур, обычаев и традиций народов, обеспечение толерантности в гражданском обществе.

5. Сохранение и развитие системы художественного образования, поддержка молодых дарований.

 6. Адресная поддержка профессионального искусства, литературы и творчества.

 7. Обеспечение культурного обмена, поддержка производителей культурного продукта и его продвижение на российский и международный рынок.

8. Развитие материально-технической базы сферы культуры, включая информатизацию отрасли, применение инновационных технологий и оснащение специализированным оборудованием.

9. Создание условий для адаптации сферы культуры к рыночным отношениям.

10. Оптимизация расходования бюджетных средств, сосредоточение ресурсов на решении приоритетных задач в области культуры

Перечень и характеристика программных мероприятий

1. Развитие сферы культуры Калининградской области и совершенствование деятельности учреждений культуры.

2. Укрепление и развитие материально-технической базы сферы культуры. Система мероприятий по укреплению и развитию материально-технической базы учреждений культуры, включая информатизацию отрасли, применение инновационных технологий и оснащение специализированным оборудованием.

3. Стратегические социально-актуальные проекты (мегапроекты).

4. Долгосрочные проекты

Сроки выполнения программы

2007–2011 гг.

Объемы и источники финансирования Программы

Объем финансирования, необходимый для реализации Программы 2007-2011 гг. – млн руб.,

■ из которых предназначенных для освоения в рамках государственно-частного партнерства – <…> млн руб.

Объем бюджетных средств уточняется ежегодно при формировании бюджета на очередной финансовый год, исходя из возможностей бюджета Калининградской области и его доходной части

Ожидаемые результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

1. Модернизация отрасли культуры, улучшение качества и повышение уровня услуг в области культуры за период 2007-2011 гг. отражены в следующих основных показателях: <…>.

2. Внедрение новых коммуникативных, информационных и управленческих технологий в сферу культуры.

3. Совершенствование материально-технической базы для устойчивого функционирования и развития учреждений культуры Калининградской области

Показатели социально-экономической эффективности

Основные показатели социально-экономической эффективности

Наименование услуги

Натуральный показатель оценки услуги

Количественные изменения

Проведение спектаклей и концертов

Количество зрителей

возрастет на 30%

Приобщение граждан к культурным ценностям культурно-досуговыми учреждениями

Увеличение количества зрительских мест

на 4 тыс. мест

Обеспечение доступа граждан к информационным ресурсам

■ Количество потребителей информационного продукта (сайтов, виртуальных музеев, выставок, библиотек, турмаршрутов и т. п.);

■ доля единиц хранения, занесенных в электронный каталог;

■ количество учреждений, имеющих доступ в Интернет;

■ количество компьютеризированных рабочих мест для пользователей

возрастет на 300%

возрастет на 70%

возрастет на 60%

возрастет на 50%

Обеспечение доступа граждан к государственным библиотечным фондам

■ Книговыдача;

■ книгообеспеченность

возрастет на 10%

возрастет на 20%

Расширение межрегионального и международного культурного обмена

Количество проведенных межрегиональных и международных культурных акций

возрастет на 20%

Киновидеообслуживание

Количество зрителей

возрастет на 40%

Организация музейных экспозиций, выставок и мероприятий

Посещаемость

возрастет на 20%

Обеспечение сохранности памятников истории и культуры,

их рациональное использование

Доля объектов, включенных в туристическую инфраструктуру и культурную деятельность,

в т. ч. доля объектов, нуждающихся в реставрации, в отношении которых будут выполнены исследовательские, проектные и реставрационные работы

25%

20%

Дополнительное художественное и музыкальное образование детей

Доля учащихся, занимающихся в детских музыкальных, художественных и школах искусств, на 1 тыс. жителей детского возраста

10%

Развитие самодеятельного и народного художественного творчества, сохранение традиций и самобытности национальных культур

Количество участников любительских, творческих объединений

возрастет на 5% от общего количества

Переподготовка работников отрасли

Количество повысивших квалификацию

Ежегодно не менее 20% от общего количества

Создание рабочих мест

Количество мест

Увеличение на 10%

Информатизация сферы культуры

Количество компьютеров

Количество локальных сетей

850 шт.

30 ед.

Услуги по обеспечению доступа граждан к государственным библиотечным фондам

Книговыдача

Возрастет суммарно за 5 лет на 18 тыс. ед.

Киновидеообслуживание

Ремонт кинозалов с заменой оборудования

В 9 городах области

Услуги по расширению доступа к кино-видеопродукции путем внедрения иннова-ционных технологий

Модули приема киновидеопродукции и мультимедийные комплексы

До 50% обеспечения

Услуги по обеспечению доступа граждан к государственным музейным фондам в областных и муниципальных музеях

Количество посетителей

Возрастет на 0,25 млн чел. (суммарно за 5 лет)

В т. ч. услуги по обеспечению сохранности музейных фондов

Единицы музейного хранения

Возрастет на 11%, или составит ориентировочно 188 тыс. ед.

Услуги по обеспечению сохранности памятников истории и культуры

Количество объектов, в отношении которых будут выполнены исследовательские, проектные и реставрационные работы

32 объекта, из них 9 в Калининграде

В т. ч. услуги по охране и рациональному использованию памятников истории и культуры

Использование механизма Государственно-частного партнерства (ГЧП)

Создание двух модельных объектов:

1. Музей-заповедник «Прейсиш-Эйлау».

2. Музей-заповедник «Форты Калининграда»

Обеспечение условий культурного досуга населения в клубных учреждениях

Сокращение числа зданий клубов и домов культуры, нуждающихся в капитальном ремонте

до 25%

Создание рабочих мест

■ реставраторы недвижимых объектов и музейные реставраторы,

■ специалисты в сфере информатизации культуры,

■ работники культурно-досуговой инфраструктуры,

■ пополнение коллективов театров, творческих лабораторий и студий,

■ сотрудники создаваемых музеев-заповедников и филиалов существующих музеев,

менеджеры культурных проектов

Ориентировочно 500 рабочих мест

Приложение2

Основные структурные разделы Программы комплексного развитиямузея-заповедника

1. Цели изадачи программы комплексного развития 

Цели программ развитияопределяются, исходя из миссии и насущных потребностей того или иногомузея-заповедника. Одна из важнейших целей любого музея-заповедника –достижение его сбалансированного, устойчивого развития как необходимого идостаточного условия долговременного и надежного сохранения уникальногокультурного наследия, обеспечивающего реализацию гражданами РоссийскойФедерации их конституционного права на доступ к культурным ценностям, а такжевключение объектов, территорий и фондов музеев-заповедников в мировоекультурное пространство.

Формулирование целей – необходимое условие присоставлении стратегических и рабочих планов. Цели ставятся на определенныйпериод развития. Их постепенное достижение свидетельствует о правильностивыбранной стратегии развития и эффективности реализации программы.

2.Анализ ресурсного потенциала и основные направления развития (Концепция)

Разработка программ комплексного развитиямузеев-заповедников начинается с создания концепций этих программ. 

Типичнаяструктура концепции:

Введениесодержит краткую характеристику музея-заповедника в контексте современнойсоциально-экономической ситуации в стране.                          

Раздел «Основания для разработки программы» раскрывает методологическую базу, на основекоторой создается программа.

Вразделе «Миссиямузея-заповедника. Основные цели и задачи программы его комплексного развития» формулируетсямиссия, на ее основе определяются цели и задачи программы.

Раздел «Историясоздания и развития музея-заповедника» характеризует основные этапы становления и развития данногоучреждения культуры, изменения его статуса, описывает его современноесостояние.

Раздел «Анализсостояния музея-заповедника. Основные проблемы его функционирования» включает анализ и выявляетсуществующие и могущие возникнуть проблемы в таких сферах, как территория иобъекты недвижимости музея-заповедника, музейные фонды, коллекции и обеспечениеих сохранности вопросы состояния и охраны культурного ландшафта,земельно-правовых отношений и др.

В разделе «Деятельность музея-заповедника, проблемыего функционирования и дальнейшего развития» дается характеристика основныхнаправлений деятельности с учетом существующих проблем и перспектив дальнейшегоразвития.

Анализируются такие направлениядеятельности, как:

■ хранение, учет и реставрацияфондов;

■ экспозиционно-выставочная работа,публичное представление объектов и коллекций;

■ научно-исследовательскаядеятельность;

■ культурно-просветительская иобразовательная деятельность;

■ издательская деятельность;

■ информационные технологии вдеятельности музея-заповедника;

■ посещаемость музея-заповедника,работа с разными категориями посетителей;

■ системы безопасности;

■ организационная структура и пути ееоптимизации;

■ оборудование, обеспечивающеефункционирование и развитие различных направлений деятельностимузея-заповедника.

Важнейшая часть концепции программы –«Основные направления развития».Здесь обосновывается необходимость, актуальность и эффективность реализации врамках программы приоритетных проектов, позволяющих реализовывать миссиюмузея-заповедника и решать стоящие перед ним цели и задачи. Дается краткое иемкое описание каждого проекта, предусматривается вариативность сроков егореализации, особое внимание уделяется эффективности использования бюджетныхсредств.

Последняя часть концепции программы –заключение.

3.Система мероприятий 

Система взаимоувязанныхпрограммных мероприятий является основой целевой программы. Состав мероприятийопределяется, учитывая необходимость достижения общих целей программы путемпоследовательного решения задач, обозначенных в концепции развитиямузея-заповедника. Учитывается, что поступательное развитие и успешноефункционирование музейного комплекса требует проведения ряда мероприятий, в т.ч. неотложных, которые обеспечат сохранность музейных объектов и фондов. Этимероприятия включают в себя проведение ремонтно-реставрационных работ намемориальных объектах недвижимости, являющихся памятниками архитектуры, историии культуры; мероприятия по сохранению историко-культурного наследия;мероприятия по модернизации оснащения и оборудования, мероприятия превентивнойконсервации музейных ценностей, находящихся в экспозициях и ряд других.

Основной целью системымероприятий является сохранение историко-культурного наследия того или иногомузея-заповедника, создание на этой основе устойчиво функционирующегоцелостного музейного, культурно-просветительного и образовательного комплекса,развивающегося в соответствии с современными социокультурными и экономическимиусловиями.

Система программныхмероприятий охватывает такие направления деятельности, как:

■ сохранение и рациональноеиспользование культурных ценностей (переоборудование помещений для храненияфондов, оснащение фондов современным оборудованием для хранения);

■ создание материально-техническойбазы для развития музея-заповедника (капитальный ремонт, реставрация);

■ сохранение и публичноепредставление музейных ценностей (подготовка изданий, выставок и экспозиций);

■ реализация научно-исследовательскихи просветительных функций музея-заповедника;

■ создание основы для эффективнойдеятельности музея-заповедника (оснащение оборудованием и внедрение современныхкомпьютерных технологий в музейную деятельность);

■ улучшение обслуживания посетителейи др.

Ресурсное обеспечение программы.Проблема ресурсного обеспечения целевой программы является весьма важной при еереализации, поэтому данная стадия работы по программе требует учета,распределения (в разрезе мероприятий и по блокам) по годам реализации ипредставления в документах программы всех форм привлечения инвестиций.

4.Механизмы реализации и контроль за выполнением программ

Реализация Программы обеспечивается комплексоммероприятий по правовому, организационному, финансовому, информационному иметодическому обеспечению.

Для определения эффективностиреализации учреждениями культуры Системы мероприятий программ применяются целевыеиндикаторы.

Оценка результативности бюджетных расходовосновывается на показателях, характеризующих:

■ степень достижения целей, решениятактических задач;

■ степень соответствиязапланированному уровню затрат;

■ экономическую эффективность, подкоторой понимается соотношение значений показателей, характеризующихнепосредственные результаты деятельности, с затратами на их достижение;

■ общественную эффективность.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×