Структура быстрого реагирования

351
Общая тенденция развития сферы культуры подталкивает учреждения всех типов и видов к многоформатности. Библиотеки доказывают свое право быть «третьим местом», музеи и образовательные организации активно развивают новые программы и приносящую доход деятельность, театры экспериментируют с новыми аудиториями, вплоть до маленьких детей, филармонии дают концерты для слушателей, находящихся за многие сотни километров от залов… Какое место занимают сейчас и ...

Общая тенденция развития сферы культуры подталкивает учреждения всех типов и видов к многоформатности. Библиотеки доказывают свое право быть «третьим местом», музеи и образовательные организации активно развивают новые программы и приносящую доход деятельность, театры экспериментируют с новыми аудиториями, вплоть до маленьких детей, филармонии дают концерты для слушателей, находящихся за многие сотни километров от залов… Какое место занимают сейчас и могут занять выставочные залы в сфере, где все стремятся заниматься всем? В чем уникальность и исключительность? Почему скорость реакции так важна именно в той отрасли, где десятилетиями могло не происходить ничего принципиально нового? Побеседуем об этом с директором Объединения «Выставочные залы Москвы», исполнительным директором Ассоциации менеджеров культуры Елизаветой Борисовной Фокиной. 

Елизавета Борисовна, расскажите, пожалуйста, о структуре объединения «Выставочные залы Москвы». Сколько выставочных залов входит в объединение? Как выстроены отношения между ними?

Объединение «Выставочные залы Москвы» (далее – Объединение. – Примеч. ред.)  ̶ молодой проект. Юридическое и «идеологическое» объединение началось в октябре 2013 года. Это сложный процесс. В свое время в Москве существовало 28 выставочных залов. Это был уникальный опыт по созданию выставочных площадок шаговой доступности, ни в одном другом городе России ничего подобного не было.

В объединение вошло восемнадцать выставочных залов. Все они располагаются за пределами Садового кольца, единственное исключение – выставочный зал «Творчество» на станции метро Таганская на кольцевой линии метро.

Еще до структурного объединения Ассоциация менеджеров культуры по заданию Департамента культуры города Москвы я с коллегами проводила мониторинг деятельности залов: мы смотрели, с какими художниками там работают, кто посетители, сколько человек в штате и что это за люди – нас интересовало их образование, опыт и такие качества, как дружелюбие и гостеприимство.

По результатам мониторинга стало понятно, что примерно третья часть залов, которые в итоге вошли в Объединение, неплохо себя чувствует и в плане выставочной политики, и с точки зрения оказания услуг населению. К ним относятся, например, галерея «Беляево», известная своими детским и выставочными программам, галерея «Нагорная», развивающая культурно-досуговую деятельность, и галерея «Ковчег», которая специализируется на искусстве XX века, проводит экспертизу работ. Эти и подобные им галереи хотели развиваться, оказывать населению разнообразные услуги – и успешно делали это.

Но оказалось, что даже у успешных галерей зачастую нет четко выстроенной художественной политики, они были предоставлены сами себе и развивали экспозиционно-выставочную деятельность так, как сами ее понимали. Приходилось выживать, поэтому кто-то организовал на своей базе багетную мастерскую, а кто-то – художественный салон. Все это было довольно стихийно. Поэтому первоочередной задачей, поставленной перед нами Департаментом культуры, было создание независимого экспертно-кураторского совета. Совет, во-первых, должен перепроектировать деятельность даже не каждого отдельного зала, а всех залов в целом и дать независимую оценку их деятельности, а, во-вторых, экспертно проанализировать результаты совместной работы Союзов художников и дизайнеров с галереями в рамках существовавших у них партнерских отношений. Нам было важно не столько учесть интересы уже многоопытных представителей этих союзов, сколько понять, состоят ли в них молодые художники, дизайнеры, архитекторы, насколько активно они вовлечены в их деятельность, учитываются ли их потребности. Цель – дать молодым возможность представить свои проекты в наших выставочных пространствах. К сожалению, даже в Москве почти нет государственных и частных галерей, которые были бы готовы на постоянной основе выставлять работы молодых архитекторов, дизайнеров и художников.

В недалеком будущем мы бы хотели учредить премию для молодых художников и кураторов. Победители смогут реализовать свои проекты на наших площадках.

Управленческая структура Объединения выглядит следующим образом. Образованы кураторский и экспертный советы. Каждый куратор отвечает за развитие своего направления (например, художественные практики в современном контексте, художественные сетевые проекты, арт-резиденции и программа международного художественного обмена, зона публичного комфорта/коммуникации «третьи места», многофункциональные центры и так далее.д.). В рамках каждого направления работает два-три выставочных зала, куратор работает взаимодействует с каждым залом напрямую.

Совет кураторов ставит перед руководителями галерей важное условие: предлагать проекты не только для своих галерей, но и сетевые, которые могут распространяться как на несколько, так и на все объединенные залы. У нас не очень большие выставочные площади, поэтому с точки зрения пиара, обеспечения информационной доступности и привлечения аудитории нам важно проводить сквозные проекты с участием многих галерей, чтобы тематически выступать единым фронтом. Также мы стали вовлекать галереи Объединения в городские проекты и акции, такие как «Ночь в музее» и «Ночь искусств».

По какому принципу залы подразделяются на направления? 

Восемнадцать залов были разделены на восемь направлений по географическому принципу и по темам, к которым они сами тяготели. Например, выставочные залы «Солнцево» и «Арт-холл» находятся в наиболее удаленных районах города с неблагоприятной транспортной доступностью. Оба зала – чуть ли не единственные учреждения культуры в районе. По сути, они выполняют на этих территориях роль домов культуры и естественным образом тяготеют к многофункциональности. Эти залы вошли в направление «Многофункциональные культурные центры».

Выставочные залы «Варшавка» и «Феникс», который сейчас переименован в «Сколково», представляют собой пространства квартирного типа. Как ни показывай в их стенах замечательные работы, не удастся добиться того визуального эффекта, которого можно достичь в большой галерее. Совершенно очевидно, что таким залам нужен какой-то иной тип выставочной деятельности. Мы предложили им такой формат, как арт-резиденции – с мастерскими и возможностью проживания художника – и подобрали кураторов.

Направление «Художественно-сетевые проекты» развивают галереи «Нагорная», «Замоскворечье» и «Пересветов переулок».

Направление «Профессиональные художественно-образовательные практики» представлено галереями «Беляево» и «На Каширке». Это очень устойчивые и «продвинутые» учреждения, которые плотно работают с профессиональным сообществом. Ведут это направление Марина Бушуева и Виталий Пацюков – , люди, хорошо известные всем, кто интересуется интересующимся современным искусством.

Направление «Зона публичного комфорта» пока находится в стадии формирования. Им будут заниматься две очень непохожие галереи: «Наследие» и «Ростокино». «Наследие» фактически в одиночку обслуживает три района с численностью населения около девяти тысяч человек. В «Ростокино» будет создан Электромузей с цифровыми медиа, музыкой и видео – настоящий продюсерский центр по работе с населением, где люди смогут сами создавать музыкальные и видеоролики.

Направление «Формирование художественной среды и просветительская деятельность» (название пока условное) объединяет в себе галереи «Богородское», «Измайлово» и «Галерея XXI века». Они больше тяготеют к образовательным проектам, работают с детской и студенческой аудиторией средствами современного искусства. На базе этих галерей появится детский музей, лекторий для студентов профильных вузов и не только.

«Лаборатория средового дизайна и экспозиционно-выставочных проектов» ̶ это музей новых медиа, так называемый «жидкий музей». К работе на этом направлении нам удалось привлечь архитекторов-дизайнеров Ларису Климову и Александра Ермолаева из архитектурно-дизайнерской студии «Мастерская-таф». Они создадут в галереях «Солнцево» и «Арт-холле» школу народного и детского дизайна, в которой каждый сможет научиться создавать удобные пространства.

Последнее направление «Художественные практики в современном контексте» представлено галереями «Ковчег» и «На Таганке», которые будут работать с искусством XX века и популяризировать его.

По какому принципу формировались кураторский и экспертный советы? Кто вошел в их состав?  

Для участия в кураторском совете мы искали активных людей под задуманные направления. Это был свободный выбор. У кураторов была возможность заявить о своем интересе, познакомиться с состоянием дел и решить, что можно развить в той или иной галерее и готовы ли они это сделать.

Например, арт-директор замечательной московской галереи Лариса Гринберг с самого начала тяготела к вошедшему в Объединение «Замоскворечью», потому что там занимались очень близкой и интересной ей темой – авангардом.

Нам было важно сохранить в кураторском совете бывших директоров, на стороне которых опыт, и привлечь новых людей, которым хочется работать. Поэтому кураторы определялись по направлению интересов, желанию реализовывать в пространствах выставочных залов свои проекты и готовности работать как со старым, так и с новым коллективом.

При формировании экспертного совета мы ориентировались на возможность продвижения общих ценностей и достижения общих целей. Поэтому в совет вошли представители учреждений культуры и статусные эксперты, с которыми нам хотелось создать и развивать партнерские отношения. Это Иосиф Бахштейн – директор Института проблем современного искусства и Школы современного искусства «Свободные мастерские», Алиса Прудникова – директор Уральского филиала ГЦСИ, Ольга Шишко – основатель Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб», дизайнер-график Сергей Серов из Фонда развития и поддержки графического дизайна «Золотая пчела», Наталья Юрьевна Самойленко – директор музея-заповедника «Царицыно»… Это компетентные и лояльные к нам специалисты, которые готовы давать нам рекомендации и помогать в продвижении нашей деятельности.

Мультиформатность сейчас в моде. Дома культуры исторически развивали различные направления творчества. Библиотеки и музеи активно осваивают новые методы и формы работы с аудиторией. Театры открывают для себя новые аудитории. В чем принципиальное отличие выставочных залов от других типов учреждений культуры?

У выставочного зала есть ряд формальных и неформальных отличительных признаков. Формальный – выставочный зал получает госзадание на проведение выставок. Зал должен отработать его, проведя определенное количество мероприятий, привлекая определенное число посетителей. С другой стороны, выставочное объединение не имеет права хранить и формировать свои фонды: зал не имеет музейного статуса. В общем-то, это плюс – раз у нас нет своей коллекции, значит, мы более мобильны. В других учреждениях выставки возможны, но они проходят не так часто. А в госзадании на объединение из 18 залов предусмотрено 400 выставок в год. Это значит, по двадцать выставок на каждый зал. Много. Тяжело и коллективам, и кураторам.

Поскольку мы находимся в районе и работаем с людьми, нам нужны культурно-досуговые формирования. А значит, нужно предусмотреть оказание культурно-досуговых услуг в рамках внебюджетной деятельности.

Мы бы хотели, чтобы наши образовательные направления соответствовали концепции каждого выставочного зала. Тогда в этой адекватности и связанности сформируется уникальность каждого конкретного направления и зала. Чтобы зал предлагал не просто набор из курсов английского языка, танцев живота и капоэйры, а услуги, которые, безусловно, соответствуя потребностям населения, отвечают общей тематике деятельности Объединения, привлекают именно этим и приносят учреждению доход. Сейчас мы хотим использовать отличную практику галереи «Беляево»: в ней развивается направление «Изопарк», из которого выросла детская художественная галерея, совершенно логично появились курсы лепки и другие занятия. На этой территории мы хотим открыть кофейню и музейно-книжный магазин. То же хотелось бы сделать в галерее «На Каширке», а в магазине при галерее «На Таганке» будем продавать современную профессиональную литературу.

Что такое «моноформатная деятельность»?

Отдельно – книги, отдельно – картины, отдельно – кафе.

Это плохо?

Это не слишком эффективно. Сейчас экономика и культура потребления таковы, что человек не просто идет в кино, а идет посмотреть фильм, заодно полистать и выбрать книгу, посидеть в кафе после сеанса, а по дороге домой накормить детей мороженым. Значит, наша задача – создать в выставочных залах такие центры притяжения, чтобы люди, приходя на выставку, могли выбрать из целого набора разнообразных услуг и продуктов те, которые им понравятся. Галерея таким образом развивает внебюджетную деятельность, повышает свою эффективность. А посетитель будет доволен местом, где получит комплекс услуг. Если я, как мама, привожу своего ребенка на занятие в кружок, зачем мне тратить целый час, просто сидя в коридоре? Мне как минимум нужен wi-fi, чтобы, скажем, проверить почту, а еще лучше – возможность воспользоваться этим wi-fi за чашкой кофе. А если я могу параллельно посетить такую же художественную мастерскую и получить дополнительное образование – это просто идеальная ситуация!Чем важен именно сетевой принцип работы с галереями? Они могли бы заниматься тем же самостоятельно.

Сети под силу такие проекты, которые не сможет воплотить одна институция. Например, сейчас мы перезапускаем направление «Краеведение». Для этого ведется исследование районов, в которых расположены залы. Исследование серьезное, методичное с привлечением социологов и культурологов. Знания о районах, которые мы получим по итогам исследований, через какое-то время позволят нам создавать районные музеи и выставки.

Мы пытаемся охватить своими проектами близлежащие территории, включить в эту работу местное сообщество. Точно так же мы делаем проекты, выходящие за рамки наших пространств.

Да, наверно, самая главная отличительная черта объединения выставочных залов – возможность создавать новые проекты из разряда тех, которые невозможно делать в одиночку. А если говорить о профессиональном сообществе, то объединению галерей под силу привлечь молодых художников и кураторов, позволив им выступить в одном пространстве и оперативно перевезти выставку на другую территорию.

Когда все стремятся заниматься всем, остается ли в спектре культурного предложения место учреждениям, которые честно и хорошо ведут только один вид деятельности – основной уставной? 

Я считаю, что место есть всему. Самое сложное – создать инфраструктуру, самое простое – ее разрушить. Восстановить ее потом практически невозможно. Но лучше пусть будет разнообразие.

У нас есть выставочные залы, которые хотят заниматься только выставками, но мы с ними боремся: убеждаем, что мы должны общаться с публикой. Когда выставочный зал, существующий для публики, с публикой не работает – это… странно. Значит, он работает для себя, и это не зал, а «избушка на клюшке»: выставка сделана, информации о ней нет, посетители не приходят, но госзадание по количественным показателям исполняется. Осталось только придумать число посетителей. Искусство ради искусства возможно, но в других формах и в другом месте. Сделать ремонт, багеты, собрать произведения, чтобы потом к вам никто не пришел, ̶ это не наш путь.

Когда мы только приступали к реформированию сети выставочных залов Объединения, перед нами стояло три задачи. Первая – работа с персоналом. Вторая – оптимизация управленческой структуры, и здесь удалось обнаружить много неэффективных и непрозрачных историй. Третья – изменение визуального облика галерей. Я оптимист и всегда ставлю задачу-максимум, но надо признать, что в этом направлении мы продвигаемся медленно. В данный момент в пяти залах идет текущий ремонт, параллельно меняются фасады, ведутся работы по обеспечение доступа маломобильным категориям граждан. Около пятнадцати видов ремонтных работ находится в разных стадиях готовности. Сейчас не во все наши пространства можно пригласить и кураторов, и гостей. Вернее, пригласить-то можно… К концу года мы по мере сил постараемся привести все в порядок.

Что такое принцип «культура в шаговой доступности» в Вашем понимании? Как это может выглядеть? 

Отчасти это межмузейные проекты. После того, как будут закончены ремонтные работы, мы сможем пригласить музеи в наши галереи.

