Социально-культурная деятельность: новые требования к специалистам

635
Сегодня основные приоритеты культурной политики столицы находятся в соотношении с потребностями жителей города, касающимися сферы культуры

Сегодня в сфере культуры происходят большие изменения. Систематически внедряются новые формы и методы работы, меняется управленческая структура, стремительно развиваются творческие индустрии. В последнее время значительно повысился спрос населения на инновационные формы досуга.

Все это выдвигает новые требования к подготовке специалистов. Одним из главных требований является способность работать в условиях интенсивных изменений, происходящих в данной сфере.

Об особенностях подготовки специалистов социально-культурной деятельности

Современные Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают комплексный подход при подготовки специалистов учреждений культуры, в том числе и по специальности «Социально-культурная деятельность». В результате осуществления такого подхода формируется целый набор компетенций, которые смогут обеспечить высококачественную подготовку молодых специалистов.

Какой же руководитель – управленец или  творец – необходим современным учреждениям культуры? Ответ на этот вопрос можно получить, проанализировав  весь набор компетенций ФГОС, приоритеты столичной культурной политики, а также практический опыт подготовки специалистов в области социокультурной деятельности  одного из московских ВУЗов.

В содержании стандартов по данной специальности означено, что наиболее важным компонентом подготовки руководителя учреждения культуры является творческо-производственная деятельность. В соответствии с перечнем профессиональных задач, представленном в стандартах, современный специалист сферы  культуры может заниматься такими видами деятельности:

  • создавать культурные программы;
  • проводить социально-культурные мероприятия;
  • выступать в качестве организатора социально-культурного творчества;
  • участвовать в деятельности, направленной на социокультурную адаптацию граждан с отклоняющимся поведением и нарушениями  социализации.

Такжеспециалист  в учреждении культуры   может выполнять функции социально-культурного технолога, постановщика или продюсера культурно-досуговых программ, организатора развивающегося развлекательного досуга,  художественного руководителя учреждения клубного типа и так далее.

Кроме этого, в его компетенции входит решение вопросов, связанных с осуществление таких видов деятельности как проектная, научно-методическая и педагогическая.  Проанализировав содержание профессиональных задач, можно сделать вывод, что основное место все же занимают задачи творческого характера.   

Как правило, решение таких задач требует обеспечения высокоуровневой сформированности необходимых компетенций. В пользу творческих компетенций  свидетельствует и компетентностная модель, представляющая собой основу профподготовки.

ФГОС также определяет  и профессиональный компонент, который содержит в себе:

Направление деятельности

Количество компетенций

Творческо-производственная

8

Организационно-управленческая

5

Педагогическия

3

Научно-методическая

8

Проектная

3

Художественное руководство

2

Стоит заметить, что о направленности стандарта на подготовку специалиста, который смог бы реализовать свой творческий потенциал в интересах государства, свидетельствуют не только количественные, но и качественные характеристики компетенций.

Читайте бесплатно в системе «Культура»

Какие компетенции подготовки молодых специалистов социально-культурной деятельности

Подготовка молодых специалистов учреждений культуры по специальности «Социально-культурная деятельность» направлена на формирование определенных компетенций творческого характера. К примеру, такие специалисты способны заниматься разработкой сценарно-драматургической основы социокультурных программ, используя при этом различное сценическое оборудование и технические средства.

Также они смогут использовать средства, формы и методы социально-культурной деятельности при проведении просветительной работы, организации досуга пользователей, патриотическом воспитании и так далее.  Кроме этого, они будут обладать способностью эффективной реализации наиболее актуальных задач государственной культурной политики.

С целью формирования вышеозначенных компетенций в ВУЗах изучается целый перечень профильных дисциплин, например:

  • «Основы социально-культурного проектирования»;
  • «Эстрада»;
  • «Режиссура массовых праздников и представлений» и  многие другие.

Способность молодых специалистов реализовать задачи госполитики в сфере культуры является непосредственным указателем обусловленности творческо-производственной деятельности государственной культурной политикой.

О приоритетах культурной политики Москвы

Сегодня основные приоритеты культурной политики столицы находятся в соотношении с потребностями жителей города, касающимися сферы культуры.

К главным приоритетам Москвы стоит отнести  высокий уровень развития территорий, коммуникации и культурной инфраструктуры, а также поддержку культурного производства, связанного с обеспечением качественных услуг в данной сфере.

В рамках выполнения  этой миссии деятельность московского Департамента культуры направлена:

  • на реализацию проектов;
  • поддержку развития творческих индустрий;
  • привлечение в столицу всемирно известных творческих коллективов.

Принятие таких мер является ничем иным, как одним из наиболее эффективных способов удовлетворения потребностей жителей города в качественном досуге.

В прошлом году Московским институтом социокультурных программ  было проведено исследование «Механика Москвы», позволившее изучить запросы горожан на качественные и доступные услуги в области культуры. В ходе исследования стало известно, что одной из важных потребностей населения является проведение свободного времени вне дома. Это еще раз подтверждает важность запроса потребителей на культуру и развлечение.

Также было выяснено, что большое количество горожан не разграничивает между собой развлекательные заведения и учреждения культуры. И те, и другие представляют собой места, где они могут отдохнуть. Высокие показатели  по запросу на культуру и развлечения были даны практически всеми районами столицы. Исключением является только территория Новой Москвы, главной причиной чего является неразвитая инфраструктура сферы культуры.

Посещая учреждения культуры, современные москвичи изъявляют желание стать участниками интерактивных культурно-досуговых программ, приобщиться к новым формам социокультурной деятельности, а также реализовать свои творческие инициативы.

Но осуществить это можно только тогда, когда у посетителя будет свой наставник, роль которого отводится  сотруднику учреждения культуры. Именно наставник может оказать поддержку творческой инициативы  и помочь реализовать ее в такой форме, как акция, проект или мероприятие.

Следовательно, главным основанием формирования социального запроса на творческую личность в сфере культуры является то, что городская власть ориентируется на осуществление поддержки творческого производства. Также не менее важное значение имеет и вовлеченность населения в культурную жизнь столицы.

Пример подготовки специалистов для сферы культуры

Результаты ФГОС направления «Социально-культурная деятельность» в рамках культурной политики Москвы дают возможность сделать вывод о том, что именно творческо-производственная деятельность является наиболее важной составляющей подготовки молодых специалистов.

МГУУ Правительства Москвы имеет большой опыт подготовки специалистов для организаций культуры. В ходе образовательного процесса в данном учебном заведении передаются не только определенные знания, но ценностные основы культуры.

Благодаря комплексному подходу, в состав которого входит и ценностный аспект, а также погружению будущего профессионала в творческо-производственную деятельность, готовятся прекрасные специалисты учреждений культуры.

Формирование профессиональных компетенций в МГУУ Правительства Москвы обеспечивается, благодаря хорошо отработанной системе занятий со студентами, которые проводятся в различных учреждениях культуры. Также не менее важную роль выполняют индивидуальные занятия.

Для  проведения как  выездных, так и индивидуальных занятий, характерно их поэтапное проведение. Так, к примеру, на первом этапе выездного занятия студенты знакомятся с творческо-производственной деятельностью учреждения.

На втором этапе они уже сами становятся участниками этой деятельности. И на последнем этапе осуществляется разработка проектов непосредственно для организации культуры.

Индивидуальные занятия также проводятся в три этапа:

  • выявляются творческие способности каждого из студентов по дисциплинам, имеющим творческую направленность;
  • студенты включаются в работу над проектами, выступая при этом в роли постановщиков и исполнителей;
  • разрабатываются авторские творческие проекты.

Творческие компетенции будущих профессионалов, подготовкой которых занимается МГУУ Правительства Москвы,  формируются на основе определенных принципов, а именно:

  • приоритетах инновационных форм культурно-досуговых программ;
  • актуализации традиционных форм за счет интерактивного компонента;
  • творческо-производственной деятельности на культурных площадках столицы.

В ходу учебной  творческо-производственной деятельности студенты данного ВУЗа апробируют  на площадках столичных учреждений культуры различные формы культурно-досуговых программ, например, квесты, перфомансы, мастер-классы и другие. Это позволяет глубже изучить предпочтения целевой аудитории.

В ходе исследований целевой аудитории того или иного учреждения культуры было выявлено желание современного зрителя участвовать в социально-культурных мероприятиях. Чтобы удовлетворить этот запрос, а также привлечь в учреждение культуры как можно больше посетителей, практически все классические формы  проведения культурно-досуговых программ дополняются интерактивными элементами.

Стоит отметить и факт реализации студентами проектов в клубах, библиотеках и парках культуры и отдыха, которые они готовят в ходе изучения профессиональных дисциплин. Это вызвано необходимостью исключения лабораторного подхода, заключающегося в подготовке мероприятий на университетских площадках для профессорско-преподавательского состава.

Чаще всего студенты Московского государственного университета реализуют свои проекты на площадках таких учреждений культуры города, как:

  • Дом культуры «Новокосино»;
  • Библиотека-читальня им. И.С. Тургенева;
  • Центр культуры и искусства «Меридиан»;
  • Культурный центр «Ивановский» и другие.

С данными учреждениями культуры заключаются договоры о партнерстве. Но кроме этого, такая деятельность может осуществляться в рамках производственной и учебной практики.

Результаты исследования подготовки молодых специалистов учреждений культуры дают возможность сделать вывод о том, что современный руководитель организации культуры представляет собой личность, сочетающую творческие и управленческие компетенции.

Формирование творческих компетенций лучше всего обеспечивается в ходе подготовки и реализации социокультурных проектов. А управленческие компетенции формируются в процессе организации такой деятельности и продвижении готового продукта. Сочетание этих двух компетенций является оптимальной стратегией подготовки будущего профессионала в сфере культуры.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 23.08%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 46.15%
  • Как расширить перечень услуг; 46.15%
  • Как формировать стоимость услуг; 30.77%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 15.38%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 30.77%
  • Как сократить время ожидания услуги; 0%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 30.77%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 15.38%
  • Какими способами повысить качество услуг. 69.23%
результаты

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль