Управление проектами в сфере культуры

5969
Несмотря на развитие массы различных видов приносящей доход деятельности и популярности разнообразных проектов в сфере культуры, далеко не все руководители учреждений понимают, чем проектная деятельность отличается от основной

Управление проектами в культуреУдивительно, но факт – несмотря на развитие массы различных видов приносящей доход деятельности и популярности разнообразных проектов в сфере культуры, далеко не все руководители учреждений понимают, чем проектная деятельность отличается от основной.

А ведь без этого понимания не удастся ни сформулировать проектную заявку, ни получить грант, ни корректно решить поставленную задачу.

Разберемся в базовых понятиях и приведем примеры использования проектного подхода в разных ситуациях.

В последнее время проектное управление на государственном и муниципальном уровнях приобретает все большую популярность – и как практика организации конкурсов проектов, и как попытка внедрить элементы проектного подхода в работу самих органов власти и учреждений.

Проектное управление

В самом деле, проектное управление имеет целый ряд преимуществ перед рутинным функционированием. Отметим некоторые из них:

Функциональный подход

Проектный подход

  1. Главное – процесс функционирования, акцент на правовом, организационном, кадровом, материально-техническом обеспечении этого процесса
Главное – результат деятельности, во имя достижения которого можно изменить правовые нормы, выйти за пределы регламента работы, использовать личные ресурсы
  1. Замыкание подразделения на своих функциях, что порождает ведомственную разобщенность; вертикальная структура организации деятельности
Необходимость выполнения задачи в срок стимулирует сотрудничество между исполнителями, в том числе работающими в разных ведомствах и за пределами государственной структуры
  1. Постоянные роли субъектов деятельности, определяемые должностной структурой
Адаптация функциональных ролей под каждый конкретный проект позволяет обеспечивать максимальное соответствие между исполнителем и его способностями

Проект можно рассматривать как относительно обособленный внутренне целостный вид деятельности, в основе которого лежит, с одной стороны, инновационная идея либо технология, а с другой, четкий алгоритм достижения цели, увязанный с задачами, мероприятиями, ресурсами, исполнителями и показателями эффективности.

Главное и обязательное условие: в основе проектной деятельности должно лежать новшество. В противном случае неизбежны перегибы, когда модным словом «проект» назовут установку памятника, работу кружка в доме культуры, издание книги и т. д.

Типы проектов в сфере культуры

Начинать проектирование стоит с определения масштабов и направленности проекта, который вы хотите реализовать. От этого будет зависеть тип проекта, а от него, в свою очередь, ? обоснованный объем затрачиваемых на него ресурсов.

В зависимости от направленности проекты в сфере культуры можно подразделить на три типа.

  1. Внутриведомственные

предполагают совершенствование работы управленческих структур либо учреждений культуры;

Пример 1

  • Переход на новую систему оплаты труда в учреждениях культуры.
  • Перевод книгофонда библиотеки в электронный формат.
  • Создание сельских социокультурных комплексов.
  • Интерактивная карта «Органы управления культурой и учреждения культуры региона».
  • Проведение конкурсов инновационных проектов среди работников учреждения.
  • Институт наставничества как форма поддержки молодых специалистов.
  • «Электронное методическое объединение»: создание сети профессиональных контактов, предоставляющей возможность работы с методическими материалами.
  1. «Внутрисферные»

Предполагают внедрение новшеств в организацию культурных мероприятий, уставную деятельность учреждений культуры, поддержку творческих деятелей;

Пример 2

  • Мастер-класс для молодых режиссеров.
  • Школа реставраторов.
  • Виртуальный музей.
  1. Социокультурные

Направлены на изменение социальной среды, т. е. улучшение социальных показателей: снижение уровня преступности, наркомании, социальной напряженности методами и средствами культуры.

В рамках конкретной территории следует обеспечить баланс между всеми тремя типами проектов.

Внутриведомственные проекты не должны быть предметом столь же серьезного внимания, как собственно культурные проекты, однако их стимулирование время от времени необходимо, чтобы сближать интересы организации и работников.

Внутрисферные проекты важны для поддержки творческих личностей и коллективов. При этом не нужно забывать, что культура на региональном и местном уровне должна служить не столько самой себе, сколько местному сообществу.

Отсюда назначение социальных проектов в сфере культуры состоит в следующем:

  • делать людей более культурными, а значит более любознательными, компетентными и терпимыми, предотвращать распространение социальных пороков;
  • в художественной форме влиять как на поверхностные, так и на глубинные свойства личности – соответственно, настроение и мировоззрение, отношение к современным процессам и явлениям;
  • формировать подготовленного потребителя культурного продукта;
  • делать городскую среду визуально богаче и разнообразнее;
  • формировать узнаваемый позитивный имидж территории среди жителей и во внешней среде.

Чем важнее социальная роль культуры в местном сообществе, тем выше может оказаться ее статус среди других направлений развития региона.

На практике это может проявляться в уходе от остаточного принципа финансирования сферы культуры. Если же учреждения культуры живут исключительно собственными нуждами, местная власть воспринимает данную сферу как «песни и пляски» с соответствующим отношением и финансированием. От того, что за новшество положено в основу проекта, будут зависеть действия учреждения.

В зависимости от содержания деятельности выделим шесть типов инновационных проектов в сфере культуры:

Тип проекта Содержание проекта Примеры
Просветительский Привнесение известного содержания в новые условия, популяризация жанров и направлений деятельности учреждений и мастеров культуры Творческий вечер с приглашением известных композиторов, кинорежиссеров, дирижеров.

Использование этнохудожественных песенно-танцевальных образцов в концертных программах

Образовательный Организация обучения:

  • по новым направлениям;
  • среди вновь выделенных целевых групп;
  • в нестандартных условиях
Мастер-класс руководителей и менеджеров оркестра для учащихся музыкальных школ.

Мастер-класс для молодых режиссеров.

Школа реставраторов (если не организовано постоянного обучения)

Исследовательский Выполнение исследовательских работ в интересах развития сферы культуры Проведение мониторингов удовлетворенности населения культурной жизнью города.

Публикация монографии по итогам этнографической экспедиции

Ресурсный Поиск, создание, накопление, инвентаризация, сохранение и обеспечение использования ресурсов, как правило, информационных Создание видеоархива, отражающего культурную жизнь региона.

«Перепись ремесленников».

«Виртуальный музей»

Презентационный (имиджевый) Создание позитивного имиджа некоторой структуры либо деятельности, брендинг, обеспечение узнаваемости во внешней среде «Культура в лицах»: размещение информации на сайте о выдающихся работниках культуры
Проект – организационный механизм Совмещение двух и более начал для получения системного эффекта:

  • искусство и технология;
  • две социальные группы;
  • старый жанр и новая среда;
  • новый вид деятельности для целевой группы;
  • новый ресурс для целевой группы;
  • новая целевая группа в традиционном виде деятельности.

Также возможно включение в проект подпроектов 1-5 типов как его элементов

«Открытая сцена»: конкурс грантов на создание театральных постановок по пьесам современных авторов, живущих в регионе.

Выявление талантливых молодых исполнителей среди воспитанников детских домов.

Создание школы искусств для инвалидов.

Анимационная школа для заключенных исправительной колонии.

«Театр всевозможного»: корректировка недостатков поведения детей в детских садах с помощью разыгрывания театрализованных представлений

Среди приведенных типов проектов наибольшего внимания заслуживают проекты – организационные механизмы, поскольку они позволяют создать новую систему деятельности.

Для усиления значимости и прогнозируемого эффекта проектов других типов стоит дорабатывать их до состояния проекта – организационного механизма, совмещая разнообразные виды деятельности в качестве подпроектов. Так авторы проектов смогут получить больший социальный отклик на свои действия.

Пример

Популяризация культуры коренного малочисленного народа в рамках фестиваля (просветительский проект) может сопровождаться мастер-классом по ремеслу (образовательный подпроект), изданием сборника научных работ (исследовательский подпроект), составлением онлайн-каталога ремесел (ресурсный подпроект) и информационной кампанией в российских СМИ (имиджевый подпроект).

Технология оргдеятельностного проектирования состоит в том, чтобы совместить любые из начал:

  1. ресурс,
  2. целевая группа;
  3. среда;
  4. вид деятельности;
  5. управленческий механизм по признакам «новое-известное» либо «новое-новое».

Теоретически связи могут существовать между всеми обозначенными элементами.

Например:

  1. Концерт академического симфонического оркестра с участием молодых солистов – студентов музыкальных учебных заведений.
  2. Участие ансамблей в российских и зарубежных культурных мероприятиях.
  3. Показ экспериментальных музыкальных практик XX в. с помощью инновационных мультимедийных ресурсов.
  4. Создание методической базы данных (аудио- и видеофонда) в целях обеспечения самоопределения детей.
  5. Выявление талантливых молодых исполнителей среди воспитанников детских домов.
  6. Анимационная школа для заключенных исправительной колонии.
  7. Дискуссионная площадка в круглом доме / национальном жилище.
  8. «У мамы хорошее настроение»: предоставление бесплатной психологической помощи молодым мамам, «культурное обогащение» интерьера женских консультаций.
  9. «Медиадиета для детей»: создание методических основ ограждения детей от культурного насилия, негативных образцов и жанров массовой культуры.
  10. «Открытая сцена»: конкурс грантов на создание театральных постановок по пьесам современных авторов, живущих в регионе.

Представляется, что приведенная схема позволяет не только классифицировать имеющиеся проекты, но и черпать новые проектные идеи. Вместе с типологической таблицей эта схема составляет своего рода конструктор проектов.

Назначение конструктора состоит в том, чтобы генерировать идеи новых проектов на пересечении понятий «ресурс», «целевая группа», «среда», «вид деятельности» и «управленческий механизм». Например, концерт творческого коллектива на окраинной территории города в рамках Дня соседей – это мероприятие на пересечении категорий «старый вид деятельности – новая среда».

Создание видеоархива культурных мероприятий на данной территории – «+ новый ресурс», обеспечение участия органов территориального общественного самоуправления (ТОС) в планировании и организации культурных мероприятий на внутригородских территориях – «+ новый управленческий механизм».

Анатомия проекта: как его сформулировать для дальнейшей презентации

Звеньями практически любого проекта являются:

  • название;
  • актуальность;
  • аналитика, описание аналогов и стартовых условий;
  • концепция;
  • цель и задачи;
  • план мероприятий;
  • исполнители;
  • обоснование сметы;
  • показатели эффективности (количественные и качественные).

Типичная ошибка докладчиков в ходе презентации проекта – пересказывать его содержание или углубляться в описание его отдельных этапов. В презентации проекта достаточно кратко отразить все его звенья.

Название проекта – это его визитная карточка. Оно само по себе в некоторой степени может влиять на восприятие проекта членами жюри и, впоследствии, целевой аудиторией.

Приведем основные типы названий, чтобы облегчить процесс «имянаречения» проекта.

Тип названия Пример
Игра слов «Война: великая беда – великая Победа»
Перенос понятий из других сфер «Сценарная резиденция»: школа для молодых режиссеров.

«Театральная неотложка» – раскрашенный микроавтобус с мобильными декорациями, на котором группа актеров ездит по районным детским учреждениям

Сочетание несочетаемого Фестиваль «Тепло Арктики»
Яркий образ, который можно объяснить «Мода на мозги»: приглашение известных ученых в Пермь
Понятие, выраженное изобретенным либо существующим словом в авторской трактовке Фестиваль «СловоНова» ? две премии: «Слово» (поэту, внесшему вклад в российскую поэзию) и «Нова» (молодому поэту, которого выберут сами зрители)

Название проекта не должно быть скучным («Муниципальный культурный проект» – культурные мероприятия во всех муниципальных образованиях Пермского края). Желательно, чтобы оно отражало вид деятельности (название проекта «Арктика – колыбель культуры» ничего не скажет о его содержании не знакомому с ним человеку).

Актуальность проекта – это его связь с текущим моментом, отражение общественно-политических задач, поставленных на федеральном, региональном либо местном уровне.

В рамках данного раздела также рекомендуется обеспечить связь проекта с «почвой», ответив на вопрос, почему выбрана именно данная тема. Типовых причин выбора темы может быть, как минимум, четыре:

  • повседневные неудобства;
  • впечатления от однажды увиденной проблемы;
  • знакомство с позитивным опытом за пределами своей территории;
  • совет старших, рассказ других людей о чьих-либо проблемах / нереализованных потребностях.

Аналитическая часть должна описывать текущую ситуацию в двух ракурсах: в связи с проблемой и в связи с проектом.

Проблему рекомендуется иллюстрировать статистическими либо социологическими данными. При этом аналитические выкладки не должны напоминать отчет о проделанной работе: все упоминаемые факты крайне желательно привести в соответствие с задачами проекта. Если имеется возможность глубоко проследить временные тренды, проект будет выглядеть более внушительно. Важно бывает отделить уже решенные смежные проблемы, если, конечно, таковые имеются.

Текущая ситуация в связи с проектом – это описание аналогов и имеющегося задела. Классическая ситуация – когда главная идея проекта является новшеством, но ее отдельные стороны уже достаточно хорошо проработаны предшественниками. Что же касается имеющегося задела – то, в какой мере он является ценностью и аргументом в пользу поддержки проекта, зависит от позиции организаторов конкурса.

Если цель конкурса – разрешить какие-либо проблемы культурной жизни данной территории, то чем в большей мере уже реализован оцениваемый проект, тем лучше. Если же конкурс направлен на расширение социальной базы, то новые, еще не апробированные идеи и новые имена будут цениться больше.

Концепция проекта

Изложение концепции проекта – это, пожалуй, самый сложный раздел для практиков. Назначение концептуального раздела проекта состоит в следующем:

  1. концепция позволяет понять главный замысел проекта;
  2. задает отправные точки рассуждения;
  3. устанавливает и объясняет логические связи между субъектами, объектами, видами деятельности и другими элементами проекта;
  4. отражает способ понимания сути проекта, в частности, может нести в себе момент выбора парадигмы мышления: отмежевание от одних взглядов и отстаивание других;
  5. призвана соединить целевые установки проекта со способами решения проблем и задач.

Удачной концепцией признается та, которая может быть изображена графически: в виде элементов и связей между ними.

Простейший вариант концепции содержит четыре элемента

  • КТО делает?
Субъект Возможно, понадобится показать субъекта в его множественности. Например, это могут быть организаторы проекта, волонтеры, статусные фигуры и т. д.
  • ЧТО делает?
Содержательная деятельность Рекомендуется разбить деятельность на аспекты и этапы
  • ДЛЯ КОГО делает?
Объект Целевые группы также желательно представить во множественном варианте, выявив и показав их внутреннюю неоднородность
  • КАК делает?
Организационно-технологический механизм Следует показать, за счет каких организационно-технологических механизмов планируется осуществлять деятельность. Например, это технологии «равный-равному», краудсорсинг, мозговой штурм, ГИС, социальная паспортизация

В целом концепция проекта должна показывать, что он значим не для самих организаторов, а для удовлетворения социальных потребностей территории.

Концепция проекта должна показывать, что он значим не для самих организаторов, а для удовлетворения социальных потребностей территории.

Цель и задачи проекта

Цель – это представление об идеальном состоянии объекта в будущем, которого планируется достичь в результате реализации проекта. Цель не должна быть абстрактной, стереотипной, например «повышение качества жизни», «обеспечение доступности культурных услуг». В то же время по отношению к цели нельзя выдвигать требования излишней конкретности.

Так, формулировка «приобретение звукоусилительного оборудования для учреждения культуры» максимально конкретна, однако с точки зрения социального проектирования это не цель, а мероприятие. То же самое – «проведение фестиваля», «создание портала».

Цель должна быть связана с неоспоримой социальной ценностью: «интеграция местного сообщества», «преодоление социальной исключенности инвалидов», «выявление и поощрение молодых дарований».

Конкретику в эти формулировки можно добавить, указав на организационный механизм. Кстати, отличительный признак цели состоит в том, что ее достижение невозможно увидеть невооруженным глазом – только лишь через динамику значений показателей.

Чтобы в ходе оценки проекта он привлек к себе внимание, рекомендуется сформулировать цель-образ. Обогатить образ помогает его разделение на две составляющие: образ-КТО: «формирование группы режиссеров, готовых разрабатывать сценарии мини-спектаклей, отражающих социальные проблемы местного сообщества»; и образ-ЧТО: «формирование системы, позволяющей ремесленникам развивать свой профессиональный уровень и находить каналы сбыта своей продукции».

Задачи проекта должны детализировать цель по ряду направлений. Очень важно, чтобы одни задачи не были частным случаем либо обобщением других из того же перечня. В то же время при различной направленности задачи должны иметь одно логическое основание. Например, формы поддержки творческих деятелей могут быть следующими: методическая, информационная, образовательная, финансовая и др.

Читайте бесплатно в системе Культура:

Мероприятия и исполнители проекта

В отличие от целей и задач, своеобразие мероприятий состоит в том, что они:

  1. предметны, поскольку имеют четкие пространственно-временные рамки, расходуют конкретные ресурсы и т. д.;
  2. дискретны, так как моменты их реализации перемежаются с моментами бездействия.

Рекомендуется излагать перечень мероприятий в виде процессной схемы либо диаграммы Ганта, из которой видно, что одни мероприятия должны начинаться после других, другие – вместе с третьими и т. д.

Мероприятия проекта можно подразделить на четыре типа: организационные, информационные, исследовательские и материального обеспечения. Наиболее важными являются организационные мероприятия, которые в миниатюре повторяют особо выделяемые нами проекты – организационные механизмы.

Исследовательские мероприятия нужны, по меньшей мере, для замера начальных и текущих значений показателей. Поскольку социальные проекты носят публичный характер, важна разработка медиаплана информирования различных целевых групп – соответственно, следует реализовывать информационные мероприятия.

Наконец, приобретение материальных (и нематериальных) объектов также следует включать в план мероприятий, однако для повышения эффективности расходования средств надо сочетать такие мероприятия с организационными – например, не просто закупать новое оборудование, а проводить обучение работе на нем для сотрудников учреждения.

Рассмотрим подробнее показатели эффективности. Показатель – это переменная, которая отчасти является результатом вложенных усилий, а отчасти – естественного процесса. Так, каждый человек решает сам, посещать библиотеку или нет, на это влияют глобальные процессы, например распространение широкополосного интернета и привычка читать текст «на бумаге» или в цифровом формате, однако вежливость сотрудников, быстрое обслуживание, появление новых книг, которые читатель не смог найти в продаже, организация встреч с писателями, проведенный капитальный ремонт здания и привлекательные интерьеры также в значительной степени определяют приток читателей.

Итак, блок «показатели эффективности» рекомендуется разделить на две-три части: показатели вложенных усилий, показатели эффекта и, по возможности, третья часть – показатели удовлетворенности.

Так, проведение фестиваля культур можно оценить в количественных показателях: с одной стороны, по количеству и разнообразию запланированных мероприятий, числу используемых каналов информирования целевых групп (все это зависит от усилий организаторов), а с другой – по числу лиц, подавших заявки на участие (переменная, не зависящая от усилий организаторов).

Качественными показателями эффективности реализации проектов в сфере культуры могут стать следующие социальные изменения:

Качественные показатели Пояснение
Появление нового культурного продукта, расширение разнообразия культурных продуктов В результате творческих конкурсов могут быть созданы новые художественные произведения
Повышение профессионального мастерства целевой группы Профессиональное мастерство может измеряться расширением и усложнением репертуара, победами в творческих конкурсах, положительными отзывами в СМИ
Улучшение степени сохранности культурных ценностей Может быть измерено, с одной стороны, количеством отреставрированных, оцифрованных единиц, а с другой – количеством утраченных экземпляров
Повышение объема потребления культурных продуктов Например, после завершения театрального проекта население города стало чаще ходить в театры, что отразилось на росте показателя посещаемости и увеличении числа повторных посещений
Обеспечение непрерывной и многоплановой творческой деятельности за счет новых источников, каналов либо способов финансирования Измеритель – интенсивность и разнообразие культурных мероприятий
Улучшение управления сферой культуры Признаки: профессионализм кадров, инициативность, четкость системы планирования деятельности, реализация контрольных функций
Формирование позитивного имиджа территории Количество позитивных публикаций в СМИ:

1) инициированных субъектом развития территории;

2) появившихся независимо от его усилий (редакционные статьи, новости и пр.)

Повышение привлекательности городской среды Количество малых архитектурных форм, настенных рисунков художников и т. д.
Более гуманные социальные отношения Качество социальных отношений: социальное самочувствие поддается измерению социологическим путем (в т. ч. по результатам проведения исследований, опросов)

В современном мире справедливо признается, что культура может иметь огромное влияние на общественную жизнь территории. В то же время, развитие культуры в традиционном формате функционирования органов и учреждений зачастую приводит лишь к формализму и имитации деятельности.

Поэтому органам управления культуры следует уделять больше внимания поддержке ведомственных и общественных культурных инициатив, организуя многочисленные и разнопрофильные конкурсы проектов, а учреждения культуры могут предлагать и реализовывать собственные, в т. ч. партнерские проекты.

Качественный проект может существенно изменить общественную жизнь и надолго остаться в памяти целевой группы, на которую был рассчитан.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×