Законодательство в сфере культуры

1164
В настоящее время законодательство Российской Федерации включает множество нормативно-правовых актов, чье действие направлено на регулирование деятельности учреждений сферы культуры. Однако основу правового регулирования все же представляет Конституция РФ и Основы законодательства о культуре

Об источниках правового регулирования сферы культуры

Именно Основы о культуре  представляют собой правовую платформу развития и сохранения сферы культуры, а также   выступают в роли очень важной особенности современного этапа развития законодательства России о культуре.

Несмотря на то, что приоритет Основ законодательства о культуре  перед другими нормативными документами не предусмотрен, их основной ролью так и продолжает оставаться  роль одного из главных центров законодательной сферы.  Причиной этого в первую очередь является закрепление принципов государственной культурной  политики, а также общих для сферы культуры норм и понятий, которые определяют основы статуса учреждений культуры и правовое положение культурного наследия и национального достояния России.

Кроме этого, в данный документ включены нормы, касающиеся распределения полномочий органов власти разных уровней в области культуры и искусства. Поэтому Основы законодательства Российской Федерации  о культуре и рассматриваются как одна из частей законодательства сферы культуры, чьи нормы и принципы находят свое продолжение в других законодательных документах, посвященных тому или иному направлению деятельности в данной сфере.

К источникам правового регулирования культуры относится и множество других законодательных документов. К примеру,  ГК РФ обеспечивает установление правового режима охраны результатов интеллектуальной деятельности, включая произведения литературы, науки и искусства. Особенности правового положения фондов музея и создания самих музеев определяются Федеральным законом  «О музейном фонде Российской Федерации и музеях РФ».

Такие принципы государственной политики в области кинематографа, как создание для потребителей всех условий, необходимых для обеспечения доступа к произведениям кинематографии,  ответственность государства за развитие и сохранение данной сферы и так далее, устанавливаются Законом №126-ФЗ.

Действие Федерального закона №169 «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» направлено на регулирование отношений, которые возникают в ходе осуществления профессиональной деятельности архитекторов, касающейся создания архитектурных объектов.  Данный документ был принят с целью обеспечения духовно и социально полноценной, безопасной и экологически чистой среды жизнедеятельности как отдельного человека, так и общества в целом.

Деятельность таких учреждений культуры, как библиотеки, регулируется  Федеральным законом №78-ФЗ. Этот законодательный актом устанавливает принципы деятельности данных организаций, которые  обеспечивают:

  • гарантию  прав на свободный доступ пользователей, этнических общностей и общественных объединений  к информации;
  • свободное духовное развитие человека;
  • приобщение пользователей к ценностям мировой и национальной культуры;
  • образовательную деятельность и так далее.

Помимо вышеуказанных нормативно-правовых документов  существуют и другие акты, действие которых направлено на обеспечение оптимальных условий для развития и сохранения области культуры и искусства, например, Федеральные законы:

  • «Об обязательном экземпляре документов»;
  • «Об архивном деле в Российской Федерации»;
  • «О вывозе и ввозе культурных ценностей»  и многие другие.

Читайте бесплатно в системе «Культура»

Законодательство в сфере культуры о культурном наследии РФ и других сферах области культуры

Одним из достаточно важных вопросов сферы культуры является регулирование отношений, касающихся сферы сохранения, популяризации, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов России.

Более десяти лет назад был издан Федеральный закон №73-ФЗ, действие которого, помимо регулирования отношений,  направлено на обеспечение права доступа каждого потребителя к культурным ценностям, права на сохранение  и развитие культурной самобытности, защиту и сохранение историко-культурной среды обитания и многое другое.

Сохранение исторического и культурного наследия, защита памятников истории и культуры является прямой обязанностью каждого современного пользователя. Правовое решение данного вопроса обеспечивается Законом №4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» и другими правовыми актами.

Исторически Российская Федерация была сформирована как союз огромного количества разных культур и народов. Во все времена основой духовности российского народа была идея мира, общего для представителей всех национальностей и конфессий. В связи с этим многими федеральными законами были установлены правовые основы, обеспечивающие гарантии самобытного социально-экономического и культурного развития коренных народов России, а также защищающие их исконную среду обитания, сложившийся образ жизни и  так далее.

Неотъемлемым  достоянием  творчества народов России, сохранение, возрождение и развитие которых  представляет одну из достаточно значимых задач,  являются народные художественные народные промыслы. С целью регулирования отношений в данной области  в свое время был издан  ФЗ №7 « О народных художественных промыслах».

Немаловажное значение имеет в законодательстве сферы культуры  имеет и принятие Закона №329-ФЗ, гарантирующего  развитие национальных видов спорта, которые сложились в той или иной этнической группе и имеют социальную и культурную направленность.  В данном случае спорт выступает в качестве сферы социально-культурной деятельности.

Федеральный закон «О национально-культурной автономии» также представляет собой весомый документ, выполняющий немаловажную роль в решении вопросов, касающихся сохранения самобытности, развития языка,  образования и культуры этнических общностей,  которые находятся в ситуации национальных меньшинств.

В соответствии с данным документом национально-культурная автономия представляет собой вид общественного объединения, а в качестве ее  организационно-правовой формы выступает общественная организация.

Как известно, соотечественники, проживающие в других странах имеют право получать поддержку со стороны Российской Федерации касательно реализации культурных прав и сохранения самобытности. В этом случае с целью оказания поддержки своим соотечественникам в отношении решения вышеуказанных вопросов органы государственной власти предпринимают такие действия:

  • предоставляют помощь различным организациям культуры;
  • способствуют изучению культурного наследия;
  • предпринимают меры касательно обеспечения культурного обмена между Россией и соотечественниками, находящимися за рубежом.

Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» включает в себя направления , которые касаются содействие всестороннему развитию детей, реализации личности каждого отдельного ребенка  и воспитанию гражданственности и патриотизма. 

Что касается привлечения детей и подростков, которые находятся в социально опасном положении, к  занятиям в клубах, кружках и секциях различных направлений, а также их приобщения  к культурным ценностям, то этот процесс должен осуществляться органами и учреждениями  культуры, спорта и другими организациями  в соответствии с Федеральный Закон №120.

О создании общего механизма регулирования деятельности в сфере культуры

Стоит заметить, что представленное количество нормативно-правовых документов сферы культуры охватывает огромный спектр вопросов разных направлений. Сегодня законодатель занимает уверенную позицию на пути углубления специализации современного законодательства о культуре, соответствующего различным видам  деятельности в данной сфере.

Именно в этом проявляется одна из наиболее важных особенностей действующего законодательства, заключающаяся  в повышении роли закона  в правовом регулировании деятельности учреждений культуры, искусства и образования. На протяжении двадцатипятилетнего  периода законодателем было принято около полутора десятка нормативно-правовых документов, которые касаются непосредственно вопросов, связанных с культурными ценностями.

И одно наиболее значимых мест в данном перечне документов занимают именно Основы законодательства о культуре, что представляет собой не менее важную особенность этапа развития  современной законодательной системы в России. 

Многие проблемы, которые возникают в процессе деятельности учреждений культуры,  не требуют регулирования со стороны отдельных законодательных актов. В связи с этим  органы власти применяют различные возможности, касающиеся решения правовых и организационных вопросов. Примером может стать применение нормативных документов Правительства Российской Федерации с целью оказания  поддержки цирковому и театральному искусствам со стороны государственных структур.

Как правило, такие документы имеют тесную связь  с другими законами и, в первую очередь, с самими Основами о культуре. То есть вносят свою лепту в процесс формирования отрасли законодательной системы Российской Федерации о культуре, помогая создавать инструментарий регулирования деятельности в этой сфере.

Какую роль выполняют  Основы государственной культурной политики

На сегодняшний день   ориентиром законотворческой деятельности   выступают Основы государственной культурной политики, которые стоят в одном ряду с такими документами, как Конституция РФ, многие положения международных соглашений и, конечно же, Основы о культуре.

Однако стоит заметить, что данный нормативный акт не может быть использован в качестве базового документа для осуществления разработки и усовершенствования нормативно-правой базы, которая необходима для регулирования процесса культурного развития. Это объясняется тем, что роль такого документа уже отведена именно Основам законодательства о культуре.

Кроме того,  в настоящее время в Основах государственной культурной политики РФ отсутствуют понятные и конкретные механизмы  их реализации. Поэтому они носят лишь декларационный характер, а не являются реально действующим документом.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×