Концепция дополнительного образования детей до 2020 года

274
На сегодняшний день дополнительное образование детей является той сферой, которая обеспечивает наиболее высокий уровень инновационной активности. Поэтому ее можно рассматривать в качестве одной из приоритетных сфер инновационного развития государства в целом

Об особенностях дополнительного образования детей

В основе дополнительного образования лежит добровольный выбор ребенка, сочетающийся с его наклонностями или интересами.

Если сравнить ДОД с институтами основного образования, то можно отметить целый ряд преимуществ, среди которых стоит выделить следующие:

  • большое разнообразие видов деятельности, позволяющее выбрать именно то направление, которое соответствует интересам или способностям ребенка;
  • свободный выбор образовательной программы, а также режима ее освоения;
  • мобильность программ обучения;
  • проявление тесной взаимосвязи с профессиональной и социальной практикой и другие.

В ходе получения дополнительного образования ребенок получает возможность приобрести как практический, так и социальный опыт.

Стоит заметить, что данное направление деятельности в первую очередь сориентировано на удовлетворение индивидуально-групповых потребностей, которые по объективным причинам не всегда учитываются  при обеспечении общего образования. Именно в этой особенности заключается наиболее важный культурно-образовательный смысл ДОД.

Читайте бесплатно в системе «Культура»

О функциях дополнительного образования детей

Не секрет, что дополнительное образование детей позволяет значительно расширить и дополнить те результаты, которые достигаются учащимися в процессе основного образования. Оно позволяет подрастающему поколению развивать свои способности и возможности, повышая этим его конкурентоспособность.

Развитие человеческого капитала  является одной из главных функций, выполняемых ДОД, что осуществляется в ходе выявления юных талантов в самых разных областях и развития их способностей и мотивации.

Именно эта сфера деятельности выступает в качестве огромного ресурса, способствующего формированию жизненных компетенций. Она является той моделью образования, которая признана на сегодняшний день оптимальной для развития человеческого капитала.

Также к функциям ДОД относятся:

  • удовлетворение различных вариантов и изменений  потребностей ребенка или семьи в целом;
  • обеспечение потребностей местного сообщества, воспроизводство и развитие социально-культурного потенциала той или иной территории;
  • создание условий для успешного развития каждого ребенка, независимо от его места жительства и социально-экономического статуса семьи.

Сегодня интересы и потребности семей и детей, касающиеся получения образования, являются разнообразными и динамичными, расширяющимися изо дня в день. Современная система образования не может на все сто процентов удовлетворить эти потребности, поскольку не обладает необходимой гибкостью и потенциалом. Дополнительное образование, в отличие от общего, способно удовлетворить разные варианты потребностей.

К факторам, которые имеют непосредственное влияние на содержание и формы ДОД, относятся особенности территорий, а также народные и местные традиции. Дополнительное образование в свою очередь способствует сохранению целостности местных сообществ и передаче исторически сложившихся культурных традиций.

Реализуясь в разновозрастных сообществах, оно обеспечивает солидарность между разными поколениями, а также воспроизводит нормы общественной жизни. Кроме этого, ДОД дополняет основы знаний, касающихся выбора профессии, позволяя учащимся расширить их и освоить в качестве инструмента для дальнейшей практической деятельности.

Оно дает возможность выбрать сферы интересов или деятельности, являющиеся по настоящему важными для ребенка. Ведь в их рамках ученики значительно расширяют свои представления о мире и о том месте, которое они смогут в нем занять.

Дополнительно образование имеет деятельностный характер, поскольку обеспечивает практическую деятельность учащихся: сначала – на уровне их увлечений и возможностей, в будущем – на профессиональном уровне.

ДОД обеспечивает оптимальные условия для многих из тех детей, которые не получают необходимого объема знаний от основного образования. Оно создает дополнительные возможности  для их социальных и образовательных достижений.

Также дополнительное образование может выступать в качестве эффективного инструмента социального контроля, решая при этом целый ряд достаточно важных задач, направленных на обеспечение  позитивной социализации, профилактики девиантного поведения и так далее.

Как правило, это происходит за счет качественной организации свободного времени школьников, а также канализации их энергии и конкретных интересов.

На сегодняшний день дополнительное образование детей компенсирует недостатки общего школьного образования, дополняет его теми элементами, которые недополучают школьники. Выступая в качестве инновационной площадки для отработки различных моделей и технологий образования, оно открывает большие возможности для развития образования в целом.

Вместе с тем, сферу ДОД уже сегодня можно назвать альтернативной моделью образования, которая в недалеком будущем сможет заменить традиционную. Поэтому подход к развитию данной сферы должен решать как тактические, так и стратегические задачи формирования инновационной модели образования будущего времени.

Как известно, дополнительное образование направлено на работу с образовательными задачами индивидуального характера и имеет дело с разнообразными сферами интересов. Поэтому оно должно организовываться как пространство для осуществления школьниками тех источников, которые помогут им сформировать  определенные знания и развить способности. Стоит заметить, что такие источники могут не только быть созданы в данном пространстве, но и привлекаться извне.

О Концепции развития дополнительного образования детей

В 2014 году Министерством образования и науки РФ была разработана Концепция развития дополнительного образования детей, определяющая основные  цели и задачи этого направления, его проблемы и механизмы развития.  Ее реализация будет осуществляться поэтапно:

  • первый этап – с 2014 года по 2017 год, включает разработку плана мероприятий и создание механизмов, которые обеспечат реализацию Концепции на всех уровнях;
  • второй этап – с 2018 года по 2020 год, заключается в реализации запланированных мероприятий и региональных программ. В это же время будет обеспечено распространение результатов пилотных проектов. На данном этапе планируется провести модернизацию инфраструктуры дополнительного образования детей.

Концепция также устанавливает и основные принципы государственной политики по отношению к развитию ДОД, среди которых стоит выделить следующие:

  • принцип социальной гарантии государства на обеспечение качественного и безопасного дополнительного образования;
  • принцип общественно-государственного партнерства и другие.

В качестве базового элемента системы ДОД выступает образовательная программа.

Для того чтобы обеспечить доступность данной сферы деятельности, в Концепции выдвинуты предложения, касающиеся формирования системы государственных требований к доступности необходимых услуг. Здесь же предлагается создать открытые сервисы информационного сопровождения участников дополнительного образования. При этом необходимо предусмотреть поддержку индивидуального выбора той или иной программы.

Концепция ДО рассчитана на то, что уже к концу 2020 года дополнительным образованием будет охвачено более 75 процентов населения России в возрасте от 5 до 18 лет. И добиться таких результатов можно посредством реализации запланированных мероприятий, а также, благодаря постоянно растущему интересу подрастающего поколения  к саморазвитию и познанию нового.

Главными целями  данного документа являются:

  1. развитие интеллектуального и творческого потенциала потребителей;
  2. обеспечение прав детей на личностное определение,  саморазвитие и самореализацию;
  3. расширение возможностей для удовлетворения потребностей как самого ребенка, так и его семьи в обучении.

В ходе реализации поставленных целей необходимо решить важные задачи, изложенные в Концепции ДО. К ним относятся:

  1. улучшение уровня индивидуального образования;
  2. создание среды, способствующей мотивации ребенка к обучению;
  3. разработка оценочных механизмов, которые смогут обеспечить рост самооценки учащихся;
  4. обновление образовательной программы до такого уровня, который отвечает потребностям современного общества и другие.

Кроме всего прочего, при реализации Концепции развития дополнительного образования предполагается решение вопроса, касающегося формирования самой продуктивной межведомственной системы управления образовательными программами.

В документе содержаться и механизмы, с помощью которых можно будет достичь желаемых результатов.  Прежде всего необходимо принять меры  по созданию положительного имиджа дополнительного образования в средствах массовой информации. Также стоит обеспечить оптимальные условия для кооперации между различными организациями.

Не менее важную роль в данном случае играет и сотрудничество государства, общества и бизнес структур в вопросах, касающихся обеспечения высокого качества образования. Помимо этого, в качестве механизмов выступает:

  • формирование конкурентной среды, способствующей актуализации и повышению уровня качества образовательных программ;
  • создание специальных ведомств, которые опираясь на объективные оценки качества, смогут обеспечить контроль за системой ДОД;
  • обеспечение поддержки и реализации специализированных образовательных программ, предназначенных для обучения детей, требующих особого подхода со стороны государства и общества в целом и так далее.

Курс повышения квалификации для менеджеров культуры:
«Профессиональные стандарты в сфере культуры», 30 часов
«Авторское право в сфере культуры», 30 часов

Получить скидку 15%

Какие гарантии обеспечивает реализация программы дополнительного образования

В настоящее время дополнительное образование является одной из важных составляющих современного общества. Концепция ДО направлена на создание оптимальных условий для развития каждого ребенка, независимо от того, где он проживает и каким является социальный статус его семьи.

Она позволит компенсировать недостатки современной системы образования и предоставит новые возможности для социальных достижений учащихся. В результате ее реализации общество получает гарантии получения достойного образования всем детям, включая учеников с ограниченными возможностями или находящихся в трудном положении.

Это еще раз подтверждает, что инновации в образовании смогут привести к обеспечению высококачественных изменений, касающихся формирования жизненных приоритетов и мировоззрения подрастающего поколения.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Как реагировать, если вас оскорбляют вас в соцсетях?

  • Никак, это бесполезно 18.18%
  • Попытаться объясниться, выяснить причины 27.27%
  • Требовать снять пост 54.55%
результаты

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль