Корректировка образовательной программы для профессионалов на основании опроса

430
Дворец книги – Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина провела анкетирование среди сотрудников городских и сельских библиотек области и на основании полученных результатов переработала свою образовательную программу. Предлагаем ознакомиться с результатами исследования и взять на вооружение опыт использования данных анкетирования на практике.

Колесникова Н.К.,

заместитель директора по информационным технологиям ОГБУК «Дворец книги – Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина»

Корректировка образовательной программы для профессионалов на основании опроса 

Дворец книги – Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина провела анкетирование среди сотрудников городских и сельских библиотек области и на основании полученных результатов переработала свою образовательную программу. Предлагаем ознакомиться с результатами исследования и взять на вооружение опыт использования данных анкетирования на практике. 

В 2011-2012 гг. Ульяновская областная научная библиотека стала одним из авторизованных учебных центров международного проекта «Твой курс: Повышение компьютерной грамотности», проводимого корпорацией Microsoft и международной некоммерческой организацией PH International («Прожект Хармони, Инк») совместно с партнерскими организациями в рамках комплексной инициативы Microsoft «Твой курс». На территории библиотеки проводились групповые и индивидуальные занятия, семинары, тренинги, консультации и промоакции, которые посетили 542 человека. Обучающие курсы посетили 165 слушателей, 152 из них успешно прошли итоговое тестирование и получили сертификат с уникальным идентификационным номером, подлинность которого можно проверить на сайте проекта «Твой курс». Центр мог бы обучить больше слушателей, но был стеснен малым количеством посадочных мест. Тренерами-консультантами курса выступали сотрудники библиотеки во главе с заместителем директора по информационным технологиям – автором статьи. Слушателями курсов были в основном безработные, малообеспеченные граждане, люди пенсионного возраста и люди с инвалидностью, иногородние, а также сотрудники библиотек Ульяновской области.

В 2012 г. в библиотеке начались ремонтно-реставрационные работы, и учебный центр пришлось закрыть.

Однако курсы помогли обнаружить острую необходимость повышения компьютерной грамотности библиотекарей.

С начала года «Дворец книги» – Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина начал проводить 40-часовые курсы по повышению компьютерной грамотности «Информационно-коммуникационные технологии в библиотечном деле» для сотрудников муниципальных библиотек.

В течение недели курсанты изучали следующие дисциплины:

■ Основы компьютерной грамотности (для начинающих пользователей);

■ Текстовый редактор MS Word;

■ Табличный редактор MS Excel;

■ Правила работы в сети Интернет;

■ Электронная почта;

■ Skype для работы;

■ Блоги и социальные сети (группа продвинутых пользователей)

Группы формировались в соответствии с уровнем знаний информационных технологий пользователями – участниками курсов, поэтому программа обучения и отведенные на изучение каждой дисциплины часы в различных группах могли отличаться. В ходе обучения были использованы различные пособия: как мультимедийные, разработанные специалистами корпорации Microsoft, так и собственные методические разработки сотрудников «Дворца книги».

По итогам обучения библиотекарям были выданы справки о прохождении курсов компьютерной грамотности на базе нашей библиотеки.

В этот момент стало понятно, что центр «работал на вход», т. е. обучал сотрудников муниципальных библиотек Ульяновской области, но не пытался узнать фактический уровень их компьютерной грамотности и их реальные потребности. Отчеты, ежегодно сдаваемые центральными библиотечными системами, не отображают текущее положение дел в отрасли – из них можно только узнать, есть ли в библиотеке компьютеры и подключены ли они к сети Интернет.

Крайне неэффективно обучать сотрудников чему-либо, не пытаясь узнать фактический уровень их знаний и их реальные потребности.

Было решено выявить уровень компьютерной грамотности сотрудников сельских и городских библиотек Ульяновской области, в т. ч. трех областных, чтобы более эффективно и «направленно» создавать новые курсы.

Проведение анкетирования 

Сотрудники библиотеки разработали анкету, взяв за основу анкету учителя «Компьютерная грамотность. Информационные технологии», составленную заместителем директора по УВР «Школа здоровья и индивидуального развития» Л.А. Стрекаловской, и разослали ее по всем районным библиотекам. Пример бланка анкеты приведен в приложении 1.

Анкетирование проводилось с октября 2012 г. по январь 2013 г. В нем приняли участие 646 сотрудников: 225 из городских и 421 из сельских библиотек 20 муниципальных районов Ульяновской области – это 58,2% от основного состава муниципальных и областных библиотек. Анализ анкет производился по каждому району отдельно, затем данные суммировались либо находилось среднее арифметическое. По итогам выводились диаграммы отдельно по городским и сельским библиотекам.

Количество присланных анкет по районам различалось достаточно сильно: например, Барышский район Ульяновской области прислал 43 анкеты, а его соседи, Базарносызганский район, всего одну. И хотя по одной анкете невозможно проанализировать уровень компьютерной грамотности в районе, ее данные отразились в общем анализе.

Анкетирование проводила группа сотрудников библиотеки, состоящая из трех человек:

■ сотрудница научно-методического отдела рассылала анкеты по электронной почте;

■ секретарь библиотеки получала заполненные анкеты;

■ заместитель директора по информационным технологиям проводила обработку данных и их анализ, руководила работой группы

По итогам анкетирования был составлен доклад, с которым зам. директора по ИТ выступила на областном семинаре «Библиотека – центр книги и чтения» в марте 2013 г.

Данные анкетирования было решено использовать для корректировки курсов по повышению компьютерной грамотности «Информационно-коммуникационные технологии в библиотечном деле» для сотрудников муниципальных библиотек.

Работа с результатами опроса 

Прежде чем оценивать уровень компьютерной грамотности работников библиотек, необходимо было определить стаж работы каждого из них за персональным компьютером и узнать, пользуется ли этот человек компьютером вообще, дома или на работе. Оказалось, что более половины сотрудников сельских библиотек, которые прислали анкеты, не имеют навыков работы за компьютером либо только-только начинают приобретать их.

Основная причина такой ситуации – это отсутствие компьютерной техники. Второй причиной стал возраст сотрудников: пенсионеры и сотрудники предпенсионного возраста убеждены, что знание информационных технологий им не пригодится и не хотят повышать уровень своей компьютерной грамотности (так ответили 33% опрошенных). Третья причина – это отсутствие доступных компьютерных курсов. За компьютером работает 47%, а обучающие курсы прошли только 24% опрошенных. Остальные 23% либо «самоучки», либо молодые сотрудники, которые изучали информатику в школе.

Проанализируем компьютерную грамотность в городе, рассмотрев анкеты сотрудников областных и городских библиотек. Как видно на рисунке 1, ситуация резко противоположная по сравнению с сельскими библиотеками. Более половины сотрудников имеют стаж работы за компьютером свыше пяти лет, 44% проходили обучающие курсы. Естественно, имея такой опыт работы, другие показатели будут выше. Такое положение дел прогнозируемо, так как компьютеры появились в областных и городских библиотеках на 10-15 лет раньше, чем в сельских. 

Ответы на вопрос «Имеете ли Вы представление о…?» порадовали авторов опроса: более 60% опрошенных из сельских библиотек имеют представление об устройстве компьютера и глобальной сети Интернет, около 40% ̶ об объеме и типах файлов, менее 30% знают о том, что такое локальная сеть, операционная система и программное обеспечение. Интересный факт: многие знают про Интернет, но менее 20% имеют представление о гиперссылках и о том, как они работают. Даже продвинутые пользователи, положительно отвечающие на все пункты данного раздела анкеты, отмечали «0» в пункте о гиперссылках. Они даже не задумываются, что выходя в Интернет, только и делают, что переходят по гиперссылкам в поисках необходимой информации. Это говорит о том, что не все пользователи владеют компьютерной терминологией, что является преградой во время проведения профессиональных семинаров, вебинаров, конференций по информационным технологиям в отрасли.

Показатели городских библиотек предсказуемо оказались выше.

Для того чтобы получить представление о практических навыках опрашиваемых, в анкете был предусмотрен раздел «Умеете ли Вы…» (рис. 3). Выяснилось, что около 60% анкетируемых умеют сохранять информацию на дискеты/CD/DVD/флеш-накопители и читать ее, пользоваться принтером и искать необходимую информацию в сети Интернет с помощью различных поисковых систем.

Хуже всего обстоят дела с формированием графиков и диаграмм, созданием презентаций и страниц в социальных сетях. Именно на это мы сделали упор, когда стали корректировать программу обучения компьютерным технологиям для продвинутых пользователей.

Дополнительно мы стали проводить однодневные курсы по созданию презентаций, которые состоят из заочной и очной форм работы. Заочно курсанты разрабатывают структуру презентации, собирают и подготавливают материал в электронном виде, в т. ч. видео. Приезжая в нашу библиотеку, они изучают теорию и затем переходят к практической части обучения, используя привезенный контент. 

Участникам анкетирования было предложено самостоятельно оценить свои навыки работы на персональном компьютере и в сети Интернет. Оценка знаний проводилась по шкале от 0 до 5, где нулю соответствовало полное отсутствие знаний и умений, а «5» – отличное владение и уверенное пользование чем-либо. Усредненные оценки по каждой позиции представлены на рисунке 4. Конечно же, эти оценки субъективные, так как оценивать свои знания очень трудно: некоторые люди слишком критично относятся к себе, а другие, наоборот, завышают свои навыки и способности. Это относится, например, к пункту «Социальные сети»: при анализе анкет не раз можно было выявить у анкетируемого полное отсутствие знаний и умений в информационных технологиях, но при этом он сам ставил себе в данном пункте оценку «отлично». С другой стороны, данная диаграмма подтверждает тот факт, что сотрудники библиотек, прежде всего, имеют навык работы с текстовым редактором MS Word или OpenOffice Writer.

При анализе анкет не раз можно было выявить у анкетируемого полное отсутствие знаний в информационных технологиях, но при этом он сам ставил себе оценку «отлично».

Вопросы «Владение ПК важно для Вас?» и «Чему именно Вы хотели бы научиться на курсах компьютерной грамотности?» завершали анкету. Ответы на первый вопрос можно увидеть на рисунке 5. Следует отметить, что 84% опрошенных понимают значимость внедрения информационных технологий в библиотечную систему, а также что знание компьютерной техники и навыки работы с ней необходимы в современном обществе как для работы, так и для личных нужд.

При анализе ответов на этот вопрос важно принять во внимание, что средний возраст библиотечных работников Ульяновской области составляет 45 лет .

Ответы на вопросы «Хотели бы Вы повысить свой уровень компьютерной грамотности?» (рис. 6) и «Чему именно Вы хотели бы научиться на курсах компьютерной грамотности?» показали, что сотрудники областных и городских библиотек лучше, чем их сельские коллеги, осознают, что без информационных технологий в современном мире жить очень сложно. Видимо, сотрудники сельских библиотек не до конца осознают преимущества работы за компьютером и пользу всемирной сети Интернет из-за того, что не имеют возможности постоянно автоматизировать и упрощать свою работу с помощью компьютеров.

Сотрудники сельских библиотек могут не до конца осознавать преимущества работы за компьютером и пользу Интернета из-за того, что не имеют возможности постоянно упрощать свою работу с их помощью. 

На диаграммах заметен сегмент пенсионеров, считающих, что им уже поздно обучаться компьютерной грамотности. Из-за ограниченности ресурсов центра сотрудники библиотеки сфокусировали свою работу на более активных посетителях. Поэтому, к сожалению, этот сегмент в ближайшее время останется неохваченным.

Также можно легко обнаружить сегмент молодых специалистов, которые достаточно владеют компьютерными технологиями, чтобы справляться с должностными обязанностями. В последние годы библиотеки были озабочены развитием и внедрением новых информационных технологий. Сейчас работникам библиотечной сферы необходимо решать задачи, связанные не только с автоматизацией традиционной технологической деятельности и техническим оснащением учреждения, но и искать ответы на вопросы управленческой деятельности, повышать эффективность и качество библиотечных услуг. Особая надежда в решении этих задач возлагается именно на молодых специалистов. 

Чему же хотят обучиться специалисты библиотек? В таблице приведены самые популярные ответы. И мы не ошиблись, составляя курсы по повышению компьютерной грамотности «Информационно-коммуникационные технологии в библиотечном деле». Неожиданно в «десятку лидеров» вошли многофункциональные графические редакторы Adobe Photoshop и Corel Draw. А это значит, что у сотрудников библиотек появилась потребность в создании изображений: рисунки, логотипы, фон для презентаций, плакаты, фотомонтаж и т. д., для разработки собственных видео- и печатных материалов. Особенно четко такая тенденция прослеживается у сотрудников детских библиотек. К сожалению, включить изучение графических редакторов в курсы по повышению компьютерной грамотности не представляется возможным, т. к. в библиотеке есть всего одна лицензия на Adobe Photoshop и Corel Draw, с которой постоянно работает дизайнер. Единственный выход – это замена данных программ свободным программным обеспечением, например, графическим редактором GIMP.

Табл. Чему хотят обучиться сотрудники библиотек?

№ п. п.

Варианты ответа

Количество человек

1

Нет ответа (пусто)

243

2

MS PowerPoint

97

3

Азы компьютерной грамотности

96

4

MS Excel

75

5

Adobe Photoshop

50

6

Всему

45

7

Интернет

44

8

Skype

40

9

Совершенствовать навыки, изучать новое ПО

39

10

Corel Draw

31

11

Создание сайта, веб-дизайн

28

12

MS Word

28

13

Создание блогов

15

14

Социальные сети

14

15

Электронная почта

11

16

Создание аудио- и видеоклипов, фильмов

10

Были и единичные ответы на вопрос, чему хотят обучиться библиотечные сотрудники, удивившие меня:

■ создание музыки;

■ АИБС ИРБИС;

■ PageMaker;

■ слепой набор текста;

■ работа в других программах;

■ общение в ЖЖ;

■ работать с файлами формата pdf

Итак, мы выявили уровень компьютерной грамотности библиотечных сотрудников, подкорректировали программу курсов «Информационно-коммуникационные технологии в библиотечном деле», определили перспективы развития информационно-коммуникационных технологий в библиотеках Ульяновской области на 2014 г. и последующие годы. Кстати, мы запланировали не только проведение курсов на территории библиотеки, но и выездное обучение. Уточненная и переработанная программа представлена в приложении 2. 

Приложение 1

Анкета
Уважаемые коллеги!
Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина проводит анкетирование среди всех библиотечных работников г. Ульяновска и Ульяновской области с целью выявления уровня компьютерной грамотности и навыков работы с определенными компьютерными программами. Просим Вас принять участие в нашем опросе, ответив на все вопросы анкеты. Большинство вопросов содержат варианты ответов, отметьте в пустых ячейках плюсами (+) те из них, которые соответствуют Вашему мнению. Если ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, собственный вариант.

1. Какая операционная система установлена на Ваших рабочих компьютерах? (отметьте все подходящие варианты)

Microsoft Windows

Linux

другая (какая именно?)

затрудняюсь ответить

2. Какой офисный пакет установлен на Ваших рабочих компьютерах? (отметьте все подходящие варианты)

Microsoft Office

OpenOffice.org

другой (какой именно?)

затрудняюсь ответить

3. Какие дополнительные программы установлены на Ваших рабочих компьютерах? (впишите, пожалуйста, ваш ответ)

впишите свой вариант

программы не установлены

затрудняюсь ответить

Программы для просмотра электронных публикаций в формате PDF (Adobe Reader и др.)

Программы, предназначенные для работы с графикой (GIMP, CorelDRAW, Adobe Photoshop и др.)

Архиваторы данных (WinRAR, WinZip, 7-Zip, WinAce, PowerArchiver и др.)

Программы для записи на CD, DVD (Nero Free, BurnAware Free, ImgBurn, InfraRecorder и др.)

Программа-браузер для работы с сетью Интернет (MS Internet Explorer, Opera, Mozilla Firefox, Google Chrome, Safari и др.)

4. Как давно Вы пользуетесь компьютером? (отметьте только один вариант)

от месяца до года

от года до 3 лет

от 3 до 5 лет

более 5 лет

5. Проходили ли Вы курсы, повышающие компьютерную грамотность? (если нет, переходите к вопросу № 7)

да

нет

6. Если курсы проходили, то в каком году? (впишите, пожалуйста, ваш ответ)

7. Оцените, пожалуйста, свои навыки работы на компьютере и в сети Интернет? (отметьте плюсом (+) только один подходящий для Вас вариант напротив каждого пункта вопроса)

Отлично

Хорошо

Средне

Плохо

Никак

в текстовых процессорах (Microsoft Word, OpenOffice.org Writer и др.)

в табличных процессорах (Microsoft Excel, OpenOffice.org Calc и др.)

в приложениях для подготовки презентаций (Microsoft PowerPoint, OpenOffice.org Impress и др.)

электронная почта (E-mail)

ICQ (чат)

Skype (программа для, отправки мгновенных сообщений и бесплатных видеозвонков)

социальные сети (ВКонтакте, Одноклассники, Twitter, Facebook и др.)

блоги (интернет-журнал событий)

8. Имеете ли Вы представление: (отметьте все подходящие варианты)

об устройстве компьютера?

об операционных системах, основных программах, драйверах?

об объеме информации?

о типах файлов?

о локальной сети?

об Интернете, доменах, сайтах и их адресах?

о гиперссылке и умеете ли перемещаться по ним?

9. Умеете ли вы: (отметьте все подходящие варианты)

писать и копировать формулы в табличных процессорах (Microsoft Excel, OpenOffice.org Calc и др.)?

формировать и вставлять диаграммы и графики?

создавать презентации в программах подготовки презентаций (Microsoft PowerPoint, OpenOffice.org Impress и др.)?

копировать и вставлять фрагменты текста, рисунки из одного файла в другой?

пользоваться принтером?

пользоваться сканером?

создавать страницу в социальных сетях?

копировать тексты и рисунки из Интернета?

находить нужную информацию через различные поисковые системы?

сохранять и читать информацию с дискеты, CD-диска, флэш-устройства?

читать и копировать файлы из доступных папок других ПК по локальной сети?

обеспечить общий доступ к папке?

10. Считаете ли Вы что, владение компьютером важно для Вас? (отметьте только один вариант)

очень важно

важно

совсем не важно

затрудняюсь ответить

11. Интересует ли Вас повышение своего уровня компьютерной грамотности? (отметьте только один вариант)

да

нет

затрудняюсь ответить

12. Чему именно Вы хотели бы научиться на курсах повышения компьютерной грамотности? (впишите, пожалуйста, свои пожелания)

Социально-демографический блок
Сообщите, пожалуйста, дополнительные сведения о себе.
На основании выявленного уровня профессиональной подготовки библиотечных работников всех должностных и возрастных категорий в сфере Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) будут сформированы группы по обучению и повышению компьютерной компетенции

Фамилия Имя Отчество

Возраст (впишите, пожалуйста, ваш ответ)

Ваше образование

общее среднее

среднее специальное библиотечное

среднее специальное небиблиотечное

высшее библиотечное

высшее небиблиотечное

другое (напишите, пожалуйста, что именно)

Место работы (полное название) (впишите, пожалуйста, ваш ответ)

Ваша должность (полное название) (впишите, пожалуйста, ваш ответ)

Какую штатную единицу Вы занимаете? (отметьте только один вариант)

полную штатную единицу (полная ставка)

больше одной штатной единицы (1,5 и др. ставки)

неполная штатная единица (0,25; 0,5 и др. ставки)

Ограничение возможности здоровья? (отметьте только один вариант)

II группа

III группа

IV группа

нет

В каком районе Вы проживаете? (отметьте только один вариант)

Димитровград

Новомалыклинский район

Новоульяновск

Новоспасский район

Ульяновск

Павловский район

Базарносызганский район

Радищевский район

Барышский район

Сенгилеевсий район

Вешкаймский район

Старокулаткинский район

Инзенский район

Старомайнский район

Карсунский район

Сурский район

Кузоватовский район

Тереньгульский район

Майнский район

Ульяновский район

Мелекесский район

Цильнинский район

Николаевский район

Чердаклинский район

Благодарим Вас за участие!

Приложение 2

Программа курсов на 2014 год

1 группа (начальный уровень – «чайники»). Февраль

№ п. п.

День недели

Тема занятия

1

понедельник 10.02.2014

Вводное занятие: основные понятия компьютерной грамотности

2

вторник 11.02.2014

Текстовый редактор MS Office 2007/2010. Word: теоретическое и практическое занятия

3

среда 12.02.2014

Интернет: общие представления и правильный поиск информации. Социальные сети: знакомство, создание страницы (Теория и практика)

4

четверг
13.02.2014

Табличный редактор MS Office 2007/2010. Excel: теоретическое и практическое занятия

5

пятница 14.02.2014

Обмен информацией: электронная почта, Skype, флэш-накопители и т. д. (Теория и практика)

 2 и 3 группы (пользователи). Март

№ п. п.

День недели

Название занятия

1

понедельник
03.03.2014

10.03.2014

Интернет: возможности и грамотный поиск. Электронная почта. Skype. (Теория и практика)

Социальные сети (Практика)

2

вторник
04.03.2014

11.03.2014

Текстовый редактор MS Office 2007/2010.Word. (Теория и практика)

3

среда
05.03.2014

12.03.2014

Табличный редактор MS Office 2007/2010. Excel (Теория и практика)

4

четверг
06.03.2014

13.03.2014

«Презентация своими руками»: MS Office 2007/2010. PowerPoint (Теория и практика)

5

пятница
07.03.2014

14.03.2014

«Создаем свой блог» (Теория)

 Выездные курсы в г. Димитровград

№ п. п.

День недели

Название занятия

1

понедельник
17.03.2014

Текстовый редактор MS Office 2007/2010. Word (Теория и практика)

2

вторник
18.03.2014

Интернет: возможности и грамотный поиск (Теория и практика)

Социальные сети (Практика)

3

среда
19.03.2014

Обмен информацией: электронная почта, Skype, флэш-накопители и т. д. (Теория и практика)

4

четверг
20.03.2014

Табличный редактор MS Office 2007/2010. Excel (Теория и практика)

5

пятница
21.03.2014

«Презентация своими руками»: MS Office 2007/2010. PowerPoint (Теория и практика)

 Однодневные курсы. Май-июнь

№ п. п.

День недели

Название занятия

1

понедельник
12.05.2014

«Презентация своими руками»: MS Office 2007/2010. PowerPoint (Теория и практика)

2

понедельник
19.05.2014

«Презентация своими руками»: MS Office 2007/2010. PowerPoint (Теория и практика)

3

понедельник
26.05.2014

«Презентация своими руками»: MS Office 2007/2010. PowerPoint (Теория и практика)

4

понедельник

02.06.2014

«Я – художник». Создание изображений в графическом редакторе GIMP

5

понедельник

09.06.2014

«Я – художник». Создание изображений в графическом редакторе GIMP

6

понедельник

16.06.2014

«Я – художник». Создание изображений в графическом редакторе GIMP

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»

    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...



      Рассылка




      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×