Детский путеводитель

827
Среди посетителей музея много школьников младших и средних классов. Поэтому учреждению культуры необходимо позаботиться о том, чтобы литература, которую оно выпускает, была не только доступной, но и понятной для этой целевой аудитории

Об использовании детских путеводителей

Особое внимание стоит уделить изданию  путеводителей, с помощью которых дети и подростки смогут  легко ориентироваться на территории музея, получая при этом эстетическое наслаждение и интеллектуальное удовольствие. К этому, собственно, и стремиться данное учреждение.

Вместе с тем, наличие детских путеводителей способствует просвещению и образованию посетителей, а также привлекает в музей взрослую аудиторию – родителей или других родственников  школьников.  Поэтому данные издания по праву могут носить статус семейных.

Практически в каждом музее есть отдел музейной педагогики, сотрудники которого проводят занятия для школьников, используя при этом детские путеводители.  Также данные издания можно приобрести на территории музея-заповедника, что отвечает потребностям не только организованных групп посетителей, но и тех, кто посещает музей в одиночку.

Благодаря путеводителям, и те, и другие, могут получить полную информацию о данном учреждении, его экспонатах, мероприятиях и так далее. Учреждение может издавать путеводители как по территории музея, так и  по каждой отдельной экспозиции.

Поскольку издание детского путеводителя – дело довольно сложное,  к его подготовке стоит привлечь сотрудников отдела музейной педагогики, которые непосредственно работают с детской аудиторией и знают все ее особенности.

Подготовка музейного путеводителя для детей, как правило, строится на следующих принципах:

  • иметь четко проложенный маршрут;
  • текст, представленный в издании, должен быть написан на доступном для данной аудитории языке;
  • быть компактным, но при этом представлять наиболее важные и интересные объекты;
  • иметь привлекательный внешний вид и запоминающееся иллюстрированное сопровождение и другие.

Но самое главное – это то, что путеводитель должен быть увлекательным.

Читайте бесплатно в системе «Культура»

Как оформить детский путеводитель по музею

Оформление путеводителя для детей требует особого подхода, поскольку от этого в большой степени зависит возникновение желания у ребенка увидеть тот или другой музейный предмет или коллекцию, посетить заинтересовавший его уголок и так далее.

Обложка путеводителя может выполнять две функции, то есть одновременно со своим прямым предназначением выступать в роли карты-схемы с проложенным маршрутом.  Многие посетители на практике убедились в удобстве такого подхода. Ведь достаточно легко и удобно двигаться от одного объекта к другому, держа в одной руке карту с проложенным маршрутом, а в другой – саму книжечку с текстом.

Рисуя карту, художники  стараются сделать ее как можно боле забавной. При этом  во многих случаях изображаются не только исторические памятники, существующие на текущий момент, но и давно утраченные, которые, предположительно, находились на том или ином месте.

Примером может послужить составление путеводителя такого исторического объекта, как дворец Дурасова в Люблине.  Основной логикой маршрута является предложение посетителям музея осмотреть данное строение в роли гостя армейского бригадира.  Такое предложение  связано с тем, что сам дворец имеет не совсем обычную форму – сочетание в плане креста и круга. Такая форма строения не предполагает анфилад.

Здание дворца является достаточно компактным. Оно окружено парком, поэтому в данном случае появляется возможность  за короткое время провести посетителей по этому парку и провести осмотр объекта со всех сторон. После этого они могут подняться по главной лестнице в вестибюль дворца и пройти по всех залах, как в те далекие времена делали гости Дурасова. В этом случае используется в основном словесная навигация, однако, при этом присутствует и небольшая карта-схема.

Особенностью составления детских путеводителей является и то, что визуальный ряд  не должен просто повторять то, что посетители учреждения культуры  видят перед собой. Ведь поле зрения человека намного шире той картинки, которая предлагается в книжке. Поэтому лучше всего, если изображение объекта в путеводителе будет представлено в виде «марочки».  Это убедит посетителя в том, что информация касается именно данного памятника или территории.

Иллюстрации должны привлечь внимание ребенка даже к самым мелким деталям, которые самостоятельно он вряд ли увидит. Можно использовать способы приближения или увеличения того, что в реальности находится на большом расстоянии от глаз.

К примеру, на иллюстрациях можно хорошо рассмотреть  верхние части высоких дворцовых стен, потолки или размещенные на них плафоны. В этом случае можно отметить одно из преимуществ путеводителя перед реальными экскурсоводами, которые  не могут увеличить или приблизить  определенный объект.

Также в путеводителе можно использовать метод сопоставления музейных объектов, которые в реальности находятся  в совсем разных местах, расположив их рядом друг с другом. Одним из заданий путеводителя является расширение визуального ряда музейной экспозиции.

Кроме этого детские путеводители должны выполнять и другие функции, а именно:

  • способствовать активному усвоению информации, а не ее простому потреблению;
  • стимулировать к осуществлению самостоятельного поиска, а также многие другие.

Внешняя привлекательность, красивые и запоминающиеся иллюстрации должны вызывать у ребенка желание  поиграть или поработать  с данным пособием.

Если говорить о стимулировании к самостоятельному поиску, то в этом случае стоит прибегнуть  к включению в путеводитель различных заданий, например:

  • решить задачу;
  • ответить на поставленный вовпрос;
  • разгадать ребус, кроссворд или загадку;
  • нарисовать рисунок;
  • дописать предложение;
  • раскрасить картинку;
  • найти в экспозиции тот или иной предмет и так далее.

Воспользовавшись хотя бы раз таким путеводителем, у детей, как правило, возникает желание  просмотреть их или поработать сними снова и снова.

Каким должен быть язык путеводителя

Детский путеводитель должен быть доступным для любого школьника. Но вместе с тем его содержание должно быть строго научным, а форма изложения пользоваться популярностью.  Относительно научности, то авторы данного пособия  чаще всего консультируются с научными сотрудниками учреждения культуры или хранителями музейных фондов.

Язык путеводителя должен отвечать следующим требованиям:

  • быть четким;
  • в изложении должны использоваться короткие фразы;
  • минимальное использование сложных оборотов;
  • построение рассказа от имени сказочных героев, сопровождающих посетителей музея, например, льва – символа царской власти, единорога, мудрого сверчка и других;
  • наличие терминов и незнакомых слов должно быть минимальным и сопровождаться разъяснениями в доступной для детей форме;
  • разъяснения стоит дополнять необходимым изображением, в некоторых случаях не одним, а несколькими.

Художники, которые подготавливают иллюстрации к разъяснениям, должны иметь опыт работы с детской литературой. Также в этом случае  является необходимым тесное взаимодействие редактора и автора путеводителя. Разъяснение может предоставляться в разных формах, к примеру, в виде загадки, кроссворда или ребуса.

Ведь в наше время вряд ли можно встретить ребенка, а иногда и взрослого, который бы точно знал о предназначении таких сельскохозяйственных орудий, как  плуг, борона или соха, которые когда-то использовались крестьянами. Поэтому с целью определения их предназначения и выяснения того, как они выглядят, автор может предложить такое задание, как распутывание путаницы.

При составлении путеводителя для детей стоит обратить внимание и на его обширность. Лучше всего, если он будет вмещать столько информации, сколько можно воспринять на протяжении одного урока. При этом посетители  должны получить сведения о наиболее важных объектах данного учреждения культуры. Оптимальным вариантом является 24 страницы с текстом, сопровождающимся иллюстрациями, размером в половину авторского листа.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×