Социокультурное проектирование в библиотеке: теория и практика

2252
Зачем руководителю и ведущим сотрудникам библиотеки заниматься социокультурным проектированием, какие задачи можно решить с его помощью и на какие процессы повлиять

социокультурный проект

Ведение успешной проектной деятельности требует от руководителя и сотрудников учреждения знаний в сфере конструирования системы социальных взаимодействий, направленных на преодоление существующих социокультурных проблем. Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что хороший культурный проект несет в себе социальную составляющую, вносит позитивные изменения в социальную ситуацию. Так расширяются границы понятия «проект» ̶ от законченного мероприятия с конкретной целью и измеряемыми результатами на уровне учреждения до проектирования существенно больших изменений на более высоком уровне.

Постепенно в сознании ученой общественности и широком массовом восприятии культура перестает восприниматься только как узкая специфическая деятельность духовной области человеческого развития, но получает характеристики, благодаря которым начинает осознаваться как один из факторов развития социума по целому ряду направлений, в т. ч. и экономическому: вспомним успешные проекты маркетинга территорий в Коломне, Волгограде, Петрозаводске, Находке, Республике Коми и др.

Многие руководители учреждений избегают самого слова «проектирование». Они обосновывают это несоизмеримостью масштабов того, что происходит на уровне учреждения (библиотечный проект, направленный на обучение людей старшего возраста компьютерной грамотности, число участников проекта – несколько десятков человек), понятиям «глобальный», «стратегический» и пр. Якобы небольшие мероприятия не требуют планирования, разбивания на этапы, оценки бюджета и пр. Это не так.

Проекты и мероприятия любого масштаба требуют конкретики и планирования.

Освоение методологии и теории социокультурного проектирования может рассматриваться как основа профессионального развития современных менеджеров культуры. Умение выстраивать эффективную систему социального партнерства, поиск инновационных путей развития ресурсной базы, тесная взаимосвязь с запросами и потребностями макросферы, позиционирование учреждения культуры как части социума, активного субъекта политики в социокультурной сфере – эти факторы обеспечивают успех культурно-досуговых учреждений как потенциальных участников проектирования.

Задачи социокультурного проектирования

  • решение остросоциальных проблем населения на основе многоаспектных социологических исследований;
  • выполнение задачи сохранения культурного наследия Российской Федерации – консолидация представителей всех секторов гражданского общества в пространство социального кластера муниципального объединения и региона, формирование единого социокультурного пространства;
  • создание условий для выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан путем развития телекоммуникационного пространства всех территорий России, включая сельские, ликвидация разрыва в информационном доступе при активном участии учреждений библиотечно-информационной сферы и с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Процесс развития проектной деятельности находится на пересечении нескольких деятельностных сфер. Прежде всего, требуется определить социокультурное проектирование как особый вид институциональной деятельности. Контент-анализ профильной литературы выявил более двадцати определений термина «социокультурного проектирования». Это, несомненно, свидетельствует о широте и многоаспектности этого понятия. С учетом особенностей социальных взаимосвязей, реализующихся между субъектами социокультурного проектирования, предложим несколько возможных вариантов дефиниции данного действия от автора:

  1. «социокультурное проектирование представляет собой горизонтальную взаимосвязь функциональных действий субъектов проекта, осуществляемых с целью решения определенной социально-значимой проблемы»;
  2. «социокультурное проектирование представляет собой организованное множество подпроектов, связанных между собой единством цели и задач проектирования»;
  3. «социокультурное проектирование – это системная деятельность всех представителей секторов гражданского общества, конечной целью которой является инновационная услуга, подразумевающая оказание содействия в решении социальной проблемы сообщества в целом или его части».

При осуществлении любого социально-культурного проекта следует определить алгоритм методологических процессов проектной деятельности:

  • процессы планирования и прогнозирования, основанные на всесторонних маркетинговых, социологических, демографических и др. исследованиях;
  • процессы, непосредственно обеспечивающие реализацию планируемых действий;
  • управленческие процессы, предусматривающие контроль на определенных точках реализации проекта, анализ этапов и корректировка деятельности;
  • процессы, обеспечивающие ресурсное поступление;
  • вспомогательные процессы, связанные с необходимостью корректировки отдельных этапов, технологий, методик, инструментов и др. Умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование, выступить инициатором решения значимой для сообщества проблемы позволяет учреждению заявить о себе как о субъекте местной политики, социальном институте. Освоение данной междисциплинарной технологии позволит специалистам культурно-досуговой сферы (в т. ч. и специалистам библиотек) более эффективно осуществлять аналитические, прогностические, мотивационные, организационно-управленческие и консультационно-методические функции не только во внутренней среде, но и в целом в социально-культурной сфере.

Социокультурное проектирование в библиотеке: теория и практикаСпособность выступить инициатором решения значимой для сообщества проблемы в рамках проекта позволяет учреждению заявить о себе как о субъекте местной политики, социальном институте.

Менеджеру в сфере культуры необходимо не только освоить методологию культурологического характера, но и методологию проектирования, проектного мышления. Важно стараться переосмыслить нечто традиционное, представить его по-новому для новой аудитории. Кроме того, требуется значительное расширение коммуникативного пространства, адекватного тому проблемному полю, которое порождает необходимость социального изменения. Также важно уметь разграничивать институциональные и деятельностные особенности библиотек (их различия представлены в таблице):

Институциональные особенности библиотек

Деятельностные особенности библиотек

  1. Библиотека является социальным институтом
  1. Библиотека является элементом системы культурно-досуговых учреждений
  1. Содействует социальной адаптации общества к изменениям
  1. Подвержена социальным изменениям
  1. Сущностные функции постоянны
  1. Повседневные функции дискретны
  1. Проявляются во всех проектах социокультурной деятельности
  1. Проявляются в конкретных мероприятиях
  1. Разрабатывает стратегические направления деятельности в соответствии с запросами общества
  1. Реализует тактическое содержание

Специалист, постигающий азы проектирования, воспользовавшись анализом особенностей библиотеки как института, сможет:

  • понять логику развития взаимодействия библиотеки с социумом;
  • выявить области пересечения интересов библиотеки и возможных партнеров, а значит, и обнаружить возможности объединения усилий для решения общих задач.

Понимание механизмов, с помощью которых библиотека может содействовать социальной адаптации общества к изменениям позволяет четко аргументировать опосредованное влияние библиотеки на процессы информатизации общества, развитие или, наоборот, снижение его культурного потенциала. Позиционирование библиотеки как активного субъекта политики на уровне муниципальной власти возможно лишь при четком определении ее стратегических задач как института, с учетом функциональных особенностей.

В то же время наполнением любой стратегии являются конкретные тактические задачи. Учет повседневной деятельности, разработка конкретных мероприятий, осознание динамики изменения внутренней библиотечной среды – все это немаловажные условия разработки проектных идей. Только правильное определение приоритетных особенностей в том или ином случае позволяет обоснованно выстроить алгоритм разработки и реализации проекта.

Наполнением любой стратегии являются конкретные тактические задачи

социокультурный проектОпределяя процессы социальных изменений, в т. ч. негативные, выбирая стратегию действия в соответствии с сущностными социальными функциями и дополняя ее конкретными действиями, рабочая группа проекта не только содействует решению внешней общественной проблемы, но и в процессе проектирования получает возможность решать дискретные проблемы внутренней среды.

При методологически обоснованном подходе к теории социокультурного проектирования недопустимо игнорировать территориальные особенности: они оказывают самое непосредственное влияние на деятельность учреждений культуры и во многом предопределяют генеральное направление ее развития. Бесполезно пытаться провести летний парковый фестиваль там, где либо нет теплого лета, либо качество услуг и инфраструктуры местных парков не позволяет обеспечить безопасное и по-настоящему комфортное нахождение на их территории большого числа людей.

Тематика социокультурных проектов соответствует социально-экономической стратегии развития Белгородской области на период до 2025 г., включающей благоустройство территорий, развитие медицинской, образовательной, культурной сферы, модернизацию транспортной и телекоммуникационной сетей, улучшение бытового и торгового обслуживания жителей области и др. Комплексные программы Белгородской области в сфере культуры по своей сути во многом определяются политикой формирования социального кластера на территории области.

Практика проектирования крайне важна. Но она в первую очередь должна строиться на теоретической базе.

Принципиально новые подходы к теории и методологии проектирования позволяют переосмыслить роль библиотеки в новой социокультурной тенденции развития, определить задачи, стоящие перед ней как социальным партнером организаций-участников проектирования, разработать практические направления их реализации, продолжить развитие модельных библиотек инновационного содержания, содействовать профессиональному росту специалистов-практиков библиотечного дела Белгородской области.

Интеграция в мировой социокультурный процесс возможна лишь при активном развитии не только проектов реального пространства и времени, но и виртуального культурного сообщества. Примером может служить проект «Русский музей: виртуальный филиал», одним из партнеров которого в 2011 г. в Белгородской области стал Белгородский государственный институт искусств и культуры. Библиотеки местных сообществ при экономической и социальной поддержке партнерских взаимоотношений способны обеспечить базовую основу реализации аналогичных проектов.

Рассмотрим на примере опыта конкретных социокультурных проектов, инициированных библиотеками России в разные годы, некоторые факторы, детерминирующие развитие проектирования.

Профилирование

Псковские библиотеки обратили пристальное внимание на проблему функциональной неграмотности, нивелирования значения и роли книги в современном обществе. Работа по программе «Единство в книге» заключалась в представлении книги как синтетического вида искусств, нетрадиционной форме подачи книжного пространства.

Содержание новых структур

Библиотеки, постепенно расширяя ассортимент услуг и продуктов, нуждаются в расширении собственных структур, соответствующих потребностям внешней среды. Проект «Организация сектора НИР в муниципальной библиотеке» г. Ижевска (Удмуртия) вызван к жизни необходимостью изучения рейтинга новых прибиблиотечных услуг, вопросами ценообразования, соответствия квалификации персонала новым информационным приоритетам общества.

Многообразие инновационных моделей развития территорий

Модель агропромышленного развития Орловской области вызвала в свое время широкомасштабный долгосрочный проект, реализуемый библиотеками региона с 2002 г. и поддержанный местной администрацией: «Информационное поле орловского агрария».

Стилистическое разнообразие культур

В качестве одного из ярких примеров можно привести пример проекта библиотек г. Беломорск (Карелия) «Волонтер-центр “Петроглиф”». Цель проекта – сохранение уникального культурного наследия в виде наскальных первобытных рисунков (петроглифов), развитие понимания самобытности карельской территории, воспитание патриотического отношения к малой родине.

Социальное партнерство с властными структурами

В качестве примера социокультурного проектирования предлагаем проект, инициированный библиотеками г. Старый Оскол (см. приложение). Данный пример может быть положен в основу модели сфер деятельности профильного социокультурного проектирования, так как в данном случае решение остросоциальных проблем пожилых людей города объединяет самые широкие слои представителей гражданского общества (начиная с органов власти и заканчивая самодеятельными творческими союзами и объединениями).

Актуальность овладения теорией и методологией социально-культурного проектирования обусловлена тем, что данная технология имеет широкую область применения для всех профессий социотехнической направленности и успешность деятельности специалистов социально-культурной сферы во многом зависит от степени овладения ими такой технологией инновационной деятельности, как технология социально-культурного проектирования. Умение разработать социально значимый проект и оформить заявку на его финансирование, выступить инициатором решения значимой проблемы для сообщества позволяет учреждению заявить о себе как о субъекте местной политики.

Приложение

МУК «Старооскольская централизованная библиотечная система»

Название проекта: проект библиотечного обслуживания пожилых людей «Люди пожилые – сердца молодые»

Аннотация

Проект будет способствовать созданию благоприятных условий для реализации социальных, интеллектуальных, культурных, творческих потребностей, людей старшего поколения; обогащению их досуга и приобщению к социокультурной среде библиотек. Пожилые люди получат навыки работы с современной компьютерной техникой.

Актуальность и социальная значимость

Проект библиотек МУК «Старооскольская ЦБС» по библиотечному обслуживанию пожилых людей «Люди пожилые – сердца молодые» на 2012-2013 гг. разработан в соответствии с государственной программой «Доступная среда на 2011-2015 гг.»; областной целевой программой Белгородской области «Социальная поддержка пожилых людей в Белгородской области на 2011-2013 годы».

Проект «Люди пожилые – сердца молодые» ориентирован на аудиторию пожилых людей.

Демографическая ситуация в Старооскольском городском округе, как и в России в целом, складывается таким образом, что численность лиц пожилого возраста с каждым годом увеличивается. При достижении пенсионного возраста у человека происходит изменение его жизненного статуса, определенной роли в обществе и семье. Это положение часто негативно влияет на психологическое состояние пожилых людей, они чувствуют невостребованность своего опыта и знаний. Им крайне необходимо общение, ощущение своей полезности и причастности. Люди зрелого возраста в полной мере не знают свои права, психологически не готовы себя защитить, не обладают информацией, куда обращаться в кризисной ситуации за помощью.

Наряду с дефицитом информации им необходимо еще и простое человеческое участие, общение. И тут на помощь может прийти доброе слово библиотекаря. Именно поэтому перед библиотеками стоят задачи предоставления информации, организации общения для людей старшего поколения через вовлечение в культурно-досуговую деятельность библиотек, содействие развитию информационной и компьютерной грамотности.

Опыт работы библиотек показал, что в работе с людьми данной категории хорошо себя зарекомендовала работа клубов по интересам и любительских объединений.

В последние годы широкое развитие получили информационно-коммуникационные технологии, которые сегодня привлекательны не только для молодых, но и для людей старшего возраста. Компьютеризация помогает пожилым людям как можно дольше оставаться независимыми и самостоятельными, поддерживать интеллект в тонусе. Но в силу возрастных особенностей данной категории жителей им трудно самостоятельно войти в мир информации, виртуального общения, владения компьютером. Этот проект направлен на решение и такой актуальной проблемы пожилых людей, как социальная и информационная изоляция.

В проекте определены основные пути организации работы с пожилыми пользователями библиотек МУК «Старооскольская ЦБС». Обозначен комплекс мер по обеспечению взаимо­действия различных социальных институтов, курирующих работу с людьми старшего поколения на уровне администрации Старооскольского городского округа. При разработке проекта учитывался имеющийся практический опыт в библиотеках.

Проект будет реализован на базе следующих библиотек-филиалов: № 3, № 4, модельной библиотеки-филиала № 14, Озерской № 29, Роговатовской № 34, Солдатской № 35 МУК «Старооскольская ЦБС». В этих библиотеках имеются наработки с данной категорией пользователей, накоплен опыт проведения мероприятий с постоянными партнерами библиотек (социальными институтами, курирующими работу с пожилыми людьми и инвалидами, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, представителями духовенства, СМИ); имеется достаточный опыт работы по созданию любительских объединений и клубов по интересам.

Данный проект является актуальным, так как способствует социальной адаптации и реинтеграции пожилых людей в местном сообществе, содействует созданию благоприятной среды для удовлетворения их информационных, образовательных, интеллектуальных, творческих, коммуникативных потребностей.

Цели проекта

  1. Содействие адаптации в обществе, социокультурной реабилитации, формирование социально-досуговых условий для развития творческих возможностей и самоутверждения личности пожилых людей.
  2. Привлечение в библиотеки-участницы проекта 400 новых пользователей, людей пожилого возраста (за весь период реализации проекта) и обучение их основам компьютерной грамотности.

Задачи проекта

  1. Содействовать повышению уровня социальной адаптации жителей старшего поколения.
  2. Организовать работу социального абонемента в библиотеках-участницах проекта, что будет способствовать совершенствованию деятельности библиотек по предоставлению комплекса библиотечных услуг, благоприятных для реализации информационных, образовательных, интеллектуальных, коммуникативных потребностей пожилых людей.
  3. Организовать обучение основам компьютерной грамотности пожилых людей на базе библиотек-участниц проекта.
  4. Обеспечить их правовую поддержку с использованием информационно-поисковых систем библиотек.
  5. Предоставить библиотечные услуги по месту жительства (домашний абонемент) пользователям старшего поколения, которые самостоятельно не могут посещать библиотеки.
  6. Комплектовать фонды библиотек литературой, в т. ч. на бумажных и электронных носителях, периодическими изданиями, исходя из результатов мониторинга.

Участники проекта

  • Н.С. Свиридова – заместитель директора по работе с библиотеками сельских территорий.
  • В.Н. Безгодкова – заведующая отделом методического обеспечения.
  • Т.А. Савченко – заведующая информационно-библиографическим отделом.
  • В.Д. Карпенко – заведующая отделом комплектования и обработки документов.
  • Е.В. Гончарова – главный методист по работе с пользователями с ограничениями жизнедеятельности.
  • Т.А. Капустина – ведущий методист-менеджер.

Сроки реализации проекта: 2012-2013 гг.

Этапы реализации проекта

I этап (организационно-исследовательский): январь – март 2012 года

1.1. Разработка проекта, составление планов работы по основным направлениям деятельности в соответствии с разделами проекта, определение участников проекта.

1.2. Проведение мониторинга по выявлению реальных и потенциальных пользователей – участников проекта.

1.3. Проведение опроса среди выявленных пользователей на предмет востребованности библиотечных услуг и по выявлению их читательских и информационных потребностей.

1.4. Заключение договора о сотрудничестве с управлением социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа.

1.5. Формирование информационных ресурсов библиотек.

II этап (этап реализации основных плановых мероприятий): апрель 2012 – сентябрь 2013 гг.

2.1. Основной этап реализации проекта. Здесь будут реализовываться мероприятия, запланированные на первом этапе, одновременно по всем разделам проекта.

III этап (заключительный): октябрь – декабрь 2013 г.

3.1. Анализ результатов внедрения проекта на основе анкетирования пожилых людей.

3.2. Публикации о работе проекта в средствах массовой информации.

3.3. Выпуск печатной продукции по материалам проекта.

3.4. Создание виртуального музея «Люди пожилые – сердца молодые» на сайте центральной библиотеки им. А.С. Пушкина.

Управление и обеспечение проекта

  1. Куратор проекта: Л.П. Кравцова – начальник управления культуры администрации Старооскольского городского округа.
  2. Руководитель проекта: В.Н. Агаркова – директор Муниципального учреждения культуры «Старооскольская централизованная библиотечная система».

Партнеры проекта

  • Управление социальной защиты населения администрации Старооскольского городского округа;
  • Старооскольское отделение Всероссийского общества слепых;
  • Старооскольское отделение Всероссийского общества инвалидов;
  • Старооскольский пансионат для ветеранов и инвалидов войны и труда «Дом ветеранов»;
  • Совет ветеранов Старооскольского городского округа;
  • Российское Общество Современных Авторов;
  • МУК «Старооскольский краеведческий музей»;
  • МУК «Старооскольский художественный музей»;
  • МУК «Центр культуры и искусств»;
  • Средства массовой информации городского округа:
  • газеты «Правда жизни», «Зори», «Путь Октября», «Оскольский край»;
  • ТРК «Приосколье», «9 канал», «Мир Белогорья».

Предполагаемые итоги и результаты проекта

В результате осуществления проекта ожидается:

  1. повышение уровня и качества информационных, образовательных, интеллектуальных, коммуникативных потребностей людей старшего поколения и их социальной адаптации;
  2. организация работы социального абонемента в библиотеках-участницах проекта;
  3. организация домашнего абонемента для пользователей, не имеющих возможности самостоятельно посещать библиотеки;
  4. обучение пожилых людей основам компьютерной грамотности.

Оценка эффективности проекта

  1. проведение мини-опросов о качестве мероприятий проекта;
  2. проведение анкетирования о работе социального абонемента;
  3. проведение ежеквартального анализа реализации проекта;
  4. проведение статистического анализа читательских формуляров пользователей старше 55 лет.

После окончания реализации проекта работа по данному направлению будет осуществляться в соответствии с текущими планами работы библиотек.

Мурашко О.Ю., доцент кафедры издательского дела и библиотековедения Белгородского государственного института искусств и культуры, канд. педагог. наук

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...



      Рассылка




      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×