Для меня шаговая доступность культуры выражается в том, чтобы житель города, который устал за рабочую неделю и не хочет выезжать из своего района в выходные, мог сам и с членами своей семьи получить набор культурных услуг и визуальных наслаждений, не уходя далеко от дома. Чтобы за интересной выставкой ему необязательно было ехать в Третьяковскую галерею, а достаточно было зайти в местный выставочный зал.

Должны ли эти выставки отличаться – по масштабу, темам?  

Вполне возможно, что да. Мне кажется, тема локальных историй становится все более важной, люди тяготеют к ней. К тому же, периферия и районы стали включаться в крупные проекты. Например, часть интересных проектов Биеннале современного искусства специально проводилась на площадках в периферии, чтобы посетители специально ехали туда. Когда галереи Объединения проводят у себя «Ночь в музее», мы пытаемся предложить набор событий, ничем не уступающий тому, что предлагает Музей Москвы. Мы вовсе не хотим меряться с кем-то силами – масштаб просто несопоставим. Я только хочу сказать, что так проявляется принцип децентрализации – и что на периферии могут развиваться интересные проекты, ради которых можно приехать из центра. Тем более, что в Москве почти все живут не в центре.

Кого Вы считаете потребителем услуг выставочных залов? Чем живет этот человек, чем занимается?  

Сейчас пользователи наших услуг – это мамы с детьми и пенсионеры, как и у многих других учреждений культуры. Сейчас мы работаем над привлечением профессиональной аудитории художников и кураторов, которые приходят со своими проектами.

Хотим – представителей неформальных объединений, молодежь, компании по интересам… Очень интересна неорганизованная школьная аудитория. Хотя и организованные экскурсии продолжают существовать, как и партнерские проекты выставочных залов с учреждениями социальной защиты.

И особенно сильно хочется заинтересовать аудиторию молодых людей, специалистов, приехавших в Москву зарабатывать деньги. Хочется показать им, чем еще богат этот город.

Какие количественные и, главное, качественные показатели ставит перед собой Объединение? 

Число выставок и мероприятий, количество их посетителей (общее и по возрастным группам) и разных аудиторий, которые должны быть охвачены этими мероприятиями, объем внебюджетных средств, количество клубных формирований и другие показатели. К сожалению, в госзадании закреплены только количественные показатели. Качественные мы ставим перед собой сами. Самый главный из них – это естественная смена аудитории. Мы внедряем новую репертуарную политику. Кому-то она понравится больше, кому-то – меньше. Это нормальный процесс: одни посетители отсеиваются, а новые приходят, когда вдруг обнаруживают что-то интересное для себя.

 Для нас очень важен репутационный рост в профессиональном сообществе. Нам бы хотелось, чтобы росло число художников и кураторов, которые желали бы с нами работать. И еще хочется сделать имидж выставочных залов узнаваемым ̶ чтобы, увидев вывеску, люди сразу понималиь, что это выставочный зал, то есть место, где их приветливо встретят приветливо и они смогут , и можно будет увидеть что-то интересное.

Как может быть выражено признание Объединения профессиональным сообществом, в чем это может проявляться? 

Я пойму, что «нас признали», когда музеи сами начнут приходить в галереи с предложениями о совместных проектах на наших площадках.

А пока на базе Объединения и Ассоциации менеджеров культуры создается креативная «команда быстрого реагирования». Я, как руководитель Объединения и Ассоциации менеджеров культуры, буду стараться привлекать в эту команду больше профессионалов, разновозрастных, разнонаправленных, способных реализовывать сложные проекты.

Есть ли готовые рецепты, как привлечь горожан в выставочные залы, сделать их соучастниками выставок и событий?

Мне кажется, что готовых рецептов нет. Любые инициативы, особенно новые, требуют ручной работы, в них очень важен человеческий фактор. Есть набор продуктов и услуг, который гарантированно будет понятен аудитории и популярен, но это только технология. Технология – это хорошо, но технологизировать все – невозможно. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×