О перспективах меценатства в России

686
Принят Федеральный закон о меценатской деятельности. Деятели культуры надеются, что теперь благотворительность в сфере культуры станет не только цивилизованным, прозрачным, но и почетным делом для бизнес-сообщества

Благотворительный фонд Владимира Потанина — одна из первых институций подобного рода, благодаря которой благотворительность в нашей стране вышла на профессиональный уровень. Фонд ищет и поддерживает будущих лидеров научного и культурного процессов.

Генеральный директор фонда Оксана Ивановна Орачева  в своем интервью, которое она дала для журнала «Справочник руководителя учреждения культуры»,  рассуждает о состоянии и перспективах меценатства в России и дает рекомендации будущим соискателям грантовой поддержки.

Оксана Ивановна, Закона о меценатской деятельности достаточно, чтобы благотворительность в России расцвела? Или нужно узаконить что-то еще?

Принятие закона — позитивный факт. Это сигнал, что государство стремится поддерживать развитие культуры. Даже несмотря на то, что некоторые положения закона декларативны: указано на необходимость экономической поддержки меценатства, но конкретные меры не предложены.

Требуется и дальше развивать законодательство, которое наполнит содержанием рамочный закон. Нужно предоставить компаниям налоговые вычеты, которые получают физические лица, занимающиеся благотворительностью. Другая мера поддержки — разрешить благотворительным фондам формировать эндаументы. Это стимулирует рост фондов и повысит устойчивость всей сферы культуры. Закон позволяет создавать целевые капиталы в сфере культуры, но эндаументы в этой области развиваются медленно. Не в последнюю очередь потому, что благотворительные фонды не могут оказывать музеям, театрам, библиотекам такого рода поддержку.

Вы хорошо знакомы с работой зарубежных благотворительных фондов. Каковы сходства и различия с российской практикой?

Для музейных и художественных проектов сквозной темой становится культура участия. Такие учреждения культуры, как музеи, театры, галереи ориентируются на местное сообщество, стремятся вовлечь в то, что делают, местных жителей, объединить людей.

Другой тренд — активное использование новых технологий. Онлайн-проекты пронизывают нашу жизнь. Чтобы посмотреть коллекции мировых музеев, уже не надо выходить из дома. Проектировщики не могут не учитывать это в проектной деятельности. Другой вопрос — как быстро мы можем осваивать новые технологии и насколько глубоко внедрять.

Кстати, в рамках программы «Музейный десант» Благотворительный фонд Владимира Потанина организует зарубежные стажировки и приезд иностранных специалистов в Россию. Этот опыт показывает, что у нас больше сходств, чем различий.

Третья общая для музеев тенденция — они думают о будущем, потому в этой среде так высок уровень стратегических дискуссий. Яркая иллюстрация — цикл публичных бесед о культурном лидерстве, которые прошли при поддержке нашего фонда в Третьяковской галерее в мае и июне 2016 года. На них шла речь о том, как лидеры культуры разных стран меняют идеологию — и не только культурную, но и общественную. Такие диалоги подтверждают: у деятелей культуры может быть разное мнение по многим вопросам, но говорят они на одном языке — схожесть подходов, целей и проблем очень велика.

О перспективах меценатства в России

Читайте бесплатно в системе «Культура»

Подскажите, с чего начать руководителю учреждения культуры, чтобы благотворительный проект стал успешным, смог получить грант? Дайте, если можно, пошаговую инструкцию.

Мысль «Как получить грант?» — не самая лучшая отправная точка для успешного проекта. Исходным импульсом для действия должна стать задача, которую стремится решить учреждение культуры. Причем эту задачу нельзя вырывать из контекста работы и стратегии развития самого музея, театра или галереи. Неправильно просто искать деньги. В первую очередь нужно думать о потребностях музея.

Не стоит создавать проект исключительно под требования определенного грантодателя. Скорее, надо искать своего грантодателя — того, чьи цели совпадают с целями и миссией музея. Нужно исследовать круг вероятных партнеров, которые работают с учреждениями культуры и культурными проектами. Ориентироваться лучше на тех, с кем возможно наиболее эффективное сотрудничество именно по конкретному, важному для музея, направлению.

Все будет зависеть от тематики проекта, а не от суммы гранта или его формата. Бывают дорогие, затратные по финансам и человеческим ресурсам проекты, и выполнить их в рамках грантового конкурса сложно. Тогда нужно найти меценатов, которые готовы финансировать большие проекты. Если же проект небольшой по срокам, деньгам и человеческим ресурсам, имеет смысл воспользоваться такой грантовой поддержкой.

Пошаговая инструкция для руководителя может выглядеть так. Сначала определите и четко сформулируйте проблему, требующую решения. Затем установите оптимальный для учреждения культуры формат партнерства. После этого начните искать возможных партнеров: грантодателей (частных или государственных) или меценатов.

Важно также определить ресурсы самого музея, которые требуются, чтобы реализовать задумку. И только потом можно детально проработать проект, то есть написать заявку и составить план действий.

Есть ли какая-то специфика в составлении бюджета благотворительного проекта?

В такой формулировке вопрос звучит не очень корректно: для учреждения культуры это просто проект, который развивает то или иное направление, не благотворительный. Да, он некоммерческий в том смысле, что доход нельзя распределить, его инвестируют в развитие организации в соответствии с ее миссией.

Конечно, бюджет проекта рассчитывается иначе, чем бюджет учреждения культуры, скажем, на год. Текущая деятельность отличается от проектной прежде всего тем, что у проекта ограниченные сроки, соответственно, и бюджет имеет временные рамки. Кроме того, проект предполагает движение из пункта, А в пункт Б, тогда как работа отдела может представлять собой циклическое движение и повторение одних и тех же действий. Условно говоря, годовой бюджет отдела может рассчитываться как бюджет на месяц, умноженный на 12. В бюджете проекта такого не будет. Одни затраты будут повторяющимися, другие разовыми. В любом случае должно быть видение комплекса работ, который предстоит выполнить. И бюджет может быть составлен только после того, как готов внятный план реализации проекта.

Так, для конкурса «Музейный гид» в номинации «Удивительные музеи России» мы оговариваем сумму грантовой поддержки, но не просим составить детализированный бюджет. Для этого две причины. Во-первых, в этой номинации важна конкуренция идей, а не навыков по составлению бюджета. Во-вторых, авторы проектов понимают, что им нужно сделать — открыть новый сайт или модернизировать старый, но еще не представляют в деталях, как это сделать. Никакого бюджета быть не может, потому что им не понятен ни порядок действий, ни соответствующая ему структура затрат. Поэтому сначала определяются задачи, затем — механизм их решения и состав тех, кто их будет решать, и после этого строится бюджет.

Правильный учет средств — одна из главных трудностей реализации благотворительного проекта. Как контролировать расходы?

Любой партнер, будь то благотворительный фонд или меценат, будет требовать отдельного учета своих средств и, соответственно, запрашивать отчетность об их использовании. Учет грантовых средств не менее ответственная задача, чем отчет об использовании бюджетных средств. Грантовый проект нельзя реализовывать в отрыве от бухгалтерии. Для негосударственных учреждений культуры это главным образом вопрос учета средств, а для бюджетных учреждений — еще и соответствие требованиям Закона № 44-ФЗ о государственных закупках.

При разработке заявки и бюджета организации допускают типичную ошибку — не привязывают проект и график его реализации к срокам проведения торгов, организации закупок и бюджетной отчетности, которую бухгалтерия обязана готовить для налоговых органов. В результате сроки проекта срываются, потому что затягивается приобретение товаров и услуг, выполнение работ, меняется весь график работ. И сам проект оказывается под вопросом. Поэтому важно помнить: хотя бюджет каждого проекта уникален, как и решаемые им задачи, уже на этапе планирования необходимо прорабатывать проект с бухгалтерией. Это поможет рассчитать фактические сроки проекта и привязать бюджет к повседневной работе.

О перспективах меценатства в России

Вы знаете судьбы десятков благотворительных проектов. Какие наиболее распространенные ошибки совершают руководители учреждений культуры при их реализации?

Часто  учреждения культуры, выступающие в роли организаторов проекта, недорабатывают его содержательную часть, не понимают различия между идеей и концепцией. Многие не представляют, как конкретно идея будет реализована на практике: как все части проекта будут связаны между собой и, самое главное, какой результат должен получиться.

Например, планируется выставка или образовательная программа. Они должны быть проработаны в мельчайших деталях. С какой целью проводится выставка или программа, на какую аудиторию мы работаем, что хотим получить и как будем двигаться к этой цели? Без ответов на эти вопросы невозможно предложить экспозиционное решение, определить содержание и график программы и измерить результат.

Другая распространенная ошибка состоит в том, как строится взаимодействие с партнерами. У каждой организации, которая участвует в культурном проекте, могут быть свои правила игры и бюджетные требования, свое месторасположение и система безопасности. Попытка совместить эти условия в единой цепочке чревата неожиданностями.

Так, в Институте биологии моря во Владивостоке мы реализуем большой проект, в котором участвует пять учреждений культуры. Они самостоятельно разрабатывают познавательные маршруты для детей. Но из-за различий в схеме их работы получилось пять маленьких проектов, которые координирует организация-грантополучатель. Это не смертельно, но такую возможность развития событий нужно заранее иметь в виду. И продумать, как при многообразии партнеров и интересов сохранить целостность проекта и не допустить, чтобы он рассыпался на мелкие части, которые нельзя собрать в единое целое.

Планируя проект, многие не учитывают, есть ли у авторов квалификация, чтобы его реализовать. Что будет в случае победы в конкурсе или успешных переговоров с партнерами? Иногда люди действуют из соображений «главное — ввязаться в драку, а дальше как-нибудь разберемся»… Такой подход может нанести больший вред, чем бездействие.

Помните, что написание грамотной грантовой заявки  на участие в конкурсе на получение гранта культуры 2016 года — работа не на две недели. Проект должен полностью сложиться в музее и только потом, если его приоритеты совпадают с приоритетами грантодателя, быть сформулирован в виде грантовой заявки. Наш опыт показывает: сколько бы времени ни давал грантодатель на подготовку конкурсных заявок, руководители учреждений культуры, за редким исключением, подают заявки в последние два дня.

Какие рекомендации Вы могли бы дать руководителям учреждений культуры, приступающим к организации грантовых проектов?

Мыслите шире — не привязывайте проектирование к срокам грантовых конкурсов, а встраивайте его в систему планирования, которая есть в музее, в общий план работы на следующий год. Не бойтесь, что проект «пропадет»: учреждение культуры может участвовать в нескольких подобных конкурсах, проводимых донорскими организациями и получить гранты культуры в 2016 году.

Муниципальные, региональные и федеральные органы власти также регулярно создают программы по поддержке культуры. На важный и новаторский проект всегда найдется финансирование. Сегодня для этого есть все необходимое. К примеру, можно напрямую обратиться к людям за финансовой поддержкой с помощью краудфандинга.

Не менее важно заранее спланировать нагрузку — временную и человеческую. Что произойдет, если все предложенные проекты получат финансирование? Удастся ли их качественно реализовать, есть ли возможность привлечь дополнительные ресурсы?

Не забудьте состыковать объем текущей работы с проектной деятельностью и обязанностями по реализации грантовых проектов. Соотнесите занятость сотрудников с календарным планом, например с ежегодными акциями «Ночь в музее», «Библионочь» и другими крупными событиями.

У грантодателей, которые работают на конкурсной основе, всегда много заявителей. Сделайте проектную заявку такой, чтобы ни у экспертов, ни у грантодателя не возникло дополнительных вопросов. Что хотел сказать заявитель? Почему он предлагает именно такой график и механизм реализации? Конечно, эксперты смогут предположить и додумать, но это уже будет другая заявка. И есть риск, что заявитель подразумевал что-то иное.

При подготовке проекта рассчитывайте на шаг вперед. Состоится ли проект, если проектную заявку отклонят? Как еще можно его профинансировать? Что будет после окончания гранта? Грантодатель всегда рассчитывает, что проект будет устойчивым и продолжит жизнь после гранта. Мы рады, что многие проекты, которые мы поддерживали, развиваются и после окончания финансирования.

Повышайте культуру проектирования. Смотрите по сторонам — изучайте и используйте чужой опыт. Это говорит не об отсутствии инновационности, а наоборот, о наличии здравого смысла. Кстати, грант может не понадобиться, а задуманное удастся сделать своими силами… Или появятся новые идеи и новый взгляд на уже успешно работающие решения.

Беседу вела Валентина Иванова



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 23.08%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 46.15%
  • Как расширить перечень услуг; 46.15%
  • Как формировать стоимость услуг; 30.77%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 15.38%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 30.77%
  • Как сократить время ожидания услуги; 0%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 30.77%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 15.38%
  • Какими способами повысить качество услуг. 69.23%
результаты

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль