Формирование некоммерческих фондов

1848
Эксперт электронной системы «Культура» отвечает на вопросы подписчиков по наиболее востребованным темам...

Абидуева Е.В.,

ведущий консультант отдела государственной политики, правового и информационно-аналитического обеспечения Министерства культуры и архивов Иркутской области 

Формирование некоммерческих фондов 

Эксперт электронной системы «Культура» отвечает на вопросы подписчиков по наиболее востребованным темам. 

Как эффективнее всего сформировать сообщество постоянных финансовых партнеров вокруг учреждения культуры?

Поиск и привлечение финансовых, материальных, человеческих ресурсов к решению всевозможных вопросов деятельности учреждения культуры, реализации проектов является основной задачей фандрайзинга.

В процессе хорошо спланированной работы по привлечению дополнительных ресурсов при учреждении культуры может возникнуть так называемый ближний круг – некое сообщество, партнерское формирование, заинтересованное как в развитии учреждения, так и в поддержке творчества отдельных мастеров, культурных ценностей.

Наиболее распространенными из них являются:

попечительский совет;

■ клуб (клуб друзей);

■ общество друзей;

■ благотворительный фонд специального назначения.

Если работа по привлечению дополнительных финансовых ресурсов стала регулярной практикой и ведется хорошо, при учреждении формируется ближний круг – постоянное лояльное сообщество. 

Идея создания при организации культуры общности людей, неравнодушных к ее деятельности, помогающих ей, также может быть реализована по-разному:

■ через создание внутреннего формирования в учреждении культуры (не являющегося органом (управления) организации культуры);

■ путем создания органа (управления) учреждения культуры, с занесением сведений о нем в устав (п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ) (для бюджетных и автономных учреждений), п. 7 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 03.11.2006. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ)). Для этого требуется получить одобрение со стороны органов управления, осуществляющих полномочия учредителя и собственника, утверждающих устав учреждения;

■ путем создания самостоятельного юридического лица, отношения с которым будут выстраиваться и регулироваться в порядке, установленном гражданским законодательством. 

В свою очередь партнерские отношения с возникшей общностью людей могут предполагать различные формы финансирования проектов (деятельности) учреждения культуры:

■ целевые взносы, иначе именуемые спонсорскими средствами, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе, как правило, под конкретный проект и мероприятие, предполагающее обязательное официальное информирование о финансовом участии в указанном проекте (мероприятии);

■ безвозмездная помощь, не предполагающая возникновение у учреждения культуры каких-либо обязательств по отношению к лицу, предоставляющему помощь (меценатство).

В обоих случаях «инвестор» передает учреждению вещи (ст. 128 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ)) или имущественные права (права владения, пользования или распоряжения каким-либо имуществом, принадлежащем «инвестору»).

Действующее законодательство РФ не определяет понятия «спонсорство», «меценатство», но можно сказать, что между учреждением культуры и его «донором» складываются отношения по поводу передаваемых финансовых (материальных) благ, связанные либо с договором дарения (в случаях, если цель дара не определена и не ограничена дарителем – ст. 572-581 ГК РФ), либо договором пожертвования (ст. 582 ГК РФ).

При этом целевые капиталы учреждений культуры могут формироваться исключительно за счет пожертвованного имущества. Имущество, цель передачи которого не определена, не может использоваться для формирования целевых капиталов (ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (далее – Закон № 275-ФЗ)).

В случаях, когда речь не идет о создании для достижения целей фандрайзинга самостоятельного органа (управления) учреждения культуры или юридического лица, а также о формировании целевого капитала учреждения культуры, руководитель учреждения культуры вправе сам, в т. ч. путем издания локального акта, определить наименование, состав, полномочия, порядок формирования и взаимодействия, а также возможного поощрения участников «партнерских» формирований.

Если цель предоставления финансовых или материальных ресурсов не была определена самим жертвователем или уставом учреждения культуры, и это полномочие не отнесено к компетенции других органов (управления), то руководитель учреждения культуры вправе определить ее самостоятельно (ч. 2 ст. 30 Закона № 7-ФЗ, ч. 1 ст. 13 Закона № 174-ФЗ).

Как правило, для организации такого взаимодействия между учреждениями и «инвесторами» создаются попечительские советы («клубы», «общества друзей»), не наделенные правом принятия обязательных для руководителя учреждения управленческих решений. Но если созданное формирование вправе принимать такие решения, давать рекомендации, на основе которых руководитель оформляет свои поручения, то созданный орган становится органом (управления) учреждения культуры, и его деятельность должна быть в установленном порядке определена в уставе.

Если руководитель обязан исполнять решения созданного в учреждении органа (совета, общества и др.), то деятельность такого органа должна быть определена в уставе учреждения. 

Одной из самых востребованных «узкоспециальных» форм управления привлеченными финансово-материальными средствами в организациях культуры является создание фондов (обособленного имущества, включая наличные и безналичные денежные средства).  

В зависимости от того, кто будет распоряжаться средствами (имуществом), отнесенными к фонду, выделяют: 

■ целевые капиталы некоммерческих организаций (к которым также относятся и учреждения) – это фонды, которые формируются в учреждениях культуры за счет пожертвований, а также за счет имущества, полученного по завещанию. Они передаются в доверительное управление (гл. 53 ГК РФ) управляющей компании ­– как правило, коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю – в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности учреждения или в интересах третьих лиц (получателей дохода) в порядке, установленном Законом № 275-ФЗ (некоммерческая организация может осуществлять доверительное управление имуществом лишь в случаях, прямо предусмотренных законодательством; в сфере культуры в настоящее время такие случаи отсутствуют);
■ фонды специального назначения, формируемые как за счет пожертвований, так и за счет имущества, предоставленного в порядке дарения, распоряжение которыми осуществляется учреждением самостоятельно. Статья 2 Федерального закона от 30.12.2006 № 275-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»Целевой капитал некоммерческой организации (далее также – целевой капитал) – часть имущества некоммерческой организации, которая формируется и пополняется за счет пожертвований, внесенных в порядке и в целях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом и передана некоммерческой организацией в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой некоммерческой организации или иных некоммерческих организаций, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Особенности формирования целевых капиталов учреждений культуры 

Эта форма работы с внебюджетными средствами наименее востребована учреждениями культуры из-за сложности и противоречивости правового регулирования, а также как требующая высокой управленческой и правовой грамотности от руководителя учреждения.

С точки зрения права невозможность формирования целевого капитала в учреждениях культуры может быть обоснована следующими положениями законодательства:

■ статьей 1014 ГК РФ определено, что учредителем доверительного управления может быть собственник соответствующего имущества (исключения из этого правила прямо предусматриваются законом);

■ вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 120 ГК РФ учреждения, как правило, владеют имуществом на праве оперативного управления (за исключением денежных средств).

Вопрос о возможности учреждениям культуры осуществлять полномочия собственника, в т. ч. заключать сделки, связанные с переходом (приобретением) права собственности, законодательством не решен. Однако практика идет по другому пути – учреждения культуры заключают договоры купли-продажи, предполагающие переход права собственности (ст. 454 ГК РФ).

Если вы хотите создать и использовать целевой капитал, то органом управления вашей некоммерческой организации в обязательном порядке должен стать совет по использованию целевого капитала, утверждаемый высшим органом управления некоммерческой организации.

Однако в соответствии со ст. 29 Закона № 7-ФЗ указанный (высший) орган у бюджетных и казенных учреждений отсутствует и не упоминается также в Законе № 174-ФЗ.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 2 ст. 6 Закона № 275-ФЗ некоммерческая организация – собственник целевого капитала вправе осуществлять только те виды платной деятельности, которые определены распоряжением Правительства РФ от 13.09.2007 № 1227-р «О перечне видов платной деятельности, которую вправе осуществлять некоммерческая организация – собственник целевого капитала». В частности, предусмотрены такие виды деятельности, как деятельность библиотек (основная деятельность которых вообще является бесплатной), цирков и музеев. Таким образом, несовершенство правового регулирования формирования и использования целевых капиталов некоммерческих организаций, являющихся по своей организационно-правовой форме учреждениями, не позволяет возникнуть правоприменительной практике.

Закон № 275-ФЗ предусматривает право создания так называемых специализированных организаций – некоммерческих организаций, являющихся собственниками целевого капитала, созданных в организационно-правовой форме фондов.

Единственной целью таких организаций является формирование целевого капитала, использование, распределение дохода от целевого капитала в пользу иных получателей дохода от целевого капитала в порядке, предусмотренном Законом № 275-ФЗ. Такими «иными» получателями дохода могут стать также учреждения культуры.

Специализированная организация (фонд) имеет право передавать доход от целевого капитала получателю дохода от целевого капитала (учреждению культуры) на основании отдельного договора пожертвования, заключенного в соответствии с требованиями гражданского законодательства и с учетом особенностей, установленных Законом № 275-ФЗ. Указанными договорами устанавливаются обязательства «принимающей стороны» по целевому использованию предоставляемых средств и предоставлению соответствующей отчетности. Таким образом, по отношению к учреждению культуры фонд в обязательном порядке определит цель предоставления финансовых средств – иными словами, «выступит спонсором, а не меценатом».

Фонд выступает по отношению к учреждению культуры спонсором, а не меценатом, потому что однозначно определяет, на что должны быть потрачены собранные деньги.

Фонд использует доход от целевого капитала в соответствии с финансовым планом, который утверждает высший орган управления фондом после его предварительного согласования с советом по использованию целевого капитала, а в случаях, когда целевой капитал был сформирован за счет одного жертвователя, то по согласованию с ним.

Руководителю учреждения культуры необходимо понимать важность предварительной работы со всеми органами управления фонда, а также возможность планирования предоставления финансовых средств, необходимых учреждению, заранее (при формировании финансового плана фонда).

Получателем дохода от целевого капитала некоммерческой организации – собственника целевого капитала, не являющейся специализированной организацией (фондом), может быть только данная некоммерческая организация. Таким образом, только некоммерческие организации, создаваемые в форме фондов, вправе направлять на реализацию проектов учреждений культуры в сфере культурной (просветительской) деятельности как добровольные имущественные взносы граждан и организаций, передаваемые в фонд, так и доход от целевого капитала, возникший вследствие обособления и передачи имущества фонда в доверительное управление коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю.

Получателем дохода от целевого капитала НКО – собственника целевого капитала, не являющейся специализированной организацией (фондом), может быть только данная НКО. 

Особенности создания внутренних (специальных) фондов учреждений 

Как известно, источниками дохода (формирования имущества) учреждения культуры являются бюджетные и небюджетные средства. Осуществляя платную и иную приносящую доход (предпринимательскую) деятельность и принимая в дар имущество и пожертвования, учреждения вправе заключать и исполнять сделки, получая доход от реализации товаров, оказания услуг и выполнения работ.

Несмотря на то, что некоммерческие организации не ставят главной своей целью извлечение прибыли, закон разрешает некоммерческим организациям заниматься приносящей доход деятельностью лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых эта деятельность осуществляется. Возможная прибыль полностью направляется на обеспечение основного профиля некоммерческой организации и не может быть распределена среди ее участников.

Закон № 7-ФЗ создает основы правового регулирования деятельности всех форм некоммерческих организаций. Исключения составляют автономные учреждения, на которые Закон № 7-ФЗ распространяется только в случаях, прямо указанных в п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона № 7-ФЗ. Кроме того, ст. 1 Закона № 7-ФЗ предусмотрены случаи, когда отдельные его положения не распространяются на бюджетные и автономные учреждения. Дальнейшая конкретизация регулирования осуществляется иными федеральными законами, а также подзаконными актами, принимаемыми на федеральном, региональном и муниципальном уровнях правового регулирования.  

Гражданско-правовой (имущественный) статус некоммерческой организации характеризуется следующими признаками:  

1) наличие обособленного имущества (в собственности или в оперативном управлении – для государственных (муниципальных) учреждений), возможность отвечать (за исключением случаев, установленных законом) по своим обязательствам этим имуществом (верно для автономных и бюджетных учреждений, для казенных учреждений – см. ч. 8 ст. 298 ГК РФ), возможность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

2) самостоятельный баланс и (или) смета;

3) счета в банках на территории Российской Федерации и за пределами ее территории, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Возможность иметь счета в кредитных организациях характерна только для автономных учреждений.  

Законодательство РФ не дает однозначного ответа на вопрос о возможности формирования «внутренних» фондов специального назначения в учреждениях культуры в случаях, прямо не предусмотренных законодательством, за счет бюджетных средств или внебюджетных источников. Согласно ст. 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ), фонды могут быть сформированы в случаях, предусмотренных законодательством РФ. В соответствии с указанным законом, к действительным объектам бухучета в обязательном порядке относят лишь фонды и резервы, формирование которых предусмотрено законодательством. Так, например, формируются фонды оплаты труда работников учреждений культуры.  

Несмотря на то, что положения Закона № 402-ФЗ распространяются и на сферу поступления и распоряжения внебюджетными доходами учреждений культуры, практика деятельности учреждений свидетельствует о том, что создаваемые ими фонды (производственного, материального, социального развития и др.) принимаются как действительные объекты бухучета, несмотря на то, что законодательством их создание не предусматривается.

Кроме того, до сих пор действуют (не отозваны и не отменены) в части, прямо не противоречащей законодательству, различные указания и нормативные правовые акты, определяющие порядок отражения бухгалтерских операций отдельными учреждениями культуры и закрепляющие право учреждений на формирование фондов.

Таким образом, на практике формирование внутренних фондов учреждения, имеющих определенное целевое назначение, осуществляется вне зависимости от прямого указания в законодательстве на необходимость (обязательность) создания фонда или резерва. 

Одними из гарантий того, что проверяющие организации не признают сформированный фонд мнимым объектом бухучета, являются:

■ обоснование целесообразности его создания (что может быть подтверждено решениями органов учреждения, практикой деятельности);

■ определение порядка (источников) формирования фонда и его использования в бухгалтерских документах учреждения

В любом случае, если жертвователи обуславливают свое пожертвование определенной целью (определяют условия его использования), то руководители учреждения вправе фактически аккумулировать предоставляемые средства на одни и те же нужды и обязаны обеспечить целевой характер их расходования.

Вместе с тем, возможность самостоятельного формирования бюджетной политики возглавляемого учреждения (не всегда эффективно исполняемая), нередкое отсутствие гражданско-правовых договоров, оформляющих дарения и пожертвования, создают практически неограниченные возможности «накопления» и распределения имущества, поступающего в учреждения. В этом случае нормативное (локальное) регулирование формирования и распределения имущества учреждения, поступающего из внебюджетных источников, осуществляется не всегда, а руководитель учреждения руководствуется своей совестью и обещаниями, данными им жертвователям. 

Особенности создания благотворительных фондов 

Согласно ст. 8 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – Закон № 135-ФЗ), учредителем благотворительного фонда может быть физическое и юридическое лицо, коммерческая и некоммерческая организация, за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также органов власти. Учреждениям не разрешается учреждать фонды, поскольку учредитель обязан передать  фонду имущество на праве собственности, а у учреждений и органов власти имущество находится в собственности субъекта РФ, муниципальной или федеральной собственности, и должно, как правило, приносить доход, а не предоставляться на безвозвратной основе в частную собственность.

Учредители благотворительного фонда определяются только один раз – при создании фонда, и в последующем их количество не может изменяться в сторону увеличения.

Состав учредителей может изменяться только в сторону уменьшения, причем в строго определенных случаях:

1) при выходе учредителя из числа учредителей по не зависящим от фонда причинам;

2) ликвидация учредителя – юридического лица;

3) смерть учредителя – физического лица.

Благотворительный фонд не имеет членства и существует только благодаря добровольным вкладам со стороны желающих. При этом имущество, переданное благотворительному фонду его учредителями, является его полноправной собственностью. Иные источники формирования имущества благотворительного фонда определены ст. 15 Закона № 135-ФЗ.

Деятельность благотворительного фонда осуществляется на основании благотворительной программы – комплекса мероприятий, утвержденных, как правило, попечительским советом, и направленных на решение конкретных задач, соответствующих уставным целям фонда.

Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительной программы), устанавливает этапы и сроки ее реализации.

На финансирование благотворительных программ (включая расходы на их материально-техническое, организационное и иное обеспечение, на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ, и другие расходы, связанные с реализацией благотворительных программ) должно быть использовано не менее 80% поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности.

На финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80% поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. 

При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами.

Фонд является собственником имущества, переданного ему учредителями (как при создании, так и впоследствии) или иными жертвователями, которые не приобретают никаких прав на имущество фонда. Кроме того, фонд является собственником приобретенного им имущества. Тем самым исключается взаимная ответственность по долгам фонда и его учредителей.

Для осуществления предпринимательской деятельности фонды вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них. Таким образом, по сравнению с другими некоммерческими организациями фонд не обладает правом участвовать в товариществах на вере в качестве вкладчика. Что касается благотворительных фондов, то им запрещено участвовать в хозяйственных обществах совместно с другими лицами.

Деятельность фонда подвергнута повышенному общественному контролю.

Законодательство РФ установило специальные требования для того, чтобы общественный контроль мог осуществляться максимально легко и эффективно:

■ у фонда должен быть попечительский совет;

■ отчетность фонда должна быть публичной;

■ установлен особый порядок ликвидации фондов.

Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц (ст. 118 ГК РФ).

Фонд может быть ликвидирован:

1) если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;

2) если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;

3) в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных уставом;

4) в других случаях, предусмотренных законом.

В случае ликвидации фонда его имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется на цели, указанные в уставе фонда.

Таким образом, учреждения культуры не могут выступать учредителями благотворительных фондов, а отношения между учреждениями и фондами должны выстраиваться на договорной основе, с соблюдением простой письменной формы договоров (контрактов), оформляющих эти соглашения.  

Как создать фонд, являющийся самостоятельным юридическим лицом

1. Правовая база. Некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме фонда, имеют некоторые особенности в зависимости от целей создания. Это могут быть благотворительные фонды, фонд развития библиотек и др.

В соответствии с Законом № 7-ФЗ под фондом понимается некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, образовательные, культурные или другие общественно-полезные цели.

Вопрос о возможности государственным и муниципальным учреждениям выступать учредителями фонда (не благотворительного) разрешается в законодательстве следующим образом. В соответствии с частью 2 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее – Закон № 174-ФЗ) автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом (приобретенным за счет средств от осуществления платной и иной приносящей доход деятельности), в т. ч. недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено ч. 6 ст. 3 Закона № 174-ФЗ.

В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона № 174-ФЗ автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ, национального библиотечного фонда). Кроме того, автономные учреждения вправе самостоятельно распоряжаться имуществом, приобретенным за счет собственных доходов.

Прямых ограничений в правовом статусе автономных учреждений на участие в учредительстве фонда (за исключением благотворительного фонда) не существует (при наличии согласия учредителя учреждения в установленных законом случаях). 

В соответствии с ч. 10 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом (внесение в фонд такого имущества требует согласия учредителя учреждения). Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено п. 13 и п.14 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ (крупные сделки, депозиты, ценные бумаги) или абзацем третьим п. 3 ст. 27 этого же закона (при наличии заинтересованности).

Закон никак не регулирует возможность бюджетного учреждения самостоятельно распоряжаться имуществом, не закрепленным за учреждением на праве оперативного управления. Однако если имущество находится в собственности учреждения (например, это оборудование, которое учреждение приобрело на собственные средства), то исходя из общих положений гражданского законодательства, определяющего полномочия собственника, возможно участие бюджетного учреждения в учреждении фонда собственным имуществом, не закрепленным на праве оперативного управления за учреждением и не являющимся имуществом третьих лиц. 

Бюджетное учреждение может участвовать в создании фонда имуществом, закрепленным за ним на праве собственности – например, купленным за счет собственных средств.

Право бюджетного учреждения участвовать в деятельности не благотворительного фонда законодательством не предусмотрено.  

Казенные учреждения всем имуществом распоряжаются только с согласия учредителя (ч. 4 ст. 298 ГК РФ), поэтому вопрос об учреждении казенным учреждением фонда решается исключительно учредителем.

Поскольку фонд становится собственником передаваемого ему имущества, законодательство о порядке распоряжения и управления государственной (муниципальной) собственностью соответствующего публично-правового образования должно предусматривать возможность отчуждения государственного (муниципального) учреждения на безвозмездной основе в целях учреждения фондов.

В любом случае, фонды, учреждаемые государственными и бюджетными учреждениями, не должны быть благотворительными, целью которых является бескорыстная (безвозмездная или на льготных условиях) передача гражданам или юридическим лицам имущества, в т. ч. денежных средств, бескорыстное выполнение работ, предоставление услуг, оказание иной поддержки. 

Имущество, переданное фонду его учредителями, становится собственностью фонда, а он, в свою очередь, использует это имущество для целей, определенных и ограниченных уставом.

Фонд вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, но только соответствующую целям его создания. Для этого фонды могут создавать хозяйственные общества или участвовать в них.  

2. Регистрация фонда в Минюсте России осуществляется путем внесения соответствующих данных в единый государственный реестр юридических лиц не позднее, чем через три месяца со дня принятия решения о создании такой организации.  

Устав, необходимый для государственной регистрации фонда, должен содержать следующие данные:  

1) наименование, в обязательном порядке включающее слово "фонд", содержащее указание на характер деятельности фонда (например, благотворительный);

2) место нахождения фонда (определяется местом его государственной регистрации);

3) сведения о цели фонда, предмет его деятельности;

4) виды деятельности фонда;

5) сведения об учредителях фонда (для физических лиц — копии паспортов; для юридических лиц — копии учредительных документов);

6) порядок управления деятельностью фонда, указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения;

7) источники формирования и порядок использования имущества фонда;

8) сведения о филиалах и представительствах (в случае их отсутствия – это указывается в уставе);

9) порядок ликвидации, который имеет свои особенности (ч. 2 ст. 18 Закона № 7-ФЗ) и сведения о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации;

10) порядок изменения устава (ч. 4 ст. 14 Закона № 7-ФЗ).

Помимо этого, для регистрации фонда необходимы следующие процедуры:

■ подготовка и оформление учредительных документов фонда;

■  оплата всех установленных сборов и пошлин;

■ проведение процедуры регистрации в Федеральной регистрационной и Федеральной налоговой службе, получение свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и во внебюджетных фондах;

■ получение свидетельства о государственной регистрации фонда, свидетельства о внесении фонда в ЕГРЮЛ;

■ получение письма из Госкомстата;

■ изготовление печати.

Органы юстиции осуществляют правовую помощь по вопросам оформления и подачи документов, уплате государственной пошлины, заполнению заявлений о регистрации юридического лица и определению ОКВЭД в порядке, установленном приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455 «Об утверждении Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций».  

В целях организации деятельности некоммерческой организации (фонда) на территории Российской Федерации вне места ее нахождения законодательством предусмотрены две правовые формы – филиалы и представительства. Филиал и представительство некоммерческой организации не являются юридическими лицами. Материальной базой деятельности филиалов и представительств является имущество, которым они наделяются фондом. Это имущество учитывается как на отдельном балансе филиала (представительства), так и на балансе фонда в целом.

Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.  

Попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства (ч. IV ст. 118 ГК РФ). Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Порядок формирования и деятельности этого совета определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.

Документы, предусмотренные ч. 5 ст. 13.1 Закона № 7-ФЗ, могут быть отправлены в регистрирующий орган следующими способами: 

1) направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке с описью вложения;

2) представлены непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ);

3) направлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в т. ч. сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг. Порядок такой отправки установлен уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. 

Как осуществляется контроль за деятельностью фондов, созданных в качестве самостоятельных юридических лиц?

Кто проверяет? Федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций осуществляют Министерство юстиции РФ и его территориальные органы (далее – органы государственного надзора), которые действуют в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Законом № 7-ФЗ.

Порядок проведения надзорных мероприятий установлен постановлением Правительства РФ от 11.07.2012 г. № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций». Что проверяют? Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями (фондами) требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию денежных средств и использованию ими иного имущества. Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного надзора устанавливаются административным регламентом, разрабатываемым и утверждаемым в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг». Должностные лица органов государственного надзора имеют право: 

■ запрашивать от органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы;

■ запрашивать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;

■ направлять своих представителей для участия в проведении некоммерческой организацией мероприятий;

■ проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами.

В случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, должностные лица органов государственного надзора выносят письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимают иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Должностные лица органов государственного надзора обязаны проводить проверку в соответствии с ее назначением на основании соответствующего распоряжения руководителя органа государственного надзора и только во время исполнения служебных обязанностей, выездную проверку только при предъявлении служебного удостоверения, копии распоряжения руководителя органа государственного надзора. Также, не препятствовать руководителю, или уполномоченному представителю некоммерческой организации (фонда) присутствовать при проведении проверки и давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки. Перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя или уполномоченного представителя некоммерческой организации (фонда) ознакомить их с положениями административного регламента, в соответствии с которым проводится проверка, произвести запись о проведенной проверке в журнале учета проверок.

По результатам проверки должностные лица органа государственного надзора принимают меры, предусмотренные Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Законом № 7-ФЗ, Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и иными нормативными правовыми актами.

Важна правильно выстроенная система контроля.

Контрольные проверки позволяют выявить степень выполнения принятых решений и планов, возможные отклонения в их реализации. Такие отклонения могут быть не только отрицательного, но и позитивного характера.

Поэтому задачей контроля является выявление не только недостатков, но и наиболее успешного опыта работы. Более того, в процессе проверки может быть оказана необходимая организационная и технологическая помощь, проведено действенное консультирование.

Задача контроля не только в выявлении недостатков. В процессе проверки может быть оказана помощь и проведено консультирование. 

Имеют ли фонды как некоммерческие организации отличия в налоговом режиме?  

Налогообложение некоммерческой организации зависит главным образом:

■ от наличия у нее на балансе имущества и от права собственности на него;

■ от ведения ею предпринимательской деятельности (оказание платных услуг).

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен ст. 251 Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно, в частности, от организаций и (или) физических лиц, использованные указанными получателями по назначению, по перечню таких поступлений, установленных НК РФ. При этом установлено, что налогоплательщики – получатели целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Согласно п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ к указанным целевым поступлениям относятся пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Учитывая то, что благотворительные пожертвования, в соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», могут осуществляться в т. ч. в форме безвозмездного выполнения работ и предоставления услуг благотворителями – юридическими лицами, доходы в виде результатов выполненных работ, безвозмездно полученных, не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций на основании вышеуказанных п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ.

Кроме этого, ч. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрены освобождения от НДС в отношении некоторых операций, осуществляемых некоммерческими организациями.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×