Обучение в музее: инновационные образовательные технологии

210
Отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» начал свою работу над проектом, основой которого является дистанционное обучение

Сегодня образовательная и просветительская деятельность музеев достигла такого уровня, когда уже невозможно обойтись без  внедрения информационно-коммуникационных технологий.

О реализации идеи дистанционного обучения

В ходе проекта были разработаны учебные материалы с использованием дистанционных технологий. Это дало возможность обеспечить доступность методических материалов для партнеров музея и преподавателей образовательных организаций, чья деятельность осуществляется в соответствии с рекомендациями  отдела по темам, касающимся изобразительного искусства. 

Несколько лет назад в рамках проекта «Музей. Инновационные образовательные технологии. Творчество» была создана технологическая база системы электронного обучения в музее. Кроме этого, была проведена немалая работа по разработке концепции ресурсных центров творческого развития детей и подростков  на региональном уровне.

В этом случае ресурсные центры выступили в роли трансляторов электронно-образовательного ресурса, который включает  в себя учебные материалы по изобразительному искусству, позволяющие выполнить следующее:

  • тестирование пользователей;
  • оценивание;
  • обратную связь с разработчиками учебных материалов.

Курсы дистанционного обучения предназначаются для целевых аудиторий, которые относятся к разным возрастным группам:

  • учащихся;
  • студентов;
  • педагогов;
  • сотрудников музея.

Читайте бесплатно в системе «Культура»

О задачах и содержании учебных материалов

Главными задачами курсов дистанционного обучения являются:

  • обучение приемам зрительного восприятия;
  • ознакомление с историей искусств;
  • формирование интереса к визуальным видам искусства;
  • подготовка посетителей к встрече с подлинными предметами и коллекциями.

Знакомясь с данными материалами, пользователи системы электронного обучения получают определенные знания, умения и навыки, которые в дальнейшем используются для чтения визуальных текстов при изучение мира искусства.

Во время курсов обучающиеся  пользуются электронными лекциями, позволяющими раскрыть художественные понятия и категории не только на примерах изобразительного искусства, но и на тех образах, которые созданы человеком и природой. К примеру,  при работе с фотографиями, на которых изображены различные природные явления, у пользователя развивается визуальное мышление.

Также обучаемые получают и практические задания, способствующие формированию творческого восприятия   предметов и явлений окружающей действительности.

Группе студентов одного из высших учебных заведений во время образовательного процесса был предоставлен материал по курсу «Язык изобразительного искусства» для самостоятельного изучения. Результаты обучения контролировались и оценивались преподавателем, который курировал данную группу.

Проверка  освоения  материала, а также способности применения полученных знаний на практике  осуществлялись непосредственно в залах музея.  В процессе проверки педагог  проводил со студентами беседы, основной темой которых было разнообразие выразительных средств в изобразительном искусстве.

Использование данного метода дало возможность предоставить группе качественный материал для предварительной подготовки. Также это позволило сформировать в обучаемых заинтересованность  изучения материала с помощью информационных образовательных технологий.

Другим, не менее ярким примером, являются дистанционные курсы для сотрудников учреждений сферы образования, которые используют в работе программу «Здравствуй, музей!». Основным направлением программы является привлечение внимания учащихся к музею и изобразительному искусству, выступающих основным средством формирования как эстетических, так и нравственных основ личности.

Поэтому педагоги, работающие по данной программе, с самого начала знакомятся с курсами дистанционного обучения, благодаря которым смогут повысить  свою квалификацию в рамках заданных тем. В некоторых случаях дистанционные курсы  применяются и учителями общеобразовательных школ. Как правило, они используются во внеурочной деятельности учащихся.

Какие сложности в ходе реализации проекта

На сегодняшний нечасто можно встретить человека, который бы не пользовался компьютером и Интернетом. Но чаще всего всемирная «паутина»  используется в качестве развлекательной среды или источника для поиска и скачивания готового материала. Особенно это относится к детям и молодежи.

У современного общества практически отсутствует привычка использования во время учебного процесса образовательных ресурсов в электронном виде.  Информационно-коммуникационное пространство  только-только начинает осваиваться учреждениями образования  с целью создания образовательных ресурсов.

Одной из главных проблем, касающихся внедрения в учебный процесс электронных материалов, является отсутствие учета времени в учебной нагрузке преподавателя. Его рабочее время не рассчитано  на решение таких вопросов, как:

  • знакомство с электронной системой обучения;
  • ознакомление с материалами дистанционных курсов;
  • контроль  за применением тестовых заданий и их результатами;
  • проверка ответов участников курсов и так далее.

Его учебная нагрузка включает только подготовку  и применение электронных образовательных ресурсов.

Если говорить о работниках образовательных отделов художественных музеев, которые непосредственно занимаются  внедрением  дистанционных курсов в рамках ресурсных центров РФ регионального уровня, то  стоит заметить, что включение ими таких курсов  в образовательный процесс  сопровождается некоторыми сложностями. Одной из главных причин, препятствующих взаимодействию системы образования с данными учреждениями культуры,  является то, что  школы и музеи находятся в разном ведомственном подчинении.

О перспективах дистанционного обучения

Основными преимуществами системы дистанционного обучения являются:

  • мотивация активной самостоятельной работы обучающегося;
  • получение знаний по индивидуальному расписанию и в удобном месте;
  • возможность использования сети Интернет для осуществления  электронного обучения;
  • сбор, обработка, хранение, распространение, отображение различного рода информации;
  • осуществление взаимодействия пользователей, которые территориально удалены друг от друга, с помощью электронных средств коммуникации.

Если в роли обучающихся выступают взрослые пользователи, то контроль и поддержка процесса их занятий на дистанционных курсах  обеспечивается  со стороны куратора и автора материалов с помощью различных видов электронных коммуникаций:

  • в результате проведения вебинаров;
  • по электронной почте;
  • при использовании скайп-технологий и так далее.

Что касается детской аудитории, то в этом случае в роли наставника может выступать  педагог, включающий курс в общую систему обучения образовательного учреждения.

Благодаря возможностям коммуникационного пространства, процесс обучения осуществляется для участников одной группы  в разное время  и независимо от их местонахождения. При этом с помощью данных технологий  можно продемонстрировать результаты полученных знаний, а также этапы лекционных занятий для всех обучаемых . Это станет основой для создания конкурентно среды между участниками группы.

При дистанционном обучении контроль знаний осуществляется с помощью информационных технологий. Разнообразие тестовых заданий способствует автоматизации процесса, обеспечивая при этом снижение момента субъективности проверки.

Кроме этого, такие задания позволяют:

  • использовать  эффективную технологию контроля знаний по всему изученному материалу;
  • снять нагрузку проверки задания с педагога;
  • обучаемому моментально увидеть результат ответа.

Также как и при классическом обучении,  допускается проведение апелляции  и изменение полученных баллов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Рассылка




© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×