«Современный музей начинается с идеи»

505
В состоянии ли частные деньги решить проблему нехватки государственного финансирования в сфере музеев? Как найти оптимальную сферу приложения для благотворительных средств? Всегда ли получение гранта является для музея показателем успеха, или существуют нематериальные стимулы для участия в конкурсах? Об этом наш корреспондент побеседовал с генеральным директором Фонда Владимира Потанина Ларисой Геннадьевной Зельковой.

В состоянии ли частные деньги решить проблему нехватки государственного финансирования в сфере музеев? Как найти оптимальную сферу приложения для благотворительных средств? Всегда ли получение гранта является для музея показателем успеха, или существуют нематериальные стимулы для участия в конкурсах? Об этом наш корреспондент побеседовал с генеральным директором Фонда Владимира Потанина Ларисой Геннадьевной Зельковой.  В конце января закончился прием заявок на один из самых крупных всероссийских грантовых конкурсов – «Меняющийся музей в меняющемся мире», который проводится Благотворительным фондом Владимира Потанина в одиннадцатый раз. Началась работа экспертов. В условиях сокращения бюджетного финансирования государство и благотворительные фонды становятся союзниками в деле поддержки учреждений культуры. Как фонд Владимира Потанина видит оптимальную модель сотрудничества с Министерством культуры в деле поддержки музеев?
Все годы, что наш фонд работает в сфере культуры, мы пользовались поддержкой министерства, хотя никогда не привлекали материальные ресурсы государства. Мы всегда считали, что для нас важна независимость и возможность конкурсно распределять в виде грантов средства нашего донора. В то же время ресурсы фонда, какими бы они ни были, не являются бесконечными. Собственно, небольшой фонд и не может решить проблем колоссальной сферы – музейной или любой другой. Мы, в общем, и не претендуем. Тем не менее, мы всегда старались создавать моду, формировать новые тенденции, быть пионерами в тех или иных областях. На определенном этапе накапливается багаж, и хочется, чтобы он не только был интересен участникам наших конкурсов, но и был взят на вооружение теми, кто имеет доступ к гораздо более широкой аудитории. Нам бы очень хотелось, чтобы опыт, который мы наработали (надеюсь, что будем нарабатывать и дальше), был применим в других масштабах. Как взаимодействовать на эту тему с Министерством культуры – четкого ответа на этот вопрос у нас пока нет. Могу только сказать, что в последние годы министерство общается с нами с гораздо большей охотой и энтузиазмом. Я сама член общественного совета Минкультуры, и это интересно и полезно. Надеюсь, что вместе мы найдем способы применить наши методики и технологии (например, мы умеем выбирать лучшие проекты в ходе конкурсов) в сфере, которой занимается министерство, а именно – формирование культурной политики, развитие новых культурных инициатив и поддержка всего, что важно для государства и страны в целом. Фонд Потанина являлся официальным партнером международного фестиваля музеев «Интермузей – 2013». Насколько интересно фонду впредь участвовать в подобных мероприятиях?
Мы будем продолжать партнерствовать с «Интермузеем». В этом году Министерство культуры думает сделать следующие шаги по модернизации фестиваля, и мы заинтересованы в том, чтобы делать их вместе с ним. Нам кажется, что эта площадка должна развиваться, все больше уходя от выставочного стандарта к формату дискуссионному, профессионально востребованному, но интересному и более широкой публике.  Существует мнение, что самое главное в деле поддержки культуры – идея. Имея прорывную, инновационную идею, можно «продать» ее любому инвестору: государству, фонду, частной компании или меценату. А если глобальная идея отсутствует, но есть фонд мемориального или литературного музея-квартиры муниципального уровня? Нужно ли сотрудникам такого учреждения непременно «выжимать» из себя проект, становиться проектными менеджерами поневоле, чтобы получить понимание и поддержку структур, имеющих финансовые ресурсы?

Мне кажется, что такая формулировка («продажа идеи») несколько упрощает и огрубляет ситуацию. Частный фонд, как правило, надеется вложить свои средства так, чтобы получить от них долговременный эффект – в данном случае это устойчивое развитие музеев. И здесь интересы грантодателя и грантополучателя совпадают. А любое развитие начинается с рефлексии: куда двигаться, зачем, какие ресурсы есть, какие требуются? Я не устаю вспоминать слова, которые сказала директор одного из музеев-победителей нашего конкурса на церемонии награждения. Выйдя на сцену для получения сертификата, она сказала: «Мы три года добивались этого гранта. Я хочу вас поблагодарить не за то, что вы его нам, наконец, дали, а за то, так долго не давали. За это время мы научились работать с нашим муниципалитетом, с журналистами, с общественностью. А главное, поняли, какой именно проект мы хотим сделать и на что нам действительно нужны ваши ресурсы. Спасибо за остановку в три года, которая нас закономерным образом привела к получению гранта». Что касается «выжимания» идеи – да, придумать проект непросто. Особенно если ты «внутри себя» всегда считал, что музей – это академическая организация, где хорошо образованные люди, практически ученые, большую часть времени занимаются трепетным обращением с произведениями искусства, шедеврами… Как уйти от этого, чтобы лучшая часть научного подхода осталась, и начать думать, интересно ли будет твоей публике увидеть эту самую мемориальную квартиру – отдельная задача, требующая усилий. Современный музей начинается с идеи. 

Каким учреждениям противопоказано искать грантовую поддержку?

Думаю, таких нет – сейчас благотворительность в России достигла такого уровня развития, что можно искать и находить финансирование практически на любые некоммерческие проекты. Другое дело, что грант – не самоцель. Самое ценное в грантовых конкурсах – возможность общения с такими же, как ты, причем общения не абстрактного, не где-то на какой-то выставке, которая к твоей повседневной жизни имеет мало отношения, а на почве совместного обсуждения и проектирования совершенно неожиданных, новых проектов.

Когда из номинаций грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» была удалена партнерская номинация, это было мотивировано тем, что сейчас почти каждый реализованный проект является партнерским. Действительно, музеи учатся привлекать различные организации для повышения качества своих услуг и расширения их линейки… Но делает ли это их более открытыми и понятными для внешнего мира? Что вы вкладываете в понятие «открытый музей», «музей, открытый для посетителя»?

В свое время мы вводили партнерскую номинацию, чтобы простимулировать людей к поиску партнеров, к придумыванию коллективных совместных проектов. Нам казалось, что в этом есть дополнительный ресурс наращивания межмузейных связей. Например, если в городе много разных музеев – как, например, в той же Коломне, куда приезжает много туристов, – то мы считали важным дать им шанс сделать совместный туристический продукт. И всячески поддерживали в этом. Точно так же это было адресовано разным музеям, которые могли, объединившись, делать что-то, что будет востребовано. Это касалось образования и всего остального. Музеи быстро поняли, что партнерство – это инструмент, который может применяться к любым областям деятельности, и им часто бывает гораздо выгоднее найти себе союзников и партнеров. В итоге мы решили, что отдельная номинация теперь не нужна. Партнерство произрастает и в образовательной сфере, и в туристической, и в экспозиционной. Нет необходимости это специально поощрять. А «открытый музей»  ̶  это очень просто: тот, в который людям есть, зачем приходить. 

В какие учреждения нравится ходить лично Вам?

В разные. В Москве есть пятерка музеев, которые всегда предлагают что-то новое, неожиданное, будоражащее. Я стараюсь ходить на выставки, которые бывают в Третьяковке и в Пушкинском. С большим интересом посещаю «Дом фотографии». Нравится мне и то, что делает в последние несколько лет бывший Музей революции, а сейчас – Музей современной истории России, они большие молодцы. Вообще, когда я куда-то приезжаю, обязательно стараюсь посетить местный музей. 

Зелькова  Лариса Геннадьевна 

Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию благотворительности и волонтерства;  генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина; член Правления, заместитель генерального директора ГМК «Норильский никель» по социальной политике и связям с общественностью.

В 1991 г. окончила факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Во время учебы работала в еженедельнике «Собеседник», в газете «Московская правда».

C марта 1995 г. специалист управления информационного обеспечения «Онэксим банка».

С сентября 1996 г. – помощник (пресс-секретарь) первого заместителя Председателя Правительства  РФ В.О. Потанина.

В апреле 1997 г. вернулась в «Онэксим банк», став начальником управления информационного обеспечения.

С  1998 г. – директор департамента по связям с общественностью компании «Интеррос», а с января 1999 г. – генеральный директор Благотворительного фонда В.О. Потанина.  С 2013 г. – член Правления, заместитель генерального директора ГМК «Норильский никель» по социальной политике и связям с общественностью.

В апреле 2012 г. Указом Президента РФ награждена Орденом Дружбы за активную благотворительную деятельность.

С 2010 г. – член Общественной палаты РФ, с 2012  г. –  Первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию благотворительности и волонтерства.

С 2011 г. Председатель правления «Специализированный фонд  управления целевым капиталом для развития Государственного Эрмитажа»

Член  Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. Принимает активное участие в конференциях по вопросам благотворительности, волонтерства,  меценатства  и целевым капиталам.

С 2002 г. по 2011 г. была членом Совета НПГО «Форум доноров».

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×