Как работать с подростковой аудиторией

212
Как, чем, на каких условиях привлечь подростковую аудиторию в клуб и в учреждение культуры вообще. Принципы и секреты организации работы в рамках подобного проекта на примере успешного опыта Культурного центра «Зодчие».

А.А. Шкваркова,

координатор проекта «Пингвины пера» Культурного центра «Зодчие»

Как, чем, на каких условиях привлечь подростковую аудиторию в клуб и в учреждение культуры вообще. Принципы и секреты организации работы в рамках подобного проекта на примере успешного опыта Культурного центра «Зодчие». 

Подростка во многих случаях трудно заинтересовать – он одновременно ничего не хочет и хочет все и сразу. Он постоянно нуждается в деньгах, ограниченно правоспособен (например, не может взять кредит, а операции с имуществом от его лица ведут родители или опекуны), очень активен и в то же время может быть на редкость апатичным. Что ему предложить? Как привлечь? О принципах и секретах организации работы с молодежной аудиторией можно рассказать на примере успешного опыта Культурного центра «Зодчие» (г. Москва).

Основными потребителями культурно-досуговых услуг традиционно являются дети и пожилые люди. За подростков и молодежь необходимо бороться. В Культурном центре «Зодчие» молодые люди занимаются в студиях, проходят университетскую практику. Так, например, выставочные площади привлекают художников и фотографов, театр игры «Осторожно – дети!» задействует студентов в новогодних программах; акция «Ночь PRO Свет» и студия журналистки полностью держатся на подростках и молодежи. Рассмотрим эти и некоторые другие направления работы подробнее.

Что предложить

В качестве примера возьмем медиаобразовательный проект «Пингвины пера» для школьников-подростков и абитуриентов, находящихся на этапе выбора профессии. Проект функционирует с 2002 г. и состоит из четырех частей: студия, газета, школа, фестиваль. В студии журналистики «Папарацци» и Школе отраслевой журналистики (ШОЖ) проходят теоретико-практические занятия по основам специальностей «Журналистика» и «Связи с общественностью». Занятия проводят как штатные сотрудники Культурного центра, так и специалисты, с которыми заключен договор возмездного оказания услуг. Студия имеет статус «Народный коллектив», поэтому старшая группа занимается бесплатно. Также есть коллектив-спутник, работающий на договорной платной основе.

Проект состоит из четырех частей: студия, газета, школа, фестиваль.

Газету «Молодо-зелено» выпускает постоянно обновляющийся творческий коллектив, в котором функции редактора выполняет преподаватель, а журналисты и корреспонденты – студийцы. Здесь подростки на безгонорарной основе публикуют первые материалы и учатся работать в редакционном коллективе.

Крупнейшее событие проекта проходит в КЦ «Зодчие» в марте – это открытый фестиваль молодежной журналистики «Пингвины пера». Фестиваль представляет собой трехдневный журналистский марафон, в ходе которого участники (школьники и студенты) получают возможность вплотную соприкоснуться с профессией, обменяться опытом и освоить навыки работы в режиме нон-стоп. В ходе конкурса ребята самостоятельно отыскивают информационные поводы, пишут статьи и оперативно размещают информацию на редакционных стендах. Второй день фестиваля – обучающий: проходят семинары, лекции и мастер-классы ведущих медиаспециалистов. Год от года проект набирает обороты: получает спонсорскую поддержку, находит положительный отклик у профессионалов. Руководители редакций СМИ разных городов России знают: на «Пингвинах пера» начинается профессия. В первых «Пингвинах» принимало участие 6 команд, на девятый фестиваль приехало 39. Участие в фестивале бесплатное. Программа фестиваля представлена в приложении 1.

Положительный эффект от реализации проекта для будущих работодателей очевиден. Разберемся, чем он привлекателен для подростков.

Секрет первый: они хотят делать сами

Подросткам важно думать и делать что-то самостоятельно, надо лишь вовремя поддержать инициативу. Не обязательно «вымучивать» нечто принципиально новое — светлые головы предложат интересное наполнение для привычных форм. Через год после начала работы студии «Папарацци» ребята захотели создать газету: разработали издательский проект, успешно его презентовали. Типографские расходы взял на себя муниципалитет Кунцево.

Проведение фестиваля также было инициативой студийцев. Его автор Ольга Кузьменкова в качестве своей выпускной работы выбрала проект фестиваля журналистики. Она составила «скелет» мероприятия: профессиональное обучение, самостоятельная работа, создание медиапродукта, оценка жюри. Эта структура остается неизменной по сей день, только дорабатывается год от года. Появились две возрастные группы, расширяется список и темы мастер-классов, используются современные сервисы (например, iQube) и технологии («селфи» и др.).

На финальной встрече с капитанами команд в 2012 г. было высказано пожелание – в течение года получать практические советы по разным направлениям медиасферы. Так родилась Школа отраслевой журналистики, которая работает по принципу краудсорсинга. Компания-партнер дает слушателям задание, в выполнении которого сама испытывает потребность, обещая взамен профессионально полезный приз. Как правило, это обещание использовать готовый медиапродукт по назначению, а также возможность пройти практику или стажировку.

Принципиальное отличие ШОЖ от стандартных краудсорсинговых заданий – перед объявлением конкурса проводится мастер-класс, соответствующий теме задания.

То есть прежде чем получить качественно выполненное медиапроизведение, организаторы сначала обучают, дают рецепт его приготовления. Мастер-класс проходит в оффлайн и онлайн-режиме, таким образом не ограничиваются географические и временные рамки. Принять участие в конкурсе можно и не посещая обучающее занятие. Победителей выбирают представители компании-заказчика. В таком формате на практике отрабатываются не только теоретические правила выполнения заданий, но и форма взаимодействия с заказчиком.

Секрет второй: принцип «друг-наставник»

Позиция «делай как я» оправдывает себя

Большинство взрослых организаторов проекта когда-либо прошли школу «Папарацци», участвовали в фестивале «Пингвины пера», т. е. пришли в проект обычными подростками. Автор статьи окончила курс журналистики в студии, на первом фестивале в возрасте 15 лет работала в составе оргкомитета. В 18 лет начала преподавать в студии, а с 2008-го г. выполняет функции шеф-редактора в газете «Молодо-зелено».

Большинство взрослых организаторов проекта когда-то пришли в него обычными подростками.

На протяжении нескольких лет вчерашние студийцы не только выходили на замены в коллектив газеты «Молодо-зелено», но и работали в студии, заключив договор возмездного оказания услуг с ГБУК г. Москвы «Дом культуры “Зодчие”». Так воплощается в жизнь замысел «молодые – молодым».

Второй безотказный прием: делай вместе со мной

Ошибка классических педагогов в том, что они устанавливают очень четкую границу между тем, что могут себе позволить, а чего – не могут. На первом же занятии ведущий и участники студии договариваются, что студия в КЦ «Зодчие» – это не школа, преподаватель не учитель, а коллега. Преподаватель может легко приготовить чашку чая для студийца, а подросток – указать на ошибки в макете газеты. Важный момент – у журналиста нет отчества: «Интервью подготовила Мария Иванова» или «Преподаватель студии – Анна Шкваркова». Это сознательная позиция: таким образом подчеркивается равенство всех участников процесса.

Залог успеха работы – четкое определение «правил игры»: «студия – не школа, преподаватель – не учитель, а коллега».

Современные подростки оказываются неподготовленными к общению «с живыми людьми»: в школе они зашорены подготовкой к экзаменам, всюду им указывают на их несостоятельность, за пределами интернета нет возможности спрятаться за картинку-аватар или отвечать анонимно.

Если позволить молодым людям свободно дышать в коллективе и предложить конкретные дела с понятным и ценным результатом, за которые они сами смогут принимать на себя ответственность, эффективность занятий существенно повысится.

Секрет третий: игра по-взрослому

Аксиома: ребенка трудно обмануть, а молодежь обманывается лишь дважды – в первый и последний раз. При работе с подростковой и молодежной аудиторией «правила игры» должны быть максимально приближены к действительности. Поощрения за хорошо выполненное задание, грамоты и бонусы, разбор статей, наказания за нарушение правил, отчисление – это весомые аргументы, которыми пользуются во взрослом мире. Если в школе ученик может получить «четыре с минусом» за ошибки в контрольной, то работодатель за ошибки лишит премии или освободит от занимаемой должности.

На фестивале работают все члены команды. Фактически каждая команда – это полноценная редакция, в которой есть редактор, ответственный секретарь, дизайнер, отделы (состав которых различается в зависимости от направленности СМИ), корреспонденты и фотографы. Молодые люди учатся работать самостоятельно, проводят планерки, распределяют задания. Стоит добавить, что жизнь команды проходит на виду у других участников фестивальной программы: работают, учась у других, замечая сильные и слабые стороны своих коллег. Это очень тяжело, но вот в чем парадокс: на трудности чаще всего жалуются именно взрослые руководители. Школьники и студенты, наоборот, говорят «спасибо» и понимают, что одна из задач организаторов – показать, что профессия журналиста – призвание не для всех, и если ты хочешь добиться успеха, нужно работать не покладая рук.

Фактически каждая команда представляет собой полноценную жизнеспособную редакцию.

Еще на этапе старта проекта его руководитель Анастасия Зеленова обозначила условие: «Мы играем в журналистику, но делаем это по-взрослому».

Секрет четвертый: полезное дело

И автор, и читатель этих строк хочет, чтобы любое его действие приносило пользу, какую именно и в чем она будет заключаться – это уже следующий вопрос. Подросток гораздо сильнее, чем взрослый человек, ориентирован на извлечение пользы из результатов собственной деятельности и «поглощение бонусов». И это вполне нормальное желание.

Человек, принимающий участие в конкурсе или акции, хочет, чтобы потраченные им время и средства были как-то компенсированы.

В случае с подростками их родители или опекуны следят за тем, чтобы дела были конструктивными и полезными. Им требуются веские аргументы в пользу участия подростка в фестивале или оплаты дороги до места проведения конкурса.

Необязательно выплачивать подросткам денежное вознаграждение за «правильное поведение», полезными могут оказаться и другие вещи. Так, например, хорошо зарекомендовали себя мастер-классы и лекции, где ценен диалог с профессионалами и деловые контакты. Например, в ходе фестиваля участники проекта могут познакомиться и пообщаться с политическим обозревателем Дмитрием Бавыриным, ведущим радио «Эхо Москвы» Матвеем Ганапольским и исполнительным директором медиахолдинга News Media Ашотом Габреляновым. Они ведут мастер-классы и открыты для личного общения, готовы честно отвечать на любые вопросы.

Наряду с бонусами эмоционального уровня есть и материальные поощрения. Призовой фонд проекта составляется очень тщательно, с упором на полезные профессиональные подарки. Это могут быть планшетный компьютер, кофеварка (спасительный атрибут журналистской работы), сертификат на бесплатное посещение мастер-курса или на 100 баллов при поступлении на специальность «Журналистика» в МГУКИ, стажировка в СМИ, экскурсия в одну из редакций. Бонусы определяют партнеры мероприятия, в зависимости от договоренностей: условия сотрудничества предусматриваются в спонсорском пакете и презентации фестиваля.

Секрет пятый: атмосфера

Культурный центр «Зодчие» старается привлекать не только событиями, но и пространством. Залы, фойе, акустика, сквер, техническое оборудование и наличие бесплатного Wi-Fi – это возможности, которыми молодежь пользуется для создания своего контента. В начале марта 2014 г. группа студентов провела на базе КЦ «Зодчие» фестиваль комиксов – красочное, экстравагантное мероприятие. От сотрудников КЦ требовалось только предоставить доступ к помещениям, оказать техническую помощь и координировать события фестиваля на территории центра, а десятичасовое «живое» событие девушки и юноши организовали сами.

В КЦ «Зодчие» могут обратиться организации не религиозного и политического характера с целью проведения краткосрочного мероприятия. Если в календаре КЦ есть удобная дата и время, то работа вскоре начинается. Культурный центр «Зодчие» предоставляет необходимые помещения, техническое оборудование, мебель. В процессе обязательно принимают участие сотрудники КЦ (обязанности – от администрирования до участия в мероприятии). Единого шаблона договора нет, с каждой компанией прорабатывается отдельный документ, в котором учитываются индивидуальные потребности того или иного мероприятия.

Секрет шестой: поиск

Допустим, проект написан, а соцопрос показал, что придуманное событие – именно то, чего не хватает молодежи района или округа. Можно начинать реализовывать... Только где найти целевую аудиторию?

Найти молодежь можно всюду. КЦ «Зодчие» активно сотрудничает со школами района, поддерживает связь с редакциями города Москвы и журналистскими объединениями по всей России. Летом 2013 г. студия «Папарацци» принимала участие в фестивалях «Яркие люди» и «ФилиLife», где проводила акцию «Почувствуй себя журналистом» (желающие могли попробовать записать стенд-ап). Потом короткие сюжеты появлялись в интернете на странице канала Youtube. Такой нехитрый способ позволил легко привлечь внимание к журналистике в КЦ «Зодчие» как в реальном, так и в виртуальном пространстве. Важную роль в выездных мероприятиях играет визуальный ряд: полиграфия, ролл-апы и баннеры.

Мероприятия проекта анонсируются на специализированных порталах Timepad, Yojo.ru, Москва интересная.ru и других. Но самая активная работа по привлечению аудитории ведется через социальные сети: проект представлен в Facebook, Twitter, Youtube, Instagram, имеет свой сайт www.ppera.ru и отдельный блок на сайте КЦ «Зодчие» www.zodchie.ru, также в соцсети «Вконтакте» ведется шуточный паблик «Подслушано Пингвинами» и страница персонажа Paparazzy Moscow.

В группах предлагаются полезные для молодых журналистов материалы: от демотиваторов до советов для написания хорошего расследования. Контентом социальных сетей занимаются преподаватели студии. Главное – вести разговор на доступном и понятном языке, использовать современную инфографику, мемы.

Конечно, мы далеко не сразу поняли, что для заявления о себе надо использовать любые возможности. Постепенно в жизни журналистов стали появляться конкурсы, промо-акции, пресс-конференции. Если можно аккредитоваться, почему бы не воспользоваться своим профессиональным правом?

Последний секрет

Проект, нацеленный на подростков и молодежь, связан для его организаторов с большими рисками. Главный участник такого проекта очень подвижен, с высокими запросами, иногда неадекватной самооценкой и при этом не позволяет другим ошибаться. Рынок услуг для подростков и молодежи обязывает постоянно быть в тренде, шестым чувством улавливать направление изменений до того, как они произошли, и резко выворачивать руль по курсу. 

Приложение 1

Программа IX Открытого фестиваля молодежной журналистики «Пингвины пера»

13 марта

10.00 – сбор участников

11.00 – организационное собрание

12.30 – пресс-конференция

14.00 – церемония открытия фестиваля

15.30 – 19.00 – рабочее время

14 марта

10.00 – сбор участников, рабочее время команд – с 10.00

11.00 – организационное собрание (для капитанов команд)

12.00 – 13.00 – рабочее время

13.00 – I блок мастер-классов

15.00 – II блок мастер-классов

17.00 – III блок мастер-классов

18.00 – 20.00 – рабочее время

18.20 – встреча руководителей команд с оргкомитетом фестиваля

15 марта

10.00 – сбор участников, рабочее время команд – с 10.00

11.30 – организационное собрание (для капитанов команд)

12.00 – 15.00 – рабочее время

15.00 – 18.00 – подведение итогов, работа жюри

16.00 – 17.30 – свободное время

15.30 – 16.30 – фестиваль короткометражного кино

18.00 – церемония закрытия фестиваля 

Приложение 2

Сценарный план «круглого стола» на тему «Французская пресса времен Наполеона Бонапарта»

9 февраля 2012 г., 18.00

(дискуссионный клуб «Территория мысли»)

Описание темы

Участники Народного коллектива Студия журналистики «Папарацци» поговорят о тенденциях СМИ, царивших в Европе и России в начале XIX в.: освещение в прессе военной кампании, пропаганда, реакция консервативных СМИ, деятельность «левых» СМИ, международный резонанс. 

Оформление

На стенде – название темы, наиболее яркие высказывания государственных деятелей о роли прессы в то время.

Выставка книг, посвященных Отечественной войне 1812 г.

У каждого участника имеется бейдж с указанием СМИ (на родном языке и на русском). Например, Newspaper «The Times» / Газета «Времена» или указание «Пресс-атташе генштаба «Великой Армии» / «Les attachés de presse de l'état-major général de la Grande armée».

Введение

Вступительное слово ведущего – историческая справка о начале кампании.

СМИ во Франции. СМИ в России. 

Пресс-конференция (смесь жанров – дебаты)

В разговоре принимают участие две стороны. 

Сторона «за»:

1. Представители французского штаба: французские журналисты «правых» взглядов: газета «Монитер универсаль», «Journal de l’Empire» («Журналь дель ампир» ̶ «Газета империи»), «Journal de Paris» («Журналь де Пари»  ̶  «Газета Парижа»), «La gazette de France» («Ля Газетт де Франс»  ̶  «Газета Франции») и пресс-атташе различных маршалов и генерального штаба Наполеона. 

Сторона «против»:

2. Представители русской ставки Кутузова

3. Французский журналист «левых» взглядов: «Diary del Gobern de Catalunya у de Barcelona» («Газета правительства Каталонии Барселоны»).

4. Журналисты русских газет и журналов: «Вестник Европы», «Ведомости», «Сын Отечества».

5. Другие СМИ: «The Times» (Англия) и бродячий журналист США. 

Как представляется журналист?

Поднимает руку (подает знак, что хочет задать вопрос). Встает, представляется, показывает обложку своего издания:

- Anastasia Kuprijanova, «Diary del Gobern de Catalunya у de Barcelona» (Анастасия Куприянова, «Дайри де Гоберн дель Каталуния у дель Барселона»). 

Рассказывает об истории своего СМИ. Все сведения связаны с Отечественной войной 1812 г. Кусочки текстов выдаются, но студийцы ищут дополнительную информацию по теме:

 «Газета выходила в захваченной французами Испании. Это билингвальная газета (выпускающая на двух языках – каталанском и французском).

В завоеванных странах Наполеон издавал собственные газеты, поощрялась местная печать. Такая пресса отражала события в выгодном для Наполеона свете.

Однако в 1811 году национальная пресса северной Испании осмелела и стала критиковать французскую политику. Закрытие таких газет привело к партизанской войне и изгнанию Наполеона из Испании в 1814 году».

Задает вопрос. 

В дебатах принимает участие ведущий – следит за ходом разговора, заполняет паузы, подсказывает ход действий. Ведущий вешает на стенд обложки СМИ.

Завершение «круглого стола» 

Итог подводит ведущий:

Франция после изгнания Наполеона – свобода печати и т. д.

Россия – нарастание революционного движения во многом благодаря прессе.

Краткий итог: любое зажимание СМИ приводит к тому, что от напряжения оковы разлетаются в разные стороны и тогда «усмирить» прессу очень трудно.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль