Искусство поставить сноску

183
В начале апреля ГМИИ им. А.С. Пушкина представил новую концепцию развития и объявил о начале нового архитектурного конкурса. Согласно новой концепции, площадь музея увеличится в два раза, а сам он станет музейным кластером, внутри которого будет выделено несколько зон: к имеющимся зданиям добавятся образовательный центр для детей и взрослых, библиотека, парк, депозитарно-реставрационный...

В начале апреля ГМИИ им. А.С. Пушкина представил новую концепцию развития и объявил о начале нового архитектурного конкурса. Согласно новой концепции, площадь музея увеличится в два раза, а сам он станет музейным кластером, внутри которого будет выделено несколько зон: к имеющимся зданиям добавятся образовательный центр для детей и взрослых, библиотека, парк, депозитарно-реставрационный и выставочные центры, кафе и магазины. Директор ГМИИ им. А.С. Пушкина Марина Девовна Лошак, представляя концепцию, упомянула несколько действительно революционных для российской музейной сферы идей. Во-первых, музейный городок будет функционировать и в часы после закрытия музея, чтобы люди смогли приходить туда в любое время. Во-вторых, депозитарий будет частично открытым – часть музейного фонда станет доступна посетителям. Марина Девовна любезно согласилась рассказать об идее открытого хранения и его организации подробнее. 

Марина Девовна, как родилась идея организации открытого хранения? В чем Вы видите ее смысл и необходимость?

Когда концепция реконструкции музея и всего музейного квартала только обдумывалась, было много споров о местонахождении депозитария. Подавляющее число экспертов считало, что хранилище должно находиться за пределами музейного квартала. С одной стороны, это логично, ведь традиционное хранилище – это «закрытый куб». Но нам было жалко терять ощущение публичности, создавать закрытое пространство на такой важной для нас территории. У Государственного музея изобразительных искусств очень специфическая коллекция: ее значительная доля связана с Древним миром – это мелкая пластика и нумизматика. С этими вещами все время работают специалисты. Половину коллекции составляет графика, работы на бумаге – это одна из крупнейших и лучших мировых графических коллекций.  Это не большие живописные полотна, которые часто выставляются. Это не гигантское собрание, для которого действительно целесообразно построить хранилище за пределами музея. Наше собрание достаточно локальное и специфичное с точки зрения своего формата. Для нас его нахождение рядом с музеем чрезвычайно важно. Поэтому мы решили создать такую структуру хранения, которая позволила бы превратить закрытое хранилище-ящик в открытое экспозиционное по своей сути пространство.

Для того чтобы сверить свое понимание с мировым опытом, мы стали узнавать, как сегодня строят свои хранилища крупные музеи. Оказалось, что на сегодняшний день условия организации депозитария очень вариативны. Кому-то, как, например, галерее Тейт в Лондоне, удобно построить хранилище в другой зоне и сделать его абсолютно функциональным пространством, удобным для работы. А, например, Британский музей,  который совсем недавно закончил реконструкцию, построил хранилище приблизительно такого же объема, как наше, рядом с экспозицией. Как и у нас, их фонды состоят из вещей, которые постоянно мигрируют внутри коллекции и с которыми постоянно работают специалисты. МОМА – Музей современного искусства в Нью-Йорке – тоже построил хранилище рядом со своим главным зданием на Пятой авеню. Логика понятна: музеи располагают хранилище там, где это удобно и функционально.

Открытая форма хранения не подразумевает тотальной, полной открытости, потому что не все можно и нужно показывать. Но тенденция такова: хранилища становятся местом, доступным для посетителя.

В нашем случае открытое хранилище станет логичной составляющей музейного квартала. Экспозиционное пространство – пространство  хранилища –  будет устроено как выставка, хотя какие-то вещи останутся скрытыми. Но даже если бумагу нельзя показывать в полном объеме, мы постараемся организовать хранение под стеклом, чтобы посетители могли выдвинуть ящики и увидеть эти предметы, не причинив им вреда. То же самое с фотографией – на новой территории будут проводиться большие фотографические выставки, и в зоне хранения фотографии и тиражированной графики будет также зона осмотра. Говоря об антике, мы постараемся представить ее в тех же шкафах, в которых она поступила нам вместе с коллекцией Голенищева, – они сами по себе артефакты! Думаю, путешествие по хранилищу получится впечатляющим.

Потом, посетитель не останется в хранилище один. В хранилище будут работать специальные сопровождающие лица: экскурсоводы, хранители – которые смогут рассказать о специфике хранения, погрузить людей в закулисье музейной жизни.

Одновременно рядом с хранилищами будет создана большая реставрационная зона – 3000 квадратных метров. Мы хотим, чтобы музей стал реставрационным центром для всей страны. Большая часть этой зоны также будет открытой, люди смогут увидеть и эту часть работы музея. Вход в экспозиционное выставочное пространство и возможность заглянуть за закрытые ранее двери позволит человеку получить абсолютно разные впечатления и эмоции. 

Стоит уточнить границы открытости. Есть требования законодательства – а есть и здравый смысл. На Ваш взгляд, что не следует показывать?

Есть форматы, которые не любят свет. Огромное количество графики будет храниться без света, в ящиках, со всеми мерами предосторожности. Посетители будут видеть только отдельные «бумажные» предметы. Или Вы имеете в виду какие-то закрытые фонды? Мы их все будем открывать и показывать. 

Нет, имелись в виду предметы, которые широкая публика, не специалисты, просто не оценят.

Мне кажется, дело в том, как показать. Широкая публика оценит все, если это правильно продемонстрировать. Здесь нужно исходить из соображений целесообразности: что интереснее, а что второстепенно. Самые важные вещи выставлены в экспозиции. В фондах останутся значительные вещи, о которых можно многое рассказать, особенно если проводить экскурсии, начинающиеся в выставочных залах музея и продолжающиеся в фондах. В этом случае поход в фонд можно рассматривать как своеобразное дополнение к тому, что посетитель уже видел. Как сноску в книге. Мне кажется, это может быть любопытно. 

Насколько широк, по Вашим оценкам, будет круг людей, желающих заглянуть в фонды музея? Кто эти люди?

Мне кажется, что это самый широкий зритель, во всяком случае, в начале. Каждый из нас в той или иной степени интересуется любым закулисьем. И всегда очень интересно, что происходит за закрытым занавесом. Например, возьмем мечту операторов снять музей ночью, когда здесь нет ни души и царит полумрак. Человек так устроен: ему интересны неординарные ситуации. Поэтому, я думаю, что такая экскурсия будет интересна любому зрителю.

Профессионалам будут обеспечены специальные условия: для них будут оборудованы кабинеты, в которых они смогут увидеть любые произведения и даже прикоснуться к ним – в перчатках, разумеется. Это будет полноценная рабочая зона. По понятным причинам, она будет работать в закрытом режиме.

В 2013 году, когда Российская государственная библиотека впервые участвовала в акции «Библионочь», я слышала, как переговаривались сотрудницы: «Я думала, все будут смотреть на личную коллекцию Марии Федоровны <Романовой>, а они фотографируют пневмопочту». В голосе слышались и удивление, и разочарование. Нет ли у Вас опаски, что вместо того чтобы искать подлинные шедевры, люди будут интересоваться совсем другими, может быть, малозначимыми вещами?

Расстраиваться по этому поводу нельзя. Наша задача – в первую очередь привлечь посетителя. А дальше, если ему интересна какая-то мелочь, подробность, деталь, то пусть он ее рассмотрит! Это очень хорошо, такие мелкие наблюдения тоже дают почву для воображения. Наша задача состоит не в том, чтобы насильно заставить кого-то смотреть на искусство и восхищаться им, а в том, чтобы привести  посетителя в музей, в любое его пространство, и познакомить с ценностями в доступной форме. Дальше все зависит от нас самих – что мы хотим показать посетителю и как мы это сделаем. 

Существуют ли критерии эффективности открытия фонда?

Да, у нас есть бизнес-план открытия фонда, с количественными и качественными показателями. В данный момент проводятся социологические и маркетинговые исследования, которые призваны помочь нам правильно выстроить работу. К сожалению, пока я не могу раскрыть детали. 

Может ли музей «отрепетировать» открытие части фонда? Как проверить, насколько такой формат работы интересен потенциальному потребителю?

Сделать пробное открытие невозможно. Можно провести предварительные работы, инициировать опросы. Если вы правильно зададите вопросы, ответы на них вам помогут. Но это не гарантирует, что на практике вы не столкнетесь с ошибкой, неудачей, неправильным расчетом. Это нормально, музей должен развиваться. Нужно понимать, что даже то, что сегодня в результате исследований и опросов будет признано верным и кажется таким, через пять лет может оказаться не совсем точным или ошибочным. Меняются люди, их ментальность, привычки и визуальные образы. Нужно быть готовыми к тому, что результат придется корректировать, находить новые пути его представления. Это не страшно. Это жизнь.

Какую внутреннюю работу необходимо провести в музее, деятельность каких структурных подразделений нужно перестроить для того, чтобы обеспечить работу открытых фондов?

В нашем случае работа идет в плановом порядке, все подразделения функционируют в прежнем режиме.

В ГМИИ все научные сотрудники являются хранителями, соединяют в своей деятельности две самые важные функции музея: хранение и научную обработку. Когда работа по созданию открытого хранилища войдет в заключительную стадию, потребуется больше таких сотрудников. Мы должны работать с молодым поколением – например, теми, кто сейчас заканчивает архивный факультет в РГГУ. Нам потребуется привлечь их в музей в качестве лаборантов, младших научных сотрудников. Нужно подготовить новое поколение специалистов, которые смогут включиться в работу. Вот к этому мы и готовимся. 

То есть структурных перераспределений внутри музея не планируется?

Пока нет. Нам кажется, что достаточно будет увеличения штата, перераспределения полномочий внутри отделов и делегирования хранителям новых функций. 

С какими страхами для Вас связан процесс открытия фондов?

Я совершенно ничего не опасаюсь. Я абсолютно уверена в том, что все решено и делается правильно. Самое главное – грамотно создать и наполнить само хранилище: подобрать правильное оборудование, совместить функциональность с эстетической составляющей. Существует масса разнообразных решений для хранения, в том числе минималистичных стеллажей, которые можно представить как объекты искусства. Если их правильно установить, обратить их в некие объемы, как говорят художники, то пространство будет выглядеть как современная инсталляция. Для того чтобы пространство было красивым, надо привлекать хороших художников и дизайнеров, и это будет сделано. Да, это усложняет нашу задачу и повышает стоимость работ. Но все-таки хранилище, в которое получают доступ посетители, должно быть «говорящим».

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×