Библиотечное обслуживание

710
Качественное обслуживание пользователей является одним из наиболее важных требований к деятельности любого учреждения культуры, включая библиотеки. Ведь именно благодаря этому показателю, организация может привлечь к себе внимание большинства потребителей

Наладить библиотечное обслуживание на соответствующем уровне можно только при наличии современной нормативно-правовой базы регионов, которая будет отвечать задачам управления в библиотечной сфере.

Какие цели региональной нормативно-правовой базы сферы библиотечной деятельности

Прежде всего необходимо заметить, что региональная нормативно-правовая база необходима для того, чтобы оптимизировать  полномочия, касающиеся организации предоставления качественных услуг библиотеками.  Также она предназначена для того, чтобы:

  • создать единый порядок выполнения полномочий по организации библиотечного обслуживания на территории каждого отдельного региона;
  • реализовать полномочия в их полном объеме по комплектованию и сохранности библиотечных фондов во всех муниципальных образованиях;
  • обеспечить эффективное использование средств местных бюджетов;
  • сформировать целостную библиотечно-информационную систему с ее технологическими, управленческими и идеологическими связями  и так далее.

Читайте бесплатно в системе «Культура»

О законных правовых основаниях для оптимизации полномочий

Несколько лет назад законодательная  база библиотечной сферы была пополнена еще одним нормативно-правовым документом – Федеральным законом №136-ФЗ, который способствовал появлению законных правовых оснований для оптимизации полномочий, касающихся вопросов организации предоставления  библиотечных услуг населению.

Данный Закон внес некоторые изменения в раннее изданные нормативные акты, в которых были представлены принципы организации законодательных и исполнительных органов государственной власти регионов, а также принципы организации местного самоуправления на территории  Российской Федерации.

Внесенные изменения могут оказать положительное влияние на решение проблем, связанных с деятельностью библиотек сельских поселений, которые на сегодняшний день являются самыми уязвимыми. В соответствии с ФЗ-№136 субъекты РФ получили дополнительные  правомочия, благодаря которым, появилась  возможность учета специфики и финансовых возможностей сельских поселений  в процессе формирования регионального законодательства.

К дополнительным можно отнести правомочия, касающиеся следующих вопросов:

  • закрепления дополнительных вопросов местного значения за сельским поселением;
  • перераспределения полномочий между органами государственной власти субъекта РФ и органами местного самоуправления.

Если говорить о закреплении полномочий, то стоит заметить, что при решении данного вопроса в обязательном порядке нужно учитывать региональную специфику, например, исторические, финансовые и территориальные особенности как отдельных муниципальных образований, так и региона в целом.

Что касается перераспределения полномочий,  то в этом случае в качестве объекта выступают полномочия, касающиеся организации предоставления библиотечных услуг потребителям. При этом также определяются и цели перераспределения, среди которых стоит выделить следующие:

  • централизацию ресурсов, необходимая для того, чтобы решение вопросов по организации информационно-библиотечного обслуживания было эффективным;
  • повышение качества управления библиотеками региона и другие.

Не стоит забывать, что для перераспределения полномочий определятся специальные сроки. Так, к примеру,  длительность перераспределения может достигать срока, который должен быть равна или больше срока полномочий законодательного органа государственной власти региона.

Опираясь  на результаты анализа тех региональных законов, которые были приняты на основе Закона №136-ФЗ  и затрагивают вопросы регулирования полномочий в сфере библиотечного обслуживания, можно заметить, что на сегодняшний день существует целый спектр подобных правовых актов.

В их перечень входят законы, касающиеся закрепления отдельных вопросов местного самоуправления, внесения изменений в  региональные законы, которые осуществляют регулирование межбюджетных отношений, перераспределения полномочий  и так далее.

О выборе подхода оптимизации полномочий

С точки зрения регионального законодательства существует два разных подхода, на основе которых можно оптимизировать полномочия органов местного самоуправления по организации предоставления библиотечных услуг населению. В первом случае полномочия закрепляются за сельскими поселениями, а во втором полномочия сельских поселений передаются на уровень муниципальных образований.

Первый подход начал осуществляться еще десять лет  назад. Его началом послужила реформа местного самоуправления, в результате которой полномочия, касающиеся вопросов организации библиотечного обслуживания,  во многих регионах были возложены именно на сельские поселения.

Однако массовое закрытие сельских учреждений культуры, низкое качество  обслуживания и доступности услуг библиотек послужило тому, что полномочия были переданы муниципальным районам. Пару лет назад дублирование полномочий сельских поселений и муниципальных образований было признано нерациональным. И главной причиной этого является ни что иное, как недостаточная бюджетная обеспеченность поселений.

На сегодняшний день первый подход к закреплению полномочий не соответствует тем задачам, которые способствуют повышению эффективности предоставления библиотечных услуг населению. Но при этом многие регионы до сих пор не могут отказаться от этого варианта и уже по инерции продолжают закреплять библиотечные полномочия за сельскими поселениями, не проанализировав сложившуюся в муниципальных образованиях ситуацию.

Второй подход осуществляется в соответствии с основными положениями Федерального закона  №136-ФЗ. В результате его осуществления появляется возможность создания единого порядка на основании которого реализуются библиотечные полномочия  на всей территории каждого из регионов.

Благодаря такому подходу, рационально расходуются средства местных бюджетов. Кроме этого, он способствует восстановлению сетевого принципа организации предоставления библиотечных услуг населению.

По мнению специалистов, оптимизировать полномочия органов местного самоуправления по вопросам, которые касаются деятельности библиотек, осуществляющейся в рамках регионального законодательства, невозможно при использовании только одного варианта. Практика подтверждает необходимость их сочетания при учете региональной специфики.

Целесообразно в качестве базового распределения полномочий выбрать и закрепить в региональном законе подход, основой которого является их передача на уровень муниципального района. Что касается сельских поселений, то за ними также можно закрепить вопросы по организации обслуживания населения библиотеками, однако при этом необходимо учитывать такие обстоятельства, как, к примеру, зависимость поселения от его бюджетной обеспеченности.

На сегодняшний день вопрос выбора подхода к осуществлению оптимизации полномочий по организации предоставления услуг библиотеками продолжает оставаться актуальным. Усложнение его решения вызвано несколькими причинами, среди которых стоит отметить:

  • отсутствие соответствующей методической и нормативно-правовой базы;
  • отсутствие рекомендаций федеральных органов власти и другие.

В связи с этим стоит предпринять определенные меры, способствующие  решению данной проблемы. С самого начала необходимо сформировать нормативно-правовую базу на уровне регионов, благодаря которой можно будет разграничить, закрепить и перераспределить полномочия, касающиеся организации библиотечных услуг.

Также на основе  регионального закона о местном самоуправлении стоит передать полномочия сельских поселений по данному вопросу муниципальным образованиям.  Не менее важную роль имеет и закрепление полномочий за отдельными сельскими поселениями законом субъекта РФ.

Статистический учет библиотечного обслуживания

Основные учетные документы: первичка для ежедневного заполнения

Название учетного документа

Для чего используют

Формуляр читателя (электронный формуляр читателя)

для учета пользователей, учета посещений, контроля и учета выданных и возвращенных документов, анализа чтения

Электронная БД пользователей библиотеки

для учета пользователей, учета посещений

Картотека регистрации абонентов МБА (электронная база данных)

для учета абонентов и анализа сведений о них

Картотека регистрации абонентов информации (электронная база данных)

для учета абонентов и анализа сведений о них

Карточка регистрации читателя

для учета пользователя и анализа сведений о нем

Книжный формуляр

для учета и контроля выданных и возвращенных пользователем документом и анализа их использования

Контрольный листок

для учета посещений пользователя подразделений библиотеки, контроля за выданными и возвращенными документами

Разовый контрольный листок

для учета посещений разовыми пользователями подразделений библиотеки

Листок читательского требования

для поиска и выдачи документов, учета и анализа запросов и отказов

Лист (журнал) учета справок и консультаций

для учета отказов по запросам и анализа отказов

Паспорт мероприятия

для учета и анализа мероприятия, проводимого библиотекой

Счетчик посещений сайта библиотеки

для учета обращений удаленных пользователей

Код пользователя, зарегистрированный на сервере библиотеки

для учета удаленных пользователей



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль