Основы культурного туризма

429
Развитие туризма, особенно в сфере культуры, ̶ одна из самых важных задач для органов управления и учреждений культуры. Для того чтобы она была решена, органам управления, учреждениям культуры, экспертам и заинтересованным гражданам стоит работать совместно: подавать «живые» идеи, проводить отбор предложений и закреплять наиболее удачные из них в документах. Представляем вам опыт Санкт-Петербурга по разработке программы развития культуры и туризма...

 Т.В. Свирид,

 главный специалист отдела исполнительских искусств и развития сферы культуры Комитета по культуре Санкт-Петербурга 

Развитие туризма, особенно в сфере культуры, ̶ одна из самых важных задач для органов управления и учреждений культуры. Для того чтобы она была решена, органам управления, учреждениям культуры, экспертам и заинтересованным гражданам стоит работать совместно: подавать «живые» идеи, проводить отбор предложений и закреплять наиболее удачные из них в документах. Представляем вам опыт Санкт-Петербурга по разработке программы развития культуры и туризма. 

Федеральный закон от 07.05.2013 № 104-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» установил правовые основания для формирования государственных (муниципальных) программ и их интеграции в бюджетный процесс. Данным законом государственные (муниципальные) программы были включены в состав сведений, необходимых для составления проектов бюджетов. Также новую редакцию обрела ст. 179 Бюджетного кодекса РФ, прежде посвященная долгосрочным целевым программам, а теперь раскрывающая порядок разработки, реализации и финансирования государственных (муниципальных) программ, призванных стать ключевым механизмом в обновленной системе управления общественными финансами.

Внедрение «программного бюджета» взамен практики принятия решений по единичным объектам и узким направлениям должно увязать бюджетное планирование со стратегическим.

Бюджетное финансирование конкретных расходов теперь обосновывается их соответствием приоритетам и целям государственной политики в сфере социально-экономического развития как страны в целом, так и каждого субъекта Российской Федерации и каждого муниципального образования в отдельности. 

В целях реализации новых принципов формирования бюджета в Санкт-Петербурге было издано постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039 «О порядке принятия решений о разработке государственных программ Санкт-Петербурга, формирования, реализации и проведения оценки эффективности их реализации». Однако фактически работа в данном направлении была начата еще в июле 2013 г. При этом, памятуя идеологию нововведений, разработка государственных программ Санкт-Петербурга была прочно увязана с формированием системы планирования региона, самым значимым проектом которой стала Стратегия социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2030 г. (далее – СЭР 2030). Созданием этого главного стратегического документа Санкт-Петербурга занимался Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга (далее – КЭПиСП) с привлечением ряда независимых исследовательских организаций. Для освещения работы над проектом был создан официальный портал http://spbstrategy2030.ru, на который все заинтересованные горожане и эксперты могут присылать свои предложения. Для этого им нужно зарегистрироваться на сайте.

Создан официальный портал http://spbstrategy2030.ru, на который все заинтересованные горожане и эксперты могут присылать свои предложения.

За несколько месяцев работы над проектом на портале было размещено три версии СЭР 2030. Последний вариант стратегии был представлен председателем КЭПиСП А.И. Котовым 17 февраля 2014 г.

В СЭР 2030 была провозглашена генеральная цель социально-экономического развития города – обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан и повышение глобальной конкурентоспособности Санкт-Петербурга на основе реализации национальных приоритетов развития, обеспечения устойчивого экономического роста и использования результатов инновационно-технологической деятельности.

Для достижения этой цели были определены четыре стратегических направления, которые охватывают весь спектр проблематики развития Санкт-Петербурга: 

1. Обеспечение устойчивого экономического роста.

2. Развитие человеческого капитала.

3. Повышение качества городской среды.

4. Обеспечение эффективности управления и развитие гражданского общества.

Для каждого из названных стратегических направлений обозначены приоритеты социально-экономического развития. Приоритет «Развитие культуры» был вполне закономерно отнесен к стратегическому направлению «Развитие человеческого капитала».

СЭР 2030 декларирует, что «культурное наследие и потенциал Санкт-Петербурга входят в число его ключевых ресурсов, обусловливающих интерес и внимание к городу со стороны российской и мировой общественности. Культурное достояние Санкт-Петербурга является базовым элементом общегородской идентичности, важнейшим фактором формирования отношения к городу со стороны горожан и гостей города»

При этом, как это свойственно в настоящее время многим программным документам, направленным на развитие культуры, сфера культуры по большей части представлена в СЭР 2030 только как сфера потребления, что особенно видно по целевым показателям, отражающим, как правило, потребительские качества оказываемых услуг.

Целевые индикаторы, применяемые в сфере культуры, предполагают оценку объема и удобства потребления, в т. ч. его материальную и физическую доступность. Таким образом, перед культурой ставится задача расширения круга потребителей и расширения предложения для потребителя, но при этом слишком мало внимания уделяется той составляющей культуры, которая характеризует ее как способ человеческого самовыражения.

Такая «культура потребления» нуждается в поддержке «искусством созидания», но вопросы обеспечения конкурентной и свободной творческой среды, просвещения и приобщения жителей и гостей Санкт-Петербурга к современному искусству, актуальным тенденциям в мировой культуре и искусстве, к сожалению, отнесены в СЭР 2030 к стратегическому направлению, отличному от того, в рамках которого планируется развитие культуры.

Приоритеты социально-экономического развития Санкт-Петербурга «Развитие креативных индустрий» и «Развитие туризма» в СЭР 2030 рассматриваются в рамках обеспечения устойчивого экономического роста.

В этой части будущий нормативный правовой акт противоречит сам себе, т. к. в его разделе «Система целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга», выдержка из которого представлена в таблице 1, программно-целевые установки, относящиеся к сфере культуры, соединяются с задачей по повышению туристской привлекательности Санкт-Петербурга, что, в итоге, обуславливает включение в перечень государственных программ Санкт-Петербурга, утвержденный уже упоминавшимся постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2013 № 1039, программы «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге». Данная логическая неувязка является настолько существенной, что можно предположить очередное изменение редакции СЭР. Вид поправки предложен в таблице 1.

Таблица 1. Система целей социально-экономического развития Санкт-Петербурга по Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года (извлечение) 

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЬ:

Обеспечение стабильного улучшения качества жизни горожан и повышение глобальной конкурентоспособности Санкт-Петербурга на основе реализации национальных приоритетов развития, обеспечения устойчивого экономического роста и использования результатов инновационно-технологической деятельности

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ:

1.1. Развитие человеческого капитала

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ:

1.1.3. Обеспечение гармоничного развития личности на основе уникального культурного и исторического наследия Санкт-Петербурга

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ

1.1.3.1. Сохранение, использование, популяризация и государственная охрана

объектов культурного наследия Санкт-Петербурга.

1.1.3.2. Реализация прав граждан на участие в культурной жизни Санкт-Петербурга, реализация творческого потенциала горожан.

1.1.3.3. Сохранение культурного и исторического наследия Санкт-Петербурга,

расширение доступа населения к культурным ценностям и информации.

1.1.3.4. Развитие и обеспечение доступности инфраструктуры и повышение

эффективности системы управления в сферах культуры и туризма.

1.1.3.5. Повышение туристской привлекательности Санкт-Петербурга


Однако название государственной программы Санкт-Петербурга в сфере культуры и основные задачи, которые предстоит решать в процессе ее реализации, уже можно считать окончательно определенными, что позволяет исследовать вопросы ее структурирования, состава исполнителей и перечня мероприятий.

«Белые пятна» программы 

Как видно из названия программы, она, в целом, призвана повторить положения и направления государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. Но при этом в процессе адаптации государственной программы под территориальный масштаб произошел ряд серьезных изменений, связанных как с решениями руководства Комитета по культуре Санкт-Петербурга, являющегося ответственным исполнителем программы, так и с вводными, поступившими от иных органов исполнительной государственной власти Санкт-Петербурга.

Во-первых, в государственную программу Санкт-Петербурга «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» следует включить вопросы, связанные с деятельностью государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей – детских школ искусств, музыкальных и художественных школ и др. (При этом деятельность учреждений среднего профессионального образования, подведомственных Комитету по культуре Санкт-Петербурга будет регламентироваться положениями государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие образования в Санкт-Петербурге»).

Во-вторых, подпрограммы не просто поделили между собой различные типы организаций культуры с их спецификой и направлениями деятельности, а стали формироваться по функциям – обязательствам общества по отношению к сфере культуры. Таким образом, вместо ставших классическими названий подпрограмм «Наследие», «Искусство» и «Туризм» Санкт-Петербург сформировал их новые рабочие названия, а вместе с тем и новый взгляд на давно знакомые условия задач в сфере культуры. 

Также из программы Санкт-Петербурга исчезла изначально планировавшаяся подпрограмма «Развитие инфраструктуры и системы управления в сферах культуры и туризма», включавшая в себя вопросы совершенствования организационных, экономических и правовых механизмов развития сфер культуры и туризма Санкт-Петербурга (в числе которых обеспечение роста заработной платы работников государственных учреждений культуры, сохранение и развитие кадрового потенциала) и развитие городской инфраструктуры в сфере культуры (строительство и реконструкция объектов капитального строительства). Все они были перераспределены между другими подпрограммами, что несколько снизило значимость мероприятий, проводимых в целях повышения эффективности сферы культуры в Санкт-Петербурге.

Необходимо отметить, что одной из заметных проблем в развитии сферы культуры Санкт-Петербурга является разрозненность организаций культуры, связанная с их ведомственной принадлежностью.

Только единичные общегородские акции, такие как «Ночь музеев», «Библионочь», Петербургский Международный культурный форум и т. д. объединяют федеральные и региональные учреждения культуры, частные организации и отдельных художников. В остальное время все субъекты сферы культуры Санкт-Петербурга осуществляют свою деятельность в соответствии с задачами, поставленными их собственниками и учредителями, действуя порой в различном правовом поле.

Согласно информации, полученной в ходе исследования культурного пространства Санкт-Петербурга, проведенного в 2012 г. специалистами Института проблем предпринимательства, в городе функционируют 902 сетевых единицы учреждений культуры, в числе которых:

■ 127 федеральных государственных учреждений культуры, находящихся в ведении отраслевых департаментов Министерства культуры РФ, прочих органов управления федерального уровня (Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и др.), а также Российской академии наук, Российской академии художеств и т. д.;

■ 470 учреждений культуры субъектов федерации, находящихся в ведении Комитета по культуре Санкт-Петербурга, иных комитетов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, администраций районов Санкт-Петербурга;

■ 305 негосударственных организаций культуры, созданных частными или общественными организациями, фондами.

Непосредственно из бюджета Санкт-Петербурга финансируются 405 сетевых единиц учреждений культуры, или 195 юридических лиц. 

Таким образом, лишь 45% организаций – субъектов в сфере культуры Санкт-Петербурга напрямую подпадают под действие нормативных актов Санкт-Петербурга в сфере культуры, и только в отношении них город может проводить целостную культурную политику, располагая достоверными сведениями о показателях их хозяйственно-финансовой деятельности, состоянии материально-технической базы и творческих планах.

По состоянию на 2014 г. приоритеты государственной политики в сфере культуры Санкт-Петербурга, которые необходимо соблюсти в разрабатываемой государственной программе, сформулированы в следующих стратегических документах и нормативных правовых актах: 

■ Закон Санкт-Петербурга от 15.12.2010 № 739-2 «О политике в сфере культуры в Санкт-Петербурге»;

■ Концепция развития сферы культуры в Санкт-Петербурге на период 2012-2014 гг., утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.06.2011 № 731;

■ Программа развития сферы культуры в Санкт-Петербурге «Культурная столица» на 2012-2014 гг., утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.02.2012 № 113;

■ Закон Санкт-Петербурга от 12.07.2007 № 333-64 «Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге»;

■ Закон Санкт-Петербурга от 19.01.2009 № 820-7 «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга “О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга”»;

■ постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.11.2005 № 1681 «О Петербургской стратегии сохранения культурного наследия»;

■ Закон Санкт-Петербурга от 28.12.2012 № 741-126 «О туристской деятельности в Санкт-Петербурге»;

■ Программа развития Санкт-Петербурга как туристского центра на 2011-2016 годы, утвержденная постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.06.2011 № 732.

Для формирования государственных программ КЭПиСП были разработаны соответствующие методические рекомендации, утвержденные распоряжением комитета от 28.03.2014 № 28-р. В них закреплена структура государственной программы, а именно указан перечень составляющих ее разделов:

■ паспорт государственной программы;

■ характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Санкт-Петербурга с указанием основных проблем;

■ приоритеты и цели государственной политики на соответствующий период
в соответствующей сфере социально-экономического развития Санкт-Петербурга, прогноз развития соответствующей сферы социально-экономического развития Санкт-Петербурга
и планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации государственной программы;

■ описание целей и задач государственной программы;

■ сроки реализации государственной программы в целом, контрольные этапы
и сроки их реализации;

■ описание и обоснование состава и значений конечных и непосредственных
(по годам реализации) целевых показателей государственной программы, индикаторов подпрограмм государственной программы (далее – подпрограммы) и отдельных мероприятий государственной программы (далее – отдельные мероприятия);

■ целевые показатели государственной программы; индикаторы подпрограмм
и отдельных мероприятий;

■ ожидаемые результаты реализации государственной программы;

■ перечень и краткое описание подпрограмм и отдельных мероприятий
с обоснованием их выделения;

■ перечень мероприятий подпрограмм и отдельных мероприятий с указанием сроков их реализации, объемов финансирования и исполнителей мероприятий;

■ механизм реализации мероприятий и механизм взаимодействия соисполнителей
в случаях, когда мероприятия подпрограммы или отдельные мероприятия предусматривают их реализацию несколькими соисполнителями;

■ информация об источниках финансирования государственной программы.

Также в феврале 2014 г. был подготовлен проект предельных объемов средств на реализацию государственных программ Санкт-Петербурга, иначе называемых «потолки финансирования», в основу которого легла ведомственная структура расходов бюджета Санкт-Петербурга по Закону Санкт-Петербурга от 27.11.2013 № 654-102 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Для данного проекта все целевые статьи расходов бюджета планового периода 2015 и 2016 гг. были поделены по своему смысловому наполнению между семнадцатью подлежащими разработке государственными программами Санкт-Петербурга и непрограммной частью. Запланированные расходы были проиндексированы КЭПиСП до 2020 г., при этом индексы пересчета были определены в разрезе целевых статей расходов бюджета Санкт-Петербурга с учетом показателей инфляции, прогнозной динамики численности населения по соответствующим категориям потребителей государственных услуг, а также показателей «дорожных карт» по реализации Указов Президента РФ (уровень заработной платы отдельных категорий работников). «Потолок финансирования» для госпрограммы по развитию сферы культуры туризма города составил на период 2015-2020 гг. 122 393,0 млн руб. В таблице 2 представлено распределение этой суммы по годам.

Таблица 2. Проект предельных объемов средств на реализацию государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 гг. 

Наименование показателя

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

Объем средств, млн руб.

15 183,6

18 783,8

19 159,5

21 365,2

23 096,3

24 804,6

Доля в общих расходах программной части бюджета Санкт-Петербурга, %

3,7

4,2

4,1

4,3

4,4

4,4


На основании проекта предельных объемов средств в соисполнители госпрограммы «Развитие сферы культуры и туризма Санкт-Петербурга» попали такие исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, как Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности, Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга, Комитет по транспорту и Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями. Объединило их наличие в структуре их расходов целевых статей, предусмотренных на проведение общегосударственных и общегородских праздничных мероприятий и памятных дат. В основном эти мероприятия проводятся в городе на основании Закона Санкт-Петербурга от 26.10.2005 № 555-78 «О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге». Всего в законе фигурирует 101 праздник и памятная дата, проведение мероприятий по празднованию которых в соответствии с этим же законом финансируется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга. Данное направление расходов стало составляющей подпрограммы под рабочим названием «Популяризация культурного и исторического наследия Санкт-Петербурга» (см. таблицу 3).

Таблица 3. Рабочая структура государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» 

Задача госпрограммы = цель подпрограммы = наименование подпрограммы

Наименование задачи

 подпрограммы

Направления реализации

СОХРАНЕНИЕ 

«Сохранение культурного и исторического наследия Санкт-Петербурга»

сохранение материального культурного и исторического наследия

сохранение и пополнение библиотечных фондов

сохранение и пополнение музейных фондов

сохранение природных ландшафтов парков культуры и отдыха и музеев-заповедников

сохранение коллекции фауны

сохранение фильмофонда

сохранение и государственная охрана объектов культурного наследия

обеспечение сохранности, пополнения и использования архивных фондов

сохранение нематериального культурного и исторического наследия

создание условий для сохранения традиционной народной культуры

РАЗВИТИЕ

«Развитие профессионального искусства, реализация прав граждан на участие в культурной жизни Санкт-Петербурга, реализация творческого потенциала горожан»

создание условий для сохранения и развития исполнительских искусств

сохранение и развитие исполнительских искусств

развитие библиотечного дела

повышение доступности и качества библиотечных услуг

развитие музейного дела

повышение доступности и качества музейных услуг

создание условий для поддержки современного изобразительного искусства

поддержка современного изобразительного искусства

создание условий для сохранения и развития кинематографии

развитие кинематографии

создание условий для развития традиционной народной культуры

развитие традиционной народной культуры

повышение уровня доступности, качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства

стимулирование потребления культурных благ

повышение эффективности деятельности учреждений культуры

строительство, капитальный ремонт и модернизация объектов инфраструктуры в сферах культуры и туризма

создание условий для поддержки творческих инициатив населения, творческих союзов, выдающихся деятелей и организаций в сфере культуры

поддержка творческих инициатив населения, творческих союзов, выдающихся деятелей и организаций в сфере культуры

ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ

«Популяризация культурного и исторического наследия Санкт-Петербурга»

повышение качества и доступности туристических услуг для жителей и гостей Санкт-Петербурга

развитие въездного туризма - повышение туристической привлекательности Санкт-Петербурга

развитие международного и межрегионального сотрудничества в сфере туризма

повышение престижа петербургской культуры

реализация Закона СПб от 26.10.2005 № 555-78 «О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге»

создание условий для организации и проведения мероприятий, посвященных значимым событиям российской истории и культуры и развитию культурного сотрудничества в сфере культуры

развитие международного и межрегионального сотрудничества в сфере культуры

популяризация объектов культурного наследия

создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма в Санкт-Петербурге

совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сфер культуры и туризма Санкт-Петербурга

повышение эффективности информатизации в отраслях культуры и туризма

создание необходимых условий для активизации инновационной и инвестиционной деятельности в сфере культуры

повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в сферах культуры и туризма

ОБРАЗОВАНИЕ

«Развитие системы дополнительного образования детей в сфере культуры»

повышение престижа музыкального и художественного образования, выявление и поддержка одаренных учащихся образовательных учреждений в сфере культуры и искусства на начальных этапах обучения

приобретение ребенком комплекса навыков и умений, достаточных для дальнейшего освоения образовательных программ в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования соответствующего профиля

выявление талантливых детей и их ранняя профессионализация


В настоящее время государственная программа Санкт-Петербурга «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 гг. еще находится в стадии разработки. Вносятся значительные изменения, связанные с появлением новых соисполнителей программы и ограничениями, накладываемыми исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, ответственными за решение вопросов экономического развития и финансовой политики. Этот процесс должен завершиться в мае этого года. Проект бюджета Санкт-Петербурга на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 гг. в части расходов на культуру будет сформирован на основе принятой соответствующей государственной программы Санкт-Петербурга, которая впервые сведет воедино проблемы в сфере культуры, способы их решения и необходимые для этого ресурсы. Проект бюджета Санкт-Петербурга на 2015 г. и плановый период 2016 и 2017 гг. в части расходов на культуру будет сформирован на основе принятой государственной программы Санкт-Петербурга.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×