Управление фантазией

370
Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» ̶ одно из самых неоднозначных учреждений культуры. Специалисты предъявляли претензии и к аутентичности восстановленного с состояния руин облика усадьбы, и к череде временных выставок, проходящих в помещениях музея-заповедника, и к использованию парка.

Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» ̶ одно из самых неоднозначных учреждений культуры. Специалисты предъявляли претензии и к аутентичности восстановленного с состояния руин облика усадьбы, и к череде временных выставок, проходящих в помещениях музея-заповедника, и к использованию парка. Руководитель департамента культуры города Москвы Сергей Александрович Капков еще в самом начале своей работы в этой должности обозначил задачу – придумать, как оптимальным образом использовать такую неоднозначную площадку. Идеи были. Но не было человека, обладающего опытом, знаниями и уважением в сообществе менеджеров культуры – человека, который смог бы погрузиться в ситуацию, предложить четкий план действий, но при этом сохранил способность оценивать все происходящее с позиции не только работника музейной сферы, но и эксперта-пользователя услуг музея. Осенью 2013 года такой человек был найден. Предлагаем вашему вниманию беседу «Справочника руководителя учреждения культуры» с директором музея-заповедника «Царицыно» Натальей Юрьевной Самойленко. Наталья Юрьевна, разрешите поздравить Вас с назначением на должность директора музея-усадьбы «Царицыно»! В профессиональном сообществе, в том числе в социальных сетях, прозвучало много поздравлений. Приятно?

Конечно! Честно говоря, я не получала столько поздравлений даже в День рождения. Очень порадовал позитивный настрой коллег. Но мне кажется, что приятные слова были адресованы не столько мне, сколько музею-усадьбе. 

С каким настроем Вы приступили к работе? Какие задачи определили для себя как наиболее важные?

Я рассматриваю работу в «Царицыно» как некий проект, и он мне на самом деле очень интересен. Я считаю, что в первую очередь мне необходимо определить задачи учреждения на разных этапах и постараться сделать так, чтобы мое пребывание на посту директора музея пошло ему на пользу. 

Что делает этот новый для Вас проект таким интересным?

Здесь есть серьезная база, хорошая инфраструктура. Конечно, существует множество различных проблем – как и везде. Но поскольку до прихода в музей-усадьбу «Царицыно» я год проработала в Министерстве культуры, общаясь с представителями множества музеев по всей стране, как государственный управленец, то я знаю, что «Царицыно», скажем так, не входит в первую десятку проблемных музеев России (смеется). Бывает и пострашнее. Так что это хорошая база для того, чтобы развиваться – и отличный вызов.

Особенность моего назначения связана с тем, что я пришла в коллектив, который уже сам подошел к осознанию того, что необходимо сделать рывок, определиться с дальнейшим развитием. Для этого нужно определить концепцию этого развития. И здесь я вижу своей главной задачей помощь этому процессу. Постараюсь выступить в роли координатора, который должен сделать все для того, чтобы идеи, вызревавшие раньше внутри коллектива, были обсуждены и проработаны, и была выработана некая общая линия, которая поможет музея развиваться.

Второй момент, который стал для меня очевиден за то небольшое время, которое я успела провести в музее, состоит в том, что здесь необходимо наладить горизонтальные связи. В музее есть все необходимые службы, но поскольку хозяйство очень большое, то они во многом представляют из себя «удельные княжества». А надо учредить на их основе «просвещенную монархию» и несколько иначе выстроить отношения между различными подразделениями, чтобы все они работали на создание некого единого музейного продукта.

Неужели такая задача не ставилась раньше? 

Мне кажется, что в последние годы, в связи с возникновением громадного дворца, который надо было осваивать, с массой задач, которые ставились перед руководством музея «снаружи», многие чисто творческие вещи возникали спонтанно. На мой взгляд, сейчас для того, чтобы двигаться дальше, необходимо перейти от спонтанности к каким-то ясным правилам, по которым будет действовать весь музей. И эти правила должны помочь нам и в творческом, и в организационном плане. 

Как происходило Ваше знакомство с коллективом? Какие задачи Вы поставили перед сотрудниками музея-заповедника на ближайшее время?

В данный момент процесс знакомства продолжается, он проходит постепенно. «Царицыно» - это действительно очень большой организм, и я осматриваю и осваиваю разные его части. Полагаю, что в течение ближайших месяцев будут проведены аудиторские проверки по разным направлениям деятельности музея. Их результаты помогут нам вместе с коллегами лучше разобраться в нынешней ситуации.

На декабрь запланировано проведение сессии стратегического планирования с обсуждением того, что такое музей-усадьба «Царицыно» сейчас, каким он должен быть завтра. Здесь мне важно мнение сотрудников, которые обладают существенно большими знаниями. Выработав стратегическую линию, мы сможем активно приступать к превращению всего, что сейчас не доделано до конца, в законченный конкурентоспособный музейный продукт.

Я знаю, музейное сообщество очень не любит это словосочетание. И я употребляю его намеренно. Дело в том, что «Царицыно» - это тот самый случай, когда без «продукта» никак не обойтись. Здесь нет собственных больших коллекций, которые складывались бы долгие годы. Нам еще предстоит определиться с тем, как вообще работать с царицынскими коллекциями. Мне кажется, что конкурентоспособность «Царицыно» связана, во-первых, с существующей связкой «музей-парк». Во-вторых, мы будем интересны для Москвы только тогда, когда здесь появятся некие конкурентоспособные продукты, которые создаются не только на основе коллекций самого музея-заповедника, но и в рамках межмузейных проектов. И здесь наша конкурентоспособность будет напрямую зависеть от того, как мы сумеем «упаковать» эти продукты. Но для начала нужно сделать так, чтобы посетители парка с первых шагов узнавали о самых интересных событиях, которые проходят в залах дворца. 

Сейчас этого нет?

Нет. Как нет, на мой взгляд, и правильного визуального представления царицынских активностей. Это логично: невозможно работать над рекламой, не зная, что именно ты рекламируешь. И здесь все снова упирается в необходимость стратегической сессии.

Мне кажется, что наша конкурентоспособность будет зависеть от того, каким образом и насколько успешно вокруг важных межмузейных проектов будут выстроены образовательные программы, специальные сувенирные линейки... Концентрация усилий и аккумуляция разных смыслов и действий вокруг события позволит привлечь сюда московскую публику.

«Царицыно» – это место семейного отдыха. Для людей из других районов Москвы поездка сюда – это возможность провести целый день в парке и в музее. Поэтому, с одной стороны, чрезвычайно важно, чтобы с точки зрения сервиса Царицынский парк стал достойным конкурентом ведущими парковыми зонами Москвы, чтобы здесь был такой же набор всего необходимого для отдыха. С другой стороны, важно, чтобы у людей был повод оторваться от «своего» парка и приехать сюда. Для этого Царицынский парк должен быть «парком с изюминкой». В этом отношении задача упрощается: главная изюминка «Царицыно» - это само место, со всеми его историями, загадками, тайнами, привязкой к XVIII веку, архитектурным фантазиям, традициям усадебной и дачной жизни… Только «Царицыно» может похвастаться всем этим.

Наконец, это самый красивый московский парк! В плане красоты у «Царицыно» только два конкурента: Боровицкий холм и Коломенское. Неслучайно это место было выбрано царской резиденцией. И мы должны по максимуму обыграть эту историю.

Какими Вы видите выставочные проекты и в какой мере сам музей-усадьба сможет в них включаться?

Я имею в виду совместные выставочные проекты, проходящие на базе музея «Царицыно». Проекты не формата «создали где-то и привезли сюда», а «создали вместе с московскими, петербургскими, региональными музеями и показываем здесь». Но для того чтобы это были не случайные мероприятия, они должны быть привязаны к месту. А место, с одной стороны, уходит корнями в XVIII век, который можно рассматривать и через историю отдельного человека, и как историю о веке всевозможных изобретений, открытий, мечтаний, веке удивительной архитектуры.

С другой стороны, тридцать лет назад музей «Царицыно» учреждался как музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Здесь хранится действительно большая коллекция прикладного искусства. Но одной коллекции мало – нужно понимать, как с ней обращаться, как ее показывать. Быть просто выставочной площадкой – это… мелковато. А значит, требуется определить, в каком направлении мы действуем. И вероятно, декоративно-прикладное искусство можно рассматривать и в связи с традициями, и в связи с образной структурой парка. Ведь парк – это самое близкое место к раю. 

Мы очень кстати затронули тему парков. У музеев-усадеб и музеев-заповедников есть огромное преимущество перед коллегами по отрасли – зеленая зона. Посетители будут всегда. Да, иногда это порождает специфические проблемы: некоторые гости парка «Царицыно» удивляются, когда узнают, что здесь есть что-то еще. Имеет ли смысл каждого посетителя парка превращать в посетителя музея?

Я вообще против насилия. Каждого посетителя парка мы точно не сделаем посетителем музея, иначе люди будут попадать в зону насилия, а мы бы хотели, чтобы они здесь отдыхали. В парк приходят за разным, и это нормально. Сейчас примерно каждый десятый посетитель парка приходит в музей. Если нам удастся увеличить этот показатель в два раза, это будет колоссальный шаг.

Есть одна принципиальная для меня вещь. Поскольку я человек, не взращенный в музейной среде, но работавший с музеями как представитель «внешнего мира», «продвинутый пользователь», я бы хотела донести до музейных работников запросы и ожидания современных посетителей. У нас в музей порой идут как на подвиг. И действительно, для посещения многих российских музеев требуются поистине героические усилия! А мне бы хотелось, чтобы главным конкурентным преимуществом «Царицыно» стало удобство. Здесь многое сделано для этого: во-первых, музей приспособлен для посещения лиц с ограниченными возможностями здоровья, во-вторых, я с большой радостью вижу в выставочных залах скамеечки – не обязательно стоять на ногах всю экскурсию, можно сесть и отдохнуть.

Хочется, чтобы посещение «Царицыно» было не подвигом, а ярким и радостным событием. И здесь для этого есть все необходимое. 

Удобство, техническое оснащение, транспортная доступность – все это безусловно сильные стороны «Царицыно». Но основная претензия профессионалов к этому комплексу остается неизменной – это «новодел». Может, это тоже специфическое конкурентное преимущество?

Конечно! Хотя и по первым пунктам приходится слышать нарекания. Многим кажется, что «Царицыно» расположено далеко. Так было двадцать-тридцать лет назад, когда здесь не было ветки метро. Сейчас около парка есть целых две станции. Из метро Орехово можно выйти прямо в парк, минуя транспортные развязки или какие-то другие несимпатичные зоны. От центра города до «Царицыно» можно добраться за двадцать минут. По московским меркам это место, куда очень легко добраться.

Кстати, появилась идея, как можно связать территорию парка с музеем. Летом, когда по парку снова забегают электромобили, нужно будет предусмотреть возможность, купив билет в музей при входе в парк, добраться до музея на электромобиле. Это актуально для пожилых людей: дорога до входа по парковым дорожкам может занять много времени. И хотелось бы создать комплексные билеты, которые включали бы в себя не только посещение дворца, но и какие-то дополнительные возможности в парке. Этим мы обязательно займемся. 

То есть для того, чтобы привлечь лояльного посетителя парка в музей, достаточно его проинформировать?

В принципе, достаточно предоставить ему правильную информацию и снабдить правильной навигацией. Направив его, можно будет попутно рассказывать ему какие-то другие истории. Мне кажется было бы правильно установить прямо на территории парка баннеры, которые привлекали бы внимание посетителей и рассказывали о событиях музея. Иными словами, музей должен больше присутствовать в парке. Да и сам парк не помешало бы зонировать, договориться о разных видах активности на разных его участках. Одна часть парка может стать местом спокойного отдыха, романтических прогулок. Другую имеет смысл отвести под зоны активного отдыха. При этом в парке уже есть исторически сложившиеся зоны: шахматный клуб, волейбольная площадка… Необходимо четко обозначить такие зоны и с самого начала пребывания человека в парке дать ему понять, чем и где он может заняться, где и какую услугу он может получить.

В конце концов, важно наполнить историческую часть парка жизнью. Мне, как посетителю, очень не хватает цветов. При этом в новой части парка есть красивые клумбы, ничем не отличающиеся от клумб в любой другой части города. При этом в «Царицыно» есть оранжереи, где можно посмотреть на растения, которые культивировались в XVIII веке. Может быть, стоит придумать что-то в этом направлении? «Исторические» цветы могли бы стать штрихом, который помог бы посетителю понять, как тогда, в ушедшее время, выглядели клумбы, букеты, сады… Это внесет дополнительный акцент в посещение и музея, и парка. 

Пропуская участников фестиваля уличной культуры в фойе здания Ленинского мемориала, министр искусства и культурной политики Ульяновской области сказала, что все средства хороши для того, чтобы привлечь молодежь в учреждения культуры. Вы согласны с этим утверждением применительно к парку и музею «Царицыно»?

«Цель оправдывает средства» все-таки не мой принцип. Я считаю что мы не должны забывать о некой просветительской миссии. Другое дело, что просвещение должно очень чутко реагировать на современную молодежную культуру, знать, как ее использовать для продвижения прошлого тем, кто олицетворяет будущее. Наладить диалог особенно важно, потому что музей как никакое другое учреждение воспитывает толерантность, показывая, что существуют другие ценности, что они тоже важны и интересны, что есть разные способы познания мира. Музей призван развивать людей, но это отнюдь не значит, что это «вещь в себе»: язык, на котором музей общается со своей публикой, с современной молодежью, должен помогать людям входить в эту культуру, но не растворяться в ней полностью, иначе процесс утратит смысл – в конце концов, есть и другие формы и места проведения досуга, в том числе торговые центры и другие площадки.

Как можно обыграть сочетание старого и нового, подлинного и созданного недавно? Если говорить об архитектурном облике «Царицыно», то весь ансамбль в своем нынешнем состоянии – это результат наложения друг на друга двух фантазий: архитектурной фантазии XVIII и XXI веков. Вещи надо называть своими именами. «Новодел»? Да, пожалуй. И это можно использовать как базу для интересной программы – например, молодые дотошные люди исследуют наследие «Царицыно» и устанавливают, что является подлинником, а что – «фантазией на заданную тему». Я и сама с удовольствием проинспектировала своды одного из корпусов, и когда я увидела, как рядом уложены старые и новые кирпичи, это оказало на меня очень сильное впечатление.

Здесь можно и важно выстраивать программы на совпадении прошлого и настоящего. Для меня игра в прошлое это не китч, хотя именно такое понимание прошлого, увы, приходится встречать довольно часто: огромные юбки и пыльные парики якобы способны создать атмосферу XVIII века. Обратите внимание: при подготовке театральных постановок и съемке исторических фильмов, то есть когда параллельно с творчеством проводилось достаточно серьезное исследование прошлого, рождались совершенно новые, уникальные продукты! Мы можем работать на стыке культур. На мой взгляд, именно в этом умении кроется профессионализм работы с наследием. Профессиональная работа с наследием – это умение создать мосты между прошлым и настоящим. 

Какие организации и институции Вы бы хотели видеть своими союзниками в процессе перекидывания и закрепления таких мостов?

Самые разные! Здесь могут быть и концертные организации, и музеи, и галереи… Можно сотрудничать не только по линии искусства, но и изобретений: проводить эффектные опыты из тех, которые ставились в те времена, и они тоже могут быть музейными событиями. А еще до сих пор не удавалось запустить в «Царицыно» воздушный шар. Почему бы и нет? XVIII век – это век активных попыток воздухоплавания. 

На территории музея и парка проходят свадьбы и корпоративные мероприятия. Это очень деликатная тема: многие учреждения брезгуют таким направлением развития. Что это за услуга: чисто коммерческая или культурная? С ней нужно мириться – или развивать ее как часть собственных услуг?

Да, «Царицыно» развивает это направления, причем активно. Таких услуг не стоит гнушаться. С ними нужно просто работать. «Дотачивать» сценарные моменты, продумывать музыкальное оформление – так, чтобы в результате получался эксклюзивный продукт. Конечно, проще сдать помещения в аренду и даже не задумываться над тем, что там происходит. Но мне кажется, что это не совсем правильно – в этом случае у музея быстро появятся конкуренты, которые смогут предложить более эффектные и дешевые площадки. Как и в любом другом направлении развития, здесь музей должен предоставить особый продукт.

Думая о разных предложениях, нужно думать и о разных ценовых категориях. Это касается и свадеб, и корпоративных мероприятий, и организации питания. Нужны и дорогие, и более доступные услуги – просто они должны существовать в рамках разных программ и линеек.

Читайте в ближайших номерах журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»
    Читать >>


    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

      Рекомендации по теме

      Мероприятия

      Мероприятия

      Проверь свои знания и приобрети новые

      Посмотреть

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

      Живое общение с редакцией

      А еще...






      © Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

      Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
      Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ № ФС77-64203 от 31.12.2015, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

      Политика обработки персональных данных

      
      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

      Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
      Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

      — 900 статей
      — 1500 ответов на вопросы
      — видеосеминары
      — множество форм и образцов документов
      — бесплатная правовая база
      — полезные калькуляторы
      — лучшие проекты в области культуры

      Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×