Как организовать выставку, о которой расскажут СМИ

1203
Каждый день учреждения культуры по всей стране организуют тысячи интереснейших мероприятий, но далеко не все из них радуют организаторов высокой посещаемостью. Это не в последнюю очередь происходит из-за того, что выставки не привлекают внимание средств массовой информации, которые могли бы проинформировать широкую публику о событии, но по разным причинам не делают этого. Рассмотрим удачный пример привлечения внимания СМИ к выставочному проекту....

Н.А. Степанова,

арт-директор Института русского реалистического искусства

Каждый день учреждения культуры по всей стране организуют тысячи интереснейших мероприятий, но далеко не все из них радуют организаторов высокой посещаемостью. Это не в последнюю очередь происходит из-за того, что выставки не привлекают внимание средств массовой информации, которые могли бы проинформировать широкую публику о событии, но по разным причинам не делают этого. Рассмотрим удачный пример привлечения внимания СМИ к выставочному проекту. 

Музейно-выставочный комплекс, отрывшийся в 2011 г. на Дербеневской улице в Москве, создан на базе частной коллекции произведений национального искусства XX в. Выставка «Советский спорт», завершившаяся в Москве в мае 2014 г., стала первым международным проектом Института русского реалистического искусства (далее – ИРРИ). Проект «Советский спорт», об успехе которого писала не только российская, но мировая пресса, не был бы возможен без сотрудничества с частными коллекционерами, государственными российскими музеями и компаниями, частью философии которых является поддержка культурных проектов.

В списке партнеров выставки – Промсвязьбанк, аукционные дома Sotheby’s и «СОВКОМ», ГМВЦ «РОСИЗО», компания Bosco, Открытий фестиваль искусств «Черешневый лес», Государственный Русский музей, Астраханская картинная галерея им. П.М. Догадина, Центральный музей Вооруженных сил, Студия военных художников им. М.Б. Грекова, Государственный Центр современного искусства, Нижнетагильский музей изобразительных искусств, Курская областная картинная галерея им. А.А. Дейнеки, Государственный научно-исследовательский музей архитектуры имени А. В. Щусева, художественный фонд «Новая галерея», Общество друзей Николая Загрекова, газета The Art Newspaper и радиостанция Business FM.

Рассмотрим, как организаторам выставки удалось обеспечить ее медийность.

Организация события 

Работа над выставкой началась в июне 2013 г. На подготовку и осуществление всех запланированных мероприятий ушло меньше полугода. Для того чтобы организовать на собственной базе подобное мероприятие, необходимо выполнить следующий порядок действий.

1. Составить перечень экспонатов будущей выставки. Одним из ключевых пунктов концепции стало знакомство аудитории с творчеством художников XX в. через тему спорта, которая в этот период была одной из ключевых тем в искусстве. Институт русского реалистического искусства обладал довольно обширными ресурсами, однако для тщательного раскрытия темы был составлен план по поиску соответствующих работ в частных коллекциях и государственных музеях. Одним из наиболее удобных инструментов оказался виртуальный музей Государственного Русского музея: тысячи произведений из центральных и региональных музеев были объединены на одном ресурсе. Благодаря удобной компоновке произведений, посвященных теме спорта в русском изобразительном искусстве, специалисты ИРРИ смогли быстро и качественно составить список музеев для будущего сотрудничества.

Ресурсы виртуального музея Государственного Русского музея помогли специалистам быстро и качественно составить список музеев для будущего сотрудничества.

2. Наметить план взаимодействия с местами хранения экспонатов. С июня по сентябрь 2013 г. велись «поисковые» работы. Искусствоведы ИРРИ связывались с самыми отдаленными музеями, собирали изображения и описания полотен для последующего формирования общего блока выставки. Степень заинтересованности музеев в совместном проекте была разной, но одним из немаловажных факторов была сама идея выставки. Далее следовала публикация большого каталога. Важным аспектом были и близкие к идеальным условия хранения и экспонирования. С каждым музеем заключалось соглашение в письменной форме, в котором были определены условия сотрудничества и предоставления экспонатов.

3. Провести мониторинг среды и заключить партнерские соглашения. Эти процессы совпали с объявлением нового статуса Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» и вступлением в должность нового генерального директора Зельфиры Исмаиловны Трегуловой. Одной из задач нового руководителя Министерство культуры РФ определило возвращение «РОСИЗО» статуса главного выставочного оператора страны, координирующего работу государственных музеев и внутри страны, и за ее пределами. В связи с этим в процессе работы над выставкой «Советский спорт» было логично обратиться с предложением партнерства именно к специалистам «РОСИЗО».

В статусе партнера выставки объединение, по сути, взяло на себя роль агента-посредника. Сотрудники «РОСИЗО» подхватили официальную переписку, начатую специалистами Института, и взяли на себя оформление договоров с теми музеями, которые обладали необходимыми экспонатами и были готовы предоставить их.

Взаимоотношения между музеями «РОСИЗО» и ИРРИ были оформлены следующим образом.

В договоре с ИРРИ «РОСИЗО» выступало в качестве агента по подбору и оформлению работ из государственных музеев, а также площадкой для хранения полотен, мозаики и скульптуры до момента централизованной их передачи в хранилище ИРРИ, а также на период после окончания выставки до отправки обратно в музеи.

Все договоры РОСИЗО с музеями проходили трехстороннее согласование, которое исключало противоречия в части условий страховки и транспортировки, а также авторского права.

Все договоры РОСИЗО с музеями проходили трехстороннее согласование.

Страхование и транспортировка экспонатов были частью обязательств ИРРИ, что было отражено в договоре с «РОСИЗО».

Опыт специалистов «РОСИЗО» помог работникам ИРРИ не только в логистике, но и в части формирования экспозиции. Имея многолетнюю выставочную практику, они помогли быстро найти адекватную замену работам, которые находились на реставрации или не могли быть перемещены из постоянных экспозиций.

Вещи, полученные из государственных музеев и фондов «РОСИЗО», составили 1/5 часть от общей экспозиции. Всего было подобрано и получено 20 работ, включая такие ценнейшие экспонаты, как мозаика Александра Дейнеки «Лыжники» (1950 г., Курская государственная картинная галерея им. А.А. Дейнеки), полотно «Футболисты» Юрия Пименова (1926 г., Астраханская государственная галерея им. П.М. Догадина) и знаковые полотна Георгия Нисского и Александра Самохвалова из Нижнетагильского муниципального музея изобразительных искусств. Также очень важными оказались договоренности «РОСИЗО» с Государственным Русским музеем об экспонировании на выставке картины Николая Загрекова «“Герта” нападает» (1930 г.) и работы Сергея Луппова «Спортивные игры на стадионе» (1927 г.).

Упомянутые выше пункты договора об авторском праве для реализации проекта «Советский спорт» были также чрезвычайно важны. Уже на стадии подготовки выставки были заключены договоренности с компанией Bosco и Открытым фестивалем искусств «Черешневый лес» о том, что для привлечения еще большей аудитории к проекту реплики основных полотен будут выставлены в историческом здании ГУМа на Красной площади, а также станут частью оформления Русского дома в Сочи во время проведения Олимпийских игр 2014 г. Создание высококачественных репродукций в натуральный размер оригиналов – распространенная мировая практика. Такой способ экспонирования используется в помещениях, которые не отвечают условиям хранения произведений искусства, а также в труднодоступных для транспортировки произведений искусств точках планеты.

В случае с «Советским спортом» экспонирование в ГУМе и Русском доме не подразумевало коммерческого использования репродукций, и поэтому предложение включить в контракты советующий пункт о создании репродукций государственные музеи приняли благосклонно, несмотря на то, что для многих сотрудников это стало первым случаем в их практике.

4. Проводить системную работу со СМИ. Все материалы для прессы подготавливал PR-менеджер ИРРИ и рассылал всем партнерам. Каждый из партнеров согласовывал свою адаптированную версию сообщения, все согласованные материалы сводились воедино, и далее производилась синхронная рассылка материалов в СМИ. Список журналистов был тщательно проработан всеми сторонами, PR-менеджеры делили между собой обязанности по приглашению журналистов на мероприятия по принципу большей или меньшей степени дружественности. Например, специалисты ГУМа более эффективно приглашали представителей светской хроники, поскольку имеют богатый опыт работы с подобными изданиями, радиостанциями и телеканалами, а менеджеры ИРРИ – арт-критиков.

Список журналистов был тщательно проработан всеми сторонами, PR-менеджеры делили между собой обязанности по приглашению журналистов на мероприятия.

Приоритет при формировании списка наиболее желанных партнеров из сферы СМИ был отдан представителям телевидения. Телеканалам важны «живые» интервью, а не только личные ощущения журналиста. Работа была организована таким образом, что все, кто хотел получить интервью «один на один», получили возможность провести его в Лондоне или в Москве.

Было решено отказаться от проведения пресс-конференций: как показывает практика ИРРИ, журналисты берегут интересные вопросы для более камерного общения со спикерами.

Уже третью выставку ИРРИ поддерживает ведущее издание об искусстве The Art Newspaper Russia. В случае с проектом «Советский спорт» Институт мог рассчитывать и на синдицированные материалы, т. к. над газетой работают две редакции: одна в России, другая в Великобритании.

Радиопартнером проекта стал холдинг «Объединенные медиа». Для партнерства с «Промсвязьбанком» был важен конгломерат с деловыми СМИ, и радиостанция «Бизнес ФМ» (Business FM) стала идеальным вариантом для проекта. Выставка была поддержана рекламными сообщениями и редакционными репортажами на радиостанции «Шоколад», также входящей в вышеозначенный холдинг.

Заключив соглашение с холдингом, организатор проекта приобрел не одного, а сразу несколько важных партнеров среди СМИ.

5. Организация «гастролей» выставки. Выставка «Советский спорт» была презентована в Лондоне, в особняке аукционного дома Sotheby’s. Это был партнерский проект, в рамках которого ИРРИ и иностранный аукционный дом делили поровну и фронт работ, и расходы. Организационные моменты, связанные со страхованием культурных ценностей и их транспортировкой, взял на себя ИРРИ.

В состав экспозиции вошли произведения живописи, графики и скульптуры из собрания Института русского реалистического искусства и частных коллекций.

В журнале Time Out London был размещен рекламный модуль о выставке. Это был единственный случай платного размещения информации: последовавшие за открытием выставки публикации в Financial Times и Wall Street Journal были редакционными материалами.

Сложность логистики, связанная с перемещением экспонатов из государственных музеев за пределы России, не позволила продемонстрировать в Лондоне выставку в полном объеме. В результате проект в том виде, в котором его задумывали кураторы, был представлен в феврале 2014 г. в залах Института русского реалистического искусства. Новая экспозиция включила почти 100 произведений из собрания Института русского реалистического искусства, ГМВЦ «РОСИЗО», Государственного Русского музея, региональных государственных музеев и частных коллекций. Среди авторов – Александр Дейнека, Исаак Бродский, Александр Самохвалов, Юрий Пименов, Георгий Нисский, Сергей Лучишкин, Николай Загреков, Самуил Адливанкин, Кирилл Кустодиев, Леонид Сойфертис, Елена Янсон-Манизер. Выставка была дополнена блоком спортивной хроники легендарного фотографа Льва Бородулина.

Параллельно выставки реплик были доступны аудитории в московском ГУМе и в олимпийском Сочи.

Ресурсная база 

Финансовые ресурсы. Организация проекта «Советский спорт» была бы невозможна без участия Промсвязьбанка, который стал генеральным партнером выставки и задействовал свои ресурсы для ее продвижения. Большая часть бюджета выставки пришлась на оплату транспортировки, страхование и застройку экспозиции в Москве.

Кадровые ресурсы. Проект был реализован относительно малыми силами. Со стороны Института было задействовано десять штатных специалистов, со стороны «РОСИЗО» – трое.

Информационные ресурсы. В продвижении выставки в СМИ большую роль сыграла крайне положительная и мощная PR-кампания в Лондоне. Начиная с декабря о выставке «Soviet Art. Soviet Sport» появилось более 50 публикаций и репортажей. Статьи были опубликованы в таких изданиях, как The Financial Times, The Wall Street Journal, The Evening Standard, Time Out London, «КоммерсантЪ», «Независимая газета», Gazeta.ru, The Art Newspaper, ArtDaily. Репортажи вышли на радиостанциях BBC, Voice of Russia, Business FM и радио «Свобода».

Открытие выставки реплик «Советский спорт. Красота успеха» в ГУМе стало дополнительным информационным поводом для освещения проекта в прессе. Репортажи и анонсы выставки появились на «Первом канале» («Доброе утро» и «Время»), телеканале «Москва 24», «Комсомольская правда ТВ», в печатных СМИ: «КоммерсантЪ Weekend», ОК, HELLO, «Афише», Time Out, а «Спортсменка» Александра Дейнеки украсила обложку издания Metro. PR-менеджер ИРРИ точечно и направленно работал с представителями редакций. Участие каждой редакции зависело от того, в какой мере ее интересовали предложенные варианты сотрудничества и само событие. Решение о формате размещения информации и ее объеме всегда принимала редакция.

Открытие выставки в ИРРИ было поддержано более чем 100 публикациями, сюжетами и радиорепортажами.

Итоги выставки

В рамках выставки было организовано несколько специальных мероприятий: серия семейных лекций и мастер-классов в Институте русского реалистического искусства, а также экскурсии-прогулки «Советский спорт в московском метро» совместно с Музеем архитектуры имени Щусева. Эти мероприятия посетило около тысячи человек.

Был выпущен полный каталог выставки на двух языках – русском и английском.

Ассортимент музейного магазина был расширен за счет выпуска тематических сувениров. Кружки, цветные карандаши, открытки, магниты, зонты и настенный календарь с изображением заглавной картины «Парад на стадионе “Динамо”» (1936-1976 гг., Сергей Лучишкин, из собрания Института русского реалистического искусства) стали лидерами продаж. Ценовая политика предполагала серьезный разброс цен: открытка стоила 30 руб., магнит – 60 руб., кружка – 350 руб., а зонт – 1900 руб. Так каждый посетитель мог выбрать сувенир себе по карману.

Ассортимент музейного магазина был расширен за счет выпуска тематических сувениров.

Совокупная аудитория выставки «Советский спорт» составила более 50 тыс. человек. Проект не только вызвал интерес у посетителей, но и привлек внимание арт-сообщества и специалистов, представляющих мировые музеи. Выставка стала для сотрудников Института русского реалистического искусства колоссальным опытом в работе с иностранными партнерами, государственными музеями и спонсорами.

Выставка «Советский спорт» была доступна всем желающим в рамках акции «Ночь в музее». По предварительным оценкам, ее посетили более пятисот человек.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×