Социокультурный проект на фоне природы: создание арт-резиденции в музее-заповеднике

243
Реализация социокультурного проекта в Воронежской области стала возможна благодаря взаимодействию сотрудников музея-заповедника Дивногорье, молодых художников, местного сообщества и поддержке фонда Елены и Геннадия Тимченко

Проект «Международная арт-резиденция „Если бы…“» был реализован в хуторе и на территории музея-заповедника «Дивногорье» Воронежской области в 2014г.

Этап подготовки занял 6 месяцев. Непосредственно арт-резиденция художников развернулась на 2 недели.

Новый туристический маршрут музея-заповедника, включивший в себя арт-объекты — результаты творчества художников, — действовал до окончания сезона в ноябре и продолжится в новом, недавно открывшемся сезоне, привлекая к себе все больше туристов, в сфере интересов которых — современное искусство.

Концепция проекта: художник и природа

Вначале куратор сформулировала концепцию своего проекта.

«Если бы…» — пространство, где художник может создавать другие реальности, место для всего. Художник использует пространство «если бы» как творческую лабораторию, и, а в конечном итоге — создает реальные формы произведения.

В этом лабораторном творческом пространстве возможно воздействовать на действительность.

Природа

Есть ли у природы свое пространство «если бы»? Использует ли природа в производстве разнообразных форм лабораторию воображаемого? Возможно ли, что художник и зритель и есть участники этой лаборатории?

Один как создатель нового смысла в пространстве «если бы», преподносящий его в форме художественного образа, другой — как преемник этого образа, реализующий его в действительности в конкретном социальном материале.

Место

Музей-заповедник. Само слово антонимично. Музей открыт для посетителей, заповедник — территория закрытая. Музей — часть культуры, заповедник — часть природы. Как им взаимодействовать? На каких условиях соединиться? Разделение существует и на уровне управления: музей принадлежит Министерству культуры, его природная территория — Министерству природных ресурсов.

И эта внешняя раздельность тождественна раздельности внутренней — человеку так же трудно понять природу, как и себя.

Заповедник

Согласно современным требованиям международной программы МАБ ЮНЕСКО, при зонировании заповедных биосферных территорий и привлечении местного населения к управлению нужно соблюдать некоторые правила. Заповедник должен обязательно иметь 3 зоны:

  • Зона строгого режима охраны.
  • Буферная охраняемая зона, где работают специалисты.
  • Переходная зона (зона сотрудничества) — территория активной жизнедеятельности человека.

Заповедник подобен пространству «если бы», которое строго охраняется, но доступно в зоне сотрудничества. Зона сотрудничества — пространство, где могут научиться взаимодействовать человек и природа.

Читайте бесплатно в системе «Культура»:

Лаборатория

Данный проект предусматривает организацию творческого лабораторного процесса взаимодействия между природой и человеком, носителем знания и культуры в пространстве «если бы». Может ли этот результат стать основой управляемого культурного ландшафта, опытом сознательного объединения знания, культуры, человека и природы?

Процесс

Эстетика данного лабораторного исследования не предполагает препарирования природы с целью получения уже существующих знаний. Лабораторное исследование проекта реализуется посредством создания необходимых условий и вдумчивого, внимательного наблюдения за происходящими процессами и реакциями. Окажется ли жизнеспособным результат? Может ли он претендовать на посев в естественных природных условиях? Каким будет его развитие?

Каждый сезон, с мая по октябрь, музей-заповедник Дивногорье посещает более 60 тыс. туристов. На хуторе живут около 300 человек. Туристы имеют возможность обойти многокилометровую территорию заповедника, остановиться в небольшой гостинице, пообедать в кафе, которое не так давно открыли жители соседнего села Селявное. Иногда гости также обращаются к хуторянам — останавливаются на ночлег, покупают мед или чайный сбор.

Однако между пространствами заповедника и хутора до сей поры существовала своего рода граница, не позволявшая ощущать и осмыслять эти пространства как единое целое.

Место действия  Дивногорье — возвышенность и  музей-заповедник в Лискинском районе Воронежской области на правой стороне Дона. Здесь, в 10 км к западу от центра Лискинского района и в 80 км к югу от Воронежа, расположены пещерные меловые церкви XIX в., Маяцкое городище и Маяцкий гончарный комплекс IX—X вв., а также Дивногорский Успенский монастырь XVII в. Здешний музей был основан в 1988 г., в  1991-м он получил статус музея-заповедника.

  • Площадь музея около 13 кв. км
  • достопримечательного места около 60 кв. км
  • охранной зоны около 176 кв. км

На протяжении многих лет так называемые Дивы привлекают не только туристов, но и художников всех мастей. Поэтому у проекта «Если бы…" есть несколько предшественников: фестиваль лэнд-арта «Забота», проведенный в 2009 г. Воронежским центром современного искусства с участием молодых художников, творческие симпозиумы «АрхиАрт», посвященные популяризации экологических знаний и археологическим памятникам на данной территории, и творческий лагерь «Культпоход». Последний является результатом областного конкурса творческой молодежи, оператором которого выступает арт-группа «Квадрат». Кроме того, Сергей Горшков устроил на хуторе так называемые «Чудо-сарайчик» и Библиотеку Андрея Платонова.

Проект «Если бы…" задумывался в конце 2013 г. как продолжение перечисленных практик. Основным актором выступила арт-группа «Квадрат», исполнив роль основного идеолога, фандрайзера, организатора и координатора процесса. К реализации были привлечены все те действующие лица, что выполняли вышеназванные проекты: Воронежский центр современного искусства / ВЦСИ и  музей-заповедник «Дивногорье».

Именно это партнерское взаимодействие обеспечило успех проекта.

Соорганизаторы исходили из понимания того, что в Воронежской области отсутствуют творческие резиденции в сфере современного искусства, связанные с природными объектами и окружающей средой. А также из необходимости экономического и инфраструктурного развития Дивногорья.

Цель проекта обозначалась как развитие культурной и творческой, а также социальной и экономической среды одноименных музея-заповедника и хутора через интерпретацию современным искусством и предъявление ценности истории и уникального ландшафта.

Цель проекта обозначалась как развитие культурной и творческой, а также социальной и экономический среды одноименных музея-заповедника и хутора через интерпретацию современным искусством и предъявление ценности истории и уникального ландшафта.

Долгосрочный результат, который команда проекта имела в виду, — дальнейшее развитие как резиденции, так и через нее — хутора Дивногорье и  музея-заповедника.

Хроника реализации проекта

Как формировалась команда

Организаторы пошли на отчасти рискованный шаг: пригласили к сотрудничеству молодого, начинающего куратора из Москвы — Яну Малиновскую. Несмотря на то что Яна достаточно новый человек в сфере современного искусства, она взялась работать с большим количеством состоявшихся художников, что позволило ей перейти в разряд серьезных кураторов.

В апреле художникам из разных стран было разослано обращение с описанием концепции художественного проекта «Если бы…», который в дальнейшем и дал название арт-резиденции, и предложением участвовать в нем. Параллельно с этим была достигнута договоренность о сотрудничестве с  музеем-заповедником «Дивногорье». В мае были сделаны необходимые фотографии и оценки, и затем по итогам интенсивных переговоров с художниками отобраны те, кто предложил наиболее интересные, актуальные и при этом реалистичные проекты.

В мае - июне к работе подключились еще несколько кураторов спецпроектов, которые были реализованы в рамках общего проекта. В итоге в  арт-резиденцию были приглашены более 30 художников из России (Воронеж, Дивногорье, Ростов-на-Дону, Москва, Липецк, Тамбов, Ростов-на-Дону и др.), Казахстана и Турции

Художники и фотографы, скульпторы и архитекторы осмысляли феномен управляемого культурного ландшафта и, работая в разных техниках, создали 45 арт-объектов в природной среде, был составлен уникальный туристический маршрут.

Перед тем как приехать «в поле», они разрабатывали свои идеи, а команда проекта занималась закупкой материалов и оборудования, логистикой резиденции и другими административными вопросами.

Читайте также в журнале «Справочник руководителя учреждения культуры»

Открытие резиденции

Работа в резиденции стартовала 4 августа и завершилась 23 августа выставкой работ участников, которая открывала Воронежский фестиваль современного искусства «Чернозем», организатором которого была арт-группа «Квадрат».

Художники и фотографы, скульпторы и архитекторы осмысляли феномен управляемого культурного ландшафта и, работая в разных техниках, создали 45 арт-объектов в природной среде — скульптуры, живопись, инсталляции, видеопроекты, объекты классического лэнд-арта, перформансы, графику, геокаллиграфию. Из этих объектов был составлен уникальный туристический маршрут.

Были реализованы 5 художественных проектов:

  • главный проект «Если бы…" (куратор Яна Малиновская, Москва);
  • спецпроект «Мифологемы» (куратор Сергей Горшков, Воронеж);
  • спецпроект «В поисках Чевенгура. В поисках пространства» (кураторы Дмитрий Замятин и Николай Смирнов, Москва);
  • спецпроект «Духи ветра» (куратор Марина Чернобылова, Дивногорье);
  • спецпроект «Архидром» (коллектив молодых воронежских архитекторов).

Кульминация проекта — фестиваль под открытым небом

С выставки под открытым небом начался фестиваль современного искусства «Чернозем». В приглашении на фестиваль проект был презентован так:

«Приезжайте 23 августа в Дивногорье, где вы увидите не только выставку художественных объектов, познакомитесь с  музеем-заповедником „Дивногорье“ и примете участие в открытии фестиваля „Чернозем“, но и станете гостями удивительного пространства воображения под названием „Если бы…“, дверь в которое открывается здесь. А еще у нас веселые художники и археологи, разговорчивый ветер, изменчивая степь, солнце и речка. И говорят, что Дивы исполняют желания».

На призыв куратора откликнулись около 1000 человек, посетивших в этот день Дивногорье. Помимо двух кураторских экскурсий их ожидала также оригинальная концертная программа.

Помимо этого, был проведен семинар «Сельский туризм и его вклад в сохранение культурного и природного наследия и развитие сельских территорий». Вела семинар Наталья Романовна Данилина, член Общественной палаты РФ, директор ЭкоЦентра «Заповедники» (Москва).

В нем участвовали не только сотрудники музея-заповедника, но и жители других районов области, в частности организаторы фольклорного фестиваля в Воробьевском районе Воронежской области.

Новый маршрут, состоящий из  арт-объектов, пролегает по территориям как заповедника, так и хутора, связывая их в одно пространство и нивелируя границу между ними. Благодаря ему возрос интерес к Дивногорью: маршрут действовал еженедельно до конца сезона, по нему прошли около 10 000 человек. Многие гости, привлеченные проектом к маршруту и заповеднику, приезжают сюда впервые.

Люди, интересующиеся современным искусством, заботливо относятся к  заповед-нику, что важно для подобных мест. Таким образом, проект пополнил список услуг музея-заповедника новым маршрутом и повысил тем самым интерес к Дивногорью.

Проект пополнил список услуг музея-заповедника новым маршрутом и повысил тем самым интерес к Дивногорью.

Ресурсная база

Материалы

С целью обеспечения художников материально-техническими средствами были закуплены либо приняты на безвозмездной основе:

  • 1 т мелового щебня;
  • металлические конструкции;ткань;
  • фурнитура;электроприборы;
  • другие материалы для создания арт-объектов.

Использовались также имеющиеся природные ресурсы.

Финансы

Проект был реализован при финансовой поддержке Фонда Елены и Геннадия Тимченко (около 500 000 руб.), а также департамента культуры и архивного дела Воронежской области (около 150 000 руб.). Также привлекались деньги партнеров и спонсоров (например, от Воронежского государственного архитектурно-строительного университета порядка 100 000 руб.). Общий бюджет проекта составил около 1 млн руб.

Кроме того, музей-заповедник «Дивногорье» предоставлял гостиницу.

Основными статьями расходов стали:

  • проезд участников резиденции;
  • проживание в резиденции;
  • питание участников;
  • обеспечение художников материально-техническими средствами для создания арт-объектов;проезд, проживание, питание и гонорары экспертов;организация открытия выставки;
  • заработная плата команды проекта.

В результате резиденция принесла дополнительную прибыль в бюджет музея-заповедника «Дивногорье». Был увеличен поток туристов, которые покупали билеты, пользовались инфраструктурой, тем самым повысив выручку музея.

Кадры

Ядро команды проекта состояло из 5 человек:

Руководитель проекта — директор арт-«Квадрата» Дмитрий Большаков придумал и вместе с командой и кураторами фактически с нуля реализовал масштабный проект. В ходе проекта он взаимодействовал с несколькими очень разными институциями, приводя к единому целеполаганию и включая в единый рабочий процесс и информационное поле, — государственными, некоммерческими, академического типа и т. п., расположенными к тому же в разных географических точках и имеющими свои интересы, которые необходимо учитывать.

Куратор художественного проекта «Если бы…» Яна Малиновская. В зону ее ответственности входили концепция, связь с художниками, реализация всех творческих замыслов.

Пресс-атташе проекта Елена Дудукина отвечала за информационную работу, организацию пресс-конференций, коммуникацию с информационными партнерами и участниками проекта, а также с потенциальными посетителями резиденции через соцсети.

Администратором от Воронежского ЦСИ, ответственным за работу резиденции, была Ирина Аксенова.

Координатор от  музея-заповедника был необходим для взаимодействия с местным сообществом. Им стала Софья Кондратьева.

Эксперты — для профессиональных консультаций были привлечены арт-критик и куратор, преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко Александр Евангели; и руководитель Отдела новейших течений Государственной Третьяковской галереи Кирилл Светляков.

В работе в резиденции принимали участие 25 волонтеров — молодых художников, фотографов, местных жителей. Их основной задачей была поддержка художников в технической части реализации проектов.

В работе в резиденции принимали участие 25 волонтеров — молодых художников, фотографов, местных жителей. Их основной задачей была поддержка художников в технической части реализации проектов, они ассистировали художникам, когда тем при создании крупногабаритных арт-объектов требовалась дополнительная физическая сила. Многие из волонтеров являются участниками Областного конкурса творческих работ «Культпоход», который проводила арт-группа «Квадрат» совместно с департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области в  2011—2014 гг.

Социокультурный проект  на фоне природы: создание арт-резиденции в музее-заповеднике

Информработа и резонанс

Информация о резиденции и фестивале систематически распространялась по рассылкам и соцсетям. Была организована работа с информационными партнерами, которыми стали ведущие медиа региона. В их задачи входило анонсирование событий, репортажи, а также интервью с авторами и другие виды информационной поддержки проекта. Модный среди молодежи портал Downtown.ru ежедневно публиковал «Дневник Резиденции».

В итоге были опубликованы более 50 материалов в СМИ с упоминанием летней арт-резиденции, хутора и заповедника «Дивногорье», спонсоров и партнеров проекта. Эти публикации дают положительный PR-эффект для хутора и региона в целом, способствуют информированности людей о нем как в регионе, так и за его пределами. Арт-резиденция получила позитивные отклики в региональной и даже федеральной прессе. Весьма высокую оценку проекту дали эксперты (среди них — арт-критик и куратор, преподаватель Московской школы фотографии и мультимедиа им. А. Родченко Александр Евангели и директор ЭкоЦентра «Заповедники» Наталья Данилина).

Резиденция «Если бы…» получила высокую оценку коллег и прессы, в частности, вошла в рейтинг лучших арт-резиденций по версии журнала «Воздух». Газета The Art Newspaper опубликовала рейтинг самых успешных молодых художников, занимающихся современным искусством, куда вошли 7 участников резиденции в Дивногорье.

Проект оказался интересен также творческому сообществу за пределами Воронежа и области. Так, осенью 2014 г. в Москве в галерее «Электрозавод» действовала выставка «Если бы… Архив», основанная на документации художественного проекта «Если бы…» — основного проекта резиденции.

В 2015 г. в Государственной Третьяковской галерее в Москве в рамках 6-й Московской биеннале современного искусства откроется выставка «Метагеография», которая будет демонстрировать 7 экспонатов спецпроекта «В поисках Чевенгура…», созданных во время резиденции. В 2014 г. выставка экспонировалась в Воронеже на фестивале современного искусства «Чернозем» в областном Художественном музее им.  И. Н. Крамского.

Стало также известно, что художественный проект «Если бы…" в Дивногорье номинирован на премию Сергея Курехина (одну из важных российских наград в области современного искусства) в номинации «Искусство в общественном пространстве"2. В здании ЦСИ Сергея Курехина была проведена выставка номинантов, вошедших в  лонг-лист премии.

Работа с местным сообществом

В процесс реализации проекта были вовлечены более 30 человек — представителей местного сообщества:

  • сотрудники гостиницы;хуторяне, сдающие в аренду свои дома (таким образом размещали у себя участников и гостей резиденции);
  • хуторяне, оказывающие транспортные, строительные услуги (помощь в  разгрузке-погрузке материалов, выкашивании травы и т. п., предоставление транспортных средств для перевоза тяжелых художественных материалов и людей и мн. др.),
  • сотрудники кафе (ежедневно кормили до 70 человек в течение 2 недель),
  • сотрудники музея-заповедника (оказывали разнообразную административно-техническую помощь участникам резиденции, осуществляли помощь и контроль во всем, что касается расположения объектов на подведомственной территории);

Арт-объекты связали территории хутора и  музея-заповедника в единое пространство.

Мультипликация опыта

Главный итог работы резиденции таков: арт-объекты связали территории хутора и  музея-заповедника в единое пространство. Теперь, следуя новым маршрутом, гости Дивногорья видят в хуторе «Лист» Сырлыбека Бекботаева и могут повязать на него ленту, видят украшенный Сергеем Гошковым вход в сувенирную лавку и «Идола» Александра Повзнера на вершине горы в зоне заповедника.

Важное достижение проекта — возможность мультипликации полученного опыта в учреждениях культуры других регионов. Ключевыми моментами можно назвать:

В подобных проектах заинтересованы и жители населенного пункта, и сотрудники существующей рядом институции.

В подобных проектах заинтересованы и жители населенного пункта, и сотрудники существующей рядом институции. Более того, развитие местности, привлечение к ней внимания прессы, жителей соседних регионов, инвесторов и другие возможные аспекты социокультурного и экономического роста — выводят данный проект за рамки отдельно взятого учреждения культуры, а также области. Подобного рода резиденция может быть посвящена не только современному искусству, но и, например, театру, литературе и другим видам искусства.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...




Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2017. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы скачать файл на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

×
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль