Проектирование музейной экспозиции с помощью цифровых технологий

1600
«Цифровые» способы представления музейной экспозиции включают в себя не только сайты и виртуальные экскурсии, но и фильмы, голограммы, проекции, вовлечение посетителя в игру и диалог.

Проектирование музейной экспозицииПознакомимся с историей вопроса и перейдем к конкретике – способам и вариантам, успешно применяемым в музеях мира. Подборка примеров поможет определиться с оптимальным форматом представления вашей экспозиции.

Проектирование музейной экспозиции с помощью цифровых технологий

«Цифровые» способы представления музейной экспозиции включают в себя не только сайты и виртуальные экскурсии, но и фильмы, голограммы, проекции, вовлечение посетителя в игру и диалог. Познакомимся с историей вопроса и перейдем к конкретике – способам и вариантам, успешно применяемым в музеях мира. 

Подборка примеров поможет определиться с оптимальным форматом представления вашей экспозиции. 

Предыстория известна: в начале XXI в. человечество переживает эпоху цифровых открытий: появляются новые направления деятельности (компьютерная индустрия), создаются новые виды устройств (мобильные), формируется новая среда общения (виртуальная), возникают новые виды искусств (дигитальные).

По-новому в XXI в. развивается и музей. Музейная экспозиция – показательный пример проникновения процессов информатизации в гуманитарную сферу.

Исторические аспекты и современная практика

Первое применение компьютерной техники в музее было зафиксировано в 1962 г.: «Правительство Франции приняло закон о создании «Генерального каталога художественных сокровищ страны», в который должно быть включено около пяти миллионов объектов (недвижимых памятников и музейных коллекций).

Для реализации этой программы создана специальная Служба информатики при Министерстве культуры».

С 1962 г. до настоящего времени использование цифровых технологий в музейной деятельности развивалось по различным направлениям. По степени взаимодействия компьютерной индустрии и музейного учреждения целесообразно выделить шесть основных этапов.

Применение компьютерной техники в музее

Первое применение компьютерной техники в музее было зафиксировано в 1962 г. 

Первый этап (1871–1962 гг.). Появились первые электронные вычислительные устройства, ставшие прототипами современных компьютеров. Первым устройством, обозначившим принципы современного компьютера, стала машина Ч. Бэббиджа, сконструированная в 1871 г. Сфера применения компьютерной техники постепенно расширялась, но можно было только мечтать об использовании компьютеров для нужд музеев.

Второй этап (1962–1974 гг.). Серьезным прорывом стало появление компьютеров третьего поколения. Первым музейным проектом с применением ЭВМ стало формирование музейных электронных баз данных. В литературе, как правило, описывается опыт трех государств, ставших «первопроходцами» в сфере применения компьютерной техники в музейном деле и создавших первые базы данных по музейным предметам: Франция (генеральный каталог художественных сокровищ Франции), Канада (электронная программа каталогизации музейных коллекций) и США (автоматизированная каталогизация музейных коллекций Национального музея национальной истории).

Третий этап (1970-е гг.). Ключевой особенностью компьютеров, существовавших на третьем этапе, было использование микропроцессора, что сделало возможным быстрый рост их «интеллектуальности» и функциональности. Развивались новые мультимедийные возможности: создание и воспроизведение звука и графической информации. Стартовали первые проекты с применением ЭВМ в советских музеях. В качестве примера можно указать электронную базу данных Государственного Эрмитажа по коллекциям античной художественной бронзы и петроглифам Центральной Азии.

Четвертый этап (1980-е гг.). За десятилетие были сформулированы ключевые требования к компьютерной технике: простота использования, мобильность и комфортный дизайн. Музейные электронные базы данных усложняются, и это приводит к появлению автоматизированных информационных систем.

Пятый этап (1990-е гг.). В отношении музейного дела можно определить два основных технологических обстоятельства этого периода – появление сети Интернет и мультимедийных продуктов. По данным сайта «Internet world stats», публикующего статистические материалы, в декабре 1995 г. насчитывалось 16 миллионов пользователей сети Интернет (0,4% от мирового населения). К 2000 г. этот показатель увеличился до 304 миллионов пользователей (5% от мирового населения).

Благодаря появлению сети Интернет и средств компьютерной графики сформировалась новая особенность цифровых технологий – мультимедийность, т.е. возможность в рамках одного ресурса совместить графику, видео, анимацию, дизайн, текст и звук.

5 шагов включения музейных предметов в Музейный фонд РФ

5 шагов включения музейных предметов в Музейный фонд РФ
посмотреть/скачать>>

Развитие мультимедийности

Развитие мультимедийности определило, в свою очередь, тот факт, что с 1990-х гг. применение цифровой техники перешло в новую плоскость – презентационную.

Цифровое оборудование начало широко применяться в музеях для демонстрации информации: появились электронные презентации, виртуальные туры и панорамы, разнообразные интернет-сайты, анимационные ролики.

Количество пользователей Интернета с 1995 г. по 2000 г. возросло с 16 до 304 млн. чел., или с 0,4 до 5% населения планеты.

Шестой этап (2000–2013 гг.). «Бум» цифровых технологий в музейном деле, особенно в экспозиционной деятельности. В отличие от предыдущих периодов, цифровое оборудование на данном этапе характеризуется мобильностью и малогабаритностью. Развивается индустрия мобильных устройств и контента.

Телефоны, смартфоны и прочие гаджеты посетителей теперь часто используются для осмотра музея как особый канал передачи музейной информации, при помощи которого транслируется различный (не только развлекательно-завлекательный) контент. Существование различных приложений для смартфонов и планшетных компьютеров становится требованием времени.

Таким образом, в начале XXI в. появляются музейные экспозиции, концепция, структура и дизайнерское решение которых основаны на возможностях цифровых технологий.

Три модели проектирования музейной экспозиции

По итогам анализа практики музейного дела можно определить три модели проектирования музейной экспозиции с привлечением цифровых технологий: аудиовизуальную, интерактивную и виртуальную.

Рассмотрим и опишем каждую подробнее. 

Аудиовизуальная модель 

Основные особенности:

  • передача посетителю информации по принципу монолога (посетитель «читает экспозицию»);
  • широкое применение цифровых средств отображения информации;
  • ключевая функция цифрового оборудования – информационная (демонстрация дополнительной информации по теме экспозиции посредством цифрового оборудования).

Примеры экспозиций аудиовизуальной модели

Экспозиция музейного комплекса «Вселенная Воды» (г. Санкт-Петербург) 

Проектирование музейной экспозиции с помощью цифровых технологийЭкспозиция, открытая в 2008 г., рассказывает о значении воды в истории цивилизации и жизни каждого человека. В основу экспозиционного пространства заложены две составляющие:

  • конструктивные особенности помещения, в котором раньше располагался подземный резервуар для хранения чистой воды;
  • нацеленность на использование цифровых технологий и мультимедийных эффектов.

Для раскрытия экспозиционного замысла в проекте используются:

  • демонстрация фильма «Музыка воды», который позволяет услышать, как звучит вода в природе. Масштабность трех расположенных под углом экранов и высокое качество звука создают особое эмоциональное пространство для посетителей;
  • интерактивные терминалы, позволяющие посетителю экспозиции самостоятельно уточнить топонимику водной среды города;
  • голографические экраны, прозрачная поверхность которых усиливает эффект водного пространства (демонстрируются виды города и образы воды).

В рассмотренном примере особенности цифровой техники сочетаются с дизайном экспозиции, формируют коммуникационное пространство и оригинально раскрывают тему воды.  Экспозиция «Гуманитарное приключение» в Музее международного движения Красного креста и Красного полумесяца (г. Женева)

Экспозиция «Гуманитарное приключение», открывшаяся после реконструкции в мае 2013 г., включает три тематических комплекса, связанных с основными направлениями деятельности Международного Красного креста: «Защита человеческого достоинства», «Восстановление семейных связей» и «Сокращение природных рисков». Музей представляет историю организации от ее создания до деятельности в настоящее время, в экспозиции посредством цифровых технологий демонстрируются фотографии и видеофильмы.

Значительное количество цифрового материала – рассказы героев от первого лица о сложных ситуациях своей жизни. В своем приветственном слове директор музея пишет: «Двенадцать современных свидетелей помогают проследить основную идею экспозиции “Гуманитарное приключение”. Они приветствуют наших посетителей в начале и сопровождают их на протяжении экскурсии в музее.

Они напоминают нам, что человеческие отношения находятся в основе гуманитарной деятельности, хотя порой это и забывается во времена технологий или технократии. Личная приверженность и объединяющая стойкость этих свидетелей мотивирует нас на борьбу за более справедливый мир, как это делал Анри Дюнан, и как это делают те, кто сегодня работают в Международном движении Красного Креста и Красного Полумесяца».

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Цифровые средства отображения информации в данном примере исполняют ключевую функцию, так как через трансляцию образа и голоса конкретных людей позволяют максимально эмоционально раскрыть тему экспозиции и искренне донести проблемы современного общества.

Экспозиция музея «Ласко-2» (Франция)

Пещера «Ласко» является памятником палеонтологии, представляющим особый интерес благодаря большому количеству сохранившихся наскальных изображений. В 1963 г. из-за нарушения экологического баланса и угрозы уничтожения фресок пещера была закрыта для посещения. На основе материалов фотосъемки создана и открыта для посещения с июля 1983 г. искусственная пещера «Ласко-2» ̶ сооружение из бетона, внутри которого воспроизведены все изображения, существующие в настоящей пещере.

В проектировании экспозиции, предшествующей осмотру пространства самой искусственной пещеры, оригинально использованы аудиовизуальные технологии. Спроектированы специальные помещения, по восприятию напоминающие затемненное пространство пещеры, в которых транслируются видеорассказы об истории появления пещеры, о художественных особенностях настенных росписей. Также в экспозиции размещены информационные цифровые киоски для самостоятельного получения дополнительных сведений.

Интерактивная модель

Основные особенности:

  • передача посетителю информации по принципу диалога (посетитель активно взаимодействует с экспозицией);
  • применяются комплексные виды цифрового оборудования, задействующие различные органы чувств посетителя: зрение, слух, осязание, обоняние;
  • ключевая функция цифрового оборудования – игровая (вовлечение посетителя в активное действие).

Примеры экспозиций интерактивной модели

Временная экспозиция «Decode», прошедшая в феврале-апреле 2011 г. в Центре современного искусства «Гараж» (г. Москва). Экспозиционное пространство выставки «Decode» было разделено на три секции. 

Секция «Код» на примере цифровой инсталляции из нескольких текстильных и керамических работ из музейной коллекции демонстрировала идею о том, как современные художники используют компьютерный язык – подобно творцам прошлого, использовавшим кисти и холсты или резец и мрамор.

Секция «Интерактивность» предлагала посетителям увидеть специфические эффекты: компьютерное дерево (дерево качалось от ветра, который улавливался посредством специальных сенсоров), цифровое зеркало (создано в венецианском стиле, позволяло почувствовать себя героем старинной фотографии), инсталляцию «Одуванчик» (посетителям было предложено направить на образ одуванчика работающий фен, после чего семена разлетались), инсталляция «Оазис» (демонстрация необычных существ, когда посетитель разгребает руками черный песок на столе).

В секции «Сеть» были представлены произведения, созданные на основе материалов, размещенных в блогах сети Интернет. Один из проектов демонстрировал мнения, в которых присутствовало слово «чувствовать». Можно было узнать, например, как чувствует себя мужчина 30 лет, когда идет снег.

Экспозиция Еврейского музея и центра толерантности (г. Москва)

Экспозиция посвящена истории еврейского народа в России с конца XIX в. до настоящего времени и включает несколько тематических разделов, каждый из которых наполнен цифровым оборудованием. В кинотеатре «Начало» предлагается посмотреть фильм в формате «4D», посвящённый времени от сотворения мира и возникновения основных религий до формирования еврейской диаспоры. На интерактивном столе «Карта миграции» отображается история миграции евреев.

Прикасаясь к определённым частям карты, можно узнать о жизни еврейских общин на этой территории. В экспозиционном разделе «Штетл» воссоздано типичное местечко царской России. Посредством цифровых экранов демонстрируются уникальные кадры из жизни евреев того времени. В разделе «Города и за их пределами» воссоздана атмосфера одесского кафе конца XIX – начала XX в., в котором за сенсорным столом можно узнать о проблемах, волновавших умы евреев того времени.

В зале «Советский союз» на потолке смонтирована пятиконечная красная звезда, под которой на экранах возникают кадры того времени, а также биографии евреев – выдающихся личностей эпохи (ученых, политиков, деятелей культуры). Особое впечатление производит раздел «Великая Отечественная Война и Холокост», в котором на панорамных экранах демонстрируются кадры хроники, фотографии и интервью с ветеранами, участниками партизанского движения, бывшими узниками концлагеря.

Комната «Мемориал памяти» спроектирована как небесное пространство, в котором, как звезды, каждую секунду возникают и исчезают имена людей. В разделе «Послевоенное время» стоит уделить внимание воссозданной кухне советской «хрущевки», в которой посредством голограмм разыгрываются жизненные ситуации 1960-1970-х гг.

Вне рамок экспозиции музея находится Центр толерантности: для посетителей организовано пространство, в котором располагаются планшетные компьютеры, демонстрирующие короткометражные фильмы по теме толерантности.  

Виртуальная модель

Основные особенности модели:

  • передача посетителю информации может происходить по принципу либо диалога (посетитель активно взаимодействует с экспозицией), либо монолога (посетитель сам «читает экспозицию»);
  • применяются комплексные виды цифрового оборудования, направленные на воспроизведение виртуально сконструированного пространства;
  • ключевая функция цифрового оборудования – мультимедийность (оборудование должно позволять создавать и воспроизводить цифровой продукт, который сочетает в себе текстовые, графические и аудиовизуальные средства информации);
  • виртуальная экспозиция существует не в реальном, а в виртуальном пространстве. 

Пример экспозиций виртуальной модели

Экспозиция виртуального музея ГУЛАГа

Эта экспозиция представляет собой базу данных по теме эпохи советского террора. Материал четко структурирован по информационным комплексам «Музеи», «Экспонаты», «Некрополи», «Памятники», «Следы террора», «Люди и судьбы». На ресурсе представлены электронные образы документов о репрессиях, фотографии личных вещей заключенных, одежды, орудий труда, материалов официальной пропаганды и др. Описание каждого некрополя имеет географическую привязку через программное обеспечение «Google map». Также предусмотрены указатели и удобная система поиска.

Виртуальный музей паровозов (www.rzd.ru/steams)

Виртуальный музей посвящен истории паровозов России и посредством виртуальной экскурсии в паровозное депо, будку машиниста, старинный пассажирский вагон иллюстрирует любопытные факты из истории железных дорог, технические и функциональные возможности паровоза. Представленные экспонаты являются виртуальными копиями реальных памятников паровозной эпохи.

Навигацию по виртуальному музею осуществляет виртуальный экскурсовод. Для передачи экспозиционного пространства используется технология панорамных фотографий, позволяющая формировать обзор в 360 градусов. В данном случае виртуальная модель выполняет несколько функций: информационную (дополнительные сведения по теме истории паровозов в России), образовательную (рассказ производится в увлекательной форме), аттрактивную (дизайн сайта удобен по навигации и интересен с точки зрения художественного решения) и маркетинговую (продвижение имиджа ОАО «РЖД»).

Довольно много современных музеев создают виртуальные копии реально существующих экспозиций. В качестве примеров можно привести виртуальный музей Государственного музея А.С. Пушкина; панорамный тур по Иркутскому областному краеведческому музею; виртуальные туры Государственного Дарвиновского музея и др. Экспозиции, проектируемые по виртуальной модели, становятся все более популярными. Ежегодно появляются новые виртуальные музеи, формируются виртуальные площадки, объединяющие коллекции нескольких виртуальных музеев (Канадский виртуальный музей, Европейский виртуальный музей).  

Можно заключить, что музей, который сегодня претендует на звание современного и интересного, открыт цифровым технологиям: «Еще недавно технология рассматривалась как простой набор рецептур и считалась чем-то вторичным по отношению к культуре и науке. Но сейчас все яснее осознается, что совершенствование технологии лежит в основе развития цивилизации, а радикально новые формы человеческой культуры всегда сопряжены с рождением принципиально новых технологий».

Т.А. Смирнова, начальник отдела информатизации и информационных ресурсов Департамента культурного наследия города Москвы 

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×