К эффективности через нормирование труда

196
О том, какое значение имеет нормирование труда работников государственных и муниципальных учреждений для совершенствования системы оплаты труда и повышения эффективности деятельности учреждения, рассказывает эксперт электронной системы «Культура»

Министерством культуры Российской Федерации утверждены Типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа (приказ от  30.12.2014 № 2478 (далее — Приказ № 2478)), и на работы, выполняемые в библиотеках (приказ от  30.12.2014 № 2477 (далее — Приказ № 2477)).

Как указано в вводной части к Типовым отраслевым нормам1, данные нормы предназначены для формирования обоснованных оптимальных показателей трудоемкости выполнения работ в государственных (муниципальных)учреждениях, определения штатной численности работников, выдачи нормированных заданий и соотношений между плановыми и договорными работами.

Рассмотрим значение работ по нормированию для совершенствования систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, а также для повышения эффективности их деятельности.

Основы нормирования

Основы нормирования труда установлены главой 22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Под нормой труда принято понимать меру затрат труда на выполнение заданного объема работ и предоставление услуг в определенных организационно-технических условиях2.

В соответствии со ст. 160 ТК РФ к нормам труда относятся нормы выработки, нормы времени (затраты рабочего времени на выполнение единицы работы (функции) или оказание услуги одним или группой работников соответствующей квалификации), нормативы численности (установленная численность работников определенного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ), нормы обслуживания (количество объектов (рабочих мест, оборудования, площадей и т. п.), которые работник или группа работников соответствующей квалификации обязаны обслужить в течение единицы рабочего времени), и другие нормы.

Нормы труда могут определяться на отдельный вид работ, взаимосвязанную группу работ (укрупненная норма труда) и законченный комплекс работ (комплексная норма труда) либо служить для установления нормированного задания (установленного объема работ, который работник или группа работников выполняет за рабочую смену или в иную единицу рабочего времени).

Для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда.

При этом типовые нормы труда разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (см. Правила разработки и утверждения типовых норм труда, утвержденные постановлением Правительства РФ от  11.11.2002 № 804) (ст. 161 ТК РФ).

Однако на сегодняшний день таких типовых норм, которые распространялись бы на учреждения культуры, не так много, и в их числе упомянутые выше типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа, и на работы, выполняемые в библиотеках, утвержденные приказами № 2477, 2478.

Кстати, данные приказы устанавливают и нормы численности (см., например, п. 2 раздела II Типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в зоопарках (Приложение № 1 к Приказу 2478)), и нормы выработки (см., например, п. 4.2 раздела II Типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в фильмофондах (Приложение № 2 к Приказу № 2478)), и нормы времени (см., например, п. 4 раздела II Типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в музеях и других организациях музейного типа (Приложение № 3 к Приказу 2478), и т. п.

Нормы труда являются постоянными, то есть устанавливаются на неопределенный срок.

Для справки отметим, что по общему правилу нормы труда являются постоянными, то есть устанавливаются на неопределенный срок. В то же время для стабильных по  организационно-техническим условиям выполнения технологических (трудовых) процессов могут применяться временные (устанавливаемые на период освоения тех или иных работ при отсутствии утвержденных нормативных материалов для нормирования труда) и разовые (определяемые работодателем на отдельные работы, носящие единичный характер (внеплановые, аварийные)) нормы труда.

Временные нормы труда рекомендуется устанавливать на срок не более 3 месяцев.

По причине наличия пробелов в нормировании труда работников государственных и муниципальных учреждений на федеральном уровне принимаются предусмотренные Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от  26.11.2012 №  2190-р (далее — Программа), меры про интенсификации деятельности в области разработки типовых норм труда.

В частности, Минтрудом России утверждены:

Методические рекомендации для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда (приказ Минтруда России от  31.05.2013 № 235);План по разработке в 2014 году типовых отраслевых (межотраслевых) норм труда (приказ Минтруда России от  30.09.2013 № 509) (например, согласно упомянутому Плану в IV квартале 2014 года предполагалось разработать Межотраслевые типовые нормы труда на работы по кадровому делопроизводству и управлению персоналом в государственных и муниципальных учреждениях);различные формы мониторинга (например, Примерный план разработки типовых норм труда (необходимо обеспечить максимальный охват нормированием труда отдельных категорий работников в 2013 году, в дальнейшем — актуализацию норм), направленный письмом Министерства труда и социальной защиты РФ от  01.07.2013. № 14–1/10/1–2920 «В федеральные органы исполнительной власти по форме мониторинга реализации Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы»);другое.

Работодатель может в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда самостоятельно принимать локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда.

Следует обратить внимание, что исходя из положений ст. 159, 162 ТК РФ работодатель может в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда самостоятельно решать вопросы нормирования труда путем принятия локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда. Такие локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ.

В целях оказания методической помощи государственным и муниципальным учреждениям при разработке (определении) систем нормирования труда с учетом организационно-технических условий выполнения технологических (трудовых) процессов в учреждениях (используемое оборудование и материалы, технологии и методики выполнения работ, другие организационно-технические факторы, которые могут существенно повлиять на величину нормы труда), а также в соответствии с п. 10 Приложения № 2 к Программе приказом Минтруда России от  30.09.2013 № 504 утверждены Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях.

Следует также помнить, что о введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца (ч. 2 ст. 162 ТК РФ).

Читайте бесплатно в системе «Культура»

Нормирование в механизме совершенствования системы оплаты труда

Вопросам нормирования труда большое внимание уделяется в нормативных правовых актах, направленных на совершенствование систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях.

В частности, принятая во исполнение подпункта «е» п. 1 Указа Президента Российской Федерации от  07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и упоминавшаяся выше Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы предусматривает следующее.

Как установлено разделом IV Программы, совершенствование установления окладов (должностных окладов), тарифных ставок будет осуществляться исходя из более полного учета при оплате труда сложности труда работников на основе актуализации, в том числе типовых норм труда, устанавливаемых федеральными органами исполнительной власти, а также норм труда, устанавливаемых локальными нормативными актами.

Кроме того, с применением систем нормирования труда с учетом необходимости качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) следует также проводить формирование штатной численности учреждений.

В этой связи согласно положениям Программы предполагается:

актуализация (разработка) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и  нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, типовых норм труда в установленном порядке, а также оказание методической помощи учреждениям по их применению;утверждение правовыми актами федеральных органов исполнительной власти типовых нормы труда (в случае их отсутствия), изменений, которые вносятся в типовые нормы труда, а также методических рекомендаций для федеральных органов исполнительной власти по разработке типовых отраслевых норм труда и методических рекомендации по разработке систем нормирования труда в учреждениях;утверждение локальными нормативными актами с учетом мнения представительного органа работников систем нормирования труда на уровне учреждений.

В соответствии с Программой разработка типовых норм труда должна предусматриваться в планах мероприятий (дорожных картах) по развитию отраслей социальной сферы в качестве одного из мероприятий по совершенствованию систем оплаты труда и достижению целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников в соответствии с майскими указами Президента РФ.

Разработка типовых норм труда должна предусматриваться в дорожных картах в качестве одного из мероприятий по совершенствованию систем оплаты труда и достижению целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников

Как установлено ч. 4 ст. 144 ТК РФ, системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются в том числе с учетом рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 ТК РФ).

Так, согласно п. 7 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год»3 при установлении и изменении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений учитываются в том числе системы нормирования труда, определяемые работодателем (государственным и муниципальным учреждением) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и (или) устанавливаемые коллективным договором на основе типовых норм труда для однородных работ (межотраслевых, отраслевых и иных норм труда, включая нормы времени, нормы выработки, нормативы численности, типовые (рекомендуемые) штатные нормативы, нормы обслуживания и другие типовые нормы, утверждаемые в порядке, установленном законодательством РФ) (подп. «л»).

При этом пересмотр норм труда допускается в порядке, установленном трудовым законодательством, по мере совершенствования или внедрения новой техники, технологий и проведения организационных либо иных мероприятий, обеспечивающих рост эффективности труда.

Здесь следует принимать во внимание, что в соответствии со ст. 135 ТК РФ Единые рекомендации учитываются Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений, в том числе в сфере здравоохранения, образования, науки, культуры.

Нормирование труда — мера обеспечения эффективности деятельности учреждения

В документе «Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов», опубликованном на официальной интернет-странице Минфина России, в разделе, посвященном вопросам повышения уровня заработной платы работников бюджетной сферы, говорится о необходимости обеспечения перехода к эффективному контракту, который должен четко определять условия оплаты труда с учетом социального пакета работника в зависимости от качества и количества выполняемой им работы по всем направлениям деятельности учреждения. При этом этапы перехода к эффективному контракту будут увязаны с конкретными структурными и институциональными измененями в отраслях социальной сферы, направленными на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, науки, культуры, здравоохранения.

В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.

А уже в п. 6 «Основных направлений бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» предусматривается полное завершение перехода к полномасштабному применению в государственных (муниципальных) учреждениях принципов эффективного контракта в отношении каждого работника, исходя из необходимости повышения оплаты труда в зависимости от качества и количества выполняемой работы.

Согласно разделу IV Программы под эффективным контрактом понимается трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки. В отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.

Условия получения вознаграждения должны быть понятны работодателю и работнику и не допускать двойного толкования.

Предполагается, что основу для использования принципов эффективного контракта создаст актуализация квалификационных требований и компетенций, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), организация соответствующей профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников учреждений наряду с совершенствованием системы оплаты труда и разработкой систем оценки эффективности деятельности работников.

В дорожной карте в числе мер, обеспечивающих достижение целевых показателей (индикаторов) развития сферы культуры, упомянуто внедрение современных норм труда, направленных на повышение качества оказания государственных (муниципальных) услуг.

Как уже говорилось ранее, Программой предусматривается утверждение Правительством Российской Федерации государственных программ и планов мероприятий (дорожных карт) по развитию отраслей социальной сферы, содержащих целевые показатели (индикаторы) развития отраслей и меры, обеспечивающие их достижение.

В дорожные карты включаются в том числе мероприятия по совершенствованию систем оплаты труда работников в соответствующих сферах, обеспечивающие за счет доходов от всех направлений деятельности учреждения повышение оплаты труда работников, обусловленное достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), а также мероприятия по проведению структурных реформ в соответствующих отраслях, обеспечивающие возможности использования не менее трети необходимых ресурсов для повышения оплаты труда за счет реорганизации неэффективных организаций и программ. При этом не последнее место отводится в перечне соответствующих мероприятий нормированию труда работников.

Например, в п. 2 раздела III Плана мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры», утвержденного распоряжением Правительства РФ от  28.12.2012 №  2606-р, в числе мер, обеспечивающих достижение целевых показателей (индикаторов) развития сферы культуры, упомянуто внедрение современных норм труда, направленных на повышение качества оказания государственных (муниципальных) услуг.

К сведению  В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса РФ:
• за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени работнику выплачивается тарифная ставка (без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат);
• за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц работнику выплачивается оклад (должностной оклад) (без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат).
Вместе с тем нормативными правовыми актами создается основа для возврата к тарифным системам оплаты труда (ст. 143 ТК РФ). К сожалению, это свидетельствует о низкой оценке опыта применения систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (ст. 144 ТК РФ).
Е. В. Абидуева,
ведущий консультант министерства культуры и архивов Иркутской области

В п. 4 раздела V «Основные мероприятия, направленные на повышение эффективности и качества предоставляемых услуг в сфере культуры, связанные с переходом на эффективный контракт» дорожной карты к таким мероприятиям отнесены разработка (изменение) и утверждение типовых отраслевых норм труда работников учреждений культуры, а также методических рекомендаций по формированию штатной численности учреждений с учетом отраслевой специфики, включая:

внесение изменений в типовые нормы труда работников библиотек -до 2014 года;разработку методических рекомендаций по формированию штатной численности работников культурно-досуговых учреждений — до 2015 года;разработку типовых норм труда работников — до 2016 года;разработку методических рекомендаций по формированию штатной численности учреждений исполнительского искусства с учетом необходимости качественного оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) — до 2017 года.

Поскольку введение эффективного контракта предполагается в рамках мероприятий по совершенствованию систем оплаты труда бюджетников, большое внимание уделяется положениям трудового договора о заработной плате работников.

Во исполнение п. 15 § III Плана мероприятий (Приложение № 2 к Программе) Минтрудом России разработаны и утверждены приказом от  26.04.2013 № 167н Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта (далее — Рекомендации), согласно которым при оформлении трудовых отношений с работником учреждения рекомендуется учитывать нормы, предусмотренные локальными нормативными актами, коллективными договорами и соглашениями, определяющими в том числе систему оплаты труда работников (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат, надбавок), а также систему нормирования труда (п. 3 Рекомендаций).

Деятельность по нормированию труда направлена на увеличение объемов и повышение качества оказываемых услуг при оптимизации штатной численности работников учреждений культуры.

На основании всего вышеизложенного можно сделать заключение, что деятельность по нормированию труда, включая подготовку приказов № 2477, 2478, наряду с иными мерами непосредственно направлена на увеличение объемов и повышение качества оказываемых государственных и муниципальных услуг при оптимизации штатной численности работников учреждений культуры. Это, в свою очередь, должно вести к совершенствованию систем оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, исходя из более полного учета сложности труда работников при оплате.

Таким образом, в рассмотренной взаимосвязи количества и качества госуслуг и оплаты труда реализуются принципы функционирования эффективного контракта.


1См., например, раздел I Приложения № 2 к Приказу № 2478 >>вернуться в текст2Cм., например, п. 1.4 Методических рекомендаций по применению нормативов штатной численности работников государственных и муниципальных учреждений культурно-досугового типа и центральных библиотек субъектов Российской Федерации, утвержденных приказом Минкультуры России от  01.09.2011 № 906. >>вернуться в текст3«Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год», утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от  24.12.2014, протокол № 11. >>вернуться в текст



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль