Между гаджетом и шедевром. Популяризация культурного наследия в сети Интернет на примере проекта «Виртуальный университет»

255
Необходимость использования современных технологий в работе музеев, особенно в сфере популяризации культурного наследия, ни у кого сегодня не вызывает сомнений. Главная проблема, которая стоит перед музеями, заключается в том, что необходимо соблюсти некое «равновесие сил» между гаджетом и шедевром. На примере Музеев Московского Кремля разберемся, как выполнить задачу популяризации наследия не в ущерб предметам и без увлечения только формой распространения данных...

К.Т. Медведева,

заведующая сектором лекционных программ, менеджер по работе с учебными заведениями Музеев Московского Кремля

Необходимость использования современных технологий в работе музеев, особенно в сфере популяризации культурного наследия, ни у кого сегодня не вызывает сомнений. Главная проблема, которая стоит перед музеями, заключается в том, что необходимо соблюсти некое «равновесие сил» между гаджетом и шедевром. На примере Музеев Московского Кремля разберемся, как выполнить задачу популяризации наследия не в ущерб предметам и без увлечения только формой распространения данных. 

Анатомия «университета» 

Современные сайты музеев с виртуальными экскурсиями, 3D реконструкциями и т. д. не должны отдалить публику от музеев и заменить обществу их посещение. Технологии, наоборот, должны привлечь людей в музей, а особенно молодое поколение, которое уже не представляет себе жизни без компьютера и Интернета.

Технологии должны привлекать людей в музей, а не заменять его посещение.

Музеи Московского Кремля на базе своего лектория попытались создать доступ к эксклюзивному образовательному контенту. Этот проект получил название «Виртуальный университет». Проект адресован всем тем, кто интересуется русской и европейской историей и культурой, как профессионалам, так и любителям. Его идея заключается в том, чтобы записать лекции, прочитанные в лектории Музеев Кремля, и разместить их в медиаформате в Интернете. Таким образом, эти материалы станут доступны широкому кругу пользователей сети Интернет, где бы ни проживали «студенты»: в Москве, Владивостоке, Мурманске или даже за пределами России.

Предыстория. Идея создания «Виртуального университета» родилась в 2011 г. Именно тогда впервые в рамках проходящих в Музеях Московского Кремля выставок лекторий пригласил к себе в гости мэтров российской и зарубежной науки: ведущих ученых и преподавателей крупнейших учебных заведений. Эта инициатива вызвала большой интерес у публики. Поэтому было принято решение продолжить работу в этом направлении и сделать лекции доступными для широкой аудитории. С этого времени к восьми выставочным проектам («Венчания на царство и коронации в Московском Кремле», «Великий князь и государь всея Руси Иван III», «Индия. Драгоценности, покорившие мир», «“Золотой век” английского двора», «Генри Мур», «Сокровища Мальтийского ордена», «Сокровищница Медичи», «Поль Пуаре – король моды») было прочитано и размещено в сети Интернет 28 лекций и пять выступлений кураторов выставок. Это достаточно далеко от первоначальной идеи предоставить в рамках выставки слово только одному лектору. Уже в самом начале работы над проектом у его команды сформировалось понимание того, что интереснее будет пригласить нескольких специалистов, позволяя слушателям взглянуть на тему с разных сторон, увидеть ее многообразие. Следующим шагом стало объединение разрозненных лекций в логически связанные циклы. Далее мы стали предоставлять слово не только ученым-теоретикам, но и музейным хранителям. Таким образом общетеоретические вопросы могут быть раскрыты на примерах конкретных экспонатов.

Наполнение. Для чтения лекций в «Виртуальном университете» Музеи Московского Кремля приглашают профессионалов высокого уровня, занимающихся разной тематикой. Исследовательская работа специалистов лектория должна быть связана с проблематикой выставки, при этом связь области собственных изысканий и имеющихся наработок с материалами выставки является обязательной для лектора. Благодаря этому лекции, звучащие на музейной площадке, подготовлены специально для проекта и уникальны.

Среди лекторов – историки и искусствоведы, литературоведы и театроведы, поэты и геммологи, наши коллегий из других музеев. Партнерами Музеев Московского Кремля в данном проекте выступают преподаватели из МГУ им. М.В. Ломоносова, Высшей школы экономики, РГГУ, Театрального института им. Б. Щукина, РУТИ – ГИТИС, сотрудники Государственного института искусствознания, Британского совета и Государственного музея Востока, кураторы галереи Тейт.

Лекции внутривыставочных проектов связаны между собой, образуя целые циклы. Это дает возможность слушателям всесторонне познакомиться с эпохой, явлением, личностями, которым посвящена выставка. Именно поэтому мы можем позиционировать проект как своеобразный «университет». Образование в нем бесплатно. 

В рамках выставочного проекта «“Золотой век” английского двора» «студенты» на лекциях д. ист. наук О.В. Дмитриевой (МГУ им. М.В. Ломоносова) могли познакомиться с историей рождения английского ренессансного двора, личностью Генриха VIII, придворной культурой эпохи Елизаветы Тюдор. Об английской драматургии XVI–XVII вв., творчестве Шекспира они могли узнать на лекции доктора искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля науки РФ А.В. Бартошевича (РГГУ). Лекции, приуроченные к выставочному проекту «Генри Мур и классический канон современной скульптуры», дали возможность пользователям Интернета услышать о творчестве Г. Мура (сотрудник Фонда Г. Мура А. Фельдман), о традициях и новаторстве в современной скульптуре (куратор галереи Тейт К. Стивенс), о месте и роли скульптуры в городском пространстве (глава отдела изобразительных искусств Британского Совета А. Роуз), об английской поэзии эпохи модернизма (поэт, лауреат Государственной премии Г.М. Кружков). Выставка «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле» дала возможность «Виртуальному университету» сделать следующий шаг и объединить изучение стран и эпох. Так, на лекции д.и.н. профессора М.А. Бойцова (ВШЭ) «студенты» познакомились с традициями коронации в Западной Европе в раннее средневековье, с представлениями о монаршей власти в античности, варварском обществе и средневековой Европе. О венчании на царство и коронациях в России, о влиянии на Русь западной и византийской традиций, об обществе и власти слушатели узнали из лекций д. ист. наук А.А. Горского (МГУ) и канд. ист. наук А.П. Шевырева (МГУ).  

Привлечение и вовлечение посетителей. Одна из целей «Университета» - сделать лекции доступными для широкого круга людей, не только для посетителей лектория Музеев Московского Кремля. Поэтому выступления лекторов в медиаформате размещаются на сайте Музеев Московского Кремля, а также на страничках Музеев Кремля в социальных сетях Facebook, Тwitter, «Вконтакте» и на сайте YouTube.

Простое размещение лекций на сайте и в социальных сетях не обеспечит их массовый просмотр.

Кроме того, наша задача состоит не только в том, чтобы привлечь внимание к лекции и добиться увеличения числа ее просмотров, но и в привлечении людей в лекторий на запись этой лекции. Поэтому проводится активная работа с аудиторией, в первую очередь, в социальных сетях. Она начинается за три недели до чтения лекции в лектории. Работа ведется он- и офф-лайн:

■ на сайте Музеев, сайте выставки (с 2013 г. в период работы выставки функционирует ее отдельный сайт) и в социальных сетях размещается информация о лекции и лекторе;

■ в выставочных залах размещаются рекламные листовки с информацией о предстоящей лекции.

За две недели до чтения лекции в социальных сетях на станице Музеев Кремля проводятся викторины, посвященные теме лекции. В течение двух недель проводится от двух до четырех викторин в зависимости от интереса и активности пользователей. Вопросы к викторинам составляет сам лектор. Он же определяет победителей. Главными критериями для выявления победителей являются правильность и скорость ответа. Приз победителю – приглашение на двоих на лекцию.

Так, заявленная лекция научного сотрудника геммологического центра МГУ им. М.В. Ломоносова О.И. Печенежской вызвала большой интерес среди пользователей социальных сетей. За две недели до лекции было проведено три викторины, объединенные общей темой – драгоценные камни рубин и сапфир. Сотрудники музея получили около 60 ответов. Было выбрано шесть победителей, которые получили по два пригласительных билета на лекцию в музей. Трое из этих победителей являются постоянными участниками наших викторин и за лекционный сезон 2013-2014 гг. уже не раз побывали в лектории.

Важнейшая задача сотрудника Музеев, работающего с аудиторией в социальных сетях, состоит в том, чтобы поддерживать в течение этого времени интерес к лекции, но не надоесть пользователям постами об этом событии.

Сама лекция в медиаформате появляется на сайте музея, на YouTube и в социальных сетях через две недели после съемки.

Ресурсная база 

Над проектом «Виртуальный университет» работает команда сотрудников Музеев Московского Кремля: лекционный сектор, отдел рекламы, PR-отдел, отдел «Музейное видео».

Лекционный сектор является координатором проекта: выступает с идеей, определяет проблематику, приглашает лектора, организует лекцию, связывает между собой отделы музея.

Отдел рекламы готовит листовки и флаеры, составляет пресс-релизы и распространяет информацию на сайтах (например, «Теории и практики» http://theoryandpractice.ru, «Тайм-аут» http://www.timeout.ru, «Ваш досуг» www.vashdosug.ru и др.), радиостанциях (например, радио «Культура»), в газетах («Вечерняя Москва» и др.).

Сотрудник PR-отдела постоянно работает с социальными сетями.

Сотрудники отдела «Музейное видео» проводят съемку, обрабатывают материал и выкладывают готовую лекцию на сайты.

Приглашенным специалистом является только лектор, за исключением тех случаев, когда выступают хранители и кураторы Музеев Московского Кремля. Никакие дополнительные финансовые и материальные ресурсы не привлекаются, так как музей располагает всем необходимым оборудованием.

По данным соцопросов, самыми эффективными в распространении информации являются сайт Музеев Московского Кремля и социальные сети. 

Измерение эффективности

Для определения «успешности» проекта мы обратились к статистике, сравнив за один и тот же срок (2011 – 2014 гг.) количество лекций, прочитанных в лектории Музеев Кремля и размещенных в Интернете, и число посетителей лектория и «Виртуального университета». За три года было прочитано 300 лекций, которые прослушали около 10 тысяч человек. За тот же срок было выложено 28 лекций в медиаформате, которые просмотрело почти 35 тысяч человек. Для образовательного, а не развлекательного ресурса 35 тысяч просмотров – неплохой показатель. 

Мы изучили географию распространения нашего «Виртуального университета». Среди его постоянной аудитории жители 17 городов России, в числе которых Москва, Санкт-Петербург, Тула, Ростов-на-Дону, Мурманск, Архангельск, Казань, Оренбург, Комсомольск-на-Амуре. Лекции просматривают и за пределами России: это либо наши соотечественники, проживающие за рубежом, либо иностранные специалисты, профессионально связанные с историей и культурой России, либо просто те, кто интересуется жизнью нашей страны. Посетителями «Виртуального университета», являются жители Рима, Парижа, Маастрихта, Вены, Берлина, Лондона, Берна, Иерусалима, Бронкса и Мельбурна. Таким образом, медиаформат дает больше возможностей для просветительской и популяризаторской деятельности музея.

Серьезная аналитическая работа стала проводиться только в последнем лекционном сезоне 2013-2014 гг. благодаря приходу в музей новых молодых кадров. Для определения географии расселения слушателей лектория, их социального статуса и профессии пока используется только та информация, которую пользователи сами заявляют о себе в социальных сетях.

Специалист по работе с социальными сетями отслеживает появление «новых точек на карте» и старается пообщаться с каждым новым гостем странички Музеев в соцсетях.

Этот сотрудник собирает и группирует информацию о пользователях, ведет статистику с периодичностью один раз в неделю, отмечает активность или пассивность пользователей соцсетей и регулирует работу других участников проекта «Виртуальный университет», привлекая их к составлению тех или иных записей. За последние полгода активность посетителей странички Музеев Московского Кремля увеличилась в два раза (мы судим об этом по количеству перепостов, ответов на вопросы викторин и отзывов). Это связано с тем, что музей в лице сотрудника PR-отдела начал полноценный диалог с интернет-пользователями.

За полгода активность посетителей странички ММК увеличилась в два раза только благодаря тому, что работа в соцсетях стала вестись осознанно и направленно.

Перспективы проекта 

«Виртуальному университету» уже три года и, конечно же, лекции, относящиеся к прошлым годам и завершившимся выставкам, уходят в архив. Но мы стремимся к тому, чтобы по прошествии времени пользователи сети Интернет продолжали обращаться к нашим видеолекциям. Поэтому в связи с какими-то памятными событиями, юбилеями и т. д. мы напоминаем об уже выложенных лекциях. Так, юбилей Шекспира дал нам возможность вновь обратить внимание на лекцию А.В. Бартошевича «Для кого был написан Гамлет», снятую в 2012 г. Это вызвало новый всплеск интереса к лекции, увеличив количество просмотров за два месяца на 1 тысячу.

Для нас очень важно мнение наших «студентов» об этом проекте. Поэтому мы предлагаем подписчикам страничек Музеев Московского Кремля в социальных сетях поделиться своими мыслями о «Виртуальном университете», о тех темах, которые были бы им интересны в рамках нашей программы, а победителям викторины, которые посетили лекцию в лектории, написать о своих впечатлениях. С помощью видеохостинга YouTube, сервисы которого позволяют не только получить информацию о количестве обращений к видеоматериалу, но и просматривать комментарии к нему, мы можем оценить, насколько интересны наши образовательные ресурсы для интернет-аудитории. И это позволяет определять дальнейшие шаги в выборе тем, приглашении лекторов.

Признанием того, что мы двигаемся в правильном направлении, являются сообщения посетителей наших страниц в социальных сетях о том, что «Виртуальный университет» им интересен и нужен, так как из-за отсутствия времени они не могут посещать лекции в лектории, а с помощью нашего проекта узнают много нового.

Очень важным для нас явился тот факт, что «Виртуальный университет» и лекторий успешно взаимодействуют.

Результаты опроса той и другой аудитории показали, что часть слушателей «Виртуального университета» пришла в интернет-пространство благодаря лекторию Музеев Кремля, узнав на «живых» лекциях о существовании такой программы. А некоторые посетители «Виртуального университета» настолько заинтересовались нашими лекциями, что стали гостями лектория.

По данным соцопросов, которые сотрудники Музеев Московского Кремля проводили среди посетителей лектория и интернет-пользователей, за лекционный сезон 2013-2014 гг. в лекторий из «Виртуального университета» пришло почти 40 человек, а в «Виртуальный университет» из лектория – около 90 человек. Таким образом, на наш взгляд, мы смогли найти «золотую середину» в соотношении «современные технологии – музей».

Мы планируем продолжить работу над проектом «Виртуальный университет», и к двум ближайшим выставкам, которые будут проходить в Музеях Московского Кремля («Ч.Р. Макинтош: манифест нового стиля» сентябрь-ноябрь 2014 г., «Сокровища Эстерхази» декабрь 2014 г. – март 2015 г.) уже сформирована лекционная программа. Кроме того, мы хотим выйти за рамки только выставочных проектов и предложить посетителям «Виртуального университета» видеозаписи лекций и на другие темы. 

Приложение 1

Программа «Виртуального университета»

Выставка «Венчания на царство и коронации в Московском Кремле»

М.А. Бойцова (ВШЭ) «Коронации в средние века и раннее новое время»

А.Горский (МГУ) «Представление о царе и царской власти на Руси»

А.П. Шевырев (МГУ) «Город и коронации»

М.Г. Ракитина (Музеи Московского Кремля) «Регалии российских государей» 

Приложение 2

Вопросы викторины к лекции О.И. Печенежской (МГУ) «Рубин и сапфир. Драгоценности, рожденные природой»

1.      Назовите основные месторождения рубина и сапфира.

2.      Является ли рубин корундом, какого цвета бывают корунды?

3.      Какие сапфиры и почему считаются лучшими в мире?

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...



      Рассылка




      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×