Свет экспозиции

767
При организации освещения не стоит использовать только общий свет экспозиции, поскольку в результате такого решения экспонаты просто теряются в пространстве

Те музеи, которые пытаются «шагать» в ногу с прогрессом,  постоянно работают над тем, чтобы преподнести музейные экспозиции в абсолютно новом свете. Для этого, как правило, используется огромное количество различных приспособлений, способных сделать экспозицию более современной и привлекательной. 

Однако, делая акцент на применении таких технических средств, как плазменные панели, сенсорные киоски, аудиосистемы и многое другое, сотрудники часто упускают из виду момент, связанный с освещением. Хотя при правильно организованном подходе именно свет может стать именно тем инструментом, который сыграет особую  роль в построении экспозиции.

О роли света при создании  музейной экспозиции

В руках профессионалов свет сможет представить каждый музейный предмет с той стороны, с которой он будет смотреться наиболее выгодно. Помимо этого правильное освещение выполняет и другие не менее важные функции, например:

  • акцентирует внимание на отдельных музейных экспонатах;
  • помогает обеспечить удобную навигацию по музею;
  • выступает в роли путеводителя и даже отдельного экспоната музея.

Чем же объясняется причина недооценки роли света при оформлении музейной экспозиции? Как правило, музейные сотрудники называются различные причины, среди которые наиболее часто встречаются следующие:

  • недостаточное финансирование;
  • отсутствие необходимых знаний в сфере светотехники у сотрудников музея и другие.

Стоит заметить, что на сегодняшний день  только  самые масштабные учреждения культуры могут позволить себе включить в штат профессионального светотехника.

Какие ошибки допускаются при постановке света в экспозиционном пространстве

Занимаясь постановкой экспозиционного пространства, сотрудниками музея допускаются некоторые ошибки, что делает экспозиции менее привлекательной в глазах посетителей. Например, часто посетители недовольны бликами от источников света, из-за которых они не могут, как следует рассмотреть музейный предмет. 

В этом случае светильники необходимо расположить так, чтобы свет, который они излучают, при отражении не попадал в глаза. Оптимальным вариантом размещения осветительных приборов является их крепление на шинопроводе под углом 30 градусов от вертикальной оси. При таком решении свет больше не будет образовывать блики на произведениях искусства и попадать в глаза, а значит посетители смогут избавиться от дискомфорта при осмотре экспозиции.

Закупая осветительные приборы, необходимо обратить внимание на  цветовую гамму. Как правило, для освещения экспозиции музея  цветовая гамма источников света может достигать от 2700 до 6000 Кельвинов, создавая при этом различную атмосферу  выставки.  Чтобы не разрушить целостность экспозиционного пространства, в обязательном порядке нужно использовать источники света одинаковые по цветовой температуре. Хотя достаточно часто сотрудники мало обращают внимание на этот нюанс.

При организации освещения не стоит использовать только общий свет экспозиции, поскольку в результате такого решения экспонаты просто теряются в пространстве. Лучше всего в данном случае использовать сочетание акцентного и общего освещения.

Сегодня довольно часто  в музеях  применяют прием высвечивания витрины с экспонатами или отдельных предметов. Конечно же, такой прием уже по инерции привлекает внимание посетителей. Однако при этом они не смогут подолгу задерживаться возле экспозиции, так как от контраста очень зрение устает очень быстро. А это влечет за собой не совсем приятные моменты. Ведь если устали глаза, то человек начинает чувствовать усталость во всем организме.

В последнее время во многих музеях используется проекционная видеотехника. Конечно же, такая инновация способствует привлечению внимания посетителей. Однако в некоторых случаях проектировщики не учитывают, что рядом с видеопроекцией размещаются  некоторые экспонаты, требующие светового выделения. Поэтому качество проекции получается довольно низким.  Решить данную проблему можно способом сочетания осветительных видеотехники и осветительных приборов.

Экспозиция выгодно смотрится в том случае, если освещение зала обеспечивается только с помощью искусственных источников света при полностью закрытых окнах. Если же в зале открыто окно, то это может создавать чрезмерную освещенность экспонатов выставки, что может стать причиной разрушительного воздействия  на эти экспонаты.

Нормы освещенности музейных экспонатов

Группа экспонатов по степени светостойкости

Освещенность, лк

Цветовая температура, К

Относительное содержание излучений в УФ диапазоне,

мкВт/лм

Относительное содержание излучений в ИК диапазоне,

мкВт/лм

1. Стекло, керамика, минералы, металлы

200-500

4000-6000

20-200

30-40

2. Масляная живопись, кожа, дерево, кость, иконы

75-150

2700-3100

20-45

50-70

3. акварель, темпера, ткань, бумага

30-50

2700-3100

20-30

90-120

Допустимые уровни освещённости и безопасное время экспозиции музейных и галерейных экспонатов

Категория материалов

Допустимая освещенность

Годовое время экспозиции

(не более), ч/год

Предельная величина годового облучения экспоната

лк∙ч/год

Нечувствительные материалы

не ограничивается

не ограничивается

не ограничивается

Материалы с незначительной чувствительностью

200 лк

3000

600 000

Материалы средней чувствительности

50 лк

3000

150 000

Материалы высокой чувствительности

50 лк

300

15 000

Не секрет, что то разнообразие современной техники, которое представляет рынок, дает огромные возможности проектировщикам. Однако прежде, чем воспользоваться этими возможностями, необходимо полностью детализировать весь сценарий  их использования. Это поможет избежать каких бы то ни было сбоев в работе осветительной системы. Не стоит забывать также и об установлении аварийных осветительных приборов, основным предназначением которых является определение пути эвакуации в случае отключения электроэнергии.

Доверяя организацию светового обеспечения той или иной светотехнической компании, с самого начала необходимо убедиться в ее надежности и профессионализме специалистов. Поскольку не всегда представленная реклама соответствует действительности. И как результат – некачественное освещение экспозиции.

Какие источники света выбрать

Большое значение для обеспечения освещения имеет правильный выбор осветительного оборудования. Современный рынок предлагает массу осветительных приборов, которые смогут не только преподнести экспозицию в выгодном свете, но способствовать энергосбережению. Наиболее распространенными источниками света являются люминесцентные, галогенные и светодиодные лампы  накаливания. Каждый из них имеет как свои преимущества, так и некоторые недостатки.

Если говорить о галогенных световых источниках, то стоит заметить, что  они нашли широкое применение  для освещения музейных предметов, хотя  по сравнению с другими лампами имеют довольно большую  мощность и низкую световую отдачу. Но, несмотря все свои недостатки, данные приборы имеют множество преимуществ, например:

  • просты в подключении;
  • имеют отличную цветопередачу;
  • предоставляют возможность регулирования светового потока.

Хорошо известно  и о достоинствах люминесцентных ламп, которые заключаются в обладании большой световой отдачей и длительным сроком эксплуатации. Также нужно отметить и такие преимущества, как различная цветность излучения, отличная цветопередача  и возможность регулирования светового потока.

Однако при всем этом такие источники  света невозможно включить без использования специальных приборов. Помимо этого, отмечают и другие их недостатки:

  • слабую яркость;
  • гудение;
  • большие габариты;
  • постепенное разгорание и другие.

Также с помощью такого источника невозможно создать направленный свет. Сегодня при создании музейной экспозиции начали широко применять светодиоды. Однако  стоит заметить, что несмотря на большое количество производителей, данный осветительный элемент находится на стадии развития, а стандарты только-только начинают формироваться. Хотя уже сейчас можно отметить и достоинства и недостатки этого источника света.

Среди достоинств стоит выделить следующие:

  • высокую светоотдачу;
  • длительный срок использования;
  • небольшие габариты;
  • качественную работу при низком напряжении;
  • безопасность в использовании;
  • отсутствие ультрафиолетового и инфракрасного излучения  и другие.

К недостаткам в первую очередь относят малую единичную мощность, использование трансформаторов при работе на низком напряжении, высокую стоимость и прочие.

Какие бы источники света не использовались при оформлении экспозиционного пространства, главное помнить, что от их правильного расположения в музейном зале зависит то, в каком свете предстанут предметы экспозиции перед посетителями.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×