Механизмы реализации государственной политики в сфере культуры

1540
Государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013 — 2020 гг., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 317, является основным инструментом реализации государственной политики в сфере культуры, в основу которого положены принципы программно-целевого метода.

Государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013—2020 гг. (далее — ГП), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 317, является основным инструментом реализации государственной политики в сфере культуры, в основу которого положены принципы программно-целевого метода.

Цели, задачи, финансирование

Целью программы определена реализация стратегической роли культуры как духовно-нравственного основания развития личности и государства, единства российского общества, а также развитие туризма для приобщения граждан к мировому культурному и природному наследию.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Как учреждениям культуры выживать в условиях кризиса?

Узнайте на семинаре "Финансовая устойчивость и безопасность учреждения культуры" - 26-27 апреля 2016. Подробности ищите на странице мероприятия.

Ранее принятые ФЦП «Культура» России и ФЦП «Развитие туризма» не были отменены, а вошли составной частью в Программу в статусе подпрограмм. Это объясняется в основном желанием сэкономить время и не вмешиваться в работу уже сложившихся механизмов реализации федеральных целевых программ. Следует уточнить, что в настоящей публикации тема развития туризма рассматриваться не будет.

Перечислим основные задачи подпрограмм.

Подпрограмма «Наследие»:

  • обеспечение сохранности и использования объектов культурного наследия;
  • реставрация объектов культурного наследия;
  • повышение доступности и качества библиотечных и музейных услуг;
  • обеспечение сохранности, пополнения и использования архивных фондов.

Подпрограмма «Искусство»:

  • создание условий для сохранения и развития исполнительских искусств и поддержки современного изобразительного искусства, кинематографии, традиционной народной культуры, нематериального культурного наследия народов Российской Федерации, поддержки творческих инициатив населения, творческих союзов, выдающихся деятелей и организаций в сфере культуры;
  • создание условий для организации и проведения мероприятий, посвященных значимым событиям российской культуры и развитию культурного сотрудничества в сфере культуры.

Подпрограмма «Обеспечение условий реализации Программы»:

  • обеспечение эффективного управления Программой и развитие отраслевой инфраструктуры;
  • интеграция региональных программ развития сфер культуры и туризма;
  • повышение эффективности фундаментальных и прикладных исследований в сферах культуры и туризма.

Задачи Федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)» не носят столь явно отраслевого характера и ориентированы содержательно на Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р.

Важным для понимания роли регионов в реализации ГП является раздел «Приоритеты и цели государственной политики, а также «Общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации в сфере культуры и туризма», ключевыми из которых являются:

  • раскрытие культурного потенциала регионов России и поддержка региональных инициатив в сферах культуры и туризма;
  • преодоление отставания и диспропорций в культурном уровне регионов.

Также ГП предусматривает предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ по развитию учреждений культуры и мероприятий по укреплению материально-технической базы объектов культуры регионов.

Подпрограммой «Обеспечение условий реализации Программы» предполагается предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на осуществление полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия.

ГП содержит также раздел «Общая характеристика участия субъектов Российской Федерации в реализации государственной программы», в котором декларируется, что участие субъектов Российской Федерации в реализации мероприятий Программы является одним из важнейших условий ее эффективности и осуществляется в рамках собственных полномочий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Объемы бюджетных ассигнований программы

Цели финансирования

Объем ассигнований из средств федерального бюджета, тыс. руб.

На реализацию государственной программы

847 455 436,3

На реализацию подпрограмм и ФЦП:

• Подпрограмма 1. Наследие

246 923 399,9

• Подпрограмма 2. Искусство

271 037 683,2

• Подпрограмма 3. Туризм

3 652 814,5

• Подпрограмма 4. Обеспечение условий реализации Программы

104 407 299,6

• Федеральная целевая программа «Культура России (2012–2018 годы)»

151 421 463,6

• Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)»

70 012 775,5

 В целом можно сделать следующие выводы:

  1. ГП предполагает, что в основном государственная политика в сфере культуры в регионах реализуется региональными органами управления самостоятельно, за счет собственных средств.
  2. Вклад регионов в реализацию ГП значителен, и он проявляется прежде всего в достижении показателей программы, которые учитывают деятельность в сфере культуры на уровне региональных и муниципальных учреждений культуры.
  3. Федерация в тексте ГП декларирует поддержку региональных проектов, но не конкретизирует механизмы данной поддержки.

Конкретные мероприятия, реализуемые в рамках ГП «Развитие культуры и туризма», обозначены в Плане реализации в 2014 году и в плановый период 2015 и 2016 годов ГП Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы, утвержденном постановлением Правительства РФ от 09.08.2014 № 788. Указанный план содержит сведения об инвестициях в объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности, общероссийских мероприятиях, мерах поддержки творческих работников, финансируемых из федерального бюджета.

В частности, в план внесены и мероприятия по поддержке сферы культуры муниципальных образований. Так, в 2014 г. вручено 1000 денежных поощрений по 100 тыс. руб. лучшим муниципальным учреждениям культуры, находящимся на территориях сельских поселений, и 1000 денежных поощрений по 50 тыс. руб. лучшим работникам муниципальных учреждений культуры, находящихся на территории сельских поселений. Указанные события предусмотрены также на 2015 и 2016 гг.

Оба мероприятия напрямую регулируются не ГП, а Указом Президента РФ от 28.07.2012 № 1062 «О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников». Включение указанных мероприятий в План реализации ГП можно объяснить тем, что финансирование на их реализацию осуществляется в рамках общего финансирования, предусмотренного на ГП. Таким образом, ГП становится не механизмом прямого действия, а примерным перечнем направлений расходования средств с указанием их общего объема.

Еще одним механизмом прямого действия в развитие положений ГП выступают нормативные правовые акты Правительства РФ. Это позволяет, не меняя текст ГП, более гибко подходить к конкретным мерам поддержки сферы культуры регионов и муниципальных образований и ограничивать их во времени, исходя из возможностей федерального бюд

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

жета.

Поддержка культуры регионов

Механизм конкурсных процедур, связанный с обеспечением учреждений культуры регионов оборудованием, содержится в Правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ по развитию учреждений культуры, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства (приложение № 4 ГП). Речь в них идет о развитии материальной базы библиотек, музеев, школ искусств, сельских учреждений культуры и т. д. В развитие указанных Правил издан приказ Минкультуры России от 07.06.2013 № 690 «Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации для предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по развитию учреждений культуры, за исключением субсидий на софинансирование объектов капитального строительства».

Механизмы софинансирования региональных проектов содержатся в Перечне мероприятий и объемов финансирования Программы (приложение № 6 ГП) и конкретизированы на уровне нормативных правовых актов Министерства культуры Российской Федерации.

План реализации госпрограммы

Положение об управлении реализацией федеральной целевой программой «Культура России (2012- 2018 годы)» (далее — Положение), утвержденное приказом Минкультуры России от 19.03.2012 № 210, предусматривает ежегодную подготовку Организационно-финансового Плана целевой программы (далее — План), который представляет собой комплекс мер, направленных на достижение целей и решение задач ФЦП. Он формируется на основе предложений государственных заказчиков программы, как собственных, так и поступивших к ним от других организаций. Для анализа поступивших предложений на участие в целевой программе государственные заказчики в пределах своих полномочий создают экспертные советы (комиссии), иные консультативные органы.

Государственным заказчиком-координатором целевой программы является Министерство культуры Российской Федерации, государственными заказчиками — Министерство культуры Российской Федерации, Федеральное архивное агентство, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж» и Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации».

Рассмотрим некоторые процедурные моменты, связанные с включением в План.

  1. Организационно-финансовый план мероприятий на текущий год включает в себя наименование мероприятия на текущий год и сумму финансирования из средств федерального бюджета.
  2. Заявки на включение в План подаются в Министерство культуры РФ творческими коллективами, организациями профессионального искусства и народного творчества. То есть учреждения подают заявки самостоятельно, без участия органов управления в сфере культуры.

Отбор заявок осуществляется экспертными комиссиями. Например, приказом Министерства культуры РФ от 23.03.2012 № 224 утверждено Положение об экспертных комиссиях по рассмотрению и отбору проектов по музыкальному искусству, театральному и цирковому искусству, народному творчеству. Заявки, рассмотренные на заседании соответствующей Комиссии и получившие поддержку большинства ее членов, присутствующих на заседании, рекомендуются Комиссией к включению в Планы мероприятий Минкультуры России по реализации федеральной целевой программы «Культура России (2012–2018 годы)» на соответствующий календарный год.

Организация текущей работы Комиссий осуществляется соответствующими профильными отделами Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества. Подача заявок осуществляется в электронном виде на сайте fcpkultura.ru (мониторинг проектов и мероприятий на участие в Программе).

Участие в мониторинге проектов и мероприятий

Мониторинг проектов и мероприятий на участие в Программе — это электронный сбор и обработка предложений на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг в рамках мероприятий ФЦП на следующий год.

Для участия в Мониторинге организации или физическому лицу необходимо пройти регистрацию на сайте fcpkultura.ru. После заполнения регистрационных данных участник получает возможность подавать свои предложения на участие в Программе. Каждое предложение должно сопровождаться пакетом документов. Для изменения перечня предложения или реквизитов участнику Мониторинга необходимо подать официальное письмо с запросом на изменение данных.

В целом к настоящему моменту сформировалась достаточно сложная система софинансирования региональных проектов из федерального бюджета. Часть проектов реализуется посредством механизмов, заложенных в нормативных правовых актах Президента РФ и Правительства РФ, в рамках подпрограмм «Наследие» и «Искусство» ГП.

Более долгосрочные и устойчивые механизмы действуют в рамках исполнения ФЦП. В соответствии с ними основные направления, предельные объемы финансирования, условия и критерии отбора проектов закреплены в ФЦП, являющейся по статусу подпрограммой ГП. 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...



      Рассылка




      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×