Преподаватель детской школы искусств: статус в правовом поле

221
Основная деятельность детской школы искусств регламентируется Законом РФ «Об образовании», а также реализуется в рамках действия Бюджетного и Трудового кодекса РФ

Правовой статус детской школы искусств

Основная деятельность детской школы искусств регламентируется Законом РФ «Об образовании», а также реализуется в рамках действия Бюджетного и Трудового кодекса РФ.

На данный момент нормативно правовые основы работы учреждений дополнительного образования претерпевают значительные изменения.

Трансформации трудового законодательства определили необходимость принятия нового профессионального стандарта, критериям которого должен соответствовать педагог, осуществляющий процесс дополнительного обучения ребенка. Объем учебной нагрузки преподавателей зафиксирован в  договорных документах, заключаемых между работниками и организацией.

Читайте бесплатно в системе «Культура»

Согласно Бюджетному кодексу РФ обучение детей в школе искусств базируется на новых принципах формирования заданий, которыми обусловлены некоторые проблемы. Во-первых, преподаватели детской школы искусств столкнулись с необходимостью заимствования услуг из перечня «Образование и наука», причина чего кроется в отсутствии адекватных наименований в базовом перечне «Культура». Однако, использование показателей, которыми выражен объем предоставляемых услуг, оказалось невозможным. Ясно, что измерение услуг в человеко-часах не приемлемо для работы детских школ искусств в связи с тем, что традиционные показатели деятельности учреждений культуры выражаются в общем количестве учеников и проценте сохранности контингента. Отчетность учреждения дополнительного образования при применении человеко-часов не отразит эффективности его работы, и тем более, уровень спроса на его услуги.

В качестве второго сложного вопроса выступает требование бесплатной реализации школами искусств предпрофессиональных и общеразвивающих программ. Исторический опыт развития детских школ искусств в России основывается на платном принципе – дополнительном инструменте развития учреждения, без которого его дальнейшее функционирование может стать невозможным.

Федеральный закон «Об образовании» содержит перечень общедоступных образовательных программ, обучение по которым ведется бесплатно, однако дополнительное образование в этом списке отсутствует. Рассмотрение дополнительного образования как части системы общего - бесплатных образовательных программ, определяет и бесплатную основу деятельности детских школ искусств. Таким образом, для учреждения дополнительного образования исключается возможность дополнительного финансирования в условиях недостатка бюджетной поддержки. По мнению специалистов, такая практика приведет к необходимости создания частных детских школ искусств, цены на обучение в которых будут формироваться в рамках рыночной экономики.

Современные профессиональные стандарты

Профстандарты в культуре распространены и на преподавателей школы искусств. Так, согласно Закону, правом на осуществление педагогической деятельности обладают граждане со средним профессиональным и высшим образованием, отвечающие критериям  квалификационных справочников или профстандарта.

Лицо, занимающее должность «преподаватель» в рамках реализации предпрофессиональных программ в области искусства, а также «педагог дополнительного образования» должно соответствовать квалификационным требования, утвержденным приказом Минтруда РФ в 2015 году. Руководители детских школ искусств руководствуются профессиональным стандартом в ходе выстраивания кадровой политики, в процессе управления коллективом работников, в рамках обучения и повышения квалификации сотрудников, в ходе заключения коллективных договоров, написания должностных инструкций и принятия системы оплаты труда.

Использование нового профессионального стандарта, регулируемого Трудовым кодексом Российской Федерации, по мнению специалистов, уместнее начать с 1 января 2017 года. В то время как сами законодатели настаивают на том, что применение любого подзаконного акта возможно только вкупе со всем перечнем норм, регламентирующих сходные правонарушения, но ни в коем случае, не вырванных из контекста.

Руководители и учредители детских школ искусств, решившие «запустить» профстандарты в 2017 году, должны быть готовы к соблюдению следующих обязательств:

  1. Проведение организационно-штатных мероприятий, ориентированных на переименование отдельных должностей с последующими изменениями расписании штатных единиц, тарификации, эффективном контракте, системе оплаты труда и отдыха, нормах нагрузки;
  2. Задания для образовательной организации формируются заранее и в соответствии с критериями профессионального стандарта.

Определение объемов трудовой нагрузки преподавателей важно производить с начала учебного года и своевременно закреплять официальным документом. Процесс перераспределения нагрузки между преподавателями, а также все последующие изменения контролируется органом первичного профсоюзного объединения или других представительных органов.

Полный объем учебной нагрузки для конкретного работника прописывается в трудовом договоре, ежегодно дополняемым соглашением, регулирующим нагрузку в каждом  учебном году.

В зависимости от той должности, которую занимает сотрудник, в его общее рабочее время  включается преподавательская, воспитательная, индивидуальная, творческая, научная, исследовательская работа и т. д. Другие направления работы преподавателя, в числе которых организационные и методические процессы отражены в индивидуальном плане, либо в общем плане работы детской школы искусств.

Детские школы искусств сегодня не предусматривают для преподавателей верхнего значения, понимаемого как предел учебной нагрузки,  поэтому во многих учреждениях сотрудники занимают 2-3 рабочих ставки. Базой для такой системы труда выступает письмо Министерства образования и науки РФ, определяющее тот факт, что длительность рабочего времени, ограниченная 36 часами не является обязательной к выполнению для всех преподавателей, то есть сотрудники вправе работать на более чем двух ставках.

Однако руководители учреждений дополнительного образования должны помнить, что комиссии, проверяющие организации на соблюдение Трудового кодекса, при выявлении нарушений не возьмут во внимание положения этого письма.

Трудовой кодекс РФ предусматривает только два законных варианта выхода работника за ограничительную черту нормированной длительности рабочего дня:

  • Рабочий день сотрудника не нормирован;
  • Работник осуществляет деятельность сверхурочно.

Сверхурочной работой считается та, которую преподаватель выполняет по просьбе руководителя, выходя за официальные нормы рабочего времени, а именно за тридцать шесть часов. Заключение договора на сверхурочную деятельность возможно только при наличии письменного согласия работника с учетом того, что объем такой работы не будет превышать 4-х часов в течение двух идущих подряд дней и 120 часов в рамках учебного года. Важной составляющей официального оформления сверхурочной работы является ее оплата, которая по закону должна производиться в полуторном или двойном размере, либо обязана компенсироваться дополнительными днями отдыха.

Ненормированный рабочий день, в свою очередь, подразумевает, что сотрудник в связи рабочей необходимость может осуществлять трудовые функции, выходя за рамки официального трудодня. Список должностей работников, для которых установлен ненормированный рабочий день, определен коллективным договором и прописан в дополнительных соглашениях.

Особенности трудового законодательства для преподавателей детской школы искусств

Детские школы искусств реализуют особый вид деятельности, а потому ненормированность рабочего дня не должна быть включена в общую систему тарификации и распланирована на весь учебный год. В этой сфере ненормированный рабочий день нельзя определить для конкретных лиц, поэтому он видится приемлемым только в отношении должностей и без учета персональных особенностей. Для педагогического труда не характерны основные признаки ненормированности, в связи с этим официально для сотрудников с ненормированным рабочим днем предложены дополнительные оплачиваемые дни, присоединенные к ежегодному отпуску. Нормы трудового законодательства, касающиеся права работников на отдых, обязательны к соблюдению, так как их нарушение приводит к снижению качества образовательного процесса. Негативное влияние обусловлено тем, что превышение продолжительности рабочей недели способствует нарастанию эмоциональной и психологической нагрузки преподавателя. Словом, психоэмоциональная усталость преподавателя детской школы искусств может отрицательно сказаться на его работе с ребенком.

На сегодняшний день единственным законным вариантом работы преподавателей учреждений дополнительного образования на три ставки является официальное оформление внутреннего совместительства. Для руководителей, организующих работу преподавателя таким способом, необходимо:

  • Располагать свободной штатной единицей;
  • При распределении нагрузки учитывать невозможность превышении объемов более чем на половину от количества месячной нагрузки.

Преподаватели детской школы искусств сегодня могут рассчитывать на повышение уровня заработной платы посредством гибкой системы стимулирования и выплаты премий. Однако для получения достойной оплаты труда преподавателям вовсе не обязательно быть загруженными сверх нормы и страдать от истощения эмоциональных  и физических сил. Именно для решения этих проблем, считают специалисты, и необходимо вливание в бюджет учреждения финансовых средств, идущих на оплату обучения детей. Современная формально-юридическая практика показывает, что руководство детских школ искусств, ставя своей целью увеличение заработной платы работников, достигает ее не за счет дополнительного финансового обеспечения, а путем повышения учебной нагрузки преподавателей.

Правовое поле деятельности педагогов детских школ искусств содержит еще один необъяснимый недочет, подкрепленный приказом об установке учебной нагрузки на преподавателей, определенной 18-ю часами в неделю касательно одной ставки штатного расписания. Приложение этого приказа, утверждает, что наступление времени каникул для обучающихся школы, в том числе и надомных учащихся, не является причиной снижения объемов преподавательской нагрузки и оплаты труда. Это же право распространяется на случаи, когда основанием для надомного обучения ребенка, является медицинское заключение. Преподаватели детской школы искусств  относительно этой нормы не имеют гарантий на сохранение учебной нагрузки и зарплаты.

Приказ № 1601 вступил в действие в 2015 году и за все время не попадал под пристальное внимание контролирующих организаций, проводящих проверку учреждений культуры каждые три года. Однако, по мнению специалистов, в скором времени многие нюансы организации деятельности детской школы искусств потребуют нормативно правового обоснования. Общий анализ правовой системы таких учреждений говорит о непроработанности ее организационных процессов с юридической точки зрения. Правовое несовершенство области искусства становится причиной «понятийной», но не правовой практики использования нормативно-правовой документации, формирующей базу для развития данной сферы деятельности.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 23.08%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 46.15%
  • Как расширить перечень услуг; 46.15%
  • Как формировать стоимость услуг; 30.77%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 15.38%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 30.77%
  • Как сократить время ожидания услуги; 0%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 30.77%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 15.38%
  • Какими способами повысить качество услуг. 69.23%
результаты

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль