Школьная библиотека

42
Деятельность школьной библиотеки предполагает оказание различных услуг, каждая из которых имеет свою специфику и является результатом определенного технологического процесса

С целью регламентации деятельности данного учреждения, использования фонда и  порядка обслуживания читателей разрабатываются специальные Правила

Во все времена своего существования школьная библиотека занимала одно из главных мест в процессе формирования общей культуры детей и юношества. Несмотря на те непростые условия, сложившиеся сегодня в России, данное учреждение по-прежнему является самым доступным источником информации для школьников. При этом неоспоримой является и его роль как очага культуры.

Особенности деятельности школьной библиотеки

Деятельность школьной библиотеки не скована рамками общеобразовательной программы, поэтому и возможности ее являются неограниченными.

Основные цели учреждения заключаются в следующем:

  1. Реализации информационного обеспечения образовательного процесса.
  2. Формировании нравственно здоровой и духовно  богатой  личности.
  3. Организации информационной подготовки учащихся.
  4. Воспитании и закреплении у школьников потребности привычки к чтению, учебе, пользованию библиотекой и другие.

Форма отражения итогов движения фонда библиотеки за год

Форма отражения итогов движения фонда библиотеки за год
посмотреть/скачать>>

В процессе достижения поставленных целей школьные библиотеки должны решить целый перечень задач, среди которых особое место занимают:

  • формирование библиотечного фонда;
  • организация пропаганды литературы и чтения;
  • координация деятельности с социальными партнерами, включая детские библиотеки;
  • взаимодействие с педколлективом образовательного учреждения по вопросам формирования информационной грамотности и культуры, а также многие другие.

Главной отличительной чертой данного учреждения культуры является его функционирование как важной социальной системы в рамках другой, не менее важной, системы. Поэтому можно смело заявить, что именно школьная библиотека обеспечивает выполнение 80 процентов потребностей образовательной организации.

Задача современной  школы заключается в создании условий, которые дают возможность школьнику максимально раскрыть свой творческий потенциал. Поскольку библиотека выполняет роль одного из элементов образовательной среды, она может способствовать активизации этого потенциала.

Без хорошей библиотеки школа не сможет на все сто процентов выполнять свои образовательные и воспитательные функции.

Ведь это учреждение не только предоставляет информацию, необходимую для успешного существования в современном обществе, но и прививает школьникам потребность в постоянном самообразовании.

При тесном сотрудничестве педагогов с библиотекарями можно значительно повысить уровень грамотности учащихся, развить их читательские навыки, выработать умения пользования ИКТ.

Если говорить о взаимодействии библиотечных работников с учащимися, то в его основе лежат принципы педагогики-сотрудничества. И роль активной стороны отводится именно библиотеке, которая использует в своей деятельности как традиционные, так и инновационные методы личностного и читательского развития.

Читайте бесплатно в системе «Культура»

Специфика обслуживания посетителей школьной библиотеки

Как правило, содержание библиотечных услуг всегда имеет свою специфику и материальную базу предоставления. В первую очередь это объясняется различием запросов читателей. Каждая из оказываемых услуг является результатом технологического процесса, который состоит из нескольких этапов, элементов или операций.

В качестве примера можно привести порядок представления документа, который находится в подсобном фонде библиотеки, для работы в читальном зале.

В процессе оказания данной услуги библиотекарь должен осуществить такие действия:

  • принять устную заявку от посетителя;
  • подобрать необходимый документ в подсобном фонде и передать его в читальный зал;
  • выдать его пользователю, подавшему заявку;
  • по завершению работы с документом принять его от читателя;
  • оформить временное хранение;
  • передать в фонд и организовать его расстановку в специально отведенном месте.

Если же книга или другой документ выдается на абонемент, то такая процедура  имеет совсем другую специфику. В данном случае библиотекарь должен следить за сроком, который дается читателю для пользования литературой. По необходимости продлевать этот срок.

Принимать документы взамен испорченных или утерянных, а также записывать в библиотеку новых посетителей.

Стоит заметить, что при оказании различных библиотечных услуг возможно выполнение и одинаковых операций. Проведение любого мероприятия, будь то библиотечный урок, тематическая выставка или вечер отдыха, сопровождается выполнением общих процедур. 

В данном случае библиотекарю необходимо:

  • определить целевую аудиторию (группу учащихся, класс, коллектив учителей);
  • составить план мероприятия;
  • определить место и время его проведения;
  • разработать сценарий;
  • отобрать необходимые документы;
  • подготовить текст;
  • оформить помещение и прочее.

Несмотря на то, что сегодня огромное внимание уделяется информатизации, множество школьных библиотек остаются вне данного процесса. Дефицит бюджета не позволяет обеспечить их компьютеризацию. Поэтому учет технологических процессов чаще всего осуществляется вручную, с использованием учетно-технологической документации.

Перечень учетных документов включает:

  1. Листки читательских требований.
  2. Читательские и книжные формуляры.
  3. Картотеки регистрации посетителей.
  4. Тетрадь учета выполненных справок и другие.

Какие формы работы школьной библиотеки с читателями

Важную роль в достижении поставленных целей играет  использование различных форм работы со школьниками. В настоящее время классические формы работы с книгой отходят на второй план.  Живой интерес  у читателей вызывают интерактивные игры, виртуальные путешествия, брейн-ринги, дискуссии и другие.

Все мероприятия, которые проводятся сотрудниками школьной библиотеки, можно объединить в три группы. При этом учитываются такие показатели, как сложность проведения, охват читателей, затраченное на подготовку время.

Первая группа включает в себя мероприятия, подготовка и проведение которых не требует больших временных затрат, например, беседы, обзоры у выставки, чтение вслух, викторины.

Ко второй относятся мероприятия, требующие достаточно времени для подготовки. Это могут быть различные конкурсы, литературные игры, устные журналы и другие.

И к третьей группе принадлежать те, которые требуют не только тщательной подготовки, но и индивидуальной работы с учащимися. В их число входят КВН, конференции, встречи с интересными людьми, концерты, литературные гостиные и так далее.

Требования к проведению мероприятий в школьной библиотеке

Организация, подготовка и проведение библиотечных мероприятий должны осуществляться в соответствии с определенными требованиями:

  • быть рассчитанными на широкий круг школьников;
  • не перегружаться материалом;
  • не затягиваться по времени;
  • соответствовать уровню знаний и развития школьников, то есть не быть слишком простым или слишком сложным;
  • иметь перспективу развития;
  • создавать настроение и вызывать переживания, способствующие формированию определенных установок;
  • вызывать интерес учащихся;
  • включать активные формы работы, которые способствуют развитию интеллектуальных и творческих способностей;
  • соответствовать возрастным психологическим особенностям;
  • иметь тесную взаимосвязь с задачами, касающимися приобщения школьников к чтению.

Любое мероприятие должно проводиться в соответствии с планом, что позволит обеспечить его высокую эффективность. В плане должны отражаться все этапы и направления деятельности.

Как правило, он включает в себя следующие разделы:

  • организация: создание сценария, определение целевой аудитории, встречи с педагогами, подготовка информации о проведении мероприятия;
  • подготовка: обзор документов, подготовка необходимого реквизита, индивидуальная работа с учащимися;
  • проведение мероприятия;
  • заключение: обсуждение проведенного мероприятия с учителями и школьниками, составление отчетов, изготовление фотоальбомов и прочее.

Какие правила пользования школьной библиотекой

В каждой библиотеке, в том числе и школьной, должны быть разработаны Правила пользования. Их основным предназначением является регламентация порядка обслуживания посетителей, доступа к книжному фонду, прав, обязанностей и ответственности как библиотекарей, так и читателей.

Занимаясь   разработкой Правил, с самого начала необходимо определить, из каких разделов они будут состоять.  Лишь после этого можно наполнять эти разделы необходимой информацией.

Структура Правил может включать в себя следующие элементы:

  • общие положения;
  • порядок записи читателей в библиотеку;
  • организация обслуживания пользователей библиотеки;
  • права и обязанности посетителей;
  • права и обязанности сотрудников;
  • ответственность за невыполнение Правил.

Первый раздел может содержать данные, касающиеся режима работы  школьной библиотеки, и перечень оказываемых услуг. Во втором стоит перечислить все документы, которые необходимы для записи. Сюда же можно включить условия выдачи читательского билета и прочее.

Раздел «Организация обслуживания» является самым важным. Его содержание включает в себя информацию о количестве выдаваемых изданий и сроках их возврата. Здесь также описываются условия предоставления тех или иных услуг.

Следующий раздел может быть разбит на несколько подразделов, с указанием прав пользователей и их обязанностей. В одном из подразделов стоит разместить информацию о том, что делать запрещается.

Что касается прав и обязанностей библиотечных работников, то они также находят свое подробное описание в следующем разделе. Очень важно в Правилах перечислить все виды нарушений, а также санкции, применяемые к тем, кто их допускает.

Все пункты данного документа должны отвечать определенным требованиям:

  • быть конкретными, иметь однозначное толкование;
  • не быть перегруженными информацией;
  • не дублировать пункты Положения о библиотеке и  так далее.

Разработанные Правила утверждаются руководителем учреждения  и выполняют роль нормативно-правового документа, который обязаны соблюдать как посетители, так и сотрудники.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×