Кибер-кафе: как сделать библиотеку привлекательной для подростков

592
Можно ли совместить возможности библиотеки и информационные, культурные и досуговые потребности юных жителей моногородов? Рассмотрим пример создания компьютерного центра для образования и игры для подростков на базе детского отдела библиотеки.

Город Кондопога центр одного из муниципальных районов Республики Карелия расположен в 46 км от Петрозаводска. Это малый город (население — 31, 7 тыс. чел.) и, как это часто бывает, моногород. Градообразующее предприятие, Кондопожский целлюлозно-бумажный комбинат, в данный момент испытывает серьезные финансовые затруднения.

В такой ситуации найти учреждение или клуб, где подростки, если не с пользой, то хотя бы с удовольствием, могли бы проводить свой досуг весьма проблематично.

Коллектив библиотеки еще несколько лет назад поставил перед собой цель — изменить облик и функционал библиотеки так, чтобы она стала привлекательной и необходимой людям, а особенно — подросткам. База для этого есть в любой библиотеке — это библиотечные и информационные ресурсы, грамотный персонал и высокая доля посетителей библиотеки среди жителей города (в нашем случае — 30-50%).

Движение к намеченной цели было начато с изучения опыта, в т. ч. зарубежного, его привязке к местной конъюнктуре.

Проект «Кибер-кафе для тинейджеров» был сформулирован в 2014 г. Он предполагал превращение библиотеки в площадку, на которой дети и подростки смогут пользоваться новейшими техническими средствами, получать помощь в учебе и в самообразовании, осваивать новые формы досуга (преимущественно интеллектуального), свободно общаться со сверстниками как в реальном, так и в виртуальном пространстве.

Главной идеей проекта было то, что дети, живущие в провинции, в семьях с низким уровнем дохода, не должны быть обделены техническими достижениями и оказываться за бортом прогресса.

В 2014 г. авторы проекта оформили заявку и подали ее на участие в первом Всероссийском конкурсе проектов «Культурная мозаика малых городов и сел» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Проект стал победителем в номинации «Культпоход».

Грант, полученный от Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко, помог преобразовать детскую библиотеку. Рассмотрим, как это было сделано и какие результаты были получены.

Описание проекта

К сожалению, в силу ряда причин уровень культуры подростков, особенно в провинции, оставляет желать лучшего. Но именно в подростковый период важно, чтобы молодой человек сформировал здоровые представления о жизни, успехе, ценностях, а для этого в его окружении должно быть как можно больше положительных примеров.

Целевой аудиторией проекта являются подростки 11-15 лет, но жестких ограничений не было: команда проекта решила, что все желающие должны иметь возможность принять в нем участие.

Для того чтобы библиотека была привлекательной площадкой для подростков, ей необходимы:

  • обособленная территория с привлекательным молодежным дизайном;
  • спокойная обстановка, стимулирующая посетителей к самосовершенствованию и совместному творчеству;
  • ненавязчивое присутствие помощников, к которым можно всегда обратиться за советом.

Перед проектом были поставлены (и указаны в проектной заявке) следующие задачи:

  1. создание свободной и безопасной среды для неформального развития личности;
  2. организация различных пространств для подростков;
  3. внедрение новых информационных технологий в работу с подростками;
  4. привлечение подростков в библиотеку.

« Кибер-кафе» — это обособленная территория, с современным дизайном, наполненная современным оборудованием и новейшим контентом.

Итак, «Кибер-кафе» — это обособленная территория, с современным дизайном, наполненная современным оборудованием и новейшим контентом. Приоритетом этого проекта является использование IT-технологий.

Основная цель проекта — создание новой модели библиотечного обслуживания подростков.

Читайте бесплатно в системе «Культура»

Схема реализации проекта

Сроки реализации проекта были четко определены: с 1 июля по 30 ноября 2014 г. За этот короткий срок предстояло проделать огромную работу.

Мы выделили три основных этапа:

  1. подготовительный; 
  2. основной;
  3. итоговый.

Подготовительный этап включал в себя поиск партнеров, выполнение ремонтных работ, проведение семинара для обучения сотрудников работе в проекте, заключение договоров с поставщиками; информирование будущих участников проекта и всех заинтересованных лиц через СМИ, в т. ч. публикация анонсов и новостей на сайте и в социальных сетях; закупка и установка оборудования и мебели, привлечение специалистов (дизайнер, руководитель студии); разработка графика посещений (занятия в мультстудии, игры и творческая деятельность на компьютерах и пр.).

Основной этап предполагал непосредственную деятельность обновленного учреждения. На этом этапе в мультстудии были созданы две группы, которые различались технологией создания мультфильмов. Проводились групповые и индивидуальные занятия по использованию образовательных ресурсов, творческие мастер-классы, встречи с интересными людьми.

Итоговый этап предполагал подведение результатов работы. Были намечены направления, требующие активного продолжения, и отдельно рассмотрены те направления деятельности, идея создания которых пришла к команде проекта уже во время его реализации. В частности, речь идет о создании студии видеомонтажа.

План и факт

При подаче заявки на конкурс уже была составлена смета необходимого оборудования с определенными параметрам.

На каждом этапе команда сталкивалась с определенными трудностями. Например, работа с поставщиками потребовала ежедневных усилий, поиска альтернативных вариантов, готовности рисковать и т. п. При подаче заявки на конкурс уже была составлена смета необходимого оборудования с определенными параметрами. Параметры игровых, офисных и планшетных компьютеров были определены отдельно. Просчитана стоимость программного обеспечения и число сопутствующих товаров (ИБП, кабелей, съемных накопителей информации, оборудования для мультстудии).

При реализации проекта надо было придерживаться заявленного списка и утвержденной сметы, а цены на товары в условиях нестабильной экономики менялись, и это создавало определенные неудобства.

Отдельно стоит сказать о 3D-принтере. Естественно, ни подростки, ни работники библиотеки не имели дела с таким оборудованием. Более того, ни в одной кондопожской организации не оказалось такого устройства, так что надежда найти устройство со сходными функциями и системой управления не оправдалась. При выборе модели было проделано много работы: проведены консультации с фирмами-производителями, продавцами и техническими специалистами. Дополнительная сложность заключалась в том, что нам нужен был 3D-принтер, с которым подростки могли бы работать самостоятельно.

Такое решение было найдено — это 3D-принтер Cube. Он может печатать разные игрушки, не занимает много места, его работа не связана с неприятными побочными эффектами (звук, запах) и не требует сложной и долгой подготовки.

Освоение нового оборудования потребовало учебы и тренировки. Это заняло немало времени.

Один из мультфильмов, созданных участниками мультстудии, стал участником и лауреатом престижных фестивалей.

Сложно однозначно определить успешность того или иного этапа. Можно сказать, что наиболее интересным был второй этап — собственно, основная деятельность обновленного учреждения: наилучшим образом проявилась инициатива работников, возросла посещаемость библиотеки, на этом этапе были достигнуты основные успехи. Буквально за два месяца работы мультстудия выпустила первые мультфильмы, один из них — «Каникулы в долине Муми-троллей, или Как кондопожские ребята провели лето» — стал участником международного фестиваля «Национальный день игры» по творчеству Туве Янссон в г. Хямеенлинна (Финляндия) и лауреатом фестиваля анимационных фильмов «Нить» в Санкт-Петербурге

Воплощение

Библиотека Кондопоги теперь оснащена современными электронными ресурсами:

  • компьютеры игровые — два компьютера (для возможной парной игры), с характеристиками, поддерживающими практически любые игры.
  • компьютеры офисные предназначены для самостоятельной работы подростков, в т. ч. для дистанционного обучения, выполнения учебных работ, занятий на образовательных сайтах (мы приобрели годовые лицензии) поиска информации в Интернете;
  • многофункциональное устройство (МФУ) — для необходимой распечатки, сканирования;
  • планшетные компьютеры — для размещения полнотекстовых электронных библиотек книг и периодики, обучения пользованию современными гаджетами и работе с приложениями;
  • мягкая мебель — для создания комфорта, удобства, уединения или, напротив — для общения небольшой компанией подростков были приобретены оригинальные пуфы, диванчики на 2-3 места.

Практика показала, что 8-10 «посадочных мест» вполне достаточно.

В пространстве «Кибер-кафе» выделены три комплекса:

  1. образовательный,
  2. творческий,
  3. коммуникативный.

В библиотеке получилось создать современное пространство, где ребятам предоставлен целый комплекс услуг, основанных на использовании новых информационных технологий. У них есть свободная территория для учебы, общения и творчества с возможностями:

В области образования — для самостоятельной работы на новейшей технике, использования образовательных программ (подростки обучаются дистанционно, используют ресурсы образовательных компаний, электронные базы данных различных библиотек).

В области развития творческих способностей — новые, современные ресурсы, которыми не обладает ни одно детское учреждение в Кондопоге:

  • мультстудия, занятия в которой развивают в ребенке фантазию, литературные и иные способности. Ребята пробуют себя в качестве режиссеров, сценаристов, художников, учатся технологическому процессу подготовки мультфильмов и цифровой обработке фотографий;
  • 3D-принтер с его помощью можно конструировать и распечатывать игрушки самых разных цветов и конфигураций. Новые технологии побуждают к конструктивному развитию и занятию научно-техническим творчеством;
  •  компьютеры с новыми игровыми программами;в коммуникативной области — комфортное пространство для общения подростков между собой, а также для проведения локальных мероприятий.

Благодаря проекту библиотека нашла много друзей и спонсоров, помогающих в реализации проекта.

Благодаря проекту библиотека нашла много друзей и спонсоров, помогающих в реализации проекта. Наладили контакт с еще одной мультстудией, которая работает в художественной школе поселка Эссойла.

Ресурсная база

Материальные ресурсы: компьютеры, оборудование, мебель.

Финансовые: бюджет проекта состоит из 455 тыс. руб., полученных из средств Фонда Тимченко, и софинансирования в размере примерно 50 тыс. руб. На закупку оборудования потребовалось 352 тыс. руб., мебели — 32 тыс. руб. Также были закуплены картриджи с пластиком и собственное программное обеспечение для 3D-принтера. Это стало возможным благодаря усилиям найденных спонсоров.

Проект реализовывался в силами сотрудников библиотеки. Кроме них, в команду были включены программист, два руководителя студии, дизайнер и другие специалисты-консультанты.

В рамках софинансирования из собственных средств библиотеки были приобретены электронные и настольные игры, оформлена подписка на периодические издания для подростков и на образовательные интернет-ресурсы. А также разработан и осуществлен дизайн-проект и косметический ремонт помещений.

На деле размер софинансирования превысил показатель, заложенный в смету проекта.

Кадровые ресурсы

Проект реализовывался в основном силами сотрудников библиотеки. Кроме них, в команду были включены программист, два руководителя студии и дизайнер. Потребовалась помощь специалистов для консультаций при покупке оборудования.

Мы консультировались у специалистов Национальной библиотеки Республики Карелия по вопросам, связанным с работой новой техники, сотрудников Республиканской детско-юношеской библиотеки — по проведению мероприятий, у руководителя мультстудии пос. Эссойла Пряжинского района О. Н. Обносова (рассматривали разные варианты технологии создания мультфильмов, в итоге выбрали направление «рельефная мультипликация») и др.

Информационные. Проект широко освещался в СМИ. Местные газеты «Новая Кондопога» и «Авангард» опубликовали несколько статей о проекте, кабельное телевидение «Конкорт-1» снимало сюжеты о происходящем в библиотеке. Развитие событий, ход реализации проекта можно было проследить на сайте библиотеки http://libkond.karelia.ru, на библиотечной странице в социальной сети «ВКонтакте», на республиканских информационных сайтах, в т. ч. на официальном сайте органов государственной власти Республики Карелия http://gov.karelia.ru.

Особое внимание СМИ уделили мультстудии «РЭПКА» («Ребячий Эксклюзивно-Позитивный Коллектив Аниматоров») — это новое направление, не имеющее аналогов в детских библиотеках республики. Кроме «РЭПКИ», в Карелии есть только одна мультстудия — «Домик Света» в пос. Эссойла Пряжинского района, действующая при художественной школе. Члены двух мультстудий познакомились благодаря проекту и продолжают общение.

Состоялись экскурсии в детскую библиотеку в т. ч. для коллег — руководителей детским чтением. В корпоративных мероприятиях всегда упоминался проект детской библиотеки, раскрывался опыт работы.

Результаты проекта

Проект Кибер-кафе успешно реализован. Если количественные показатели можно рассчитать, то качественные будут по-настоящему оценены только в будущем, хотя и сейчас команда проекта готова подтвердить, что они превзошли самые смелые ожидания.

Количественные показатели.Увеличилось количество посещений подростками библиотеки: в 2014 г. средняя посещаемость составила 80 человек в день — на 40 человек больше, чем в 2013 г.

Качественные показатели. Наличие в детской библиотеке современных устройств и ресурсов для развития является важным компонентом социализации современных подростков. Подростки становятся более грамотными, думающими.

Одним из самых существенных изменений в работе библиотеки можно считать рост числа постоянных читателей из детского дома: по воскресеньям эти подростки приезжают в библиотеку на первом автобусе и проводят в ней целый день.

Ребята стали более уверенно чувствовать себя в информационном пространстве, научились использовать новые гаджеты, раскрылся их творческий потенциал.

Благодаря проекту в детской библиотеке появились волонтеры. Это взрослые, которым самим интересно продвигать новые технологии и обучать других.

Увеличилась заинтересованность учителей в библиотечных ресурсах — за сентябрь—октябрь 2014 г. в библиотеке прошли четыре методобъединения учителей по ознакомлению с новыми ресурсами.

В результате реализации проекта удалось изменить имидж, поднять качество работы библиотеки и, как следствие, авторитет в местном сообществе, показать новые, популярные среди подростков ресурсы, привлечь в библиотеку ребят, которые ранее ее не посещали. Можно сказать, что в Кондопоге создана новая модель библиотечного обслуживания подростков.

В результате реализации проекта удалось поднять качество работы библиотеки и авторитет в местном сообществе, привлечь в библиотеку ребят, которые ранее ее не посещали.

Также хочется отметить рост числа подростков, пока не пользующихся библиотечными ресурсами, но проводящих время в библиотеке, — ежедневно до 20 незарегистрированных человек сидят в фойе, на диванах и т. д. Это особенно радует, ведь к нам пошли «трудные» дети, которые ранее проводили время «на улице».

Заключение

В целом уровень библиотеки поднялся на порядок. Она приблизилась к понятию «современная», в ней стало лучше, чем дома.

Проект оказался очень своевременным для МУ «Кондопожская центральная районная библиотека» им. Б. Е. Кравченко. В 2013—2014 гг. библиотека была включена в реализацию международного проекта «Библиотеки меняются: новые формы работы для местного сообщества», происходили преобразования, затрагивающие деятельность взрослого отдела библиотеки.

Поэтому поддержка проекта « Кибер-кафе в детской библиотеке» Фондом Тимченко помогла подтянуть все известные ресурсы детского отдела, проект стал логическим продолжением работ по изменению деятельности структур всей библиотеки. Мы получили возможность провести ремонтные работы и реализовать дизайнерские идеи, оснастить отделы библиотеки новейшим оборудованием, расширить спектр услуг для населения, обучить кадры.

Проект ляжет в основу концепции развития библиотечного обслуживания населения Кондопожского муниципального района на 2015—2018 гг.

Сегодня детская библиотека в Кондопоге — современное многофункциональное учреждение, удовлетворяющее информационные, культурные и досуговые потребности подростков. Получилось то самое учреждение, о котором мечтают подростки в других городах.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×