Обучение в музее: инновационные образовательные технологии

144
Отделом «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» начал свою работу над проектом, основой которого является дистанционное обучение

Сегодня образовательная и просветительская деятельность музеев достигла такого уровня, когда уже невозможно обойтись без  внедрения информационно-коммуникационных технологий.

О реализации идеи дистанционного обучения

В ходе проекта были разработаны учебные материалы с использованием дистанционных технологий. Это дало возможность обеспечить доступность методических материалов для партнеров музея и преподавателей образовательных организаций, чья деятельность осуществляется в соответствии с рекомендациями  отдела по темам, касающимся изобразительного искусства. 

Несколько лет назад в рамках проекта «Музей. Инновационные образовательные технологии. Творчество» была создана технологическая база системы электронного обучения в музее. Кроме этого, была проведена немалая работа по разработке концепции ресурсных центров творческого развития детей и подростков  на региональном уровне.

В этом случае ресурсные центры выступили в роли трансляторов электронно-образовательного ресурса, который включает  в себя учебные материалы по изобразительному искусству, позволяющие выполнить следующее:

  • тестирование пользователей;
  • оценивание;
  • обратную связь с разработчиками учебных материалов.

Курсы дистанционного обучения предназначаются для целевых аудиторий, которые относятся к разным возрастным группам:

  • учащихся;
  • студентов;
  • педагогов;
  • сотрудников музея.

Читайте бесплатно в системе «Культура»

О задачах и содержании учебных материалов

Главными задачами курсов дистанционного обучения являются:

  • обучение приемам зрительного восприятия;
  • ознакомление с историей искусств;
  • формирование интереса к визуальным видам искусства;
  • подготовка посетителей к встрече с подлинными предметами и коллекциями.

Знакомясь с данными материалами, пользователи системы электронного обучения получают определенные знания, умения и навыки, которые в дальнейшем используются для чтения визуальных текстов при изучение мира искусства.

Во время курсов обучающиеся  пользуются электронными лекциями, позволяющими раскрыть художественные понятия и категории не только на примерах изобразительного искусства, но и на тех образах, которые созданы человеком и природой. К примеру,  при работе с фотографиями, на которых изображены различные природные явления, у пользователя развивается визуальное мышление.

Также обучаемые получают и практические задания, способствующие формированию творческого восприятия   предметов и явлений окружающей действительности.

Группе студентов одного из высших учебных заведений во время образовательного процесса был предоставлен материал по курсу «Язык изобразительного искусства» для самостоятельного изучения. Результаты обучения контролировались и оценивались преподавателем, который курировал данную группу.

Проверка  освоения  материала, а также способности применения полученных знаний на практике  осуществлялись непосредственно в залах музея.  В процессе проверки педагог  проводил со студентами беседы, основной темой которых было разнообразие выразительных средств в изобразительном искусстве.

Использование данного метода дало возможность предоставить группе качественный материал для предварительной подготовки. Также это позволило сформировать в обучаемых заинтересованность  изучения материала с помощью информационных образовательных технологий.

Другим, не менее ярким примером, являются дистанционные курсы для сотрудников учреждений сферы образования, которые используют в работе программу «Здравствуй, музей!». Основным направлением программы является привлечение внимания учащихся к музею и изобразительному искусству, выступающих основным средством формирования как эстетических, так и нравственных основ личности.

Поэтому педагоги, работающие по данной программе, с самого начала знакомятся с курсами дистанционного обучения, благодаря которым смогут повысить  свою квалификацию в рамках заданных тем. В некоторых случаях дистанционные курсы  применяются и учителями общеобразовательных школ. Как правило, они используются во внеурочной деятельности учащихся.

Какие сложности в ходе реализации проекта

На сегодняшний нечасто можно встретить человека, который бы не пользовался компьютером и Интернетом. Но чаще всего всемирная «паутина»  используется в качестве развлекательной среды или источника для поиска и скачивания готового материала. Особенно это относится к детям и молодежи.

У современного общества практически отсутствует привычка использования во время учебного процесса образовательных ресурсов в электронном виде.  Информационно-коммуникационное пространство  только-только начинает осваиваться учреждениями образования  с целью создания образовательных ресурсов.

Одной из главных проблем, касающихся внедрения в учебный процесс электронных материалов, является отсутствие учета времени в учебной нагрузке преподавателя. Его рабочее время не рассчитано  на решение таких вопросов, как:

  • знакомство с электронной системой обучения;
  • ознакомление с материалами дистанционных курсов;
  • контроль  за применением тестовых заданий и их результатами;
  • проверка ответов участников курсов и так далее.

Его учебная нагрузка включает только подготовку  и применение электронных образовательных ресурсов.

Если говорить о работниках образовательных отделов художественных музеев, которые непосредственно занимаются  внедрением  дистанционных курсов в рамках ресурсных центров РФ регионального уровня, то  стоит заметить, что включение ими таких курсов  в образовательный процесс  сопровождается некоторыми сложностями. Одной из главных причин, препятствующих взаимодействию системы образования с данными учреждениями культуры,  является то, что  школы и музеи находятся в разном ведомственном подчинении.

О перспективах дистанционного обучения

Основными преимуществами системы дистанционного обучения являются:

  • мотивация активной самостоятельной работы обучающегося;
  • получение знаний по индивидуальному расписанию и в удобном месте;
  • возможность использования сети Интернет для осуществления  электронного обучения;
  • сбор, обработка, хранение, распространение, отображение различного рода информации;
  • осуществление взаимодействия пользователей, которые территориально удалены друг от друга, с помощью электронных средств коммуникации.

Если в роли обучающихся выступают взрослые пользователи, то контроль и поддержка процесса их занятий на дистанционных курсах  обеспечивается  со стороны куратора и автора материалов с помощью различных видов электронных коммуникаций:

  • в результате проведения вебинаров;
  • по электронной почте;
  • при использовании скайп-технологий и так далее.

Что касается детской аудитории, то в этом случае в роли наставника может выступать  педагог, включающий курс в общую систему обучения образовательного учреждения.

Благодаря возможностям коммуникационного пространства, процесс обучения осуществляется для участников одной группы  в разное время  и независимо от их местонахождения. При этом с помощью данных технологий  можно продемонстрировать результаты полученных знаний, а также этапы лекционных занятий для всех обучаемых . Это станет основой для создания конкурентно среды между участниками группы.

При дистанционном обучении контроль знаний осуществляется с помощью информационных технологий. Разнообразие тестовых заданий способствует автоматизации процесса, обеспечивая при этом снижение момента субъективности проверки.

Кроме этого, такие задания позволяют:

  • использовать  эффективную технологию контроля знаний по всему изученному материалу;
  • снять нагрузку проверки задания с педагога;
  • обучаемому моментально увидеть результат ответа.

Также как и при классическом обучении,  допускается проведение апелляции  и изменение полученных баллов.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Мероприятия

Мероприятия

Проверь свои знания и приобрети новые

Посмотреть

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...



Опрос

Какие рекомендации по работе с результатами независимой оценки качества Вам более всего необходимы? Выберите несколько вариантов

  • Как обеспечить открытость и доступность информации об учреждении и его мероприятиях; 25.58%
  • Как повысить комфортность для посетителей в условиях ограниченного бюджета; 53.49%
  • Как расширить перечень услуг; 55.81%
  • Как формировать стоимость услуг; 46.51%
  • Как влиять на транспортную и пешую доступность к учреждению; 4.65%
  • Как организовать он-лайн продажу билетов и других услуг электронным способом; 32.56%
  • Как сократить время ожидания услуги; 4.65%
  • Как обеспечить доброжелательность, вежливость, компетентность работников учреждения; 34.88%
  • Как сделать эффективной полиграфическую продукцию; 34.88%
  • Какими способами повысить качество услуг. 60.47%
Другие опросы

Рассылка



© Актион-МЦФЭР, 2006–2016. Все права защищены.

Информация на данном сайте предназначена только для работников учреждений культуры.
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-64930 от 24 февраля 2016г.


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников учреждений Культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников учреждений культуры!

Чтобы продолжить чтение статей на портале CULTMANAGER.RU, пожалуйста, зарегистрируйтесь.
Это займет всего 57 секунд. Для вас будут доступны:

— 900 статей
— 1500 ответов на вопросы
— видеосеминары
— множество форм и образцов документов
— бесплатная правовая база
— полезные калькуляторы
— лучшие проекты в области культуры

Вы также получите подарок — pdf- журнал «Справочник руководителя учреждения культуры»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль