Оказание платных услуг в образовательных организациях: планирование

154
Стратегическое планирование приносящей доход деятельности является одним из достаточно важных механизмов привлечения дополнительных источников финансирования. Это необходимая составляющая реализации программы развития образовательной организации

О принципах планирования приносящей доход деятельности

К главным принципам планирования приносящей доход деятельности относятся:

  • принцип системности;
  • принцип законности;
  • принцип профессионализма;
  • принцип непрерывности;
  • принцип рационализма.

Деятельность, которая приносит учреждению доход,  должна осуществляться в соответствии с целями деятельности образовательного учреждения. Здесь также должны учитываться  потребности обучающихся. В этом и заключается принцип системности.

К примеру, предоставление платных образовательных услуг является самостоятельной системой, которая включает в себя такие составляющие, как:

  1. разные направления развития личности;
  2. формы реализации услуг;
  3. способы и методы, используемые для эффективной реализации платных услуг.

Читайте бесплатно в системе «Культура»

Однако стоит заметить, что при осуществлении подобной деятельности в обязательном порядке необходимо учитывать возможности образовательной организации. При этом ОО должна быть организационно и хозяйственно обособленной.

Реализация приносящей доход деятельности может осуществляться только в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в рамках, которые установлены уставом учреждения. Данное требование лежит в основе принципа законности.

Любыми видами подобной деятельности могут заниматься только те сотрудники образовательной организации, которые имеют соответствующий уровень профессиональной компетентности. В этом состоит суть принципа профессионализма.

К примеру, платные образовательные услуги должны предоставляться только педагогическими работниками, имеющими необходимый квалификационный уровень. При этом они образовательно-воспитательный процесс должен осуществляться только с помощью педагогически обоснованных форм и методов.

Если говорить о принципе непрерывности, то в данном случае приносящая доход деятельность образовательной организации должна строится на долговременной основе. При ее осуществлении нужно учитывать как разнообразие ее видов, так и их преемственность. Никаких перерывов в ходе такой деятельности быть не должно, поскольку любые «провалы» могут быть чреваты последствиями.

Суть принципа рациональности заключается в том, что выбор видов платных услуг, а также способов их реализации осуществляется с учетом соотношений затрат и прибыли, полученной от данной деятельности. Стоит помнить, что размеры полученной прибыли должны быть больше размеров затрат.

Роль бизнес-плана в организации приносящей доход деятельности в образовательных организациях

Бизнес-план является важным инструментом, который используется при планировании платных услуг. Прежде всего, на основании этого практического документа  реализуется программа развития образовательной организации.

Также он используется во время концептуальной разработки деятельности, приносящей доход учреждению.

Помимо этого, бизнес-план помогает осуществить оценку фактических результатов деятельности  учреждения за определенный период. С его помощью намного легче сделать выводы, касающиеся эффективности организации работы в рамках осуществления платных услуг.

Наличие бизнес-плана дает возможность руководителю образовательной организации осуществить  оценку положительных качеств планируемой деятельности и определить ее недостатки. Кроме того, данный документ позволяет оценить многообразие способов реализации того или иного вида деятельности, объем кадровых и финансовых затрат, а также общий потенциал платных услуг.

Об особенностях бизнес-планирования

Перед тем  как начать работу по составлению бизнес-плана в первую очередь стоит провести маркетинговое исследование.

Оно должно включать в себя анализ таких составляющих, как:

  • потребности обучающихся, родителей, жителей населенного пункта (микрорайона);
  • предложения таких же услуг другими учреждениями, выступающими в роли потенциальных конкурентов.

Оценивая возможности образовательной организации, касающиеся реализации выбранных видов деятельности, необходимо учитывать:

  • кадровый потенциал учреждения;
  • финансовые показатели;
  • материально-техническую и учебно-методическую базы;
  • возможности объединения своих действий с другими учреждениями;
  • возможности привлечения инвестиционных и благотворительных ресурсов и так далее.

При осуществлении оценки финансового компонента в обязательном порядке проводят анализ тех источников финансирования, которые имеются на практике. Также при этом анализируют затраты на осуществление платных услуг и выработку стратегии ценообразования.

Оценка финансовой составляющей выполняется с учетом следующих показателей:

  1. себестоимости услуг;
  2. цен конкурентов на аналогичные виды услуг;
  3. уникальность каждой услуги;
  4. спрос на услуги, предоставляемые на платной основе.

Себестоимость, к примеру, учитывается при оценке минимально возможной стоимости той или иной услуги. А на основании цен конкурирующих учреждений можно определить среднюю цену.

Как правило, расчет стоимости услуг производится на основе принципа рациональности.

Стоит учесть, что доходы, полученные в результате осуществления платных услуг, в обязательном порядке должны превышать затраты на их реализацию. Иначе ведение такой деятельности становится абсолютно невыгодным для учреждения.

Поэтому необходимо проанализировать обоснования расходов, а также их влияние на конечный результат и прибыль. При расчете прибыльности нужно обосновать планируемые показатели как выручки, так и затрат. Это даст возможность понять, насколько уровень доходов и расходов отвечает действительности.

Данные, полученные в ходе маркетингового исследования, будут внесены в бизнес-план.

В нормативных документах не означена четкая структура бизнес-плана. Несмотря на то, что данный документ составляется в произвольной форме, в него необходимо включить такие сведения:

  1. информацию об образовательной организации: название, местонахождение, Ф.И.О. руководителя, сведения об учредителе, лицензия и так далее;
  2. резюме проекта, которое включает в себя основные идеи по реализации платных услуг;
  3. описание всех видов услуг, осуществляемых на платной основе,  с указанием их преимуществ и недостатков, предполагаемых цен, потенциальной потребительской аудитории;
  4. данные маркетингового исследования;
  5. оценку возможных рисков выполнения бизнес-плана и анализ их последствий;
  6. финансовый план;
  7. план-отчет о движении финансовых ресурсов и прочее.

К возможным рискам реализации бизнес плана, как правило, относят большое количество организаций-конкурентов, неустойчивый спрос на услуги, неплатежеспособность пользователей, проблемы с кадровым составом и так далее. 

Финансовый план  включает в себя смету доходов и расходов.  С ее помощью можно провести анализ самоокупаемости платных услуг.

В бизнес-плане стоит охарактеризовать места, где предоставляются платные услуги, а также внести данные анализа целесообразности объединения с другими образовательными учреждениями. 

Здесь же нужно означить показатели качества платных услуг, методы контроля и возможности использования тех или иных инноваций.

В следующем разделе данного документа необходимо предоставить оценку лиц, которые занимаются проектной деятельностью.

Сюда же нужно включить компетентность сотрудника образовательной организации, осуществляющего налоговый и бухгалтерский учеты, расчет себестоимости платных услуг и налоговое планирование.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 23.08%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 46.15%
  • Как расширить перечень услуг; 46.15%
  • Как формировать стоимость услуг; 30.77%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 15.38%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 30.77%
  • Как сократить время ожидания услуги; 0%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 30.77%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 15.38%
  • Какими способами повысить качество услуг. 69.23%
результаты

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль