Профессиональные стандарты: новые подходы к оценке специалистов

3108
Для кого и для чего нужны профессиональные стандарты, обоснованием каких действий работодателя они могут служить, как их правильно применять. Что принесет руководителям участие в создании таких стандартов.

Профессиональные стандарты: новые подходы к оценке специалистов

Для кого и для чего нужны профессиональные стандарты, обоснованием каких действий работодателя они могут служить, как их правильно применять. Что принесет руководителям участие в создании таких стандартов.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Правительству РФ поставлена задача разработать и утвердить к 2015 г. не менее 800 профессиональных стандартов.

Перечень проектов профессиональных стандартов, разработка которых в 2013 г. была предусмотрена за счет средств федерального бюджета, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.05.2013 № 200. С учетом изменений, внесенных приказом Минтруда России от 04.06.2013 № 294, в их число включены 13 стандартов специалистов области культуры, искусства и туризма:

■ руководитель организации культуры и искусства;

■ хранитель музейных ценностей;

■ специалист по учету музейных предметов;

■ специалист по техническим процессам художественной деятельности;

■ звукорежиссер;

■ продюсер в области кинематографии;

■ специалист по созданию аудиовизуального изображения (художник-аниматор);

■ балетмейстер;

■ гид-экскурсовод;

■ режиссер в области кинематографии;

■ специалист по организации и предоставлению туристических услуг;

■ хормейстер;

■ специалист в области библиотечно-информационной деятельности.

Первые профессиональные стандарты для сферы культуры, искусства и туризма могут быть введены в действие уже в первой половине 2014 г.

Существенных изменений в деятельности руководителей организаций культуры в связи с введением профессиональных стандартов не ожидается.

Для понимания этого необходимо подробнее описать, что такое профессиональный стандарт, кем, в каких целях и как он должен использоваться.

Что такое профессиональный стандарт?

Несмотря на то, что Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти ставили задачу по созданию национальной системы профессиональных стандартов в различных вариантах с 1997 г., термин «профессиональный стандарт» был законодательно закреплен только в 2012 г., когда Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-ФЗ Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ) был дополнен статьей 195.1 «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта».

Согласно ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт – это «характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности»; под квалификацией, в свою очередь, понимается «уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы».

Макет профессионального стандарта, утвержденный приказом Минтруда № 147н от 12.04.2013, включает в себя четыре раздела:

■ раздел I «Общие сведения»;

■ раздел II «Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)»;

■ раздел III «Характеристика обобщенных трудовых функций»;

■ раздел IV «Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта»

Макет профессионального стандарта утвержден приказом Минтруда № 147н от 12.04.2013.

В структуре профессионального стандарта четко прослеживается следующая логическая цепочка: «Цель вида профессиональной деятельности» – «Обобщенные трудовые функции» – «Трудовые функции» – «Трудовые действия» – «Необходимые умения и знания» – «Способы приобретения необходимых знаний и умений».

Если немного упростить эту цепочку, то суть профессионального стандарта состоит в описании того, какие трудовые действия должны быть выполнены, чтобы организация работала эффективно, какие необходимые для этого знания и умения нужны работнику, а также каким образом он может их приобрести.

Раздел III, содержащий описание обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в их состав, ̶ самый объемный раздел профессионального стандарта.

Базовая характеристика обобщенной трудовой функции включает в себя, в частности:

■ наименование и код обобщенной трудовой функции, а также уровень квалификации, к которому она относится;

■ возможные наименования должностей – примеры наименования должностей работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию;

■ требования к образованию и обучению – требования к уровню образования, направленности основных или дополнительных программ профессионального образования, основных программ профессионального обучения;

■ требования к опыту практической работы – характер и продолжительность такого опыта;

■ особые условия допуска к работе – требования к половозрастным характеристикам работников, выполняющих данную обобщенную трудовую функцию, наличие специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимого для выполнения работы, а также ссылки на документы, содержащие эти требования;

■ дополнительные характеристики обобщенных трудовых функций, содержащие:

а) код базовой группы и ее наименование в соответствии с ОКЗ;
б) наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС и ЕТКС;
в) код и наименование одной или нескольких специальностей/профессий, освоение которых обеспечивает выполнение обобщенной трудовой функции.

Описание трудовой функции включает:

– наименование и код трудовой функции, а также уровень квалификации, к которому она относится;
– позицию «Трудовые действия» – перечень основных трудовых действий, обеспечивающих выполнение трудовой функции;
– позицию «Необходимые умения» и «Необходимые знания» – умения и знания, обеспечивающие выполнение всех трудовых действий;
– позицию «Другие характеристики», в которой указывается наличие факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника, а также другие значимые по решению разработчика характеристики трудовой функции, например, специфика средств труда или предметов труда, конкретизация ответственности.

Если сравнивать проекты профессиональных стандартов, разработанных для отрасли культуры в 2013 г., с разделом «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, то по своей сути профессиональный стандарт всего лишь более детализированно описывает имеющиеся в ЕКС требования к лицам, выполняющим те или иные обязанности.

Профессиональный стандарт более детализированно, чем в ЕКС, писывает требования к лицам, выполняющим те или иные обязанности.

Кто и в каких целях должен применять профессиональный стандарт?

В соответствии с Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, профессиональные стандарты должны применяться:

■ работодателями – при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

■ образовательными организациями профессионального образования – при разработке профессиональных образовательных программ;

■ организациями-разработчиками федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования – при разработке таких стандартов.

Говоря о применении профессионального стандарта, в первую очередь необходимо отметить, что требования, заложенные в нем, являются минимальными для указанного в его названии вида профессиональной деятельности. Это не случайно. Организации сферы культуры, искусства и туризма сильно различаются как по объему оказываемых услуг, так и по социально-экономическим условиям, в которых они работают. Логично, что к хранителям музейных ценностей в Государственном Эрмитаже или в тематическом музее поселка городского типа, к хормейстерам и балетмейстерам в Государственном Большом театре и сельском клубе предъявляются разные требования.

План-график внедрения профессионального стандарта 2016 >>

Невозможно, да и нецелесообразно устанавливать завышенные требования для всех организаций, производящих одинаковые культурные блага.

Опираясь на утвержденный профессиональный стандарт, работодатель вправе самостоятельно устанавливать дополнительные требования к работнику, при этом обеспечив выполнение нужной работодателю трудовой функции на более высоком качественном уровне (через повышение оплаты труда, применение дополнительных мер материального и морального стимулирования и т. д.).

Рассмотрим возможные варианты применения профессиональных стандартов, которые, на наш взгляд, будут наиболее востребованы после их утверждения.

Опираясь на утвержденный профстандарт, работодатель вправе самостоятельно устанавливать дополнительные требования к работнику, предварительно сделав возможным выполнение трудовой функции на более высоком качественном уровне.

Профстандарт: инструкция по эксплуатации

Разработка должностных инструкций. Вероятно, это наиболее сложный и трудоемкий пример применения профессиональных стандартов, так как не всегда возможно однозначно поручить одному работнику выполнение одной обобщенной трудовой функции. На практике достаточно распространены следующие три варианта:

■ из-за большого объема работ одну обобщенную трудовую функцию выполняют несколько работников. Так, руководитель распределяет свои полномочия между заместителями, а в крупных театральных и концертных организациях хормейстеры и балетмейстеры отвечают за качество подготовки конкретных спектаклей и концертных программ;

■ один работник выполняет несколько обобщенных трудовых функций одного вида деятельности. Это характерно для организаций с небольшой численностью работников, но также применяется, если разделение обобщенных трудовых функций между разными работниками нецелесообразно;

■ один работник совмещает несколько видов деятельности. Такая ситуация наиболее распространена в творческих коллективах, где совмещаются обязанности руководителя и художественного руководителя. Вместе с тем ряд организаций культуры совмещают деятельность по созданию культурных благ с иной, например, научно-исследовательской и научно-методической, деятельностью (музеи, библиотеки, центры народного творчества). В силу этого работники этих организаций реализуют обобщенные трудовые функции, характерные для различных видов деятельности.

При реализации обобщенной трудовой функции несколькими работниками работодатель может распределить между ними выполняемые трудовые действия или детализировать для каждого объект их приложения. В этом случае требования к образованию и опыту работы просто переносятся в должностные инструкции из соответствующего раздела профессионального стандарта.

В случае если один работник выполняет нескольких обобщенных трудовых функций, в т. ч. характерных для разных видов деятельности, работодателю необходимо самостоятельно определить, какие именно трудовые действия и в каком объеме необходимо возложить на работника чтобы, с одной стороны, организация работала эффективно, а с другой, были соблюдены его трудовые права. При этом обобщенные трудовые функции могут использоваться как из одного, так и из нескольких профессиональных стандартов. Требования к образованию и опыту работы в должностных инструкциях целесообразно указывать в соответствии с наиболее высоким уровнем квалификации, указанной в профессиональном стандарте, хотя жестких требований, по крайней мере на данный момент, не существует.

Приказ о создании рабочей группы по внедрению профстандартов >>

Отказ в заключении трудового договора. Положениями ст. 65 ТК РФ установлено, что при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, должно предъявить работодателю установленный перечень документов, среди которых выделен документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний. Профессиональные стандарты также содержат сведения о наличии необходимых документов. Соответственно, отказ работодателя в заключении трудового договора в связи с отсутствием у работника документов, указанных в профессиональном стандарте, будет обоснованным и соответствовать трудовому законодательству.

Оценка квалификации и аттестация работников. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть прекращен с работником из-за «несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации». Поскольку профессиональный стандарт содержит описание необходимых знаний и умений, он может служить основой для проверки теоретической и практической подготовленности работника: может ли он занимать определенную должность или выполнять определенную работу?

Профстандарт может служить основой для проверки того, может ли работник выполнять определенную работу и занимать соответствующую должность.

Определение размера оплаты труда. Для упрощения тарификации работ, присвоения тарифных разрядов работникам и установления систем оплаты труда в системе профессиональных стандартов предусмотрены уровни квалификации, утвержденные приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н. Всего предусмотрено девять уровней, которые определяют требования к умениям, знаниям, уровню квалификации в зависимости от объема полномочий и ответственности работника. 

Уровни квалификации

Объем полномочий и ответственности

1 уровень

■ Деятельность под руководством;

■ индивидуальная ответственность

2 уровень

■ деятельность под руководством с элементами самостоятельности при выполнении знакомых заданий;

■ индивидуальная ответственность

3 уровень

■ деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении типовых практических задач;

■ планирование собственной деятельности исходя из поставленной руководителем задачи;

■ индивидуальная ответственность

4 уровень

■ деятельность под руководством с проявлением самостоятельности при решении практических задач, требующих анализа ситуации и ее изменений;

■ планирование собственной деятельности и/или деятельности группы работников исходя из поставленных задач;

■ ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников

5 уровень

■ самостоятельная деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений;

■ участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделения;

■ ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделения

6 уровень

■ самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели;

■ обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений;

■ ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации

7 уровень

■ определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в т. ч. инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений;

■ ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений

8 уровень

■ определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в т. ч. инновационной) с принятием решения на уровне крупных организаций;

■ ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли

9 уровень

■ определение стратегии, управление большими техническими системами, социальными и экономическими процессами;

■ значительный вклад в определенную область деятельности; ответственность за результаты деятельности на национальном или международном уровнях

Если порядок оплаты труда в организации не установлен учредителем, работодатель получает инструмент определения сложности выполняемых работ для самостоятельного определения размера оплаты труда в рамках имеющихся у него ресурсов. 

Условно говоря, работая в одной организации, руководитель подразделения и режиссер игрового кино, находящиеся на 6-м уровне квалификации, должны получать за свой труд одинаковую оплату, а аниматор, организующий досуг туристов (5-й квалификационный уровень), должен получать меньше.

>Протокол заседания рабочей группы по внедрению профстандартов о переименовании должности >>

Оценка перспектив рынка труда. Здесь в первую очередь необходимо отметить неслучайность упоминания учета требований профессиональных стандартов при разработке образовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. Минимальные знания и умения работника по выбранному им виду деятельности всегда соответствуют требованиям образовательных программ и образовательных стандартов, действующих в период прохождения им обучения. В будущем выпускник будет обладать знаниями и умениями, заложенными в профессиональном стандарте. Изучив этот стандарт, руководитель сможет оценить, специалисты с какими характеристиками придут на рынок труда. Поэтому крайне важно, чтобы работодатели не только изучали, но и активно влияли на содержание профессионального стандарта.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль